СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Уровень воспитанности"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное понятие педагогики – воспитание. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики. Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности ребенка, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики - состоит в развитии сущностных сил ребенка, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность.  В основе качеств личности всегда  лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения. Воспитание - это органическая часть целостного "образования личности", оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.  Процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов. "Реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.

 Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия детского дома, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

                    Изучение и анализ воспитанности воспитанников позволяет:

•       конкретизировать цели воспитательной работы;

•       дифференцированно подойти к воспитанникам  с разным уровнем воспитанности;

•       обеспечить индивидуальный подход к личности каждого воспитанника;

•       обосновать выбор содержания и методов воспитания;

•       соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

•       видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

         Алгоритмом изучения эффективности процесса воспитания являются:

-   определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения результатов     процесса воспитания ;

-   выбор методик изучения;

-   подготовка диагностического инструментария;

-   исследование испытуемых;

-   обработка и интерпретация результатов исследования;

-   анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

         Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания .Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых  коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

 Одним из основных признаков эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания является поведение воспитанников. В деятельности, в проявлении себя во внешнем по отношению к себе миру человек видит результат собственного продвижения к благополучию и счастью. Главным результатом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду - учению), к эстетическим ценностям и т.п. - все это в наибольшей мере проявляется в поведении. Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Поступки не всегда полностью характеризуют меру воспитанности и правильно отражают отношение человека к тому или иному явлению. Более того, поступок может совершаться (или не совершаться) и вопреки истинному отношению человека к чему-либо. На это обращал особое внимание  К.Д.Ушинский.  Он подчеркивал, что не сам поступок, а причина его в наибольшей мере характеризует человека. Это особенно относится к детям: они из самых добрых побуждений делают иногда что-то не так, как следует, и поступают правильно нередко  лишь боясь наказания. Таким образом, мотивы поведения воспитанников можно считать вторым важным критерием эффективности воспитания. Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения. Дети еще не могут и даже не должны знать всех правил поведения человека в обществе. Но эти знания ребенок может получить своевременно только с помощью взрослых. Для этого с ними проводятся разные тематические беседы: час общения «Духовный мир человека», беседа «Береги здоровье смолоду», турнир смекалистых, акции «Мы выбираем жизнь», «Георгиевская ленточка», «День друзей и добрых пожеланий», «Урок памяти и мира», тестирование «Мой дом – моя крепость», ролевая игра «СемьЯ» и др. Выработка умений,навыков, разностороннего развития,  заложены в реализуемых программах «Почемучка» (эколого-образовательная) и «Жемчужина России».   Предлагаю выделить при диагностических процедурах четыре уровня воспитанности:

•       Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности.

•       Достаточный уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях.

•       Низкий уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию.

•       Неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить  как наиболее информативные:

•       отношение к учению;

•       отношение к людям;

•       отношение к самому себе;

•       отношение к природе;

•       отношение к труду;

•       отношение к действительности.         Уровень воспитанности в группе №2 (2013-2014 г.) (по методике Н.Е.Щурковой)   Высокий  уровень воспитанности – Левченко Д., Левченко А., Попович А. Достаточно высокий – Кис В., Воробьева А., Воробьева Е., Ильина Н., Заикин А. Низкий – Кис.Н.   Есть характеристика 3-х уровней воспитанности школьников, предложенные Н.Е. Щурковой.

          Примитивно-поведенческий уровень: учащиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д (группа 2 – 90%)

          Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность. (гр. 2 = 100%)

         Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях. (гр. 2 – 80%)

         Ознакомившись с  характеристикой уровней воспитанности по Н.Е. Щурковой, я пришла к выводу, что коллектив группы №2 находится в основном на примитивно-поведенчесом уровне. Радует высокий эмоциональный уровень воспитанности детей.Следует поработать над уровнем нравственно-мотивированного поведения .

 Хороший детский коллектив – целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное -  опираться на актуальные потребности детей.

 Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает (результативное), что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики .  Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в детском доме.

 В этом плане  интересной является диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой (диагностическая программа прилагается).  Согласно методике М.И.Шиловой , в группе №2 достаточно высокий уровень воспитанности. Детям в целом свойственны ответственность, дисциплинированность, доброта и отзывчивость, простота, скромность, трудолюбие. Но отдельные воспитанники (Заикин А., Кис Н.) показали довольно низкий уровень воспитанности (32-35 баллов). С ними намечена индивидуальная работа по разным направлениям. Процесс воспитания-это сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.          Как показывает опыт, любое детское образовательное учреждение, стремится к тому, чтобы не только дать им то или иное образование, но и  к тому , чтобы в той или иной степени воспитывать их. Поэтому основными параметрами воспитанности можно считать •       Ориентация школьников на общечеловеческие ценности.

•       Гуманизм как доброе отношение к сверстникам, малышам, обслуживающему персоналу школы, к живой и неживой природе.

•       Интеллигентность как личностное свойство человека. Выражается в уважительном отношении к людям, в манере разговора, в умении выслушивать собеседника, в отсутствии назойливости в общении, в стремлении понять другого, посочувствовать ему.

•       Креативность (способность к творчеству).

•       Независимость, свобода в суждениях, мнениях, свобода в поступках. Однако нельзя посягать на свободу другого человека, а свобода должна быть в рамках дозволенного.

•       Ответственность. Она должна проявляться, с одной стороны, в словах, поступках. С другой стороны, человек должен быть ответственен за коллектив, школу, свою малую родину. Но с чувством ответственности не рождаются, его специально формируют с детства, через ознакомление ребенка с его обязанностями, через анализ соответствующих ситуаций в жизни других людей, включение в деятельность в качестве ответственного лица, через анализ и оценку достигнутых результатов.

•       Самостроительство, включающее самопознание, самооценку, самопректирование и самореализацию. Уровень воспитанности (группа №2, 2013-2014 год.)

                 по методике  М.И.Шиловой  

Баллы и итоговая оценка

1

2

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Левченко Д.

4,9-4,5

Я

П

Я

П

П

П

П

П

СП

П

Левченко А.

4,8-4,5

Я

Я

Я

П

П

П

П

П

Я

П

Попович А.

4,9-4,4

СП

Я

Я

П

Я

П

П

П

Я

П

Кис Н.

3,5-3,1

Я

НП

НП

НП

П

П

Я

П

СП

СП

Кис В.

4,6-4,9

П

СП

П

П

Я

П

Я

П

СП

П

Воробьева А.

4,4-4

П

П

Я

П

П

П

П

П

П

П

Воробьева Е.

4,4-4

Я

П

П

П

Я

П

Я

П

СП

СП

Заикин А.

3,2-2,9

СП

СП

НП

СП

СП

СП

СП

СП

СП

СП

Ильина Н.

4,5-4.09

Я

П

П

П

П

П

П

П

П

П

  Хороший детский коллектив – это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности . Главное – они рассчитаны на актуальные потребности детей.  

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!