СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Увеличение доли самостоятельности обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу для школьного методического объединения. "Увеличение доли самостоятельности обучающихся всвязи с применением личностно-оринтированного подхода"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Увеличение доли самостоятельности обучающихся"»

Увеличение доли самостоятельности учащихся на уроке в связи с применением личностно-ориентированного подхода в обучении

Увеличение доли самостоятельности учащихся на уроке

в связи с применением личностно-ориентированного подхода в обучении

Личностно – ориентированное обучение – это  обучение , которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Цель: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для развития самобытной личности.

Личностно – ориентированное обучение – это

обучение , которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для развития самобытной личности.

Активные формы и методы обучения: Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Поворот к значительному увеличению самостоятельности учащихся. Обучение в творческой деятельности: обучение через открытие. Эвристический метод обучения. Метод многомерных матриц

Активные формы и методы обучения:

  • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.
  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий.
  • Поворот к значительному увеличению самостоятельности учащихся.
  • Обучение в творческой деятельности: обучение через открытие. Эвристический метод обучения.
  • Метод многомерных матриц
Проблемное обучение. Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока.
  • Проблемное обучение.
  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока.
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком Цель: Цель: Вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками. Развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в собственной деятельности.

Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком

Цель:

Цель:

Вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками.

Развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в собственной деятельности.

Деятельность учителя: Показывает, объясняет, требует, доказывает, проверяет Организует учебную деятельность, в которой ученик опираясь на совместные разработки, ведет самостоятельный поиск. Напоминает, намекает, подводит к проблеме.

Деятельность учителя:

Показывает, объясняет, требует, доказывает, проверяет

Организует учебную деятельность, в которой ученик опираясь на совместные разработки, ведет самостоятельный поиск. Напоминает, намекает, подводит к проблеме.

Деятельность ученика: Ученик субъект деятельности учителя. Используются методы проблемно-поискового, проектного характера. ЗУН приобретает за счет своих психических возможностей (внимания, памяти)

Деятельность ученика:

Ученик субъект деятельности учителя. Используются методы проблемно-поискового, проектного характера.

ЗУН приобретает за счет своих психических возможностей (внимания, памяти)

Обращение к опыту школьника. а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: Как это делал? Почему? На что опирался? б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.

Обращение к опыту школьника.

  • а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: Как это делал? Почему? На что опирался?
  • б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками.
  • в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.
  • г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий.
Написание предлогов. Задание: спиши, раскрывая скобки. (На) опушке или (в) чаще Нагибайся (до) земли, Лесу кланяйся почаще, Чтоб грибы (к) тебе пришли. Смогли выполнить задание? (да\нет) Посмотрите, как выполнил задание Вова. (текст с ошибкой) Кто же прав: Вова или вы? Как пишутся предлоги со словами? (предположения)

Написание предлогов.

Задание: спиши, раскрывая скобки.

(На) опушке или (в) чаще

Нагибайся (до) земли,

Лесу кланяйся почаще,

Чтоб грибы (к) тебе пришли.

  • Смогли выполнить задание? (да\нет)
  • Посмотрите, как выполнил задание Вова.

(текст с ошибкой)

  • Кто же прав: Вова или вы?
  • Как пишутся предлоги со словами? (предположения)
Приставка как часть слова. Как-то много лет назад Посадили странный  сад Не был сад фруктовым Был он только словом Это слово было корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов Вот из садика рассада, Вот еще посадки рядом. А вот это садовод , с ним садовник идет Очень интересно Гулять в саду словесном.

Приставка как часть слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад

Не был сад фруктовым

Был он только словом

Это слово было корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов

Вот из садика рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот это садовод , с ним садовник идет

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Что можете сказать о выделенных словах? Выделите в словах корень. Какие еще части слова знаете? Выделите. Смогли выполнить задание до конца? (нет) Почему остались невыделенные части? Какой вопрос возникает?

Что можете сказать о выделенных словах?

Выделите в словах корень.

Какие еще части слова знаете? Выделите.

Смогли выполнить задание до конца? (нет)

Почему остались невыделенные части?

Какой вопрос возникает?

по- из- про- об- вы- раз- под- на- выучить разучить обучение подучить доучить уч до- проучить научить изучить поучать

по-

из-

про-

об-

вы-

раз-

под-

на-

выучить

разучить

обучение

подучить

доучить

уч

до-

проучить

научить

изучить

поучать

Применение на уроке разнообразного дидактического материала Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.  Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.  Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.  Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.

Применение на уроке разнообразного дидактического материала

  • Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий.
  • Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.
  • Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.
  • Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
Имена собственные. Уровень 1 Спишите, вставляя названия и клички животных. На крыше мяукает … . Громко лает … . Уровень 2   Спиши. Исправь ошибки.   Летом я живу в деревне. Моему приезду всегда рыды Пёс барбос. Кот барсик, Конь Булат, Корова ночка.

Имена собственные.

Уровень 1

Спишите, вставляя названия и клички животных.

На крыше мяукает … .

Громко лает … .

Уровень 2

  Спиши. Исправь ошибки.

  Летом я живу в деревне. Моему приезду всегда рыды Пёс барбос. Кот барсик, Конь Булат, Корова ночка.

Уровень 3  Вспомните имена и клички персонажей сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик». Деревянный мальчик –  Черепаха – Лиса – Девочка с голубыми волосами – Продавец пиявок –  Отец деревянного мальчишки – Владелец кукольного театра – Кот -

Уровень 3

Вспомните имена и клички персонажей сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик».

Деревянный мальчик –

Черепаха –

Лиса –

Девочка с голубыми волосами –

Продавец пиявок –

Отец деревянного мальчишки –

Владелец кукольного театра –

Кот -

Уровень 1 Спиши, вставляя пропущенные буквы.  Ч…сто, ш…рокий, прич…л, ш…ть. Уровень 2 Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.  Медведи … . Петухи … . Дятлы … . Слова для справок: кричит, стучит, рычит.

Уровень 1

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ч…сто, ш…рокий, прич…л, ш…ть.

Уровень 2

Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.

Медведи … . Петухи … . Дятлы … .

Слова для справок: кричит, стучит, рычит.

Уровень 3  К данным словам подберите слова сходные с ними по смыслу. Выделите орфограммы.   Горемычный - … , храбрец - … , жалеть - … .   Слова для справок: щадить, несчастный, смельчак.

Уровень 3

К данным словам подберите слова сходные с ними по смыслу. Выделите орфограммы.

  Горемычный - … , храбрец - … , жалеть - … .

  Слова для справок: щадить, несчастный, смельчак.

Тестирование. Найдите однокоренные слова к слову - гора-. а) горе; б) горный; в) горевать; г) горцы.  Укажите слова с буквой и в корне: а) осв..тит; в) в..черний; б) заскр..пел; г) ож..вает. Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный т. а) радостный; в) мес..ный; б) небес..ный; г) опас..ный. Найдите слово с буквой о в корне: а) к..лендарь; в) в..кзал; б) п..льто; г) к..ртофель. Укажите слово с приставкой: а) полевой; в) помнить; б) поход; г) покой.

Тестирование.

Найдите однокоренные слова к слову - гора-.

а) горе; б) горный; в) горевать; г) горцы.

Укажите слова с буквой и в корне:

а) осв..тит; в) в..черний;

б) заскр..пел; г) ож..вает.

Укажите, в каких словах есть непроизносимый согласный т.

а) радостный; в) мес..ный;

б) небес..ный; г) опас..ный.

Найдите слово с буквой о в корне:

а) к..лендарь; в) в..кзал;

б) п..льто; г) к..ртофель.

Укажите слово с приставкой:

а) полевой; в) помнить;

б) поход; г) покой.

 ёнок  гнездо  ышк  сова  к  ветер  ок  берёза  ик  коза  очк   мост

ёнок

гнездо

ышк

сова

к

ветер

ок

берёза

ик

коза

очк

мост

Соедини стрелочками Слово  Определение Чужеземный Очень большая Необъятная Непонятная Нерастраченная Иностранный Неразгаданная Неизрасходованная

Соедини стрелочками

Слово Определение

Чужеземный Очень большая

Необъятная Непонятная

Нерастраченная Иностранный

Неразгаданная Неизрасходованная

«Ты – писатель»   Ёж. В ___________ дни готовит себе _______ ёжик _____зимовище. Норка у ежа под _______пнём. Днём и ночью таскает он в норку _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. Под ______ сугробом, как под _______ одеялом, тепло ежу. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

«Ты – писатель»

Ёж.

В ___________ дни готовит себе _______ ёжик _____зимовище. Норка у ежа под _______пнём. Днём и ночью таскает он в норку _______ листочки и ______ мох. Скоро придёт ________ зима. Накроет его нору _______ сугробом. Под ______ сугробом, как под _______ одеялом, тепло ежу. До ______солнышка всю зиму проспит ёж.

Игра «Русский бой»  баллы задание 1 А +  Словарные слова 2 Б++ члены предл- ния 3 В+++ Части слова 4 Г++++ Части речи

Игра «Русский бой»

баллы

задание

1

А +

Словарные слова

2

Б++

члены предл- ния

3

В+++

Части слова

4

Г++++

Части речи

Карточки. А -1 Вставь пропущенные буквы. Проставь ударения . Пас…аж…р, м…тор, г…ография, в…рстак. Б -1 Расставь слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. Х …зя…н, г…сударство, м…трос, ап…арат, сев..р. В-1 Напиши слова в три столбика в алфавитном порядке: профессии , меры длинны, инструменты.   Ток…рь, к…л…метр, д…л…то, х…рур…, слес…рь, ст…меска.

Карточки.

А -1

Вставь пропущенные буквы. Проставь ударения .

Пас…аж…р, м…тор, г…ография, в…рстак.

Б -1

Расставь слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

Х …зя…н, г…сударство, м…трос, ап…арат, сев..р.

В-1

Напиши слова в три столбика в алфавитном порядке: профессии , меры длинны, инструменты.

  Ток…рь, к…л…метр, д…л…то, х…рур…, слес…рь, ст…меска.

Карточки. А-2 Подчеркни главные члены предложения. Чебурашка медленно шел по улице. Б-2 Подчеркни однородные сказуемые. Носорог взревел, бросился и помчался за храбрецом. В-2 Расставь запятые между однородными членами предложения. Молодой зеленый одинокий и несчастный крокодил хочет завести себе друзей.

Карточки.

А-2

Подчеркни главные члены предложения.

Чебурашка медленно шел по улице.

Б-2

Подчеркни однородные сказуемые.

Носорог взревел, бросился и помчался за храбрецом.

В-2

Расставь запятые между однородными членами предложения.

Молодой зеленый одинокий и несчастный крокодил хочет завести себе друзей.

Своя игра Определение Сущ-ное 10 «Найди меня» Прил-ное Глагол Исправь ошибки 20 10 10 30 20 Разбор 30 40 20 30 40 40

Своя игра

Определение

Сущ-ное

10

«Найди меня»

Прил-ное

Глагол

Исправь ошибки

20

10

10

30

20

Разбор

30

40

20

30

40

40

Определение Существительное – это часть ….., которая отвечает на вопросы…………….., обозначает……………….

Определение

Существительное – это часть ….., которая отвечает на вопросы…………….., обозначает……………….

Своя игра Определение Сущ-ное Прил-ное «Найди меня» Глагол 10 20 Исправь ошибки 10 30 20 Разбор 30 40 20 30 40 40

Своя игра

Определение

Сущ-ное

Прил-ное

«Найди меня»

Глагол

10

20

Исправь ошибки

10

30

20

Разбор

30

40

20

30

40

40

«Найди меня» Найди прилагательные. Время шло, и маленький щенок рос. Он уже не был симпатичным и неуклюжим, как раньше. Теперь хозяйка, показывая его гостям, говорила: «Собака ужасная, некрасивая! Но не могу я ее выгнать! У меня доброе сердце!»

«Найди меня»

Найди прилагательные.

Время шло, и маленький щенок рос. Он уже не был симпатичным и неуклюжим, как раньше. Теперь хозяйка, показывая его гостям, говорила: «Собака ужасная, некрасивая! Но не могу я ее выгнать! У меня доброе сердце!»

Своя игра Определение Сущ-ное Прил-ное «Найди меня» Глагол 10 20 Исправь ошибки 10 30 Разбор 20 30 40 30 40 40

Своя игра

Определение

Сущ-ное

Прил-ное

«Найди меня»

Глагол

10

20

Исправь ошибки

10

30

Разбор

20

30

40

30

40

40

Характер педагогического общения на уроке. а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. б) Обращение к ученикам по имени. в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.

Характер педагогического общения на уроке.

  • а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.
  • б) Обращение к ученикам по имени.
  • в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой.
  • г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика. д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке

  • а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса.
  • б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий.
  • в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным.
  • г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика.
  • д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.
Увеличение самостоятельности учащихся на уроке обеспечивается за счет: Комплексного и диагностичного определения целей урока. Отбора содержания урока обеспечивающего его высокую идейную и профориентационную направленность. Использования методов отличающихся многообразием, адекватностью целям урока, особенностям содержания и возможностям учащихся. Эффективность урока во многом зависит от благоприятного психологического климата . Структура урока не должна быть шаблонной и стандартной.

Увеличение самостоятельности учащихся на уроке обеспечивается за счет:

Комплексного и диагностичного определения целей урока.

Отбора содержания урока обеспечивающего его высокую идейную и профориентационную направленность.

Использования методов отличающихся многообразием, адекватностью целям урока, особенностям содержания и возможностям учащихся.

Эффективность урока во многом зависит от благоприятного психологического климата .

Структура урока не должна быть шаблонной и стандартной.

Увеличение самостоятельности учащихся на уроке обеспечивается за счет: Создания условий для проявления и развития индивидуальности учащихся:   • опора на личностный опыт;  • принятие своеобразия мнений учащихся;  • создание ситуаций, позволяющих учащимся проявить собственные способности.  Ориентация на формирование учебной деятельности школьников:   • развитие мотивации учащихся;  • создание условий для освоения учащимися компонентов учебной задачи, самоконтроля и самооценки;

Увеличение самостоятельности учащихся на уроке обеспечивается за счет:

Создания условий для проявления и развития индивидуальности учащихся: • опора на личностный опыт; • принятие своеобразия мнений учащихся; • создание ситуаций, позволяющих учащимся проявить собственные способности.

Ориентация на формирование учебной деятельности школьников: • развитие мотивации учащихся; • создание условий для освоения учащимися компонентов учебной задачи, самоконтроля и самооценки;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ