СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад - Вклад ученых в развитие экологии как науки

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад - Вклад ученых в развитие экологии как науки»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











"Вклад российских ученых в развитие экологии как науки"

Доклад









Исполнитель:

Акуленко

Дарья Романовна

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

группа 33Б









Каменск-Уральский

2020



Содержание доклада:

1. Начало развития экологии с помощью человечества 3

2. История развития экологии 4

3. Даниил Николаевич Кашкаров 8

4. Пути решения экологических проблем 9

Список использованных источников 11





  1. Начало развития экологии с помощью человечества


Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище, местообитание, убежище), и logos - наука. В буквальном смысле экология - это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое внимание уделяется «совокупности или характеру связей между организмами и окружающей средой». В настоящее время большинство исследователей считает, что экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают. [1]

Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде или о силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных, обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способах выращивания и ухода за ними. Некоторые сведения подобного рода находим в сохранившихся памятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Элементы экологии имеют место в эпических произведениях и легендах. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI-II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях численности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посева культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV-II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

  1. История развития экологии


В истории развития экологии можно выделить три основных этапа. [3]

Первый этап. Зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. В XVII-XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях и исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А. Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенинникова.

Второй этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814- 1858), Н. А. Северцова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846- 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20-40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашкаров и др.

Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.

Третий этап. (50-е гг. XX в. - до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...»

Современный период развития экологии в мире связан с именами многих ученых. Среди отечественных ученых следует назвать И. П. Герасимова, А, М. Гилярова, В. Г. Горшкова, Ю. А. Израэля, Ю. Н. Куражсковского, К. С. Лосева, Н. Н. Моисеева, Я. П. Наумова, Н. Ф. Реймерса, В. В. Розанова, Ю. М. Свирикева, В. Е. Соколова, В. Д. Федорова, С. С. Шварца, А. В. Яб-гокова, А. Л. Яншина и др.

Первые природоохранные акты на Руси известны с IX-

В период 30-40-х гг., в связи с эксплуатацией природных богатств, вызванной главным образом ростом масштабов индустриализации в СССР, охрана природы стала рассматриваться как «единая система мероприятий, направленная на защиту, развитие, качественное обогащение и рациональное использование природных фондов страны» (из резолюции Первого Всероссийского съезда по охране природы, 1929 г.).

Таким образом, в России появился новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов.

В 50-е г. дальнейшее развитие производительных сил в стране, усиление негативного влияния человека на природу обусловили необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы, - охраны среды обитания человека. В этот период принимаются республиканские законы об охране природы, которые провозглашают комплексный подход к природе не только как к источнику природных ресурсов, но и как к среде обитания человека. К сожалению, еще торжествовала лысенковская псевдонаука, канонизировались слова И. В. Мичурина о необходимости не ждать милости от природы.

В 60-80-е гг. в СССР практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы (об охране бассейна Волги и Урала, Азовского и Черного морей, Ладожского озера, Байкала, промышленных городов Кузбасса и Донбасса, Арктического побережья). Продолжался процесс создания природоохранного законодательства, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы.

Эти постановления и принятые законы, как показала практика их применения, не дали необходимых результатов - губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю развития человечества экологическая катастрофа. Сегодня Россия продолжает находиться в сложной экологической ситуации.

В развитие общей экологии значительный вклад внес Д. Н. Кашкаров (1878-1941). Ему принадлежат такие книги, как «Среда и общество», «Жизнь пустыни». Он является автором первого учебника в нашей стране по основам экологии животных (1938). По инициативе Кашкарова регулярно издавался сборник «Вопросы экологии и биоценологии». В этот период оформилась новая область экологической науки - популяционная экология. На развитие популяционной экологии в нашей стране оказали влияние С. А. Северцов, Е. Н. Синская, И. Г. Серебряков, М. С. Гиляров, Н. П. Наумов, Г. А. Викторова, Т. А. Работнова, А. А. Уранова, С. С. Шварц и др. Е. Н. Синская (1948) провела исследования по выяснению экологического и географического полиморфизма видов растений. И. Г. Серебряковым была создана новая, более глубокая классификация жизненных форм. М. С. Гиляров (1949) выдвинул предположение, что почва послужила переходной средой в завоевании членистоногими суши. Исследования С. С. Шварца эволюционной экологии позвоночных животных привели к возникновению палеоэкологии, задачей которой является восстановление картины образа жизни вымерших форм.




  1. Даниил Николаевич Кашкаров


Дании́л Никола́евич Кашка́ров (30 марта [11 апреля] 1878 — 26 ноября 1941) — советский зоолог, эколог. Один из основателей отечественной школы экологов. Исследователь центральноазиатской фауны, доктор биологических наук (1934), внёс вклад в области психологии животных [2]

Развитию экологических интересов Д.Н. Кашкарова способствовало участие в многочисленных экспедициях. Уже тогда, в 20-х годах он ясно представлял себе огромное, разностороннее теоретическое значение экологии и стоящие перед нею задачи. Он указывал, что экология не только научная дисциплина, но и метод мышления. В 1933 г. Д.Н. Кашкаровым издана книга «Среда и сообщество», в которой впервые на русском языке излагались основные положения и проблемы современной экологии, ее состояние, принципы и методы. Он является автором первого учебника в нашей стране по основам экологии животных (1938). По инициативе Кашкарова регулярно издавался сборник «Вопросы экологии и биоценологии».[4]





  1. Пути решения экологических проблем


В последние годы наметились небольшие положительные сдвиги. В развитых странах официально признали наличие на планете глобальных экологических проблем и озаботились их решением посредством следующих мер: [4]

  • принятие законов об охране окружающей среды;

  • уменьшение выбросов, разрушающих озоновый слой;

  • ввод запрета на вырубку тропических лесов;

  • установка систем фильтрации на промышленных предприятиях;

  • изменение характера земледелия, сохранение плодородного слоя земли;

  • экологическое воспитание каждого человека. 


Законодательные меры по охране окружающей среды

Это первый и важный шаг, который должны предпринять страны как на международном, так и на государственном и локальных уровнях. Юридические документы должны регламентировать и работу предприятий, и поведение физических лиц. В законах должны быть прописаны суровые меры наказания за нарушение. 26 мая 1969 года в докладе о проблемах окружающей среды были сделаны выводы о необходимости контроля за воздействием человека на природу. Одним из важнейших международных документов, регламентирующих деятельность стран в сфере экологии, стал Киотский протокол (1997 г.), который обязал все страны к 2012 году сократить выбросы вредных газов, приводящих к парниковому эффекту.


Уменьшение выбросов, разрушающих озоновый слой

Современный мир трудно представить без самолетов, спутников и космических кораблей. Остается один способ уменьшить разрушение озонового слоя — перейти на экологичные виды наземного транспорта. Так, в странах Европы все большей популярностью пользуются электромобили, а езда на велосипедах — любимый способ передвижения по городу.

Ввод запрета на вырубку тропических лесов

Чтобы остановить процесс глобального потепления, необходимо запретить вырубку лесов, особенно это касается зеленых массивов тропиков и экватора. Для этого необходимо: снизить стоимость древесины на рынке; усилить меры по охране леса непосредственно на местах — за счет работы лесных хозяйств.


Установка систем фильтрации на промышленных предприятиях

Должны быть повышены требования ко всем промышленным предприятиям:

  • установка очистительных сооружений и системы фильтров; 

  • правильная, экологическая переработка сырья;

  • утилизация мусора. 

Важно, чтобы руководители и работники также предприятий осознавали, какой губительной для природы может быть их деятельность. 

ПАО «Газпром» в 1995 году создал неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, который в России выступает связующим звеном между государством и бизнесом в решении экологических проблем.


Изменение характера земледелия, сохранение плодородного слоя земли

Если использовать натуральные удобрения, проводить правильную мелиорацию почв, плодородный слой земли можно сохранить. Австрийский фермер Зепп Хольцер на примере своего поместья Краметерхоф доказал, что в современном мире можно вести прибыльное эко-хозяйство, практически не вмешиваясь в законы природы. 


Экологическое воспитание 

Ввести законы и положения в сфере экологии несложно. Труднее их соблюдать. Экологическое воспитание — то, чему нужно учить детей с раннего детства. Важно понимать, что потребительское отношение к природе рано или поздно приведет к экологической катастрофе. Если человечество хочет и дальше жить на планете Земля, ему нужно научиться заботиться о своем доме. 



Список использованных источников


1. А.С. Степановских / Экология. Учебник для вузов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 703 с.- https://ekolog.org/books/27/3_1.htm

2.Данил Николаевич Кашкаров https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашкаров,_Даниил_Николаевич;

3. История развития экологии - https://ibrain.kz/ekologiya/istoriya-razvitiya-ekologii

4. Вклад Даниила Николаевича Кашкарова в экологию - http://ekologyprom.ru/otvety-na-voprosy-po-ekologii/30-shpargalka-po-jekologii/927-vklad-kashkarova-v-razvitie-jekologii.html

4. Пути решения экологических проблем - https://wiki.fenix.help/ekologiya/puti-resheniya-yekologicheskih-problem

5. Программа «От рождения до школы». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комароцвой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!