Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки
Унечского района Брянской области
Доклад
Внеурочная деятельность учащихся.
Учитель: Малышева Лариса Алексеевна
Хотелось бы начать своё выступление со слов Василия Александровича Сухомлинского
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива».
Современная жизнь с её социально экономическими потребностями требует новых подходов к образованию и воспитанию обучающихся.
Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Внеурочная деятельность в школе проводится с целью: расширения общих и углубления специальных знаний обучающихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.
При этом учитываются интересы детей и родителей, возможности школы.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
создавать условия для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создавать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения в социуме.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет выявить у учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы организована деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков. Это «Рукодельница», «Футбол», «Юный шахматист», «Бумажная фантазия», «Азбука безопасности». Работу по внеурочной деятельности обучающиеся представили во Всероссийских и районных конкурсах, «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Игрушка на городскую ёлку», «Волшебство детских рук», «Безопасная дорога детства», в спортивных мероприятиях, в соревнованиях по шахматам, где оказались в числе победителей и призёров. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.
При такой организации внеурочной деятельности у обучающихся имеются следующие преимущества:
рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок;
организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Предполагаемые результаты
∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
∙ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
∙ укрепление здоровья обучающихся;
∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;
∙ укрепление связи между семьёй и школой
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Внеурочная деятельность позволяет:
обеспечить адаптацию обучающегося в образовательной организации;
оптимизировать его учебную нагрузку;
улучшить условия для развития;
учесть потребности, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.