СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад выступления на заседании воспитателей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»

Просмотр содержимого документа
«Доклад выступления на заседании воспитателей»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. НоваяБрянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru











ДОКЛАД

«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»







Учитель: Селифонкин Д.Н.





2020

В учении, чтобы не формально усвоить материал,

нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы

обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный

смысл для учащихся». (А. Герцен)


Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, труду, семейной жизни. Приоритетной целью образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является предметно-практическая направленность, формирование жизненных компетенций. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию навыков учебных действий на основе практико-ориентированных заданий в процессе обучения.

«Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребёнка не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», писал Ушинский. Поэтому, одним из моментов в модернизации современного коррекционного образования является усиление практической направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.

Анализ литературных источников позволяет утверждать, что на сегодняшний день в педагогической науке и практике эффективным приемом деятельностного подхода обучения являются практико-ориентированные задания.

Современные исследования показывают, что для решения проблемы подготовки учащихся к практической деятельности следует использовать новые подходы. В настоящее время разрабатывается концепция, основной идеей которой является усиление практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция нашла отражение в теории практико-ориентированного обучения (И.Ю. Калугина, Н.В. Чекалева, и др.), сущность которого заключается в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач.

Цель педагогической деятельности: подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, и формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности.

Задачи:

  1. Апробировать практико-ориентированные задания как один из способов формирования жизненных компетенций в учебном процессе.

  2. Провести мониторинг результативности и эффективности использования данного приема.

  3. Обобщить полученный опыт педагогической деятельности на уровне школы.

С изменением в стране экономической ситуации, сюжеты многих задач устаревают, поэтому задачи учебника я дорабатываю или составляю сам. При составлении задач использую факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения. Так как Вяземский район аграрный, то чаще использую задачи именно агронаправленности. Это числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая на школьной дачи, расходы школы на питание детей, постройки зданий на школьной ферме «Рябушка» и другие. Каждая решаемая обучающимися задача имеет свою модель (схему или условие), в результате совместной деятельности учащихся и учителя ребята решают ее. Обучение с использованием практико–ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач.

В настоящее время в нашей школе существует система профессионального обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся с учетом реальных потребностей рынка. При создании такой системы на уроках математики, как фундаментальной общеобразовательной дисциплине, отводится особая роль в формировании профессиональной направленности обучения.

Существует несколько видов практико-ориентированных заданий:

- Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели);

- Организационно-подготовительные (планирование и организация практико-ориентированной работы);

- Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности).

Практическая направленность обучения математике в узком смысле слова означает изучение вопросов, непосредственно связанных с практикой (прямой угол, масштаб, симметрия, площадь, скорость). В широком смысле слова под ним следует понимать практическое моделирование ситуаций, встречающихся при изучении вопросов практического характера. Практическая направленность школьной математики - это принцип обучения и в свою очередь, ёмкое понятие, включающее овладение умениями и применение математических знаний и умений в повсеместной жизни. Итак, практическая направленность, определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса, предусмотренного учебным планом, программой, организуемая с целью формирования у учащихся представления о конкретной профессиональной сфере обучения, приобретения опыта самостоятельной работы на уроках математики.

На уроках излагаю теоретический материал на практической основе: от конкретных жизненных ситуаций к теоретическому обобщению (рассуждению), а от него к применению. Так, например, при изучении тем «Ломаная», «Многоугольники», «Виды четырехугольников и их свойства» использую проблемно-поисковый метод, в результате ребята сами пробуют определять основные свойства фигур. Такие приемы позволяют включать в активную работу максимальное количество учащихся.

Таким образом, под практической задачей следует понимать задачу, в которой отражаются реальные ситуации из жизни и после решения, которой ученики научатся применять математические знания на практике. Как известно, школьники с восторгом решают и осознают задачи практического характера, им интересно наблюдать, как практическая задача превращается в теоретическую и как теоретическую задачу можно применить на практике.

Как и к любой другой задаче, задаче с практическим содержанием можно предъявить ряд требований. Во-первых, она должна обладать познавательной ценностью и оказывать воспитывающее влияние на обучающихся. Во-вторых, ученикам должен быть понятен нематематический материал задачи. В-третьих, в задаче с практическим содержанием должны быть реальные ситуации, числовые данные, задаваемые вопросы и полученные ответы, которые ученики могли бы наблюдать в реальной жизни. В-четвертых, задача с практическим содержанием должна отражать математическую проблему и взаимосвязь. В-пятых, практическая задача не должна перекрывать математическую значимость. В-шестых, в тексте задачи с практическим содержанием не должно быть указания на способы и средства её решения. Все выше перечисленные требования должны соблюдаться только в задачах практического содержания.

Известно, что учащиеся, успевающие по математике, более уверенно чувствуют себя на уроках труда, им легче произвести расчеты, сделать разметки и чертежи. В то же время желание преуспевать на уроках труда (известно, что ученики коррекционной школы с большим удовольствием и интересом занимаются трудом, чем общеобразовательными предметами) может быть стимулом в занятиях математикой, если учитель на конкретном, доступном ученику примере покажет, что математические знания (знание мер, умение делать устные вычисления, решать задачи, производить измерения) помогут успешнее овладеть профессией.

Изложению математического материала свойственны строгость и экономность. На уроках стараюсь стремиться к тому, чтобы эти качества были присущи каждой работе, выполняемой учащимися. Четкости экономности требует запись условия и решения задачи, выполнение чертежа, рисунка, схемы. Если внимательно следить за работой учащихся, вести занятие целенаправленно, у детей постепенно вырабатываются такие навыки и черты характера, которые имеют исключительно важное значение в практической деятельности: трудолюбие, настойчивость, аккуратность.

Воспитательные возможности заложены в самом материале, предлагаемом учителем и содержащемся в учебнике математики. Выполняя задания, дети знакомятся с важными в познавательном отношении сведениями. В условиях задач говорится о работницах различных профессий, о труде на полях, сельскохозяйственных фермах. Есть тематика охраны окружающей среды, спорта, общественно полезного труда.

Применяю групповую работу, которая несёт в себе черты инновационного обучения:

        • «добывание» учащимися знаний по алгоритму, плану в результате организации поисковой деятельности,

  • субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности,

  • создание ученику ситуации успеха,

  • активность, интерес, учебная мотивация.

«Жизненная компетенция» включает в себя:

  • овладение умением использовать математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами, уметь совершать платежи по коммунальным счетам и т.д.);

  • развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.

На уроках математики необходима реализация как общих, так и особых образовательных потребностей, поэтому при обучении усилено внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных математических знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания детей с ОВЗ, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, провожу специальную работу по поэтапному и планомерному расширению его жизненного опыта.



5 класс

  1. Умножение и деление на 10 и 100



Задача 1.1:

Б абушка законсервировала компот на зиму: 17 банок литровых, 10 банок двухлитровых и 7 банок трёхлитровых. Сколько литров компота законсервировала бабушка?







Задача 1.2:

Миша решил отправить по почте подарок. В подарок он положил шоколад массой 100 гр., 3 книги и конфеты массой 150 гр. На почте всё упаковали. Масса бандероли составила 1кг. Чему равна масса 3-х книг? Сколько весит каждая книга? Узнай у операторов почты, чем отличается посылка от бандероли.



З

Чай

«Липтон»



100 пак.

Чай

«Высокогорный»



адача 1.3:





в 2 раза меньше





Ск. всего пакетиков чая?



Задача 1.4:

Д ля приготовления котлет на обед семье мама купила 400 граммов фарша. Каждая котлета весит 100 граммов. Сколько человек в семье?







  1. Сложение и вычитание с переходом через разряд

Задача 2.1:

Составь и реши задачу по рисунку:













59 кг на 26 кг больше, чем в 1 мешке

на30 кг меньше, чем в 1 мешке



? кг картофеля

Задача 2.2:

Правильно ли кассир посчитал стоимость покупки?

ЧЕК

256

+ 184

322

918

ЧЕК

741

+ 89

112

987

ЧЕК

118

+ 342

450

809









Задача 2.3:

С емья Ивановых посадила несколько сортов картофеля и осенью получила урожай: пионерки – 117кг, розовой 213 кг, а синеглазки – на 29 кг меньше, чем пионерки. Сколько всего килограммов картофеля собрала семья Ивановых?Какой сорт картофеля дал лучший урожай

Задача 2.4:

Е гор и Миша были в воскресенье с родителями в цирке. Цена одного детского билета 180 рублей. Цена одного взрослого билета 260 рублей. Сколько денежных средств истратит семья на посещение одного циркового представления? Сколько денежных средств истратит семья, если будет посещать цирк еженедельно по выходным в течение месяца?



Задача 2.5:

на 146 руб. дешевле, чемна 279 руб. дороже360 руб.



Сколько всего нужно потратить денежных средств из бюджета семьи на покупку свитера, брюк и блузки?

З адача 2.6:

Я купил букет цветов для мамы: три розы и веточку бамбука. Цена одной розы 120 рублей, а цена бамбука 80 рублей. Чему равна стоимость букета? Сколько продавец мне даст сдачи, если рассчитаться 500(пятистами) рублями?



  1. Разностное и кратное сравнение чисел



З адача 3.1:

Мама посадила двух кур высиживать цыплят. Под одной курицей лежало 32 яйца, а под другой 8 яиц. Во сколько раз больше яиц лежало под первой курицей, чем под второй? На сколько меньше яиц лежало под второй курицей, чем под первой? Спроси у родителей, сколько дней курица высиживает цыплят? Сколько яиц можно подложить под наседку?



  1. Умножение и деление на круглое число



З адача 4.1:

Для ремонта дома купили 3 мешка сухой строительной смеси по 50 кг каждый, 4 мешка цемента по 50 кг каждый и 200 штук кирпича массой по 2 кг каждый. Чему равна масса всей покупки?





З адача 4.2:

Семья Ивановых имеет корову. От ежедневной продажи молока по 3 литра по цене 60 рублей за один литр семья имеет доход. Какую сумму дохода имеет семья за 1 день?



  1. Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд



З адача 5.1:

Утренний удой молока на ферме составил 350 литров. 84 литра молока продали по 3 литра каждому покупателю, а остальное молоко отправили на молочный комбинат. Сколько покупателей купили молоко? Сколько молока отправили на молочный комбинат?




Задача 5.2:


Н а пришкольном участке собрали 165 кг клубники, что на 78 кг больше, чем в прошлом году. Сколько кг собрали клубники за эти два года? Подумай, с какой целью человек выращивает клубнику?








Задача 5.3:

К упили 3 кг картофеля, 3 кг свеклы, 4 кг моркови, 5 кг яблок, 6 кг капусты, 2 кг груш и 4 кг слив. Сколько было куплено килограммов овощей и сколько килограммов фруктов?













  1. класс



  1. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки



Задача 1.1:

Для приготовления одной банки компота потребуется 250 граммов сахара. Сколько сахара потребуется хозяйке для приготовления 8 банок компота? Полученное число выразите в килограммах и граммах.





Задача1.2:

Сколько килограммов крахмала получится из 100 кг картофеля, если из 20 кг картофеля получается 3 кг крахмала?







Задача 1.3:

На ферме 160 л молока разлили в 5 бидонов емкостью 20 л каждый и в несколько бидонов емкостью 15 л каждый. Сколько бидонов емкостью 15 л для этого понадобилось?





Задача 1.4:

Одна машина сортирует в час 240 кг зерна, а другая за это же время – на 50 кг меньше. Сколько зерна отсортируют обе машины за 2 часа?



Задание 1.5:

В день 65 коров дают в среднем 910 л молока. Сколько в среднем литров молока дадут в день 30 таких коров?

Задача1.6:

Бригада озеленителей 4 дня сажала деревья в новом парке по 178 саженцев в день. После этого им осталось посадить еще 288 деревьев. Сколько всего деревьев нужно было посадить бригаде озеленителей?

З адача 1.7:

Имея приусадебный участок в сельской местности, можно содержать домашних животных, от которых можно получать прибыль.

У семьи Петровых имеется корова. От ежедневной продажи молока по 3 литра по цене 90 рублей за один литр семья будет иметь доход. Сосчитайте доход семьи от продажи молока в июне месяце.




Задача 1.8:

В семье Сидоровых имеется земельный участок, на котором выращивают картофель. Осенью излишки картофеля можно реализовать через магазин по цене 20 рублей за 1 кг или продать потребителю на рынке по цене 36 рублей за 1 кг. Семья Сидоровых имеет 580 кг излишек картофеля. Посчитайте и сделайте вывод: как выгоднее для семьи реализовать излишки картофеля?





Задача 1.9:



В фермерском хозяйстве семьи Петровых имеется 20 кур. Каждая курица несется ежедневно, но по 4 дня в месяц каждая курица не несет яйца. Сколько яиц снесут куры в сентябре месяце? Какова прибыль семьи от реализации яиц, если 1 яйцо стоит 5рублей 40 копеек?







З адача 1.10:

С одного поля школьной дачи собрали 5072 кг картофеля, а с другого на 86 кг меньше. Сколько картофеля собрали с двух полей? Если весь картофель расфасовать по мешкам по 50 кг в каждый, сколько потребуется мешков?




Задача 1.11:

Ш ирина участка земли прямоугольной формы 60м, длина в 2 раза больше. На этом участке посадили новый сорт картофеля. Предварительные опыты показали, что этот сорт дает урожай 4 кг картофеля с одного квадратного метра. Каким может быть весь урожай с этого участка?




З адача 1.12:

Фермер собрал 1248 кг яблок и разложил их в ящики, по 16 кг в каждый.Сколько ящиков понадобилось? Найди в интернете, какие сорта яблок выращивают в Хабаровском крае.






Задача 1.13:

С поля вывозили зерно на 10 машинах. Каждая машина делала по 12 рейсов в день и вывозила по 5 т зерна за один рейс. Сколько тонн зерна вывезли эти машины за 7 дней?


  1. Сложение и вычитание чисел в пределах 10000

Задача 2.1:

Для празднования дня рождения Нина купила в магазине 3 мороженых по 28 рублей и 2 вафельных торта по 175 рублей. Сколько денег заплатила Нина за покупку?





Задача 2.2:

Сколько денег ты потратишь на приобретение корма животным твоего хозяйства?

10р



500 р.

100 р.

100 р.

10 р.

10 р.

50 р.

5р.









Задача 2.3:

В школьной столовой 26 столов. За каждый стол могут сесть четверо ребят. Сколько детей могут пообедать за две перемены, если все места за столами будут заняты? Посчитай , сколько столов в твоей школьной столовой.







Задача 2.4:

В двух хранилищах была 1000 ц картофеля. Когда из этих хранилищ взяли картофеля поровну, в одном из них осталось 249 ц, а в другом – 187 ц. Сколько центнеров картофеля взяли из каждого хранилища?











































9 класс



  1. Умножение и деление многозначных чисел



Задача1.1:

На двух грузовиках привезли 2 т 880 кг муки в одинаковых по массе мешках. На одном грузовике было 28 мешков, а на другом 32 мешка. Сколько килограммов муки привезли на каждом грузовике?



Задача 1.2:

В фермерском хозяйстве засеяли 15 га пшеницей, высевая на каждый гектар 1 ц 36 кг зерна, и 20 га рожью, высевая на каждый гектар 1 ц 50 кг зерна. Сколько пшеницы и сколько ржи для этого потребовалось?



Задача 1.3:

На 1 га высевают овса 180 кг, а ячменя – 140 кг. Сколько всего семян надо заготовить, чтобы засеять 218 га овсом и 147 га ячменем?




Задача 1.4:

С емья Ивановых состоит из 4 человек. Отец работает на ферме, мать – дояркой, дочь и сын школьники. Зарплата отца составляет 15000 рублей, а зарплата матери – 12000 рублей. Детское пособие на одного ребенка составляет 980 рублей. Премия мамы составляет 7400рублей. Посчитайте доход семьи Ивановых.