Российская Федерация Воронежская область Кантемировский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кузнецовская средняя общеобразовательная школа
_________________________________________________________________
396744, Воронежская область, Кантемировский район, п.Кузнецовский, ул.Центральная, 40,
тел. 4-31-91, Е-mail: [email protected]
Учитель биологии и географии
Ляпунова В.Г.
2016 год
План
Введение.
Здоровьесберегающие технологии в образовании.
2.1.Определение понятия « здоровье ».
2.2.Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков. Школьные факторы риска.
2.3. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии»
2.4. Основные компоненты здоровьесберегающих технологий.
2.5. Задачи и функции здоровьесберегающих технологий.
Типы деятельности по здоровьесбережению учащихся.
Формы и методы здоровьесберегающей деятельности.
Заключение.
2
Здоровьесберегающие технологии в образовании
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
Здоровье ребёнка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.
И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится здоровье школьников.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма здоровьесберегающей среды.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».[6,с.25]
3
Физическое здоровье – это:
1) совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
2) состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье – это:
1) высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
2) состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних факторов.
Среди причин явного неблагополучия со здоровьем учащихся отметим так называемые внутришкольные факторы.
уровень учебной нагрузки на организм учащихся;
состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
состояние внеурочной воспитательной работы в школе;
уровень психологической помощи учащимся;
состояние микроклимата в школе и дома.
4
К числу школьных факторов риска относятся: интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся. Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют комплексно и системно; длительно и непрерывно.
Анализ здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений показывает, что существующие модели включают следующие формы и виды деятельности:
1) коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса;
2) различные формы организации учебно-воспитательного процесса с учётом его воздействия на организм учащихся;
3)контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса, нормирование учебной нагрузки и профилактика утомления учащихся;
4) систему медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья учащихся, физического и психического развития школьников;
5) разработку и реализацию обучающих программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек;
6)службу психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействия гуманного подхода к каждому ученику, формирования доброжелательности и справедливых отношений в коллективе;
7) организацию и контроль обеспечения сбалансированного питания всех учащихся в школе;
8) мероприятия, направленные на укрепление здоровья школьников и учителей, создание условий для их гармоничного развития.
5
Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии».
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
«Здоровьесберегающая технология», по мнению В.Д. Сонькина, - это:
«условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим». [6, c.284]
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
1) аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни;
2) гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма;
6
3) здоровьесберегающий компонент, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой;
4) эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни;
5) экологический компонент, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами;
6) физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
7
Круг задач здоровьесберегающнх технологий включает следующее:
1) объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека;
2) определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих:
3) применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях;
4) формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации; принятие решения;
5) способы (методики) самодиагностики состояния здоровья;
6) объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье;
7) анализ и оценка образа жизни (своего и семьи), составление индивидуальной программы укрепления здоровья;
8) формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной
гигиены, двигательной активности, полезных привычек;
8) развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения, умения делать правильный выбор и нести за него ответственность.
Поэтому «к основным вопросам, рассматриваемым на занятиях в школе относятся следующие: здоровье и болезнь; показатели здоровья, продолжительности жизни; адаптация и дезадаптация; факторы риска для здоровья; самодиагностика здоровья; стресс и его последствия; наследственные болезни и наследственные предрасположения, их предупреждение; биологические ритмы и здоровье; природно-очаговые инфекции; неинфекционные эндемичные болезни; городское поселение как среда жизни; требования к жилым и рабочим помещениям; здоровый образ жизни; болезни цивилизации: гипоксия, утомление, гиподинамия, переедание, болезни химической зависимости».[3, с.19]
8
Функции здоровьесберегающнх технологий:
1) формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
2) информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
3) диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса.
4) адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
формирование здорового образа жизни, оптимизация состояния собственного организма и повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
5) рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты;
6) интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
9
Типы технологий
1) здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
2) оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
3) технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
4) воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия).
Классификация здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающнх технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Для массового оздоровления должны использоваться эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся учащихся и в то же время не нарушающих учебного процесса в школе. 10
Основополагающими формами здоровьесберегающнх технологий являются следующие формы:
1) диагностика и проведение мониторинга здоровья детей (ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья и т.д.);
2) коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса в летний период (выполнение предписанных процедур, увеличение охвата горячим питанием, организация диетического питания, введение в рацион витаминных и йодсодержащих препаратов);
3) профилактическая работа, осуществляемая в целях предупреждения заболеваний, вредных привычек. Она включает в себя психогигиену и психопрофилактику общеобразовательного процесса Лучшими для решения данной проблемы являются следующие методы: аромотерапия (стимуляция иммунологической реактивности путём воздействия низкими концентрациями летучих фракций эфирных масел); витаминотерапия; профилактика близорукости и спазма аккомодации (зарядка для глаз); оптимальный двигательный режим и лечебная физкультура (по показаниям), антиструмин – йодная профилактика.
4) усиление двигательного режима (проведение физкультминуток в начальных и средних классах, увеличение уроков физкультуры, охват всех нуждающихся детей общей физической подготовкой и корригирующей гимнастикой, творческими кружками);
5) консультативная работа, проводящаяся одновременно с учащимися, учителями и родителями по нескольким направлениям.
В заключении необходимо отметить, что школа со здоровьесберегающей средой – прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой.
11
Это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения учащихся на каждом
возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, эффективная коррекционная и реабилитационная работа, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность. Необходимо, чтобы девиз медиков «прежде всего не навреди», стал и девизом педагогов.
В.А.Сухомлинский утверждал, что « забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил … и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Продолжая мысль великого педагога, можно добавить: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, исключающего созависимость как фактор унижения ребёнка. Валеология – наука о здоровье – применительно к человеку – «это гармония сгармонизированной личности, гармонизация – это процесс, в результате которого достигается состояние гармонии».[ 9, c.124]
12
Список литературы
Балашова В.А. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения»/В.А.Балашова, В.П.Степаненко, Л.М.Бекетова // Завуч.-2000.- №4-с.65-67.
Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе/ И.П.Борисова// Справочник руководителя общеобразовательного учреждения. – 2005. - №10. – с. 84-92.
Заикина Е.А. Валеологический аспект в работе классного руководителя/ Е.А.Заикина // Первое сентября. Биология. – 2006. - №1. – с.18-21.
Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т.В.Карасева // Начальная школа. – 2005. – №11.-с.78.
Колесов Д.В. Валеология – новое направление в педагогических науках/ Д.В.Колесов // Биология в школе. – 1997. - №2.- с.15-19.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ Под ред. В.Д.Сонькина. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.- 380с.
Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии/ Н.В.Полякова// Завуч.- 2005.- №5.- с.14-16.
Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок/ А.И.Севрук, Е.А.Юнина// Школьные технологии- 2004.- №2.- с.200-207.
Тараканова Л.А. Здоровьесберегающие технологии/ Л.А.Тараканова// Завуч.- 2002.- №2.- с.124.
Харисов Ф. Проблемы и перспективы охраны и укрепления здоровья обучающихся в условиях гуманизации образования/ Ф.Харисов// Народное образование.- 2007.- №5.- с.45-49.
Хрипкова А.Г. Здоровье школьников/ А.Г.Хрипкова// Биология в школе.- 1997.- №2.- с.11-14.
13