СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: «Актуальность метода проектов. Особенности его применения в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом  в решении задач, поставленных  как в урочное, так и неурочное время.       Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Актуальность метода проектов. Особенности его применения в начальной школе»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Виноградненская средняя общеобразовательная школа им. Дедова Ф.И.»








Доклад на тему:

«Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе»




Выполнила:

Погорелова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Виноградненская СОШ им. Дедова Ф.И.»

первой квалификационной категории





с.Виноградное, 2016г.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности, которая позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;

  • улучшить контакт с учащимися, родителями;

  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

МКОУ «Виноградненская СОШ», в которой я преподаю, уже восемь лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира» (« Город букв», «Живая Азбука», «Книга загадок»).

В первом и во втором классе учу работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. («Города России», «Русские народные пословицы», «Моя родословная», фоторепортаж «Моя малая родина», стенгазета «Этот День Победы», и др.)

Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах. Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.

Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

В течение многих лет, мы, педагоги МКОУ «Виноградненская СОШ им.Дедова Ф.И.» успешно применяем проектную деятельность в своей практике, получая хорошие результаты. Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

- Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

- Районная научно-практическая конференция «Ювента»:

2010 г. - «Пословица – мудрость народная» - I место –Погорелова И.В.

2011 г. - «Калмыцкая кибитка» - I место – Погорелова И.В.

2012г. - «Наши имена, что они означают» - II место - Погорелова И.В.

«Колыбельные песни» - II место – Пономарева Т.Р.

«Кукольный пальчиковый театр» - II место – Гейзер М.А.

«Комнатные растения – наши друзья» - IIместо – Чурбанова Т.А.

2013г. - «Компьютерные игры. Вред или польза» - I место – Пономарева Т.Р.

«Калмыцкий чай – непросто чай» - II место – Дикушина Т.И.

2014г. – «Улицы нашего села» - I место – Пономарева Т.Р.

«Наша классная газета «Страна Дружба» - III место – Дикушина Т.И.

2016г. - «90 лет – не возраст. Долгожители села Виноградное» - I место-

Погорелова И.В.

В период с 2010 по 2016 год - I мест – 5, II мест – 5, III мест – 1 = 11 п. мест.

- Республиканская научно-практическая конференция «Ювента»:

2010г. - «Пословица – мудрость народная» - I место –Погорелова И.В.

2014г. – «Улицы нашего села» - I место – Пономарева Т.Р.

2016г. - «90 лет – не возраст. Долгожители села Виноградное» - I место-

Погорелова И.В. В период с 2010 по 2016 год - I мест – 3 первых места.


Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.



5