«ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ»
(по рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). (СЛАЙД № )
ЦЕЛЬ изображение силы человеческого духа, беспредельность возможностей в экстремальной ситуации в рассказе Джека Лондона «Любовь к жизни».
ЗАДАЧИ а) обучающие - учиться читать, правильно понимать текст посредством анализа произведения; пересказывать текст;
б) развивающие - выражать впечатления от текста, формулировать вопросы по тексту на основе собственных впечатлений, ориентироваться в тексте, отвечая на вопросы, обобщать наблюдения;
в) воспитательные - воспитывать человека сострадающего, научить верить в возможность человека побеждать в безвыходных ситуациях, в минуты смертельной опасности.
ХОД УРОКА
Сегодняшний урок - продолжение работы над рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни».
И начнем мы его со стихотворения Роберта Рождественского, выразительное чтение которого вам было задано на дом. (СЛАЙД № )
Если б только люди жили вечно, это было бы бесчеловечно...
Как узнать,
Чего ты в жизни стоишь?
Как почуять, что такое риск?
В море броситься?
Так не утонешь...
На костер взойти?
Так не сгоришь!..
Поле распахать?
Потом успею...
Порох выдумать?
А для чего?!
Наслаысдались бы ленивой спесью пленники бессмертья своего.
Ничего они бы не свершили!
Никогда б не вылезли из тьмы...
Может, самый главный стимул жизни
в горькой истине, что смертны мы.
? Какова смысловая связь стихотворения и рассказа Джека Лондона?
( В стихотворении и рассказе авторы решают вопросы жизни и смерти. Стимул жизни - смерть, человек борется со смертью ради того, чтобы жить, преодолевая порой непреодолимое).
? Известны ли вам произведения о сильных и мужественных людях?
( Уч-ся называют авторов и произведения, героев).
Сегодня на уроке нам предстоит поразмышлять о людях сильных духом, вчитываясь в текст рассказа «Любовь к жизни», о долгой дороге домой, к жизни.
? Жанр произведения - рассказ. Какие особенности жанра рассказа вам известны?
( В рассказе показа случай из жизни человека, небольшое количество героев, по размерам это малое произведение).
? Кто герои?
( ОН - безымянный персонаж и БИЛЛ).
? Почему Джек Лондон не дает имени герою и называет его только ОН и ЧЕЛОВЕК?
( На его месте мог оказаться любой. Не главное, кто он. Главное - как он повел себя в экстремальной ситуации. Если человек захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, болезни, одиночества и страха. Таких сильных духом много. Герой не одинок. Поэтому у него нет имени, он просто ОН, ЧЕЛОВЕК).
? Мы застаем героя в начале пути, в экстремальной ситуации. Какая ситуация называется экстремальной?
( Это обстановка крайней опасности).
?Подтвердите примерами из текста, что ситуация экстремальная и герои устали.
( «Они устали, выбились из сил», «лица выражали терпеливую покорность», плечи оттягивали тяжелые тюки», «шли сгорбившись, низко нагнув головы, не поднимая глаз» голос «звучит вяло»)
? Как легче преодолеть трудности, опасности: по одиночке ли в группе, с кем-то?
( В группе ).
? А как вы оцениваете в связи с этим поведение Билла?
( Билл предал, бросил товарища ради богатства).
? Билл навсегда ушел из рассказа или мы еще встретимся с ним?
( Навсегда. Мы увидим лишь его кости).
? Какую роль играет образ Билла в произведении?
(Главное то, что для оставшегося героя Билл становится целью, движением вперед, к жизни, надеждой на встречу. «Билл его не бросил, он ждет у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть»),
? И человек борется. Но его положение очень сложное. Давайте подберем существительные, которые помогут определить сложность положения. (НАЗЫВАЮТ). Давайте выделим основные из них.
СЛАЙД № Неизвестность
Одиночество Боль (вывих ноги)
Еолод (Ружье без патронов)
? Что усугубляет все переживания, трудности? Какое из этих обстоятельств наиболее удручающе действует на психику человека?
( Одиночество)
? Проследите по тексту, как ведет себя наш герой, оставшись один
СЛАЙД № «В глазах появилась тоска, как у раненого оленя», « В его последнем крике отчаянная мольба человека, попавшего в беду», «ощущение полного одиночества не только на земле, но и во всей вселенной».
? Вы уже знаете, что в произведении пейзаж может отражать душевное состояние героя. Какова роль пейзажа в этом пр-ии?
(Природа, окружающая героя, не предвещает ему ничего хорошего. «Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни куста, ни травы - ничего кроме беспредельной и страшной пустыни, -ив его глазах появилось выражение страха».
? СЛАЙДЫ № № № На слайдах вы видите репродукции картин Куинджи и Левитана. Они
не являются иллюстрациями к рассказу. Но как вы думаете, отражают ли они душевное состояние героя?
? С какой целью употребляются однокоренные слова СТРАХ и СТРАШНЫЙ?
(Для усиление горестного состояние человека)
? Давайте вспомним эпизоды пути героя. Что приходится преодолевать ему?
СЛАЙД № ЭПИЗОД СО СПИЧКАМИ, « Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек... Когда он проделал это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему 67» ( БОРЬБА СО СТРАХОМ)
СЛАЙД № ВЫВИХ (БОЛЬ) «Лодыжка сильно болела.., распухла, стала почти такой же толстой, как и колено», «суставы заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли».
СЛАЙД № ЭПИЗОД С КУРОПАТКОЙ, ЛОВЛЯ РЫБЫ, ВСТРЕЧА С ОЛЕНЕМ « В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню..И долго он еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий». «Им овладело только одно желание - есть! Он помешался от голода».(БОРЬБА С ГОЛОДОМ)
СЛАЙД № ВСТРЕЧА С МЕДВЕДЕМ, ВОЛКОМ. ( БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ ).
? СЛАЙД № Но человек побеждает неизвестность, одиночество, боль, голод. Какие качества он обнаруживает в борьбе за жизнь? В каких ситуациях помогают ему эти качества? РАСЧЕТЛИВОСТЬ (эпизод со спичками, в еде, в борьбе с волком, в эпизоде с золотом, путь к кораблю. «Он сел и задумался о самых неотложных делах»)
ТЕРПЕНИЕ ( в борьбе с волком, голодом)
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ («желудок словно уснул», но наш герой все равно продолжает искать себе пищу. Что им движет? - разум: он должен чем-то питаться, чтобы не умереть)
СИЛА ДУХА - это внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков. («По временам рассудок его мутился, и он продолжал брести дальше, как автомат», «шел, не разбирая времени, и ночью, и днем, отдыхая там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Эта сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед». Перед его глазами были только видения. Его душа и тело шли рядом и всё же порознь -
такой тонкой стала нить, связывающая их». Тело ослабло, тогда возвышается дух! СЛАЙД № С КАЧЕСТВАМИ
? Но у него есть еще и золото. Помогает ли оно ему?
Наш герой бросил свое золото и не взял золота Билла не потому только, что не мог его нести, но и потому, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни. Он сохранил самое ценное, что имел.
? Что им движет во всех испытаниях?
СЛАЙД № ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ. Жизнь и смерть идут рядом. И человек начинает осознавать цену жизни: она не в мешочке с золотом, не в еде, а в нечто большем. Смотрит на обглоданные кости Билла и рассуждает: «Ведь такова жизнь, суетная и скоропроходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?»
Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорился смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов. И боролся с ней». ЕМУ ХОТЕЛОСЬ ЖИТЬ, ПОЭТОМУ «человек всё еще ел болотные ягоды, и пескарей, пил кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».
СЛАЙД № ? Итак, благодаря расчету, силе духа, терпению, выносливости и любви к жизни
человек побеждает страх. Человек пытается выжить. Только ли человек?
( Зверь тоже - волк )
? Автор показывает человека и зверя в борьбе за жизнь рядом: кто кого? Что символизирует волк?
( Это символ смерти, которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти)
СЛАЙД № ? На дом вам был задан пересказ фрагмента «Победа человека над волком»
(ПЕРЕСКАЗ 2уч-ся).
? Как можно озаглавить этот фрагмент?
(Победа жизни над смертью)
? Можно ли сказать, что в заголовке заключена основная мысль отрывка и свего произведения в целом?
? Что придало силы духа человеку?
( Цель, близость цели: сначала это был Билл, потом корабль)
СЛАЙД № ? Найдите в тексте эпизод встречи героя рассказа с людьми.
(«С палубы заметили какое-то странное существо на берегу. Оно ползло к морю, едва передвигаясь по песку... Ученые не могли понять, что это такое, и, как подобает естествоиспытателям, сели в шлюпку и поплыли к берегу. Они увидели живо существо, но вряд ли его можно было назвать человеком. Оно ничего не слышало, ничего не понимало и корчилось на песке, словно гигантский червяк. Ему почти не удавалось продвинуться вперед, но оно не отступало и, корчась и извиваясь, продвигалось вперед шагов на 20 в час»)
? Как видим, автор не называет человеком это существо, сравнивает его с червяком, который продвигается, корчась и извиваясь. Но от той «терпеливой покорности», какую мы видели в
начале рассказа, не осталось и следа: пусть 20 шагов в час, пусть ползком, но человек идет вперед. Спасся человек? Сам?
( Сам)
? Только ли сам?
(Ему помогли Билл, случай, волк, даже природа: «бабье лето задержалось», природа преклонилась перед силой духа человека. Помогли люди.
? Как люди отнеслись к спасенному?
( С добротой, пониманием, создали хорошие условия для восстановления)
Давайте подведем итог нашего урока СЛАЙД № ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ
3) Почему рассказ назван «Любовь к жизни»?
(Любовь к жизни помогает человеку выжить)
б) У героя нет имени. Почему?
( Этот специальный прием использует автор, чтобы показать, каким должен быть настоящий человек, каждый человек. Поэтому использует прием контраста: герой - Билл
Автор использует прием противопоставления: животное - человек, жизнь - смерть, природа - человек. Оба героя шли по жизни рядом но дороги их расходятся. Наш герой совершает путь к самому себе, не теряя себя, силы духа и любви к жизни, а Билл потерял себя еще будучи живым, предав друга.
В) Можно ли сказать, что путь человека - это путь к людям, жизни, путь к домой?
(Да, дом для человека - символ счастья, мира и покоя.
? Итак, к какому выводу мы пришли в результате работы?
СЛАЙД № Любя жизнь, будем помнить, что она, предполагает и трудные, и экстремальные ситуации. Тогда нужно выстоять, сохранив человеческое достоинство.
СЛАЙД № ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Развернутый ответ на вопрос «Многие люди в тяжелые минуты жизни обращаются именно к этому рассказу Джека Лондона. Почему? (Письменно).
Объявление оценок