СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кинезиологические технологии в логопедии

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений.

    Использование кинезиологических упражнений позволяет укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления,воображение.

    Кинезиологические упражнения для детей не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.  

 

    Регулярное выполнение кинезиологических упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений.

    Использование кинезиологических упражнений позволяет укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления,воображение.

    Кинезиологические упражнения для детей не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.  

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

 

-упражнения необходимо проводить ежедневно.

-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

-длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

 

Кинезиологические сказки для детей

 

     Сказкотерапия в коррекционной работе занимает особое место. Именно с помощью сказки ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Она помогает не только воспитывать и развивать личность, но и при необходимости корректировать поведение. Сказка не только учит, но и лечит. Слушая и показывая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Использование кинезиологических сказок оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными особенностями, активизируя познавательные процессы.

Приемы работы  с кинезиологической сказкой:

• игра-приветствие;

• показ и рассказ сказки педагогом;

• обсуждение сказки;

• отрабатывание техники упражнений в сказке;

• групповое и индивидуальное рассказывание;

 • релаксационные упражнения;

 • ритуал выхода из сказки.

 

    Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки  каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.

 

«В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).

 Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок  (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем).

Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук),

 и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). 

Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

 В этом лесу росли большие деревья  (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). 

Долго они шли, но дом ежика не могли найти  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук),   (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). 

Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). 

Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем),

 спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными)

сказала, что знает, где его дом  (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).

 Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

 Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками 

(Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

 

«Обезьянки»

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики 

(левый кулачок на стол) 

и Кики. 

(Правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. 

(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)

По дороге они встретили ежа с ежатами. 

(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.

(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.

(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им. 

(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).

А потом друзья стали танцевать. 

(Упражнение  «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

 

Сказка «Два котёнка»

Способ организации детей: сидя за столами.

Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.

(Дети показывают правый кулачок)

Он очень любил прогуливаться по своему саду.

(Упражнение «Кошка»: последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

В саду росли высокие деревья

(Руки вверх, развести пальцы в стороны)

и низкие кустарники.

(Кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны)

И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться.

(Упражнение «Кошка» правой рукой со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

и увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок.

(Упражнение «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться.

(Упражнение «Кошка» в быстром темпе).

Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом.

(Упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции)

И тут Снежок нашёл на траве кольцо.

(Упражнение «Кольцо»: поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)

Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.

(Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним.

(Упражнение «Кошка»)

И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру.

(Упражнение «Ладушка-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная сена позиции со словами «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернём и опять играть начнём»)

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать.

(Упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе; правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой; после одновременно сменить положение правой и левой рук, ускоряя скорость)

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд.

(Упражнение «Лягушка»: смена трёх положений руки «кулак»-«ребро»-«ладонь» со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой.

(Упражнение «Кошка»)

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды.

(Упражнение «Звёздочки»: пальцы правой ладони в кулак, пальцы левой ладони в стороны – смена позиций)

Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули.

(Вытянуть пальцы из кулачка

 

«В гости к бабушке»

В гости бабушка однажды (ладони на щеках, качаем головой) Внуков очень поджидала (Упражнение «Очки») По дорожке пять внучат В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем- разжимаем) Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями) На траве лягушка  - зелененькое брюшко.(Упражнение «Лягушка»)

Лягушка хочет в пруд.

Лягушке страшно тут.

Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица») Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак) Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь») Показался дом вдали,( «крыша») Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Бабушка нам очень рада Для неё внучки - награда ( хлопаем в ладоши).

Мы в гостях у бабушки

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем. Мы немножко погостим ( руки «здороваются») И обратно побежим ( пальцы «бегут» по коленям или по столу) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).

 

 

Лесной домик.

Стоял с лесу  домик  (Упражнение «дом». Пальцы рук соединены под углом и касаются кончиками друг друга, большие пальцы отведены в сторону и тоже соприкасаются). 

Бежал мимо ёжик (Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой).

 Бежал он, бежал и вдруг увидел чудесный домик (Упражнение «Капитан»).Ему очень понравился домик и ежик захотел там жить.

Ежик обежал домик вокруг  него  3 раза (Упражнение «кулак-ребро-ладонь»), Принюхался, прислушался ( Упражнение «Ухо-нос»), не живет ли кто в домике. Но никто там не жил. Ежик зашел в домик и стал там жить.

Бежала  мимо лягушка-квакушка (Упражнение «лягушка». Одна рука сжата в кулак,  другая ладонь выпрямлена и лежит на столе. Происходит смена положения рук.) 

Увидела она домик, очень он ей понравился, (Упражнение «Капитан»), подбежала к домику и увидела, что на двери висит замок (Упражнение «Замок»)

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог

Мы замочком постучали

Мы замочком повертели. Мы замочком покрутили и…открыли!

И тут возле полянки появился ежик. Он в это время ходил за грибами и насобирал целую корзину грибов (Упражнение «Грибы»)

Пустил  ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки  и играли в ладушки (упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Каждый день им светило ласковое солнышко ( Руки вверх, одна рука сжата в кулак, пальцы другой руки расставлены в стороны, происходит смена положения рук), 

вокруг порхали красивые бабочки (Руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки), а деревья шелестели своими листиками на ветру (руки вверх, развести пальцы в стороны).

Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка ( Рука сжата в кулак, лежит на столе), они позвали котенка и он подбежал к ним (Упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

 Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка  и ёжик, пригласили котенка  жить к себе в дом (Упражнение «дом». Пальцы рук соединены под углом и касаются кончиками друг друга, большие пальцы отведены в сторону и тоже соприкасаются). 

Котенок с радостью забежал в чудесный домик (Упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой ((Упражнение «лягушка». Одна рука сжата в кулак,  другая ладонь выпрямлена и лежит на столе. Происходит смена положения рук) и ёжиком (Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой).

«Две обезьянки».

(способ организации – сидя за столом)

Жили-были две веселые обезьянки  (Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборо). Обезьянки очень любили кончить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык ( Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его).Однажды они увидели на высокой пальме ((Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос ( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести).Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя.  Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки очень обрадовались и и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

 

    Регулярное выполнение таких упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений.

    Использование кинезиологических упражнений позволяет укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления,воображение.

    Кинезиологические упражнения для детей не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.  

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

 

-упражнения необходимо проводить ежедневно.

-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

-длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

 

Кинезиологические сказки для детей

 

     Сказкотерапия в коррекционной работе занимает особое место. Именно с помощью сказки ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Она помогает не только воспитывать и развивать личность, но и при необходимости корректировать поведение. Сказка не только учит, но и лечит. Слушая и показывая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Использование кинезиологических сказок оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными особенностями, активизируя познавательные процессы.

Приемы работы  с кинезиологической сказкой:

• игра-приветствие;

• показ и рассказ сказки педагогом;

• обсуждение сказки;

• отрабатывание техники упражнений в сказке;

• групповое и индивидуальное рассказывание;

 • релаксационные упражнения;

 • ритуал выхода из сказки.

 

    Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки  каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.

 

«В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).

 Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок  (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем).

Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук),

 и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). 

Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

 В этом лесу росли большие деревья  (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). 

Долго они шли, но дом ежика не могли найти  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук),   (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). 

Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). 

Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем),

 спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными)

сказала, что знает, где его дом  (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).

 Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

 Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками 

(Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

 

«Обезьянки»

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики 

(левый кулачок на стол) 

и Кики. 

(Правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. 

(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)

По дороге они встретили ежа с ежатами. 

(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.

(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.

(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им. 

(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).

А потом друзья стали танцевать. 

(Упражнение  «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

 

Сказка «Два котёнка»

Способ организации детей: сидя за столами.

Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.

(Дети показывают правый кулачок)

Он очень любил прогуливаться по своему саду.

(Упражнение «Кошка»: последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

В саду росли высокие деревья

(Руки вверх, развести пальцы в стороны)

и низкие кустарники.

(Кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны)

И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться.

(Упражнение «Кошка» правой рукой со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

и увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок.

(Упражнение «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться.

(Упражнение «Кошка» в быстром темпе).

Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом.

(Упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции)

И тут Снежок нашёл на траве кольцо.

(Упражнение «Кольцо»: поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)

Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.

(Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним.

(Упражнение «Кошка»)

И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру.

(Упражнение «Ладушка-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная сена позиции со словами «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернём и опять играть начнём»)

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать.

(Упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе; правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой; после одновременно сменить положение правой и левой рук, ускоряя скорость)

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд.

(Упражнение «Лягушка»: смена трёх положений руки «кулак»-«ребро»-«ладонь» со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой.

(Упражнение «Кошка»)

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды.

(Упражнение «Звёздочки»: пальцы правой ладони в кулак, пальцы левой ладони в стороны – смена позиций)

Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули.

(Вытянуть пальцы из кулачка

 

«В гости к бабушке»

В гости бабушка однажды (ладони на щеках, качаем головой) Внуков очень поджидала (Упражнение «Очки») По дорожке пять внучат В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу) Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу) Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу) Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу) Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем- разжимаем) Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями) На траве лягушка  - зелененькое брюшко.(Упражнение «Лягушка»)

Лягушка хочет в пруд.

Лягушке страшно тут.

Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица») Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак) Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь») Показался дом вдали,( «крыша») Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу) Бабушка нам очень рада Для неё внучки - награда ( хлопаем в ладоши).

Мы в гостях у бабушки

Жарили оладушки.

Так пожари

Просмотр содержимого документа
«Кинезиологические технологии в логопедии»

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений.

Использование кинезиологических упражнений позволяет укреплять здоровье; повышать тонус; снижать усталость, утомляемость и раздражительность; улучшать психоэмоциональное состояние; понижать чрезмерную активность; повышать концентрацию и умственную работоспособность; улучшать память; стимулировать развитие слуха и речи; улучшать внимание, мышление; развивать восприятие, пространственные представления,воображение.

Кинезиологические упражнения для детей не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.). При систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость), улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.


ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:


-упражнения необходимо проводить ежедневно.

-занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

-от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

-упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

-упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

-длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.


Кинезиологические сказки для детей


Сказкотерапия в коррекционной работе занимает особое место. Именно с помощью сказки ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Она помогает не только воспитывать и развивать личность, но и при необходимости корректировать поведение. Сказка не только учит, но и лечит. Слушая и показывая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Использование кинезиологических сказок оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными особенностями, активизируя познавательные процессы.

Приемы работы с кинезиологической сказкой:

• игра-приветствие;

• показ и рассказ сказки педагогом;

• обсуждение сказки;

• отрабатывание техники упражнений в сказке;

• групповое и индивидуальное рассказывание;

• релаксационные упражнения;

• ритуал выхода из сказки.


Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки  каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения. Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.


«В лесу»

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик». Поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой).

 Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок  (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем).

Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук),

 и заблудился, а теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). 

Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

 В этом лесу росли большие деревья  (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). 

Долго они шли, но дом ежика не могли найти  (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук),  (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). 

Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). 

Зайчик (Упражнение «заяц». Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем),

 спросил у собачки, не знает ли она, где дом ежика? Собачка (Упражнение «собака». Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными)

сказала, что знает, где его дом  (Упражнение «дом». Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить).

 Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

 Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками 

(Упражнение «оладушки».Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)


«Обезьянки»

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики 

(левый кулачок на стол) 

и Кики. 

(Правый кулачок на стол)

Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. 

(Упражнение «Кулачок-ладошка», смена рук синхронно)

По дороге они встретили ежа с ежатами. 

(Упражнение «кулак-ладошка»: левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук).

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку.

(Упражнение «Колечко»: колечко большое (большой палец соединён с указательным) - колечко маленькое (большой палец с мизинцем); сначала на правой руке, затем на левой, как усложнение - левая рука колечко большое, правая рука колечко маленькое (синхронное чередование движений).

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками.

(Упражнение «Оладушки» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём отнести их домой. Тогда ёж с ежатами помогли им. 

(Дети рассказывают, как же ёж с ежатами помогли обезьянкам: смена 3 движений рук упражнение «кулак» - «ладонь» - «ребро»).

А потом друзья стали танцевать. 

(Упражнение  «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).



Сказка «Два котёнка»

Способ организации детей: сидя за столами.

Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок.

(Дети показывают правый кулачок)

Он очень любил прогуливаться по своему саду.

(Упражнение «Кошка»: последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

В саду росли высокие деревья

(Руки вверх, развести пальцы в стороны)

и низкие кустарники.

(Кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны)

И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться.

(Упражнение «Кошка» правой рукой со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»)

и увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок.

(Упражнение «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться.

(Упражнение «Кошка» в быстром темпе).

Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом.

(Упражнение «Кошка» с одновременной сменой позиции)

И тут Снежок нашёл на траве кольцо.

(Упражнение «Кольцо»: поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)

Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.

(Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним.

(Упражнение «Кошка»)

И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру.

(Упражнение «Ладушка-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная сена позиции со словами «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернём и опять играть начнём»)

Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать.

(Упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе; правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой; после одновременно сменить положение правой и левой рук, ускоряя скорость)

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд.

(Упражнение «Лягушка»: смена трёх положений руки «кулак»-«ребро»-«ладонь» со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой.

(Упражнение «Кошка»)

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды.

(Упражнение «Звёздочки»: пальцы правой ладони в кулак, пальцы левой ладони в стороны – смена позиций)

Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули.

(Вытянуть пальцы из кулачка



«В гости к бабушке»

В гости бабушка однажды (ладони на щеках, качаем головой)
Внуков очень поджидала (Упражнение «Очки»)
По дорожке пять внучат
В гости к бабушке спешат (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу)
Стоит дерево высокое, (руки вытянуты вверх, пальцы рук сжимаем-
разжимаем)
Дальше - озеро глубокое. (волнообразные движения кистями)
На траве лягушка - зелененькое брюшко.(Упражнение «Лягушка»)

Лягушка хочет в пруд.

Лягушке страшно тут.

Птицы песенки поют ( ладони перекрестно — «птица»)
Зернышки везде клюют (ладони перед собой, поочередно сжимаем и
разжимаем кулак)
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут («Кулак – ребро – ладонь»)
Показался дом вдали,( «крыша»)
Мы к нему так долго шли (пальцы «шагают» по коленям или по столу)
Бабушка нам очень рада
Для неё внучки - награда ( хлопаем в ладоши).

Мы в гостях у бабушки

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем.
Мы немножко погостим ( руки «здороваются»)
И обратно побежим ( пальцы «бегут» по коленям или по столу)
Топ-топ, (ладони хлопают по коленям или по столу)
Прыг-прыг, (кулачки стучат по коленям или по столу)
Чики-брики, (ладони хлопают поочередно по коленям или по полу)
Чики-брик.( кулачки стучат поочередно по коленям или по столу).




Лесной домик.

Стоял с лесу  домик  (Упражнение «дом». Пальцы рук соединены под углом и касаются кончиками друг друга, большие пальцы отведены в сторону и тоже соприкасаются). 

Бежал мимо ёжик (Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой).

 Бежал он, бежал и вдруг увидел чудесный домик (Упражнение «Капитан»).Ему очень понравился домик и ежик захотел там жить.

Ежик обежал домик вокруг  него  3 раза (Упражнение «кулак-ребро-ладонь»), Принюхался, прислушался ( Упражнение «Ухо-нос»), не живет ли кто в домике. Но никто там не жил. Ежик зашел в домик и стал там жить.

Бежала  мимо лягушка-квакушка (Упражнение «лягушка». Одна рука сжата в кулак,  другая ладонь выпрямлена и лежит на столе. Происходит смена положения рук.) 

Увидела она домик, очень он ей понравился, (Упражнение «Капитан»), подбежала к домику и увидела, что на двери висит замок (Упражнение «Замок»)

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог

Мы замочком постучали

Мы замочком повертели.
Мы замочком покрутили и…открыли!

И тут возле полянки появился ежик. Он в это время ходил за грибами и насобирал целую корзину грибов (Упражнение «Грибы»)

Пустил  ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки  и играли в ладушки (упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).

Каждый день им светило ласковое солнышко ( Руки вверх, одна рука сжата в кулак, пальцы другой руки расставлены в стороны, происходит смена положения рук), 

вокруг порхали красивые бабочки (Руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки), а деревья шелестели своими листиками на ветру (руки вверх, развести пальцы в стороны).

Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка ( Рука сжата в кулак, лежит на столе), они позвали котенка и он подбежал к ним (Упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка  и ёжик, пригласили котенка  жить к себе в дом (Упражнение «дом». Пальцы рук соединены под углом и касаются кончиками друг друга, большие пальцы отведены в сторону и тоже соприкасаются). 

Котенок с радостью забежал в чудесный домик (Упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и стал жить вместе с лягушкой ((Упражнение «лягушка». Одна рука сжата в кулак,  другая ладонь выпрямлена и лежит на столе. Происходит смена положения рук) и ёжиком (Упражнение «ёжик». Ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки, между пальцами другой).


«Две обезьянки».

(способ организации – сидя за столом)

Жили-были две веселые обезьянки  (Упражнение «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборо). Обезьянки очень любили кончить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык ( Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его).Однажды они увидели на высокой пальме ((Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос ( Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести).Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук).

Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму ( Руки поставить перед лицом, ладонями от себя.  Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки очень обрадовались и и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).



Регулярное выполнение таких упражнений, сочетая их в комплексы способствует активизации межполушарного взаимодействия, улучшает работу полушарий головного мозга, способствует эмоциональному настрою, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, а в свою очередь происходит коррекция недостатков речевого развития детей.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!