СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашние эксперименты по физике для 7-9 классов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Весомую роль в формировании метапредметных знаний и умений играют уроки практического характера, а именно лабораторные и практические работы, уроки практикумы решения экспериментальных задач, домашние эксперименты.

Просмотр содержимого документа
«Домашние эксперименты по физике для 7-9 классов.»

Д омашние эксперименты по физике для 7-10 классов




Белорецк, 2021

Введение

О том, что физика наука молодая,

Сказать определённо, здесь нельзя

И, в древности науку познавая,

Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,

Уметь на практике все знания применять.

И важно помнить – роль эксперимента

Должна на первом месте устоять.


Выполнение самостоятельных практических действий, как на уроке, так и во внеурочной деятельности влечет наибольший интерес ученика к уроку. Очень практично и логично в данном случае ввести физический эксперимент в перечень домашних работ. Эксперимент служит фундаментом такой науки, как физика. Предлагаю систему домашних экспериментов для учащихся 7-10классов. Большое количество домашних экспериментов на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности.

Учитывая нагрузку детей в школе, эксперименты могут выполняться дома, в выходные дни, что не ведет к утомлению ученика. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашнего эксперимента, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента. При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы, могут привлекать к помощи родителей, что обеспечивает взаимопонимание и поддержку в семье. Работы, проделанные учеником самостоятельно, позволяют ему почувствовать себя ученым, повысить самооценку, открыть новые грани, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию. Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Таким образом, применение в практике обучения физике домашних экспериментов активно влияет на выработку функциональной грамотности, которая необходима в быту учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки традиционного способа преподавания физики в современной школе.


Список домашних экспериментов по физике в 7 классе


Название эксперимента

стр

Тема: Первоначальные сведения о строении вещества

1

Волшебный пакет

6

2

Неньютоновкая жидкость

7

3

Шашлык из шариков

8

4

Наблюдение диффузии

9

Тема: Взаимодействие тел

5

Обмен жидкостями

10

6

Плавающее яйцо

11

7

Вертикальная веревка

12

Тема: Давление

8

Хитрая монета

13

9

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

14

10

Удержи стакан с водой

15

Тема: Работа и мощность

11

Строим мост

16

12

Делаем подъемный кран

17

13

Делаем модель лифта

18










Правила выполнения домашних экспериментов за 7 класс

1. Эксперименты и наука очень увлекают. Они помощники в познании окружающего мира. Однако не стоит забывать и о мерах предосторожности!

2. Если в инструкции к работе необходима помощь родителей или старших товарищей, пригласи их помочь тебе.

3. Все необходимые приборы и инструменты приготовь заранее.

4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стеклом.

5. По окончании эксперимента убери все приборы и помой руки.





















Тема: Первоначальные сведения о строении вещества
Домашний эксперимент № 1

Название: «Волшебный пакет»

Оборудование: ёмкость с водой, пустая ёмкость, целлофановый пакет, набор карандашей.

Ход работы:

1. Налить в ёмкость воды.

2. Перелить воду в целлофановый пакет, держа над пустой ёмкостью.

3. Осторожно проткнуть карандашом пакет насквозь, не вынимая карандаш.

4. Проделать опыт с остальными карандашами.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Почему вода из пакета не вытекает?



Домашний эксперимент № 2

Название: «Неньютоновская жидкость»

Оборудование: миска, вода, кукурузный или картофельный крахмал.

Ход работы:

1. В миске, в равных пропорциях смешать крахмал и воду, до получения «сметаны».

2. Медленно и плавно опустить в полученную жидкость палец.

3. После извлечения пальца, резво ударить по жидкости кулаком.

4. Взять жидкость в руки и быстрыми движениями слепить из неё шар.

5. Расслабить руки над миской.

6. Описать наблюдения.

7. Сделать вывод.



Вопрос: Почему данная жидкость называется «Неньютоновкая»?



Домашний эксперимент № 3

Название: «Шашлык из шариков»

Оборудование: надувной шарик, миска с маслом, деревянная спица.

Ход работы:

1. Надуть шарик среднего размера и завязать.

2. Смочить спицу в масле.

3. Проткнуть шарик насквозь в местах меньшего растяжения (у основания и параллельно ему).

4. Описать наблюдения.

5. Сделать вывод.



Вопрос: Для чего необходимо смазывать спицу маслом?



Домашний эксперимент № 4

Название: «Наблюдение диффузии»

Оборудование: стакан, сахарный песок, теплая вода, ложка.

Ход работы:

1. Насыпать в стакан чайную ложку сахарного песка.

2. Налить теплую воду, воду вливать осторожно, не перемешивая её с песком.

3. Через некоторое время на дне стакана можно увидеть слой помутневшей жидкости. Это сахарный сироп.

4. Попробовать воду на вкус.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Для чего мы использовали теплую воду, а не холодную?



Домашний эксперимент № 5 Тема: Взаимодействие тел

Название: «Обмен жидкостями»

Оборудование: два одинаковых стакана, масло, вода, пластиковая пластина.

Ход работы:

1. Налить в стаканы до краёв воду и масло.

2. Накрыть стакан с водой пластиковой пластиной.

3. Осторожно перевернуть стакан с пластиной и поставить на стакан с маслом, так, чтобы края стаканов совпадали.

4. Аккуратно отодвигая пластину сделать отверстие между стаканами.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Почему стакан с водой мы ставим наверх?



Домашний эксперимент № 6

Название: «Плавающее яйцо»

Оборудование: стакан с водой, сырое яйцо, соль, ложка.

Ход работы:

1. Опустить в стакан с водой сырое яйцо.

2. Пронаблюдать явление.

3.Насыпать в стакан 5-6 ложек соли.

4. Вновь опустить яйцо, в уже подсоленную воду.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Почему при добавлении соли яйцо начало всплывать?



Домашний эксперимент № 7

Название: «Вертикальная веревка»

Оборудование: шнурок, длиной 80 см, несколько пластиковых линеек.

Ход работы:

1. Через каждые 10 см завязать на шнурке узлы.

2. На линейках с двух сторон сделать выемки.

3. Закрепить за узлы шнурка линейки так, чтобы начало каждой линейки находилось между предыдущей линейки.

4. Аккуратно, держа за край, поставить веревку в вертикальное положение.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Почему линейка закреплялась через узел?



Тема: Давление


Домашний эксперимент № 8

Название: «Хитрая монета»

Оборудование: блюдце, вода, спички, пластилин, стеклянный стакан, монета.

Ход работы:

1. Закрепить в центре блюдца пластилин, и воткнуть в него 4 спички.

2. Положить, как можно ближе к краю монету.

3. Налить в блюдце воду, не намочив спички.

4. Поджечь спички, и в этот же момент накрыть огонь стеклянным стаканом.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Почему монета оказалась вне воды?



Домашний эксперимент № 9

Название: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: мерная кружка, картошка.

Ход работы:

1. С помощью мерной кружки с водой определить выталкивающую силу, действующую на картофелину при полном ее погружении в воду.

2. По формуле рассчитать силу F = p·g·v

3. Заполнить таблицу.

4. Сделать вывод.


p, кг/м3

g,Н/кг

v, м3

F, Н






Вопрос: В чем заключается закон Архимеда?

Домашний эксперимент № 10

Название: «Удержи стакан с водой»

Оборудование: стакан с водой, лист бумаги.

Ход работы:

1. Налить воду в стакан до края.

2. Накрыть стакан с водой белым листом бумаги.

3. Осторожно перевернуть стакан с листомнад раковиной.

4. Аккуратно опустить руку с листа, держать лишь за стакан.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Почему вода не вытекает?



Тема: Работа и мощность
Домашний эксперимент № 11

Название: «Строим мост»

Оборудование: бумага (плотная) или картон, книги, стаканчик от йогурта, фасоль.

Ход работы:

1. Сложим книги в две одинаковые стопки и соединим эти «берега» мостом из листка бумаги (или тонкого картона).

2. Установим на бумаге стаканчик из-под йогурта и посмотрим, сколько фасолин мы сможем опустить в стаканчик, прежде чем наш мост рухнет.

3. Сделаем мост из такого же листа бумаги, как и в проекте 1, но сложим его гармошкой.

4. Сколько теперь фасолин он может выдержать.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.



Вопрос: Какой мост надежнее? Почему?



Домашний эксперимент № 12

Название: «Делаем подъёмный кран»

Оборудование: две катушки от ниток, кусок проволоки, два крючка, небольшой брусок, тонкая веревка или прочный шнур.

Ход работы:

1. Отрезаем два куска проволоки, продеваем их в катушки, загибаем и закручиваем концы.

2. Укрепляем крючки вверху деревянного подвеса.

3. Собираем систему, состоящую из одного неподвижного и одного подвижного блоков.

4. Медленно и ровно тянем за веревку, делая вывод об усилии, которое было приложено при подъеме бруска.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.


Вопрос: Где используется подъемный кран?



Домашний эксперимент № 13

Название: «Делаем модель лифта»

Оборудование:4 катушки от ниток, проволока, 2 крючка металлических, 2 бруска, тонкая веревка.

Ход работы:

1. Собираем конструкцию из эксперимента № 12.

2. Один «кирпич» прикрепляем к блоку.

3. Второй «кирпич» к свободному концу веревки. Первый будет представлять собой лифт, второй – противовес.

4. Слегка надавив на противовес, можно поднять лифт.

5. Описать наблюдения.

6. Сделать вывод.


Вопрос: Для чего в быту используется лифт?



Список домашних экспериментов по физике в 8 классе


Название эксперимента

стр

Тема: Тепловые явления и изменение агрегатного состояния вещества

1

Огнеупорный шарик

21

2

Замерзание окна

22

3

Проводники тепла

23

Тема: Электрические явления

4

Статическое электричество

24

5

Гибкая вода

25

6

Сердце на батарейке

26

Тема: Световые явления

7

Стрелки наоборот

27

8

Личная радуга

28

9

Тень от свечи

29
















Правила выполнения домашних экспериментов за 8 класс

1. Эксперименты и наука очень увлекают. Они помощники в познании окружающего мира. Однако не стоит забывать и о мерах предосторожности!

2. Если в инструкции к работе необходима помощь родителей или старших товарищей, пригласи их помочь тебе.

3. Все необходимые приборы и инструменты приготовь заранее.

4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стеклом.

5. По окончании эксперимента убери все приборы и помой руки.



Тема: Тепловые явления и изменение агрегатного состояния вещества


Домашний эксперимент №1

Название: «Огнеупорный шарик»

Оборудование: 2 шарика, свечка, спички, вода.

Ход работы:

1. Надуйте шарик.

2. Поднесите его к горящей свече. Шарик лопнет.

3. Во второй шарик налейте немного воды и надуйте.

4. Опишите наблюдаемые явления.

5. Сделайте вывод.



Вопрос: Что происходит внутри шара?



Домашний эксперимент №2

Тема: «Замерзание окна»

Оборудование: окно, с деревянной рамой, морозный день.

Ход работы:

1. Подойдите к окну в морозный день.

2. Обратите внимание, где больше всего замерзло окно.

3. Обоснуйте то, что окно замерзает в большей степени там, где имеется батарея.

4. Опишите наблюдаемые явления.

5. Сделайте вывод.



Вопрос: Где в квартире самое тёплое место?



Домашний эксперимент №3

Тема: «Проводники тепла»

Оборудование: пластмассовая, деревянная и металлическая ложки (можно из разных металлов), сливочное масло, миска с горячей водой, разноцветные леденцы.

Ход работы:

1. Налейте в миску горячей воды.

2. Опустите ложки в горячую воду, чтобы их ручки лежали на краю миски.

3. Кусочками сливочного масла прилепите к ручке каждой ложки по леденцу.

4. Подождите некоторое время.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.


Вопрос: Зависит ли проводимость тепла, от вещества, и как?



Тема: Электрические явления


Домашний эксперимент №4

Тема: «Статическое электричество»

Оборудование: лист бумаги, пластиковая расческа, шерсть

Ход работы:

1. Нарвите бумагу мелкими кусочками и высыпите на стол.

2. Натрите пластиковую расческу шестью.

3. Медленно подносите расческу в бумаге.

4. Опишите наблюдаемые явления.

5. Сделайте вывод.



Вопрос: Какое явление происходит в данном опыте?



Домашний эксперимент №5

Тема: «Гибкая вода»

Оборудование: кран с водой, шарик, шерсть.

Ход работы:

1. Включите небольшую струю воды.

2. Надуйте шарик.

3. Потрите надутый шарик о шерсть.

4. Плавно подносите его к струе воды.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: Как в данном случае заряжены вода и шарик? Одноименно или разноименно?



Домашний эксперимент №6

Тема: «Сердце на батарейке»

Оборудование: батарейка, магнит, проволока.

Ход работы:

1. Соорудите из проволоки каркас, похожий на сердце.

2. На положительном полюсе батарейки соорудите выемку, чтобы удобно было закрепить сердце.

3. К отрицательному полюсу батарейки прикрепите магнит.

4. Поставьте батарейку вертикально, магнитом вниз.

5. Аккуратно закрепите на ней сердце из проволоки.

6. Опишите наблюдаемые явления.

7. Сделайте вывод.



Вопрос: Под действием чего происходит движение сердца?



Тема: Световые явления


Домашний эксперимент №7

Тема: «Стрелки наоборот»

Оборудование: стакан с водой, лист белой бумаги, маркер.

Ход работы:

1. Налейте в стакан воды.

2. Нарисуйте на бумаге две стрелки в одном направлении.

3. Поднесите лист бумаги к стакану так, чтобы он закрывал обе стрелки.

4. Отлейте со стакана воду, чтобы водой была закрыта лишь одна стрелка.

8. Опишите наблюдаемые явления.

9. Сделайте вывод.



Вопрос: Почему стрелки меняют направление?



Домашний эксперимент №8

Тема: «Личная радуга»

Оборудование: ёмкость, наполненная водой , фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Ход работы:

1. В емкость наливаем воду

2. Кладем на дно зеркало.

3. Направляем на зеркало свет фонарика.

4. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: Вследствие чего на листе бумаги отразился цветовой спектр?



Домашний эксперимент №9

Тема: «Тень от свечи»

Оборудование: спички, свеча, фонарик.

Ход работы:

1. Зажгите свечу.

2. Держите свечу на расстоянии 10-15 сантиметров от стены.

3. Посветите на свечу фонариком.

4. Опишите наблюдаемые явления.

5. Сделайте вывод.



Вопрос: Почему тень от свечи не отражается?



Список домашних экспериментов по физике в 9-10 классе


Название эксперимента

стр

Тема: Законы движения

1

Проверка закона Ньютона

32

Тема: Электричество и магнетизм

2

Батарейка из лимона

33

3

Клетка Фарадея

34

4

Поезд из батареек

35

5

Летающий магнит

36

Тема: Звук. Распространение звука

6

Разговор

37

7

Магнитофон

38


















Правила выполнения домашних экспериментов за 9-10 класс

1. Эксперименты и наука очень увлекают. Они помощники в познании окружающего мира. Однако не стоит забывать и о мерах предосторожности!

2. Если в инструкции к работе необходима помощь родителей или старших товарищей, пригласи их помочь тебе.

3. Все необходимые приборы и инструменты приготовь заранее.

4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стеклом.

5. По окончании эксперимента убери все приборы и помой руки.



Тема: Законы движения


Домашний эксперимент №1

Тема: «Проверка закона Ньютона»

Оборудование: стакан с водой, поднос, картонный цилиндр (от бумажных полотенец), яйцо.

Ход работы:

1. Налейте в стакан воды.

2. Накройте стакан подносом.

3. На поднос поставьте картонный цилиндр, чтобы он совпадал с центром стакана.

4. На цилиндр поставьте яйцо.

5. Резким ударом вырываем поднос.

6. Повторите опыт несколько раз.

7. Опишите наблюдаемые явления.

8. Сделайте вывод.



Вопрос: Какой именно закон Ньютона рассматривается в данном опыте?



Тема: Электричество и магнетизм


Домашний эксперимент №2

Тема: «Батарейка из лимона»

Оборудование: лимон, медная монета, гвоздь, наушники

Ход работы:

1. Воткните в лимон гвоздь.

2. То же самое проделайте с монетой.

3. Подождите пару минут.

4. Поднесите наушники к полученным контактам.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: От чего происходит характерный треск, если поднести наушники?



Домашний эксперимент №3

Тема: «Клетка Фарадея»

Оборудование: фольга, металлическое сито, мобильный телефон.

Ход работы:

1. Расстелите на столе фольгу.

2. Проверьте наличие мобильной сети и положите телефон на фольгу.

3. Накройте телефон металлическим ситом.

4. Закрепите концы фольги так, чтобы она касалась сита.

5. Попробуйте дозвониться на телефон.

6. Опишите наблюдаемые явления.

7. Сделайте вывод.



Вопрос: Откуда произошло название «Клетка Фарадея»?



Домашний эксперимент №4

Тема: «Поезд из батареек»

Оборудование: медная проволока, две батарейки, 4 магнита.

Ход работы:

1. Намотайте из проволоки катушку таким диаметром, чтобы батарейки легко проходили через неё.

2. Закрепите с двух сторон на батарейках магниты.

3. Плавно пропустите данную конструкцию через катушку.

4. Повторите со второй батарейкой.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: Почему в данной конструкции используется медная проволока?



Домашний эксперимент №5

Тема: «Летающий магнит»

Оборудование: «ящичек» из пенопласта, два сильных магнита.

Ход работы:

1. Поверните пенопласт так, чтобы открытая сторона была лицом в вам.

2. Один магнит положите в ящик.

3. Второй магнит, держа в руке, поднесите к внешней стороне ящика, чтобы он оказался над первым магнитом.

4. Управляя вторым магнитом, создайте движение первого.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: Что такое левитация?



Тема: Звук. Распространение звука.

Домашний эксперимент №6

Тема: «Разговор»

Оборудование: два зонтика, напарник

Ход работы:

1. Выйдете с напарником на открытое пространство.

2. Встав, на расстоянии около 2 м друг от друга, начните разговаривать, стараясь говорить не громче, чем полушепотом.

3. Звук рассеивается при распространении.

4. Откройте зонтики и говорите снова тихо.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: Что происходит со звуком, при появлении зонта?



Домашний эксперимент №7

Тема: «Магнитофон»

Оборудование: картон, ножницы, магнитофон.

Ход работы:

1. Включите музыку и послушайте своим слухом, громкость оставьте постоянной.

2. Вырежете новые большие «уши» из картона.

3. Придайте им такую форму, чтобы их можно было прижать к голове за настоящими ушами.

4. Включите музыку на той же громкость вновь.

5. Опишите наблюдаемые явления.

6. Сделайте вывод.



Вопрос: Почему музыка стала казаться громче?



Список используемой литературы


  1. Р.Б. Ашарулы, У. Токбергенова, Д. Казахбаева. Физика и астрономия. Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. Алматы «Атамура», 2007.

  2. Б.М. Дуйсембаев, Г.З., Байжасарова, А.А. Бедетбекова. Физика и астрономия. Учебник для 8 классов общеобразовательной школы. Алматы, 2008.

  3. Р.Б. Башарулы, Д. Казахбаева, У. Токбергенова, Н. Бекбасар. Учебник для 9 классов общеобразовательной школы. Алматы «Мектеп», 2009.

4. Васильева Л. А. Методика проведения домашних лабораторных работ по физике в школе. Дипломная работа. Псков: ПсковГУ, 2012.

5. Гальперштейн Л. Здравствуй, физика! М.: Детская литература, 1967.

6. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочих программ. Физика. 7–9 классы. Ред. И. Г. Власова. М: Дрофа, 2014.

8. Перельман Я. И. Занимательная физика. М.: Наука, 1994.

9. Рабиза Ф. В. Опыты без приборов. М.: Детская литература, 1988.

10. Тарасов О. М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями. М: Форум-Инфра, 2011.

11. Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М: Просвещение, 1981.

12. Хорошавин С. А. Физический эксперимент в школе. М.: Просвещение. 1988.



Содержание


Введение

2

Список домашних лабораторных работ по физике в 7 классе

4

Правила выполнения домашних лабораторных работ за 7 класс

5

Список домашних лабораторных работ по физике в 8 классе

19

Правила выполнения домашних лабораторных работ за 8 класс

20

Список домашних лабораторных работ по физике в 9 классе

30

Правила выполнения домашних лабораторных работ за 9 класс

31

Список используемой литературы

39

Содержание

40


39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!