СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Домашнее задание № 12

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашние работы для подготовки к итоговой аттестации включают в себя материал по орфографии, пунктуации, лексике, морфологии, синтаксису. Данные работы можно использовать и для контроля на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание № 12»

ОРФОЭПИЯ


1. Пользуясь словарем, поставьте ударения в словах. Укажите наличие

равноправных и неравноправных вариантов у некоторых слов.

Августовский, алкоголь, апостроф, арахис, асимметрия, баловать, бармен,

ветеринария, вечеря, газопровод, гофрированный, генезис, джинсовый,

диспансер, договор, жалюзи, закупорить, звонишь, знамение, избалованный,

иконопись, истерия, исчерпать, индустрия, камбала, каталог, квартал, красивее, кухонный, ломоть, маркетинг, маркированный, мастерски, мизерный, мышление, новорожденный, обеспечение, облегчить, оптовый, откупорить, пиала, пиццерия, процент, пуловер, путепровод, свекла, сливовый, случай, средства, статуя, таможня, тефтели, туфля, углубить, украинский, феномен, хаос, центнер, черпать, шасси, щавель, эксперт.

2. Поставьте ударения в словах:

квартал – квартала – кварталу;

каталог – каталога – каталогу;

ревень – ревеня – ревеню;

туфля – туфли – туфле;

досуг – досуга – досугу;

торт – торта – торту – торты;

средство – средства – средству;

хрусталь – хрусталя – хрусталю;

фитиль – фитиля – фитилю.

3. Объясните значения слов, различающихся ударением и окончанием:

переходный – переходной;

призывный – призывной;

развитая – развитая – развитая;

характерный – характерный;

языковой – языковый.

4. Прочитайте предложения, соблюдая правильную постановку ударения.

Свёкольный сок очень полезен.

В магазине продают языковый фарш.

Джинсовый костюм очень удобен для работы.

Вы, как всегда, правы.

Это языковая школа, в ней изучают четыре иностранных языка.

Договорный процесс был приостановлен.

Ты рисуешь красивее, чем я предполагал.

Украинский борщ невозможно сварить без свёклы.

Сегодня привезли подовый хлеб.

Мне рекомендовали пить сливовый сок.

Уставный капитал этой фирмы небольшой.

5. Поставьте ударения в словах:

а) вам звонят;

б) баловать ребенка;

в) исчерпать запасы;

г) транспортировать __________груз;

д) блокировать воспаление;

е) продал квартиру;

ж) гофрированный занавес;

з) нормированный рабочий день;

и) меблированные комнаты;

к) инсценированный роман.

6. Поставьте единообразное ударение в группах слов по образцу:

а) аристократия: демократия, плутократия, бюрократия, партократия;

б) монолог: некролог, полилог, каталог, диалог, эпилог,

в) водопровод: газопровод, нефтепровод, мусоропровод, путепровод;

г) сантиметр: миллиметр, километр, дециметр, вольтметр, амперметр;

д) инструмент: доцент, процент, момент, цемент, документ.


МОРФОЛОГИЯ


Имя существительное

1. Подберите к данным существительным подходящие по смыслу

прилагательные или глаголы в прошедшем времени.

Тбилиси, Дели, кенгуру, виски, кольраби, пони, шимпанзе, цеце, иваси,

салями, сирокко, галифе, кофе, ТАСС, гороно, ЖЭК, ООН, киви-киви,

эсперанто, колибри, Чикаго, Янцзы, Бизе (композитор), безе (пирожное),

Батуми, Эри (озеро), Юнгфрау (гора), «Таймс» (газета), драже.

2. Согласуйте прилагательное с существительными.

(Вареный) вермишель, (картофельный) пюре, (цветной) тюль,

(разборчивый) подпись, (сладкий) какао, (долгий) путь, (заказной) бандероль,

(новый) рояль, серый) мышь, (мелкий) дробь, (новый) ателье, (мелкий) кафель, (белый) лебедь.

3. Допишите окончания прилагательных и глаголов.

Густ… ковыль, ледян… прорубь, нов… пальто, небесн… лазурь,

машинн… депо, обыкновенн… юноша, свеж… мозоль, степь зазеленел…, кафе открыл…сь, кофе остыл…

4. Определите род имен существительных.

Инвентарь, штемпель, фланель, трюмо, шоссе, ателье, желе, цитадель,

цоколь, домина, китель, лазурь, зыбь, пенни, рагу, опись, пюре, фойе,

конферансье, пари, портмоне, манто, саго, сопрано, бюллетень, магистраль,

бутыль, эмаль, домище, какао, какаду, акварель, алоэ, зебу, бра, метро, атташе,

импресарио, кольраби, холодина, салями, алиби, меню.

5. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью

составное наименование, которое они обозначают. Употребите сокращенные

наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО, МКАД, МГУ.