СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Донбасс –моя Родина»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Мой край, цвети, благоухай!»

Тип урока: урок-игра

Цель: формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения

Задачи:

 - углубление знаний материала за счет реализации межпредметных связей;

 - развитие системного подхода к изучению экологических проблем;

 - развитие творческих способностей учащихся, реализация их потребности в общении;

 - реализация проблемно – поисковой работы учащихся;

 - реализация технологии самооценивания учащихся;

 - пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала ;

 - формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мел, доска.

Формируемые УУД:

Межпредметные: определение целей ,проблемы учебной деятельности, выбор средства достижения целей в группе, структурировать полученные знания, анализировать их;

Личностные:  понимание того, что необходимо для предотвращения экологической катастрофы на Донбассе; формировать личностные ориентиры влияния человека на природу Донбасса.

 

 

Планируемые методы, приемы, технологии: работа в командах, блиц-опрос, экологическое сочинение .

Ключевые дефиниции, даты, личности: экология

Просмотр содержимого документа
««Донбасс –моя Родина»»

Класс : 9 Дата проведения урока:16.09

Урок №3 в Макросфере «Донбасс –моя Родина»

Автор разработки: Сарбаева В.Д., учитель истории высшей категории

Горловской общеобразовательной школы I-III ступеней №29

Тема урока: «Мой край, цвети, благоухай!»

Тип урока: урок-игра

Цель: формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения

Задачи:

- углубление знаний материала за счет реализации межпредметных связей;

- развитие системного подхода к изучению экологических проблем;

- развитие творческих способностей учащихся, реализация их потребности в общении;

- реализация проблемно – поисковой работы учащихся;

- реализация технологии самооценивания учащихся;

- пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала ;

- формирование чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мел, доска.

Формируемые УУД:

Межпредметные: определение целей ,проблемы учебной деятельности, выбор средства достижения целей в группе, структурировать полученные знания, анализировать их;

Личностные: понимание того, что необходимо для предотвращения экологической катастрофы на Донбассе; формировать личностные ориентиры влияния человека на природу Донбасса.





Планируемые методы, приемы, технологии: работа в командах, блиц-опрос, экологическое сочинение .

Ключевые дефиниции, даты, личности: экология

Развернутый план урока

І. Организационный момент

- приветствие;

- пожелание хорошего настроения, активности, здоровья.

ІІ. Вводное слово учителя

Сегодня мы проводим занятие по теме «Мой край, цвети, благоухай». На уроке мы будем говорить об ответственности каждого за чистоту нашей планеты. Сегодня у нас урок-игра, вы разделитесь на команды, сами будете оценивать свою работу, всем будет выставлена общая командная оценка. Кроме того, вы выберете самых активных игроков и оцените их. Самые активные игроки получат дополнительную оценку. Вы готовы? Начали.

Разделение на команды

Отмечу, что для активного участия каждого ученика важно, чтобы в команде было не более 5 человек. Учащиеся разделились и предложили названия: «Росинка», «Радуга», «Родничок»

Блиц-опрос

1.Долго ли удерживаются на месте растения, первыми появляющиеся на вспаханных полях, если участки предоставлены стихийному зарастанию?

(Нет, так как действует конкуренция)

2. Зачем скворцы и галки «катаются» на коровах, овцах и лошадях?

(Таскают шерсть для гнезд и выклевывают насекомых - мутуализм.)

3. Какие из птиц будут гнездиться в дуплянках (искусственных гнездах)? (Воробей, лазоревка, мухоловка)

4. Есть ли хищники в мире растений? (Да, например, росянка, жирянка, пузырчатка)

5. Почему березу называют «пионером», а березовый лес -временным?(Береза первой осваивает открытые пространства, но не выдерживает конкуренции с другими деревьями, так как очень светолюбива.)

6. Почему если рыба срывается с крючка, клев становится хуже? ( Снова оказавшись в воде, рыба выделяет вещества, которые служат другим рыбам сигналом опасности.)

7. У какого паразитического червя нет промежуточного хозяина? (У аскариды ,острицы)

8.Почему пестрянок, хотя они и очень заметны на лугу, не трогают насекомоядные птицы? (Они горькие и ядовитые, а яркая окраска- предупреждающая)



Работа с материалами из Красной книги Донбасса







Чем питается жук-олень, где он живет?(на дереве, соком деревьев)

Может ли змееяд проглотить змею больше своего веса (да)

Как еще называют тушканчика (земляной заяц)

Мозговой штурм

Верю – не верю.

1.Липа цветет последней из деревьев. (Да.)

2. Виды, состоящие из одной популяции, могут существовать. (Да)

3. В морской экосистеме отсутствуют цветковые растения. (Нет)

4. Болотные экосистемы не образуют гумус. (Да)

5. Индейки едят колорадского жука. (Да)

6.Удаление подстилки в лесу приведет к увеличению прироста деревьев. (Нет)

7.Дерево зимой не растет. (Да)

8.Саламандра и другие земноводные могут жить и в пресной, и в соленой воде. ( Нет, только в пресной.)

9. В дикой природе пчел нет, они только домашние. (Нет.)

Игровая форма, способствующая применению знаний на практике

Сочинения «Что не так»

Жестяные, стеклянные и пластмассовые банки, бутылки нельзя закапывать в землю. Им придется лежать в земле много лет, прежде чем всесильные бактерии хотя бы частично их «разгрызут». Это губительно скажется на условиях произрастания травянистой и другой растительности, а так же на условиях жизни почвенных и наземных животных.

На привалах нужно тщательно соблюдать правила противопожарной безопасности при разведении костров. Несоблюдение этих правил служит причиной возникновения пожаров, наносящих большой вред человеку и природе.

Под влиянием вредных веществ происходит обеднение или полная гибель растительности и животных ,в том числе и почвенных и как следствие этого – снижение или полная потеря плодородия почв на загрязненном участке со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ІІІ.Закрепление изученного материала

Ты - мне, я – тебе

Класс делится на две группы: сторонники разумного отношения к природе и сторонники обывательского, потребительского отношения к ней.

Представители групп учащихся в споре отстаивают свои точки зрения. Необходимо следить, чтобы аргументы сторон были убедительными, т.е. достаточно обоснованными.

Аргументы и факты

Учащимся предлагается сформулировать и записать по три самых веских, на их взгляд, аргумента в пользу защиты природы. Через определенное время группы сравнивают и обсуждают свои результаты. Если приведенные аргументы совпадают, устанавливаются причины, по которым они были выбраны. При несовпадении аргументов нужно разобраться в причинах несовпадения взглядов.

Подведение итогов

Учащиеся обсуждают результаты и сами ставят оценки. Отдельно определяют и оценивают лучших игроков.

Домашнее задание

Составить памятку по правилам экологического поведения.

Список рекомендованной литературы

1. Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -576 с.

2. Одум Ю. Экология. - М: Мир, 1986. - 2 тома.

3. Радкевич В. А. Экология. - Минск: Выш. шк., 1998. -159 с.

4. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). - М: Молод. гвард., 1994. -367 с.

5. Горелов А. А. Экология. – М: Центр, 2000. –240с.

6. Шилов А. И. Экология. - М: Высш шк., 2000. -512с.

7. Вернадский В. И. Биосфера. – М: Мысль, 1967. – 114с.