Разработка учебного занятия для 1 класса, отделение «Фортепиано»
«Донотный период».
Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения. От преподавателя помимо высокой музыкальной квалификации требуется наличие особых психологических, волевых и нравственных качеств. Начальный период это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. В этот период формируется понятие ритмической пульсации, звуковысотности, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения. Основа начального обучения игре на фортепиано – воспитание художественного мышления учащегося, эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления. Первые уроки с учеником имеют особо важное значение: это самый подходящий момент для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата. С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.
В своей педагогической работе я стараюсь как можно скорее предоставить детям возможность самим исполнять небольшие пьески, несущие в себе привлекательный для их восприятия музыкальный образ. Для этого несколько уроков у нас отводится так называемому «донотному» периоду занятий. Я учу ребёнка играть эти легко доступные мелодии сначала одними третьими пальцами, свободно несущими вес то правой то левой руки. Затем подключая вторые и четвёртые пальцы, и только потом первый и пятый. Задача «донотного» периода, состоит в том, что бы ребёнок увлёкся процессом игры на фортепиано, умел легко ориентироваться на всей клавиатуре, владеть разными регистрами, перед тем как изучать нотную грамоту.
1 урок:
В начале урока выполняем упражнение «Берёзка»: просим ребенка встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их на встречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению. Упражнение на первых занятиях помогает ребенку освободить своё тело и готовит руки будущего пианиста.
Для того , чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, нужно воспользоваться упражнением «Поцелуй с карандашиком» , кончиками пальцев они по очереди здороваются с карандашом. Необходимо чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка. В дополнение к этому упражнению, для более чёткого понятия, какой формы должны быть пальцы когда они нажимают на клавиши, я предлагаю им упражнение «Колечки». Поочерёдно, «подушечка» каждого пальца соприкасается с первым пальцем, слегка прижимая их друг к другу, при этом у каждого пальца кроме первого должны быть видны «три бугорка» - места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. В дальнейшем это упражнение помогает ребенку следить за формой пальцев и свода рук.
Дальше предлагаю ребенку упражнение «Радуга» от ноты «До» – «до» следующей октавы, третьим пальцем. Очень важно плавно переносить руку по воздуху изображая радугу, правой и левой руками, в процессе постановки рук на клавиатуру следим за формой свода, за постановкой пальца на клавиатуре и за свободой рук в предплечье и запястье.
Упражнение «Имена» на постановку 2 пальца в сочетании с 3 им. Упражнение полезно изучить в штрихе нон легато и в дальнейшем , перейти на штрих легато. В процессе работы следить за постановкой рук и правильным выполнением данного упражнения. Параллельно с игрой называем имена состоящие из двух слогов, например: Оля, Вера и т.д.
2 урок:
Повтор прошлого урока, закрепление упражнений Берёзка, Радуга, «Колечки», «Имена».
Разбор нового упражнения «Имена» на постановку трёх пальцев - 2,3,4 и 4,3,2, штрихом легато, на три слога, например: Олечка, Лерочка. Параллельно следим за основными правилами постановки рук на инструменте, по возможности исправляем ученика и указываем на ошибки. Подбадриваем, если что то не получается.
3 урок:
Повтор всех упражнений, работа над ошибками.
Изучение новой песенки на инструменте «У кота Варкота» от ноты до, третьим пальцем правой руки, в дальнейшем левой, используя штрих нон легато. Сначала выучиваем с ребёнком слова песенки:
У кота Варкота, колыбелька хороша,
Я коту Варкоту, тихо песенку спою.
Обязательно обращаем внимание на то , что в музыке есть понятие длинных звуков и коротких, в дальнейшем это нам поможет ввести понятие метроритма. Далее играем песенку от ноты «До» помогая ребенку, направляя и устраняя ошибки. В ходе работы, считаю очень важным сразу объяснить ребенку на начальном этапе о понятии - тон, полутон. Процесс для них очень увлекателен и важен, очень быстро схватывают и очень ловко в дальнейшем считают сколько полутонов и тонов в определённом интервале .
4 урок:
Повтор песенки «У кота Варкота» , от ноты «До» второй октавы, правой рукой, третьим пальцем, затем можно подключить 2,3,4 пальцы, но пока штрихом нон легато.
На этом этапе можно начинать транспонировать песенки. Процесс для детей очень увлекателен и интересен. Просим ребёнка подобрать эту песенку от ноты «Ре», внимательно вслушиваясь в каждую ноту, а так же не забывая играть левой рукой. Если ребенку это удалось, то я начинаю ему аккомпанировать на втором инструменте. Этот способ игры в ансамбле очень завораживает учеников, они буквально наполняются интересом, у них зажигаются глаза и это наверное самое главное в нашем процессе обучения, завлечь, влюбить в музыку.
Далее изучаем слова новой песенки:
Вот иду я вверх ,
Вот иду я вниз.
Играем от ноты «До» левой рукой в малой октаве, обязательно поправляем руку ребенка в процессе игры , исправляем ошибки в постановке если они есть. В ходе игры объясняем ребенку, что песенка движется поступенно вверх до ноты соль, а затем поступенно вниз до ноты до.
Следующяя песенка «Солнышко». Слова песенки:
Светит солнышко,
К нам в окошечко.
Песенка играется от ноты соль, третьими пальцами, движется вниз до ноты До, так же транспонируем песенку в тональностях ре мажор, ми мажор, играем в ансамбле с педагогом.
5 урок:
Повтор всех песенок в разных тональностях.
Этот урок будет посвящён понятию – лад в музыке. Для этого я выбрала песенку «Три сенички», слова песенки:
Три сенички танцевали ,
На лугу траву помяли.
Играем с ребёнком песенку в тональности до мажор , песенка идет по звукам главного трезвучия. Сразу объясняю, что такое мажорный лад и минорный на примере этой песенки. Особое внимание ребёнка обращаю на большую терцию в мажорном трезвучии и так же поясняю, что в большой терции находятся четыре полутона или два тона и обязательно на характер мажорного трезвучия, оно весёлое и солнечное. На уроке пробуем транспонировать в ре мажоре, в ми мажоре, а также в домашнем задании , самостоятельно подобрать в тональности фа мажор и соль мажор. Параллельно говорим и о минорном ладе, о том что он грусный и печальный , а так же о строении минорного трезвучия, о том что в малой терции находится три полутона или один тон и полтона.
6 урок:
Повтор песенок, проверка домашнего задания.
На этом уроке знакомлю ребёнка с интервалом чистая квинта. Ставлю руку на первый и пятый пальцы правой руки , затем левой, обращяя внимание на то, что пятый палец самый маленький и слабенький, но он большой помошник в «семье» пальцев, вместе с первым , большим , пальцем его задача удерживать «свод» руки. Дети должны знать , что у первого пальца особенная форма, у него видны только два «бугорка», а не три , и они «смотрят» в бок. Квинту ,мы с учениками назвали «домик». Играем квинту от ноты «До» пока во второй октаве для правой руки и в малой октаве для левой руки.
Изучение новой песенки «Ветерок», от ноты «до», слова песенки:
Теплый и нежный ветерок ,
Чуть приклонил к земле цветок.
В этой песенке, я даю понятие гаммобразного движения, сложность исполнения гаммы состоит в том, что ребёнок сталкивается с трудностью подворота первого пальца. Чтобы это прошло более гладко, я даю упражнение «Гусеница» и ребёнок сразу понимает основной принцип постановки первого пальца на клавиатуре. Свод руки держит самый длинный третий палец руки, а первый же аккуратно переступает на клавишу третьего пальца, таким образом не заваливаясь на фалангу пальца и не проваливая свод руки. «Ветерок» играем правой и левой руками поочерёдно, штрихом нон легато, в дальнейшем легато. Очень полезная пьеса, она готовит ребёнка к исполнению гамм очень бережно и привносит элемент игры при работе с таким трудным, а порой скучным видом технической подготовки ученика на первом этапе.