СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДООП "Вокальная студия "Музыкальный квартал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДООП "Вокальная студия "Музыкальный квартал" является образовательной программой  дополнительного образования вобласти художественной направленности. В программу входит направления постановки голоса, элементарной теории музыки и сценического мастерства.

Просмотр содержимого документа
«ДООП "Вокальная студия "Музыкальный квартал"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Протокол №__

от «__» _____ 20__ г.


УТВЕРЖДЕНА

Приказом №___от «__»_______20__ г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

______________Л.А. Еселева








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Музыкальный квартал»



Возраст учащихся: 7-22 года

Срок реализации: 2 года













Разработчик:

Калинина Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования



Содержание


Пояснительная записка………………………………………………………………………...

3

Учебный план …………………………………………………………………………………..


Календарный учебный график ………………………………………………………………..


Рабочая программа……………………………………………………………………………..


Оценочные и методические материалы ………………………………………………………



Пояснительная записка


Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства просвещения от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 №617-р, Устава государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга; лицензии ГБНОУ ДУМ СПБ на образовательную деятельность и др. локальных актов учреждения

Сроки реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальная студия «Музыкальный квартал»» рассчитана на 2 года обучения.

Программа имеет базовый уровень.

Программа имеет художественную направленность.

Актуальность. В современном мире существует огромное многообразие музыкальных форм, исполнителей разного рода и уровня, современных методов музыкального моделирования (композиций) с использованием новых компьютерных технологий. Средства массовой информации (телевидение, радио и т.д.) осуществляют целенаправленные акции по формированию у детей и молодых людей подросткового возраста определенных музыкальных симпатий, что обеспечивает рейтинг и поддержку (раскрутку) современных музыкальных проектов.

Вместе с тем, образцы высокохудожественного исполнения можно увидеть и услышать только приложив к этому определённые усилия и потратить достаточно времени для поиска подобных передач в средствах массовой информации (радио, телевидение). Времени, учитывая современную загруженность детей и подростков в школе и учебных заведениях, как правило, недостаёт. Таким образом, труднодоступность информации, содержащей всё многообразие культурного исторического наследия, ограничивает возможность познакомиться с богатейшей музыкальной культурой России и всего мира.

Таким образом, в широко разрекламированной продукции музыкальных проектах делается акцент на доступности, упрощенности. У широких масс детей и подростков формируется представление о современной музыке как не имеющей личного, индивидуального начала. Подросток также как и ребёнок, часто не осознает, что для создания любого произведения (сочинение или его интерпретации) необходимо обладать знаниями и навыками, систематически развивать свои способности и повышать культурно-эстетический уровень.

В процессе занятий учащимся прививаются основные навыки работы вокального аппарата (дыхание, дикция, диапазон), присущие классической постановке голоса на произведениях различного жанра, в том числе и популярной, и даже рок музыки. Таким образом, формирование вокально-телесной схемы осуществляется на близкой по тематике для детей и подростков музыке. Среди понятного им репертуара выбираются произведения с наиболее выраженной мелодикой, отвечающей поставленным задачам на данном этапе развития вокального аппарата, слухово-вокальной координации (диапазон, интервалика, музыкальная фраза). С развитием эстетического и музыкального вкуса репертуар постепенно меняется в сторону произведений, более богатых гармонически и мелодически, с более глубокими текстами (песни из кинофильмов, романсы). На завершающем этапе обучения по программе, учащиеся усваивают основные принципы исполнительского мастерства, что позволяет создать условия для начальной профессиональной ориентации воспитанников.

Образовательная программа, основанная на бережном, нефорсированном развитии голоса в мутационный период путем овладения элементарными навыками вокального дыхания и певческого слова позволяет развить и выявить музыкальные и вокальные способности в вышеупомянутой детской и молодёжной среде.

Процесс постановки голоса осложняется ярко выраженной мутацией, протекающей на фоне хрупкого состояния здоровья многих учащихся. Крайняя неустойчивость художественного вкуса осложняет выбор репертуара и заставляет вести постоянную работу по развитию эстетической культуры.

Выбор произведений является строго индивидуальным за исключением песен, исполняемых ансамблем. Учащийся развивает свои индивидуальные способности путем получения определенных практических навыков и знаний, направленных на повышение своего культурного уровня.

В процессе обучения формируется способность оценки любого музыкального произведения или исполнения, в т.ч. и собственного, с точки зрения его художественной ценности.

Разностороннее развитие осуществляется путем обучения навыкам актерского мастерства и сценического движения в адаптированной форме для малоподготовленной и не обладающей ярко выраженными вокальными способностями категории учащихся.

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 7 до 22 лет.

Цель программы: эстетическое развитие личности и развитие творческих способностей подростков путем приобщения их к музыкальной культуре.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с лучшими образцами отечественной и зарубежной

  • музыки, наиболее выдающимися представителями исполнительского

мастерства;

  • обучить основам вокального мастерства;

  • развить слухово-вокальную координацию путем обучения слухового

  • анализу и сольфеджированию;

  • научить навыкам работы с микрофоном;

  • научить ансамблевому пению.

  • научить основам исполнительского мастерства

Развивающие:

  • развить слухово–вокальную координацию, вокальные возможности,

способности (дыхание, диапазон, тембр, голоса);

  • развить артистизм достаточный для выступления на сцене,

выразительность исполнения, основанного на осознанном анализе исполняемого произведения;

  • расширить кругозор;

  • повысить культурный уровень подростков;

  • развить художественный вкус.

  • развить способность к созданию вокально-сценического образа

  • развить духовно-нравственные способности личности

Воспитательные:

  • воспитать самодисциплину, трудолюбие, навыки культурного

поведения в обществе;

  • воспитать стремление к постоянному самосовершенствованию,

достижению жизненных целей путем развития своих способностей;

  • воспитать психологическую устойчивость человеческих

взаимоотношений (сверстники, педагоги, родители), настойчивость в решении жизненных задач;

  • воспитать чувство товарищества, взаимность поддержки.

  • воспитать стремление личности учащегося к самореализации личности в социальной среде.

  • воспитать стремление к объединению и созданию творческих союзов со сверстниками имеющими схожие интересы и навыки.

Условия реализации программы

Данная образовательная программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся в возрасте 7-22 лет, имеющим желание развить свои музыкальные и вокальные способности. Количество учащихся первого года обучения – не менее 15 человек, второго года обучения – не менее 12 человек,

Условия набора

Для обучения по данной программе принимаются все желающие, кроме имеющих патологические заболевания голосового аппарата, согласно Уставу учреждения и соответствующим локальным актам.

Группы второго года обучения формируются из учащихся, обладающих знаниями и умениями в объеме программы первого года обучения.

Кадровое обеспечение. Обучение по программе может осуществлять один педагог.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации данной программы в полном объеме необходимо иметь:

    1. хорошо настроенный рояль;

    2. современная звукоусиливающая и звуковоспроизводящая аппаратура;

    3. микшерский пульт;

    4. двух кассетный магнитофон, CD проигрыватель;

    5. синтезатор, 2 электрогитары, ударные инструменты;

    6. зал с наличием оснащенной сцены для выступлений;

    7. видеомагнитофон;

    8. наличие не менее 5 микрофонов.

Список CD, DVD дисков, используемых на занятиях

1. «Мир Эдит Пиаф» USSP. 1999 г.

2. Моцарт. «Свадьба Фигаро» Classic collection Records.2001 г.

3. «Оперный альбом» Records. 2003 г.

4. «Собор Парижской Богоматери» DVDRiP 1999 г.

5. «Призрак Оперы» Великобретания 2004 г.

6. Андреа Бачелли: «Одна ночь в центральном парке» Sugar S.r.I .2011

7. «Романсы русского дворянства» M- Records. 1998 г.

8. «Алсу» МР3 collection Digital RECORDS 2002 г.

9. DVD Караоке. 2001г.


Особенности организации образовательного процесса

Программа является дифференцированной. В то же время занятия по программе имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить их одновременно со всеми учащимися в едином коллективе, разновозрастном по составу. Спиральный принцип построения программы предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями учащихся, степенью освоения ими программного материала, а также сформированности у них практических умений и навыков.

Программа является вариативной, и может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей учащихся, государственных праздников и выходных дней.

В период формирования группы проводятся прослушивания и собеседования для определения начальных умений и навыков. Во время прослушивания даются музыкальные тесты для проверки слуха и голоса или предлагается исполнить уже известную песню (мелодию). Таким образом, устанавливается диапазон голоса (до начала обучения): сопрано, меццо-сопрано, бас, баритон, тенор. Кроме того, определяется степень слухово–вокальной координации. Так как обучение начинается в период мутации, и голосовой аппарат находится в стадии формирования, тип голоса в процессе обучения может меняться.

Цель собеседования - выяснить музыкальную подготовку ребенка (знание муз. грамоты, умение играть на музыкальных инструментах, сценический опыт и т.д.) и вкусовые предпочтения.

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Личностные –

  • готовность к жизненному и личностному самоопределению,

  • умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Метапредметные –

  • овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  • умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, учение осознавать качество и уровень усвоения

  • развитое эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческую деятельность эстетического характера

  • стремление к совершенствованию речевой культуры в целом

Предметные –

  • овладение необходимыми умениями и навыками по программе в соответствии с поставленными задачами

  • освоение опыта специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предметные компетенции

  • понимание и адекватно оценивание языка средств массовой информации;

  • освоение опыта специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные компетенции

  • освоение внавыков смыслового чтение как осмысления цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели;

  • умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию;

После первого года обучения учащиеся должны:

  • владеть начальными навыками певческого дыхания и приемами

звукоизвлечения;

  • владеть начальными навыками работы с микрофоном;

  • знать устройство своего голосового аппарата;

  • уметь правильно слышать высоту звука;

  • развивать музыкальную память и координацию между слухом и

голосом;

  • знать особенности ансамблевого пения;

  • иметь опыт концертного выступления.

После второго года обучения учащихся должны:

  • владеть знаниями, умениями и навыками 1-го года обучения;

  • уметь выступать с концертными номерами (сольно, в составе

ансамбля);

  • уметь пользоваться большей амплитудой вокальных возможностей в

  • сравнении с первым годом обучения (диапазон, интонация);

  • знать наиболее выдающихся представителей исполнительского

искусства

  • русской, зарубежной классики, а также современных исполнителей;

  • использовать профессиональную терминологию;

  • иметь начальные навыки музыкальной грамоты.


Способы проверки, контроля результатов:

педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, прослушивание, просмотр, концертное выступление, конкурс.


Учебный план 1 года обучения

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

3

3

-

опрос

Постановка голоса, распевки, упражнения, репертуар.

85

15

70

тестирование, педагогическое наблюдение прослушивание

Элементарная теория музыки. Слуховой анализ.

43

20

23

опрос

педагогическое наблюдение, концертные выступления.

Музыкально- образовательные беседы.

44

22

22

опрос

тестирование

Основы сценического мастерства. Навыки работы с микрофоном, пение под фонограмму.

51

13

38

опрос прослушивание

зачётный показ

концертные выступления.

Зачётное мероприятие

2

-

2

прослушивание

концертные выступления.


Итого:

228

73

155






Учебный план 2 года обучения

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

3

3

-

опрос

2

Постановка голоса, распевки, упражнения. Репертуар

64

14

50

тестирование, педагогическое наблюдение прослушивание

3

Ансамбль

57

7

50

опрос

педагогическое наблюдение, концет ные выступления.

4

Элементарная теория музыки. Слуховой анализ

28

10

18

опрос прослушивание

тестирование

5

Работа с солистами, ансамблем. Подготовка концертных номеров.

37

7

30

опрос прослушивание

зачётный показ

концертные выступления.

6

Основы сценического мастерства

25

5

20

прослушивание

концертные выступления.

7

Итоговое занятие

2

-

2

прослушивание

концертные выступления


Итого:

216

46

170



















УТВЕРЖДЕН

Приказом №___ от ______20__г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

______________Л.А. Еселева



Календарный учебный график


Год

обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

2 группы

03.09.2019

28.05.2020

36

228

2 раза в неделю


































ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

Протокол №__

от «__» _____ 20__ г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом №___от «__»_______20__ г.

Директор ГБНОУ ДУМ СПб

______________Л.А. Еселева








Рабочая программа

ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Музыкальный квартал»



Возраст учащихся: 7-22 года

Срок реализации: 2 года














Разработчик:

Калинина Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования











Задачи программы 1-го года обучения.

Обучающие:

  • познакомить с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, наиболее выдающимися представителями исполнительского мастерства;

  • обучить основам вокального вдоха;

  • развить слухово-вокальную координацию путем обучения слуховому анализу и сольфеджированию;

  • научить начальным навыкам работы с микрофоном;

  • научить начальным навыкам пения под фонограмму;

  • познакомить со строением вокального аппарата.

Развивающие:

  • развить минимальный навык слухово–вокальную координации, вокальные возможности,

способности (дыхание, диапазон, тембр, голоса);

  • развить начальный навык артистизма, выразительность исполнения, основанный на осознанном анализе исполняемого произведения;

  • расширить кругозор;

  • повысить культурный уровень учащихся;

  • развить художественный вкус.

Воспитательные:

  • воспитать начальные навыки самодисциплины, трудолюбие, основные навыки культурного поведения в обществе.

  • воспитать психологическую устойчивость в человеческих

взаимоотношениях (сверстники, педагоги, родители), настойчивость в решении жизненных задач;

  • воспитать чувство товарищества, взаимность поддержки.


Ожидаемые результаты

После первого года обучения учащиеся должны:

  • владеть начальными навыками певческого дыхания и приемами

звукоизвлечения;

  • владеть начальными навыками работы с микрофоном;

  • знать устройство своего голосового аппарата;

  • уметь правильно слышать высоту звука;

  • развивать музыкальную память и координацию между слухом и

голосом;

  • знать особенности ансамблевого пения;

  • иметь опыт концертного выступления.

  • познакомиться с с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, наиболее выдающимися представителями исполнительского мастерства


Содержание базовых тем программы 1 года обучения


1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи первого года обучения. Роль песни и музыки в жизни русского народа. Ознакомление с основными правилами техники безопасности.

Правила поведения на занятиях (обращение с аппаратурой, поведение на сцене). Определение первоначальных умений и навыков.

2. Постановка голоса. . Работа над вокальными произведениями. Разучивание репертуара

Теория. Обучение основам вокального искусства. Начальные навыки певческого дыхания, певческого вдоха. Методические пояснения. Ознакомление с устройством вокального аппарата. Работа над дикцией, певческим словом. Вокальные упражнения Э. Карузо, Порпора, Тати даль Монте (см. приложение 2), гаммы. Биография и творчество композиторов и поэтов исполняемых произведений.

Практика. Разучивание нотного материала и поэтического текста. Работа над фразами. Отработка динамических оттенков и штрихов в упражнениях, распевках и репертуарных произведениях.

3. Элементарная теория музыка. Слуховой анализ.

Основные характеристики звука, его высота, длительность, сила, частота колебаний. Сравнение звуков различных музыкальных инструментов, в т.ч. и человеческого голоса. Простейший слуховой анализ высоты тона. Элементарные одноголосные секвенции. Сольфеджирование простейших интервалов (секунда, терция).

4. Музыкально-образовательные беседы.

История развития музыкальной культуры. Прослушивание и обсуждение конкретных образцов музыкального творчества. Ознакомление с различными формами музыкального искусства. Обсуждение совместно с учащимися впечатлений увиденного и услышанного. Совместное посещение концертов, конкурсов. Проведение диспутов и дискуссий. Ознакомление с различными жанрами вокальной музыки, различными формами вокализации (классика, джаз, эстрада).

5. Основы сценического мастерства. Навыки работы с микрофоном.

Элементы актерского мастерства. Ознакомление со средствами выразительности, необходимыми в работе над образом, анализ текста и формы музыкального произведения. Актерские этюды на общение. Упражнения на пластическое раскрепощение с целью снятия зажимов сценического поведения. Работа над мимикой, жестами, походкой. Снятие психологических зажимов, «боязни сцены».

6. Итоговое занятие.

Концертное выступление.

Содержание базовых тем программы 2 года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности, санитарные и гигиенические требования к вокалисту.

2. Постановка голоса. Распевки, упражнения, репертуар.

Теория: Расширение знаний в области строения и работы вокального аппарата. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Значение резонаторов в вокальном аппарате. Расширение диапазона путем освоения межрегистрового перехода. Сглаживание регистровых ломок звукоизвлечения (голоса) на вокальных упражнениях с большей амплитудой нижнего и верхнего звука. Методы Исправления недостатков дикции, зажимов челюсти, шеи. Певческое слово. Биография и творчество композиторов и поэтов исполняемых произведений.

Практика: Дыхательные упражнения. Распевки (Карузо, Порпора, Нежданова, Тоти даль Монте). Пение вокализов на различные слоги и со словами (Н.Ваккаи, Зейдлер). Работа над кантиленой и атакой звука. Работа над элементами вокальной техники (легато, стаккато, форте, пиано и др) в упражнениях и исполняемых произведениях. Развитие вокального диапазона. Работа над тембральной окраской звука. Разучивание произведений. Слухово-вокальная координация.

3. Элементарная теория музыки. Слуховой анализ.

Теория: Освоение интервалов(кварты, квинты, сексты, септимы, октавы)). Строение основных аккордов мажора и минора. Примеры мелодического и гармонического рисунка в различных жанрах вокальной музыки. Пути достижения высоты звука, интонационная чистота исполнения. Методы тренировки слухово-вокальной координации.

Практика: Слуховой анализ заданного мотива. Сольфеджирование интервалов, гамм. Пение основных аккордов.

4. Музыкально- образовательные беседы.

Теория: Мировое культурное наследие. Творчество отдельных исполнителей и композиторов. Взаимосвязь различных направлений искусства (литература, живопись, театр, музыка). Различные жанры вокальной музыки, стили исполнения. Традиционные вокальные жанры различных народов. Обсуждение тем, предложенных учащамися.

Практика: Семинары, посещение концертов, театральных постановок, просмотр фильмов, прослушивание аудио записей.

5. Ансамбль.

Теория: Понятие ансамблевого пения. Вокальное сценическое общение. Одноголосное пение. Двухголлосное пение.

Практика: Разучивание ансамблевого репертуара. Пение с элементами постановочных задач.

6. Работа с солистами, подготовка концертных номеров.

Теория: Начало формирования сценического образа солистов, основанного на индивидуальных способностях учащегося. Выбор песен для концертного, конкурсного репертуара, текста и обсуждение соответствия выбранных произведений художественно-эстетическим нормам. Повышение качества исполнения путем освоения средств выразительности артиста. Особенности работы с микрофоном и пения под фонограмму.

Практика: Подбор удобной тональности. Разучивание произведений концертного репертуара. Упражнения для психологического аутотренинга. Сюжетный анализ музыкального материала, выбранных песен. Работа над эмоциональной выразительностью исполнения. Концертные исполнения, анализ достижений и недостатков. Тренировка общения со зрителем. Пение в микрофон, под фонограмму.

7. Основы сценического мастерства. Навык пения в микрофон, пение под фонограмму.

Теория: Психологическая готовность к творчеству, выступлению на сцене. Методы приведения актёрского аппарата в рабочее состояние. Развитие сценического воображения, наблюдательности. Развитие актерского темперамента. Понятие амплуа. Работа над снятием зажимов тела, мимикой, жестикуляцией. Формирование правил сценическое взаимодействие с партнером. Необходимость обновления художественных, творческих впечатлений (книги, живопись, кино, архитектура).

Практика: Изготовление элементов сценического костюма, причёски, сценический грим. Упражнение "Встреча со звездой"; "Создай образ слова"; "Создай образ песни". Создание и исполнение клипа на тему выбранного произведения. Создание рисунков, рассказов на музыкальную тему.

8. Итоговое занятие

Открытое занятие. Творческий отчет.


Примерный репертуар

1 год обучения

  1. Вокализ «Терции» Ваккаи

  2. Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева «Куда уходит детство»

  3. Муз. А. Зацепина, сл. В. Аксенова «Тучи в голубом»

  4. Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева «Песенка о медведях»

  5. Муз. и сл. А. Губина «Те кто любят»

  6. Муз. А. Рыбникова, сл. И. Кохановского «Веришь мне или нет»

  7. Муз. М. Дунаевского, сл. Л. Олева «Ветер перемен»

  8. Муз. М. Дунаевского, сл. Л. Олева «Непогода»

2 год обучения

    1. Вокализ «Кварты» Ваккаи

    2. Вокализ «Квинты» Ваккаи

    3. Муз. и сл. Б.Окуджавы «Здесь птицы не поют»

    4. Муз. Ю. Шатунова, сл. С Кузнецова «Детство»

    5. Муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова «Позови меня тихо по имени»

    6. Муз. И. Матвиенко, сл. М. Андреева «Березы»

    7. Муз. А.Петрова, сл. М. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»

    8. Муз. и сл. А. Бочелли «Романс»













































Календарно-тематический план Гр.№1; Гр.№2, 1-й год обучения.


Тема

Кол-во часов

Группа № 1.Группа № 2.

Дни занятий: вторник, четверг

Планируемая дата

Фактическая дата

1.

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие.

Постановка голоса.




3




03.09.2019


2.

Постановка голоса. Строение вокального аппарата.

Вокальные и дыхательные упражнения







3





05.09.2019


3

Музыкально- образовательные беседы. История вокального искусства.



1



10.09.2019


4

Постановка голоса. Распевки. Дыхательные упражнения



2



10.09.2019


5

Постановка голоса. Строение вокального аппарата. Работа над репертуаром.



2



12.09.2019


6

Основы сценического мастерства.

Строение актёрского аппарата.



1



12.09.2019


7

Постановка голоса. Вокальные упражнения Работа над дыханием, кантиленой.



2



17.09.2019


8

Постановка голоса.

Работа над слухово-вокальной координацией



1



17.09.2019


9

Музыкально- образовательные беседы. История вокального искусства.



2



19.09.2019


10

Основы Сценического мастерства. Навык пения под фонограмму.



1



19.09.2019


11

Постановка голоса. Работа вокального аппарата.

Кантилена.



2



24.09.2019


12

Основы сценического мастерства.

Настроечные упражнения



1



24.09.2019


13

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Кантилена.



2



26.09.2019


14

Слуховой анализ.

Анализ мелодического рисунка.




1




26.09.2019


15

Постановка голоса.

Распевки.

Работа над репертуаром.



3



01.10.2019


16

Основы сценического мастерства.

Психологическая готовность к творчеству.

Настроечные упражнения



2



03.10.2019


17

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Атака звука,

Вокальная дикция.



1



03.10.2019


18

Постановка голоса.

Дыхательные упражнения

Вокальное дыхание..



2



08.10.2019


19

Основы сценического мастерства.

Пение под фонограммму.



1



08.10.2019


20

Музыкально- образовательные беседы.

История вокального искусства.



1



10.10.2019



21

Постановка голоса.

Распевки.

Слухово-вокальная координация.



2



10.10.2019


22

Основы сценического мастерства.

Развитие сценического воображения

.



2


15.10.2019


23

Постановка голоса.

Дыхательная функция.

Кантилена.

Певческое дыхание.



1




15.10.2019


24

Основы сценического мастерства.

Элементы актёрского мастерства.

Навык работы с микрофоном.


1




17.10.2019


25

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Вокальное дыхание, диапазон.

Слухово-вокальная координация.





2




17.10.2019


26

Элементарная теория музыки.

Одноголосные секвенции.





2




22.10.2019


27

Постановка голоса.

Элементы вокальной техники.

Слухово-вокальная координация




1



22.10.2019


28

Основы сценического мастерства.

Навык пения в микрофон.




1



24.10.2019


29

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Распевки.



2



24.10.2019


30

Постановка голоса.

Работа над элементами вокальной техники.

Атака звука, певческое дыхание.



1



29.10.2019


31

Основы сценического

мастерства.

Навык пения под фонограммму




2




29.10.2019


32

Слуховой анализ.

Анализ мелодического рисунка.

Тренировка слухово-вокальной координа-ции



2




31.10.2019


33

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.




1



31.10.2019


34

Основы сценического мастерства.

Навык пения под фонограммму




1



05.11.2019


35

Постановка голоса.

Вокальный диапазон. Кантилена.



2



05.11.2019


36

Слуховой анализ.

Тренировка слухово-вокальной координации.



1




07.11.2019


37

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.



2




07.11.2019


38

Постановка голоса.

Недостатки работы вокального аппарата.

Работа над репертуаром.




2




12.11.2019



39

Основы сценического мастерства.

Средства выразительности.

Настроечные упражнения.




1




12.11.2019


40

Постановка голоса.

Ротоглоточный рупор.

Дыхательные упражнения

Кантилена.





2




14.11.2019


41

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.




1



14.11.2019


42

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Работа над репертуаром.




1



19.11.2019


43

Основы сценического мастерства.

Элементы актёрского мастерства.



2



19.11.2019


44

Элементарная теория музыки.

Интервалика, пение секвенций.



2



21.11.2019


45

Постановка голоса.

Кантилена.

Работа над репертуаром.



1



21.11.2019


46

Слуховой анализ.

Тренировка слухово-вокальной координации



1



26.11.2019


47

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Дыхательные и вокальные упражнения.



2



26.11.2019


48

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители



1



28.11.2019


49

Основы сценического мастерства.

Навык пения в микрофон.



2



28.11.2019


50

Постановка голоса.

Вокальные резонаторы

Атака звука,

Кантилена.



2



03.12.2019


51

Основы сценического мастерства.

Навык пения в микрофон. Пение под фонограмму.



1



03.12.2019


52

Элементарная теория музыки.

Слуховой анализ.

Интервалы.

Длительности.

Пение секвенций.



2



05.12.2019


53

Постановка голоса.

Дыхательная функция.

Кантилена.



1



05.12.2019


54

Музыкально-образовательные беседы.

Жанры вокальной музыки.



1



10.12.2019


55

Постановка голоса.

Ротоглоточный рупор.



2



10.12.2019


56

Слуховой анализ.

Тренировка слухово-вокальной координации.



1



12.12.2019


57

Основы сценического мастерства.

Строение актёрского аппарата.

Тренинг.



2



12.12.2019


58

Постановка голоса.

Певческий вдох.

Работа над репертуаром.



2



17.12.2019


59

Музыкально-образовательные беседы.

Жанры вокальной музыки.



1



17.12.2019


60

Постановка голоса. Работа над репертуаром.

Вокальные штрихи.

Межрегистровые переходы.

2

19.12.2019


61

Элементарная теория музыки. Интервалы(квинты, сексты).

1

19.12.2019


62

Постановка голоса.

Вокальная дикция.

Кантилена.



2



24.12.2019


63

Зачётное мероприятие.

Концертное выступление.

Певческое дыхание.

Певческий вдох.



1



24.12.2019


64

Основы сценического мастерства.

Психологическая готовность к творчеству.



1



26.12.2019


65

Элементарная теория музыки.

Длительности.

Сольфеджирование

.



2



26.12.2019


66

Музыкально-образовательные беседы.

История вокальной культуры.



1



31.12.2019


67

Постановка голоса.

Тембральное пение.



2



31.12.2019


68

Инструктаж по технике безопасности.




1



09.01.2020


69

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители Постановка голоса.

Резонаторное пение.

Вокальный диапазон.



2



09.01.2020


70

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.



1



14.01.2020


71

Музыкально образовательные беседы.

Формы музыкального искусства.



2



14.01.2020


72

Постановка голоса.

Голосовые упражнения

Репертуар.



2



16.01.2020


73

Музыкально-образовательные беседы.

История вокального искусства.



1



16.01.2020


74

Основы сценического мастерства.

Психологическая готовность к творчеству.



1



21.01.2020


75

Слуховой анализ.

Тренировка слухово-вокальной

координации.



2



21.01.2020


76

Постановка голоса.

Строение вокального аппарата.

Певческое дыхание.



2



23.01.2020


77

Элементарная теория музыки.

Длительности.

Басовый ключ.

Сольфеджирование.



1



23.01.2020


78

Основы сценического мастерства.

Работа актёрского аппарата.

Тренинг.



2



28.01.2020


79

Постановка голоса.

Вокальные регистры.

Упражнения.



1



28.01.2020


80

Музыкально-образовательные

беседы.

Выдающиеся исполнители



1



30.01.2020


81

Основы сценического мастерства.

Сценическое воображение.

Внутренняя психотехника.

Навык пения под фонограмму.




2



30.01.2020


82

Постановка голоса.

Вокальные регистры.

Ротоглоточный рупор.



2



04.02.2020


83

Слуховой анализ.

Слухово-вокальная координация.



1



04.02.2020


84

Элементарная теория музыки.

Басовый ключ.

Гаммы.

Сольфеджирование.



1



06.02.2020


85

Основы сценического мастерства.

Психологическая готовность к творчеству.



2



06.02.2020


86

Музыкально-образовательные беседы.

История вокального искусства.



1



11.02.2020


87

Основы сценического мастерства.

Элементы актёрского мастерства.

Упражнения.

«Образ слова»

«Образ песни»




2



11.02.2020


88

Музыкально-образовательные беседы.

Жанровые особенности вокальной музыки.




1



13.02.2020


89

Слуховой анализ.

Анализ музыкального сопровождения.

Слухово-вокальная координация.



2



13.02.2020


90

Элементарная теория музыки.

Басовый ключ.

Интервалы.



1



18.02.2020


92

Основы сценического мастерства.

Внутренняя психотехника.



2



18.02.2020


92

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.



1



20.02.2020


93

Слуховой анализ.

Мелодический рисунок.

Слухово-вокальная координация.



2



20.02.2020


94

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Дыхательная функция.



2



25.02.2020


95

Музыкально-образовательные беседы.

Музыкальные жанры.



1



25.02.2020


96

Элементарная теория музыки.

Басовый ключ.

Интервалы.

Сольфеджирование.



1



27.02.2020


97

Основы сценического мастерства.

Сценическое общение.



2



27.02.2020


98

Музыкально-образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.



1



03.03.2020


99

Основы сценического

мастерства.

Психологическая готовность к творчеству.

Пение под фонограмму.




2



03.03.2020


100

Постановка голоса.

Строение вокального аппарата.

Резонаторы

Кантилена.



2



05.03.2020


101

Слуховой анализ.

Слухово-вокальная

координация.



1



05.03.2020


102

Основы сценического мастерства.

Типы темпераментов.

Упражнения.

«Образ песни»



2



10.03.2020


101

Музыкально- образовательные беседы.

Жанровые особенности вокальной музыки.



1



10.03.2020



103

Постановка голоса.

Работа вокального аппарата.

Певческая дикция.

Диапазон.



2



12.03.2020


104

Слуховой анализ.

Тренировка

слухово-вокальной координации.




1



12.03.2020


105

Элементарная теория

музыки.

Лад.

Гаммы.

Сольфеджирование.



1



17.03.2020


106

Основы сценическо-

го мастерства.

Внутренняя психотехника.

Тренинг.



2



17.03.2020


107

Постановка

голоса.

Элементы вокальной техники.

Штрихи.

Дыхательные и вокальные

Упражнения.




2



19.03.2020


108

Музыкально-образовательные беседы.

История вокального исткусства.

Прослушивание и обсуждение конкретных образцов.



1



19.03.2020


109

Основы сценического мастерства.

Сценическое общение.

Этюды.



2



24.03.2020


110

Слуховой анализ.

Анализ ладовой окраски произведе-ния.



1



24.03.2020


111

Основы сценического мастерства.

Вокально-сценичес-кий образ.



2



26.03.2020


112

Музыкально образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.



1



26.03.2020


113

Элементарная теория

музыки.

Тональности.

Тоника.

Интервалы.



1



31.03.2020


114

Музыкально-образовательные беседы.

Развитие музыка-

льной культуры.



2



31.03.2020


115

Основы

сценического

мастерства.

Навык пения в микрофон.

Пение под фонограмму.




1



02.04.2020


116

Постановка голоса.

Музыкальные штрихи.

Певческий вдох.



2



02.04.2020


117

Музыкально образовательные беседы.

Формы музыкального творчества.



1



07.04.2020


118

Основы сценического мастерства.

Вокально-сценичес-кий образ.

Настроечные упражнения



2



07.04.2020


119

Постановка голоса.

Тембральные особенности голосов.

Резонаторы



2



09.04.2020


120

Слуховой анализ.

Ладовая характеристика произведения.



1



09.04.2020


121

Основы сценического мастерства.

Сценическое общение.



2



14.04.2020


122

Суховой анализ.

Тренировка слухово-вокальной координации



1



14.04.2020


123

Постановка голоса.

Элементы вокальной техники.

Кантилена.

Атака звука.



2



16.04.2020


124

Музыкально-образовательные беседы.

История вокального искусства.



1



16.04.2020


125

Основы сценического мастерства.

Элементы создания вокально-сценического образа.

Внутренняя психотехника.



1



21.04.2020


126

Слуховой анализ.

Слухово-вокальная координация.



2



21.04.2020


127

Постановка

голоса.

Ротоглоточный рупор.

Певческая дикция.




2



23.04.2020


128

Музыкально- образовательные беседы.

История вокального

искусства.



1



23.04.2020


129

Элементарная теория музыки.

Тональность.

Тоника. Гаммы.

Интервалы.



1



28.04.2020


130

Основы сценического мастерства.

Навык пения в микрофон.

Пение под фонограмму.



2



28.04.2020


131

Постановка голоса.

Элементы вокальной техники.

Певческий вдох.

Легато.



2



30.04.2020


132

Музыкально -образовательные беседы.

Выдающиеся исполнители.



1



30.04.2020


133

Основы

сценического мастерства.

Сценическое воображение.

Пение под фонограмму.



2





05.04.2020


134

Слуховой

анализ.

Слухово-вокальная координация.




1



05.05.2020


135

Музыкально-образовательные беседы.

Песенные жанры.



1



07.05.2020


136

Элементарная теория музыки.

Секвенции.

Гаммы.

Интервалы.



2



07.05.2020


137

Музыкально-образовательные беседы.

История вокальных жанров.



1



12.05.2020


138

Основы сценического

мастерства.

Навык пения в микрофон.

Пение под фонограмму.



2



12.05.2020


139

Постановка голоса.

Элементы вокальной техники.

Резонаторное пение.

Упражнения.



1



14.05.2020


140

Музыкально-образовательные

беседы.

История вокального искусства.



2



14.05.2020


141

Элементарная теория музыки.

Лад.

Тональность.

Интервалы.



1



19.05.2020


142

Основы сценического мастерства.

Элементы

Вокально-сценического образа.



2



19.05.2020


143

Основы сценического мастерства.

Элементы

Вокально-сценического образа.

Зачётное мероприятие.



3



21.05.2020


144

Постановка голоса.

Элементы вокальной техники.

Диапазон.Штрихи.

Упражнения



3

26.05.2020


145

Музыкально-образовательные

беседы.

История вокального искусства.



3

28.05.2020


146

Итого

228



Оценочные и методические материалы

Способы проверки результативности:

  1. собеседование;

  2. анкетирование;

  3. предметное тестирование;

  4. педагогическое наблюдение.

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются контрольные занятия, соревнования, конкурсы, практическое вождение автомобиля по автодрому.

Оценка результативности образовательной деятельности опирается на наблюдении за учащимися на отчетных мероприятиях, конкурсных прослушиваниях, выступлениях на различных мероприятиях.

Результаты диагностических исследований отражаются в диагностических листах (см. приложение 1), которые позволяют фиксировать достижения каждого учащегося по данной образовательной программе, согласно выделенным критериям.

На первом году обучения они заполняются трижды в год - в начале учебного года, в конце первого полугодия и в конце учебного года. На втором и третьем году обучения - 2 раза - в конце первого и в конце второго полугодия.

Группе каждого года обучения предоставляется свой диагностический лист.


Учебно-методическое комплекс к образовательной программе

«Вокальная студия «Элегия»» педагог Калинина Н.В.


п/п

Тематика занятий

Название пособия

Год издания

Примечания

1. Учебные пособия

1

Элементарная теория музыки.

«Элементарная теория музыки» Способин И.М.Музгиз.185с.

2000


2

Слуховой анализ.

«Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры». Шорникова М. Феникс.354с.

2008

Отрывки

2. Методические пособия

1

Постановка голоса

«О пении и прочем умении» Вайкль Б. Аграф. М. 115с.

«Техника бельканто» Ламперти Д. «Лань»48с.

«Особенности вокальной работы с мужскими голосами» Забелин.А. «Лань» 18с.

«Практическая школа эстрадно-джазового пения» Гарина З. «АСТ» 64с.

«Гигиена голоса и культура профессионального использования голосового аппарата». К Колелли. «Лань» 31с.

2002


2013


2015


2015


2016

Отрывки

2

Сценическое мастерство

«Актёрский тренинг по системе Станиславского» Сарабьян Э. М. «АСТ» 220с.

«Начало» Корогодский З.«Труды Университета» 434с.

2011



2010

отрывки

3. Справочные и информационные материалы

1

Постановка голоса

«Упражнения для женского голоса. Час упражнений»

«Сопрано за 15 уроков» Ульева И., Ульев С. «Bell Canto Mobile» 94с.


2013


2010



2

Музыкально-образовательные беседы

«Джордж Гершвин» Юэн Д. М. Музыка 187с.

«Отзвуки былого» Дискау Д.Фишер М.Музыка.200с.

1989


2005


4. Методические разработки (планы-конспекты занятий, сценарии мероприятий и др)






1

Сценарий

Положение вокального конкурса к 70 Победы в Великой Отечественной войне

Конкурс профессий

«Помни и гордись»

2015

2015


2

Работа с солистами, подготовка концертных номеров.

План-конспект занятия.

План-конспект занятия

2014

2016


3





4

Постановка голоса





Музыкально-образовательные беседы

Современные образовательные технологии

План-конспект занятия на тему «Начальные навыки певческого вдоха».

План-конспект занятия на тему «Блокада Ленинграда»

План-конспект занятия на тему «История развития музыкальной культуры».



2011


2015



2015

2016






Справочная литература для учащихся и родителей


п/п

Тематика занятий

Название пособия

Год издания

Примечания

1. Научная литература

1

Постановка голоса

«О пении и прочем умении» Вайкль Б. Аграф. М. 115с.


2002

отрывки

2

Сценическое мастерство

«Выразительное слово» Сарабьян Э. «издательство Астрель» 256с.

2012


2. Справочные и информационные материалы

1

Музыкально-бразовательные беседы


«Опера –притворись её знатоком» Грэммон П. Амфора. «Эврика»

«Одарённые дети» У.Тэкэкс Москва «Прогресс» 380с.


2001

2000


2

Сценическое мастерство

245простых упражнений по системе Станиславского Э.Сарабьян. Астрель. 120с.

2012


3

Ансамбль

«Виктор Цой 30 песен» Музгис.

«Песня в граните» Музыка. Москва.

«Песни под гитару» Изд. С.В.Кознова Саратов.

2002

1975


2002


3. Методические разработки (рекомендации, памятки, инструкции и др.)

1

Постановка голоса

Дыхательная функция

2006


2




3






4

Постановка голоса




Работа с солистами, подготовка концертных номеров.





Постановка голоса.

«Формирование вокально-телесной схемы путём адаптированной (упрощённой) методики певческого вдоха «На раз-два-три»» Калинина Н.В.

«Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и факторов самореализации музыкально и артистически одарённых детей и подростков». Калинина Н.В.


«Положительное влияние вокальных занятий на психо-физическое состояние детей и подростков». Калинина Н.В.



2014




2015






2016


Перечень наглядных пособий, дидактических материалов (индивидуальный раздаточный материал, таблицы, плакаты, альбомы, открытки, репродукции, диапозитивы, видеофильмы, аудиозаписи и др.)


№ п/п

Тематика занятий (по программе)

Название пособия

Год издания, приобретения, изготовления

Примечания

1

Элементарная теория музыки.

Теория музыки (плакат)

2014


2

Постановка голоса

Строение голосового аппарата(плакат)

2015


3

Основы сценического мастерства

Сценический образ (фото Ф.Шаляпина)

2015


4

Навык пения с микрофоном. Работа с солистами, подготовка концертных номеров.

Наши выступления(стенд с фотографиями)

2015


5

Музыкально-образовательные беседы.

Наше творчество(стенд с работами)

2015


6

Музыкально-образовательные беседы. Постановка голоса.

Выдающиеся исполнители. (Плакаты, фото, аудиозаписи и фильмы).

2016

Ч.Чаплин, Л.Поваротти, М.Каллас, У.Хьюстон, Э.Фиджеральд, Ф.Меркьюри, Куин, «Юнона и Авось», В.А.Моцарт «Симфония №40»В.Высоцкий, Дж.Сазерленд, А.Бочелли.

Диагностические материалы.

п/п

Название методики

Назначение

Примечания

1. Материалы по индивидуальному сопровождению учащихся

1

анкеты

Диагностирование мотивации, общего культурного развития. Уровень социально-культурной адаптации обучающихся.

Анкеты для родителей.


2

диагностические карты и др.

Диагностика освоения навыков и знаний.


2. Материалы по работе с детским коллективом

1

опросники



2

методики



3. Контрольно-оценочные материалы

4. Зачетные работы, диагностические карты



Ориентировочный способ организации занятий на 1 год обучения.

Методическая беседа, имеющая целью разъяснить конкретные задачи занятия, позволяет индивидуализировать задачи перед практическими упражнениями. Она дает возможность пояснить каждому из учащихся собственный план для занятия, основанный на развитии его индивидуальных способностей. Чаще всего, методические указания связаны с недостатками работы вокального аппарата подростка (дикция, диапазон, тембр голоса, дыхательная функция). В методической беседе поясняется необходимость исполнения того или иного вокального упражнения, связь работы над ним с вышеперечисленными недостатками.

Вокально-тренировочные упражнения выстраиваются по принципу от простого к более сложному, с постепенным расширением диапазона и увеличением интервального расстояния. Следует показ вокального упражнения, исполненный педагогом. Учащимся предлагается повторить в своем диапазоне данную распевку. Иногда показ педагога можно заменить исполнением упражнения одним из наиболее успешных учащихся.

При групповых занятиях вокально-тренировочные упражнения исполняются в унисон (1 голос), с учетом диапазона каждого типа голоса. Во время распевок осуществляется постоянный слуховой анализ и фиксируются интонационные отклонения.

На первом году обучения важную роль играют иллюстративные методы, так как подросткам необходимо воспринять и усвоить большое количество информации, связанной со строением вокального аппарата, работой резонаторов, артикулярного аппарата во время пения.

К репродуктивным методам относится исполнение учащимися вокальных упражнение, анализ, выучка выбранного произведения. Педагог проводит наблюдение и время пения, учитывая быструю утомляемость, связанную с отсутствием правильного дыхания и слабостью всего вокального аппарата.

Во время занятий педагог подчеркивает связь вокальных задач, поставленных в распевке с исполнением выбранного произведения. Дети принимают активное участие в выборе произведений, в анализе текста и формы музыкального произведения. Учащиеся проявляют творческую активность в сочинении этюдов и сценок на сюжетной основе, в т.ч., связанных с текстом песни. Подобные упражнения дают возможность начального актерского тренинга и сценического движения, стимулируют самостоятельную творческую работу подростков.

Ориентированный способ организации занятий на 2 год обучения.

На втором году обучения проводится беседа на тему предполагаемых выступлений (концерты, конкурсы) и постановка конкретных задач перед каждым учащимся и вокальной студией в целом. В беседе делается больший акцент на концертных выступлениях, работе с публикой, обсуждается предыдущий опыт. Анализ выступлений по принципу: «Чего добился и над чем предстоит поработать».

Задачи конкретизируются и направлены на устранение выявленных недочетов, что дает возможность индивидуального развития вокального аппарата учащегося. Разъясняется необходимость самоконтроля и использование ранее приобретенных навыков и знаний в работе над распевками.

Показ педагога, наряду с исполнением одного из поющих, можно дополнить фрагментом исполнения того или иного исполнителя высокого уровня (аудио, CD).

Вокальные упражнения усложняются по мере приобретения необходимых навыков дыхания, дикции, совершенствования слухово-вокальной координации. Диапазон постепенно расширяется, делается акцент на работе с тембром голоса.

Предусматриваются практические занятия по теории музыки. Ознакомление с азами нотной грамоты. Слуховой анализ.

Уделяется больше внимание работе с концертными номерами. Просмотр или прослушивание видео, аудио записей дает стимул к репетиционной деятельности.

Во время репетиций выслушиваются предложения учащихся по поводу лучшего представления того или иного номера, их оценка исполнения товарищей по студии и самокритика.

Большое внимание уделяется анализу текста, сюжетной линии, характерных отличиях данной песни, музыкального материала. Обсуждаются методы выразительности пения, отражение содержания через характер звука, интонацию, вокальное слово.

Актерские этюды приобретают более направленный характер и дают возможность для развития, самостоятельной работы учащихся.

Основные принципы, на которых строится обучение

  • Принцип взаимного уважения между педагогом и учащимся.

  • Принцип стимулирования самодисциплины учащегося путем

поддержания в нем интереса к занятиям.

  • Принцип утверждения ценности индивидуального начала подростка

как необходимого зерна для культурного развития личности.

  • Принцип взаимного информационного обмена в духе сотрудничества.

  • Принцип повышения исполнительского мастерства от простого к

сложному, что ведет к повышению самооценки подростка.


Методическое обеспечение 1 год обучения

п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидактические материалы, техническая оснащенность

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Организация деятельности-групповая. Беседа, лекция. Инструктаж по ТБ

Словесные, наглядные

Инструкция по технике безопасности, аудио аппаратура

Устный опрос

2

Постановка голоса., распевки, упражнения. Репертуар.

Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Методические беседы, практикум, репетиция

Словесные, наглядные, репродуктивные

Наглядные пособия, аудио аппаратура, музыкальные инструменты.

Зачет, блиц-опрос

3

Элементарная теория музыки. Слуховой анализ.

Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Методические беседы, практикум, репетиция

Словесные, наглядные, репродуктивные

Наглядные пособия, аудио аппаратура, различные музыкальные инструменты.

Тестовые задания, блиц- опрос

4

Музыкально-образовательные беседы.

Организация деятельности – групповая. Беседа, лекция, творческая встреча, исследовательская работа, диспут, концерт, мастер-класс

Словесные, наглядные репродуктивные

Аудио и видео аппаратура, диски, литература, наглядные пособия, фотографии, музыкальные инструменты.

Защита творческих работ,

коллективное обсуждение, блиц-опрос

5

Основы сценического мастерства.Навык работы с микрофоном, навыки пения под фонограмму.

Организация деятельности – групповая, индивидуальная Практикум, репетиция, тренинг, беседа

Словесные, наглядные, репродуктивные

Аудио и видео аппаратура, диски, диски, литература, музыкальные инструменты.

Контрольное занятие

6

Итоговое занятие

Организация деятельности – групповая, индивидуальная Беседа, конкурс, концерт, открытое занятие, творческий отчет, Фестиваль.

Словесные, репродуктивные

Аудио аппаратура, диски, музыкальные инструменты.

Тестовые задания, оценка педагога, жюри, зрителей.


Методическое обеспечение 2 год обучения

п/п

Название темы (базовые разделы)

Форма проведения занятий

Методы и приемы проведения занятий

Дидакти-ческие материалы, техническая оснащенность

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Организация деятельности-групповая. Организация деятельности-групповая. Беседа, лекция

Словесный, наглядный

Инструкция по технике безопасности, аудио аппаратура

Устный опрос

2

Постановка голоса, распевки, упражнения. Репертуар.

Организация деятельности-групповая, индивидуальная. Методические беседы, практикум, репетиция

Словесные, наглядные, репродуктивный

Наглядные пособия, аудио аппаратура, аудио диски, музыкальные инструменты

Зачет, блиц-опрос, прослушивание

3

Элементарная теория музыки. Слуховой анализ.

Организация деятельности-групповая, индивидуальная Методические беседы, практикум, репетиция

Словесные, наглядные, репродуктивный

Наглядные пособия, литература, раздаточный материал, аудио аппаратура, аудио диски, различные музыкальные инструменты.

Тестовые задания, блиц- опрос

4

Ансамбль

Организация деятельности-групповая. Методические беседы, практикум, репетиция

Словесные, наглядные, репродуктивный

Наглядные пособия, аудио аппаратура, аудио диски, музыкальные инструменты

Зачет, блиц-опрос, прослушивание

5

Работа с солистами, ансамблем. Подготовка концертных номеров

Организация деятельности – групповая, индивидуальная

Беседа, дискуссия, творческая встреча, интегрированное занятие диспут, концерт, репетиция

Словесные, наглядные исследовательские, репродуктивные.

Аудио и видео аппаратура, диски, литература, наглядные пособия, фотографии, музыкальные инструменты, раздаточный материал.

Тестовые задания, творческие отчеты

6

Основы сценического мастерства.

Организация деятельности – групповая, индивидуальная

Практикум, репетиция, тренинг, методическая беседа, мастер класс

Словесный, наглядный, репродуктивный

Аудио и видео аппаратура, диски, диски, литература, музыкальные инструменты.

Творческие отчеты

7

Итоговое занятие

Организация деятельности – групповая, индивидуальная. Конкурс, концерт, открытое занятие, творческий отчет, Фестиваль.

Репродуктивный

Аудио аппаратура, диски, музыкальные инструменты, раздаточный материал.

Тестовые задания, оценка педагога, жюри, зрителей.


Литература для педагога:

  1. С.Г.Рубинштейн, «Мирзоева.М.М. Педагогические принципы.» Музыкальное исполнительство. Вып. № 8.М.1973г.

  2. Бернд Вайкль. «О пении и прочем умении.» М. «Аграф».2002г.

  3. С.Акимова. «Воспоминания певицы”. Изд. «Музыка». Ленинградское отд..1978г.

  4. Жданов В.В. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. - М.: Олма-пресс Гранд, 1996.

  5. Подольская.В. «Нежданова и её ученики». М. 1960г.

  6. «О роли вокального воспитания». М.1973г.

  7. Багадуров.«.Очерки по истории вокальной педагогики».Музгиз.М.1956г.

  8. Р.Юссон. «Певческий голос». Париж.1960г.

  9. «Вопросы вокальной педагогики». Выпуск №7.Москва. «Музыка».1984г.

  10. В.Федонюк. «Детский голос».Издательство «Союз художников».Санкт-Петербург.2006г.

  11. «Нежданова.А. Материалы и исследования.» Москва.1967г.

  12. Мазурин «Методология пения». - М.: Музыка, 1983.

  13. Подольская В.Л. Нежданова и ее ученики. - М.: Искусство, 1960.

  14. Сонки С. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов

  15. дыхания и гортани. М., 1902.

  16. Корогодский З. Начало. С-Пб. 1996г.


Литература для учащихся:

  1. Доминго П. Мои первые 20 лет. - М.: Искусство, 1989.

  2. Кржижановский. Я. Вокальное искусство. - М., 1909.

  3. Способин К.Д. Элементарная теория музыки. - М.: Музыка, 1984.

  4. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М.: Просвещение, 1968.

  5. Гэммонд Питер. Опера, притворись её знатоком. С-Пб.Амфора/ Эврика, 2001г.

  6. Вахромеева Т. А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. М.Музыка, 2007г.

Похожие файлы