Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза И.Т.Краснова с. Большая Глушица
муниципального района Большеглушицкий Самарской области
ПРИНЯТО Педагогическим советом СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица Решение от _________________ протокол № ___________ | УТВЕРЖДЕНО Приказом № ___________ СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица Начальник СП-ДЮСШ ________________С. В. Романов |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
« Шах и Мат» (основы шахмат)
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации: 10 месяцев_
Автор/разработчик программы: тренер-преподаватель
первой квалификационной категории:
Гусев Петр Анатольевич
с. Большая Глушица
2019 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
Содержание программы
Учебный план
Контроль и оценка результатов обучающихся
Ресурсное обеспечение программы
Календарно-тематический план
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Летящий мяч» (далее - программа) разработана на основании нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
«Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ), Уставом школы, Порядком разработки, утверждения и обновления образовательной программы СП - ДЮСШ.
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса является модульной.
Отличительные особенности программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом его личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Программа предусматривает конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах, зачисление их в группы в зависимости от возраста, функциональных возможностей, нарушений состояния здоровья, их физической подготовки, способностей и возможностей, а также организации работы интегрированных групп с учетом дифференцированного подхода. Через занятия физическими упражнениями, общение с педагогом, сверстниками, другими детьми, осуществляется социальная адаптация детей. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Педагогическая целесообразность. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели. Программа позволяет решить
проблему занятости свободного времени обучающихся, пробуждение интереса к новой деятельности.
Цель программы: создать условия для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей шахмат;
Обучить правилам игры;
Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
Способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
Сформировать навыки запоминания;
Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитательные:
привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;
Прививать навыки самодисциплины;
Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
Возраст детей:
Для реализации данной программы привлекаются юноши в возрасте 11 – 13 лет. Для зачисления в объединение специальных знаний и подготовки не требуется. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Наполняемость группы 15 человек.
Сроки реализации:
Программа рассчитана на 40 недель, что составляет 140 часов и разбита на 2 модуля:
Первый модуль «Базовый» на 17 недель: с 1 сентября 2019 года по 31 декабря 2019 года (59,5 часов).
Второй модуль «Углубленный» на 23 недели: с 1 января по 30 июня 2020 года (80,5 часов).
Формы обучения: Очная. На бесплатной основе.
Формы организации деятельности:
Используется фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации деятельности обучающихся.
Режим занятий:
На реализацию программы выделяются 3,5 часа (академический час - 45 минут) в неделю при 2-х разовых занятиях. Перерыв 10 минут после каждого учебного часа.
Планируемые результаты
По окончании 1 модуля «Базовый» обучающиеся должны
знать:
основы гражданской идентичности;
ключевые компетенции, составляющие основу умения учиться;
правила игры, ценность фигур;
легенду возникновения и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы)
понятия шах, мат, пат;
владеть шахматной нотацией;
постановку мата одинокому королю.
уметь:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
ставить мат в 1 ход разными фигурами;
ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;
ставить «детский мат» и защищаться от него;
играть и записывать партию;
ставить мат в 2 хода разными фигурами.
По окончании 2 модуля «Углубленный» обучающиеся должны
знать:
стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии;
чемпионов мира по шахматам;
тактические приемы (нападение, защита, двойной удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение)
понятие комбинации;
2-3 открытых дебюта;
простейшие окончания;
пешечные структуры (слабые и сильные)
хорошие и плохие поля для расположения фигур;
правила игры в соревнованиях.
правила игры в шахматы;
права и обязанности игрока;
основные понятия о тактике и стратегии.
уметь:
проводить пешку с помощью короля;
находить простые тактические удары и комбинации;
концентрировать внимание, ценить время;
играть в шахматы с удовольствием.
использовать межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике;
ставить мат в 3 хода;
находить 2-3 ходовые удары и комбинации;
уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперников
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания ДОП «Летящий мяч» универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Регулятивные УУД:
Определять и формировать цель деятельности с помощью тренера;
Проговаривать последовательность действий во время занятий;
Учиться работать по определенному алгоритму;
Адекватно воспринимать оценку тренера и коллектива.
Познавательные УУД:
Уметь делать выводы в результате совместной работы тренера и
обучающихся;
Осуществлять анализ выполненных действий при игре;
Активно включаться в процесс по выполнению заданий;
Выражать творческое отношение к выполнению заданий.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
Участвовать в коллективном обсуждении.
Проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Критерии и способы определения результативности.
В процессе обучения предусматриваются: текущая, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления и устранения ошибок, и получения качественного результата освоения программного материала (анализ, беседа, наблюдение, контрольное задание).
Уровень развития подготовленности оценивается по результатам участия в групповых и индивидуальных школьных, районных, межрайонных и областных соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации ДОП:
Решение дидактических задач.
Участие в соревнованиях.
По сроку реализации программа краткосрочная (сроки реализации до одного года).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2. Шахматы – спорт, наука и искусство. История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.
4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
7. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
8. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
9. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
10. Соревнования, турниры.
11. Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных
12. Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебно-тематический план модуля «Базовый»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
| | Теория | Практика | Всего |
1 | История развития шахмат | 1 | - | 1 |
2 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 3,5 | 2 | 5,5 |
3 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций | 5 | 7 | 12 |
4 | Тактика | 5 | 7 | 12 |
5 | Дебют | 5 | 7 | 12 |
6 | Решение задач и этюдов | 1 | 9 | 10 |
7 | Сеансы одновременной игры | 1 | 6 | 7 |
8 | Соревнования (турниры) | В течение года |
| Итого часов | 21,5 | 38 | 59,5 |
Учебно-тематический план модуля «Углубленный»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
| | Теория | Практика | Всего |
1 | Шахматы – спорт, наука, искусство | 1 | - | 1 |
2 | Тактика | 2 | 12 | 14 |
3 | Эндшпиль | 5 | 11 | 16 |
4 | Дебют | 1,5 | 7 | 8,5 |
5 | Миттеншпиль | 5 | 11 | 16 |
6 | Решение задач и этюдов | - | 18 | 18 |
7 | Сеансы одновременной игры | - | 7 | 7 |
8 | Соревнования (турниры) | В течение года |
| Итого часов | 14,5 | 66 | 80,5 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребѐнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всѐм еѐ протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Первый модуль «Базовый»
1. Применение приемов нападения - решение шахматных задач
2. Защита в различных игровых ситуациях - самостоятельная работа
3. Создание угрозы мата - игровые упражнения
Второй модуль «Углубленный»
1. Оценка своих позиций и позиций соперника - анализ сыгранных партий
2. Основы стратегии - самостоятельная работа, игровые упражнения
3. Гамбиты - разбор специально подобранных позиций
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательное учреждение, реализующее дополнительную образовательную общеразвивающую программу, располагает материально- технической базой, обеспечивающей проведение всех видов теоретических и практических занятий, предусмотренных учебным планом.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Материально-техническое обеспечение программы
На занятиях используются:
шахматные часы,
таблицы к различным турнирам;
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук,
демонстрационная шахматная доска,
компьютер и проектор.
Список используемой литературы
Для педагога:
1. В.И. Мульдияров. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов-на-Дону. Феникс, 2010.
2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2012. 3. Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл –2013г
4. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 2014.
5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 2015.
6. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 2014.
Для учащихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 2014.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 2010.
3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 2011.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 2014.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 2014 .
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 2012
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза И.Т.Краснова с. Большая Глушица
муниципального района Большеглушицкий Самарской области
| УТВЕРЖДЕНО Приказом № ___________ СП-ДЮСШ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Большая Глушица Начальник СП-ДЮСШ ________________С. В. Романов |
Календарный тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
физкультурно-спортивной направленности
«Шах и Мат» (основы шахмат)
название
на
____2019-2020_____
Учебный год
Для спортивно-оздоровительной группы 1 года обучения
Гусев Петр Анатольевич
Календарный тематический план модуля «Базовый»
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения на занятиях. Шахматная сказка. | 2 | 4.09.19 | |
2 | Геометрия шахматной доски. Шахматная нотация. | 1,5 | 5.09.19 | |
3 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 11.09.19 | |
4 | Вильгельм Стейниц. Запись шахматных ходов. | 1,5 | 12.09.19 | |
5 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 18.09.19 | |
6 | Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии. | 1,5 | 19.09.19 | |
7 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 25.09.19 | |
8 | Эмануил Ласкер. Рокировка и всё о ней. | 1,5 | 26.09.19 | |
9 | Как записывать шахматную партию. | 2 | 2.10.19 | |
10 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 3.10.19 | |
11 | Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат». | 2 | 9.10.19 | |
12 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 10.10.19 | |
13 | Кто сколько стоит (ценность фигур). | 2 | 16.10.19 | |
14 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 17.10.19 | |
15 | Александр Алёхин. Как избежать зевков? | 2 | 23.10.19 | |
16 | Практическое занятие по игре в шахматы. Мониторинг уровня компетентности обучающихся. | 1,5 | 24.10.19 | |
17 | Повторение и закрепление изученного. | 2 | 30.10.19 | |
18 | Что такое шах, мат и пат. | 1,5 | 31.11.19 | |
19 | Решение задач на постановку шаха, мата и пата. | 2 | 6.11.19 | |
20 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 7.11.19 | |
21 | Махгилис (Макс) Эйве. Мат одинокому королю. Линейный мат. Мат двумя ладьями. | 2 | 13.11.19 | |
22 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 14.11.19 | |
23 | Оформление задач на мат. | 2 | 20.11.19 | |
24 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 21.11.19 | |
25 | Линейный мат ферзём. | 2 | 27.11.19 | |
26 | Михаил Моисеевич Ботвинник. Линейный мат ладьёй. | 1,5 | 28.11.19 | |
27 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 4.12.19 | |
28 | «Квадратный» мат ладьёй. | 1,5 | 5.12.19 | |
29 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 11.12.19 | |
30 | Окончание. Король с пешкой против короля. | 1,5 | 12.12.19 | |
31 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 18.12.19 | |
32 | Тигран Вартанович Петросян. Изучение дебюта. Испанская партия. | 1,5 | 19.12.19 | |
33 | Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 25.12.19 | |
34 | Пешечные окончания. Правила квадрата. | 1,5 | 26.12.19 | |
Итого: 17 недель | 59,5 часов |
Календарный тематический план модуля «Углубленный»
№ п/п | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Ценность фигур. Виды преимущества. | 1,5 | 8.01.20 | |
2 | Реализация материального преимущества. | 3,5 | 9.01.20 15.01.20 | |
3 | Тактика. Теория тактики. Жертва. Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 16.01.20 | |
4 | Приёмы нападения. Связка. | 1,5 | 22.01.20 | |
5 | Отгадывание ребусов и кроссвордов. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | 2 | 23.01.20 | |
6 | Связка. Как от неё избавиться? | 1,5 | 29.01.20 | |
7 | Двойной удар. Практическое занятие по игре в шахматы. | 2 | 30.01.20 | |
8 | Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся. | 3,5 | 5.02.20 6.02.20 | |
9 | Рентгеновский удар. | 1,5 | 12.02.20 | |
10 | Практическая работа по игре в шахматы. | 3,5 | 13.02.20 19.02.20 | |
11 | Открытое нападение. | 2 | 20.02.20 | |
12 | Вскрытый и двойной шах. | 1,5 | 26.02.20 | |
13 | Как решать задачи. | 2 | 27.02.20 | |
14 | Контрудар и промежуточный удар. Классификация комбинаций. Простые комбинации. | 3,5 | 4.03.20 5.03.20 | |
15 | Комбинационные удары: уничтожение и завлечение противника. | 1,5 | 11.03.20 | |
16 | Завлечение и перекрытие. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | 3,5 | 12.03.20 18.03.20 | |
17 | Освобождение пространства и блокировка. | 2 | 19.03.20 | |
18 | Вскрытие линии и захват поля. Повторение и закрепление изученного. | 1,5 | 25.03.20 | |
19 | Проверь себя при помощи тестирования «Угадай ход мастера». Отгадывание ребусов и кроссвордов. | 2 | 26.03.20 | |
20 | Стратегия. Тематические комбинации. | 3,5 | 1.04.20 2.04.20 | |
21 | Классификация пешечных комбинаций. Практическое занятие по игре в шахматы. | 1,5 | 8.04.20 | |
22 | Прорыв и проведение пешки. | 2 | 9.04.20 | |
23 | Пешечный таран и тычок. Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | 3,5 | 15.04.20 16.04.20 | |
24 | Пешечный клин. | 1,5 | 22.04.20 | |
25 | Крайняя вертикаль. Повторение и закрепление изученного. | 2 | 23.04.20 | |
26 | Шашки. Правила игры. | 1,5 | 29.04.20 | |
27 | Практическое занятие по игре в шашки. | 2 | 30.04.20 | |
28 | Уголки, поддавки и столбовые шашки. Практическое занятие по игре в шашки. | 1,5 | 6.05.20 | |
29 | Повторение и закрепление изученного. | 2 | 7.05.20 | |
30 | Работа на компьютере. Решение шахматных задач. | 1,5 | 13.05.20 | |
31 | Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля. | 2 | 14.05.20 | |
32 | Отгадывание ребусов и кроссвордов. Практическое занятие по игре в шахматы. | 3,5 | 20.05.20 21.05.20 | |
33 | Шахматный словарь. Мониторинг уровня компетентности обучающихся | 1,5 | 27.05.20 | |
34 | Виды ничьих. Классификация приёмов защиты. | 2 | 28.05.20 | |
35 | Закрепление изученных приемов. | 3,5 | 3.06.20 4.06.20 | |
36 | Практическое занятие по игре в шахматы | 1,5 | 10.06.20 | |
37 | Подведение итогов года. | 2 | 11.06.20 | |
Итого: 23 недели | 80,5 часов |