1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативными актами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказами Министерства спорта Российской Федерации: - от 12.09.2013 № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по этим программам»; от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта». Дополнительная образовательная общеразвивающая программа рассчитана на одногодичный период обучения.
Этап – спортивно-оздоровительный. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, а также утвержденным расписанием.
Туризм - один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия туризмом общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Данная программа является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия спортивным туризмом являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин. Занятия туризмом способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса ребенка.
В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения.
Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом особого внимания педагогов.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.
Одной из основных задач физического воспитания - является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.
Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных общеобразовательных и специальных знаний и навыков, способствует креплению здоровья и разностороннему формированию личности. Одним из его направлений является спортивный туризм.
Свежий воздух, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для работы сердечнососудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.
Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, отражающий национальные традиции России. Спортивным туризмом в России занимаются до 3 млн. человек.
Занятия спортивным туризмом содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.
Кроме оздоровительной и спортивной направленности, спортивный туризм имеет большое прикладное значение– это навыки, которые необходимы и туристу, и охотнику, и геологу, и будущему воину.
При занятиях спортивным туризмом вырабатываются такие необходимые человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция.
Спортсмен в процессе занятий спортивным туризмом совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, математики, физкультуры.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Соревнования по спортивному туризму проводятся в основном на открытой местности, но некоторые из видов соревнований могут проводиться в парках и даже в помещениях.
На всех этапах обучения решается задача повышения технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков.
Цель программы - повышение функциональных возможностей организма через реализацию дополнительной общеразвивающей программы по спортивному туризму.
Подготовка юных туристов ставит перед тренером-преподавателем сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что очень сложно на ранних этапах выявить способности и анатомические особенности. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах. Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков.
Основные задачи на спортивно-оздоровительном этапе:
–укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
–воспитание специальных двигательных и координационных качеств;
–развитие физических качеств;
–овладение теоретическими знаниями в пределах осваиваемой программы.
При организации учебно-тренировочного процесса следует руководствоваться следующими принципами:
–целевой направленности по отношению к спортивной деятельности;
–соразмеренности в развитии основных физических качеств;
На спортивно-оздоровительном этапе формирование групп осуществляется на внеконкурсной основе из всех желающих, не имеющих медицинских противопоказаний.
обучение основам техники спортивного туризма;
обучение умелому использованию специального снаряжения, при преодолении природных преград и препятствий;
приобретение навыков использования полученных знаний и умений для самостоятельных занятий;
обучение использованию в своей речи спортивной терминологии.
Наполняемость учебных групп и режим
учебно-тренировочной работы
Срок обучения | Минимальный возраст зачисления | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Максимальный количественный состав групп (чел.) | Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки (час./нед.) | Спортивно-технические результаты |
Спортивно-оздоровительный |
1 год | 7-8лет | 15 | 30 | 6 | Выполнение нормативов ОФП |
Согласно годового календарного учебного графика программа рассчитана на 46 недель, 6 часов в неделю - 276 часов в режиме учебно-тренировочных занятий, 6 недель – 36 часов в режиме обучения по индивидуальному учебному плану, всего 312 часов в год; в связи с тем, что занятия приходятся на праздничные и выходные дни в соответствии с расписанием, то программный материал будет выполнен за счет сокращения часов следующим образом:
Тренер-преподаватель (Фамилия И.О.) | Расписание (дни нед.) | Нагрузка одного занятия (ч) | Праздничные и выходные дни | Кол-во часов в год по факту | Условие выполнения программы (сокращение количества часов) |
Раздел | Кол-во сокращаемых часов |
Шмелев М.В. | Понедельник | 1 | 06.11 01.01 08.01 | 298 | Теоретическая подготовка | 2 |
Вторник | 2 | 02.01. 01.05 12.06 |
Общая физическая подготовка | 11 |
Четверг | 2 | 04.01 08.03 |
Пятница | 1 | 05.01 23.02 09.03 | Специальная физическая подготовка | 2 |
16 часов |
Технико-тактическая подготовка | 1 |
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В процессе тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:
1) ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;
2) увеличение темпов роста нагрузок от времени выбора спортивной специализации на последующих этапах подготовки;
3) соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню физической подготовленности юных спортсменов;
4) учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена
Разделы подготовки | Месяцы | ИТОГО |
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 | |
Теоретическая подготовка | 1 | 1 | 1 | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 |
Общая физическая подготовка | 14 | 14 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 163 |
Специальная физическая подготовка | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 49 |
Техническая подготовка | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 49 |
Соревновательная подготовка | | | | | 1 | | | | | | | 1 |
Контрольно-переводные испытания по ОФП | | | | 2 | | | | | | | 2 | 4 |
Общее количество часов | 23 | 23 | 24 | 26 | 24 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 28 | 276 |
6 недель – 36 часов – в режиме обучения по индивидуальному учебному плану
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения(%)
Срок обучения | Этап обучения | Средства подготовки |
Общая физическая | Специальная физическая | Технико-тактическая |
1 год | Спортивно-оздоровительный | 61% | 17% | 17% |
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.Теоретическая подготовка.
Тема: История развития туризма в России.
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации.
Порядок и содержание работы спортивной школы. Краткий исторический обзор развития спорта в России и за рубежом.
История развития олимпийского движения в мире, России.
Краткие исторические сведения об Олимпийских играх. Российские спортсмены на Олимпийских играх.
Гигиена. Питание. Закаливание.
Понятие о гигиене и санитарии. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, профилактика вредных привычек
Тема:Правила организации учебного процесса,нормы безопасного поведения.
Поведение в зале и на улице во время движения к месту занятий и на учебно-тренировочном занятии. Техника безопасности при проведении занятий на местности. Обеспечение безопасности.
Тема: Самоконтроль
Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена.
Основы туристской подготовки.
Порядок движения группы в походе. Туристический строй. Режим движения, темп.
Особенности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
Ориентирование на местности.
Спортивный компас. Использование различных способов ориентирования.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте.
Остановка группы Отставание участника на маршруте (дистанции) от группы. Действия при отставании одного или нескольких членов группы: остановка группы, движение по пройденному маршруту навстречу отставшим.
Общефизическая подготовка. Строевая подготовка.
Строевой и походный шаг. Ходьба на носках, пятках, в полу-приседе, приседе.
Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки.
Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями. То же во время ходьбы и бега.
Упражнения для мышц шеи и туловища.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами
– лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах.
Упражнения для мышц ног и таза.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях. Упражнения с гантелями – бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, на двух ногах. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в стороны из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180 из седа ноги врозь, с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись и стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами.
Мост с помощью партнера и самостоятельно.
Легкоатлетические упражнения.
Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.
Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метания.
Спортивные игры: волейбол, мини-футбол. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.
Туристические походы.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Туристские походы.
Упражнения на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра.
Упражнения на развитие ловкости. Ходьба по гимнастической скамейке, кувырки. Прыжки в высоту через планку, скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышения.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития выносливости. Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности. Туристские походы.
Упражнения на развитие быстроты. Бег с высокого и низкого старта на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра.
Упражнения на развитие ловкости. Ходьба по гимнастической скамейке, кувырки. Прыжки в высоту через скамейку, поваленное дерево с одной и двух ног. Спрыгивание вниз с возвышения.
Упражнения на равновесие. Слалом между деревьями. Упражнения для развития силы и силовой выносливости. Сгибание и разгибание рук лежа на гимнастической скамейке. Поднимание туловища из положения лежа. Приседания на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.
Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости.
Техническая подготовка.
Держание компаса. Измерение расстояний на местности парами шагов. Определение точки стояния.
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Движение колонной.
Прохождение различных этапов соревнований по технике туризма: спуски и подъемы.
Естественные препятствия. Преодоление препятствий. Движение по различной местности.
Вождение велосипеда. Преодоление различных препятствий на велосипеде.
Игры с различными упражнениями туристской техники. Походы выходного дня.
Туристические походы.
Тактическая подготовка.
Различные тактические действия в игровых видах спорта: индивидуальные, групповые, командные.
Тактические действия в спортивном туризме.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Комплексы контрольных упражнений.
После каждого года обучения занимающиеся сдают предусмотренные нормативы.
В спортивно-оздоровительных группах нормативы по общей физической подготовки сдаются два раза в год: в начале и в конце года. Комплекс контрольных испытаний по ОФП включает следующие нормативы:
бег 30 м (60 м, 100 м)
Виды испытаний | 6-7 лет |
Мальчики | девочки |
Подтягивание | 1 | - |
Отжимание от Пола | - | 2 |
Поднятие туловищу на римской скамье за 1 мин. (кол- во раз) | 10 | 15 |
Становая сила, Кг | 50 | 35 |
Бег 30 м | 7,6 | 8,9 |
Прыжок в длину с места | 115 | 110 |
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками сидя, м | 4,0 | 3,0 |
Челночный бег 6х10 м (10х10 м) | 23,0 | 25,0 |
Прыжки через скакалку в течение 1 мин. (кол-во раз) | 40 | 50 |
бег 300 м (500 м, 1000 м, 2000 м, 3000 м)
подтягивание
отжимание от пола
поднятие туловища на гимнастической скамейке
прыжок в длину с места
челночный бег 6х10 м (10х10 м)
прыжки через скакалку
становая сила
Методические указания
Перед сдачей нормативов проводится 5 минутная разминка.
Бег на 30м выполняется на дорожке стадиона в спортивной обуви. В каждом забеге участвуют не менее двух человек, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды, дается одна попытка.
Прыжки в длину с места проводятся на нескользкой поверхности. Испытуемый встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно, толчок двумя ногами с взмахом рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из 3-х попыток в см.
Подтягивание на перекладине из виса хватом сверху выполняется максимальное количество раз. Исходное положение: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается при положении, когда подбородок находится выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из исходного положения. Запрещены движения тазобедренных и коленных суставов и попеременная работа руками.
Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.
Основной формой практических занятий является тренировка, которая строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.
Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.
Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного занятия.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1996.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. - М., ЦДЮТур РФ, 1994.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., ЦРИБ «Турист», 1989.
Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1982.
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М., ЦРИБ «Турист», 1983.
6.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
7.Ганопольскии В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода. - М., ЦРИБ «Турист», 1986.
8..Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. - М., Издательский дом «Вокруг света», 1994.
9.Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. - М.: ЦДЮТур,
1995.
10.Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. - М.: ЦДЮТур, 1997.
11.Федотов В.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.:
«Советский спорт», 2002
12.Юные инструкторы туризма. Программа для системы дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2002.
5