СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по художественной гимнастике

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по художественной гимнастике расчитана на 2 года обучения

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по художественной гимнастике»

Рабочая программа по художественной гимнастике

Пояснительная записка


Направленность программы «Художественная гимнастика»: физкультурно-спортивная.


Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: девочки, младший школьный возраст.


Срок реализации данной программы: 2 года. Программа включает в себя три этапа:


  1. год обучения— группа начальной подготовки


  1. год обучения— младшая группа



Порядок набора и формирование учебных групп: приём проводится в форме собеседования с ребёнком и родителями с просмотром физических способностей ребёнка. Допуск врача обязателен. Состав группы постоянный.


Формы и режим занятий: групповая.


Режим занятий:


1 год — 2 раза в неделю по 2ч. - 144 часа в год.

2 год — 3 раза в неделю по 2ч. - 216 часов в год.


Наполняемость групп:


1 год обучения — не менее 15 человек.


2 год обучения — не менее 12 человек.



Программа курса «Художественная гимнастика» составлена на основе пособия М.Л. Украна, А.М. Шлемина «Гимнастика», Москва, «Физическая культура и спорт», 1977 г.; квалификационной работы М.С. Коваленко «Сюжетные игры и их значение в тренировочных занятиях по художественной гимнастике детей 5-7 лет», СПб, Спб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта по специальности 022300, защищена на ГАК в 2007 году.


Актуальность физического воспитания детей раннего возраста в настоящее время неоспорима. Но, несмотря на отработанную систему, педагоги все чаще сталкиваются с нежеланием детей заниматься активной двигательной деятельностью. Причин тому несколько, и одна из них – излишняя заорганизованность системы воспитания, а как следствие – недостаточный учет возрастных особенностей детей. Поэтому общей задачей педагога, решаемой в группах раннего возраста, является создание эмоционального комфорта для детей.



2

Проведение занятий по художественной гимнастике оказывает большое влияние на желание детей двигаться, особое внимание следует уделять сюжетным играм, так как с их помощью тренировочные занятия становятся эмоционально насыщенными и разнообразными. Таким образом, упражнения становятся для ребенка желанными и достижимыми.


Начало младшего школьного возраста-6-7 лет – очередной кризис, связанный с вхождением в роль ученика и адаптацией к школьной жизни. Психическая напряженность детей в этот период не только неприятна, но и вредна, так как


порождает неуверенность, чувство беспомощности, страх перед новой деятельностью, тормозит формирование положительной мотивации учения и


физической деятельности. Поэтому стоит очень важная задача –снять психологическую напряженность с помощью средств физической культуры, в а также путем подбора специальный упражнений художественной гимнастики. В школьную программу по гимнастике в 1-2 классах включены упражнения всех групп основной гимнастики (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения


  • предметами, базовые акробатические упражнения), таким образом, курс художественной гимнастики для учащихся младших классов раскрывает темы, не изучаемые на уроках физической культуры.


Художественная гимнастика – одно из основных средств физического воспитания девочек. Программа по художественной гимнастике направлена на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся. Помимо развития специальных умений и навыков, программа по художественной гимнастике формирует, также, общеучебные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные.


    • процессе занятий по художественной гимнастике изучаются базовые элементы художественной гимнастики, отдельные танцевальные движения, а также комбинации упражнений без предмета и со скакалкой. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, совершенствуя себя в физическом и эстетическом отношении.


Младший школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и развитием детского организма, а также незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. Дошкольная жизнь и развитие ребенка находятся в большой зависимости от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но и психологического и физического развития. При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения, поэтому дети в этом


возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. Яркий эмоциональный окрас движений художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением благотворно влияет на психическое состояние занимающихся. Различные ассоциативные представления, лежащие в основе


большинства гимнастических движений, позволяют развивать творческое

мышление.


Программа данного курса создаёт условия для творческой самореализации личности ребёнка, укрепления психического и физического здоровья, приобщения занимающихся к культуре общества.


3

Цели и задачи


Цель: Содействие физическому и эстетическому развитию детей 6-10 лет, а также укреплению их здоровья с помощью упражнений художественной гимнастики в процессе их постоянного усложнения и подготовки к творческой деятельности.


Задачи (для педагога):

Обучающие:

  1. Сформировать общие представления о художественной гимнастике.


  1. Обучить базовым элементам художественной гимнастики с предметом и без предмета.


  1. Ознакомить детей с простейшими элементами музыкальной грамоты с помощью музыкально-подвижных игр.


  1. Обучить комбинациям под музыку без предмета и с предметом.


Развивающие:


  1. Развить физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость);


  1. Развивать специфические качества: танцевальность, музыкальность и творческую активность.


Воспитательные:

  1. Привить навыки дисциплинированности, организованности и трудолюбия;


  1. Воспитать моральные и волевые качества, способствовать становлению спортивного характера


Оздоровительные:

  1. Формировать правильную осанку тела;

  2. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.


Организационные:


  1. Привлечь максимально возможное число детей к занятиям художественной гимнастикой, формировать у них устойчивый интерес, мотивацию к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;


  1. Организовать контроль за развитием физических качеств.


Задачи (для занимающихся):

Обучающие:


  1. Уметь выполнять нормативы по художественной гимнастики первого, второго и третьего года обучения.


  1. Разучить и выполнять комбинации под музыку без предмета и с предметами (скакалка, обруч, мяч).


Воспитательные:


  1. Воспитывать в себе терпение и силу воли. Посредством выполнения домашних заданий и самостоятельных упражнений на растягивание.










4


Ожидаемый результат


По окончании курса учащиеся должны владеть основными понятиями художественной гимнастики, понимать ее отличие от других видов спорта, иметь


четкое представление о технике выполнения элемента/упражнения по его названию, безошибочно выполнять базовые элементы художественной гимнастики без предмета, владеть основными приемами работы с предметом - скакалка, обруч, мяч, самостоятельно выполнять комбинации и упражнения под музыкальное сопровождение.

1-ый год обучения:

 гимнастический шаг;


 галоп;

 волны, взмахи, наклоны;

 равновесие на полупальцах;

 шпагат продольный и поперечный;

 «мостик» из положения лежа;

 «складочка»

 перекаты и кувырки

 основные приемы владения предметом (скакалка);

 выполнение упражнения без предмета под музыкальное сопровождение. Выполнять нормативные требования по общей физической подготовке (далее


ОФП):

 «Сила пресса». Сед из положения лежа на спине, с удержанием ног, руки за голову, за 10 сек выполнить более 8 раз;

 «Сила спины». Из положения лежа на животе, сгибание туловища назад, руки за голову, за 10 сек выполнить более 10 раз


2-ой год обучения:

 шпагат с повышенной опоры (от 15 см);

 «мостик» из положения стоя;

 повороты, равновесия и прыжки группы В;


 основы хореографии;

 базовые акробатические упражнения;

 выполнение элементов с предметом (обруч);  основными приемами владения мячом;

 выполнение упражнения с предметом (скакалкой) под музыкальное сопровождение.









5

Учебно-тематический план




Первый год обучения








Количество

В том числе


№ п/п

Тема



Теория

Практика






часов











1.

Вводный урок. Охрана труда


2

2

-


2.

Строевые упражнения и фигурная

8

2

6



маршировка







3.

Партерная разминка


20

-

20


4.

Упражнения без предмета


35

10

25


5.

Упражнения с предметом (скакалка)

26

8

18


6.

Упражнения у опоры


15

3

12


7.

Специальные

упражнения

на

16

2

14



растягивание







8.

Музыкально-подвижные игры


10

2

8


9.

Соревнование по ОФП


2

-

2


10.

Открытый урок (по выбору)


2

-

2


11.

Соревнование по СФП


8

-

8


Итого:




144

24

120






Продолжитель-

Периодичность

Количество

Количество часов в год

ность занятия

в неделю

часов в неделю






2 часа

2 раза

4 часа

144 часа






























6

Второй год обучения










Количество

В том числе


№ п/п

Тема





Теория

Практика








часов











1.

Вводный урок. Охрана труда


2

2

-


2.

Строевые

упражнения и

фигурная

4

2

2



маршировка








3.

Партерная разминка



15

-

15


4.

Упражнения без предмета



40

5

35


5.

Упражнения с предметом (скакалка)

45

10

35


6.

Базовые

элементы с

предметом

50

12

38



(обруч+мяч)








7.

Основы хореографии



8

3

5


8.

Специальные

упражнения

на

30

-

30



растягивание с повышенной опоры






9.

Музыкально-подвижные игры


3

1

2


10.

Базовые акробатические элементы


13

5

8


11.

Открытый урок (по выбору)


2

-

2


12.

Соревнование по многоборью


4

1

3


Итого:






216

41

175






Продолжитель-

Периодичность

Количество

Количество часов в год

ность занятия

в неделю

часов в неделю






2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

































7

Содержание программы

1 год обучения

  1. Вводный урок. Охрана труда.

Теория:

  • Вводный инструктаж. Лекция по охране труда.

  • Понятие «художественная гимнастика»

  • Отличие художественной гимнастики от других направлений гимнастики.

  • Цели и содержание занятий, нормативы и соревнования.

  1. Строевые упражнения и фигурная маршировка.

Теория:

  • объяснение техники выполнения СУ (строевые упражнения);

  • разъяснение понятия «гимнастический шаг», его отличие от простого шага


Практика:

  • гимнастический шаг;

  • приставной шаг;

  • шаг галопа;

  • высокий шаг;

  • мягкий шаг;

  • пружинящий шаг;


-перестроения в круг и в «шахматном порядке»


  1. Партерная разминка.


Практика:

-упражнения на растягивание связок и мышц;


-упражнения на развитие эластичности суставов;

-базовые элементы партерной разминки (шпагаты, складки, мосты и т.д.)


  1. Упражнения без предмета.


Теория:

-Словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения


Практика:

-упражнения на равновесие группы А и развитие вестибулярной устойчивости;

-повороты группы А на одной опорной ноге;

-гимнастический разбег и галоп;


-прыжки группы А;

-комбинация без предмета с музыкальным сопровождением










8

  1. Упражнения с предметом.


Теория:

-Беседа по технике безопасности владения предметом - скакалка;


  • Словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения


Практика:

  • упражнения со скакалкой:

а) базовые движения («мельницы», вращения, броски)

б) прыжки через скакалку;


в) танцевальные движения со скакалкой;

-комбинация со скакалкой с музыкальным сопровождением


  1. Упражнения у опоры.


Теория:

-Словесное объяснение техники выполнения упражнений у опоры


Практика:

-волны

-пружинящие движения;

  • махи ногами;

  • наклоны;


  • упражнения развивающие мышцы живота.


  1. Специальные упражнения на растягивание.


Теория:

-Беседа для психологической подготовки к упражнениям на растягивание;


-Разъяснение конечного результата при выполнении упражнений на растягивание


Практика:

  • «активная растяжка» (за счет усилия собственных мышц)-махи, пружины;


  • «пассивная растяжка» (в парах, с весом, статика).


  1. Музыкально-подвижные игры.


Теория:

-Разъяснение правил игры;


-Подведение итогов игровой деятельности


Практика:

-игры под музыку;

-пантомима;

-сюжетно-образные игры


9

Содержание программы


2 год обучения




  1. Вводный урок. Охрана труда.


Теория:

  • Вводный инструктаж. Лекция по охране труда.

  • Основы поведения на уроке.

  • Цели и содержание занятий, нормативы и соревнования.


  1. Строевые упражнения и фигурная маршировка.


Теория:

  • объяснение техники выполнения СУ (строевые упражнения);


Практика:

  • приставной шаг;


  • шаг галопа;

  • подскоки;

-перестроения в колонны по 2, 3, 4


  1. Партерная разминка.


Практика:

-упражнения на растягивание связок и мышц;


-упражнения на развитие эластичности суставов;

-базовые элементы партерной разминки (шпагаты, складки, мосты и т.д.)


  1. Упражнения без предмета.


Теория:

-словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -разъяснение возможных ошибок и способы их устранения


Практика:

-наскок прыжок;

-гимнастический разбег и галоп;


-прыжки, повороты группы В в комбинациях;

-комбинации танцевальных элементов без предмета; -упражнение под музыкальное сопровождение;


  1. Упражнения с предметом (скакалка)


Теория:


10

-Беседа по технике безопасности владения предметом - скакалка;


  • Словесное объяснение техники выполнения упражнений с показом; -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения


Практика:

  • упражнения со скакалкой:


а) базовые движения манипуляции со скакалкой; б) прыжки скрестно и двойные через скакалку; в) простейшие броски;


-комбинация со скакалкой с музыкальным сопровождением


  1. Базовые элементы с предметом (обруч+мяч).


Теория:


-Словесное объяснение техники выполнения упражнений с предметом -Разъяснение возможных ошибок и способы их устранения


Практика:

-баланс мяча;


-базовые элементы с мячом (отбивы, восьмерки, каты, перекаты, боски); -базовые элементы с обручем (вращения, каты, вертушки, броски);

  • простейшие комбинации элементов группы В с предметом.


  1. Основы хореографии.


Теория:

-расширение знаний о хореографии;


-ее значение в художественной гимнастике.


Практика:

-1-ая, 2-ая, 3-тья позиции рук и ног;

-ролеве;


-деми и гранд плие;

-гранд батман и батман тандю.


  1. Специальные упражнения на растягивание с повышенной опоры.


Теория:

-Беседа для психологической подготовки к упражнениям на растягивание;


-Разъяснение конечного результата при выполнении упражнений на растягивание


Практика:

  • фиксация положения шпагат вертикально с помощью опоры;

  • провис в положении шпагат более 180°, повышенной опоры более 15 см




11

  1. Музыкально-подвижные игры.


Теория:

-Разъяснение правил игры;


-Раскрытие понятия импровизации, задания для творческой деятельности; -Подведение итогов игровой деятельности


Практика:

-игры под музыку;

-пантомима;

-импровизации под музыку.


  1. Базовые акробатические элементы.


Теория:

-Правила техники безопасности;

-Понятие страховки;

-Подробное объяснение техники элементов по частям


Практика:

-перекат через плечо в полушпагат;

-«черепашка»;

-перекат на грудь;

-кувырок вперед.




  1. Соревнования по многоборью.


Теория:

-психологическая подготовка к соревнованиям;


-закрепление знаний и умений общения со зрителем; -раскрытие понятия артистизм


Практика:

-беседы с учащимися, беседы с родителями;

-разучивание упражнения по нормативным требованиям;

-индивидуальные выступления учащихся под музыкальное сопровождение.

















12

Методы, используемые в процессе проведения курса

«Художественная гимнастика»


Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей обучающегося.

Структурный метод - последовательное разучивание и усвоение

движений, с использованием специально подготовленных связок

состоящих из базовых шагов, повторяющихся в определённом порядке и

в точном соответствии с музыкальным сопровождением.


Метод усложнения обеспечивает переход от простых движений к более сложным. Разнообразие движений обеспечивается путём постепенного добавления к простейшему варианту упражнения новых деталей. Серии


постепенно

усложняющихся

движений

составляет

при

этом

одну

двигательную фразу, последним в которой является наиболее

сложное

движение.

Соединением

таких

элементов

из

отдельных

двигательных

фраз достигается создание танцевальной комбинации.





Метод

сходства

помогает формировать

идею

простого

движения в

разнообразные варианты. Разнообразие элементов аэробики, созданных с


помощью этого метода, определяется выбором преобладающей двигательной темы, в соответствии с которой выполняются движения, как отдельными частями тела, так и всем телом,


Метод блоков используется для объединения движений в блоки по мере их усвоения, после чего они выполняются блоком. В рамках танцевальных комбинаций можно чередовать движения высокой и низкой и интенсивности.


Методы организации занятий по художественной гимнастике


Фронтальный метод помогает следить за действиями всех одновременно, используется в ходе разучивания простых движений, когда обучающиеся способны сразу овладеть показанными упражнениями, обеспечивает большую плотность занятий.


Групповой метод позволяет объединять обучающихся в малые группы по уровню их подготовленности, варьируя степень нагрузки и интенсивность выполнения упражнений.


Индивидуальный метод обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся, позволяет исправлять ошибки, воспитывать навык самостоятельных занятий.















13

Формы учета результативности каждого года обучения


  • течение 1-го года обучения курса «Художественная гимнастика» проводятся следующие формы учета результативности:


1. Через 3 месяца занятий проводятся соревнования по ОФП и СФП (общая и специальная физическая подготовка). Сдаются нормативы, с целью выявления исходного уровня физической подготовки занимающихся и выполнения ими специальных элементов художественной гимнастики.


2. Через 6 месяцев занятий проводится открытый урок по художественной гимнастике. Цель открытого урока: отчет о содержании занятий и методике их проведения перед родителями детей и руководством школы, а также возможность девочкам продемонстрировать свои умения и навыки не только на соревнованиях, но и в тренировочном процессе.


3. В конце года на завершающем спортивном празднике сдаются нормативные требования по ОФП и в виде соревнования по определенной оценочной шкале, с целью сравнения результатов исходного уровня занимающихся и уровня после прохождения всего курса «художественная гимнастика». А также демонстрировать самостоятельно упражнение без предмета под музыкальное сопровождение в виде показательного выступления (без оценивания).


Нормативы и оценочная шкала для соревнований по ОФП и СФП:


Оценочная шкала от 1 до 5 баллов, где 5 баллов – элемент выполнен верно, от 4 баллов до 2 баллов – имеются отклонения от нормы, 1 балл-элемент не выполнен, ниже приведены точные критерии оценки:


  1. На определение показателя гибкости проводилось 5 различных тестов:


1.1 «Складочка». Из седа, руки вверх выполнить наклон вперед. Измерялось расстояние от туловища до ног сантиметровой линейкой, с учетом правильности формы.


«5 баллов» – правильное положение складочки, колени выпрямлены, туловище

плотно соприкасается с ногами;

«4 балла» – незначительные ошибки, не до конца выпрямлены колени, стопы


согнуты, расстояние до 5 см;

«3 балла» – значительные ошибки: сильно согнуты колени и стопы, расстояние

от 5 до 10 см;

«2 балла» – касание ног только кистями, расстояние более 10 см.


1.2 «Шпагат с правой ноги». Положение шпагат, с оцениванием правильной формы шпагата и расстояние от ног до пола:


«5 баллов» – правильная форма шпагата, руки в стороны, ноги полностью


соприкасаются с полом;

«4 балла» – форма сохранена, руки в стороны, расстояние до пола не более 5

см;

«3 балла» – шпагат с помощью рук, от 5 до 10 см до пола;

«2 балла» – с помощью рук, колени согнуты, расстояние более 10 см.

1.3 «Шпагат с левой ноги». Оценивание то же, что и в тесте 2).




14

1.4 «Шпагат поперечный». Положение шпагат, с измерением градуса угла между правой и левой ногами:


«5 баллов» – правильная форма шпагата, руки в стороны, ноги полностью

соприкасаются с полом, угол равен 180° или больше;

«4 балла» – форма сохранена, руки в стороны, угол равен не менее 160°;


«3 балла» – шпагат с помощью рук, угол равен не менее 120°; «2 балла» – с помощью рук, колени согнуты, угол до 100°.


1.5 «Мост». Из положения лежа на спине выполнить мост. Оценивается положение гимнастического моста и расстояние от стоп до кистей рук: «5 баллов» – правильная форма моста, расстояние 20 см и меньше;


«4 балла» – форма сохранена, ноги незначительно согнуты, расстояние от 20 до

  1. см;


«3 балла» – руки и ноги согнуты, расстояние более 30 см; «2 балла» – нет удержания моста.


    1. В качестве теста для оценки состояния координационных способностей (вестибулярной устойчивости) предложено упражнение: равновесие на одной ноге, другую согнуть вперед, прижимая стопу к коленному суставу опорной ноги, руки в стороны, засекалось время удержания позы.


«5 баллов» – четкое положение равновесия, удержание 3 сек. и более; «4 балла» – четкое положение равновесия, менее 3 сек.;


«3 балла» – нет четкого положения равновесия, согнутое опорное колено, низкое положение рабочей ноги, менее 3 сек.; «2 балла» – нет удержания равновесия.


    1. Тесты для определения скоростно-силовых способностей, содержат следующие упражнения на различные мышечные группы:


3.1 «Сила пресса». Сед из положения лежа на спине, с удержанием ног, руки за голову, подсчитывалось количество раз за 30 сек. и оценивалось по баллам:


«5 баллов» – 8 раз и более; «4 балла» – от 5 до 7 раз; «3 балла» – от 2 до 4 раз;


«2 балла» – ни разу без помощи рук.


3.2 «Сила спины». Из положения лежа на животе, сгибание туловища назад, руки за голову, подсчитывается количество раз за 30 сек.


«5 баллов» – 10 раз и более; «4 балла» – от 7 до 9 раз; «3 балла» – от 4 до 6 раз; «2 балла» – менее 3 раз.


3.3 «Прыжки на скакалке». Оценивается количество прыжков через гимнастическую скакалку двумя ногами, за 30 сек.:


«5 баллов» – двумя ногами 10 раз и более; «4 балла» – двумя ногами от 7 до 9 раз; «3 балла» – поочередно ногами от 4 до 6 раз; «2 балла» – менее 3 раз.


      • конце соревнования подсчитывается суммарное количество баллов и распределяются места между участниками соревнований. Показатели фиксируются


  • специальном журнале.


15

  • течение 2-го года обучения курса «Художественная гимнастика» проводятся следующие формы учета результативности:


  1. Через 6 месяцев занятий проводится открытый урок по художественной гимнастике. Цель открытого урока: отчет о содержании занятий и методике их проведения перед родителями детей и руководством школы, а также возможность девочкам продемонстрировать свои умения и навыки не только на соревнованиях, но и в тренировочном процессе.


  1. В конце года на завершающем спортивном празднике проводятся соревнования по многоборью: упражнение без предмета и упражнение со скакалкой под музыкальное сопровождение. Оценивание проводится судьями 1 категории, по действующим правилам художественной гимнастики.
















































16

Методические рекомендации для тренировки по художественной гимнастике занимающихся младшего школьного возраста, с учетом их возрастных особенностей


Возрастные особенности




Методические рекомендации













1.

Позвоночный столб в этом возрасте

Необходимо

большое

внимание


отличается

большой

гибкостьюи

уделять

формированию

правильной


неустойчивостью изгибов




осанки







2.

Суставно-связочный

аппарат

очень

Целесообразно использовать

этот


эластичен и недостаточно прочен


период для

целенаправленного,

но



осторожного развития гибкости












3.

Интенсивно развивается

мышечная

При

преобладании

крупных,


размашистых



движений,


система,

но

крупные

мышцы

целенаправленно

вводить мелкие и


развиваются быстрее мелких.



точные движения.
















4.

Регуляторные

механизмы сердечно-

Нагрузка

должна

быть

небольшого


сосудистой

и

дыхательной

систем

объема и интенсивности, носить


несогласованны, дети быстро устают.

дробный характер.





5.

Продолжительность

активного

Занятия должны быть интересными и


внимания


и


умственной

эмоциональными,


количество




замечаний

ограничено,

полезны


работоспособности невелики.



поощрения.


















6.

Велика

роль

подражательного и

Показ должен быть идеальным,


игрового рефлексов




занятие – игровым.




7. Антропометрические размеры детей на

Применять



предметы


пропорционально

уменьшенных


1/3 меньше взрослых




размеров.
















































17

Методическое обеспечение образовательной программы

«Художественная гимнастика» в виде таблицы:


Тема

Формы

Приёмы и методы

Дидактические

Формы



занятий


материалы

подведения






итогов







1

Техника

Занятие,

Познавательные

Памятка,

опрос


безопасности

беседа,

рассказ,

Таблицы




лекция

беседа,






объяснение









2

Строевые

Занятие,

Познавательные:

Предметы,

Сдача на


упражнения и

Игра

рассказ,

музыкальное

оценку,


фигурная


объяснение

сопровождение

открытый урок


маршировка


техники,






пояснение






Эмоциональные:






игровой метод






Практические:






показ









3

Партерная

Занятие

Эмоциональные:

Наколенники

Открытый


разминка


поощрение,


урок,




порицание


спортивный




индивидуальный


праздник




подход









4

Упражнения без

Занятие

Познавательные:

Таблицы,

Открытый


предмета


объяснение,

музыкальное

урок,




пояснение

сопровождение

соревнования,




Эмоциональные:


спортивный




поощрение,


праздник




показ






наблюдение









5

Упражнение с

Занятие

Практические:

Скакалка,

Открытый


предметом


показ,

обруч,

урок,




Познавательные:

мяч

соревнования,




рассказ,


спортивный




объяснение


праздник,




техники


концерты




Эмоциональные:






игровой метод









6

Упражнения у

Занятие

Познавательные:

Шведская стенка

Сдача


опоры (гибкость


рассказ


нормативов,


+сила)


наблюдение


соревнования




Эмоциональные:






порицание,






игровой метод









7

Упражнения на

занятие

Практические:

Скамейка,

Спортивный


развитие


показ

маты,

праздник,









18


координации


индивидуальный

скакалки

открытый урок





подход







Познавательные:







объяснение







техники







Эмоциональные:







игровой метод,







поощрение











8

Специальные

Занятие

Индивидуальный

Наколенники,

Сдача



упражнения на


подход

повышенная

нормативов,



растягивание


Эмоциональные:

опора (скамейка)

соревнования





порицание,







поощрение











9

Акробатические

Занятие

Познавательные:

Маты,

Соревнования,



упражнения


объяснение

шведская стенка,

открытый урок,





техники,

скамейка

концерт





пояснение







Эмоциональные:







поощрение,







порицание,







создание ситуации







успеха











10

Хореография

Занятие

Практические:

Шведская стенка

Открытый урок





показ







Познавательные:







рассказ,







объяснение







техники,







наблюдение











11

Специфические

Занятие

Познавательные:

Таблица,

Открытый урок



упражнения


рассказ,

иллюстрации,




(наклоны,


объяснение

Видеозаписи




равновесия,


техники





прыжки,


Эмоциональные:





повороты)


Порицание











12

Танцевальные

Занятие,

Познавательные:

Фотографии,

Соревнования,



движения

творческая

опора на

иллюстрации,

концерт




встреча

жизненный опыт

видеозаписи





Словесные:







рассказ,







пояснение,







объяснение







техники







Практические:







показ







Эмоциональные:







поощрение,







порицание,







создание ситуации














19




успеха











13

История

Лекция,

Познавательные:

Иллюстрации,

Открытый урок



художественной

занятие,

опора на

Видеозапись




гимнастики

экскурсия

жизненный опыт







Словесные:







рассказ,







беседа











14

Музыкально-

Занятие

Познавательные:

Музыкальное

Спортивные



подвижные игры

Игра

объяснение,

сопровождение

праздники





игровой






Эмоциональные:







поощрение











15

Подготовка к

Занятие

Индивидуальный

Музыкальное

Открытый урок



соревнованиям


подход

сопровождение






Словесные:







пояснения







Социальные:







создание ситуации







коллективного







успеха


















Материально-техническое оснащение:


  • Спортивный зал ;


  • Коврики гимнастические;


  • Маты гимнастические;



  • Шведская стенка;


  • Обручи (15 шт);


  • Скакалки (15 шт, 3м);


  • Звуковоспроизводящая аппаратура;
























20

Список литературы:


  1. Г. Боброва Художественная гимнастика в спортивных школах. – Москва, «Физкультура и спорт», 1974 г.


  1. А.Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду" Москва, Просвещение, 1985.


  1. М. А. Годик, А.М. Барамидзе, "Стретчинг подвижность гибкость

  2. Н.В. Гуреев. "Активный отдых" Москва, Советский спорт, 1991.


  1. Художественная гимнастика - учебник под общей редакцией профессора Л.А.Карпенко, Всероссийская Федерация художественной гимнастики, Санкт-Петербургская Государственная академия физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Москва, 2003.


  1. Л.А.Карпенко, и.А.Винер, В.А.Сивицкий Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие/ ВФГС,СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – М., 2007.


  1. Г.А. Колодницкий. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г.


  1. А.П. Колтановский. Методические рекомендации для физкультурно-оздоровительных занятий населения по месту жительства, выпуск 2. - Москва 1989 г.


  1. Е.С. Крючек Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им П.Ф. Лесгафта, учебно-методическое пособие


  1. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г.


  1. З.И. Кузнецова. Физическая культура в школе. Методика уроков в IV-VIII классах. - Москва, «Просвещение», 1972 г.


  1. Ю.Ф. Курамшин Теория и методика физической культуры. – Москва, «Советский спорт», 2003 г.


  1. Т.С. Лисицкая. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. - Москва, «Физкультура и спорт», 1982 г.

  2. Пособие для воспитателей детского сада. Москва, Просвещение, 1983.


  1. В.М. Смолевский, Б.К. Ивлиев. Нетрадиционные виды гимнастики. - Москва, «Просвещение», 1992 г.


  1. Б. Собинов Путь к красоте (о художественной гимнастике). «Молодая гвардия», 1964 г.


  1. А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Возрастная физиология. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб, 2001 г.


  1. Н.Б. Стамбулова Возрастные и психологические особенности детей школьного возраста и их учет в процессе физического воспитания: методические указания. – Л., 1998 г.


  1. М.Л. Украна, А.М. Шлемина. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. - Москва, «Физическая культура и спорт», 1977 г.







21