СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "ЮНАРМИЯ"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительна образовательная программа "ЮНАРМИЯ", направленная на патриотическое воспитание, повышение в обществе авторитета и престижа военной  службы

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "ЮНАРМИЯ"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« _______________»


Принята

на заседании педагогического совета

МБОУ « ____________» города Курска

Протокол №1

от «____» августа 2021 г.

Утверждена

приказом №

от «__» _______ 2021года

Директор __________________





Рассмотрена

на заседании МО учителей эстетики,

технологии и педагогов дополнительного образования

МБОУ « ______________»

Протокол № 1

от «__» _августа__ 2021 года


Руководитель МО

_____________ ________________.

подпись Ф.И.О.


















Дополнительная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной

направленности

«Юнармия»




Составитель:

__________________



-Курск-




1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная общеразвивающая программа обучения «Юнармия» имеет социально-педагогическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

Программа направлена на:

1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;

2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;

4) сохранение и приумножение патриотических традиций.

Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.

1.1.2. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена рядом факторов:

- нацеленностью на развитие патриотизма;

- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;

- формированием здорового образа жизни;

- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.

Программа разработана с учетом задач в национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».

Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей,


определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.


1.1.3. Отличительные особенности программы

Программа обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:


1) Особенность, которая касается участников:

Участниками юнармейских отрядов могут быть:

  • обучающиеся от 7 до 17 лет включительно;

  • юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;

  • иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.

Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.

Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.

2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:

Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

1.1.3.  Адресат программы 


Данная программа предназначена для детей и подростков 7 - 17 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.




В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.

1.1.4. Срок освоения, уровни и объем программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность учебного года составляет не менее 36 недель. Три часа в неделю , в учебном годе составляет 108 часов.

1.1.5.   Формы обучения и виды занятий

Форма обучения – очная

Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.

Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).

1.1.6.  Режим занятий 

Занятия проводятся согласно норм СанПина 2.4.4.3172-14. Занятия проводятся по группам. Продолжительность учебного часа – 40 минут.

1.1.7 Разделы программы
  1. Основы военной службы и военного дела.

  2. Физическая подготовка (согласно предъявляемым требованиям ОФП и норм ГТО).

  3. Основы военно-исторического образования (познавательные экскурсии, походы, консультации т. д.).

  4. Культурно-эстетические и гражданско- патриотические мероприятия.


1.2. Цель и задачи программы


ЦЕЛЬ - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую обще­ственную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;

  • воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

  • воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;

  • изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;

  • активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;

  • развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей

1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план



Разделы, дисциплины

Количество часов


Раздел I. Основы военной службы и военного дела

29

1. Общая тактика.

3

2. Огневая подготовка.

10

3. Общевоинские уставы.

4

4. Строевая подготовка.

12

Раздел II. Физическая подготовка

10

Общая физическая подготовка

10

Раздел III Основы военно-исторического образования

25

1. История России и вооруженных сил РФ.

18

2. Основы правовых знаний

7

Раздел IV Основы оказания первой

помощи (ПП)

31

Порядок действия при оказании ПП.

Оценка ситуации. Эвакуация пострадавшего. Виды эвакуаций.

Осмотр пострадавшего.

2

Оказание первой помощи при

переломах, вывихах различных частей тела.

7

Оказание первой помощи при переохлаждении, перегреве.

7

Оказание первой помощи в боевых действиях.

7

Оценка ситуации. Наложение жгута, наложение повязок, обездвиживание пострадавших частей тела.

8

Раздел V/ Основы туризма

13

Туристическое снаряжение. Виды снаряжений.

2

Лекарства необходимые при тех или иных

болезнях.

3

Понятие и состав ремонтного набора. Укладка рюкзака и установка (разбор) палаток.

2

Правила безопасности в походе.

Источники опасности (снаряжение, движение на маршруте). Дисциплина. Страховка.

2

Костры.

Техника безопасности при разведении костров.

Виды костров.

3

Итоговое занятие

1

Итого

108

1.3.2 Содержание учебного плана

Раздел I. Основы военной службы и военного дела (29 часов)

1. Общая тактика:

Тема 1.1.1. Основы общевойскового боя.

Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение.

Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия).

Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.

Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении.


Тема 1.1.2. Действия солдата в бою.

Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения.


Тема 1.1.3. Ориентирование на местности без карты, с картой

Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам.

Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе.


    1. Огневая подготовка(10 ч.)

Тема 1.2.1.Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат.

Теория: История развития отечественного стрелкового оружия.

Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня.

Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Практика: Метание имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1 в цель.


Тема 1.2.2.Основы и правила стрельбы.

Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы.


Тема 1.2.3.Техника стрельбы из пневматической винтовки.

Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя).

Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания.

Стрельба по квадрату 10х10 см. на листе белой бумаги.

Задание: попасть в квадрат, найти среднюю точку попадания по пяти пробоинам и научиться определять точку прицеливания.

Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 5 м. Количество выстрелов - 5.

Задание: совершенствовать навыки стрельбы. По часу на каждое. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов-5.

Задание: совершенствовать навыки стрельбы.

Цель - мишень N 8. Расстояние до цели 10 м. Количество выстрелов - 10. Время стрельбы неограниченное. Пули "ДЦ", "Диабло". Положение для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол.

Задание: личное первенство взвода.

Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.

Задание: совершенствовать навыки стрельбы.

Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель-мишень N 8. Дистанция до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Время на стрельбу – не ограничено. Пули "ДЦ". Положение для стрельбы - сидя за столом с опорой локтями на стол. Задание: выполнить нормативы юношеского третьего и второго разрядов.

Стрельба по мишени N 8 из положения с колена. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.

Задание: совершенствовать навыки стрельбы.

Стрельба по мишени N 8 из положения, стоя без упора. Дистанция-10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов -10.

Задание: совершенствовать навыки стрельбы.

Стрельба по мишени N 8 из положения стоя без упора. Дистанция -10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.

Задание: совершенствовать навыки стрельбы.

Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель - мишень N 8. Расстояние до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных).

Задание: личное первенство взвода.

Стрельба по мишени N 8 из трех положений:

- сидя за столом или лежа с упора;

- с колена;

- стоя.

Задание: личное первенство взвода.

Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения, сидя за столом с опорой локтями на стол.


Тема 1.2.4. Материальная часть автомата Калашникова.

Практика. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.

1.3. Общевоинские уставы ( 4ч.)

Тема 1.3.1. Общевоинские Уставы - свод законов регламентирующих жизнь и быт ВС РФ.

Теория: Воинские Уставы, история их создания. Значение воинских Уставов в жизни и деятельности военнослужащих.


Тема 1.3.2. Военная присяга и Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.

Теория: Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему.

Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих.

Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени.


    1. Строевая подготовка (12 ч.)

Тема 1.4.1. Строевые приемы и движения без оружия.

Теория: Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на при­ветствие на месте.

Практика: Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Головные уборы снять", "Головные уборы надеть".

Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Строевой шаг.

Повороты в движении направо и налево.

Повороты кругом в движении.

Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.

Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй.


Тема 1.4.2. Строевые приемы и движения с оружием.

Практика: Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов "На ремень", "На грудь", "За спину".


Тема 1.4.3. Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах.

Практика: Развернутый строй, походный строй. Команды, пода­ваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развер­нутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем.

Раздел II. Физическая подготовка (10 часов)

2.2. Общая физическая подготовка (ОФП).


Тема 2.2.1 Легкая атлетика

Практика: Бег 100 м из положения лежа. Бег 1000 м.Бег 3000 м.Челночный бег 10х10 м.Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивания" и в длину с разбега способом "согнув ноги" на максимальный результат. Метание гранат с разбега на дальность (500-700 гр.). Метание гранаты в цель. Преодоление полосы препятствий.


Тема 2.2.2 Кроссовая подготовка

Практика: Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.

Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.

Преодоление препятствий на местности бегом, прыжком, наступая, перешагивая. Спрыгивание с препятствий. Марш-бросок 5 км.

Бег по пересеченной местности с изменением направления. Марш-бросок 5 км.

Тема 2.2.3. Спортивные игры

Практика: Баскетбол - штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола; игра в защите, опека игрока; учебная игра.

Футбол - ведение мяча внутренней и внешней частью подъема с изменением скорости и направления; удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба по летящему мячу; вбрасывание мяча из-за боковой линии с места, учебная игра.

Ручной мяч - повороты на месте; ловля и передача мяча при встречном движении;7-метровый штрафной бросок; выбор позиции вратарем при отражении бросков; учебная игра.

Волейбол (Пионербол) - чередование способов перемещения (лицом, боком, спиной, вперед); передачи мяча над собой, во встречных колоннах; отбивание мяча кулаком через сетку; нижняя прямая подача из-за лицевой линии; прием подачи; учебная игра.



Раздел III. Основы военно-исторического образования (25 часов)

3.1. История Вооружённых сил Российской Федерации(18 ч.)

Тема 3.1.1. Государственные символы РФ. Флаг, герб и гимн РФ

Теория: Эволюция государственных символов РФ.


Тема 3.1.2. Русская слава Русских дружин и ополчений.

Теория: Военная организация славян VI-XVII в.в.

Дни воинской славы: Ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским.

Тема 3.1.3. Век русской воинской славы.

Теория: Русская армия и флот в XVIII веке.

Дни воинской славы: Полтавская битва, Победа российского флота у Гангута, взятие крепости Измаила, битва у острова Тенди.


Тема 3.1.4. Великий год России.

Теория: Отечественная война 1812 г.

Дни воинской славы: Бородинское сражение.


Тема 3.1.5. Армия и флот России XIX – начало ХХ в.в.

Теория: Армия и флот России в войнах XIX – начало ХХ в.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии.


Тема 3.1.6. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.

Теория: Важнейшие военные операции 1941-1945 г.г. Дни воинской славы. Оренбургская область в годы ВОВ.


Тема 3.1. 7. ВС на современном этапе.

Теория: ВС СССР после ВОВ до 1991 г. ВС РФ (1991-2002 г.г.)


Тема 3.1.8. Ордена и медали.

Теория: Ордена и медали с XVIII в. до 1991 г. Ордена и медали РФ.


Тема 3.1.9. История России, СССР и Российской Федерации.

Теория: Исторические факты создания Российской Государственности и роль России на современном этапе.


Тема 3.1.10. Выдающиеся военные деятели.

Теория: Военные деятели России с XVIII века до 1940 г. ХХ века.

Военные деятели СССР и РФ.


3.2. Основы правовых знаний (7 ч.):

Тема 3.3.1. Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины

Теория: Закон РФ о воинской обязанности и военной службе. Конституция РФ об охране страны. Основы обороны. Значение и характер военной доктрины России. Право и мораль, как регуляторы поведения. Право и мораль в жизни каждого из нас. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Занятие 5. Причины и условия правонарушений.



Тема 3.3.2. Законы об охране общественного порядка и защите Отечества.

Теория: Право и общественный порядок. Об ответственности граждан за общеуголовные преступления. Воинский долг граждан Российской Федерации. Об ответственности граждан за воинские преступления. Выступление перед юнармейцами работников правоохранительных органов.


Тема 3.3.3. Социально-правовая защита военнослужащих.

Теория: Закон РФ о статусе военнослужащих .Общие положения.

Права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Защита чести, достоинства и прав граждан.

3.4. Международное гуманитарное право


Раздел IV . Основы оказания первой помощи ( 31 час)

Теория: Порядок действия при оказании ПП.Оценка ситуации. Эвакуация пострадавшего. Виды эвакуаций.Осмотр пострадавшего. Оказание первой помощи припереломах, вывихах различных частей тела. Оказание первой помощи в боевых действиях. Оценка ситуации. Наложение жгута, наложение повязок, обездвиживание пострадавших частей тела

Практика: Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок и первая медицинская помощь. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнение. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца.

Теория: Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Само и взаимопомощь при пищевых отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых.

Практика: Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших.

Назначение, устройство средств медицинской защиты аптечки индивидуальной (АИ), пакета противохимического (ИПП-8, ИПП-9) и пользование ими.


Раздел V Основы туризма (13 часов)

Туристическое снаряжение. Виды снаряжений. Лекарства необходимые при тех или иныхболезнях. Понятие и состав ремонтного набора. Укладка рюкзака и установка (разбор) палаток. Правила безопасности в походе. Источники опасности (снаряжение, движение на маршруте). Дисциплина. Страховка. Костры. Техника безопасности при разведении костров. Виды костров.

2.2 Условия реализации программы

Психолого-педагогические условия

Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме.

Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации.

Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности

Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй.

Валеологические условия

В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося.

Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся:

- смена видов деятельности юнармейцев;

- комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости;

- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях.


2.3. Формы, методы и средства обучения

Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.

Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.

Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.

При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.

При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.

Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.

Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.

Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.

Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.

Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.

Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.

Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.

Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.

III. Ожидаемые результаты.

В результате изучения курса, обучающиеся научатся:

- основам военных знаний и воинской дисциплины;

- анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов;

- использованию традиционных и современных средств ориентирования и навигации, ведению радиосвязи;

- распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, приемам обращения с автоматом Калашникова;

- практическим навыкам стрельбы из спортивного оружия;

- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них;

- способам контроля параметров физического состояния;

- приемам психологического контроля и самоконтроля;

- основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях;

- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения;

- строевой подготовке;

основам топографии и геодезии;

- основам картографирования и математическому геомоделированию;

- анализу современной военно-политической обстановки и распознавания угроз, оценке достоверности получаемой информации, защите государственных и национальных интересов;

- методам научных исследований в области истории и географии;

- использованию традиционных и современных средств ориентирования на местности;

- распознаванию видов наиболее распространенного стрелкового оружия, приемам обращения со стрелковым оружием;

- практическим навыкам стрельбы из спортивного оружия;

- распознаванию видов оружия массового поражения и способам защиты от них;

- способам контроля параметров физического состояния;

- приемам психологического контроля и самоконтроля;

- основам поведения и самозащиты в экстремальных ситуациях;

- правилам поведения в ситуации террористической угрозы

- специальным навыкам выживания в условиях дикой природы и враждебного окружения;

- организовывать походный лагерь;

- строевой подготовке.

Формы аттестации



Время

проведения

Цель проведения

Формы контроля

Текущий контроль



В течение всего учебного года (в конце раздела)


Определение степени освоения обучающимися учебного материала. Определение готовности восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление обучающихся отстающих и опережающих обучение.

Тестирование

Сдача нормативов Открытое занятие Творческая

работа

Итоговая аттестация

В конце



учебного года

(обучения по

Определение результатов обучения.

Творческая

работа

программе)





Результатом успешного освоения программы является участие в конкурсах различного уровня, освоение обучающимися знаний и умений, заложенных в программе.

Формы аттестации для определения результативности освоения программы творческая работа.

Текущий контроль проводится после изучения каждого раздела и вносится в мониторинговую карту.

Форма проведения: тестирование, сдача нормативов, открытое занятие, семинар.

Итоговая аттестация проводится в форме творческой работы.



    1. Оценочные материалы


Оценочные материалы текущего контроля, промежуточной/итоговой аттестации разрабатываются на учебный год и являются приложением к дополнительной общеразвивающей программе.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  1. портфолио обучающегося;

  2. видео- и фотоматериал с мероприятий;

  3. педагогическое наблюдение

Критерии оценки образовательных результатов по разделам (темам) и планируемых оцениваемых параметров метапредметных и личностных результатов дополнительной общеразвивающей программы в рамках текущего контроля, промежуточной/ итоговой аттестации обучающихся



Показатели

(оцениваемые параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики


Образовательные результаты



Теоретические знания по

разделам/темам учебно- тематического плана программы

овладел менее чем ’/ объема знаний,

предусмотренных программой



Наблюдение, тестирование, самостоятель ная работа и др.

объем усвоенных знаний составляет

более

2

освоил практически весь объем

знаний, предусмотренных программой за конкретный период


Практические умения и

навыки, предусмотренные программой

овладел менее чем '

предусмотренных умений и навыков



Наблюдение, тестирование, практическая работа и др.

объем усвоенных умений и навыков

составляет более ’/2

2

овладел умениями и навыками,

предусмотренными программой за



конкретный период



Личностные результаты

Сформированность

активности, организаторских способностей

мало активен, наблюдает за

деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая


1





Наблюдение, беседа

активен, проявляет стойкий

познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов


2

активен, проявляет стойкий

познавательный интерес, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других




Сформированность

коммуникативных навыков, коллективизма

поддерживает контакты

избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает


1






Наблюдение, беседа

вступает и поддерживает контакты,

не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией


2

легко вступает и поддерживает

контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией




Сформированность

ответственности, самостоятельности, дисциплинированности

неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

1








Наблюдение, беседа

справляется с поручениями и

соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя; выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других




2

выполняет поручения охотно,

ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других.

Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других





Метапредметные результаты



Понимать и принимать

учебную задачу, сформулированную педагогом

овладел менее чем ’/2 объема задач,

предусмотренных программой


Наблюдение, беседа

объем усвоенных задач составляет

более

2


демонстрирует полное понимание, предусмотренных программой задач за конкретный период



сочетает специальную навыки с

бытовыми

2

проявляет творческие способности

осознанно и в полном соответствии с их содержанием



Планировать свои

действия на отдельных этапах работы над выполнением творческого задания

овладел менее чем ’/ объема знаний,

предусмотренных программой

1


Наблюдение,

беседа

демонстрирует неполное освоение

планируемых действий, но более '

2

освоил план действий в заданных

условиях


Осуществлять контроль,

коррекцию и оценку результатов своей деятельности; понимать и применять

полученную информацию

Н]ЭН BЫHOЛHeHHH ЗНДНННЙ

знает, но избегает их употреблять в

деятельности

1


демонстрирует неполное освоение

заданных параметров, но более

2

освоил план действий в заданных

условиях




4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»

  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Пособия:

1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.

2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.

3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.

4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.

5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.

6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с.

7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с

8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков. Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.

9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).

10. Луйк С.С. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть.

11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.

12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.

13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226

15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 624 с.

16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.

17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.

18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.

19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга будущего командира).

20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО «Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.

21. . Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия военного искусства). В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.

22. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топо­гра­фическое управление генерального штаба, 1966.

23. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.

24. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. – 608 с.

Список литературы для юнармейцев:

1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.

2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.

3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.

4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.

5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.

6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.

7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.

8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.

9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.

10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира).

11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО

«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.

12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО

«Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!