СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «Юный баскетболист»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы  дополнительных занятий по физическому воспитанию. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Юный баскетболист»»

11


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

имени Героя Российской Федерации Л.Р. Квасникова



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

протокол от «___»___ 2021 №______


председатель педагогического совета

_____________ Н.А.Жемчугова








Дополнительная образовательная программа

«Юный баскетболист»


Направление – спортивно-оздоровительное

Уровень - основное общее образование

Возраст обучающихся -11-12 лет

Срок реализации -1 год














Программу составила

Землякова Е. И.

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №17










г. Узловая 2021г




Пояснительная записка

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Содержание видов спортивной подготовки определено требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы (В, И, Ляха физическая культура 5-9 класс). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста. Программа рассчитана на 1 год обучения. Для обучения набираются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивными играми. Реализация программы проходит в группе учащиеся 5-х классов. Возраст -11-12 лет

Актуальность программы

Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

Цели программы:

  • Обеспечить учащихся знаниями о специальных приемах и действиях баскетболистов.

  • Содействовать укреплению здоровья детей.

  • Воспитывать моральные и волевые качества занимающихся.

  • Обеспечить разностороннее физическое развитие.

Основными задачами программы «Юный баскетболист» являются:

  • Укрепление здоровья школьников;

  • Содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности детского организма;

  • Приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;

  • Овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;

  • Воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, ответственности, навыков культурного поведения, чувства дружбы;

  • Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию;

  • Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;

  • Выявление перспективных детей и подростков для дальнейшего прохождения обучения в спортивных школах;

  • Формирование устойчивой привычки к систематическим занятиям;

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости;

  • Привитие учащимся организаторских навыков;

  • Организация условий для полезного проведения свободного времени.


Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор подводящих игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению; подготавливает школьников к усвоению элементарных навыков игры в баскетбол.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка


Личностными результатами кружка являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

  • умение выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

  • Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий во время занятия;

учиться работать по определенному алгоритму.

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).


Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

Уровень подготовки учащихся.

В результате освоения содержания программного материала, обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития спортивно-оздоровительной деятельности.

Учащиеся должны знать:

- технику безопасности при занятиях спортивными играми;

- историю Российского баскетбола;

- лучших игроков области и России;

- знать простейшие правила игры.

- терминологию разучиваемых упражнений,

- правила личной гигиены;

- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).

- профилактику травматизма на занятиях;

- правила проведения соревнований.

.Учащиеся должны уметь:

- выполнять перемещения в стойке;

- остановку в два шага и прыжком;

- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;

- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;

- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости;

- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;

- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;

- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;

- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;

- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола;

- владеть технико-тактическими действиями;

- вырывать и выбивать мяч;

- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;

- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий в спортивном кружке.

Методы и формы обучения

Большинство возможности для учебно-воспитательной работы заложено в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятие по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочные занятий, а также выделяют и отдельные занятия по судейству, где разбирают содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения занятий. Словесный метод ( использует объяснение, рассказ, замечание, команды, указания), наглядный метод(применяется в виде упражнений, наглядных пособий видеофильмов), практический метод ( метод упражнений, игровой, соревновательный, круговой тренировочный).разучивание упражнений осуществляется двумя способами (в целом и по частям).Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

. Структура программы

Материал программы даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития баскетбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые физические качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Распределение часов на разделы программы

№п\п

Содержание занятий

группа 5 класс

1

Теоретическая подготовка

( Основы знаний)

В процессе занятий

2

Общая физическая подготовка

В процессе занятий

3

Специальная подготовка:

35

3.1

Техническая подготовка

25

3.2

Тактическая подготовка

10


Всего часов

35


Содержание программы

Основы знаний

История появления баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры.

Правила техники безопасности. Жесты судей.

Техническая подготовка

Техника передвижения, остановок, поворотов и стоек: основная стойка, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.

Техника ловли и передачи мяча: Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте с шагом, со сменой места после передачи, в движении. Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, по кругу, « змейкой».

Техника бросков мяча: броски в кольцо одной и двумя руками с места. Индивидуальная техника защиты: вырывание и выбивания мяча, опёка нападающего без мяча и с мячом.

Комбинации из освоенных элементов ( ловли, передачи, ведения, бросков). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Защитные действия 1х1. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведения, бросок.

Тактическая подготовка

Тактика свободного нападения, позиционное нападение (5:0) без изменений позиций. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков « Отдай мяч и выйди». Подвижные игры с элементами баскетбола. Игра по упрощённым правилам мини- баскетбола. Правила соревнований по мини – баскетболу. Игры и игровые задания 2:1;3:1,3:2,3:3.

Принять участие в школьных соревнованиях по мини- баскетболу.

Общая физическая подготовка

Физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движения, ловкости.

Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях, с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий. Бег с ускорением изменением направления темпа ритма из различных исходных положений. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой(правой) рукой. Челночный бег( чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперёд). Ведение баскетбольного мяча в высокой, средней и низкой стойке на месте в течении 7-10с. Подвижные игры эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом в сочетании с прыжками, метанием.

Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу, змейкой, на месте с поворотами. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением. Броски набивного мяча из различных исходных положений.

Развитие выносливости. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом. Двусторонние игры с увеличивающимся объёмом времени.

Развитие координации движения. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча, метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнение на быстроту и точность реакций, всевозможные упражнения с мячом выполняемые так же в сочетании с бегом прыжками акробатическими упражнениями.

Ожидаемые результаты:

  • Обучающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования.

  • Овладеют правилами игры в баскетбол, навыками простейшего судейства.

  • Научатся играть в баскетбол.

  • Овладеют навыками игры в команде.


Тематическое планирование


Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Специальная подготовка (35ч)

Основы знаний ( в процессе занятия)

Требование к технике безопасности ИОТ№025-2015

История зарождения баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры.

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов.

Овладевают основными приёмами игры в баскетбол. Соблюдают правила чтобы избежать травм при игре в баскетбол.


Техническая подготовка (25ч)

Техника передвижения, остановок, поворотов и стоек: прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге. Комбинации из освоенных элементов: перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение. (3ч)


Описывают технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки .

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приёмов, соблюдают правила безопасности.

Используют игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

Моделируют технику игровых действий и приёмов варьируют её в зависимости от ситуации и условий возникающие в процессе игровой деятельности.

Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками.

Выполняют правила игры уважительно относиться к сопернику и управляют своими эмоциями.

Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности.

Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе используют игру в баскетбол в организации активного отдыха.

Техника ловли и передачи мяча: ловля и передача мяча со отскоком от пола, в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). (4ч)

Техника ведения мяча: ведение мяча с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой. (5ч)


Техника бросков мяча: броски в кольцо одной и двумя руками с места.

Индивидуальная техника защиты: вырывание и выбивания мяча, опёка нападающего без мяча и с мячом. Защитные действия 1х1(4ч)

Комбинации из освоенных элементов( ловли, передачи, ведения, бросков). Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. (4ч)

Тактическая подготовка (10ч)

Тактика свободного нападения, позиционное нападение (5:0) без изменений позиций. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков « Отдай мяч и выйди». Игра по упрощённым правилам мини- баскетбола. Правила соревнований по мини – баскетболу. Игры и игровые задания 2:1;3:1,3:2,3:3.


Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий и приёмов, соблюдают правила безопасности.


Моделируют тактику игровых действий и приёмов варьируют её в зависимости от ситуации и условий возникающие в процессе игровой деятельности.


Общая физическая подготовка ( в процессе занятия)

Физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движения, ловкости.

Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях, с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий. Ускорение с изменением направления движения. Бег с максимальной частотой шагов с опорой на руки и без опоры выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой правой рукой. Челночный бег( чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперёд). Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Подвижные игры эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом в сочетании с прыжками, метанием.

Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд, по кругу, змейкой, на месте с поворотами. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением. Броски набивного мяча из различных исходных положений.

Развитие выносливости. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом времени. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом. Двусторонние игры с увеличивающимся объёмом времени.

Развитие координации движения. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча, метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнение на быстроту и точность реакций, всевозможные упражнения с мячом выполняемые так же в сочетании с бегом прыжками акробатическими упражнениями.



Организуют и проводят занятий физической подготовкой.

Выполняют нормативы физической подготовки.






Используют данные упражнения для развития быстроты.

Используют данные упражнения для развития силы.








Используют данные упражнения для развития выносливости.










Используют данные упражнения для развития координации движения.


Система отслеживание и оценивание результатов обучения учащихся.

С целью проверки теоретических знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный. Уровень общей физической подготовки определяется в начале и в конце года с помощью контрольных упражнений.

Анализ этих упражнений, позволяет учителю объективно судить в начале учебного года о сформированности двигательных умений и навыков, а в конце учебного года – о достигнутых учеником результатах. Степень владения командно тактическими действиями определяется при участии учащихся в школьных соревнованиях по баскетболу между классами.

Материально- техническое обеспечение

1.щиты с кольцами – 1 комплект

2. стойки для обводки – 8 штук

3. гимнастические скамейки – 4 шт.

4. гимнастические маты – 4 шт.

5. скакалки – 20 шт.

6. мячи набивные - 1 шт.

7. мячи баскетбольные – 20 шт

8. экранно-звуковые пособия.

Список литературы:

  • программы физического воспитания учащихся 5-9 классов ( Автор – доктор педагогических наук В.И. Лях, Москва « Просвещение» 2011г)

  • Зельдович Т., Кереминас С. Подготовка юных баскетболистов. Учебное пособие для ДСШ и школьных коллективов физической культуры. - М.: ФиС, 1964. -220 с.

  • Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе. Лит.запись В.Ульянова. М., ФиС, 1972

  • Петерсон Т.Я. Мини-баскетбол. М., ФиС, 1973

  • Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008.

Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!