СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Мастерица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Мастерица" знакомит ребят с вышивкой, аппликацией из ткани, пэчворком.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Мастерица"»



муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Буткинский Дом детского творчества»

Принято на педагогическом совете

Протокол № __от «__» «_________» 2018г. Утверждаю:

Директор Батанина Н.В.

_________________

Дополнительная образовательная программа

«Мастерица»

(художественная направленность)





Возраст: 7 - 12 лет. Романова Елена Парамоновна

Срок реализации: 2 года - 216 часов. педагог

дополнительного образования








с.Бутка. 2018 г.


1 Пояснительная записка.



Дополнительная образовательная программа «Мастерица» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, художественной направленности разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.

Нормативно-правовая база.

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Нормативно-правовой базой образовательной программы являются основные документы: Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ", "Конвенция ООН "О правах ребенка","Концепция развития дополнительного образования детей".«Программа развития учреждения ДО», «Образовательная программа учреждения ДО», «СанПин 2.4.4.3172-14».

Программа «Мастерица» соединяет воедино вышивку, печворк и аппликацию из лоскутков ткани. Учащиеся прошедшие обучение, должны свободно ориентироваться в этих видах декоративно-прикладного творчества, хорошо знать основы технологий.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с увлекательными видами рукоделия. В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения видов художественной обработки материалов, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Мастерица».

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Основная задача программы заключается в том, чтобы способствовать проявлению интереса со стороны детей к рукоделию. Материалы, инструменты и приспособления для вышивания, изготовления изделий из текстильных материалов доступны каждому. Творческая деятельность позволит детям приобрести важное чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищённости. Занятия в кружке «Мастерица» способствуют обогащению духовной жизни ребёнка, становлению его эмоционально - ценностного отношения к миру, развитию эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Мастерица», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Младший школьный возраст (7-12 лет)  К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.  Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Новизна программы состоит в том, что дети учатся сразу нескольким техникам рукоделия: шитью, вышивке, аппликации. Дети на занятиях обучаются изготовлению предметов, которые можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

 Программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 7 до 12 лет, всего 216 часов. Принимаются все желающие с разными умениями и навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа, 108 часов в год.

Вышивка - очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна. Ей, безусловно, требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд. Выходит, что вышивка- это в какой-то мере роскошь. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет. Тот, кто увлечен вышивкой, знает, почему он так любит это занятие- все дело в процессе созидания, когда на твоих глазах происходит рождение красоты, и в чувстве удовлетворения и радости, приходящем с окончанием сложной работы. Ведь вышивка – это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и уютным ваш дом, радуя вас и привлекая интерес окружающих.

Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Аппликация из лоскутов ткани - по силам даже маленьким детям. Начать можно с небольшой картинки, выбрав простой рисунок. Аппликацию затем можно поместить в рамочку, а для красоты обшить контрастными нитками или обвести специальной краской для ткани по контуру рисунка. Приобщение школьников к ручному труду, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса; развитию пальцев рук и глазомера, памяти, внимания, мышления, воображения; благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

Данная программа способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса; обогащению собственного досуга рукоделием; развитию творческих и коммуникативных способностей.

Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. При подборе изделий учитывается доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. В зависимости от уровня подготовки, возраста и пола учащихся предлагаются разнообразные по сложности работы для выполнения.

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы данных видов рукоделия, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам составлять цветные схемы для вышивки. Свободно пользоваться этими схемами и теми, которые печатаются в журналах по вышиванию. Происходит усложнение выполняемых изделий. «Новички», прошедшие первый год обучения на втором/третьем году- вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки.

В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности,   внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.

По окончании 2 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать техники рукоделия.

Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности кружковцев в области вышивки, лоскутной мозаики и аппликации.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить вышивать, выполнять пэчворк и аппликации из текстильных материалов;

  • обучение приёмам работы с инструментами;

  • обучение рациональному использованию материалов;

  • обучение приёмам работы с различными материалами;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • обучение чтению схем;

  • обучение приемам самостоятельной разработки изделий.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

  • развитие образного мышления, воображения, внимания и памяти;

  • развитие самостоятельности, усидчивости, аккуратности;

  • создание условий к саморазвитию учащихся;

  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;

  • формирование чувства коллективизма;

  • формирование культуры общения;

  • формирование культуры поведения в социуме.

 

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие различных материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие практической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Формы занятий: занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть представлена в виде учебных занятий, экскурсий, выставок. Практическая часть представлена в виде практического изготовления изделий. 

Учебный план.

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1,5 часа

2 раза

3 часа

108 ч.

1,5 часа

2 раза

3 часа

108 ч.


Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. 

Для «новичков» устанавливаются следующие задачи:

         Задачи 1 года обучения:

  • Формирование основных приёмов и способов изготовления изделий;

  • Развитие внимания, памяти, аккуратности;

  • Воспитание любви к прекрасному.

После первого года обучения дети должны знать технику безопасности при работе с иглой, ножницами; правильно организовывать своё рабочее место. Знать основные этапы работы при вышивании; этапы работы с текстильными материалами.

          Задачи 2 года обучения:

  • Совершенствование приёмов вышивания, аппликации из текстильных материалов, техники пэчворка;

  • Совершенствование техники чтения схем и применения их при изготовлении изделий;

  • Развитие творческих способностей ребёнка.

  • Развитие умения работать коллективно.

После второго года обучения дети должны закреплять и совершенствовать все полученные ЗУНы первого года обучения.

Работа кружка способствует:

- Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;

- Помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;

- Умению использовать специфику цветовой гаммы в дизайне декоративно-прикладного творчества;

- Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного творчества в жизни;

- Обучению практических навыков художественно-творческой деятельности;

- Умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- Созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.

При реализации программы используются различные методы:

-словесные - лекции, беседы, викторины;

-наглядные - просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;

-практические - изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Предполагаемые результаты выполнения программы.

В результате изучения программы учащиеся должны знать:

1. Смысл технологических понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, раскрой ткани, шитьё, рукоделие.

2. Виды и свойства нитей, тканей.

3. Виды традиционных народных промыслов.

В результате изучения программы учащиеся должны уметь:

1.Выполнять виды рукоделия с текстильными и поделочными материалами: вышивка, лоскутная техника, аппликация.

2.Выбирать виды тканей, нитей, инструментов и приспособлений для определенных изделий.

3. Разбираться в схемах и условных обозначениях.

4. Определять и исправлять дефекты изделий.

5. Проводить влажно-тепловую обработку изделий.

6.Проектировать изделие с использованием текстильных и поделочных материалов.

7. Соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.

Способы проверки: За знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе изучения учебной программы кружка необходимо осуществлять контроль как в конце года, так и после изучения каждого отдельного раздела. Необходимо оценивать у учащихся умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу и её анализировать. Проверка может быть в устной форме (индивидуальный, групповой опрос), в виде зачетных практических работ, промежуточных просмотров после выполнения 2-3 работ, в виде итоговых выставочных работ и выполнения творческих проектов, а так же возможно проведение деловой (ролевой) игры.


2 Учебно-тематический план кружкового объединения «Мастерица».


1 год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие.

2

2


2.

Техника безопасности

при работе с иглой,

ножницами.

Организация рабочего места.

2

2


3.

Вышивка. Основные этапы работы.


50

4

46

3.1

Вышивка швом вперед и назад иголочку.

Детские сюжеты: природа, техника, люди, мультипликационные герои, сказочные персонажи.




3.2.

Тамбурный шов.

Детские сюжеты: природа, техника, люди.




3.3

Стебельчатый шов. Детские сюжеты: природа, техника, люди.




4.






Вышивка шелковыми лентами. Основные приемы работы.




4.1


Роза, бантик из лент.





4.2

Поделки, цветы из лент.














5.


Лоскутная техника.

Основные приёмы.

24

2

22

5.1

Изделия из полос, квадратов, треугольных модулей.




5.2

Предметы быта. Прихватка, брелок, коврик.




6.

Аппликация из ткани. Основные приемы.

24

2

22

6.1

Картина.

Натюрморт, пейзаж.




 7

Организация выставок.

6

6



Итого часов:

108

18

90



Учебно-тематический план кружкового объединения «Мастерица»


2 год обучения



№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Теоретических

Практических

1.

Вводное занятие.

2

2


2.

Техника безопасности

при работе с иглой,

ножницами.

Организация рабочего места.

2

2


3.

Вышивка. Основные этапы работы.


50

4

46

3.1

Вышивка крестиком.

Детские сюжеты: природа, техника, люди, мультипликационные герои, сказочные персонажи.




3.2.

Художественная гладь. Виды глади.

Цветочные мотивы.





4.





Вышивка шелковыми лентами. Основные приемы работы.




4.1


Сюжетная картинка: бабочки, цветы.




4.2

Поделки, цветы из лент.

Панно.














5.


Лоскутная техника.

Основные приёмы.

24

2

22

5.1

Изделия из квадратов, ромбов, полос, прямоугольников, треугольных модулей.




5.2

Предметы быта. Сумочка, косметичка, подушка.




6.

Аппликация из ткани. Основные приемы.

24

2

22

6.1

Панно, коллаж, картина.

Натюрморт, пейзаж, сюжетная картина.




 7

Организация выставок.

6

6



Итого часов:

108

18

90


3 Содержание программы.


  1. Вводное занятие.

Знакомство с планом работы. Беседа о видах рукоделия: вышивка, аппликация, пэчворк. Демонстрация изделий. Организация рабочего места. Первичная диагностика и оценка уровня подготовки детей к занятиям.

  1. Техника безопасности при работе с иглой, ножницами.

Организация рабочего места.

Правила безопасной работы с иглами:

1. С иглами обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в игольницах.
2. Иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.
3. Иглы не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.
4. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками — они портят ткань, нитки.
5. Сломанные иглы, булавки и другие отходы следует складывать в отдельную коробку, а потом выбрасывать, завернув в лист ненужной бумаги или газеты.
6. Булавки вкалывают в изделие в три прокола таким образом, чтобы острие осталось по возможности между слоев ткани.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.Храните ножницы в определённом месте.
2.Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
3.Нельзя держать ножницы острыми концами вверх.
4. Передавать ножницы кольцами вперед.

  1. Вышивка. Основные этапы работы.

Из истории вышивания. Беседа о вышивке, как древнем виде рукоделия. История вышивки. Демонстрация изделий. Современная и старинная вышивка. Из истории ниток. Какие бывают нити для вышивания. Из истории игл. Иглы для вышивания. Соответствие толщины ниток и иглы. Цветовое решение. Подготовка ниток к вышиванию. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток. Способы вышивания на ткани. Схемы и условные обозначения. Материалы и инструменты для вышивки. Увеличение и уменьшение рисунка. Технология выполнения простейших ручных швов. Народная вышивка счетными швами. Приемы выполнения счетных швов, швов крест. Художественная вышивка. Техника владимирского шитья. Белая гладь. Атласная и штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо». Двусторонняя гладь. Художественная гладь.

Подготовка к работе (канва, схема, нитки).

Определение центра вышивки. (сложить ткань (канву) вчетверо.

  • Выбор рисунка, схемы для вышивания. Перевод рисунка на ткань по стеклу, через копирку. Знакомство со швами: вперед иголку и назад иголку.

  • Шов строчка. Этим швом исполняются отдельные детали для придания вышивке большей выразительности. На схеме обозначается тонкими линиями. Выполняется методом «назад иголка». Игла выходит на лицевую сторону в точке 1 и уходит на изнаночную в точке 2. Затем выходит с изнанки в точке 3 и возвращается по лицевой стороне в точку 1 и т.д. Длинные стежки лучше разбивать на небольшие стежки, длинной 1-1,5 см, при этом четко следуя рисунку.

  • Стебельчатый шов. Выполняется слева направо, методом «назад иголка». Игла выходит на лицевую сторону в точке 1 и уходит в точке 2. Иголка со вторым стежком 2-3 выходит на лицевую сторону в точке 3,- середине предыдущего стежка 1-2, входит в канву в точке 4 и выходит в точке 5, совпадающей с точкой 2. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны. Менять направление нити во время работы нельзя, иначе нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

  • Французский узелок. Введите иглу с изнаночной на лицевую сторону канвы. Обвейте нить вокруг острия иголки (один раз- для узелка с одинарной навивкой, два раза- для узелка с двойной навивкой). Натягивая нитку, выведите острие иглы на изнаночную сторону, отступив от выходящей нитки 1-2 мм. Аккуратно проведите иглу на изнаночную сторону, одновременно прижимая узелок большим пальцем. Затяните узелок.

  • Прикрепление бисера. Вденьте нитку в иголку и выведите на лицевую сторону вышивки. Нанижите бусину на иголку и спустите её по нитке до самой канвы. Выведите иглу на изнанку в той же самой точке, чтобы закрепить бусину на месте.

Приёмы вышивания крестом. Вышивание крестом.

Вышивать удобнее от центра, двигаясь по направлению к краям. Сначала вышиваются основные стежки- кресты и полукресты, затем дополнительные- строчный стежок, французские узелки и другие. Рабочая нить закрепляется с изнаночной стороны под несколько первых стежков. Заполнив фрагмент, закончите отрезок нити, также проведя её под уже имеющимися стежками. Узелки делать не нужно, так как вышивка будет выглядеть неровной.

Вышивку лучше вести горизонтальными рядами. Сначала накладывайте нижние стежки, двигаясь в одном направлении, затем, возвращаясь, верхние. Чтобы вышивка была аккуратной, соблюдайте одинаковый порядок наложения верхних и нижних стежков. Натяжение нити должно быть одинаковым, в меру свободным, чтобы крестик получался объёмным. При переходе от одного фрагмента вышивки к другому не делайте протяжек нити с изнаночной стороны более 2-3 см, иначе вышивка будет топорщиться. Нить лучше обрезать и закрепить снова на другом участке. Если Вы сделали ошибку, распустите стежки при помощи иголки, при распарывании ножницами можно повредить канву.

Дополнительные стежки выполняются в последнюю очередь, поверх вышитых крестиков.

Художественная вышивка. Техника выполнения швов «узелки» и «рококо». Техника владимирского шитья. Белая гладь. Атласная и штриховая гладь. Двусторонняя гладь. Художественная гладь. Вышивание натюрморта. Вышивание пейзажа.

Стирка и глажение готового изделия.

Готовую вышивку рекомендуем постирать в чуть тёплом мыльном растворе, затем бережно отжать, завернув в полотенце, и дать немного просохнуть в расправленном виде. Влажную работу прогладьте лицевой стороной вниз на полотенце, без нажима, чтобы крестики на лицевой стороне не примялись и оставались выпуклыми. 

Оформление (подбор рамки).

Оформление готовой вышивки - искусство. Оно имеет большое значение, и должно гармонично дополнять картину. Важно грамотно подобрать цвет и размер паспарту, стиль и фактуру рамы. Для этого лучше всего обратиться в багетную мастерскую.



4.«Вышивка шелковыми лентами».

Материалы инструменты для вышивки шелковыми лентами. ТБ и организация рабочего места. Беседа об истории вышивки шелковыми лентами, демонстрация образцов.

Практика: Выполнение швов: тамбурный, «узелки», «вперед иголку» и т.д. Выполнение узоров, «роза», «бантик», цветы. Изготовление сувениров с использованием лент, фурнитуры. Украшение швейных изделий и предметов домашнего обихода.



5.Лоскутная техника.

Теория: Лоскут - традиционный декоративный материал народов России и Кубани. Беседа на тему: «Пэчворк», показ образцов. Общее представление о технике пэчворка (лоскутного шитья), орнаменте, симметрии и композиции. Выполнение эскизов, подбор материалов и инструментов. Припуски для обработки, их величина и правила раскроя деталей. Правила сборки полотна.

Практическая работа: «Техника выполнения блока из полос». «Техника выполнения сборки изделий из треугольных, квадратных, прямоугольных и ромбовидных модулей». «Изготовление изделий в технике пэчворк»: коврик, прихватка, сумочка, косметичка, брелок, подушка. Выставка работ учащихся.

6.Аппликация из ткани.

Беседа и показ изделий в технике аппликация из тканей. Материалы и инструменты для работы. Выбор сюжета, композиции для картины, панно. Выполнение выкроек, использование шаблонов. Способы крепления деталей к основе: приклеивание, пришивание. Оформление работы. Практические работы: панно, коллаж, картина с изображением натюрморта, пейзажа. Выставка работ учащихся.

7.Организация выставки.

Выставка организуется в ноябре, декабре (за полугодие), марте, мае - итоговая. Но если детских работ на тот момент немного, то в мае. Ребята смотрят и оценивают результаты работы  в кружке «Мастерица». Выставку посещают все учащиеся школы, родители, представители общественности - это является дополнительным стимулом заниматься в этом объединении.


4 Методическое обеспечение программы.


В процессе обучения используются следующие формы работы с детьми:

  • Теоретическая;

  • Практическая;

  • Групповая;

  • Индивидуальная.

Планируется использовать все перечисленные формы работы с детьми  в трёх основных разделах программы. Выбор таких форм обусловлен успешностью выполнения будущей работы.

Теоретическая форма включает в себя лекцию, беседу и объяснение. (Например, изучение схем вышивки)

Практическая форма включает в себя технику показа (Например, показ выполнения крестиков на канве). В основе практической работы обучающихся лежит выполнение творческих работ по созданию вышитых картин; изделий для дома. Практические работы способствуют развитию у детей творческих способностей, умений создавать оригинальные изделия.

Групповая форма включает в себя работу с детьми через выполнение группового задания.

Индивидуальная форма включает в себя дифференцированное обучение как с одним, так и с подгруппой. В основном обучающиеся выполняют свои работы индивидуально.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

  • наглядный (показ материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы отслеживания результатов обучения:

  • Проверка знаний в ходе вышивания картин;

  • Наблюдение за выполнением работы;

  • Организация выставок;

  • Участие в районных выставках детских творческих работ, в конкурсах.

Условия для реализации программы:

  • Требуется помещение с хорошим дневным и вечерним освещением;

  • Тепловой режим в кабинете должен соответствовать нормам СанПиНа;

  • Рабочее место должно быть организовано так, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закрепляется определённое место;

  • Наличие журналов по вышиванию и вязанию крючком/спицами;

  • Наличие соответствующих инструментов, приспособлений и материала.

Для занятий в кружке «Мастерица» необходимо иметь следующие инструменты, приспособления и материалы:

  • Пяльца, ткань, картон;

  • Калька, простые карандаши;

  • Вышивальные иглы;

  • Ножницы;

  • Нитки и ленты для вышивания и шитья;

  • Канва, фурнитура;

  • Коробочка, папка или сумочка для хранения инструментов, приспособлений и материала.

5 Список литературы.


  1. Бичукова Т.В. Волшебный стежок,- Минск, Полымя, 2000 г.

  2. Будур Н. Полная энциклопедия женских рукоделий.- М.: Олма – Пресс, 1999 г.

  3. Вышивка крестом. Бордюры. Перевод с итальянского Е.В.Широниной.- М.: ИЗД-ВО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005 г.

  4. Вышивка лентами. Издательство « Ниола-Пресс» Москва.2007. Григорьева. А. «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008.

  5. Гангур Н.А. «Орнамент народной вышивки на Кубани» Краснодар , 1999.

  6. Дамское рукоделие. Книга о вышивке.- Нижний Новгород, ТОО «ПК Инжиниринг лто», 1993 г.

  7. Домоводство.- 3. Под редакцией Мусской И.А.- Ижевск: РИО «Квест». 1994 г.

  8. Ерёменко Т.И. Рукоделие.- М.: Ленпромбытиздат, 1992 г.

  9. Журналы «Валя - Валентина»

  10. Журналы «Рукоделие для всех»

  11. Журналы «Вышитые картины»

  12. Забылин М. «Русский народ: его обычаи, предания, обряды». - М.: «ЭКСМО» 2003.Интернет ресурсы

  13. ЗИНГЕР ТМ «Пэчворк: изделия и одежда из лоскутков» — М.: «Ниола 21-й век», 2001.

  14. Карельская И.Ю. Вязаная игрушка.

  15. Костикова И.Ю. «Лоскутная техника. Шитьё из полос».- М.: «Культура и традиции», 2002.

  16. Литвинова О.С. Традиции моды в вязании крючком.- М.: Народное творчество, 2002 г.

  17. Моя первая книга по рукоделию.- М.: Дрофа, 1995 г.

  18. Моисеенко Ю.Е. «Волшебный стежок» — Минск.: «Полымя», 2000.

  19. Муханова И.Ю. «Лоскутные узоры» - М: «ОЛМА-ПРЕС», 2002..Программы общеобразовательных учебных заведений «Художественная вышивка и художественное вязание».- М.: Просвещение, 1994.

  20. Постнова М.В. «Женское рукоделие» - Санкт-Петербург: «Золотой век», 1999.

  21. Пирс Х. «Объемная вышивка».- М.: «Ниола-Прес», 2008.

  22. Программы для внешкольных учреждений. Культура быта. Под редакцией Молотобородова О.С.- М.: Просвещение, 1986 г.

  23. Резько И.В. «Вышивка лентами» — Минск.: «Харвест», 2009.Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80 с.

  24. Чотти Д. «Вышивка шёлковыми лентами» - М: «АСТ-ПРЕСС», 2003.

Информационные ресурсы

  1. http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS".

  2.  http://www.silk-ribbon.ruсайт «Вышивка лентами»

  3. http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/

  4. http://www. tehnologiya. narod. ru

  5. http://www. kru4ok.ru/

  6. http://www.tricoter.su/

  7. http://www.1001uzor.com/

  8. http://www.vishivay.ru/

  9. http://kreslo4u.ru/category/aksessu...oskutnoe-shitje-лоскутные Идеи для дома.

  10. http://avtor-makhmutova.spb.ru/read...y-technics.html - основы лоскутной техники.

  11. http://www.mquilts.ru/

  12. http://www.dublirin.com.ua/ - лучший сайт о лоскутном шитье!







19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!