СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ментальной арифметики   позиционируется как   программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного  возраста устному счету  с использованием арифметических счет абакус, в рамках дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа «Ментальная арифметика»»

[Введите текст]


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества



Утверждаю

Директор МОУ ДО

Дома детского творчества

¬¬¬¬¬¬¬ Ю.Н. Беляева

«___»___________ 20___г.






Дополнительная образовательная программа

«Ментальная арифметика»


Направленность программы: естественнонаучная


Возраст детей 6-7 лет


Срок реализации программы 1 год










Автор:

Педагог дополнительного образования МОУ ДО ДДТ

Кирюшина Татьяна Юрьевна










Мышкин

2020 год


Оглавление



  1. Пояснительная записка


1.1 Направление программы


1.1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

1.1.2. Цель и задачи ДООП

1.1.3. Ожидаемые результаты

1.1.4. Формы подведения итогов ДООП


  1. Учебно-тематический план



3. Обеспечение


3.1.Методическое обеспечение:

3.2 Материально-техническое обеспечение


4. Список информационных источников




Приложение

1. Инструкция по технике безопасности для детей




















1.Пояснительная записка


1.1 Направление программы


Программа ментальной арифметики позиционируется как программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного возраста устному счету с использованием арифметических счет абакус, в рамках дополнительного образования.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, на 1 год обучения и, исходя из этого, выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.

Программа базируется на принципе индивидуализации обучения и развития ребенка.

Научно доказано, что дети в возрасте с 6 лет имеют наиболее пластичные мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие. Ментальная арифметика берет свое начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абака, специальных счетов, дети могли улучшить свою память, производить в уме сложные расчеты, тренировать внимание и концентрацию.

В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые, к сожалению, в век современной модернизации, наши дети осваивают предельно рано и которые могут тормозить мозговую деятельность, абакус, наоборот повышает умственное развитие, комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.

Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

  • Вследствие развития воображения и интуиции, научится мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

  • Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условиях современной жизни.

  • Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Срок реализации программы 1 год.

Продолжительность занятия 25 минут 1 раз в неделю.

Во время занятий происходит постоянная смена деятельности детей:



-предусмотрена совместная работа с педагогом,

-самостоятельная деятельность,

-работа с флеш-картами,

-корригирующая гимнастика,

-пальчиковые игры,

-логические и познавательные игры,

-игры на развитие внимания и памяти,

-работа на тренажере,

-совместные проекты и деятельность с родителями.

Программа содержит планирование и системный цикл домашних заданий.

Работа проводится в группах по 6-8 человек.

Обучение осуществляется в несколько этапов: на первом этапе обучения используются механические счёты абакус, далее детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя образное мышление и воображение. Учитывается системно-деятельностный подход в обучении ментальной арифметике. Детям дошкольного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словестно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.


1.1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность


Программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных.

Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления.

Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.


1.1.2. Цель и задачи ДООП


Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Задачи

обучающие:

- совершенствование вычислительных навыков с помощью абакуса,

- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.

развивающие:

- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;

- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

- развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;

воспитательные:

- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.

- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.

- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.


1.1.3. Ожидаемые результаты


В результате освоения программы дети должны:

-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об абакусе и его конструкции (братья и друзья);

-знать правила передвижения косточек (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;

-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;

-уметь набирать числа (1-100) на абакусе;

-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;

-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;

-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;

-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.

- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;

- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.

В результате прохождения программы повысятся вычислительные навыки.

У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе.

Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,


1.1.4. Формы подведения итогов ДООП


В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические задачи. Все участники получат "Сертификаты участников". Победители будут награждены дипломами, медалями и памятными призами.





2. Учебно-тематический план



п/п

Дата

Название темы

Коли-чество

занятий

Вид

контроля

1


Вводное занятие для детей и родителей Знакомство с ментальной арифметикой.

1

Решение примеров

2


Инструктаж по ТБ детей.

Абакус и его конструкция. Правила передвижения косточек, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев.

Цифры и числа от 1 до 4. Набор этих чисел на абакусе.

1

Решение примеров

3


Сравнение чисел. Больше-меньше.

1

Решение примеров

4


Сложение. Счёт на абакусе и ментальной карте.

Сложение по цепочке 3 слагаемых.

1

Решение примеров

5


Сложение (ментальный счёт). Счёт на абакусе и ментальной карте.

Сложение по цепочке 3 слагаемых

1

Решение примеров

6


Вычитание. Счёт на абакусе и ментальной карте.

Вычитание по цепочке 3 чисел.

1

Решение примеров

7


Вычитание (ментальный счёт). Счёт на абакусе и ментальной карте.

Вычитание по цепочке 3 чисел.


1

Решение примеров

8


Сложение и вычитание. Смешанные числа.

1

Решение примеров

9


Числа от 10 до 20. Набор чисел от 10 до 20 на абакусе. Простое сложение и вычитание в пределах 20.

1

Решение примеров

10


Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 на абакусе.

1

Решение примеров

11


Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 на ментальной карте.

1

Решение примеров

12


Смешанные примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (ментальный счёт)

1

Решение примеров

13


Числа от 10 до 99.

Набор чисел от 10 до 99 на абакусе.

Счёт десятками. Простое сложение и вычитание десятками.

1

Решение примеров

14


Простое сложение и вычитание на абакусе и на ментальной карте в пределах 99.

1

Решение примеров

15


Простое сложение и вычитание на абакусе в пределах 99 (ментальный счёт)


Решение примеров

16


Цепочечное сложение в пределах 99 (на абакусе, на ментальной карте и ментальный счёт).

1

Решение примеров

17


Цепочечное вычитание в пределах 99 (на абакусе, на ментальной карте и ментальный счёт).

1

Решение примеров

18


Смешанные примеры в пределах 99 (на абакусе, на ментальной карте, ментальный счёт).

1

Решение примеров

19


Числа от 100 до 999. Набор чисел от 100 до 999.

Счёт сотнями. Сложение и вычитание.

1

Решение примеров

20


Простое сложение и вычитание в пределах 999 на абакусе.

Ментальный счёт двузначных чисел.

1

Решение примеров

21


Смешанные примеры на простое сложение и вычитание в пределах 999.

Ментальный счёт двузначных чисел.

1

Решение примеров

22


Метод «помощь брата». Правило кулачка 4+1

1

Решение примеров

23


Метод «помощь брата». Правило кулачка 4+2

1

Решение примеров

24


Метод «помощь брата». Правило кулачка 4+3

1

Решение примеров

25


Метод «помощь брата». Правило кулачка 4+4

1

Решение примеров

26


Метод «помощь брата»: 4+1,4+2,4+3,4+4.

1

Решение примеров

27


Повторение пройденного. Подготовка к олимпиаде.

1

Решение примеров

28


Олимпиада по ментальной арифметике.

1

Решение примеров

Итого: 28 часов.



3. Обеспечение



3.1. Методическое обеспечение


Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.

Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 7-8 человек).

Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время, брейн-фитнес, гимнастика для глаз и пальцев, работа с флеш-картами и на электронном тренажере.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное системно-деятельностное обучение, технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения.

Алгоритм учебного занятия:

1. Разминка. Кинезиологическая гимнастика.

2. Проверка домашнего задания.

3. Разминка пальцев на абакусе.

4. Работа с флеш- картами.

5. Ментальный счёт на электронном тренажере или на слух.

6. Физминутка.

7. Знакомство с новой темой.

8. Отработка навыка счёта на абакусе и ментально.

9. Итоги урока и домашнее задание.


3.2. Материально-техническое обеспечение


Для успешной реализации программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение группы необходимым оборудованием



Материал

Количество

Примечание

Ноутбук

1

Для работы педагога

Индивидуальные счёты абакус

9

Для работы детей и учителя

Демонстрационные счеты абакус

1

Для работы педагога

Ментальная карта

9


Принтер

1

Для распечатки материала

Флеш-карты

100

Для работы педагога и детей

Коврик игра для физминутки

1

Для работы педагога и детей

Рабочие тетради

9

Для работы педагога и детей




4.Список информационных источников


1.Фуст О.Н. Организация направления «Ментальная арифметика» в образовательном учреждении. Изд. «Аметод» 2018 г.

2. Фуст О.Н. Брейн-фитнес. Изд. «Аметод» 2019 г.

3. Фуст О.Н. Диагностика познавательной сферы ребёнка» Изд. «Аметод» 2018 г.

4. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.

5.Фуст О.Н. Учебник по ментальной арифметике.

6.Онлайн-тренажер.

7.Видеоуроки Фуст О.Н.
















Приложение 1



Инструкция по технике безопасности для детей

I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех воспитанников, занимающихся в помещении

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета

3. Не загромождать проходы

4. Не включать электроосвещение и средства ТСО

5. Не открывать форточки и окна

6. Не передвигать учебные столы и стулья

7. Не трогать руками электрические розетки

8. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей

9. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Не открывать ключом дверь кабинета

2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь

3. Не менять рабочее место без разрешения

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время занятия

3. Не включать самостоятельно приборы ТСО

4. Не переносить оборудование и ТСО

5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке

2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью

3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить педагогу

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Приводить своё рабочее место в порядок

2. Не покидать своё рабочее место без разрешения педагога

3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину.











9