СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная образовательная программа "Практические вопросы обществознания" (2023 г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа "Практические вопросы обществознания" является основой учебного курса, созданного для более эффективной подготовки учащихся основной школы к Основному государственному экзамену (ОГЭ).

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Практические вопросы обществознания" (2023 г.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»






УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №16»

Приказ № ______ от ____________

__________________ Е.В. Кабанова







Дополнительная общеразвивающая

программа

«Практические вопросы обществознания»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №16»



















г. Сергиев Посад

2023 г.

  1. Пояснительная записка

Данная дополнительная общеразвивающая программа по обществознанию является в составе основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) образовательного учреждения (организации) программой, определяющей содержание, объем, структуру образовательного процесса по предмету, примерное распределение учебного материла по темам, с указанием основных видов учебной деятельности и планируемых результатов освоения учебного курса.

Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного курса.

Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса и возможностей образовательного учреждения (организации), контингента учащихся в текущем учебном году.

Уровень освоения программы

Освоение программы на базовом уровне предполагает закрепление и расширение знаний обучающихся по обществознанию.

    1. . Актуальность программы

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет быстро и компактно разобрать, усвоить теоретический материал курса обществознания основной школы (6-9 классы), а также наработать практическую базу, необходимую для сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ). Именно внеурочная деятельность, проводимая со сдающими экзамен, обеспечивает большую вовлеченность и уровень мотивации учащихся, что способствует лучшему по сравнению с урочной деятельностью качеству обучения. Ресурсы программы можно использовать также для составления программ предпрофильного обучения по обществознанию, для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, интересующихся общественно-научными предметами. Построение курса позволяет расширить и углубить знания учащихся, ликвидировать возможные пробелы.

    1. Цель и задачи курса

Цель курса – обеспечить изучение обществознания на более глубоком по сравнению с основной образовательной программой уровне для большей эффективности подготовки к сдаче Основного государственного экзамена.

Задачи курса:

  • повторить и обобщить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;

  • обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

  • сформировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях;

  • способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями и структурой ОГЭ;

  • отработка умения получать и извлекать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

  • рассмотреть на практике задания, входящие в структуру ОГЭ;

  • отработать навыки работы с заданиями, входящими в структуру ОГЭ;

  • отработать на практике требования к оформлению работы, времени выполнения работы.

    1. Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области

Данная дополнительная образовательная программа ориентирована как на комплексное теоретическое обобщение знаний курса обществознания основной школы, так и на практику и подготовку к решению заданий формата, предусмотренного Основным государственным экзаменом.

Программой предусмотрено, чтобы занятия было направлено на овладение основами обществоведческих знаний, а также на освоение метапредметных умений (работа с текстом, смысловое чтение, работа с источниками социальной информации и т.п.). Процесс изучения обществознания выстраивается на принципах поступательного и последовательного изучения тем, представленных в Основном государственном экзамене в их взаимосвязи.

Принцип разделения курса на теоретическую и практическую часть обусловлен лучшим восприятием практической информации в период, непосредственно предшествующий итоговой аттестации, а также упрощением практической работы при наличии теоретической базы, емко разобранной в теоретическом блоке.

    1. Адресат программы

Дополнительная общеразвивающая программа по обществознанию «Практические вопросы обществознания» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, проявляющих интерес к обществознанию и выбравших этот предмет в качестве сдаваемого в рамках государственной итоговой аттестации, и построена с учетом возрастных, психологических особенностей и уровня подготовки обучающихся. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 часа.

    1. Условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Практические вопросы обществознания» рассчитана на 1 учебный год. Количество часов по программе – 34 часа. Режим занятий - 1 раза в неделю, 1 час.

    1. Формы организации образовательного процесса

Формами организации педагогического процесса при реализации данной программы являются занятия теоретические, практические и комбинированные (теоретико-практические).

Самостоятельная работа.

Мини-лекция.

Блиц-опрос.

Практикум.

«Мозговой штурм».

Использование на занятиях различных форм и методов работы позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Принципы обучения

Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся.

Последовательность в освоении учебного материала.

Наглядность, схематизация как ведущие способы подачи материала.

Комплексный подход к разбору обществоведческих проблем.

Научность изложения материала, связь теории и социальной практики.

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированные, интерактивные, информационно-коммуникационные.

Методы обучения:

Репродуктивный

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Формы оценки результатов освоения курса:

Система оценивания включает следующие критерии:

Написание проверочных работ, терминологических диктантов.

Составление «ментальных карт».

Решение тренировочных вариантов в формате ОГЭ.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

    1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;

  • осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

  • толерантное отношение к истории других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на основе:

    • использования элементов причинно-следственного анализа;

    • исследования несложных реальных связей и зависимостей;

    • определения сущностных характеристик изучаемого объекта;

    • выбора верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • умения поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • Обучающийся научится:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;

  • характеризовать явления общественно-политической жизни;

  • иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2) в ценностно-мотивационной сфере:

  • знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;

  • осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;

  • знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

3) в коммуникативной сфере:

  • знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;

  • понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;

  • уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

4) в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;

  • демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;

5) в сфере трудовой деятельности:

  • осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;

  • оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;

  • сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе,

  • делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • понимать значение коммуникации в межличностном общении;

  • уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов.

II. Учебный план


    1. Тематический план курса.

№ п/п

Название темы/раздела

Количество часов


Раздел I. Введение.

2

1

Основной государственный экзамен (ОГЭ-9) по обществознанию: структура, особенности заданий.

2


Раздел II. Теоретический курс.

16

1

Разделы кодификатора «Человек и его социальное окружение», «Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире».

2

2

Раздел кодификатора «Человек в мире культуры».

1

3

Раздел кодификатора «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы».

2

4

Раздел кодификатора «Человек в экономических отношениях».

3

5

Раздел кодификатора «Человек в политическом измерении».

2

6

Раздел кодификатора «Гражданин и государство».

2

7

Раздел кодификатора «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права».

4


Раздел III. Практический интенсив.

14

1

Обществоведческая терминология.

3

2

Задания с изображениями.

2

3

Задания на финансовую грамотность.

1

4

Задания на извлечение информации из данных опроса.

2

5

Задания, связанные с текстом.

6


Итоговое обобщение

2


Всего

34


    1. Календарно-тематический план

№ п/п

Содержание

Количество часов

Методические рекомендации по организации занятий

1

Введение. Структура ОГЭ по обществознанию

1

Разбор демоверсии и прилагающихся материалов

2

Структура заданий части 2 Основного государственного экзамена

1

Разбор типовых заданий части 2 (№5, 6, 12, 21-24), клише для выполнения заданий

3

«Человек и его социальное окружение». Теоретический блок.

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 1 кодификатора ОГЭ

4

«Общество, в котором мы живем. Человек в современном изменяющемся мире». Теоретический блок

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 2 кодификатора ОГЭ

5

«Человек в мире культуры». Теоретический блок

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 3 кодификатора ОГЭ

6

«Человек в системе социальных отношений». Теоретический блок

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 5 кодификатора ОГЭ (№ 1, 2, 3, 4, 9)

7

«Социальные ценности и нормы». Теоретический блок

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 5 кодификатора ОГЭ (№ 5, 6, 7, 8, 10)

8

«Человек в экономических отношениях». Теоретический блок «Основы экономики»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 4 кодификатора ОГЭ (№ 1, 2, 3, 4, 8)

9

«Человек в экономических отношениях». Теоретический блок «Основы микроэкономики и макроэкономики»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 4 кодификатора ОГЭ (№ 6, 7, 13, 14, 15)

10

«Человек в экономических отношениях». Теоретический блок «Финансовая грамотность»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 4 кодификатора ОГЭ (№ 9, 10, 11, 12)

11

«Человек в политическом измерении». Теоретический блок «Политическая типология»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 6 кодификатора ОГЭ (№ 2, 3, 4)

12

«Человек в политическом измерении». Теоретический блок «Азбука демократии»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 6 кодификатора ОГЭ (№ 1, 5, 6). Начало изучение раздела 7 (темы № 2, 4).

13

«Гражданин и государство». Теоретический блок «Основы конституционного строя России»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 7 кодификатора ОГЭ (№ 1, 3, 10, 11).

14

«Гражданин и государство». Теоретический блок «Органы власти Российской Федерации»

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 7 кодификатора ОГЭ (№ 5, 6, 7, 8, 9).

15

«Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Основы права».

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 1, 2, 3, 12, 17).

16

«Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Семья и ребенок в российском праве».

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 4, 7, 8, 9).

17

«Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Гражданское и трудовое право».

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 5, 6, 10, 11).

18

«Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Юридическая ответственность».

1

Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 13, 14, 15, 16).

19

Терминологический диктант по разделам 1, 2, 3 кодификатора

1

Диктант по терминам разделов «Человек и его социальное окружение», «Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире», «Человек в мире культуры».

20

Терминологический диктант по разделам 4, 5, 6, кодификатора

1

Диктант по терминам разделов «Человек в экономических отношениях», «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы», «Человек в политическом измерении».

21

Терминологический диктант по разделам 7, 8 кодификатора

1

Диктант по терминам разделов «Гражданин и государство», «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права».

22

Решение заданий с изображением (№5 в Основном государственном экзамене)

2

Решение и совместное обсуждение заданий №5 (задание с изображением), отработка типовых вариантов ответа

23

24

Решение заданий на финансовую грамотность (№6 в Основном государственном экзамене)

1

Решение и совместное обсуждение заданий №6, выработка универсальных вариантов ответа

25

Решение заданий на извлечение информации из данных социологического опроса (№12 в Основном государственном экзамене)

2

Решение и совместное обсуждение заданий №12, отработка типовых клише для задания, проработка аргументации

26

27

Решение заданий на план текста (№21 в Основном государственном экзамене)

1

Решение и совместное обсуждение заданий №21, отработка вариантов проработки задания, выработка и усвоение рекомендаций по выполнению

28

Решение заданий на нахождение фрагмента текста (№22 в Основном государственном экзамене)

1

Отработка и проверка умений выполнения заданий №22

29

Решение заданий на взаимодействие социального опыта, знаний и текста (№23 в Основном государственном экзамене)

2

Решение и совместное обсуждение заданий №23, отработка вариантов проработки задания, выработка и усвоение рекомендаций по выполнению

30

31

Решение заданий на аргументацию (№24 в Основном государственном экзамене)

2

Решение и совместное обсуждение заданий №24, выработка банка аргументов и рекомендаций к составлению аргументов.

32

33

Итоговая работа в формате ОГЭ по обществознанию

2

Итоговая проверка усвоения курса в виде решения варианта ОГЭ по обществознанию.

34




Методическое обеспечение программы

Литература:

  1. Баранов П. А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл. – М., АСТ: Астрель, 2016. – 286, [2] с.

  2. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.09.2023).

  3. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2019;

  4. Обществознание. 7-й класс : учебник / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.В. Половникова [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 144 с.;

  5. Обществознание. 8-й класс : учебник / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с.;

  6. Обществознание. 9-й класс : учебник / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, И.А. Лобанов [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с.;

  7. Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.

  8. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.

  9. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.

  10. ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022. – 112 с.

  11. ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022. – 334 с.

  12. ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2023. – 286 с.

  13. ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2024. – 256 с.


Технические средства обучения.

  • Компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран проекционный.

  • Принтер.


Ресурсы сети Интернет

  1. http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

  2. http://www.consultant.ru/ - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"

  3. https://soc-oge.sdamgia.ru/?ysclid=lpackrg3y3894453242 – Образовательный портал для подготовки к экзаменам «РешуОГЭ»

  4. https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=AE63AB28A2D28E194A286FA5A8EB9A78 – Открытый банк заданий ОГЭ