Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №16»
Приказ № ______ от ____________
__________________ Е.В. Кабанова
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Практические вопросы обществознания»
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Сергиев Посад
2023 г.
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеразвивающая программа по обществознанию является в составе основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) образовательного учреждения (организации) программой, определяющей содержание, объем, структуру образовательного процесса по предмету, примерное распределение учебного материла по темам, с указанием основных видов учебной деятельности и планируемых результатов освоения учебного курса.
Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного курса.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса и возможностей образовательного учреждения (организации), контингента учащихся в текущем учебном году.
Уровень освоения программы
Освоение программы на базовом уровне предполагает закрепление и расширение знаний обучающихся по обществознанию.
. Актуальность программы
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет быстро и компактно разобрать, усвоить теоретический материал курса обществознания основной школы (6-9 классы), а также наработать практическую базу, необходимую для сдачи Основного государственного экзамена (ОГЭ). Именно внеурочная деятельность, проводимая со сдающими экзамен, обеспечивает большую вовлеченность и уровень мотивации учащихся, что способствует лучшему по сравнению с урочной деятельностью качеству обучения. Ресурсы программы можно использовать также для составления программ предпрофильного обучения по обществознанию, для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, интересующихся общественно-научными предметами. Построение курса позволяет расширить и углубить знания учащихся, ликвидировать возможные пробелы.
Цель и задачи курса
Цель курса – обеспечить изучение обществознания на более глубоком по сравнению с основной образовательной программой уровне для большей эффективности подготовки к сдаче Основного государственного экзамена.
Задачи курса:
повторить и обобщить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
сформировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях;
способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями и структурой ОГЭ;
отработка умения получать и извлекать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
рассмотреть на практике задания, входящие в структуру ОГЭ;
отработать навыки работы с заданиями, входящими в структуру ОГЭ;
отработать на практике требования к оформлению работы, времени выполнения работы.
Отличительные особенности программы от уже существующих в этой области
Данная дополнительная образовательная программа ориентирована как на комплексное теоретическое обобщение знаний курса обществознания основной школы, так и на практику и подготовку к решению заданий формата, предусмотренного Основным государственным экзаменом.
Программой предусмотрено, чтобы занятия было направлено на овладение основами обществоведческих знаний, а также на освоение метапредметных умений (работа с текстом, смысловое чтение, работа с источниками социальной информации и т.п.). Процесс изучения обществознания выстраивается на принципах поступательного и последовательного изучения тем, представленных в Основном государственном экзамене в их взаимосвязи.
Принцип разделения курса на теоретическую и практическую часть обусловлен лучшим восприятием практической информации в период, непосредственно предшествующий итоговой аттестации, а также упрощением практической работы при наличии теоретической базы, емко разобранной в теоретическом блоке.
Адресат программы
Дополнительная общеразвивающая программа по обществознанию «Практические вопросы обществознания» предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, проявляющих интерес к обществознанию и выбравших этот предмет в качестве сдаваемого в рамках государственной итоговой аттестации, и построена с учетом возрастных, психологических особенностей и уровня подготовки обучающихся. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 часа.
Условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Практические вопросы обществознания» рассчитана на 1 учебный год. Количество часов по программе – 34 часа. Режим занятий - 1 раза в неделю, 1 час.
Формы организации образовательного процесса
Формами организации педагогического процесса при реализации данной программы являются занятия теоретические, практические и комбинированные (теоретико-практические).
Самостоятельная работа.
Мини-лекция.
Блиц-опрос.
Практикум.
«Мозговой штурм».
Использование на занятиях различных форм и методов работы позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Принципы обучения
Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Последовательность в освоении учебного материала.
Наглядность, схематизация как ведущие способы подачи материала.
Комплексный подход к разбору обществоведческих проблем.
Научность изложения материала, связь теории и социальной практики.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные, интерактивные, информационно-коммуникационные.
Методы обучения:
Репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный
Проблемный
Формы оценки результатов освоения курса:
Система оценивания включает следующие критерии:
Написание проверочных работ, терминологических диктантов.
Составление «ментальных карт».
Решение тренировочных вариантов в формате ОГЭ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на основе:
использования элементов причинно-следственного анализа;
исследования несложных реальных связей и зависимостей;
определения сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбора верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
умения поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явлений социальной действительности;
характеризовать явления общественно-политической жизни;
иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2) в ценностно-мотивационной сфере:
знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни человека и развитии общества;
знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
3) в коммуникативной сфере:
знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;
уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
4) в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
5) в сфере трудовой деятельности:
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества;
сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе,
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
понимать значение коммуникации в межличностном общении;
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов.
II. Учебный план
Тематический план курса.
№ п/п | Название темы/раздела | Количество часов |
| Раздел I. Введение. | 2 |
1 | Основной государственный экзамен (ОГЭ-9) по обществознанию: структура, особенности заданий. | 2 |
| Раздел II. Теоретический курс. | 16 |
1 | Разделы кодификатора «Человек и его социальное окружение», «Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире». | 2 |
2 | Раздел кодификатора «Человек в мире культуры». | 1 |
3 | Раздел кодификатора «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы». | 2 |
4 | Раздел кодификатора «Человек в экономических отношениях». | 3 |
5 | Раздел кодификатора «Человек в политическом измерении». | 2 |
6 | Раздел кодификатора «Гражданин и государство». | 2 |
7 | Раздел кодификатора «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». | 4 |
| Раздел III. Практический интенсив. | 14 |
1 | Обществоведческая терминология. | 3 |
2 | Задания с изображениями. | 2 |
3 | Задания на финансовую грамотность. | 1 |
4 | Задания на извлечение информации из данных опроса. | 2 |
5 | Задания, связанные с текстом. | 6 |
| Итоговое обобщение | 2 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | Методические рекомендации по организации занятий |
1 | Введение. Структура ОГЭ по обществознанию | 1 | Разбор демоверсии и прилагающихся материалов |
2 | Структура заданий части 2 Основного государственного экзамена | 1 | Разбор типовых заданий части 2 (№5, 6, 12, 21-24), клише для выполнения заданий |
3 | «Человек и его социальное окружение». Теоретический блок. | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 1 кодификатора ОГЭ |
4 | «Общество, в котором мы живем. Человек в современном изменяющемся мире». Теоретический блок | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 2 кодификатора ОГЭ |
5 | «Человек в мире культуры». Теоретический блок | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 3 кодификатора ОГЭ |
6 | «Человек в системе социальных отношений». Теоретический блок | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 5 кодификатора ОГЭ (№ 1, 2, 3, 4, 9) |
7 | «Социальные ценности и нормы». Теоретический блок | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 5 кодификатора ОГЭ (№ 5, 6, 7, 8, 10) |
8 | «Человек в экономических отношениях». Теоретический блок «Основы экономики» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 4 кодификатора ОГЭ (№ 1, 2, 3, 4, 8) |
9 | «Человек в экономических отношениях». Теоретический блок «Основы микроэкономики и макроэкономики» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 4 кодификатора ОГЭ (№ 6, 7, 13, 14, 15) |
10 | «Человек в экономических отношениях». Теоретический блок «Финансовая грамотность» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 4 кодификатора ОГЭ (№ 9, 10, 11, 12) |
11 | «Человек в политическом измерении». Теоретический блок «Политическая типология» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 6 кодификатора ОГЭ (№ 2, 3, 4) |
12 | «Человек в политическом измерении». Теоретический блок «Азбука демократии» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 6 кодификатора ОГЭ (№ 1, 5, 6). Начало изучение раздела 7 (темы № 2, 4). |
13 | «Гражданин и государство». Теоретический блок «Основы конституционного строя России» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 7 кодификатора ОГЭ (№ 1, 3, 10, 11). |
14 | «Гражданин и государство». Теоретический блок «Органы власти Российской Федерации» | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 7 кодификатора ОГЭ (№ 5, 6, 7, 8, 9). |
15 | «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Основы права». | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 1, 2, 3, 12, 17). |
16 | «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Семья и ребенок в российском праве». | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 4, 7, 8, 9). |
17 | «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Гражданское и трудовое право». | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 5, 6, 10, 11). |
18 | «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». Теоретический блок «Юридическая ответственность». | 1 | Лекция + блиц-опросы по темам раздела 8 кодификатора ОГЭ (№ 13, 14, 15, 16). |
19 | Терминологический диктант по разделам 1, 2, 3 кодификатора | 1 | Диктант по терминам разделов «Человек и его социальное окружение», «Общество, в котором мы живём. Человек в современном изменяющемся мире», «Человек в мире культуры». |
20 | Терминологический диктант по разделам 4, 5, 6, кодификатора | 1 | Диктант по терминам разделов «Человек в экономических отношениях», «Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы», «Человек в политическом измерении». |
21 | Терминологический диктант по разделам 7, 8 кодификатора | 1 | Диктант по терминам разделов «Гражданин и государство», «Человек как участник правовых отношений. Основы российского права». |
22 | Решение заданий с изображением (№5 в Основном государственном экзамене) | 2 | Решение и совместное обсуждение заданий №5 (задание с изображением), отработка типовых вариантов ответа |
23 |
24 | Решение заданий на финансовую грамотность (№6 в Основном государственном экзамене) | 1 | Решение и совместное обсуждение заданий №6, выработка универсальных вариантов ответа |
25 | Решение заданий на извлечение информации из данных социологического опроса (№12 в Основном государственном экзамене) | 2 | Решение и совместное обсуждение заданий №12, отработка типовых клише для задания, проработка аргументации |
26 |
27 | Решение заданий на план текста (№21 в Основном государственном экзамене) | 1 | Решение и совместное обсуждение заданий №21, отработка вариантов проработки задания, выработка и усвоение рекомендаций по выполнению |
28 | Решение заданий на нахождение фрагмента текста (№22 в Основном государственном экзамене) | 1 | Отработка и проверка умений выполнения заданий №22 |
29 | Решение заданий на взаимодействие социального опыта, знаний и текста (№23 в Основном государственном экзамене) | 2 | Решение и совместное обсуждение заданий №23, отработка вариантов проработки задания, выработка и усвоение рекомендаций по выполнению |
30 |
31 | Решение заданий на аргументацию (№24 в Основном государственном экзамене) | 2 | Решение и совместное обсуждение заданий №24, выработка банка аргументов и рекомендаций к составлению аргументов. |
32 |
33 | Итоговая работа в формате ОГЭ по обществознанию | 2 | Итоговая проверка усвоения курса в виде решения варианта ОГЭ по обществознанию. |
34 |
Методическое обеспечение программы
Литература:
Баранов П. А. Обществознание: Полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 кл. – М., АСТ: Астрель, 2016. – 286, [2] с.
Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет–портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.09.2023).
Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2019;
Обществознание. 7-й класс : учебник / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.В. Половникова [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 144 с.;
Обществознание. 8-й класс : учебник / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с.;
Обществознание. 9-й класс : учебник / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, И.А. Лобанов [и др.]. – М.: Просвещение, 2023. – 208 с.;
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.
Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.
ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022. – 112 с.
ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022. – 334 с.
ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2023. – 286 с.
ОГЭ. Обществознание : типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2024. – 256 с.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Принтер.
Ресурсы сети Интернет
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.consultant.ru/ - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
https://soc-oge.sdamgia.ru/?ysclid=lpackrg3y3894453242 – Образовательный портал для подготовки к экзаменам «РешуОГЭ»
https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=AE63AB28A2D28E194A286FA5A8EB9A78 – Открытый банк заданий ОГЭ