СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Изобретатели"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Изобретатели" предназначена для детей 7-12 лет и  может быть реализована в рамках внеурочной деятельности. Программа нацелена на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования,развитие их технологической культуры на основе творческой технической деятельности с конструктором "Лего". Реализация программы рекомендована в период каникулярного отдыха детей.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Изобретатели"»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

технической направленности

«Изобретатели»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 12 ч.(1 месяц)









Автор-составитель: Дышлевая Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования







РП Лысые Горы- 2024год

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.



1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобретатели» разработана для детей 7-12 лет, реализуется в течение 1 месяца и рассчитана на 12 часов. При реализации данной программы используются технологии наставничества модели «Ученик-ученик».

В основе разработки данной программы следующие документы:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. №678-р);

4. Постановление Администрации Лысогорского района от 15 июня 2023 года № 281 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции»;

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

6. Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28);

7. Приказ № 816 от 23.08.2017 г. Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

8.«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от 21.08.2023г. №1450;

9. Устав МБОУ «СОШ № 1 рп Лысые Горы Саратовской области»;

10.Положение «О порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Центра « Точка роста» на базе МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского р-на Саратовской области».

Программа «Изобретатели» технической направленности, адресована учащимся 7 – 12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры и реализуется в период летнего отдыха детей.

Актуальность программы заключается в следующем:

-работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки;

-очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.

-изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.

-учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия по программе «Изобретатели» способствуют формированию высокого интеллекта через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.

При реализации данной программы используется модель наставничества «Ученик-ученик». Эта модель предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого.

Отличительные особенности данной программы от существующих аналогичных программ ( авторы: Грищенко А.А., Болгарова А.Ю.) в том, что данная программа является краткосрочной и предполагает обучение детей основам конструирования и выполнения простейших моделей по предложенным образцам и самостоятельно разработанным обучающимися. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями технического материала позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.

Курс предполагает использование компьютеров совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Адресат программы: дополнительная общеобразовательная программа «Изобретатели» ориентирована на обучающихся 7 -12 лет



Возрастные особенности обучающихся.

Обучение по программе «Изобретатели» ведётся в соответствии с возрастными особенностями подростков и младших школьников.

Возрастные особенности обучающихся младшего школьного возраста:

высокий уровень активности; детям этого возраста свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая утомляемость; значимая награда – похвала; рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном); требуют в постоянной деятельности и внимания; бурно проявляют эмоции;

достаточно часто проявление беспокойного состояния; при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности.

Подростковый возраст начинается с изменения социальной ситуации развития. Психологические особенности подросткового возраста связаны с противоречивостью поведения подростка. Подростковый возраст является по сути кризисным. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. В период 11 – 12 лет начинается время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти – к логической. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей, у подростка возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.



Режим занятий. Занятия в группе проводятся 3 раза в неделю по 40 минут каждое.

Количество обучающихся в группе от 12-до 15 человек.

Занятия проводятся в кабинете для проектной деятельности и в технологическом классе.

Выбор формы занятий и методов обучения обусловлен возможностями учащихся, возрастными психофизиологическими особенностями детей и подростков.

Форма обучения: очная.







Объем и срок реализации программы.

Данная программа рассчитана на 12 часов. Срок реализации программы 1 месяц.



1.2 Цели и задачи обучения


Цель программы: обучать основам технического конструирования и моделировании посредством создания простейших механизмов с помощью конструктора LEGO.

Задачи программы:

Обучающие:

-формировать знания, умения и навыки в области технического конструирования и моделирования;

-познакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии и т.д.);

Развивающие:

-развивать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем;

-развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;

-развивать поисковую активность, исследовательское мышление учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать коммуникативную культуру, стремление к получению качественного законченного результата;

-формировать навык работы в группе;

-воспитывать интерес к изобретательству в области технического творчества.



1.3 Требования к знаниям и умениям обучающихся.


Предметные результаты.


Образовательными результатами освоения программы первого модуля является формирование следующих знаний и умений:

Обучающийся должен знать:

-правила техники безопасности при работе с конструктором;

-основные соединения деталей LEGO конструктора;

-понятие, основные виды, построение конструкций;

-основные свойства различных видов конструкций (жѐсткость, прочность, устойчивость);

-понятие, виды механизмов и передач.

Обучающийся должен уметь:

-создавать простейшие конструкции, модели по готовым схемам сборки и эскизам;

-характеризовать конструкцию, модель;

-создавать конструкции, модели с применением механизмов и передач;

- находить оптимальный способ построения конструкции,

- строить предположения о возможности использования того или иного механизма, и экспериментально проверять его.



Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

- умение определять, различать и называть предметы (детали конструктора);

- умение выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему);

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение использовать для поиска более рациональных решений знаний физических закономерностей и уметь объяснять принцип действия механизмов с использованием физической терминологии.

Регулятивные УУД:

-умение работать по предложенным инструкциям;

-умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;

-умение формулировать гипотезу, проводить ее проверку и делать вывод на основе наблюдения.

Коммуникативные УУД:

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-умение учитывать позицию собеседника (партнѐра);

-умение адекватно воспринимать и передавать информацию;

-умение слушать и вступать в диалог.


Результаты личностного развития:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

-умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- участие в творческом, созидательном процессе.




1.4 Содержание учебной программы

Учебный план

п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля.

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности.

Знакомство с понятием «робототехника» и конструктором Lego

1

1

0

Беседа.

2.

Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

1

0

1

Игра

3.

Тема «Интересные механизмы».

1

0

1

Викторина.

4.

Тема «Играем в футбол».


1

0

3

Игра

5.

Тема «Дикие животные».

1

0

2


6.

Тема «Приключенческие истории».

1

0

2

Опрос

7.

Ресурсный набор.

1

0

1


8.

Итоговое занятие. Выполнение творческого задания. Защита проекта.

1

0

1

Итоговый проект

Итого

12

1

11




Содержание учебного плана:

1. Вводное занятие – 1 ч.

Теория:

Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. Знакомство с понятием «робототехника». Просмотр презентации направления.

Изучение состава конструктора.


2. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo – 1 ч.

Практика:

Написание простейшей программы для дальнейшего использования.


3.Тема «Интересные механизмы» – 1 ч.

Практика:

Создание модели «Танцующие птицы».


4.Тема «Играем в футбол» – 3 ч.

Практика:

Создание моделей «Нападающий», «Вратарь», «Веселые болельщики».


5.Тема «Дикие животные» – 2 ч.

Практика:

Создание моделей «Рычащий лев», «Летящая птица».


6.Тема «Приключенческие истории» – 2 ч.

Практика:

Создание модели «Лодка в бурном море» .

Создание модели « Карета королевы».


7.Ресурсный набор – 1 ч.

Практика:

При помощи основного и ресурсного наборов создание моделей «Кран», «Колесо обозрения» ( работа в группах)


8. Итоговое занятие. -1ч.

Практика: Выполнение творческого задания. Защита проекта.




1.5 Формы аттестации планируемых результатов и их периодичность.



Для отслеживания результатов предусматривается педагогический контроль, который направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребѐнка.

Система диагностирования состоит из следующих компонентов:

- входная диагностика в форме собеседования проводится при вступлении в группу с каждым ребѐнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов; знаний и умений в области владения основным содержанием программы;

- диагностика определения уровня воспитанности учащихся осуществляется в форме педагогического наблюдения .

Для отслеживания результативности образовательного процесса проводится

- итоговая диагностика - 1 раз по итогам изучения программного материала в формате демонстрации творческих достижений (защита проектов)

Для выявления уровня результативности программы по текущему этапу контроля используются следующие формы контроля:

- беседа;

- создание творческого проекта;

- анализ проектов.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий – программный материал усвоен полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.



2. Воспитание.

2.1. Цели и задачи.

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и порядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среды (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).


Задачами воспитания по программе являются:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.


Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

- освоение детьми понятия о своей российской культурной принадлежности (идентичности);

- принятие и осознание ценностей языка, литературы, традиций, праздников, памятников, святынь народов России;

- воспитание уважения к жизни, достоинству, свободе каждого человека, понимания ценности жизни, здоровья и безопасности (своей и других людей), развитие физической активности;

- формирование ориентации на солидарность, взаимную помощь и поддержку, особенно поддержку нуждающихся в помощи;

- воспитание уважения к труду, результатам труда, уважения к старшим;

- воспитание уважения к культуре и традициям народов России;

- развитие творческого самовыражения в искусстве компьютерной графики, реализация традиционных и своих собственных представлений об эстетическом обустройстве общественного пространства.



2.2. Календарный план воспитательной работы.

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Гражданско-патриотическое

«Дети России- богатство страны»

01.06

Игровая познавательная программа

Фото и видеоотчет

2

Культуротворческое и эстетическое воспитание

«Как прекрасен этот мир, посмотри!»


08.06

Виртуальная экскурсия по заповедным местам России

Фотоотчёт

3

Гражданско-патриотическое

«Мы- граждане страны Россия!

11.06

Беседа

Фотоотчет

4

Нравственное и духовное воспитание

«Красивый человек-какой он?»

19.06

Ролевая игра по правилам этикета

Фотоотчёт

5

Формирование коммуникативной культуры

« Что такое коллектив? Один за всех и все за одного!»

24.06

Социально-психологический тренинг

Фотоотчет

9

Здоровье сберегающее воспитание

«В здоровом теле здоровый дух»

27.06

Спортивно-познавательная игра

Фотоотчет, видеоматериалы





3.Комплекс организационно-педагогических условий.



3.1.Методическое обеспечение программы

Программа предполагает использование следующих методик обучения:

- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);

- методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории);

- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).

Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.

К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку.

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; мелкогрупповая и др.



Образовательный процесс строится на следующих принципах:

  • -принцип научности

  • -принцип наглядности

  • - принцип доступности

  • -принцип развивающего обучения

  • -принцип воспитывающего обучения .






3.2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Компьютерный класс;

2. Наборы конструкторов:

  • LEGOEducation – 3 шт.;

  • программный продукт – по количеству компьютеров в классе;

- зарядное устройство для конструктора – 2 шт. ;

  • ящик для хранения конструкторов (по объёму).



Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование.



3.3. Оценочные материалы.



Для оценки результатов обучения в предметной области данной программы используются Оценочные материалы, авторами которых являются Груздева И.А. ( Программа «LEGO- конструирование» МБОУ ДО ЦВР Богородский Муниципальный район Нижегородской области).

Для диагностики метапредметныхрезультатов педагогом используются: тест диагностики дивергентного мышления Е.Е. Туник, опросник «Коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.

В объединении проводится педагогическая диагностика личностных результатов по методикам М.Р. Гинзбурга «Изучение мотивации обучения у школьников», опросник «Личностный рост» М.И.Рожкова.





3.4 Список литературы.



Литература для педагога:



  1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

  2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

  3. «Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

  4. Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.

  5. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

6.Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 1998г.

7.Журнал «Самоделки».г. Москва. Издательская компания «Эгмонт Россия Лтд.» LEGO. г.

Москва. Издательство ООО «Лего»

8. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл. 9.Интернет – ресурсы:

http://int-edu.ruhttp://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15

/http://insiderobot.blogspot.ru/https://sites.google.com/site/nxtwallet/


Литература для учащихся:

  1. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.

3. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктораLegoMindstorms NXT».

4. Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.



Дополнительные Интернет - ресурсы для учащихся.

  1. http://metodist.lbz.ru

  2. http://www.uchportal.ru

  3. http://informatiky.jimdo.com/

  4. http://www.proshkolu.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!