СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на лето 2024год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

План на лето 2024 год

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на лето 2024год»

Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДЕНА педагогического (методического) Приказ от _____ 20___г. № _____

совета «___»__________20___г. Директор ГУДО ЛНР

Протокол №_____ ЦДЮТ г. Стаханова

_____________ Н.С. Максютенко




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

«Искусство для дошкольников»

На летне-оздоровительный период с03.06-21.06 и 06.08-23.08 2024г.



Возраст обучающихся:

4 - 7лет



Автор-составитель программы:

Галкина Т.А.,

педагог дополнительного

образования















г. Стаханов, 2023




Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.



Заведующий отделом _____________/ Олейникова Н.П.

(Подпись) (Ф.И.О.)

Методист _____________/ Буланова Е.А.

(Подпись) (Ф.И.О.)





«_____» __________ 20___г.

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:


1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2. Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;



11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);


Методические рекомендации:

1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

2. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016);

3. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru).

4. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.





















Рисование, лепка, аппликация и другие виды творчества для детей – увлекательное занятие или игра, которая предоставляет свободу в отображении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами, а также позволяет расширить кругозор ребенка, привить любовь к своей культуре и родине, воспитывать и формировать эстетический вкус, развивать трудовые умения и навыки.

А нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности и прикладного творчества удивляют и восхищают, раскрепощают детей, вызывая желание заниматься таким увлекательным делом.

Программа «Искусство для дошкольников» рассчитана на детей от 4 до 7 лет, художественной направленности, по типу – модифицированная.


В процессе освоения образовательной программы дошкольники обучаются нетрадиционным техникам рисования и разным видам прикладного творчества (монотипия, отпечатывание, смешивание красок, набрызг, граттаж, пальчиковая живопись, кляксография, объемная аппликация, коллаж, бумажная пластика, рисование макаронами, лепка, аппликация, оригами.

Направленность программы

Программа «Искусство для дошкольников», направлена на эстетичное, физическое, моральное, интеллектуальное развитие дошкольников, содействует решению проблем социальной адаптации детей, дает им новые возможности взаимодействия в пространстве, реализует собственные способности в разных сферах.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно – эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки и другие творческие работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Новизна программы состоит в том, что программа имеет инновационный характер.

В системе работы используются традиционные и нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества (ватные палочки, пробки, колпачки, трубочки, поролон, печатки из картофеля, мятая бумага, свеча, нитки и т.д.). Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручивания. В лепке особое предпочтение хочется отдать тесту. Это мягкий, приятный для рук материал, шероховатости сглаживаются сами при высыхании фигурок. У него прекрасная пластика, формообразование. А засушенные в духовке поделки буду продолжать использовать как атрибуты к играм, подарки. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники дают детям почувствовать себя художниками, созидателями, они учатся из неприглядного, бросового материала создавать красивые, оригинальные работы; трогать и чувствовать материал - гуашь, тесто, воск, мыльные пузыри; работать необычными инструментами - тампон, трубочка, нитки... Всё это ведёт к тому, что у ребёнка развиваются творческие способности, а человек с творческим подходом может найти выход из разных жизненных ситуаций, не будет «зажат» стереотипами, закомплексован. Использование нетрадиционных техник положительно сказывается на развитии сенсомоторики, тактильной чувствительности, речи детей. Активно развивается художественно - эстетическое восприятие, активизируется память. Воспитываются такие качества личности, как активность, самостоятельность, инициативность.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Художественное образование в детском объединении призвано вовлечь каждого дошкольника, школьника в эстетическое освоение и создание жизненных ценностей. Обучение детей изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значения и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает детям в самостоятельном творческом освоении науки и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни.

Адресат программы.


• 1 год обучения, обучащиеся в возрасте 4-5 лет

• 2 год обучения, обучащиеся в возрасте 5-6 лет

• 3 год обучения, обучащиеся в возрасте 6-7 лет

Зачисление в группы производится с обязательным условием:

- заявление от родителей (законными представителей) о приеме обучающегося в кружок;

- согласия на обработку персональных данных;

- анкета с персональными данными обучающегося;

- ксерокория свидетельства о рождении обучающегося.

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Количественный состав обучающихся в группе 10-15 человек.

Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика), практические, игровые, интеллектуально-игровые (викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, виртуальные путешествия), тестирование.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в

одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – средний возраст (4-5 лет)- 20 минут, старший возраст (5-6лет)-25 минут, подготовительная к школе группа (6-7лет)-30 минут.

Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика), практические, игровые, интеллектуально-игровые (викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, виртуальные путешествия), тестирование.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в

одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – средний возраст (4-5 лет)- 20 минут, старший возраст (5-6лет)-25 минут, подготовительная к школе группа (6-7лет)-30 минут.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На летний период с03.06 по 21.06 2024гг.

Задачи:

  1. Знакомить с видами изобразительной деятельности и прикладного творчества: рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вызывать и поддерживать интерес к ним; 2. Развивать цветового восприятия; 3. Развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты; 4. Развивать умение работы по шаблону, создавать простые изображения. Учить передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок. Принимать замысел.


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2


2

Наблюдение. Анализ знаний за прошлый год.

2.

Раздел рисование.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Выставка.

3.

Раздел Лепка.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Виртуальная выставка.


4.

Раздел. Аппликация.


4



4

Наблюдение Анализ работ. Выставка.

5

Итоговое занятие

2

2


Виртуальная выставка.


Итого:

12





Календарно учебный график

Группа № 1

с 03.06 2024 по 21.06 2024г.




п/п


Тема занятия

Дата проведения


Форма

занятия


Форма

контроля



Примечание


По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты.

03.06


групповое

игровые задания, наблюдение


2

Рисование. «Мы друзья»

06.06


групповое

тестирование, игровые задания


3

Лепка. «Вишенки»

10.06


групповое

тестирование, игровые задания


4

Аппликация. Обрывная аппликация. «Буренка»

13.06


групповое

тестирование, игровые задания


5

Аппликация из геометрических фигур. «Улитка»

17.06


групповое

тестирование, игровые задания


6

Итоговое занятие.

20.06


групповое

тестирование, игровые задания








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Группа № 2 с 03.06 2024 по 21.06 2024г.

Стартовый (ознакомительный) уровень

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2


2


Наблюдение. Анализ знаний за прошлый год.

2

Раздел рисование.

2


2

Наблюдение. Анализ работ. Выставка.


3

Раздел лепка.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Виртуальная выставка.


4

Раздел аппликация.


4


4


Наблюдение. Анализ работ. Выставка.

5

Итоговое занятие

2

2

-

Виртуальная выставка.


Итого:

12














Календарно учебный график

Группа № 2

с 03.06 2024 по 21.06 2024г.




п/п


Тема занятия

Дата проведения


Форма

занятия


Форма

контроля



Примечание


По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты.

04.06


групповое

игровые задания, наблюдение


2

Рисование. «Мы друзья»

07.06


групповое

тестирование, игровые задания


3

Лепка. «Вишенки»

11.06


групповое

тестирование, игровые задания


4

Аппликация. Обрывная аппликация. «Буренка»

14.06


групповое

тестирование, игровые задания


5

Аппликация из геометрических фигур. «Улитка»

18.06


групповое

тестирование, игровые задания


6

Итоговое занятие.

21.06


групповое

тестирование, игровые задания








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Группа № 3 с 03.06 2024 по 21.06 2024г.

Стартовый (ознакомительный) уровень

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2


2



Наблюдение. Анализ знаний за прошлый год.

2

Раздел рисование.

2


2

Наблюдение. Анализ работ. Выставка.


3

Раздел лепка.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Виртуальная выставка.


4

Раздел аппликация.


4


4


Наблюдение. Анализ работ. Выставка.

5

Итоговое занятие

2

2


Виртуальная выставка.


Итого:

12
















Календарно учебный график

Группа № 3 с 03.06 2024 по 21.06 2024г.




п/п


Тема занятия

Дата проведения


Форма

занятия


Форма

контроля



Примечание


По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты.

04.06


групповое

игровые задания, наблюдение


2

Рисование. «Мы друзья»

07.06


групповое

тестирование, игровые задания


3

Лепка. «Вишенки»

11.06


групповое

тестирование, игровые задания


4

Аппликация. Обрывная аппликация. «Буренка»

14.06


групповое

тестирование, игровые задания


5

Аппликация из геометрических фигур. «Улитка»

18.06


групповое

тестирование, игровые задания


6

Итоговое занятие.

21.06


групповое

тестирование, игровые задания










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Группа № 1 с 06.08 2024 по 23.08 2024г.

Стартовый (ознакомительный) уровень

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2


2



Наблюдение. Анализ знаний за прошлый год.

2

Раздел рисование.

2


2

Наблюдение. Анализ работ. Выставка.


3

Раздел лепка.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Виртуальная выставка.


4

Раздел аппликация.


4


4


Наблюдение. Анализ работ. Выставка.

5

Итоговое занятие

2

2


Виртуальная выставка.


Итого:

12
















Календарно учебный график

Группа № 1 с 06.08 2024 по 23.08 2024г.




п/п


Тема занятия

Дата проведения


Форма

занятия


Форма

контроля



Примечание


По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты.

08.08


групповое

игровые задания, наблюдение


2

Рисование. «Кораблик плывет по волнам»

12.08


групповое

тестирование, игровые задания


3

Лепка. «Божья коровка»

15.08


групповое

тестирование, игровые задания


4

Аппликация. Оригами и аппликация. «Лягушка»

19.08


групповое

тестирование, игровые задания


5

Итоговое занятие.

22.06


групповое

тестирование, игровые задания




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Группа № 2 с 06.08 2024 по 23.08 2024г.

Стартовый (ознакомительный) уровень

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2


2



Наблюдение. Анализ знаний за прошлый год.

2

Раздел рисование.

2


2

Наблюдение. Анализ работ. Выставка.


3

Раздел лепка.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Виртуальная выставка.


4

Раздел аппликация.


4


4


Наблюдение. Анализ работ. Выставка.

5

Итоговое занятие

2

2


Виртуальная выставка.


Итого:

12










Календарно учебный график

Группа № 2 с 06.08 2024 по 23.08 2024г.




п/п


Тема занятия

Дата проведения


Форма

занятия


Форма

контроля



Примечание


По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты.

06.08


групповое

игровые задания, наблюдение


2

Рисование. «Кораблик плывет по волнам»

09.08


групповое

тестирование, игровые задания


3

Лепка. «Божья коровка»

13.08


групповое

тестирование, игровые задания


4

Аппликация. Оригами и аппликация. «Лягушка»

16.08


групповое

тестирование, игровые задания


5

Аппликация. Оригами и аппликация. «Воздушный змей»

20.08


групповое

тестирование, игровые задания


6

Итоговое занятие.

23.08


групповое

тестирование, игровые задания










УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Группа № 3

с 06.08 2024 по 23.08 2024г.

Стартовый (ознакомительный) уровень

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2


2



Наблюдение. Анализ знаний за прошлый год.

2

Раздел рисование.

2


2

Наблюдение. Анализ работ. Выставка.


3

Раздел лепка.

2


2

Наблюдение Анализ работ. Виртуальная выставка.


4

Раздел аппликация.


4


4


Наблюдение. Анализ работ. Выставка.

5

Итоговое занятие

2

2


Виртуальная выставка.


Итого:

12








Календарно учебный график

Группа № 3

с 06.08 2024 по 23.08 2024г.




п/п


Тема занятия

Дата проведения


Форма

занятия


Форма

контроля



Примечание


По плану

По факту

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Материалы и инструменты.

06.08


групповое

игровые задания, наблюдение


2

Рисование. «Кораблик плывет по волнам»

09.08


групповое

тестирование, игровые задания


3

Лепка. «Божья коровка»

13.08


групповое

тестирование, игровые задания


4

Аппликация. Оригами и аппликация. «Лягушка»

16.08


групповое

тестирование, игровые задания


5

Аппликация. Оригами и аппликация. «Воздушный змей»

20.08


групповое

тестирование, игровые задания


6

Итоговое занятие.

23.08


групповое

тестирование, игровые задания










Формы оценки качества знаний


п/п


Название раздела, темы

Формы обучения

Формы подведения итогов

1


Вводное занятие

-групповая

Входной контроль.

Игра - знакомство.

2


Раздел рисование.

-групповая

-индивидуально-групповая


Участие в выставках ГДОУ

3


Раздел лепка.

-групповая


-индивидуально-групповая


Выставки в ГДОУ

4


Раздел аппликация.

Обрывная аппликация

Оригами и аппликация

Объемная аппликация

Аппликация из геом. фигур

Торцевание

Бумагопластика и конструирование



- групповая


-индивидуально-групповая



Выставки в ГДОУ


Участие в городских выставках



Итоговое занятие

- групповая


-индивидуально-групповая

Итоговый показатель по каждому ребенку(среднее значение)



Итоговое занятие

- групповая

Итоговый показатель по каждому ребенку






Литература для педагога:

1. Богатеев З.А. «Чудесные поделки из бумаги» изд. «Просвещение» М.: Просвещение,1992, - 208 с. (Дата обращения: 23.01.2021) 2. Галанов А. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.:ТЦ Сфера,1999. (Дата обращения: 15.04.2021) 3. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод, пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2016. 4. Давыдова Г.Н. « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». - М.» Издательство скрипторий 2003», 2018. 5. Денисова М. Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественнотворческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / М. Ю. Денисова. — Мозырь: Белый Ветер, 2016. 6. Дополнительная общеразвивающая образовательная разноуровневая программа социально-педагогической направленности «Подрастай-ка», автор Мисюкова Ольга Сергеевна. [Электронный ресурс]. URL: http://www.myddt.ru. (Дата обращения 06.05.2020). 7. Дополнительная общеразвивающая образовательная разноуровневая программа социально-педагогической направленности «В стране Изобразилии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.myddt.ru. (Дата обращения 06.05.2020). 8. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. – М., Карапуз, 2018. 9. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М.: ТЦ Сфера, 2002. (Дата обращения 18.05.2020). 10.Комарова Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»– М., 2016. 11.Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с.80. № 2, 2015. 12. Конышева Н. М. Мастерим, размышляем, растём: практические материалы к занятиям художественно-конструкторской деятельностью со старшими дошкольниками.— М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. (Дата обращения 18.05.2020). 13.Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк, учреждений / (Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.). – М.: Просвещение, 2017. 14.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: учебнометодическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2012 (средняя, старшая группы). МДОУ «ДСОВ «Ромашка», Унъюган, 2015. 15.Малышева А.Н. Аппликация: В помощь воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия развития, Академия, Академия Холдинг, 2001. (дата обращения: 01. 08. 2015). 16.Меньшикова Г.П. Нетрадиционные техники ИЗО в развитии творческих способностей детей. [Электронный ресурс] http://veselyignom4.ucoz.ru/publ/netradicionnye_tekhniki_izo_v_razvitii_tv orcheskikh_sposobnostej_detej/1-1-0-1 (дата обращения: 01. 08. 2015). 17.Мир детства и образование: сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. 169 с. 18.Рисование для детей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/obrazovanie/risovanie (дата обращения 04.05.2020). 19.Рисование. Специальный курс для детей 3-4 лет, Ермакова Н.А., 2018. 20.Тамберг Ю. Развитие творческого мышлении детей. — Екатеринбург: УФактория, 2004. (дата обращения 04.05.2020). 21. Фролова Л.Г. Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Кляксочка» для детей 3 – 7 лет ., 2018. 22.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей, - М., 2017. 23.Ячменёва В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

Литература для учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних учащихся).


1. Акимова Г.Б., Федорова Е.В. Лучшие игры для детей от 2 до 7. – СПб.: Весь, 2012. (дата обращения 13.09.2021). 2. Андреева Е.А. Лучшие в мире загадки. – М.: РИЛЬФ-классик, 2016. 3. Данилков А.А., Литвиченко Е.М. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2015. 4. Игровой калейдоскоп: играя отдыхаем, общаемся, познаем. – Томск, 2002. (дата обращения 23.11.2021). 5. Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества. – Ярославль, 2017. 6. Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. – СПб.: Питер, 2008. (дата обращения 23.11.2021). 7. Рекут В.Самые лучшие игры для умников и умниц. – М. : РИПОЛ классик, 2016. 8. Шмидт Н.А. Праздники в любимом доме: в детском клубе и семейном кругу. – Новосибирск: Сиб. универ., 2015.