Отдел образования администрации муниципального образования «Новоорский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Гранитный»
Новоорского района Оренбургской области
Программа принята на педагогическом совете Протокол №1 от ______________г | . | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ п.Гранитный» от _______________ г _____________ Осипова И.Д |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «История родного края»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень усвоения: базовый
Возраст обучающихся: 12лет
Срок реализации: 1год
Программу разработал:
Баталова Татьяна Викторовна,
Учитель обществознания
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего поселка, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
В системе дополнительного образования большое воспитательное значение имеет кружковая работа по изучению истории своего родного края, которая становится одной из составных частей деятельности, как преподавателя, так и классного руководителя.
Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Поэтому в настоящее время школьное историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеклассной работе. Определяя задачи внеклассной работы, можно справедливо утверждать, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
Классные занятия обязательны для учащихся и строятся на основе государственной программы, в которой определен минимальный для данного класса объем знаний. Во внеклассную же работу школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеклассной работы и в значительной степени определяет ее
содержание и методы. Внеклассная работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, учитель во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использует знания учащихся, полученные на уроке.
Познание общих закономерностей исторического процесса помогает школьникам глубже понимать историю своего края, как частицу истории нашей страны, а знание местной истории способствует осознанному пониманию общеисторических закономерностей. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке.
Результаты занятий в объединении могут выноситься на общественные вечера, конференции. Изучение истории родного края наиболее целеустремленно и плодотворно проводится в историко-краеведческом объединении, которое является наиболее гибкой формой, и чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Именно объединение позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы.
Работа в объединении строится на знаниях, которые получают учащиеся на основных уроках, которые в процессе работы в объединении расширяются и углубляются в рамках заданной тематики.
Работа в объединении дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом учащихся. Работа в объединении превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.
Работа историко-краеведческого объединения осуществляется в двух
направлениях:
1) теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).
2) практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке).
Руководитель объединения, обеспечивает научное и методическое руководство: консультирует учеников, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал.
В работе особое внимание следует уделять выбору тематики, определению источников и планированию. Для определения тематики не обязательно иметь уже готовый материал. Самостоятельная работа учащихся по выявлению, поиску, сбору и изучению материала является ценным и привлекательным в его деятельности.
Объединение работает по плану, составленному в начале учебного года.
План работы может быть составлен с учетом проблем не входящих в учебную программу.
Основным методом работы объединения является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый ученик с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы объединения каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами.
Одной из важнейших задач объединения является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно-воспитательной работе в школе. Учащиеся с увлечением занимаются сбором материала, поисками исторических документов, фактов и сведений. В процессе сбора материалов по истории района организуются встречи и беседы с участниками исторических событий. Образовательное и воспитательное значение этих встреч и бесед огромно.
Сведения, полученные из рассказов и бесед участников исторических событий, являются ценными историческими источниками. Сбор краеведческих материалов является важной, но только первой частью исследовательской работы краеведов. Накопление необходимых для выводов и обобщений сведений и фактов является как бы подготовкой к собственному исследованию. Все записи рассказов и очевидцев исторических событий, сведения, полученные из переписки, а также архивные и музейные документы, наблюдения, собранные в походах, изучаются, группируются по темам, систематизируются, обрабатываются и используются для подготовки ученических докладов и сообщений, очерков и сборников, альбомов и выставок. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям в объединении, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать теоретические и практические занятия, но умело их чередовать: лекции сменять экскурсией, просмотром диафильмов, прослушивание и обсуждение докладов, рефератов, походом или просмотром кинофильма, слайдов и т.п.
Школьное историко-краеведческое объединение обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на воспитание детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа.
Историко-краеведческое объединение дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях.
Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края научатся понимать, как история малой Родины связана с историей России.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, то есть изучается история уральского рабочего поселка Бисерть, как части истории Урала и России.
Программа рассчитана на 1 год , на обучающихся 5-6 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут.
Цели программы: создание условий для появления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно –нравственных ценностей и культурных традиций
Задачи программы:
Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
Развитие духовно-нравственного ориентира для жизненного выбора, привитие уважения к старшим и окружающим;
Формирование потребности к поисковой, исследовательской, творческой деятельности
Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;
Воспитание гражданственности и патриотизма, уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотеки
заочные экскурсии
Результатами изучения курса являются умения:
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
называть 2-3 достопримечательности края;
рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
охранять природу родного микрорайона;
наблюдать и выделять характерные особенности природы;
соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;
выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых
создание проекта «Виртуальный музей школы» (начальный этап)
Содержание программы
Основными направлениями в реализации программы «История родного края» будут:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
• Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Ведущими направлениями деятельности историко-краеведческого
Объединения способствующими реализации цели программы, являются:
Организация поисковой деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села Репное.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами поселка, района, области, родного края.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и проектов и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т.п. на уровне школы, муниципалитета, области.
Оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;
в) создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;
б) участие в литературно-краеведческих конференциях по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;
в) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.
Общественно – полезная работа с населением:
Встреча со старожилами поселка, проведение праздника «День поселка»
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ;
в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
Оценка результатов
Эффективность достижения целей программы будет оцениваться:
Во-первых: уровнем форсированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности;
Во-вторых: результатами участия в краеведческих форумах, олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, массовых мероприятиях.
Содержание курса
1. Введение в курс «История родного края». Что изучает историческое краеведение. Источники краеведения- 1 час
Раздел 1. Первые шаги –2 часа.
Оренбургская экспедиция, её цели, участники. И.И.Неплюев «птенец гнезда Петрова». Роль Неплюева И.И. в освоении Оренбургского края. Сооружение Оренбургской пограничной линии и заселение края казаками . Е Пугачев в Оренбуржье. Рычков П.И. – колумб истории Оренбургской.
Раздел 2. Первая половина 19 века –9 ч.
Участие Оренбуржцев в войне 1812 года. Деятельность губернатора В.А.Перовского. Новая пограничная линия. Свистунский , Мусогатский редут. Новоорская крепость. Экскурсия « Из истории образования Новоорска». История образования поселка. 65 лет – Гранитному. Брей – ринг. 5-9 классы
Раздел 3. На переломе веков – 3 ч.+ 2 ч на исследовательскую работу
Февральская и Октябрьская революция в Оренбуржье. 100 летие Великой русской революции. Экскурсия в школьный музей.
Раздел 4. Великая Отечественная война –7 часов.
Эвакуированные предприятия, перестройка промышленности на военный лад. Сельчане Оренбуржья фронту. Герои- Оренбуржцы – Радимцев А.И., Зеленко Е., Девятаев М., м. Джалиль. Новоорчане – Герои Советского Союза. Моя семья в годы Великой Отечественной войны
Раздел 5. Малая Родина. – 4ч.
История образования поселка. День поселка. Старожилы поселка. Школьный музей «Память»
Раздел 6. Творческая деятельность – 4 ч.
Участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах.
Защита творческих проектов « Что я узнал о своей малой Родине»
Календарно-тематический план курса
«История родного края»
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика | Дата |
I | | |
1 | Введение. Что изучает историческое краеведение? | 1 | 1 | | |
2 | Оренбургская экспедиция, её цели, участники. И.И.Неплюев «птенец гнезда Петрова». | 1 | 1 | | |
3 | Рычков П.И. – колумб истории Оренбургской. | 1 | 1 | | |
4 | Участие Оренбуржцев в войне 1812 года. Деятельность губернатора В.А.Перовского. | 1 | 1 | | |
5 | Новая пограничная линия. Свистунский , Мусогатский редут. Новоорская крепость. | 1 | 1 | | |
6-10 | История образования поселка. 65 лет – Гранитному. Брей – ринг. 5-9 классы | 4 | | 4 | |
11-13 | Экскурсия. Исторические места Новоорска. Памятник казакам, Новоорская крепость. | 3 | | 3 | |
14-15 | 100- летие Великой русской революции. | 2 | 2 | | |
16-17 | Исследовательская работа «Бюст В.И.Ленина» (индивидуальная работа) | 2 | | 2 | |
18 | Экскурсия в школьный музей. Что нам говорит о Великой русской революции. | 1 | | 1 | |
19 | .Великая Отечественная война. Сельчане Оренбуржья фронту | 1 | 1 | | |
20 | Новоорск в годы Великой Отечественной войны. Госпиталь в Новоорске. | 1 | 1 | | |
21 | Герои- Оренбуржцы – Радимцев А.И., Зеленко Е., Девятаев М., М.Джалиль. | 1 | 1 | | |
22 | Новоорчане – Герои Великой Отечественной войны | 1 | 1 | | |
23-24 | Односельчане – участники Великой Отечественной войны. Экскурсия в школьный музей «Память» | 2 | 1 | | |
25-26 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны | 2 | | 2 | |
27 | История образования поселка | 1 | 1 | | |
28 | История школы | 1 | 1 | | |
29 | Труженники тыла | 1 | 1 | | |
30-34 | Участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах | 3 | | 3 | |
35 | Защита творческих проектов « Что я узнал о своей малой Родине» | 1 | | 1 | |
Литература для учителя:
Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение /Л.Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.
История Оренбуржья – Учебное пособие.- Оренбург; Оренбургское книжное издательство, 1996.
http://detskiy-mir.net/rating.php
http://www.allbest.ru.union
http://www.lib.com.ua
http://ru.wikipedia.org
Литература для обучающихся:
Энциклопедия для детей.
http://detskiy-mir.net/rating.php
http://www.allbest.ru.union
http://www.lib.com.ua
http://ru.wikipedia.org
http://vip.km.ru/Megabook/child/index.asp
http://www.books.kharkov.com
http://www.encyclopedia.ru