СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа села Поповка»

муниципального образования «Город Саратов»


Программа рассмотрена и принята

на основании педагогического совета

№ от .08.2024г

«Утверждаю»

приказ № от .08.2024г

директор МАОУ «» СОШ с.Поповка

________________Н.А. Кухта






Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности


«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

для обучающихся 7-10 лет





Срок реализации программы - 1 год










Автор - составитель:

педагог дополнительного образования

Потапова Юлия Васильевна





2024 г

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка.


Направленность программы.

Направленность программы «Лего-конструирование» - техническая. Программа ориентирована на развитие технических, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей, создание продукта, значимого для других. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения.

Актуальность программы.

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для обучающегося начальной школы мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность школьников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития школьников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. 

Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.



Отличительные особенности программы, её новизна

Отличительной особенностью программы является то, что программа универсально подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими средний уровень способностей. Программа позволяет развивать способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности.

Новизна программы заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.  Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.

Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Лего - педагогика крайне актуальна в современном мире.



Адресат программы. Возраст и особенности контингента обучающихся.


Предлагаемый курс адресован обучающимся в возрасте 7-10 лет, проявляющими интерес к технике, заинтересованных в изучении основ механики и овладении практическими навыками работы, и ориентирован на применение широкого комплекса знаний по базовым учебным дисциплинам, таким как математика, технология и др


Объём и срок реализации программы

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем программы –102 часа. Она предполагает овладение навыками работы с лего-конструктором, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей


Формы обучения: очная

Уровень реализации: базовый.


Особенности организации образовательного процесса:


условия набора в коллектив: принимаются все желающие в возрасте от 7 до 10 лет на основании заявлений родителей на зачисление в объединение;

условия формирования групп: разновозрастные; Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

количество детей в группе: до 15 человек. Списочный состав группы формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости.

особенности организации образовательного процесса: продолжительность и режим занятий для групп: 3 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность занятий 30 минут.

формы реализации программы: традиционными видами занятий являются: беседа, игра, различные тренировочные упражнения, ролевые игры, конструирование различных моделей

формы организации деятельности обучающихся на занятии:

• коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно;

• групповая: организация работы в группах при выполнении ряда практических работ,

  • индивидуальная (при выполнении индивидуальных заданий, творческих работ).


используемые технологии:

  • дифференцированное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

Программа предполагает следующие подходы:

• комплексный подход (личностные, метапредметные и предметные результаты);

• уровневый подход (высокий, средний, низкий результаты).


Режим занятий.

Программа реализуется в течение 36 недель: 34 учебные недели и 2 недели на осенних и весенних каникулах с периодичностью 1 часа в неделю.




1.2. Цель и задачи


Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности; создать условия для развития интереса к техническому творчеству путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.


Задачи программы.

Задачи:

 развивающие:

  • учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;

  • развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;

  • развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

  • формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

  • воспитывать личностные и волевые качества (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль);

 воспитательные:

  • развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения;

  • формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;

  • формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании робототехнических моделей;

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формировать гражданскую позицию, социальную активность, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;

  • способствовать воспитанию личной и взаимной ответственности.


 образовательные:

  • познакомить с основными деталями LEGO-конструктора, видами конструкций;

  • учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;

  • формировать первичные представления о конструкциях, простейших основах механики и робототехники;

  • учить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных.



Содержание программы Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

промежуточной аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. «Введение. Правила безопасности»

3

1

2

Входящая диагностика,

наблюдение, беседа

2.

Раздел №2. Моделирование

6

3

3

Наблюдение, беседа

3.

Раздел №3 Моделирование животных

6

2

4

Наблюдение, беседа

4.

Раздел №4 Строитель и архитектор

6

3

3

Наблюдение, беседа

5.

Раздел №5 Симфонический оркестр

2

1

1

Наблюдение, беседа

6.

Раздел №6 Приключения Роботов

8

4

4

Наблюдение, беседа

7.

Раздел №7 Улица полна неожиданности

14

7

7

Наблюдение, беседа

8.

Раздел №8 Фантазируй

6

3

3

Наблюдение, беседа

9

Раздел №9 Подарки

6

3

3

Наблюдение, беседа

10

Раздел №10 Компьютер

8

4

4

Наблюдение, беседа



11

Раздел №11 Конструирование




19

9

10

Наблюдение, беседа

12

Раздел №12 Игры с конструктором «Лего». Итоговые занятия

8

4

4

Выставка и презентация проектов

13

Раздел №13Итоговые занятия .

10

5

5

Наблюдение, беседа


14

ИТОГО

102

49


53



Календарно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируе мая дата

Фактичес кая дата

1.

Вводное занятие. Знакомство

1



2.

Вводное занятие. Знакомство

1



3.

Правила техники безопасности

1



4.

Правила техники безопасности

1



5.

Вводное занятие

1



6.

Вводное занятие

1



7.

Вспомнить основные детали LEGO,вспомнить


1



способы крепления

8.

Вспомнить основные детали LEGO,вспомнить


1



способы крепления

9.

Фантазировать

1



10.

Фантазировать

1



11.

Домашний любимец.

1



12.

Домашний любимец.

1



13.

Дикие животные.

1



14.

Дикие животные.

1



15.

Проект «Зоопарк»

1



16.

Проект «Зоопарк»

1



17.

Что нас окружает: конструирование собственной модели

1



18.

Что нас окружает: конструирование собственной модели

1



19.

Многоэтажный дом.

1



20.

Многоэтажный дом.

1



21.

Наш двор

1



22.

Наш двор

1



23.

Улицы нашего города

1



24.

Улицы нашего города

1



25.

Конструирование собственного музыкального робота

1



26.

Конструирование собственного музыкального робота

1



27.

Роботы. Сборка скульптур роботов (без электроники)

1



28.

Роботы. Сборка скульптур роботов (без электроники)

1



29.

Летательные роботы.

1



30.

Летательные роботы.

1



31.

Постройка старинных машин

1



32.

Постройка старинных машин

1



33.

Железнодорожный поезд робот

1



34.

Железнодорожный поезд робот

1



35.

Моделирование дорожных ситуаций

1



36.

Моделирование дорожных ситуаций

1



37.

Игра «Собери модель по памяти»

1



38.

Игра «Собери модель по памяти»

1



39.

Проект « Семейный уют» моделирование с участием родителей

1



40.

Проект « Семейный уют» моделирование с участием родителей

1



41.

Проектирование «Дом моей мечты»

1



42.

Проектирование «Дом моей мечты»

1



43.

Мир профессий

1



44.

Мир профессий

1



45.

Творческая работы. Самостоятельные проекты.

1



46.

Творческая работы. Самостоятельные проекты

1



47.

Помощник «Деда Мороза»

1



48.

Помощник «Деда Мороза»

1



49.

Изготовление игрушек на новогоднюю елку.

1



50.

Изготовление игрушек на новогоднюю елку.

1



51.

Зимний город

1



52.

Зимний город

1



53.

Зимний лес

1



54.

Зимний лес

1



55.

Подарки ко дню Святого Валентина

1



56.

Подарки ко дню Святого Валентина

1



57.

Подарок папе к 23 февраля.

1



58.

Подарок папе к 23 февраля.

1



59.

Подарок маме к 8 марта.

1



60.

Подарок маме к 8 марта.

1



61.

Поделки к дню Победы

1



62.

Поделки к дню Победы

1



63.

Составление простейших геометрических чертежей

1



64.

Составление простейших геометрических чертежей

1



65.

Конструируем тематические композиции, панно

1



66.

Модель «Голодный аллигатор»

1



67.

Модель «Рычащий лев»

1



68.

Модель«Порхающая птица»

1



69.

Конструирование моторных механизмов

1



70.

Покорители космоса. Конструирование собственных моделей.

1



71.

Конструирование по образцу и схеме.

Игры с конструктором «Лего».

1



72.

Конструирование по образцу и творческому замыслу.

1



73.

Конструирование по технологической карте.

1



74.

Конструирование собственных моделей.

1



75.

Конструирование собственных моделей.

Выставка собственных моделей.

1



76.

Игры с конструктором Лего.

1



77.

Конструирование по образцу

1



78.

Модель «Нападающий»

1



79.

Модель «Вратарь».

1



80.

Модель «Ликующие болельщики»

1



81.

Конструирование по образцу. Конструирование способом «Мозаика»

1



82.

Конструирование собственных моделей.Способ «Мозаика»

1



83.

Конструирование по образцу и схеме

1



84.

Модель«Спасение самолёта»

1



85.

Модель «Непотопляемый парусник»

1



86.

Конструирование по творческому замыслу

1



87.

Игры с конструктором «Лего».

1



88.

Модель «Спасение от великана»

1



89.

Конструирование по образцу и творческому замыслу

1



90.

Конструирование по технологической карте.

1



91.

Игры с конструктором Лего.

1



92.

Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение.

1



93.

Модель «Глаза клоуна».

1



94.

Модель самолёта

1



95.

Модель корабля

1



96.

Конструирование по творческому замыслу

1



97.

Игры с конструктором «Лего».

1



98.

Конструирование собственных моделей.

1



99.

Игры с конструктором «Лего».

1



100.

Конструирование по образцу и схеме.

Модель «Подъемный кран»

1



101.

Конструирование по технологической карте. Модель «Эскалатор»

1



102

Конструирование собственных моделей.

Выставка собственных моделей

1





1.3. Планируемые результаты освоения программы.


Планируемые результаты – это совокупность личностных качеств, метапредметных и предметных компетенций (знаний, умений, навыков, отношений), приобретаемых учащимися в ходе освоения программы.

В настоящее время дополнительное образование не стандартизировано. Однако реализация концептуальных идей развития дополнительного образования детей предполагает достижение каждым учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.


ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

Обучающий научится:

1) навыкам конструирования, моделирования, элементарного программирования;

2) развитию логического мышления;

Обучающийся получит возможность научиться:

1) Формировать целостное представление об окружающем мире.

2) Ознакомиться с основами конструирования и моделирования.

3) Развить способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

4) Развить познавательный интерес и мышление.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ.

Регулятивные универсальные учебные действия:

формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя; формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

Обучающийся научится:

1) умению расширения знаний об окружающем мире, о мире техники;

2) умению создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;

3) умению программировать простые действия и реакции механизмов;

4) умению решения творческих, нестандартных ситуаций на практике при

конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;

5)развивать коммуникативные способности, умению работать в группе, умению

аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

1) умению владением комплекта LEGO

.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Обучающийся научится:

1) слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

2) умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками;

3) работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

4) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5) навыкам общения и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем

Обучающийся получит возможность научиться:

1) формированию и развитию компетентности в области

использования информационно-коммуникационных технологий;

2) трудолюбию, целеустремленности и настойчивости для достижения

результата. Сбору информации по определенной теме

3) формированию и развитию конструкторских навыков, логического мышления,

пространственного воображения.


Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка- схемы делать выводы.

Обучающийся научится:

1) формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской и

проектной работы строить логические рассуждения, умозаключения

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умению пользоваться разнообразной справочной, научно-

популярной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

1) объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

конструкторской деятельности;

2) производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов

конструирования;

3) организации личной и коллективной деятельности в работе с

конструктором .


ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающийся научится:

1) первичным элементам робототехники

-элементарной базе, при помощи которой собирается устройство;

-порядку создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

-правилам техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.


Обучающийся получит возможность научиться:

1) закрепить знания и навыки, полученные на уроках;

2) пониманию необходимости изучать робототехнику;

3) умению принимать обоснованные решения в конкретной ситуации

4) оформлять результаты наблюдений в виде описаний, выводов;

5) грамотной организации общественно-полезной и досуговой деятельности;

6) формированию устойчивой мотивации к изучению робототехники.

7) воспитание у детей интереса к техническим видам творчества


2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение


Для организации процесса обучения имеется в наличии:

Помещение для занятий, соответствующее санитарно- гигиеническим требованиям и нормам пожарной безопасности( кабинет технологии ,зона «Точки роста»);

Конструктор «LEGO Education»

Программное обеспечение «LEGO Education »

Инструкции по сборке

Книга для учителя

Компьютер


Информационное обеспечение


Цифровые образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы


Для обучающихся


  1. Odno- Lego.ru

  2. www.prorobot.ru

  3. www.mindstorms.su


Для учителя


  1. LEGO Technic «Tora no Maki»

  2. http://learning.9151394.ru/

  3. http://www.mindstorms.su/

  4. Odno- Lego.ru

  5. www.prorobot.ru

  6. www.mindstorms.su

  7. http://www.nnxt.blogspot.ru/-

  8. http://www.lego.com/education/

  9. http://mindstorms.lego.com/

  10. educatalog.ru



Кадровое обеспечение:

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», по данной программе могут работать педагоги дополнительного образования, имеющие высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии их соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Лего конструирование».



Методическое обеспечение программы


Каждый раздел данной программы отличается по объёму и характеру информации. Для развития творческих способностей учащихся на каждом занятии предусмотрены соответствующие задания, которые вовлекают в активный процесс получения и усвоения знаний, поисковую и проектную работу.

На занятиях используются различные формы занятий: игры, беседы, дискуссии, диспуты, конкурсы,

В учебный план данной программы включены следующие формы занятий:

интеллектуально- развлекательные и коммуникативные игры; практическая работа с техническими средствами; творческие задания.

Педагогом при проведении занятий будут использоваться методы:

• словесный (рассказ, учебная лекция, беседа);

• наглядный (иллюстрация, демонстрация);

• практический (выполнение практических и творческих заданий, поиск материала, оформление);

• стимулирования и мотивации учения (поощрение, создание ситуации успеха, порицание, снижение или увеличение требований, нагрузки);

• частично-поисковый метод, исследования (организация мыслительных операций – проблемные и проблемно-поисковые ситуации, эксперимент, экспедиция, поисковая работа, проблемный анализ и др.);

• метод творческого содружества, партнерства (педагог выступает в роли направляющего, совместно организуют работу по сбору и обработке материала, работа в группах и парах и т.д.);

• контроля и самоконтроля в обучении (организация контроля со стороны педагога, взаимоконтроля детей, самоконтроля своей деятельности и реальной оценки выполненной работы);

• репродуктивный (воспроизводство по указке педагога, повторение).

Для успешной реализации общеобразовательной программы используются педагогические технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций учащихся: предметно-ориентированная, личностно-ориентированная, деятельностный подход и культурологический, технология сотрудничества, технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; информационно- коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Главное – деятельность педагога должна опираться на доступность, интерес, активность, трудолюбие и оптимизм обучающихся.


2.2.Оценочные материалы

Формы оценки результативности:

– представление результатов творческих работ;

– участие в викторинах и конкурсах различного уровня (в том числе, on-line, off-line).

Диагностика освоения программы

Предметом диагностики и контроля являются образовательные продукты учеников

Отслеживание результатов усвоение общеразвивающей программы осуществляется в течение всего учебного процесса в виде оценки творческих работ обучающегося, создания портфолио.

Отслеживается индивидуальное развитие обучающегося познавательные мотивы учения, коммуникативные умения, коммуникабельность, уровень творческой активности и социализация.




Список литературы



Учебно-методическое обеспечение:


Для обучающихся


  1. Д. Г. Копосов. «Первый шаг в робототехнику». Практикум. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2012 г.

  2. Д. Г. Копосов. «Первый шаг в робототехнику». Рабочая тетрадь. Издательство «Бином. Лаборатория знаний» 2012 г.

  3. С. А. Филиппов. «Робототехника для детей и родителей». Санкт-Петербург «НАУКА» 2013


Для учителя

  1. С. А. Вортников. «Информационные устройства робототехнических систем». Робототехника. Издательство МГТУ.

  2. Д. Г. Копосов. «Первый шаг в робототехнику». Практикум. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2012 г.

  3. Д. Г. Копосов. «Первый шаг в робототехнику». Рабочая тетрадь. Издательство «Бином. Лаборатория знаний» 2012 г.

  4. С. А. Филиппов. «Робототехника для детей и родителей». Санкт-Петербург «НАУКА» 2013

  5. А. В. Литвин. «Организация детского объединения по робототехнике: методические рекомендации». Москва, Изд.-полиграф. Центр «Маска», 2013 г.

  6. А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина. «Уроки Лего-конструирования в школе». Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 г.

  7. Н. А. Криволапова. «Основы робототехники». Учебное пособие

  8. О. Н. Новрузова. «Педагогические технологии в образовательном процессе». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

  9. Н. А. Казакова. «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей».