Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Кезский районный Центр детского творчества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулигинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на Утверждено
на заседании Методического совета Приказ____ от_______
Протокол № от ____ Директор____________
Принято
на заседании Методического совета
протокол № от ____
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Баскетбол»
для детей 13-17 лет
срок реализации 1 год
Составитель: Сабурова Надежда Петровна
педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
с. Кулига, 2018
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.
Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, (2010г.).
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Актуальность программы.
Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников, благодаря своей воспитательной, оздоровительной, образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, убедительно показали его большое значение как здоровье формирующей функции, обеспечивающей эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей, доступные формы реализации физической активности, индивидуально приемлемой для каждого человека. В связи с этим важно и необходимо целенаправленное и интенсивное освоение баскетбола детьми, актуализированного в здоровом стиле их жизни и в создании условий для профессионального самоопределения.
Отличительные особенности программы. В основе баскетбола лежат естественные движения - бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами - с двухлетнего возраста. Коллективность действий. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товариществ, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Девиз игры - «Один за всех, все за одного!». Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает обучающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности. Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитию способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации. Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями. Самостоятельность действий. Каждый обучающийся на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у обучающихся творческой инициативы. Этичность игры. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований. Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения обучающиеся сдают предусмотренные программой нормативы.
Адресат программы. Программа предназначена для реализации в группах детей 13-18 лет. Условия набора - желание заниматься баскетболом. Набор детей для обучения по программе, осуществляется согласно заявления родителей, а так же при наличии медицинской справки о состоянии здоровья ребёнка. Группа составляется путем объединения разновозрастных категорий детей: 9-12 лет, 13-18 лет. Количество учащихся в группе 12-20 человек.
Объем программы и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов на весь период обучения 136 часов.
Формы обучения. В ходе реализации программы применяются формы обучения игры в баскетбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в баскетбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика. В групповых занятиях занимающиеся выполняют одинаковые задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам игры в баскетбол, используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. Основными средствами являются физические упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, быстроты, которые в этой возрастной группе имеют наиболее благоприятные возможности развития.
Особенности организации образовательного процесса. Обучение детей осуществляется по программе в соответствии с учебно-тематическим планом.
Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий.
В основе учебного процесса – занятия в объединении в течение 4-х часов (2 раза по 2 часа) в неделю.
Цель и задачи программы.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание благоприятных условий для физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола, привлечение детей к систематическим занятиям баскетболом.
Задачи программы связаны с обучением, развитием и воспитанием детей и подростков:
Обучающие: обучение основам техники и тактики баскетбола; формирование навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами баскетбола; подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки; выявление перспективных детей для последующего совершенствования их спортивного мастерства в учебно-тренировочных группах школы.
Развивающие: укрепление здоровья средствами физической культуры; содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие быстроты, ловкости, гибкости; отбор детей, способных к занятию баскетболом и дальнейшее развитие их физических способностей; развитие навыков общения и коммуникации в детском коллективе.
Воспитательные: привитие интереса к систематическим занятиям баскетболом; формирование навыков соблюдения спортивной этики и дисциплины; воспитание гармоничной, социально активной личности.
Планируемые результаты.
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
знать:
- состояние и развитие баскетбола в России
- основы правил соревнований по баскетболу
- основы техники и тактики игры
- основы технической и тактической подготовки
- спортивную терминологию
- основные приемы закаливания
уметь:
- выполнять технические приемы баскетболиста
- выполнять тактические приемы нападения и защиты
- обладать навыками передвижения с мячом, передач мяча, скоростного ведения мяча, бросков с дистанции
-развить качества личности
- воспитать стремление к здоровому образу жизни
- повысить общую и специальную выносливость учащихся
- развить коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе - развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, к городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного и городского масштабов. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно- тренировочного годового цикла 2 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре- октябре и перед началом летней серии игр – в апреле – мае. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Планируемые результаты.
Освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Ожидаемый результат занять 3 место в зональных финальных республиканских соревнованиях по баскетболу среди старших школьников.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | | Количество часов | Форма аттестации (контроля) |
всего | теория | практика |
1 | Теоретическая подготовка | 24 | 19 | 5 | Опрос |
1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Правила игры, организация и проведение соревнований. | 4 | 4 | - | Опрос |
1.2. | Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. | 2 | 2 | - | Опрос |
1.3. | Физическая подготовка баскетболиста. | 2 | 2 | - | Опрос |
1.4. | Техническая подготовка баскетболиста | 2 | 2 | - | Опрос |
1.5. | Тактическая подготовка баскетболиста | 2 | 2 | - | Опрос |
1.6. | Психологическая подготовка баскетболиста | 2 | 2 | - | Опрос |
1.7. | Соревновательная деятельность баскетболиста | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.8. | Организация и проведение соревнований по баскетболу. | 2 | 1 | 1 | Опрос и проведение соревнований |
1.9. | Правила судейства соревнований по баскетболу | 4 | 2 | 2 | Опрос и выполнение жестов судьи |
1.10 | Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
2. | Общая физическая подготовка | 30 | 1 | 28 | |
2.1. | Изменение скорости движения, перемещения приставными шагами, остановки, повороты с мячом и без мяча. | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
2.2. | Челночный бег 5 по 5 м. Поднимание туловища. Сгибание разгибание рук в упоре лежа. 2 часа | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.3. | Выполнение акробатических элементов. Преодоление полосы препятствий. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.4. | Выполнение комбинации на брусьях. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.5. | Выполнение бега на 20 м. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.6. | Прыжок в длину с места. Упражнения с отягощением. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.7. | Прыжки вверх, и в длину. Упражнения для развития быстроты, ловкости. | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
2.8. | Подвижные игры. Эстафеты. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.9. | Полосы препятствий | 2 | 1 | 2 | Выполнение на результат |
2.10. | Акробатические упражнения (кувырки, стойки,перевороты, перекаты) | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.11. | Бег на дистанции 100м, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
2.12. | Спортивные игры волейбол, футбол. Прыжки в высоту, в длину. | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
3. | Специальная физическая подготовка | 24 | 1 | 23 | |
3.1. | Бег 20 м с высокого старта. Бег с резким изменением направления. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.2. | Челночный бег приставными шагами. Одиночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног Челночный бег с набивными мячами. Прыжки со скакалкой. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.3. | Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Стартовые рывки с мячом в соревновании с партнером. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.4. | Стартовые рывки с партнером за овладение мячом. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.5. | Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.6. | Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.7. | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.8. | Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.9. | Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок. Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей. Сочетания изученных приемов перемещения. | 2 | 1 | 1 | Выполнение на результат |
3.10. | Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.11. | Передача мяча с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
3.12. | Броски изученными ранее способами со средних дистанций. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
4 | Техническая подготовка | 34 | 1 | 33 | |
4.1. | Упражнения без мяча. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
4.2. | Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты. | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
4.3. | Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
4.4. | Двумя руками от груди с шагом вперед | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
4.5. | Двумя руками от груди в движении | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
4.6. | Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
4.7. | Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
4.8. | Ловля мяча после полуотскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
4.9. | Ведение мяча на месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости, с изменением высоты отскока | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
4.10. | Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места, после ведения и остановки | 4 | - | 4 | Выполнение на результат |
4.11. | Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении | 2 | 1 | 1 | Выполнение на результат |
4.12. | Вырывание и выбивание мяча | 2 | - | 2 | |
5. | Тактическая подготовка. | 8 | 1 | 7 | |
5.1. | Нападение быстрым прорывом. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
5.2. | Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
5.3. | Ведение мяча с обводкой противника. Обманные действия. | 2 | - | 2 | Выполнение на результат |
5.4. | Перехват мяча при ведении. Выбивание мяча при ведении. | 2 | 1 | 1 | Выполнение на результат |
6. | Инструкторская и судейская практика. | 6 | 2 | 4 | Выполнение жестов судьи |
6.1. | Выполнение судейства игры баскетбол | 6 | 2 | 4 | Выполнение судейства |
7. | Контрольные испытания. | 4 | 1 | 3 | Выполнение на результат |
8. | Соревнования. | 6 | 1 | 5 | Выполнение на результат |
| Итого часов | 136 | 28 | 108 | |
Содержание учебно-тематического плана.
1.Теоретическая подготовка.
Постановка целей и задач. Мотивация, разъяснение смысла предстоящей работы. Знакомство с программой и ее обсуждение, внесение коррективов.
Инструктаж по технике безопасности
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка баскетболиста.
4. Техническая подготовка баскетболиста.
5. Тактическая подготовка баскетболиста.
6. Психологическая подготовка баскетболиста.
7. Соревновательная деятельность баскетболиста.
8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.
9. Правила судейства соревнований по баскетболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
2.Физическаяподготовка
1. Общая физическая подготовка
2.Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
3. Подвижные игры.
4.Эстафеты.
5. Полосы препятствий.
6. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
7. Бег. Бег на дистанции 100, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости
8.Спортивные игры. Волейбол, футбол.
9.Прыжки: в высоту, в длину, с места, с разбега. Сочетание рывка (10-20м) с прыжком вверх, толчком одной, двух ног.
3. Специальная физическая подготовка
1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста. 1.9.Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок.
5.Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей.
6.Сочетания изученных приемов перемещения.
7. Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону.
8.Передача мяча с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие и средние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой.
9.Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте.
10.Броски изученными ранее способами со средних дистанций. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски
4.Техническаяподготовка
1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
· с разной скоростью;
· в одном и в разных направлениях.
3. Передвижение правым – левым боком.
4. Передвижение в стойке баскетболиста.
5. Остановка прыжком после ускорения.
6. Остановка в один шаг после ускорения.
7. Остановка в два шага после ускорения.
8. Повороты на месте.
9. Повороты в движении.
10. Имитация защитных действий против игрока нападения.
11. Имитация действий атаки против игрока защиты.
12. Ловля и передача мяча
13. Двумя руками от груди, стоя на месте.
14. Двумя руками от груди с шагом вперед.
15. Двумя руками от груди в движении.
16. Передача одной рукой от плеча.
17. Передача одной рукой с шагом вперед.
18.То же после ведения мяча.
19. Передача одной рукой с отскоком от пола.
20. Передача двумя руками с отскоком от пола.
21. Передача одной рукой снизу от пола.
22. То же в движении.
23. Ловля мяча после полуотскока.
24. Ловля высоко летящего мяча.
25. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
26. Ловля катящегося мяча в движении.
27. Ведение мяча
28. На месте.
29. В движении шагом.
30.В движении бегом.
31. То же с изменением направления и скорости.
32. То же с изменением высоты отскока.
33. Правой и левой рукой поочередно на месте.
34 Правой и левой рукой поочередно в движении.
35. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
36.Броски мяча
37. Одной рукой в баскетбольный щит с места.
38. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
39. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
40. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
41..Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
42..Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
43. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
44. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
45. В прыжке одной рукой с места.
46. Штрафной бросок.
47. Двумя руками снизу в движении.
48. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
49.В прыжке со средней дистанции.
50. В прыжке с дальней дистанции.
51 Вырывание мяча.
52. Выбивание мяча.
5.Тактическаяподготовка
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв.
6. Командные действия в защите.
7. Командные действия в нападении.
8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
9.Техника и тактика игры.
10. Взаимосвязь и взаимообусловленность техники и тактики.
11.Характеристика стремительного и позиционного нападения в зоне защиты.
12.Техника нападения.
13.Индивидуальные действия: финты с мячом "на ведение”, "на передачу”, "на бросок” с последующим ведением, передачей, броском
14.Групповые действия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном равенстве защитников.
15.Командные действия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче. Тактика защиты.
16.Индивидуальные действия: выбор места для овладения мячом при передачах и ведении.
17.Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка).
18.Командные действия: прессинг.
19.Контрольные игры и соревнования.
20. Соревнования по баскетболу. Сдача тестов.
6. Инструкторская и судейская практика.
7. Контрольные нормативы.
8. Соревнования.
Планируемые результаты.
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
знать:
- состояние и развитие баскетбола в России
- основы правил соревнований по баскетболу
- основы техники и тактики игры
- основы технической и тактической подготовки
- спортивную терминологию
- основные приемы закаливания
уметь:
- выполнять технические приемы баскетболиста
- выполнять тактические приемы нападения и защиты
- обладать навыками передвижения с мячом, передач мяча, скоростного ведения мяча, бросков с дистанции
-развить качества личности
- воспитать стремление к здоровому образу жизни
- повысить общую и специальную выносливость учащихся
- развить коммуникабельность учащихся, умение работать и жить в коллективе - развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, к городу, стране.
Способы проверки образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного и городского масштабов. Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно- тренировочного годового цикла 2 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре- октябре и перед началом летней серии игр – в апреле – мае. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
После освоения обучающимися программы дополнительного образования оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Месяц | Год обучения, форма занятия |
№ недели | 1 | | | |
| | Т | П | К | | | | | | | | | |
Сентябрь | 1 | Т | | К | | | | | | | | | |
2 | Т | П | К | | | | | | | | | |
3 | Т | | К | | | | | | | | | |
4 | Т | П | К | | | | | | | | | |
Октябрь | 1 | | П | К | | | | | | | | | |
2 | | П | К | | | | | | | | | |
3 | | П | К | | | | | | | | | |
4 | | П | К | | | | | | | | | |
Ноябрь | 1 | Т | П | К | | | | | | | | | |
2 | | П | К | | | | | | | | | |
3 | | П | К | | | | | | | | | |
4 | | П | К | | | | | | | | | |
Декабрь | 1 | Т | П | К | | | | | | | | | |
2 | | П | К | | | | | | | | | |
3 | | П | К | | | | | | | | | |
4 | | П | К | | | | | | | | | |
Январь | 1 | | П | К | | | | | | | | | |
2 | | П | К | | | | | | | | | |
3 | | П | К | | | | | | | | | |
4 | | П | К | | | | | | | | | |
Февраль | 1 | Т | П | К | | | | | | | | | |
2 | | П | К | | | | | | | | | |
3 | | П | К | | | | | | | | | |
4 | | П | К | | | | | | | | | |
Март | 1 | | П | К | | | | | | | | | |
2 | | П | К | | | | | | | | | |
3 | | П | К | | | | | | | | | |
4 | | П | К | | | | | | | | | |
Апрель | 1 | Т | П | К | | | | | | | | | |
2 | | | К | | | | | | | | | |
3 | | П | | | | | | | | | | |
4 | Т | | | | | | | | | | | |
Май | 1 | | П | | | | | | | | | | |
2 | Т | П | | | | | | | | | | |
3 | Т | | | | | | | | | | | |
4 | Т | | К | | | | | | | | | |
Всего часов | | 28 | 108 | 31 | | | | | | | | | |
Итого за год | 34недели , 136 часов | | | |
Условные обозначения: Т – теория, П – практика, К – контроль.
Примечание. Июнь – август – каникулы. В июне реализуются программы летнего отдыха. В июле – августе – очередной отпуск педагога.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Примерный список инвентаря (на учебную группу)
Инвентарь | Материалы |
Щиты с кольцами Стойки для обводки Гимнастическая стенка Гимнастическая скамейка Скакалки Гимнастические маты Мячи баскетбольные Гантели различной массы Насос ручной Скакалки Мячи волейбольные | 1.Материал для изготовления флажков 2.Материал для изготовления манишек |
Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD- записи спортивных игр и соревнований с участием ведущих команд мирового баскетбола, методические разработки в области баскетбола.
Кадровое обеспечение: педагоги, имеющие среднее и высшее специальное образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и практическими умениями вида спорта баскетбол, стремящиеся к профессиональному росту.
Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов текущий контроль- проводится в конце каждой темы- выполнение на результат, товарищеские встречи, журнал посещаемости, наградные документы за участие в соревнованиях разного уровня. Подведения итогов обучения является участие детей в соревнованиях районного и республиканского уровня. По итогам года данные фиксируются в годовом аналитическом отчете, оформляется стенд с лучшими учащимися школы.
Методические материалы
Методы обучения:
1.Главный метод тренировки - это упражнения, предусматривающие различную повторяемость выполнения в зависимости от задач, средств, внешних условий. В современной системе спортивной тренировки используются следующие основные группы методов:
1. Метод обучения технике и совершенствование в ней: разучивание действия в целом, разучивание по частям, объяснение, демонстрация (показ), непосредственная помощь, повторение упражнения.
2. Методы обучения тактике и совершенствование в ней: разучивание тактических элементов и действий по частям, связкам, разучивание в целом, объяснение, анализ действий, разработка вариантов тактических действий, творческие задания в процессе тренировки и соревнований.
3. Методы выполнения упражнений для воспитания двигательных качеств: повторный, попеременный, интервальный, равномерный, темповый, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, круговой, игровой, соревновательный.
4. Методы воспитания моральных качеств: убеждение, разъяснение, обсуждение в коллективе, требовательность, пример тренера и сильнейших спортсменов.
5. Методы психологической подготовки и воспитания волевых качеств: убеждение, разъяснение, пример, поощрение, групповое воздействие, самостоятельное выполнение заданий, постепенное увеличение трудности упражнений и усложнение условий их выполнения, самовнушение, приучение к соревновательным условиям.
6. Методы интегральной подготовки: повторный, контрольный, прикидки, соревнования.
Формы организации.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, - работа по индивидуальным планам подготовки (обязательно на этапе спортивного совершенствования),
- медико-восстановительные мероприятия,
- тестирование и медицинский контроль,
- участие в соревнованиях, контрольных матчах, учебно-тренировочных сборах в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и перед вышестоящими по рангу соревнованиями,
- пребывание в летнем спортивно-оздоровительном лагере,
-беседы, просмотр учебных, документальных и др. фильмов, игр, соревнований,
- инструкторская и судейская практика.
Педагогические технологии: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии т.д.
Алгоритм учебного занятия: 1. Построение 2. Цель и задачи 3. Вводная часть 4. Основная часть 5. Заключительная часть. 6. Подведение итогов. Дидактические материалы – раздаточные материалы, комплекс общеразвивающих упражнений, комплекс комбинаций по баскетболу, жесты судей.
Литература.
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения
2.СанПин 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
3.Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
4 Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР: доп. федер. агенством по физ. культуре и спорту / федер. агенством по физ. культуре и спорту. – М.: Советский спорт, 2008. – 99 с. 4. 5.Баскетбол: программа для секций коллективов физкультуры. М.: ФиС, 1971.–116с.
6. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М.С.
7.Бриль. – М.: Физкультура и спорт,1980. – 127 с.
5. Водорезов, Г.Н. Система управления игровым процессом в баскетболе / Г.Н. Водорезов. – М.: МИФИ, 2005. – 20 с.
8. Волков, В. М., Филин, В. П. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: ФиС, 1983. – 176 с.
9. Гомельский, А. Я. Энциклопедия от Гомельского: энциклопедия / А.Я. Гомельский. – М.: Фаир-Пресс, 2010. – 352 с.
10. Единая Всероссийская спортивная классификация. – М.: Советский спорт, 2013. – 20 с.
11. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: учебник для вузов /
12. Железняк Ю.Д.. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 520 с.
13. Международная Федерация Баскетбола, Российская Федерация Баскетбола Официальные правила баскетбола. – М.: СпортАкадемПресс, 2014. – 99 с. 12.
14. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских олимпийского резерва / Ю.М. Портнов, В.Г. Башкирова, В.Г. Луничкин [и д.р.] – М.: Советский спорт, 2004. – 100 с.
15. Программа для внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1977. – 68 с. 16.
Электронные ресурсы.
1. Библиотека учебной информации. Методические указания по планированию спортивной тренировки по баскетболу для начинающих, http://www.bibliotekar.ru библиотека
2. Персональный сайт Скиндера Александра Васильевича. На сайте очень много полезной информации по методике подготовки баскетболистов.
http://ballplay.narod.ru
3. Российская федерация баскетбола – Режим доступа: http://russiabasket.ru/ 4 Скачивания видео с интернета http://ru.savefrom.net/
4. Сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество
учителей физической культуры http://www.uchportal.ru Учительский портал.
5. Физическая культура http://www.openclass.ru/sub/
6. Школьная баскетбольная лига http://www.kes-basket.ru/.
Литература, рекомендуемая для детей.
1.Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002г.
2.Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007г.
3.Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения.. М. АСТ. 2006г.
4. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004г.
5.Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002г.
6. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999г.
7.Леонов А.Д. Малый А.А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989
Контрольные нормативы (юноши)
Возраст | Бег 20 м.с. | Прыжки в длину с места, см. | Ведение мяча 20 м, с. | Штрафной бросок (из 10 раз) | Броски в движении после ведения из 5 раз) | Броски с точек (из 20 раз) |
11-12 | 3,4 | 180 | 9.1 | 6 | 4 | 12 |
13-14 | 3.4 | 195 | 8.7 | 6 | 5 | 12 |
15-16 | 3.4 | 200 | 8.2 | 7 | 6 | 14 |
17-18 | 3.3 | 230 | 8.0 | 7 | 6 | 14 |
Контрольные испытания (девушки)
Возраст | Бег 20 м.с. | Прыжки в длину с места, см. | Ведение мяча 20 м, с. | Штрафной бросок (из 10 раз) | Броски в движении после ведения из 5 раз) | Броски с точек (из 20 раз) |
11-12 | 3.8 | 185 | 9.6 | 1 | 4 | 10 |
13-14 | 3.6 | 190 | 9.4 | 1 | 4 | 10 |
15-16 | 3.6 | 194 | 9.4 | 2 | 5 | 11 |
17-18 | 3.5 | 200 | 9.0 | 2 | 5 | 11 |