СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «музыкальное исполнительство» (срок обучения 4 года)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это рабочая программа разработана для обучения в ДШИ по классу баяна, аккордеона на 4 года.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «музыкальное исполнительство» (срок обучения 4 года)»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Лукояновская детская школа искусств»



ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ

На заседании Педсовета Директор ДШИ

Протокол №____ от _______ _________Т.А. Москалева

Приказ №____ от ___________





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

(СРОК ОБУЧЕНИЯ 4 ГОДА)







ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: Баян, аккордеон»





Составитель: преподаватель МБУ ДО ДШИ Симагина Р.К.







Лукоянов 2018

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Учебная литература:

баян

аккордеон

учебная литература для ансамблей

- Методическая литература






I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.

Предлагаемая программа рассчитана на 4 года обучения . Такой срок обучения наиболее приемлем для достаточного освоения инструмента в целях домашнего музицирования для себя и друзей и продолжить самостоятельные занятия. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 (8) – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения школа вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» 4-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Всего часов

4-й год


Всего часов

Полугодия

1

2

3

4

5

6


7



8



140

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

210

32

38

280

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

210

32

38

280

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

420

64

76

560


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» при 4 -летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов — аудиторные занятия, 280 часов — самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока- 45 минут.

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

  • ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, аккордеоне;

  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);

- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся, обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школы.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для нот, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных размеров (баянов и аккордеонов), так необходимых для маленьких учеников

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Учебно-тематический план

Первый год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой).

Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами).

2 четверть

Штрихи non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Гаммы для баянистов: До мажор, ля минор в одну октаву правой рукой, арпеджио, аккорды. Гаммы для аккордеонистов: До мажор, ля минор в одну октаву правой рукой, арпеджио, тоническое трезвучие. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. Игра двумя руками. Академический зачет (2 разнохарактерные пьесы)


II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Штрихи non legato, staccato, legato.

Гаммы для баянистов: Соль мажор, ми минор в одну октаву правой рукой, арпеджио, аккорды.

Гаммы для аккордеонистов: Соль мажор, ми минор в одну октаву правой рукой, арпеджио, тоническое трезвучие. Упражнения и этюды. Произведения народной музыки и произведения современных композиторов.

4 четверть

Гаммы для баянистов: Фа мажор, ре минор в одну октаву правой рукой, арпеджио, аккорды.

Гаммы для аккордеонистов: Си мажор, соль минор в 1 октаву правой рукой. Арпеджио, тоническое трезвучие. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Упражнения и этюды. Произведения народной музыки и произведения современных композиторов.

Академический зачет. (1-2 разнохарактерных пьесы)



Второй год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы для баянистов: с 1 ряда - До мажор двумя руками в одну октаву. Гаммы для аккордеонистов: До мажор в 1 октаву двумя руками.

1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев.

2 четверть

Гаммы для баянистов: Ля минор натуральный вид отдельно каждой рукой в одну октаву. Гаммы для аккордеонистов: Ля минор натуральный вид отдельно каждой рукой в одну октаву. Штрих стаккато. Чтение нот с листа. Академический зачет. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения.

II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Гаммы для баянистов: Ля минор натуральный вид в одну октаву двумя руками. Для аккордеонистов: Ля минор натуральный вид в одну октаву двумя руками. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.

4 четверть

Гаммы для баянистов: с 1 ряда До мажор двумя руками в одну октаву. Ля минор натуральный вид двумя руками в одну октаву. Для аккордеонистов: До мажор в одну октаву двумя руками, ля минор натуральный вид двумя руками в одну октаву. Упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический зачет выносятся две разнохарактерные пьесы.



Третий год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Гаммы для баянистов: со 2 ряда - Соль мажор двумя руками в две октавы. Гаммы для аккордеонистов: Соль мажор в 2 октавы двумя руками.

Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка.

2 четверть

Гаммы для баянистов: Ля минор гармонический вид отдельными руками в одну октаву. Гаммы для аккордеонистов: Ля минор гармонический отдельными руками в одну октаву.

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой.

На академический зачет выносятся 2 разнохарактерных произведения



II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Гаммы для баянистов: Соль мажор двумя руками в две октавы. Арпеджио, аккорды.

Гаммы для аккордеонистов: Соль мажор двумя руками в две октавы. Арпеджио, аккорды

Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии.

4 четверть

Гаммы для баянистов: ля минор гармонический вид двумя руками в одну октаву. Арпеджио, аккорды.

Гаммы для аккордеонистов: ля минор гармонический вид двумя руками в одну октаву. Арпеджио, аккорды.

Совершенствование техники на упражнениях, гаммах, арпеджио, аккордах. Репертуар должен включать произведения современных композиторов, популярной музыки, эстрадных мелодий, а также произведения с элементами полифонии и крупной формы.

На академический зачет выносятся 2-3 разнохарактерных произведения






















Четвертый год обучения

I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

1 четверть

Гаммы для баянистов: Фа мажор двумя руками в две октавы. Арпеджио, аккорды.

Гаммы для аккордеонистов: Си мажор двумя руками в две октавы. Арпеджио, аккорды.

Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка.

2 четверть

Гаммы для баянистов: ми, ре минор натуральный и гармонический вид в две октавы двумя руками. Арпеджио, аккорды.

Гаммы для аккордеонистов: соль, ре минор натуральный вид в две октавы двумя руками. Арпеджио, аккорды.

Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой. На прослушивание выставляются одно произведение.



II полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание занятий

3 четверть

Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии. Подготовка итоговой программы. На прослушивание выставляются 1 -2 произведения.

4 четверть

Подготовка к итоговой аттестации. Итоговое прослушивание – 3 разножанровых произведения.









Годовые требования

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Обучающиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Требования третьего и четвертого годов обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

























Первый год обучения

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Гаммы До, Соль, Фа мажор, ля, ми, ре минор в одну октаву правой рукой. Упражнения и этюды. Произведения на народной основе и произведения современных композиторов.

Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.

Техника ведения меха.

В течении 2 года обучения ученик должен пройти:

Этюды (1-2); пьесы (4-6).


Рекомендуемые упражнения и этюды (баян, аккордеон)

1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре.

2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).

3. Гаммы До, Соль, Фа мажор, ля, ми, ре минор в одну октаву правой рукой.

4. Г.Беренс «Этюд До мажор» ( 41, стр 48)

5. К.Черни «Этюд Фа мажор» ( 9, стр 42)

6 Рожков «Этюд До мажор» (9, стр 32)

7. Гнесина «Этюд До мажор» (9, стр 27)


Примерные исполнительские программы

Баян

1 вариант

  1. Украинская народная песня «Веселые гуси» (41, стр 4)

  2. Беларуская народная песня «Перепелочка» (41, стр 9)

  3. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (41, стр 3)

2 вариант

1. Иванов «Полька» ( 42, стр 20)

2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой» (42, стр 5)

3. Г.Беренс Этюд До мажор ( 41, стр 48)

3 вариант

  1. Русская народная песня «Я на горку шла» (4, стр 53)

  2. Иорданский «Голубые санки» ( 41, стр 4)

  3. Д.Кабалевский «Маленькая полька» ( 41, стр 3)

Аккордеон

  1. вариант

  1. Русская народная песня «Куманечек, побывай у меня» (4, стр 42)

2. Детская песня «Василек» ( 41, стр 3)

3. Г.Беренс Этюд До мажор ( 41, стр 48)

2 вариант

1. Красев «Елочка» (41, стр 5)
2. Русская народная песня «Как пошли наши подружки» (4, стр 47)

3. К.Черни Этюд Фа мажор (9, стр 42)

3 вариант

1.Русская народная песня «Во саду ли в огороде»

2.Чайкин «Пьеска» (36, стр 4)

3. Русская народная песня «На горе-то калина», обр. С. Павина

Второй год обучения

Гаммы До мажор в одну октаву двумя руками.

Ля минор натуральный вид двумя руками в одну октаву. Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг.

Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течении 2 года обучения ученик должен пройти:

Этюды (1-2); пьесы (4-6).

Примерные исполнительские программы

Баян

1 вариант

1.Чайкин «Украинская полька» (36, стр 11)

2. Иванов «Как под яблонькой» ( 41, стр 17)

3. Черни «Этюд До мажор» (42, стр 47)

2 вариант

1. Шитте «Этюд До мажор» (4, стр 67)

2. Чайкин «Танец Снегурочки» (41, стр 18)

3. Глинка «Полька» (41, стр 33)

3 вариант

1. Ольта «Этюд ми минор» (33, стр 1)

2. А.Спаддавекиа «Добрый жук» (41, стр 12)

3. Бетховен «Немецкий танец» (2, стр 61)

Аккордеон

  1. вариант

1. Шитте « Этюд До мажор» (42, стр 41)

2. Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

3. Бажилин «Камаринская» (4, стр 72)

2 вариант

  1. Книппер «Полюшко поле» ( 42, стр 32)

  2. Русская народная песня «Как ходил гулял Ванюша» ( 43, стр 62)

3. Моцарт «Менуэт» (42, стр 78)


3 вариант

1. Чайкин «Пионерский горн» (36, стр 8)

2. Глюк «Мелодия» (2, стр 54)

3. Бажилин «Деревенские гулянья» (4, стр 49)



Третий год обучения

Гаммы Соль мажор двумя руками в две октавы.

Ля минор гармонический вид двумя руками в одну октаву. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом.

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Чтение с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле.

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.

В течении 3 года обучения ученик должен пройти:

Этюды (1-2); пьесы (4-6); ансамбль: (1-2)


Примерные исполнительские программы

Баян

1 вариант

  1. Гедике «Ригодон» (41, стр 36)

  2. Н.Чайкин «Вальс» (15, стр 32)

  3. Русская народная песня «Яблоня» (18, стр 10)

2 вариант

  1. В.Моцарт «Лендлер» (12, стр 84)

  2. Н.Чайкин «Русский танец» (36, стр 11)

  3. Ризоль «Казачок» (41, стр 44)

3 вариант

1. Доренский «Сонатина в классическом стиле» (4, стр 118)

2. Штейбельт «Сонатина» (41, стр 40)

3. Белорусская народная песня «Крыжачок» (18, стр 20)

Аккордеон

1 вариант

  1. В.Моцарт «Аллегро» (12, стр 83)

  2. Бетховен «Сонатина» (37, стр 23)

  3. Русская народная песня «Во сыром бору тропинка» (18, стр 14)

2 вариант

  1. А.Гедике «Сонатина» (9, стр117)

  2. Штейбельт «Адажио» (9, стр 86)

  3. Розас Вальс «Над волнами» (15, стр 28)

3 вариант

  1. Э.Хауг Прелюдия, пер. Р.Бажилина ( 4, стр 145)

  2. Шмит «Сонатина 1 часть» (24, стр 29)

  3. Доренский «Танго» (5, стр 91)



Репертуар для ансамблей

Белорусский народный танец «Янка» пер. Н. Корецкого

Р. н. п. «Перевоз Дуня держала» пер. Л.Гавриловой

«Латышская полька» пер. В. Жилинского

Бах И.С. «Волынка»

Чайковский П. « Новая кукла»

«Тирольский вальс» пер. Ю. Лихачёва

« Ах на что ж было, да к чему ж было» обр. Иванова

«Тирольский вальс» обр.Лихачева

Р. н. п. «Ивушка»

Р. н. п. «Полосынька»








Четвертый год обучения

Гаммы Фа, Си мажор, ми, соль, ре минор натуральный и гармонический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент. Включение в репертуар произведений крупной формы, полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы.

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Игра в ансамбле. Подбор по слуху.

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес. На итоговое прослушивание выносятся 3 произведения разных жанров.





Примерные итоговые исполнительские программы

Баян

  1. вариант

1.Гендель «Сарабанда» (37, стр 22)

2.Чайкин «Интимный вальс» (36, стр 24)

3.Бетховен «Романс» (37, стр 25)

  1. вариант

1. Бах «Прелюдия До мажор» (12, стр 96)

2.Финский народный танец «Полкис» ( 16, стр 30)

  1. .Темнов « Веселая кадриль» (16, стр 56)

3 вариант

1. Моцарт «Бурре» (15, стр 72)

2. Хаслингер «Сонатина»

3. Родригас «Кумпарсита»

Аккордеон

1 вариант

  1. Ивановичи Вальс «Дунайские волны»

  2. Гендель «Сарабанда»

  1. Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша», обр. В.Лушникова

2 вариант

1 Гедике Сарабанда, пер. П.Лондонова

2 Вебер Сонатина

  1. Богословский «Темная ночь»


3вариант

  1. Бах «Прелюдия» (12, стр 96)

  2. Джулиани «Тарантелла» (16, стр 46)

  3. Русская народная песня «Метелки», обр. В.Грачева



Репертуар для ансамблей


Штейбельт Д. «Адажио» переложение Р.Гречухиной

Паулс Р. «Колыбельная» из к/ф «Долгая дорога в дюнах»

Польский н. т. «Мазурка»

Итальянская народная песня «Санта Лючия» переложение Р.Гречухиной

Белорусский народный танец «Янка»

Русская народная песня «Во саду ли в огороде» пер. Р.Гречухиной

Лук «Сказка»

Лук «Прогулка»

Лук «Танец медвежат»





III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля обучающихся являются:

  • текущий контроль,

  • промежуточная аттестация обучающихся,

  • итоговая аттестация обучающихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,

  • учет индивидуальных особенностей обучающегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации детей являются:

  • зачеты

  • контрольные уроки.

2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если обучающийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения ребенка, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ребенок его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.



VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебная литература Баян и аккордеон





Учебная литература:

  1. «Юному аккордеонисту» издательство В.Катанского/ Москва.2004

  2. «Хрестоматия для баяна и аккордеона» Часть 1. «Советский композитор» /Москва.1970

  3. «Хрестоматия аккордеониста» 3 -4 классы ДМШ. Издательство «Музыка» / Москва.2004

  4. «Хрестоматия аккордеониста» 5 класс ДМШ. Пьесы. Издательство «Музыка» / Москва.2004

  5. А.Доренский «Эстрадно–джазовые сюиты для баяна и аккордеона» 3-5 классы ДМШ. «Феникс» /Ростов-на-Дону.2008

  6. В.Новиков «Эстрадные композиции на популярные темы». Выпуск 2.Баян или аккордеон. Издательство «Музыка» / Москва. 2004

  7. «Хрестоматия Аккордеон 1-3 классы ДМШ».Издательство «Кифара» /Москва 2005

  8. «Хрестоматия Аккордеон 5-7 классы ДМШ».Издательство «Кифара» /Москва 2005

  9. «Радость начинающих». Пьесы для аккордеона для первых двух лет обучения. Составитель Йожеф Кола. Издательство «Музыка» / Будапешт.1964

  10. «Альбом аккордеониста» Составитель В.Горохов. Издательство «Советский композитор» / Москва.1957

  11. «Хрестоматия баяниста для ДМШ» 1-3 классы. Выпуск 1. Издательство «Музыка» 1973

  12. «Хрестоматия баяниста для ДМШ» 3-5 классы. Выпуск 1. Издательство «Музыка» 1973

  13. «Хрестоматия баяниста младшие классы ДМШ». Пьесы. Выпуск 2.Составитель А.Крылусов. Издательство «Музыка» / Москва. 2004

  14. «Хрестоматия для баяна» Выпуск 2. 1-2классы ДМШ».Составители: Р.Гречухина, М.Лихачев. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2004

  15. «Хрестоматия для баяна» Выпуск 4. 3-4классы ДМШ».Составители: Р.Гречухина, М.Лихачев. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2007

  16. «Хрестоматия для баяна» Выпуск 5. 4-5классы ДМШ».Составители: Р.Гречухина, М.Лихачев. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2007

  17. А.Доренский «Виртуозные пьесы» Выпуск 3. 4-5 класс. Издательство «Феникс» /1998.

  18. «Хрестоматия для баяна» Выпуск 3. 2-3 классы ДМШ».Составители: Р.Гречухина, М.Лихачев. Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2006

  19. Р.Бухвостов, В.Скворцов «Хрестоматия начинающего баяниста»

  20. «Хрестоматия начинающего баяниста». Выпуск1. Издательство «Советский композитор» /Москва. 1963

  21. «Хрестоматия баяниста». Старшие классы ДМШ. Пьесы.Часть 1. Составители: В.Грачева, В.Петрова. Издательство «Музыка» /Москва 1999.

  22. «Хрестоматия баяниста». Старшие классы ДМШ. Пьесы.Часть 2. Составители: В.Грачева, В.Петрова. Издательство «Музыка» /Москва 1999.

  23. «Хрестоматия баяниста». Старшие классы ДМШ. Пьесы.Часть 1. Составители: В.Грачева, В.Петрова. Издательство «Музыка» /Москва.2002

  24. «Хрестоматия баяниста». Старшие классы ДМШ. Пьесы.Часть 2. Составители: В.Грачева, В.Петрова. Издательство «Музыка» /Москва.2002

  25. «Полифоническая тетрадь баяниста». Выпуск 1. Издательство «Музыка» /Москва.1991

  26. «Баянисту любителю». Составитель А.Черных. Издательство «Советский композитор» / Москва.1988

  27. И.С.Бах «Инвенции и симфонии для фортепиано». Издательство «Музыка» /Москва.1985

  28. «Концертный репертуар баяниста». Выпуск 7. Издательство «Музыка» /Москва.1986

  29. «Этюды для баяна » 2 класс .Издательство «Украина» 1981

  30. «Этюды для баяна » 3 класс .Издательство «Украина» 1981

  31. «Этюды для баяна » 4 класс .Издательство «Украина» 1981

  32. «Этюды для баяна » 5 класс .Издательство «Украина» 1981

  33. А.Ольта «12 характерных пьес -этюдов для баяна и аккордеона».СоставительВ.Брызгалин. 2000

  34. «Популярная музыка зарубежных композиторов в облегченном переложении для баяна и аккордеона». Издательство «Кифара» /2006

  35. В.Брызгалин «Три русские песни». Издательство «Курган» /1998

  36. Н.Чайкин «Детский альбом для баяна и аккордеона». Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2005

  37. «Хрестоматия баяниста 3-4 классы ДМШ». Издательство «Музыка» /Москва.1982

  38. «Антология литературы для баяна часть 2». Издательство «Музыка» /Москва.1985

  39. «Антология литературы для баяна часть 3». Издательство «Музыка» /Москва.1986

  40. «Антология литературы для баяна часть 4». Издательство «Музыка» /Москва.1987

  41. «Педагогический репертуар для баяна». Выпуск 1. 1-2 классы. Составитель И.Бойко. Издательство «Феникс» 1998

  42. «Хрестоматия педагогического репертуар для баяна 1,2 классы ДМШ» .Составитель А.Онегин. Издательство «Музыка» /Москва.1967

  43. «Школа игры на баяне». Составитель А.Онегин. Издательство «Музыка» /Москва.1967



  1. «Хрестоматия баяниста». Старшие классы ДМШ. «Музыка» /Москва.1982



  1. «От Баха до Оффенбаха». Популярные классические произведения в переложении для баяна или аккордеона. СостаительВ.Петров«Музыка» /Москва 2004

  2. «Баян 2 класс». Учебный репертуар для ДМШ. Издательство «Украина» 1985

  3. Р.Бажилин «Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки». Издателство «Феникс»/ Ростов-на-Дону. 1998

  4. «Концертные пьесы для аккордеона». Выпуск 11. Составитель С. Павин. Издательство «Советский композитор»/ Москва. 1974.

  5. «Баян в музыкальной школе». Пьесы для 5 класса. Выпуск 3.

Издательство «Советский композитор»/ Москва. 1969.

  1. С.Джоплин «Регтаймы» в переложении для ансамбля аккордеонов. Издательство «Композитор»/ Санкт-Петербург. 1999

  2. Шпуков А.Ю. «Мелодии прошлых лет». Из репертуара ансамбля «Ретро». Нижний Новгород.

  3. «Пьесы для ансамбля аккордеонистов». Издательский дом В.Катанского./ Москва.2001

  4. «Играет детский оркестр баянистов». Составитель С.Гаранин. Нижний Новгород. 2004

Учебно-методическая литература:

  1. «Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на

баяне детей 6-8 лет. В 2 частях». Часть 1. Пособие для учителя / Крылова Г.И., М.: Владос-Пресс, 2010.

  1. «Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на

баяне детей 6-8 лет. В 2 частях». Часть 2. Пособие для учащихся / Крылова Г.И., М.: Владос-Пресс, 2010.

  1. Бажилин Р.Н. «Самоучитель игры на баяне, аккордеоне» / Москва.

Издатель: Владимир Катанский, 2004.

  1. Бажилин Р.Н. «Школа игры на аккордеоне» / Москва. Издатель: Владимир Катанский, 2008.

  2. Дунаевский М. «Самоучитель игры на аккордеоне» / М.: «Советский композитор», 1975.

  3. Двилянский М «Самоучитель игры на аккордеоне» /Москва «Советский композитор» 1990



  1. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне» / М.,1978.

  2. Лушников В. «Школа игры на аккордеоне» / М.,1998.

  3. Мирек А. «Самоучитель игры на аккордеоне» / М.: Советский композитор, 1974

  4. Хрестоматия педагогического репертуара «Юному музыканту баянисту -аккордеонисту» 5 класс. Ростов-на-Дону «Феникс » 2010

  5. Самойленко Б. «Педагогический репертуар аккордеониста 2-7 классы ДМШ» / «Детская книга», 2000г.

  6. Семенов В. «Современная школа игры на баяне» / «Музыка», 2007.

  7. Ушенин В.В. «Школа игры на аккордеоне» / «Феникс», 2012.

  8. Лушников В. «Школа игры на аккордеоне». Издательство «Музыка»/Москва. 1998

  9. Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне». Издательство «Советский композитор»/ Москва.1980

  10. П.Говорушко «Школа игры на баяне»Издательство «Музыка»/ Москва.1970

  11. Чапкий С. «Школа игры на выборном баяне» Киев. 1978



Методическая литература:

    1. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. М.,1987

    2. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978

    3. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001

    4. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982

    5. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980

    6. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989

    7. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!