СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Самбо"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательной организации и реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта:

- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 06.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20 августа 2014 года № 33660.

Целевая аудитория.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Самбо» предполагает контингент обучающихся в возрасте от 6 до 12  лет (ознакомительный уровень).

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Самбо"»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Самбо»









Уровень: ознакомительный

ознакомительный, базовый, углубленный


Срок реализации программы (общее количество часов) 1 год (144 часа)


Возрастная категория: 1-5 класс


Вид программы: модифицированная





Составитель:


Узунян Елена Валерьевна

педагог дополнительного образо­вания МОБУ СОШ №100 г. Сочи














г. Сочи 2020 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО ВИДУ СПОРТА «САМБО»


ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по виду спорта «Самбо» реализуется в МОБУ СОШ №100 г. Сочи

Программа разработана на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательной организации и реализацию дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта:

- ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства просвещения РФ от 06.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановления Главного государственного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20 августа 2014 года № 33660.

Целевая аудитория.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Самбо» предполагает контингент обучающихся в возрасте от 6 до 12 лет (ознакомительный уровень).

Цели программы:

- физическое воспитание личности детей;

- развитие двигательной активности;

- формирования здорового образа жизни и интереса к занятиям спортом.

Особенностями организации тренировочного процесса по общеразвивающей программе являются:

- тренируются обучающиеся – лица, зачисленные в образовательную организацию без предъявления требований к уровню их физического развития и подготовленности.

Прием на общеразвивающую программу, осуществляется при наличии медицинского заключения (справки) и заявления о приеме в образовательную организацию.

Индивидуальный отбор по приему на общеобразовательную программу не проводится.

В программе изложена методика физического воспитания детей младшего школьного возраста. Поэтому реализация данной программы возможна с 6-7 летнего возраста.

Цели, задачи и преимущественная направленность ознакомительного уровня программы:

- привлечение максимально возможного количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

- утверждение здорового образа жизни;

- овладение базовой техникой (основами) вида спорта;

- достижение занимающимися такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности;

- адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе учебно – тренировочных занятий, закаливание организма;

- обеспечение физического совершенства, высокого уровня здоровья и работоспособности человека для подготовки его к любой общественно – полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных знаний и умений.

В качестве критериев оценки, анализа и корректировки деятельности на ознакомительном уровне программы используют следующие показатели:

  • стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

  • динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, занимающихся;

  • уровень освоения основ гигиены и самоконтроля;

Организация тренировочного процесса при реализации общеразвивающих программ осуществляется по следующим формам:

- тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;

- индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или команду;

- участие в соревнованиях и иных мероприятиях;

- теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотров и анализа видеофильмов, просмотра соревнований);

- занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря;

- медицинско-восстановительные мероприятия;

- итоговая аттестация обучающихся.

Расписание учебно – тренировочных занятий составляется администрацией школы по представлению педагога в целях установления более благоприятного режима работы и отдыха занимающихся, обучение их в общеобразовательных и других учреждениях.

Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки:

- теоретическая подготовка;

- общая физическая подготовка;

- специальная физическая подготовка;

- технико - техническая подготовка;

- психологическая подготовка;

- участие в соревнования и иных мероприятиях;

- итоговая аттестация обучающихся;

- врачебный и медицинский контроль.

Указанные разделы программы взаимосвязаны и предлагают воспитание гармонически развитых людей, готовых к трудовой, оборонной, спортивной и другим общественно полезным видам деятельности.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются результаты итоговой аттестации обучающихся:

По общей физической подготовке:

В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать, контрольные нормативы (представлены в содержании программы).

По специальной физической подготовке:

Выполнение на оценку специальных упражнений по видам спорта.

По технико-тактической подготовке:

Знать и уметь выполнять основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

По психологической подготовке:

Соблюдение режима дня. Ведение дневника самоконтроля.

Выполнение упражнений различной трудности, требующих проявления волевых качеств.

По теоретической подготовке:

Знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий спортивно – оздоровительному этапу.

Особенности формирования группы ознакомительного уровня и определения объёма недельной тренировочной нагрузки обучающихся (в академических часах) представлены в таблице № 1. Максимальный состав определяется с учётом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях.

Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки.


Особенности формирования группы ознакомительного уровня и определения объёма недельной тренировочной нагрузки обучающихся (в академических часах)


Таблица № 1


Год обучения

Минимальный

возраст для

зачисления (лет)

Минимальная наполняемость группы (человек)

Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (человек)

Максимальный количественный состав группы (человек)

Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах

Весь период (ознакомительный уровень)

6

15

15 - 20

30

4



Учебный план


Таблица № 2


п\п

Наименование разделов

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

1

Теоретическая подготовка

5

5

5

2

Общая физическая подготовка

80


80

3

Специальная физическая подготовка

28


28

4

Технико – тактическая подготовка

20


20

5

Психологическая подготовка

4

4

4

6

Соревновательная подготовка

3


3

7

Приёмные и переводные нормативы

3


3

8

Врачебный и медицинский контроль

1


1


Итого:

144

9

144










Содержание программы


Теоретическая подготовка

Тема 1. Влияние занятий борьбой самбо на строение и функции организма спортсмена (30 мин).

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.


Тема 2. Гигиена, закаливание, питание и режим дзюдоиста (30 мин).

Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена: рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Основные элементы режима для их выполнения. Примерная смета режима для юного самбиста.


Тема 3. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях самбо (1ч).

Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные действия в борьбе самбо. Техника безопасности при выполнении различных общеподготовленных и специально-подготовленных упражнений борца. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по борьбе самбо.


Тема 4. Основы техники и тактики борьбы самбо (1 ч).

Понятие о спортивной техники. Роль технических действий в спортивной борьбе. Элементы техники борьбы самбо: основные положения самбиста, способы передвижения, захваты, блоки и упоры, приемы.


Тема 6. Моральная и психологическая подготовка самбиста (30мин).

Спортивный характер и его роль в достижении победы над собой и соперником.

Умение терпеть как основное понятие воли.

Правила поведения в спортивном коллективе.


Тема 7. Правила соревнований по самбо. Планирование, организация и проведение соревнований. (30 мин).

Весовые категории для борцов 10-12 лет.


Тема 8. Оборудование и инвентарь для занятий борьбой (30 мин).

Спортивная одежда и обувь самбиста, уход за ними. Спортивные снаряды и тренажеры, применяемые на занятиях по борьбе самбо. Устройство, правила эксплуатации и уход за ними.



Тема 8. Оборудование и инвентарь для занятий дзюдо (30 мин).

Спортивная одежда и обувь дзюдоиста уход за ними. Спортивные снаряды и тренажеры, применяемые на занятиях по дзюдо. Устройство, правила эксплуатации и уход за ними.









Общая физическая подготовка

Таблица № 4

п\п

Темы

Краткое содержание темы


1

Развитие силы

(силовая подготовка)



А) Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса / подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений /

30

Б) Упражнения с отягощениями / штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера


В) Упражнения на снарядах и со снарядами

Г) Упражнения из других видов спорта

Д) Подвижные и спортивные игры

2

Развитие быстроты (скоростная подготовка)

А) Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

20

Б) Подвижные и спортивные игры

3

Развитие выносливости


А) Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

10

Б) Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время / лыжи, коньки, плавание, ходьба

В) Подвижные и спортивные игры

4

Развитие ловкости (двигательно -координационная подготовка)

А) Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

10

Б) выполнение упражнений из непривычного / неудобного / положения

В) Подвижные и спортивные игры

5

Развитие гибкости

А) Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности / в суставах, упражнение из других видов спорта / гимнастика, акробатика /

10


Общее количество часов:

80


Специальная физическая подготовка

Таблица № 5

п\п

Темы

Краткое содержание темы


1

Специальные борцовские упражнения (с отягощением и без них)


А) Борцовский мост и упражнения на мосту

7

Б) Упражнения с партнером

В) Упражнения с резиной с использованием отдельных элементов имитации бросков (подвороты и тяги руками)

2

Подготовительные упражнения (имитационные)

А) Для укрепления мышц, которые принимают наибольшее участие в предстоящем разучивание технико-тактического действия, и развития их скоростно-силовых качеств, броски на время (10; 30 сек.,3; 5; 8 минут)

7

Б) Элементы приёмы, которые предстоит освоить (усовершенствовать) занимающимися

3

Подводящие упражнения



А) Перемещения с партнером в захвате, наиболее приемлемом для выполнения разучиваемого приема

7

Б) Основное положение броска из основной техники борьбы

В) Детали техники броска

Г) Упражнения с сопровождением для увеличение мощности разучиваемого приема

4

Имитационные упражнения


А) Аутогенная тренировка (мысленное представление о выполнении приема)

7

Б) Многократное выполнение приема без партнера с постоянным увеличением скорости выполнения до максимальной



Общее количество часов:

28


Техническая подготовка

Таблица № 6

п\п

Темы

Краткое содержание темы


1.

Борьба стоя


А) Стойки: прямая /правая, левая, фронтальная /; средняя /правая, левая, фронтальная /; низкая /правая, левая, фронтальная/

10

Б) Перемещения:

-скользящим шагом;

-приставными шагами;

В) Основные захваты:

- за рукава;

- за отворот и рукав;

- за пояс и рукав;

Основные броски и их модификации с различных захватов, с различными подготовительными действиями с различных захватов, с переходами от одного приёма к другим:

- в основном руками:

5

- выведение из равновесия толчком назад,

- бросок захватом двух ног, вынося ноги в сторону,

- бросок с захватом двух ног, сбивая партнера плечом в колено,

- бросок захватом двух ног, с отрывом от ковра / татами,

- в основном туловищем:

- бросок через бедро с различных захватов и варианты; *

- бросок через грудь, обшагивая партнер и варианты;

- в основном ногами:

- бросок через голову с подсадом голенью и варианты;

2.

Борьба лёжа


А) Переворачивания партнера на спину, стоящего на четвереньках:

- захватом двух рук;

- захватом двух ног;

-захватом дальней руки и ноги;

5

Б) Удержания: варианты проведения удержаний:

-сбоку; верхом; со стороны головы; поперек;

Количество часов:

20





Психологическая подготовка


Таблица № 7

п\п

Тема

Группа ознакомительного уровня

теория

практика

1

Человек как личность.

Влияние спортивной подготовки на

формирование личности

1


2

Характеристика познавательной сферы личности

(ощущения, восприятие, память,

мышление, воображение, внимание, речь)

1

1

Тренинг: «Развитие

познавательных процессов»

3

Психологическая подготовка спортсменов и команд.

Общая:

-к длительному тренировочному процессу;

-волевая;

-социально – психологическая;

-к соревнованиям вообще;

-самовоспитание.

Специальная:

-к данному соревнованию;

-к конкретному сопернику (команде);

- к этапу тренировки;

-ситуативное управление состоянием.

1





2



Использование видов психологической подготовки на практике. Составление планов специальной подготовки к предстоящему соревнованию.

4

Средства психологической подготовки: формирование мировоззрения, внушение и самовнушение, контроль и самоконтроль,

1

1

Применение средств психологической подготовки к конкретному соревнованию.


итого

4

4


всего



Приёмные и переводные нормативы

Таблица № 8

Приёмно-переводные нормативы по ОФП и СФП для ознакомительного уровня

Контрольные упражнения


Мальчики

Девочки


Оценка

5

4

3

5

4

3

Общая физическая подготовка

«Челночный бег» 3 х 10 м, с

8.5

9.3

10.0

8.9

9.5

10.1

Подтягивание на высокой перекладине из виса

6

4

3




Отжимание в упоре лёжа

15

12

7

8

7

5

Прыжок в длину с места, см

190

165

140

180

155

130

Бег 30м, с

5.0

5.2

5.4

5.3

5.8

6.2

Техническая подготовка


5

4

3

Исходное положение – «борцовский мост» Забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону)

Выполняется в одном темпе в обе стороны без прыжков


Нарушение темпа, смешение головы и рук относительно и.п.

Выполнение в одну сторону, мелкие шаги, значительное смещение головы и рук относительно и.п.

Варианты самостраховки

Высокий полёт, мягкое приземление, правильная амортизация руками

Недостаточно высокий полёт, падение с касанием головы

Падение через сторону, удар туловищем о ковёр, жёсткое приземление, ошибки при группировке

Владение техникой дзюдо из всех основных классификационных групп

Демонстрация без ошибок с названием приёмов

Демонстрация с некоторыми ошибками и названием приёмов

Демонстрация с серьёзными ошибками, неправильно назван приём


МЕТОДИЧЕСИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Организация и планирование учебно-тренировочного процесса в группах ознакомительного уровня


Обязательным условием реализации программы является полноценное методическое обеспечение.

В процессе решения комплекса задач в спортивно – оздоровительных группах применятся следующие группы методов работы:

• методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

• методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, убеждения, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

• методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

• методы контроля, самоконтроля и самооценки: контрольные нормативы, зачётные требования, наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности, критика и самокритика.

Организация учебно-тренировочного процесса по самбо и его содержание в спортивно – оздоровительной группе преимущественно направлено на постепенное повышение тренировочных требований, решает задачи укрепления здоровья учащихся, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомление с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям борьбой самбо.

При расчете времени на каждый из основных видов занятий на тренировках продолжительностью 90 минут рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:

- обязательный комплекс упражнений (в разминке) 2 – 5 мин;

- элементы аэробики 6 – 10 мин;

- игры в касание 4 – 7 мин;

- освоение захватов 6 – 10 мин;

- упражнения на мосту 6 – 18 мин.

Оставшееся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приёмов в стойке и партере в пропорции 3:1.


Теоретическая подготовка


В содержании учебного материала по теоретической подготовке выделено 8 основных тем, которые охватывают минимум знаний, необходимых учащимся спортивно – оздоровительного этапа.

Теоретическая подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. В этих случаях теоретические занятия органически связаны с физической, технико-тактической, морально-волевой подготовкой. В процессе теоретических занятий целесообразно шире использовать активные методы обучения: проблемный метод анализа конкретных ситуаций, программированное обучение.

Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.



Методические рекомендации по развитию двигательных (физических) качеств


Развитие ловкости

Ловкость – комплексное качество, отличительной чертой которого является проявление находчивости и путей её реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. В связи с этим развитие ловкости предлагает специальную тренировку с использованием следующих методических приёмов:

а) необычных исходных положений;

б) зеркального выполнения упражнений;

в) изменения скорости, темпа движений и их пространственных границ;

г) смены способа выполнения упражнений;

д) усложнение упражнений дополнительными движениями;

е) изменения противодействия занимающихся при групповых и парных упражнениях.

Физиологический режим выполнения упражнения: кол-во и интенсивность упражнения лимитируется величиной пульса 140 уд\мин, время отдыха – восстановление пульса до 90 уд\мин, ориентировочное время непрерывного выполнения упражнения 10-20с.

На I станции постепенно вводятся более сложные прыжки и пе­ревороты, а также комбинации кувырков, прыжков, переворотов при­мерно в следующем сочетании.

На II второй станции осуществляется последовательное освоение различных зон касания, необходимых и подводящих к параллельному освоению атакующих захватов, а также блоков и упоров. Здесь осваиваются упражнения в равновесии, включая различные игры с выведени­ем из равновесия, прыжком через препятствия, упражнения со скакал­кой, упражнения в самостраховке с постепенно возрастающей трудно­стью выполнения за счет изменения исходных положений (падение на спине, стоя на гимнастической скамейке, стоя на гимнастической стенке, на разной высоте и т.п.). На этой же станции включаются упражнения в ползании и передвижениях в разных исходных положениях.

На IV станции последовательно вводят в тренировку разнооб­разные общеразвивающие упражнения, наиболее эффективными из которых являются: упражнения с мячами; лазания и передвижения на гимнастической стенке, наклонной и вертикальной лестнице.

На заключительной станции одновременно все занимающиеся играют в подвижные и спортивные игры.

В тех случаях, когда тренировка ловкости предшествует на заня­тиях изучению техники, то целесообразно заканчивать КТ игрой в рег­би на коленях, которая одновременно с развитием ловкости обеспечи­вает хорошую подготовку суставов.

Развитие быстроты

В силу того, что перенос качества быстроты существует только в одинаковых по координационной структуре движениях, при подбо­ре упражнений следует выполнять следующие требования:

1) упражнения должны соответствовать биомеханическим пара­метрам тренируемого движения (техническим действиям борьбы);

2) техника тренировочного упражнения должна быть относитель­но проста и хорошо освоена;

3) темп выполнения упражнений должен быть максимальным; продолжительность выполнения одного упражнения не должна пре­вышать 10-15 с; с уменьшением темпа и скорости движения трени­ровку нужно прекращать;

4) время отдыха между упражнениями (или сериями одного уп­ражнения) должно обеспечивать практически полное восстановление организма (для этого используются сходные по структуре движения малой интенсивности).

Реализация программы тренировки, построенной с учетом выше­приведенных рекомендаций, как правило, приводит к резкой активизации быстрых мышечных волокон, чего нельзя добиться при обыч­ной тренировке.

Развитие силы

В процессе силовой подготовки необходимо решить следующие основные задачи:

а) обеспечить разностороннее развитие или сохранение в необхо­димой мере силовых способностей, создающих предпосылки для спе­цифических проявлений их в спортивной борьбе, а также для успеш­ного освоения технико-тактических действий;

б) обеспечить развитие специфических для спортивной борьбы сило­вых способностей, необходимых для успешного освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательного поединка борцов.

Первая задача решается в ходе так называемой общей силовой подготовки, в процессе которой применяют широкий состав обще-под­готовительных упражнений на основе использования механизма по­ложительного переноса физических качеств, в результате чего созда­ются предпосылки эффективного проявления развивающих качеств в избранном виде спорта.

Вторая задача составляет основу специальной силовой подготовки, направленной на формирование структуры силовых качеств (собственно силовых, скоростно-силовьrx, силовой ловкости и силовой выносливос­ти), применительно к специфике спортивной борьбы и поэтому средства, применяемые в этом случае, выбираются таким образом, чтобы режим работы мышц и характер мышечных напряжений был близок к соревно­вательному. Для этого необходимо соблюдать следующие требования:

а) подбирать силовые упражнения, близкие по амплитуде и на­правлению соревновательным упражнениям;

б) делать акцент максимума усилий на рабочем участке амплиту­ды движения;

в) подбирать силовые упражнения по величине динамического усилия в соревновательном упражнении;

г) подбирать силовые упражнения по скорости нарастания уси­лия в соревновательных упражнениях.

Наиболее эффективно сочетаются эти требования в круговой тре­нировке.

Развитие выносливости

В качестве основных средств развития аэроб­ной выносливости следует широко при менять самые разнообразные циклические упражнения: ходьбу (особенно пешие походы на дальние расстояния или в горы), бег (по стадиону, кроссы по пересеченной ме­стности и по специально подготовленной трассе с преодолением пре­пятствий прыжками, нырками, уклонами, поворотами и ТЛ.); гребле, спортивные и подвижные игры.

Для развития специальной выносливости используются специа­лизированные игровые комплексы, специально-подготовительные уп­ражнения: учебные, тренировочные, контрольные и соревновательные схватки; подобранные и организованные с учетом представленных рекомендаций и физиологических режимов. При этом особое внима­ние следует обратить на следующие моменты:

1. Суммарная продолжительность тренировки на выносливость ли­митируется запасом гликогена в мышцах, поэтому увеличивать ее следу­ет медленно и постепенно, начиная с 15-20 мин. и доведя до 30-40 мин. 2. Интервал между тренировками на выносливость лимитируется скоростью ресинтеза гликогена. Частые тренировки требуют усилен­ного углеводного питания в перерывах между тренировками.

3. Важно соблюдать и контролировать среднюю мощность работы, характерную для той или иной направленности тренировки в зависимости от поставленных задач. В противном случае трудно ожидать требуемый запланированный тренирующий эффект, вместо которого неправильно организованная и плохо контролируемая тре­нировка может привести к чрезмерному воздействию на одну и ту же систему организма и, вследствие этого, к ее перенапряжению.


Организационно-методические рекомендации по разучиванию элементов борьбы самбо.


Для обеспечения безопасности при изучении и совершенствовании приемов пары составляются исходя из массы тела и роста занимающихся. Изучение бросков производится на несопротивляющемся партнере. Броски должны выполняться от центра к краю ковра. При выполнении броска не разрешается падать на соперника всем телом. Падающий не должен опираться на выставленную руку. Обучение приемам борьбы лежа и в стойке производится только после овладения приемами самостраховки.

Отдельные приемы борьбы рекомендуется изучать в такой последовательности:

- показ приема в целом;

- показ приема по частям с кратким объяснением техники исполнения;

- разучивание приема на несопротивляющемся партнере по частям

(в зависимости от сложности приема);

- выполнение приема слитно в обе стороны;

- самостоятельное выполнение приема занимающимися 5-10 раз.

Тренировки (совершенствование приемов) с сопротивлением можно начинать только после усвоения приемов на несопротивляющемся партнере.

Броски тренировать сначала с односторонним сопротивлением, затем в учебных схватках с двухсторонним сопротивлением (борьба стоя).

Перед началом схватки поставить перед занимающимися определенную задачу, а по окончании ее провести анализ с указанием правильных и ошибочных действий.


Психологическая подготовка


Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки является: - привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование установки на тренировочную деятельность;

- формирование волевых качеств спортсмена;

- совершенствование эмоциональных свойств личности;

- развитие коммуникативных свойств личности;

- развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.

В спортивной психологии выделяют объективные и субъективные трудности.

Объективные трудности - трудности, связанные с развитием физических качеств силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости, а также, связанные с функциональной подготовкой в избранном виде спорта;

- трудности, связанные с освоением способов выполнения (техники) двигательного действия в избранном виде спорта. Это знания, умения и навыки в дифференцировке пространственных, временных и динамических параметров движения;

- трудности, связанные с планированием и организацией своих действий (тактикой) на тренировке и соревнованиях. Очень важно развить способности в оперативном и тактическом мышлении спортсмена;

- трудности, связанные с условиями учебно-тренировочной деятельности. Это могут быть недостаточно хорошие места тренировок (залы, стадионы, бассейны), метеоусловия, в том числе состав группы (женский или мужской), психологический климат в спортивной группе, индивидуальный или командный вид спорта и др.;

- трудности, связанные с соревновательной деятельностью в избранном виде спорта. Это могут быть новые, незнакомые места соревнования, другой часовой пояс, другое место над уровнем моря, внезапное изменение расписания соревнований, судейство, характер жеребьевки, метеоусловия, действия спортивного соперника и др.

Субъективные трудности, связанные с личным переживанием спортсменом успеха или неуспеха своей спортивной деятельности, с личным отношением спортсмена к своей спортивной деятельности. Это могут быть индивидуальные ценности спортсмена (интересы), потребности, мотивы и цели спортивной деятельности как тренировок в том или ином виде спорта, так и соревнования.

Воспитание волевых качеств - одна из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Используя различные трудности в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности.

В работе с юными спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия. К методам словесного воздействия относятся разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.

Методы смешанного воздействия включают поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание.

Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия.

Основными средствами преодоления объективных и субъективных трудностей являются волевые действия. Как отмечал И.М.Сеченов, воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движениями. Волевое действие есть деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движениями во имя какой-либо цели. Человек властен не только над своим телом, управляет не только своими поступками, но и мыслями, желаниями, страстями. Отсюда в волевых действиях можно выделить три основных компонента:

1) интеллектуальный, связанный со способностью человека принимать решения.;

2) эмоциональный как могучий стимулятор двигательных действий;

3) исполнительный, связанный с осознанной необходимостью двигательного действия.

Волевое действие имеет следующие этапы:

- постановка цели, появление стремления достичь ее;

- выбор средств и путей достижения цели;

- преодоление борьбы мотивов и принятие решения действовать;

- исполнение принято го решения путем активных действий, направленных на достижение цели.

Соответственно этим этапам проявляются такие психологические компоненты, как осознание - планирование - борьба мотивов - волевое усилие.

Основными средствами волевой подготовки являются физические, спортивные упражнения и действия, связанные с развитием физических качеств. В частности, количественные характеристики движений по объему и интенсивности требуют самых разнообразных волевых усилий в преодолении усталости, связанной с большими мышечными усилиями и напряжениями. Содержание психологической подготовки представлено в таблице.


Соревновательная подготовка


На спортивно – оздоровительном этапе соревновательная подготовка складывается из следующих направлений:

- формирование умений применять изученные элементы техники и тактики в учебных, тренировочных схватках;

- применение изученных технических и тактических действий в условиях тренировочной схватки с неизвестным партнером, партнерами разного роста, с более тяжелым партнером, с более техничным партнером, с более сильным партнером;

- совершенствование знаний в правилах соревнований.


Приёмные и переводные нормативы


Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер

Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ, определены основные критерии оценки работы тренера-преподавателя со спортсменами спортивно-оздоровительного этапа, которые могут служить основанием для оценки занимающихся:

• стабильность состава занимающихся;

• динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств;

В спортивно-оздоровительных группах возраст занимающихся - от 10 до 17 лет, в них могут заниматься как начинающие, так и спортсмены, прошедшие подготовку на других этапах. Поэтому нормативы, представленные в таблице № 6 являются ориентировочными. При оценке уровня физической подготовленности необходимо учитывать, что здесь приводятся усредненные значения контрольных упражнений без учета весовых категорий учащихся.


Врачебный и медицинский контроль


Основными задачами медицинского обследования в спортивно – оздоровительных группах является контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце учебного года занимающиеся проходят медицинские обследования. Все это позволяет установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. Медицинское обеспечение спортсменов спортивно – оздоровительного предполагает проведение следующих видов обследований:

- первичного;

- дополнительных;

- врачебно-педагогические наблюдение.

Основной целью первичного обследования является оценка при допуске к занятиям состояния здоровья (с позиции существующих в этом плане нормативных документов, также эндогенных и профессиональных факторов риска), уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о детях и подростках), функциональных возможностей ведущих систем организма и общей физической работоспособности.

Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель, в принципе, совпадает с целью углубленных медицинских обследований.

Врачебно-педагогические наблюдения - совместные наблюдения

врача и тренера в условиях тренировки и соревнований, направленные на совершенствование тренировочного процесса.

Тренер определяет работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося и его реакцию на нагрузку. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести изменения в тренировочный процесс. Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления.

Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма при занятиях самбо.


Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6 до 11 лет (I—IV классы).

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных разных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нерв­ной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.
Для практики физического воспитания показатели функцио­нальных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
Для детей младшего школьного возраста естественной являет­ся потребность в высокой двигательной активности. Под двига­тельной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. 
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться склонности к определенным видам физической активности, мы является специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого и них оптимального пути физического совершенствования.


Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста

Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включен­ные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.
Основной формой занятий физическими упражнениями для детей младшего школьного возраста является учебно – тренировочное занятие, которое строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы для детей младшего школьного возраста обусловливает некоторые особенности учебно – тренировочного занятия:.

  1. Для младшего школьного возраста ведущими являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, элементарные упражнения вида спорта).

  2. На одном учебно – тренировочном занятии целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

  3. Чем младше учащийся, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

  4. На каждом учебно – тренировочном занятии обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

  5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная за­дача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и.т.д.
В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развиваю­щие частоту движений. Упражнения на скорость следует выпол­нять кратковременно (6—8с).
У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания). Отличительной особенностью учебно – тренировочных занятий является акцент на решение образовательных задач: овла­дение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Одно из основных требований к современному учебно – тренировочному занятию - внедрение эффективных средств и методов физического воспитания. С их помощью более успешно решаются образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный подход к учащимся, адекватность физических нагрузок их физическому состоянию; поддерживается стойкий интерес к занятиям.

Каждое учебно – тренировочное занятие должен быть правильно построено по структуре и содержанию и комплексно решать задачи, связанные с изучением основ знаний по избранному виду спорта, освоением двигательных умений и навыков, развитием физических качеств, овладением умениями самостоятельно заниматься физическими упражнениями, привитием потребностей в соблюдении здорового образа жизни.

Влияние каждого учебно – тренировочного занятия на учащихся должно быть разносторонним. Физические, умственные и волевые усилия детей должны сочетаться таким образом, чтобы в целом обеспечивался эффект гармоничного развития учащихся на фоне поддержания оптимального уровня их работоспособности. Поэтому трудные упражнения должны сочетаться с относительно легкими, интересные - со скучными, но необходимыми, обязательные - с упражнениями по выбору детей и т.п.

В процессе физического воспитания необходимо по возможности обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности.

Для обеспечения высокой результативности учебно – тренировочного занятия имеет значение выбор метода организации занятий- фронтальный, групповой, поточный, индивидуальный, круговая тренировка и др.

Фронтальный метод предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой вся группа выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. Этот метод преимущественно используется в подготовительной и заключительной частях занятия, но иногда и в основной, особенно в начале обучения. Следует подчеркнуть, что важной особенностью фронтального метода является обеспечение постоянного руководства тренера 0 преподавателя.

При групповом методе группа делится на подгруппы. Каждая из групп выполняет свое, отличающееся от других задание. Групповой метод обеспечивает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения движениям. Тренер – преподаватель подбирает упражнения, соответствующие физическим качествам и способностям членов группы.

Применение группового метода дает возможность приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Если же воспитанники недостаточно подготовлены к такой форме организации занятий, использовать групповой метод нецелесообразно.

Метод индивидуальных занятий предусматривает самостоятельное выполнении упражнений, предложенных тренером - преподавателем или выбранных обучающимися. Он используется в подготовительной или основной части учебно – тренировочного занятия, но может иметь место и в заключительной.

Метод индивидуальных занятий дает возможность удовлетворить желание детей выполнить понравившееся упражнение. В результате происходит чередование регламентированных упражнений с относительно свободными. Вместе с тем дети приучаются к самостоятельному выполнению упражнений. При этом тренер - преподаватель, наблюдая за отдельными учащимися, осуществляет общее руководство группой.

Метод дополнительных упражнений. Дополнительными называются упражнения, выполняемые по заданию тренера - преподавателя самостоятельно во взаимосвязи с главным упражнением. Однако дополнительные упражнения нельзя считать второстепенными, так как благодаря им можно осуществлять развитие физических качеств в младшем школьном возрасте. Суть этого приема заключается в том, что, помимо основного упражнения, которое ученики выполняют по очереди, они в промежутках между подходами выполняют предложенное число раз упражнения, направленные на развитие определенных физических качеств.

Метод станционных занятий. Станционные занятия являются разновидностью круговой тренировки, направлены главным образом на закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков.

Суть данной формы занятий состоит в следующем. Учебно-тренировочная группа разделяется на несколько групп так, чтобы в каждой группе было не более 3-5 человек. Группы расходятся по станциям указанным тренером - преподавателем. По его сигналу все учащиеся одновременно начинают выполнение упражнений каждый на своем месте. Выполнив упражнение, заранее обусловленное количество раз, группы по часовой стрелке переходят на очередное место занятий. И так до тех пор, пока не пройдут все места занятий.

Круговой метод занятий. Движение учащихся происходит, как и в станционных занятиях, по кругу с последовательным выполнением на каждом месте упражнений.

Однако в отличии от станционных круговые занятия направлены главным образом на развитие физических качеств, и здесь к ученикам предъявляются новые, повышенные требования: повторить заданное упражнение возможно большое количество раз или заданное количество выполнить как можно быстрее.





Список литературы, рекомендуемой для детей.


1.Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

2.Доленко Ф.Л. Спорт и суставы. – М, «Физическая культура и спорт», 2005г.

3. Попов А.Л. Спортивная психология, М, «Флинта», 1999г.

Список литературы, рекомендуемой для педагогов


1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: физкультура и спорт, 1980.

3. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера.- М.: ФиС,1981г.

4.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: «Советский спорт», 2003г.

5.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера, наука побеждать.- М.: Астрель, 2003г.

6. Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: Флинта, 1999г.

7.Программа: САМБО «Советский спорт», 2008г.

8.Организация врачебного контроля и медицинского обеспечения спортивных школ, Департамент по ФК и С, Краснодар, 2006г.

9.Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. _ Челябинск, 1996.

10.Туманян Г.С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – М.: Физкультура и спорт, 1984.


11.Якимов А.М. Основы тренерского мастерства. - М.: Терра – спорт, 2003г.

























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Самбо»


Уровень: ознакомительный

ознакомительный, базовый, углубленный


Срок реализации программы (общее количество часов) 1 год (144 часа)


Возрастная категория: 1-5 класс


Вид программы: модифицированная





Составитель:


Узунян Елена Валерьевна

педагог дополнительного образо­вания МОУСОШ №25г. Сочи















г. Сочи 2020 г.