СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игралочка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работая по программе, дети получают элементарные математические представления, учатся логически мыслить. Развивающие игры помогут не только повысить умственную активность детей, но и сформировать у них такие качества, как находчивость и самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игралочка"»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 146» города Рязани


Согласовано Утверждаю

На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ «Детский сад №146»

Протокол № 1 от 31.08.2021г. ______________ Е.В.Закусило Приказ № 125-А от 31.08.2021 г.










Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Игралочка»


Направленность:социально-педагогическая


Уровень: базовый

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год (18 ч)







Автор-составитель:

Васильева Анастасия Юрьевна

педагог дополнительного образования









г. Рязань 2021 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Программа «Игралочка» написана с учётом возрастных, психофизиологических особенностей детей, позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход в развитии, использовать различные формы и методы обучения. Работая по программе, дети получают элементарные математические представления, учатся логически мыслить. Развивающие игры помогут не только повысить умственную активность детей, но и сформировать у них такие качества, как находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость.

Новизна

Учебная программа составлена таким образом, чтобы у детей развивались умения слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, воспитывались усидчивость, трудолюбие, желание и стремление узнавать что-то новое, формировалась привычка думать. Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А педагог подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения. В ходе этих игр и осуществляется личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идёт обучение. Вся система организации занятий воспринимается ребёнком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Программа разработана на основе учебно – методического пособия

«Игралочка» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.

Цель программы – формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления дошкольника.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать простейшие математические представления;

- формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать речь, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

- воспитывать личностные качества.

Уровень сложности и направленность: программы соответствует базовому уровню сложности и имеет художественно-эстетическую направленность.

Категория обучающихся: дети от 4 до 5 лет. Специальный отбор не проводится.

Объём и срок освоения программы:

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

1

18

1 раз в две недели



Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности: часть программы реализуется с использованием современных технологий и строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности.

Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик (создание мягкой сенсорной книги «Геометрические фигуры»), а также используются игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование. В ходе таких игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.



Условия реализации программы: формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе. Специальный отбор не проводится. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу обучения обучающийся:

Знает:  знают числа от 1до 5, геометрические фигуры, последовательность событий.

Умеет: пользоваться простейшими операциями (показывать правую и левую рук); определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед,

назад, направо, налево); соотносить запись чисел 1 – 5 с количеством предметов; находить в окружающей обстановке много предметов и один

предмет; узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.



Приобретает навыки: трудовой деятельности, развития мелкой моторики рук, творческое воображение и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, а также приобретают навык - в простейших случаях устанавливать последовательность событий.



Учебно-тематический план

Название блока

Тема занятий

Количество занятий по теме

Сравнение предметов и групп предметов

- Представления о свойствах предметов: цвет (красный, желтый, синий,

зеленый, черный, белый), оттенки цветов, форма, размер и др.

- Выделение признаков сходства и различия.

- Объединение предметов в группу по общему признаку.

- Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

- Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар

(равно, не равно, больше, меньше).

- Формирование представлений о сохранении количества.

5

Числа и цифры:

- Знакомство с понятиями «один» и «много». Число 1. Пара.

- Образование последующего числа путем прибавления единицы.

- Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего

и последующего числа. Числовой ряд.

- Знакомство с наглядным изображением чисел 1-5.

- Умение соотносить цифру с количеством.

5

Величины:

- Формирование представлений о длине предмета.

- Формирование представлений о возрастающем и убывающем порядке

изменения длины.

2

Пространственно-временные представления:

- Формирование пространственных представлений: на – над, под, слева

справа, вверху – внизу, посередине и др. Ориентировка в пространстве

(вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево и т.д.)

- Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы

одинаковой формы.

- Знакомство с геометрическими фигурами: круг, шар.

3

Повторение


3

Итого


18



Содержание


Месяц

№ занятия, тема

Задачи, содержание

Октябрь

1. Цвет

Раскрасить шарики таким же цветом, как и одежда человечков. Провести карандашом линию по пунктиру. Учить раскрашивать предметы, не выходя за контур.

2. Цвет

Подобрать заплатки нужных цветов. Соединить предметы одного цвета линией. Учить аккуратно приклеивать детали на образец, проводить непрерывные линии.

3. Цвет

Раскрасить овощи и фрукты соответствующим цветом. Наклеить середину полотенца такого же цвета, как края. Продолжать учить аккуратно совмещать части деталей, закрашивать предметы, не заходя за контур. Развивать память, разговорную речь.


4. Цвет

Раскрасить фартуки матрёшкам такого же цвета, как платочки. На каждой нитке раскрасить бусины одним цветом. Учить выполнять задание по образцу. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность. Обогащение словаря: образец.

Ноябрь

5. Оттенки цветов

Поставить в пары детей в одежде одинакового цвета. Раскрасить банты у девочек и ботинки у мальчиков в такие же цвета как их одежда. Приклеить цветы к вазе такого же цвета. Учить различать и правильно называть оттенки цветов, развивать память, внимание, умение слушать задание.

6. Оттенки цветов

Приклеить окошки такого же цвета, как домики, раскрасить крышу домиков в другой цвет. На каждый стол поставить чашки одного цвета, раскрасить скатерти тем же цветом, что и чашки. Активизация словаря: скатерть. Продолжать учить внимательно слушать задание, развивать фантазию, воспитывать самостоятельность в принятии решений.

7. Большой, маленький

Поставить перед каждым медведем соответствующую по размеру тарелку и чашку. В большую коробку положить большие мячи, а в маленькую – маленькие.

8. Большой, маленький

Приклеить для мышки поезд из маленьких кубиков, для лягушки – из кубиков побольше, для зайчика – из самых больших кубиков. В мешок Мишки положить самые большие яблоки, волка – поменьше, лисы – самые маленькие яблоки. Развивать внимание, аккуратность. Подвести к понятию – от самого маленького к самому большому и от самого большого к самому маленькому.

Декабрь

9. Оттенки цветов

Повесить на ёлку сначала все жёлтые шары, затем все красные и затем все синие. В коробку Матроскина положить все тёмные шары, в коробку Шарика – все светлые. Активизировать в речи названия оттенков цветов.



10. Цвет и форма

Раскрасить детали ковриков, называя фигуры. Активизация в речи названий фигур: треугольник, круг, квадрат. Раскрасить рисунки по образцу. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Воспитывать умение доделать работу до конца.

11. Один, много

Раскрасить один мяч и много кубиков. Найти отличия. Развивать разговорную речь детей, внимание.

12. Столько же, больше, меньше

Учить сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше). Зачеркнуть лишний предмет на картинке, обобщение предметов. Активизация словаря: овощи, мебель, игрушки, одежда.


Январь

13. Столько же, больше, меньше

Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству, формировать представления о сохранении количества. Продолжить цепочку, сохраняя ритм.

14. Столько же, больше, меньше

Сравнить количество больших и маленьких матрёшек, учить находить простые закономерности, подбирать подходящий предмет, сохраняя данную закономерность. Дорисовать картинку так, чтобы цветов стало столько же, сколько и ваз. Учить находить лишний предмет.

15. Столько же, больше, меньше

Раскрасить большие вагоны в разные цвета, сравнить с маленькими вагонами, раскрасить маленькие вагоны так же, как и большие. Сравнить количество предметов.

16. Счёт до пяти. Число 5

Обвести картинки, на которых по два предмета, найти и объяснить, почему остальные – лишние. Найти на картинке каких предметов два, а каких по одному, самостоятельно нарисовать два предмета.


Февраль


17. Числа и цифры. 1 и 5

Знакомятся с цифрой 5. Соотносят количество предметов с цифрой. Находят лишний предмет.

18. Длиннее, короче

Знакомятся с понятиями длиннее, короче. Раскладывают предметы в мешочки по два. Соотносят количество предметов с цифрой. Находят лишний предмет, продолжают цепочку закономерности.

19. Круг

Обвести круги по пунктиру, назвать предметы. Находить рисунки, не похожие на круг. Закрепление понятий: длиннее, короче. Раскрасить цепочку, сохраняя ритм.

20. Шар

Знакомство с геометрической фигурой шар. Найти отличия на картинке, лишний предмет, учиться аргументировать свой ответ.


Март


21. Счёт до 5

Дети учатся считать до 5, собирают предметы в группы по три, собирают предметы в группы по заданному признаку, сравнивают их количество, соотносят количество предметов с количеством точек, находят закономерность по оттенку.


22. Треугольник

Обвести по контуру треугольники, найти отличия, продолжить ряд закономерностей, сделать забор у домика с треугольным окошком длиннее. Развивать внимание, умение правильно выполнять поставленную задачу.


23. Число и цифра 5.

Сосчитать предметы на рисунке и обвести нужное число. Соотнести количество предметов на картинке с цифрой и поставить нужное количество точек. Учиться группировать предметы по форме и цвету, складывая в мешочек по три. Раскрасить бусы, соблюдая закономерность.

24. На, над, под

Формировать пространственные представления на- над, под. Учить выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.


Апрель


25. Выше, ниже

Формировать понятия: самый высокий, ниже, самый низкий. Соотнесение количества предметов с цифрой, найти отличия. Закреплять пройденные темы: цвета, оттенки, формы предметов.

26. Слева, справа

Формирование пространственных представлений слева, справа. Ориентировка в пространстве на листе бумаги.

27. Повторение

Величина: высокий, низкий. Продолжи ряд, сохраняя ритм. Соотнеси количество предметов с цифрой. Найди закономерность. Собери игрушки по 3 в мешочек.

28. Повторение

Раскрасить яблоки так, чтобы на одной тарелке лежали яблоки разного цвета. Пространственные представления справа, слева, над, перед. Собрать в разные мешочки предметы, похожие по форме. Найти лишний предмет, объяснить почему.

Май

29. Повторение

Слева, справа, длиннее, короче. Группировка по форме, размеру и цвету. Продолжить закономерность. Закончить рисунок, соблюдая ритм. Собрать в отдельные мешочки круги с числами 1, 2, 3,4,5.

30. Повторение




ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Кадровые условия: педагог дополнительного образования

ФИО

Образование,

год окончания обучения

Повышения квалификации

/профессиональная переподготовка

Общий стаж работы/ стаж педагогической работы

Васильева Анастасия Юрьевна

Высшее

Российский государственный социальный университет

15 апреля 2008г.


ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования»

«Особенности проектирования дополнительных общеобразовательных программ в рамках персонифицированного финансирования детей» 16 часов, 2020 год

ООО Центр инновационного образования и воспитания «Единый урок» г.Саратов

«Педагог дополнительного образования в объёме 250 часов для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Педагог дополнительного образования», 2021г.


19 лет

8 лет



Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий, соответствующее нормам СП2.4.3648-20 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20;

Используется следующее оборудование: столы, стулья, магнитная доска.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебные и наглядные средства

  1. «Задачи в кроссвордах». Математика для детей 3-5 лет. Петерсон Л. Г.

  2. «Игралочка». Математика для детей 4-5 лет. Часть 1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

  3. «Построй свою математику» Петерсон Л. Г.

4. Практический курс математики для дошкольников.

Методические рекомендации «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

5. Шевелев К. В. «Дошкольная математика в играх» — М.: Мозаика-синтез, 2005. — 80 с.

6. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Издательство Института Психиатрии, 2001. – 224 и.

7. Демонстрационный и раздаточный материал по Петерсон Л.Г.

8. Магнитная доска.


Расходные материалы

Рабочая тетрадь, цветные карандаши, клей, листы бумаги.




ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Форма: Мониторинг качества образования

При реализации программы проводится мониторинг индивидуального развития детей. Такой мониторинг производится в целях отслеживания эффективности работы по данному направлению.

Мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае)

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям (тестирование).

Проверка знаний:

  1. Умение считать в пределах 5.

  2. Умение узнавать цифры в пределах 5.

  3. Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.

  4. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

  5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

  6. Умение различать правую и левую руку.

  7. Умение находить один и много предметов по картинкам.

  8. Умение сравнивать группы предметов на основе составления пар (больше, меньше, поровну)

  9. Умение называть весь спектр цветов и их оттенков.



Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил;

2 балла- ребёнок ответил при помощи педагога;

3 балла- ребёнок ответил правильно

Подсчёт результатов:

8-11 баллов – низкий уровень;

12-18 баллов – средний уровень;

19-24 балла – высокий уровень.