МКУ «Управление образования» ИКМО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Принято на заседании педсовета ЦВР Утверждаю
Протокол № 1 Директор ЦВР___________ Н.А.Багаутдинов
от 27 августа 2021 г. Приказ № от 27 августа 2021 г_
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучного направления
«Живое слово»
Возрастная учащихся 12-15 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Хабибуллина Лилия Талгатовна
2020-21 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Закон Республики Татарстан № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 года «Об образовании»
Постановление КБ РТ от 12 октября2011 №846 «О внесении изменений в отдельные постановления КБ РТ»
Приказ МО и Н РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 года «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования»
Устав МБУ ДОД «Центр внешкольной работы» МО «ЛМР» РТ
Положение о разработке дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДОД «Центр внешкольной работы» МО «ЛМР» РТ
Направленность – естественнонаучная, уровень – стартовый
.
Направленность дополнительной образовательной программы
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса, потому как имеет большое количество различных правил, среди которых порой необъяснимые исключения. Чтобы писать и говорить идеально правильно, надо знать русский язык глубоко, проявляя любовь к слову.
Настоящая программа рассчитана на учащихся средней ступени обучения, по характеру предметная, развивающая.
Образовательный процесс объединения среднего и старшего звена включен в процесс языкового развития учащихся, развитие способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.
Данная дополнительная образовательная программа способствует решению таких проблем, как:
увеличение занятости детей в свободное время
развитие познавательных способностей
поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна её в том, что на занятиях объединения учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе становятся особенно актуальными. Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению русского языка.
Молодое поколение перестало любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями.
Проблема преподавателей - вернуть утраченную красоту речи, увлечь молодых людей к словесности, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению.
Программа объединения предполагает возродить уважение к самоценному, яркому и правдивому Слову.
Программа объединения включает в себя:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
задания творческого характера.
Предложенные в рамках объединения дополнительного образования занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.
Изучающие русский язык неизбежно сталкиваются на всех его уровнях со сходными явлениями, требующими в определенных ситуациях быстрого и обоснованного их разграничения.
Цель программы: формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
1. Расширить и углубить запас знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствовать коммуникативную культуру учащихся;
3. Выявлять и поддерживать лингвистически одаренных детей;
4.Развивать мыслительные операции, психологические качества личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитать любовь и уважение к русскому языку, интереса к чтению литературы.
Занятия в кружке рассчитаны не на дублирование базовых курсов, а на дополнение и углубление их.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Материал данного курса показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка.
В дополнительную образовательную программу включены новейшие научные знания о происхождении письменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности. Материал расположен в "обратном" порядке в целях постепенного погружения в глубь веков и доступности восприятия все более усложняющегося материала по мере погружения в историю развития языка.
Практическая роль дополнительной образовательной программы в дополнении материала о происхождении русского языка, его месте среди других языков мира, развития письменности и культурной речи. Ярче иллюстрируется историческая сущность ряда явлений современного русского языка, для которых программа предусматривает "исторический комментарий" (чередование звуков, стилистические и синонимические ряды, грамматические исключения и т. д.)
Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов воспитанников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
На занятиях воспитанники ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-15 лет.
Сроки реализации:
По программе I года обучения (9 месяцев) учащиеся занимаются 2 раза в неделю. Количество учебных часов в год – 144ч.
Режим занятий:
периодичность 2 раза в неделю по 2 академических часа ;
общее количество – 144 часов.
Формы занятий:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
викторины;
исследовательская и проектная деятельность
знакомство с многоаспектностью существования слова,
лекционные занятия;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др мероприятиям).
На занятиях предусматривается использование следующих технологий обучения:
-традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский)
-Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский));
-гуманно – личностная (Ш.Амонашвили).
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
Ожидаемый результат
-умение обращаться со словом;
-осознание эстетической ценности языковых явлений в художественном тексте;
-владение речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования языком;
-творческому и логическому мышлению;
-интерес к чтению художественных произведений филологически вооружённым взглядом;
-применение разнообразных стилистических ресурсов русского языка;
-создание собственных творческих работ.
В результате обучения воспитанник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые предполагают развитие речемысленных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Методы проверки достижения ожидаемых результатов:
тестирование;
творческая работа;
проектная работа
самостоятельная работа.
Практическая работа
Беседа
комплексный анализ текста;
написание текстов в различных жанрах,
письмо под диктовку,
самоконтроль,
взаимопроверка,
фронтальный опрос,
индивидуальный устный опрос,
обобщающая беседа по изученному материалу;
презентация;
Критерии оценки результата:
Выполнено 70% и более – высокий уровень;
50 – 70% - средний уровень;
Менее 50% - низкий уровень.
Условия реализации программы:
• наличие кабинета;
• наличие теоретического, справочного материала;
• наличие дидактического материала;
• наличие ПК и электронного адреса у педагога и учащихся (желательно).
Формы подведения итогов реализации программы:
Результативность участия учащихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Лингвистика – наука о языке | 20 | 14 | 6 |
2 | Русский язык в его истории | 32 | 15 | 17 |
3 | Язык и культурное наследие. | 18 | 7 | 11 |
4 | Русский язык и современность | 14 | 6 | 8 |
5 | О богатстве и разнообразии в русском языке | 6 | 4 | 2 |
6 | Фонетика и орфоэпия | 8 | 4 | 4 |
7 | Словообразование | 4 | 2 | 2 |
8 | Лексика | 24 | 11 | 13 |
9 | Фразеология | 8 | 3 | 5 |
10 | Это очень интересно | 10 | | 10 |
| Всего | 144 | 67 | 77 |
III.Содержание программы
1. Лингвистика – наука о языке (14+6)
Лингвистика – наука о языке. Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система. Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения. Происхождение языка. Живые и мёртвые языки. Естественные и искусственные языки. История письма. Предпосылки возникновения письма. Китайские иероглифы. Клинописное письмо. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Переход к звуко-буквенному письму
2. Русский язык в его истории (15+17)
Классификация индоевропейских языков. Русский язык в его истории. Русский язык в семье славянских языков. Наука о происхождении слов. Этимологический словарь. Наш календарь. Происхождение календарных понятий. Ономастика. Значение и история имен и фамилий. Топонимика. История и значение географических названий. Русские народные говоры. Составление словаря диалектов. Судьба слова. Новое и старое слова
3. Язык и культурное наследие (7+11)
Письменность и книга на Руси. М.В.Ломоносов и его учение о «трех штилях». Словарь А.С.Пушкина. Язык произведений великого классика. В.И.Даль – собиратель русского слова. Словари – сокровищницы языка. Работа со словарями.
4. Русский язык и современность (6+8)
Русский язык и современность. Произношение и ударение. Произношение имен существительных, прилагательных, глаголов. Грамматические ошибки и их предупреждение. Речевые ошибки и их предупреждение. Стилистические ошибки. Как их избежать?
5. О богатстве и разнообразии в русском языке (4+2)
О богатстве и разнообразии в языке. Паронимы. Русский язык в современную эпоху
6. Фонетика и орфоэпия (4+4)
Уровни языка. Фонетический уровень. Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Гласные и согласные. Фонема. Ударение и интонация. Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция
7. Словообразование (2+2)
Словообразование. Способы образования слов. Состав слова Морфемный анализ слова. Повторение правописания орфограмм
8. Лексика (11+13)
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.
Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.
Прямое и переносное значение слова.
Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приёма: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя и др.
Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.
Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.
Приёмы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках и др.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения и др.
Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
9. Фразеология (3+5)
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение, намеренная грамматическая деформация структуры фразеологизма) и др.
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение
10. Это очень интересно (10 часов)
Подготовка к Неделе русского языка. Выпуск газеты
Разбор и решение олимпиадных заданий. Олимпиада.
Вечер «В мире русского слова»
Учебно-тематическое планирование
занятий кружка «Русское слово»
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего | Теория | практика | Формы аттестации/контроля |
| Лингвистика – наука о языке | 20 | 14 | 6 | |
1-2 | Лингвистика – наука о языке | 2 | 2 | - | Беседа |
3-4 | Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система | 2 | 2 | - | Тест |
5-6 | Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
7-8 | Происхождение языка | 2 | 2 | - | беседа |
9-10 | Живые и мёртвые языки | 2 | 2 | - | Практическая работа |
11-12 | Естественные и искусственные языки | 2 | 2 | - | беседа |
13-14 | Как обходились без письма? Древние письмена. История письма. Предпосылки возникновения письма | 2 | 1 | 1 | опрос |
14-15 | Китайские иероглифы. Клинописное письмо. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
15-16 | Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Переход к звуко-буквенному письму | 2 | 1 | 1 | беседа |
17-18 | Увлекательное около нас. Интеллектуальная игра | 2 | - | 2 | викторина |
19-20 | Русский язык в его истории | 32 | 14 | 18 | |
21-22 | Классификация индоевропейских языков. Русский язык в его истории. Русский язык в семье славянских языков | 2 | 1 | 1 | беседа |
23-24 25-26 | Наука о происхождении слов. Этимологический словарь | 2 2 | 1 | 1 2 | Практическая работа |
27-28 | Проектная работа «Этимологические словари» | 2 | 1 | 1 | проект |
29-30 | Практическая работа с этимологическими словарями | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
31-32 | Наш календарь. Происхождение календарных понятий | 2 | 1 | 1 | беседа |
33-34 | Ономастика. Значение и история имен и фамилий. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
35-36 | Решение кроссворда по ономастики | 2 | 1 | 1 | Решение кроссворда |
37-38 | Топонимика. История и значение географических названий. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
39-40 | Викторина. История и значение географических названий. | 2 | 1 | 1 | викторина |
41-42 | Устаревшие слова как живые свидетели истории .Виды устаревших слов: архаизмы и историзмы, их значение в произведении | 2 | 1 | 1 | индивидуальный устный опрос |
43-44 | Диалектизмы | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
45-46 | Составление словаря диалектов | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
47-48 | Театрализованное представление «Диалектная лексика» | 2 | - | 2 | |
49-50 | Судьба слова. Новое и старое в слове | 2 | 1 | 1 | |
51-52 | Игра «Язык - мой друг» | 2 | - | 2 | |
| Язык и культурное наследие. | 18 | 7 | 11 | |
53-54 | Письменность и книга на Руси | 2 | 1 | 1 | обобщающая беседа по изученному материалу |
55-56 | М.В.Ломоносов и его учение о «трех штилях» | 2 | 1 | 1 | обобщающая беседа по изученному материалу |
57-58 | По местам М.В. Ломоносова (виртуальная экскурсия) | 2 | 1 | 1 | презентация |
59-60 | Словарь А.С.Пушкина. Язык произведений великого классика | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
61-62 | Язык произведений великого классика. Работа с произведениями поэта | 2 | | 2 | Практическая работа |
63-64 | В.И.Даль – собиратель русского слова | 2 | 1 | 1 | творческая работа |
65-66 | Праздник, посвященный В.И.Далю | 2 | 1 | 1 | |
67-68 | Проектная работа «Словари – сокровищницы языка» | 2 | 1 | 3 | проект |
69-70 | Работа со словарями. Контрольная работа | 2 | - | 2 | Контрольная работа |
| Русский язык и современность | 14 | 6 | 8 | |
71-72 | Русский язык и современность. Произношение и ударение. | 2 | 1 | 1 | обобщающая беседа по изученному материалу |
73-74 | Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
75-76 | Грамматические ошибки и их предупреждение | 2 | 1 | 1 | |
77-78 | Грамматические ошибки и их предупреждение | 2 | 1 | 1 | взаимопроверка |
79-80 | Речевые ошибки и их предупреждение | 2 | 1 | 1 | |
81-82 | Стилистические ошибки. Как их избежать? | 2 | 1 | 1 | комплексный анализ текста |
83-84 | Игра «Корректор». Работа с текстами | 2 | - | 2 | Работа с текстами |
| О богатстве и разнообразии в языке | 6 | 4 | 2 | |
85-86 | О богатстве и разнообразии в языке. Паронимы | 2 | 1 | 1 | |
87-88 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | 2 | 1 | 1 | комплексный анализ текста |
89-90 | Русский язык в современную эпоху | 2 | 2 | - | обобщающая беседа по изученному материалу |
| Фонетика и орфоэпия | 8 | 4 | 4 | |
91-92 | Уровни языка. Фонетический уровень | 2 | 1 | 1 | |
93-94 | Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека | 2 | 1 | 1 | фронтальный опрос |
95-96 | Гласные и согласные. Фонема Ударение и интонация Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 2 | 1 | 1 | |
97-98 | Гласные и согласные. Фонема Ударение и интонация Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
| Словообразование | 4 | 2 | 2 | |
99-100 | Словообразование. Способы образования слов. | 2 | 1 | 1 | индивидуальный устный опрос |
101-102 | Состав слова Морфемный анализ слова. Повторение правописания орфограмм | 2 | 1 | 1 | |
| Лексика | 24 | 11 | 13 | |
103-104 | Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. | 2 | 1 | 1 | |
105-106 | Многозначные слова – явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | комплексный анализ текста |
107-108 | Омонимы и похожие на них языковые явления (омофоны, омоформы, омографы). | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
109-110 | Омонимы, омофоны и омографы в художественной литературе | 2 | 1 | 1 | |
111-112 | Синонимы. Откуда в языке берутся синонимы. Полные и неполные синонимы/ Идеографические и стилистические синонимы | 2 | 1 | 1 | |
113-114 | Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Решение задач | 2 | 1 | 1 | тестирование |
115-116 | Синонимы, их роль в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | |
117-118 | Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Контекстуальные антонимы | 2 | 1 | 1 | индивидуальный устный опрос |
119-120 | Исконно русские и иноязычные слова в русском литературном языке. Причины и источники заимствования слов Старославянизмы в составе русского литературного языка | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа |
121-122 | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) | 2 | 1 | 1 | |
123-124 | Устаревшие слов и неологизмы. Их употребление в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | тестирование |
125-126 | Соревнование «Два корабля» | 2 | - | 2 | Решение лингвистических задач |
| Фразеология | 8 | 3 | 5 | |
127-128 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов | 2 | 1 | 1 | |
129-130 | Многозначность и омонимия фразеологизмов. | 2 | 1 | 1 | |
131-132 | Синонимия и антонимия фразеологизмов. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
133-134 | Викторина «Праздник фразеологизмов» | 2 | - | 2 | викторина |
| Это интересно | 10 | | 10 | |
135-136 | Подготовка к Неделе русского языка. | 2 | - | 2 | Выпуск стенгазеты |
137-138 | Подготовка к Неделе русского языка. Выпуск газеты | 2 | - | 2 | |
139-140 | Разбор и решение олимпиадных заданий | 2 | | 2 | |
141-142 | Олимпиада | 2 | | 2 | решение олимпиадных заданий |
143-144 | Итоговый урок. Вечер «В мире слова» | 2 | | 2 | |
| | 144 | 65 | 79 | |
Методическое обеспечение программы.
Иллюстративный материал
• таблицы;
• тесты;
• словари.
.
Образовательные ресурсы :
Толковый словарь Ожегова онлайн. http://slovarozhegova.ru
Русское слово.org: портал о русском языке. http://russkoeslovo.org
Научно-образовательный портал русского языка "Ярус".http://yarus.aspu.ru
Аудиословарь "Русский устный"http://www.gramota.ru/slovari/radiosafonova/
Диктанты - русский язык: коллекция Российского общеобразовательного портала. http://language.edu.ru
ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный порталhttp://www.gramota.ru
Сочинение: рекомендации. Раздел интернет-проекта "Культура письменной речи"http://www.gramma.ru/EXM/?id=2.0
Правила орфографииhttp://www.gramma.ru/RUS/?id=4.0
Синтаксис и пунктуацияhttp://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0
Морфологияhttp://www.gramma.ru/RUS/?id=2.0
«Словесник» (http://slovesnik-oka.narod.ru).
«Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/).
«Словарь молодежного сленга» http://teenslang.su
«Русское письмо» (http://character.webzone.ru/).
«Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm).
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
Единая коллекция Цифровых ОбразовательныхРесурсов. school-collection.edu.ru