Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кремлевская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО. Педагогический совет № 1 от 30.08.2023г | УТВЕРЖДЕНО. приказом МКОУ Кремлевской СОШ № 207 от 01.09.2023 Директор МКОУ Кремлевской СОШ ________________Бобровицкая С.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Биология и МЫ»
Направленность: естественно-научная
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Баранова Елена Васильевна,
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
село Новокремлевское, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка………………………………………………….....3
1.2.Цель и задачи программа………………………………………………..…5
1.3.Содержание программы……………………………..……………………. 6
1.4.Планируемые результаты………………………………….……………...9
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график…………………………………………………10
2.1. Условия реализации программы….………........................................... 18
2.2.Методические материалы …………………………….…………..……...21
2.3.Рабочая программа воспитания ………………………………………….23
2.4.Список литературы..…………………………………….………….………26
Приложения …………………………………………………………………….29
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Биология и МЫ» естественно-научная.
Актуальность
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX-XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического объединения, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Биологическое объединение организуется для обучающихся 11-14 лет, которые уже знакомы с миром живых организмов.
Отличительные особенности, новизна.
Среди отличительных особенностей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Биология и МЫ» можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавляет раздел изучения особенностей природы Новосибирской области (растительный и животный мир, природоохранная деятельность).
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в объединении позволит учащимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии.
Курс рассчитан на 68 часов. Включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью реализации программы, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей, мальчиков и девочек, 11-14 лет, мотивированных к данному виду деятельности. Количество подростков в группе ограничено до 12-15 человек. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей).
Возрастные и психологические особенности детей 11-14 лет
Программа рассчитана на детей 11-14 лет. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. Подростки 5-8 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации. Они отличаются своей непосредственностью и любознательностью. В этом возрасте детям нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие ребята предпочитают справляться с задачами, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения. В программу включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций школьников средних классов.
Объем и сроки освоения программы.
Общий объем программа – 68 часов, количество часов в неделю – 2, длительность учебного часа – 45 минут. Программа реализуется в соответствии с учебным планом учреждения с 1 сентября по 20 мая, включая каникулы.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности подростков:
групповое занятие;
работа по подгруппам;
индивидуальные занятия.
Особенности организации образовательного процесса
Группа разновозрастная, формируется из детей 11-15 лет, численный состав группы – 12-15 человек. Состав группы постоянный. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Режим занятий.
Занятия проходят в оборудованном, просторном кабинете, по утвержденному расписанию, 2 академических часа в неделю. Длительность каждого 1 занятия 45 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель : ознакомление подростков с многообразием живых организмов, взаимоотношениями между живыми организмами, огромной ролью человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Задачи программы:
Предметные:
способствовать популяризации биологических и экологических знаний школьников;
познакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными своего региона; познакомить с «биологическими» специальностями;
научить правилам составления и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыкам работы с микроскопом; пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой.
Метапредметные:
развивать навыки ухода за комнатными растениями;
развивать навыки общения и коммуникации;
формировать экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды.
формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
формировать потребность в здоровом образе жизни;
воспитывать интерес к миру живых существ.
Личностные:
формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе;
воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
развивать целеустремлённость, усидчивость и терпение в достижении результатов своей работы;
способствовать развитию внимательного отношения между членами коллектива.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | В том числе: | Форма аттестации |
Теоретических | Практических |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Входная диагностика, опрос |
2. | Природа под микроскопом. | 16 | 8 | 8 | Текущий контроль Опрос, сообщения учащихся. |
3. | Осенние явления в природе. | 16 | 8 | 8 | Текущий контроль Сообщения учащихся |
4. | Зеленый мир. | 14 | 10 | 4 | Текущий контроль Опрос |
5. | Мир животных. | 16 | 8 | 8 | Текущий контроль Промежуточная аттестация |
6 | Организм человека | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль Опрос |
11. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Итоговая аттестация. Защита проекта |
Итого: 68 |
Содержание разделов программы.
Раздел 1. Вводное занятие. – 2 часа Введение в программу, инструктаж по ТБ, ПБ и антитеррористической безопасности. Тестирование.
Раздел 2. Природа под микроскопом – 16 часов.
Теория
Введение. Методы исследования природы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.
Практика
Правила безопасности и меры первой помощи. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.
Раздел 3. Осенние явления в природе – 16 часов.
Теория Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Грибное царство. Что мы знаем о грибах. «Тихая охота». О чем нам осень рассказала.
Практика Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. Подготовка выставки и презентации мини-проектов.
Раздел 4. Зеленый мир – 14 часов.
Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Растения красной книги Новосибирской области и меры по их охране.
Практика Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?»
Раздел 5. Мир животных – 16 часов.
Теория Мир животных. Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Холоднокровные животные. Животные в жизни человека. Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране. Практика Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина.
Раздел 6. Организм человека – 2 часа.
Теория Человек - особенный. Как появился человек. Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека. Влияние вредных привычек на здоровье.
Практика Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность «Влияние вредных привычек на здоровье».
Итоговое занятие. 2 часа. Презентация и демонстрация личных результатов.
1.4. Планируемые результаты:
Предметные:
У детей будет сформирован интерес к получению биологических и экологических знаний.
Подростки будут знать видовой состав флоры и фауны окрестностей; редкие и исчезающие растения и животные местности; правила поведения в природе; «биологические» специальности;
Подростки будут знать и применять правила составления и систематизации биологических коллекций и гербариев, навыки работы с микроскопом;
Подростки будут уметь пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой.
Развивающие. У школьников будут развиты и сформированы:
навыки ухода за комнатными растениями;
навыки общения и коммуникации;
творческие способности ребенка;
экологическая культура и чувство ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
потребность в здоровом образе жизни, интерес к миру живых существ.
Личностные:
Подростки будут проявлять ответственное отношение к порученному делу и внимательное отношение друг к другу;
У детей будут сформированы навыки бережного и ответственного отношения к природе;
У школьников будут развиты целеустремлённость, усидчивость и терпение в достижении результатов своей работы; внимательность, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность; добропорядочность; культуру поведения в общественных местах.
Раздел 2. Комплекс организационно–педагогических условий
Календарный учебный график -
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
|
| | | | | | | | |
Раздел 1.Вводное занятие | |
1-2 | сентябрь | 15.09 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | Теория и практика | 2 | Введение в программу, инструктаж по ТБ, ПБ и антитеррористической безопасности. Тестирование. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Входная диагностика, |
Раздел 2. Природа под микроскопом. |
3-4 | сентябрь | 22.09 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
5-6 | сентябрь | 29.09 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
7-8 | октябрь | 6.10 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения учащихся. |
9-10 | октябрь | 13.10 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Бактерии в жизни человека. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
11-12 | октябрь | 20.10 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | «Суд над бактерией». | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
13-14 | октябрь | 27.10 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Простейшие организмы. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения. |
15-16 | ноябрь | 3.11 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Клетки растений и животных. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
17-18 | ноябрь | 10.11 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Что показал нам микроскоп. Профессия микробиолог. | МКОУ Кремлевская СОШ. Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения учащихся. |
Раздел 3 .Осенние явления в природе. |
19-20 | ноябрь | 17.11 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Сезонность в природе. Фотопериодизм. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
21-22 | ноябрь | 24.11 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Осень в жизни растений и животных. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
23-24 | декабрь | 1.12 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Осень в жизни растений и животных. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
25-26 | декабрь | 8.12 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Грибное царство. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения учащихся. |
27-28 | декабрь | 15.12 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Профессия –миколог. Что мы знаем о грибах. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
29-30 | декабрь | 22.12 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
31-32 | декабрь | 29.12 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Подготовка выставки и презентации мини-проектов. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения учащихся. |
33-34 | январь | 12.01 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | О чем нам осень рассказала. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
Раздел 4.Зеленый мир. |
35-36 | январь | 19.01 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | Кабинет биологии | Текущий контроль сообщения |
37-38 | январь | 26.01 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | Кабинет биологии | Текущий контроль сообщения |
39-40 | февраль | 2.02 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Кто такие? Где живут? Определение растений. | Кабинет биологии | Текущий контроль сообщения |
41-42 | февраль | 9.02 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
43-44 | февраль | 16.02 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Роль растений в природе и жизни человека. Профессия – ботаник. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения учащихся. |
45-46 | март | 1.03 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
47-48 | март | 15.03 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Растения красной книги Новосибирской области и меры по их охране. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
Раздел 5 .Мир животных. |
49-50 | март | 22.03 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Мир животных. Особенности и многообразие животных. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
51-52 | март | 29.03 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос |
53-54 | апрель | 5.04 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | лекция | 2 | Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения |
55-56 | апрель | 12.04 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | В мире позвоночных животных. Холоднокровные животные. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос, сообщения. |
57-58 | апрель | 19.04 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | лекция | 2 | В мире позвоночных животных. Теплокровные животные. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос |
59-60 | апрель | 26.04 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Животные в жизни человека. КТД создание настольной игры «Зоолэнд» | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос |
61-62 | май | 3.05 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Животные красной книги Новосибирской области и меры по их охране. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос |
63-64 | апрель | 10.05 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Праздничная зоовикторина. Презентация новой игры. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос |
Раздел 6. Организм человека. |
65-66 | май | 17.05 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | теория | 2 | Человек - особенный. | Кабинет биологии | Текущий контроль Опрос |
| | | | | | | | |
Итоговое занятие. |
67-68 | май | 24.05 | 15:30-16:15 16:25-17:10 | практика | 2 | Презентация проектов. Итоговое отчетное занятие. | Кабинет биологии | Итоговая аттестация. Защита проекта |
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Имеются специально оборудованные кабинеты для дополнительных занятий. Оборудование и материалы:
-тематические папки,
-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,
-методические разработки занятий и массовых мероприятий,
-Компьютер, коллекции, наборы таблиц, микроскопы и др.
Информационное обеспечение
Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.
Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.
Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.
Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов по биологии в печатном и электронном формате.
Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.
Кадровое обеспечение
Учебный процесс организовывает квалифицированный педагог, соответствующий требованиям единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Формы аттестации
Для оценки уровня достижения планируемых результатов при реализации программы «Биология и МЫ» используются формы аттестации: промежуточная и итоговая: итоговая аттестации - итоговый проект.
Итоговый проект ориентирован на оценивание готового изделия по системе «зачёт», «незачёт».
При оценке итогового проекта учитывается качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности подростков.
«Зачёт» выставляется, если конечный продукт имеет законченность, выполнен технически грамотно и аккуратно с соблюдением требований программного содержания, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям.
«Незачёт» выставляется, если конечный продукт незакончен, работа выполнена без соблюдения требований программного содержания.
Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.
Вид контроля | Контрольные измерители (что проверяется) | Форма аттестации |
Текущий | Планируемые личностные и метапредметные результаты. | Промежуточная |
Промежуточный | Планируемые образовательные результаты. | Промежуточная |
Итоговый | Практические навыки конструирования и моделирования. | Итоговая |
Учёт результатов освоения дополнительной образовательной программы «Биология и МЫ» проходит через виды контроля:
- текущий;
- промежуточный;
- итоговый.
Текущий контроль проводится фронтально на каждом занятии с ведением педагогом дневника наблюдений.
Наблюдение ориентировано на мониторинг личностных и метапредметных результатов. Проводится фронтально на каждом занятии. Результаты наблюдения фиксируются педагогом в дневник наблюдений, используя знаки «+», «+ -», «-» по критериям: мотивация, терпение и выдержка, профориентация, планирование и оценка, логика и мышление, креативное мышление, коммуникация:
«+» ребёнок проявляет повышенный познавательный интерес к деятельности (мотивация), проявляет терпение и выдержку в процессе деятельности (терпение и выдержка), понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки конструирования (профориентация), может организовать свою деятельность и оценить результат (планирование и оценка), строит логические рассуждения, классифицирует (логика и мышление), мыслит креативно (креативное мышление), легко и бесконфликтно выстраивает сотрудничество со сверстников (коммуникация);
«+ -» ребёнок с периодичностью проявляет познавательный интерес к деятельности (мотивация), терпение и выдержка имеют нестабильный характер (терпение и выдержка), поверхностно понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки конструирования (профориентация), под руководством педагога может организовать свою деятельность и оценить результат (планирование и оценка), при помощи педагога строит логические рассуждения, при помощи педагога классифицирует (логика и мышление), имеет потенциал мыслить креативно (креативное мышление), сотрудничество со сверстниками носит пассивный и бесконфликтный характер (коммуникация);
«-» ребёнок не проявляет познавательный интерес к деятельности; нетерпелив (мотивация), отсутствует выдержка в процессе деятельности (терпение и выдержка), плохо понимает для какой профессиональной сферы деятельности необходимы навыки конструирования (профориентация), не может организовать свою деятельность и оценить результат (планирование и оценка), не строит логические рассуждения, не умеет классифицировать (логика и мышление), отсутствует креативное мышление (креативное мышление), не умеет работать в сотрудничестве, конфликтует со сверстниками, не умеет договариваться (коммуникация).
Промежуточный контроль проводится в процессе создания модели и освоении изученного навыка с обязательным оцениванием каждого ребёнка по системе «отлично», «хорошо», «достаточно». Практическая работа ориентирована на мониторинг планируемых образовательных результатов и оценивается по системе «отлично», «хорошо», «достаточно»:
- «отлично» – работа выполнена самостоятельно, работа быстро и без ошибок выполнена по схеме;
- «хорошо» - работа выполнена по пошаговой схеме в медленном темпе, ошибки исправляются под руководством педагога;
- «достаточно» - ребенок не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме защиты проекта с обязательным оцениванием каждого ребёнка по системе «зачёт», «незачёт».
Формы организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
2.2. Методические материалы
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Формы и методы организации
Использование методов на занятиях:
- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске.
- Метод демонстраций: демонстрация опытов, компьютер и др.
- Практические: упражнения, лабораторные и практические работы.
В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.
Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Использование учителем активных методов обучения предполагает:
Глубоко продуманные учебные цели;
Высокий уровень включённости учеников;
Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.
Формы организации учебного занятия
При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. В объединении царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.
Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах. Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом, проводят практическую работу (наблюдения, опыты).
По окончании каждой темы проводятся: опрос, зачёт, защита рефератов или исследовательских работ.
Технологии:
Алгоритм учебного занятия
Вводная часть.
Теоритическая часть.
Практическая часть.
Итоговая часть.
Содержание учебного материала распределяется так, чтобы не перегружать ребят устной информацией, а больше времени уделять практике. Это дает положительные результаты усвоения учащимися программного материала, позволяет изготовить учащимися большее количество изделий.
Дидактические материалы:
Папки с разработками теоретических материалов по темам программы;
Тесты;
Раздаточный материал (микропрепараты, модели, схемы);
Стенды.
2.3. Рабочая программа воспитания
В воспитательном процессе объединения «Биология и МЫ» основными средствами воспитания являются: беседа, ролевая игра, интеллектуальная игра, КТД, акция, экскурсия, занятие, открытое занятие, выставка.
ЦЕЛЬ: Создание условий, способствующих воспитанию человека, с активной жизненной позицией, владеющего навыками бережного и ответственного отношения к природе.
ЗАДАЧИ:
- достижение оптимального уровня воспитанности подростков;
- гармоничное развитие личности подростка с учетом его возраста, интеллекта и интересов;
- выявление и раскрытие природных способностей каждого подростка;
- воспитание мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности за неё;
- создание условий для формирования трудолюбивой и любознательной личности, стремящейся овладеть знаниями истории своей Родины, культурными ценностями, созданными предыдущими поколениями, уважительно относящейся к нациям и народностям, населяющим наше село, область, страну;
- воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего к своим близким.
формировать навыки бережного и ответственного отношения к природе;
воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
развивать целеустремлённость, усидчивость и терпение в достижении результатов своей работы;
способствовать развитию внимательного отношения между членами коллектива.
Направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое; учебно-познавательное; экологическое, нравственно-эстетическое, семейное. Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
№ п/п | Направления воспитательной работы | Форма и название мероприятия | Цель и краткое содержание | Сроки проведения | Ответственные |
1 | нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, гражданско-патриотическое | | знакомство с объединением, правилами поведения в объединении. | сентябрь | Педагог объединения |
2 | нравственно-эстетическое, семейное | КТД создание настольной игры «Зоолэнд» | выявление и раскрытие природных способностей каждого обучающегося; создание условий для совместного творчества родителей, обучающихся и педагога | декабрь | педагог объединения |
3 | экологические | Социально-значимые акции «Чистый берег» «Чистые улицы» | Создание условий для формирования любознательной личности, стремящейся овладеть знаниями и умениями сохранять красоту своей Родины, культурными ценностями, созданными предыдущими поколениями, уважительно относящейся к нациям и народностям, населяющим наше село, область, страну | Апрель, май | педагог объединения |
4 | нравственно-эстетическое, учебно-познавательное, гражданско-патриотическое | Участие в выставке детского творчества | Выставка творческих работ обучающихся | май | педагог объединения |
2.4. Список литературы
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 .07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 №678);
Постановление Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Паспорт федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018 г., протокол № 3);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 628 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кремлевская средняя общеобразовательная школа.
Литература, использованная при составлении программы:
1. Вельховер Е.С., Никифоров В.Г. Основы клинической рефлексотерапии. - М., 1917. (224 с)
2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 2019.(560 с)
3. Павлоцкая Л.Ф., Дуденко Н.В., Эйдельман М.М. Физиология питания. -М., 2019.(368 с).
4. Хмелевский Ю.В., Подберезкина Н.Б. Витамины и возраст человека. - Киев. 2020. (163 с)
5. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2005. (400 с)
Литература и источники информации для обучающихся и родителей:
1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2017.(235 с)
2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2018.(255с)
3. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 2019.(168 с)
4. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2017.(320 с)
5. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2005. (400 с)
Ресурсы Интернет
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации (19.08.2021)
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ(26.08.2021)
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"(15.08.2021)
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России (19.08.2021)
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников (11.09.2021)
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"( 11.09.2021)
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии (14.09.2021)
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.(28.08.2021)
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс (19.08.2021)
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал (14.09.2021)
Приложение 1
Основные этапы учебного занятия:
организационный этап (приветствие и посадка подростков, настрой их на работу, концентрации внимания);
проверочный этап (проверяются: готовность к занятию, наличие каких-либо материалов для работы);
подготовительный этап (объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса);
этап актуализации имеющихся у подростков знаний (на фоне собственного опыта изучаемый материал станет для детей личностно значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне);
этап работы по новому материалу;
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков;
этап повторения изученного материала;
этап обобщения пройденного материала (детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале);
этап закрепления новых знаний, умений и навыков;
физкультминутка или этап релаксации (педагог сам определяет место и время, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности на данном занятии в частности);
контрольный этап;
итоговый этап (педагог анализирует деятельность подростков или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала; оценивается общая работа группы;
этап рефлексии (педагог мобилизует детей на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы, определить наиболее перспективные пути на будущее);
информационный этап (подросткам сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь)
Приложение 2
Учебно-методические комплекты.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2017
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2016
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), фирма «1 С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2017
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»
MULTIMEDIA - поддержка курса «Основы общей биологии»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2014
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2019
Биология 9 класс. Основы общей биологии. Мультимедийное приложение к учебнику И.Н. Пономарёвой (электронное учебное издание), 1 С, 2018
Биология 6 – 9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий.
Биология. Анатомия и физиология человека. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная библиотека. Просвещение.
34