СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная программа позволяет реализовать в полном объеме Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Специфика данной программы заключается в том, что она интегрирует теоретические знания по всем изучаемым предметам: русский язык, литература, история, искусство и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»



Отдел образования администрации Кирсановского района


Тамбовская область Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»




Принята на заседании

методического совета

от 30.12.2015 года

протокол №3

Утверждаю:

Директор МБОУ

«Уваровщинская сош» __________Е.Н. Хохлова

Приказ от «30» декабря 2015 г. № 270









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучного направления

«Основы исследовательской деятельности»

Возраст обучающихся 11- 15 лет

Срок реализации: 1 года








Составитель: Худякова Т.С.

Учитель русского языка и литературы








2015

Информационная карта программы



  1. Учреждение

Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в селе Калаис

  1. Полное название программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научноестестенного направления «Основы исследовательской деятельности»

  1. ФИО составителя

Худякова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория

  1. Сведения о программе

модифицированная

    1. Нормативная база

Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Устав МБОУ «Уваровщинская сош»

    1. Область применения

Дополнительное образование

    1. направленность

естественнонаучное

    1. тип программы

Авторская

    1. вид программы

Общеобразовательная

    1. возраст обучающихся

11-15 лет

    1. продолжительность обучения

  1. год

  1. Рецензенты и авторы отзывов

Приказ № 2618 от 21.09.2009 г. Тамбов

  1. Заключение методического совета

Протокол заседания № 1 от 28.08.





















РЕЦЕНЗИЯ

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ ПРОГРАММУ ЕСТЕСТЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Возраст обучающихся 11-15 лет

Программа рассчитана на учащихся среднего звена.

Срок реализации программы: 1год .

Курс рассчитан на 105 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тематика занятий программы соответствует специфике дополнительного образования и способствует:

* развитию творческой личности;

* овладению учащимися навыками обработки информации с использованием мультимедиа технологий

* включению учащихся в практическую исследовательскую деятельность; развивает мотивации к сбору информации.

* развитию деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

* овладению учащимися навыками оформлять научные идеи, размышления;


Цель программы - развитие интеллектуальных способностей школьников через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта выполнения
исследовательской работы.

Предложенная программа позволяет реализовать в полном объеме Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Специфика данной программы заключается в том, что она интегрирует теоретические знания по всем изучаемым предметам: русский язык, литература, история, искусство и т.д.

В пояснительной записке четко ставятся цели и задачи, приводятся аргументы в пользу актуальности и новизны программы, указываются возраст и сроки реализации программы.

Содержание программы раскрывает темы занятий.

Директор школы Е.Н. Хохлова



Список кружка.

  1. Ананьева Дарья

  2. Зубков Семен

  3. Колесник Костя

  4. Коновалов Алексей

  5. Корчагин Атрем

  6. Логунова Виктория

  7. Макарова Люба

  8. Тютикова Олеся

  9. Шиповских Мария































    1. Пояснительная записка



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы исследовательской деятельности» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет».

Программа «Основы исследовательской деятельности» - естественнонаучной направленности. Программа создана на основе материалов доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Академии педагогических и социальных наук Савенкова А.И.

Программа направлена на социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, удовлетворение индивидуальных потребностей в самопознании и саморегуляции.
Учебный курс «Основы исследовательской деятельности» рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес к исследовательской деятельности и желают углубить и расширить свои теоретические знания и предназначен для помощи педагогам дополнительного образования в организации работы по формированию у школьников основных навыков
организации данного вида деятельности с использованием информационно коммуникационных технологий.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников.

Особенностью программы «Основы исследовательской деятельности» является то, что она позволяет педагогу органично создавать
ситуацию успеха, а детям переживать чувство эмоционального благополучия,
тем самым поддерживается интерес к избранному виду творчества и желание
достигнуть хороших результатов. Особенность обучения данного курса -
повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое
использование межпредметных связей, развитие самостоятельного творчества,
научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Значительное место в программе отводится знакомству обучающихся с
историей научных открытий, великими учеными, достижениями российской науки, деятелями науки и культуры тамбовщины.

Программа является одним из этапов естественнонаучного образования, способствует профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. В возрасте 10-12 лет у школьников возникает множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы, позволят им не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта юного исследователя,
его научных и нравственных качеств.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.


1.2. Цель и задачи программы - развитие естественнонаучных способностей школьников на основе исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Предполагаемые результаты реализации программы.


Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к проблеме.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов .


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий ;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с документами;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в информации разного рода на разных этапах (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы ;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух информацию в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию проекта;

  • подробно пересказывать текст проекта;

  • составлять устный рассказ по проекту;


Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:

  • Подготовить исследование и выступить на конференции «Шаги в науку» и др.

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающимися выполняемых заданий;

  • итоговый контроль в форме публичной защиты выполненных обучающимися исследовательских работ на школьной научно-практической конференции;







1.3. Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ естественннаучного цикла. Содержание курса объединено в З тематических модуля: структура исследовательской деятельности учащихся, этапы организации, презентации результатов. Все образовательные модули не предусматривают получение только теоретических знаний, а имеют практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых - к изучению составных частей исследовательской деятельности.

Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

• участвовать в работе конференций, чтений.



    1. Адресат программы

Программа адресована детям от 11 до 15 лет. В этот возрастной период , на системной основе обучения, школьники разного уровня подготовки и умственных способностей смогут развить интеллектуальные способности научного исследования и сформировать опыт выполнения исследовательской работы на результативной основе. Количество участников может варьироваться от 11 до 15 человек.


1.5. Планируемые результаты

Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию могут быть научные, технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов.

По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4-6 человек) и коллективные (классные).

По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация, проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап - интеллектуальный поиск.

При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями).

В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы - это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.



    1. Формы, методы контроля и проверки результатов освоения программы


консультаци, доклад, защита выступление, выставка, презентация, мини-конференция, конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.



Программа рассчитана на 1 год обучения, 105 часов в год, в расчете 1 группа – 12 человек, 3 часа в неделю, продолжительность одного занятия – 40-45 минут , может быть допущено разделение на подгруппы или индивидуальные занятия.

1.7 Средствами диагностики образовательных результатов являются:

- защита индивидуальных исследовательских работ ( в процессе ее экспертизы
выявляется уровень освоения образовательной программы);
- тестирование уровня развитости способностей и коммуникации,
проектирования, исследования, уровень развития познавательной мотивации.



1.8. При оценке результативности работы детского объединения применяется
комплексный критерий, основанный на двух составляющих:
- средний уровень освоения учащимся образовательной программы, фиксируемый на основе тестов, экспертизы исследовательских работ;
- наличие высоких достижений хотя бы у одного учащегося на интеллектуальных конкурсах.

Результаты обучения служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию образовательного процесса, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Для того, чтобы стимулировать выполнение работ, используется специальная система оценки творческого рейтинга, которую рекомендуется применять на различных конкурсах исследовательских работ, где творческий рейтинг участников конкурса вычисляется на основе оценки работ членами жюри. Для оценки используется уровневая шкала оценок—высокий, средний, низкий. Наличие частных критериев оценивается по качественной шкале со следующими значениями:

  1. Представлен на низком уровне

  2. Представлен на среднем уровне

  3. Представлен на высоком уровне




  1. Учебно-тематический план



п/п

Название разделов

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение




2

Структура исследовательской деятельности

25

20

5

3

Этапы исследовательской деятельности

35

10

25

4

Презентация результата исследовательской деятельности. Основы презентации работ.

40

5

35

5

Итоговая конференция

5


5


Всего

105

35

70





















2.1. Календарный учебный план



№ пп

месяц

Число

время проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09


13.30-15.45

Инструкция по курсу. Работа в Сети интернет

2

Введение

Кабинет РЯ и Л

опрос

2

09


13.30-15.45

Цели и задачи курса

25/1

теория

Кабинет РЯ и Л

контроль

3

09


13.30-15.45

Защита замысла- практикум

5

практикум

Кабинет РЯ и Л

Устный опрос

4

09


13.30-15.45

Содержание исследовательской деятельности

15

практикум

Кабинет РЯ и Л

диалог

5



13.30-15.45

Научный факт, гипотезы исследовательской деятельности

2

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

6



13.30-15.45

Выдвижение гипотезы исследовательской деятельности

1

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

7



13.30-15.45

Обсуждение гипотез

1

практикум

Кабинет РЯ и Л

контроль

8



13.30-15.45

Этапы организации исследовательской деятельности

35 /3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

9



13.30-15.45

Основные источники получения информации

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Поиск информации

10



13.30-15.45

Определение информационного запроса

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

поиск информации

11



13.30-15.45

Поиск информации по ключевому слову в библиотечных каталогах

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

поиск информации

12



13.30-15.45

Поиск информации в Интернете

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Поиск

информации

13



13.30-15.45

Справочно-поисковый аппарат

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

14



13.30-15.45

Оформление списка литературы и использование электронных источников

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Оформление результата

15



13.30-15.45

Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

16



13.30-15.45

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

17



13.30-15.45

Обработка результатов исследования.

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

18



13.30-15.45

Методика оформления результатов: сводная таблица, диаграммы, схемы.

5

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

19



13.30-15.45

Презентация результатов исследовательской деятельности

40/3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

20



13.30-15.45

Содержание письменного отчета

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

21



13.30-15.45

Составление плана письменного отчета

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

22



13.30-15.45

Обсуждение проектов письменного отчета.

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

23



13.30-15.45

Содержание визуального отчета

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

24



13.30-15.45

Структура устного доклада

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

25



13.30-15.45

Структура устного доклада

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

26



13.30-15.45

Составление плана устного доклада.

3

практикум

Кабинет РЯ и Л

Анализ информации

27



13.30-15.45

Конференции разного уровня проведения

16

выступление

Кабинет РЯ и Л

выступление













Содержание программы

Введение.

Исследовательская деятельность учащихся, её особенности. Виды исследовательских работ.

Практика: анкетирование учащихся, опрос.

Раздел 1. Техника исследовательского поиска. 

Тема 1.1. Определение темы и цели исследования.

Знакомство с примерами фантастических, экспериментальных, теоретических тем детских ис­следований, формулирование темы и цели исследования. 

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности»

Тема 1.2. Задачи исследования.

Определение задач исследования, соответствие цели и задач выбранной теме.

Практика: определение предмета, объекта исследований.

Тема 1.3. Гипотеза исследования.

Знакомство с термином «гипотеза», со словами, которыми обычно начинаются гипотезы.

Практика: выдвижение гипотез по исследованию. Проверка гипотез.

Тема 1.4. Составление плана работы.

Индивидуальная помощь учителя каждому члену кружка.

Практика: Планирование исследовательской деятельности с учётом цели и задач исследования.

Тема 1.5. Доступные методы исследования.

Рассмотрение и отбор методов, которыми можно пользоваться при работе над темой исследования. Сбор информации.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Тема 1.6. Оценка промежуточных результатов. 

Практика: Отчёт о проделанной индивидуальной работе.

Тема 1.7. Составление индивидуальных рабочих маршрутов. 

Практика: План написания работы по выбранной теме.

Тема 1.8. Анализ и обобщение полученных материалов.

Определение плюсов и минусов в проделанной работе. Рекомендации и пожелания.

Практика: Участие в планирование дальнейшей работы

Раздел 2. Работа над рефератом.

Тема 2.1. Развитие навыков реферирования отобранного материала.

Реферат как краткое изложение содержания по теме исследования. 

Практика: Анализ содержания каждого фрагмента предлагаемого текста.

Тема 2.2. Развитие умения излагать материал в форме тезисов.

Практика: Выделение тезисов из каждого абзаца предлагаемого текста, построение их в логической последовательности.

Тема 2.3. Развитие умения выделять главное и делать обобщения.

Умение выделять в тексте проблему, оценить её важность, «вычитать» в тексте пути решения этой проблемы и увидеть результаты в её решении.

Практика: Работа с текстом.

Тема 2.4. Развитие умения излагать материал в форме тезисов и делать обобщения. Тренировочные упражнения.

Практика: доклады по теме: « Моя семья вечером». 

Тема 2.5. Требования к написанию реферата.

План написания, обоснование темы, логичное распределение отобранного материала, выводы, библиография.

Практика: Проверка оформления работ.

Тема 2.6. Речевые конструкции, используемые для работы над рефератом.

Слова, употребляющиеся при начале рассуждения; слова, указывающие на одновременность, повторяемость, последовательность действий; слова, сигнализирующие о конце действия.

Практика: Работа над устной речью.

Тема 2.7. Логическая выразительность речи.

Средства логической выразительности речи: логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия.

Практика: Работа над выразительностью речи.

Тема 2.8. Требование к речи выступающего.

Темп, интонация, направленность речи.

Практика: Работа над выразительностью речи.

Раздел 3. Техника выступления.

Тема 3.1. Приёмы саморегуляции. Настрой, закономерности саморегуляции, секреты лучшего запоминания.

Практика: Подготовка к выступлению. Рекомендации для успешного выступления.

Тема 3.2. Секреты успешного выступления. 

Индивидуальность выступления, акцент на главном, словарный запас.

Практика: Подготовка к выступлению.

Тема 3.3. Личность выступающего.

Внешний вид (одежда, причёска, мимика) выступающего.

Практика: Подготовка к выступлению.

Раздел 4. Оформление работы.

Тема 4.1. Структура исследовательской работы.

Введение, основная часть, заключение. Требования к каждому разделу.

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Проверка оформления работ.

Тема 4.2. Знакомство с мультимедийной презентацией.

Практика: Показ готовых презентаций. Акцент на особенностях оформления.

Тема 4.3. План выступления. Стендовый доклад.

Практика: Составление краткого текста-доклада по предложенному плану.

Тема 4.4 Самостоятельное составление проекта

Практика: Выбор темы и составление проекта от начала до конца используя изученный материал

Тема 4.5. Защита работ.

Выступление членов кружка. Умение отвечать на вопросы.

Практика: Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, презентация, работа в программе Microsoft Power Point.

Раздел 5

Подготовка и проведение мероприятий
Участие в школьных праздниках, подготовка к календарным праздникам 

Раздел 6 Подготовка и участие в конкурсах
Участие в школьной конференции, районной исследовательской конференции



Раздел 7 Мониторинг исследовательской деятельности учащихся














2.5. Методические материалы





пп

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактикометодический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1

наличие утверждённой программы;




учебный класс; школьная библиотека;

компьютер с подключением к интернету;



Зашита проектов,

2

специальная литература (журналы, книги, пособия);

мультимедиапроектор;


телевизор и видеомагнитофон;



анкетирование,

3

наглядные пособия, образцы изделий;


ноутбуки


анализ работы


























Планируемые результаты освоения программы


№ п\п


Обучающийся будет знать


Обучающийся будет уметь


1уровень


1. Основные особенности проведения исследований разных видов. 

2. На репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания


Самостоятельно выбирать тему и объект исследования.

Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы.


2 уровень


На алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов. Основных логических операций, способны высказывать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.

На творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно технику экспериментирования.


Выделать главное и второстепенное в собранном материале. Выделять из текста основные понятия и давать им определения. Классифицировать предметы, процессы, явления и события.


3 уровень


На исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.

Основные логические операции, их отличительные особенности.
Правила успешной презентации работы.


Делать выводы и умозаключения. Указывать пути дальнейшего изучения объекта. 

Презентовать свою работу.



Личностные результаты и универсальные учебные действия


Личностные


Регулятивные


Познавательные


Коммуникативные


Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну. Осознавать себя гражданином страны.

Выполнять правила поведения на природе.

Уважать чужое мнение, определяя свою позицию 


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и ли самостоятельно, искать средства и пути их осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера. 

Использовать основные и дополнительные средства.

Оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.


Определять, какая нужна информация.

Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители.

Отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь суждений.

Оформлять и представлять полученную информацию.


Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.

Прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;

при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

Мониторинг результатов обучения школьника



Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

- минимальный уровень

( овладел менее чем ½ объема знаний предусмотренных программой),

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½),

- максимальный уровень ( освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1













5,5









10

Тестирование,


1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень

(ребенок избегает употреблять специальные термины),

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию),

- максимальный уровень (ребенок осознанно употребляет математическую терминологию)

1







5,5









10

Собеседование

терминологический диктант


2. Практическая подготовка ребенка

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой

(по основным разделам учебно-тематического плана)

Соответствие практических умений и навыков ребенка программным требованиям

- минимальный уровень

(ребенок сумел правильно выполнить не менее чем 50 %, предусмотренных программой)

- средний уровень (правильно выполнил более 60%),

- максимальный уровень (ребенок выполнил от 80% до 100% заданий предусмотренных программой)

1















5,5









10

самостоятельные работы обучающихся

2.2. Творческие навыки

Умение составлять собственные проекты

- начальный уровень (проект разрабатывается с помощью педагога)

-репродуктивный уровень (составляют проект на основе образца)

- творческий уровень

( проявляют элементы творчества)

1







5,5







10

Самостоятельные работы

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения

А) умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

- минимальный уровень умений ( испытывает серьезные затруднения при работе с литературой)

- средний уровень (работает с помощью педагога)

- высокий уровень

(работает с литературой самостоятельно, не испытывает трудностей)


1







5,5







10







Исследовательские работы, рефераты, проекты.

Б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

- минимальный уровень умений (испытывает серьезные затруднения при работе с компьютером)

- средний уровень (работает с помощью педагога)

- высокий уровень

(работает с компьютером самостоятельно, не испытывает трудностей)

1







5,5







10

Наблюдение, компьютерные задания, работа в Интернете, компьютерные тестирования.

В) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные исследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской

работе

- минимальный уровень умений ( испытывает серьезные затруднения в исследовательской работе)

- средний уровень (работает с помощью педагога)

- высокий уровень

(ведет исследования самостоятельно, не испытывает трудностей)


1







5,5







10

Семинары, Участие в Научно-практических конференциях.

3.2. Учебно-коммуникативные умения

А) умение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

- минимальный уровень умений восприятия информации

- средний уровень умений восприятия информации

- высокий уровень умений восприятия информации


1







5,5







10

Наблюдение

Б) умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

- минимальный уровень умений владения и подачи информации (с листа)

- средний уровень умений владения и подачи информации (с листа с привлечением ТСО)

- высокий уровень умений владения и подачи информации (свободно с использованием ТСО)


1







5,5







10

Открытые занятия, конференции, семинары, круглые столы,

В) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления

- минимальный уровень умений в построении дискуссионного выступления

- средний уровень умений владения в построении дискуссионного выступления

- высокий уровень умений в построении дискуссионного выступления

1









5,5









10

Дискуссии, круглые столы с подведением итогов олимпиад

3.3. Учебно-организационные умения и навыки

А) умение организовывать свое рабочее место







Самостоятельность в организации своего рабочего места

- минимальный уровень умений в организации своего рабочего места

- средний уровень умений в организации своего рабочего места

- высокий уровень умений в организации своего рабочего места

1









5,5









10

Наблюдение

Б) навыки соблюдения правил безопасности

Соответствие навыков программным требованиям

- минимальный уровень навыков соблюдения правил безопасности

- средний уровень навыков соблюдения правил безопасности

- высокий уровень навыков соблюдения правил безопасности

1









5,5









10

Наблюдение

В) умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

- минимальный уровень умения аккуратно выполнять работу

- средний уровень умения аккуратно выполнять работу

- высокий уровень умения аккуратно выполнять работу

1







5,5





10

Наблюдение




















Список литературы



Литература Для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

  2. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  3. М В Дубова Организация проектной деятельности школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

  4. Шаблон VCT портала Сеть Творческих Учителей

  5. Классификация проектных работ: Кукущин В.С. Теории и методики обучения.

  6. Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения.



Для обучающихся.

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

  3. Интернет - ресурсы

  4. А В Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и ' взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе,- М. БАЛЛАС,2008












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!