Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета директор ОГКУСО ДДИ
от «25» августа 2017г. для УОД «Родник»
протокол №3 приказ № 115- ОД(А) от 27.08.2017 г.
___________Н.А. Дмитриева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ловкие пальчики» для детей с умственной отсталостью.
Возраст обучающихся: 8 -15 лет
Срок реализации: 1 год
Составители программы:
воспитатели
Базунова Н.Н
Малинкина И.В.
Ульяновск 2017 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы ……………………..……………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….….3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………….……5
1.3.Содержание программы……………………………………………………………….….5
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………..…..9
2. Комплекс организационно-педагогических условий…….…………....9
2.1. Календарный учебный график………………………………………………………..9
2.2. Условия реализации программы…………………………………………………...14
2.3.Формы аттестации (контроля)………………………………………………..……..15
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………..……15
3. Список литературы……………………………………………..………………….………16
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Ловкие пальчики»» относится к художественной направленности и предназначена для реализации на базе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка».
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь
Новизна программы
Новизной особенностью кружковой работы «Ловкие пальчики» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему, что непосредственно влияет на речевое развитие ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильное ощущение.
Педагогическая целесообразность
Обучение по данной программе способствует формированию умений и навыков работать коллективно, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Развивает творческие способности, фантазию, воображение. Дает возможность ребенку проявить свои художественные способности в различных видах прикладной деятельности.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у воспитанников умения учиться, самостоятельно добывать и систематизировать знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирование материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностного – ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Возраст детей: от 8 до 15 лет.
Срок реализации программы: 1 год, который включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Учебный план составлен на 114 часов. Продолжительность занятия 45 минут.
Методы обучения:
- метод самопознания;
- метод сотрудничества;
- личный пример педагога;
- метод упражнений.
Форма занятий: игровая, предметно-практическая, трудовая и элементарная учебная деятельность, выставки.
Режим занятий для каждой группы составляет 45 минут.
Форма организации занятий: групповая.
1.2 Цель и задачи программы
Цель кружковой работы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи кружковой работы:
Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
1.3 Содержание программы
Учебно-тематический план(114 часов, 3 часа в неделю)
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
-
| «ОСЕНЬ» Д/игра «Собери листочек» Игровое упражнение «Листопад» Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень» Д/игра «Дождик» Игры с массажным мячом Игры со строительным материалом Д/игра «Бусы» | 12 | 4 | 8 | Выставка работ |
-
| «ОВОЩИ» Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот» Игровое упражнение «Собираем урожай» Д/игра «Чудесный мешочек» Игровое упражнение «Волшебный песок» Игры с массажным мячом Д/игра «Веселые прищепки» Рисование овощей пальчиками, используя гуашь Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха» Игры с мозаикой | 12 | 4 | 8 | Оформление альбомов Выставка работ |
-
| «ПРОФЕССИИ» Игровое упражнение «Я катаю орех» Д/игра «Дорожка в лес» Игры конструктором Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», «Повар» Шнуровка Д/игра «Мы - строители» Д/игра «Шофер» Игровое упражнение «Сварим суп» Д/игра «Бусы» | 12 | 4 | 8 | Выставка работ Оформление альбомов |
-
| «ЗИМА, НОВЫЙ ГОД» Игры с массажным мячом Игровое упражнение «Лепим снежки» Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка» Лепка снежков, снеговика Д/игра «Украсим нашу елку» Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» Новогодняя цепочка Игры с мозаикой Коллективная работа «Елка» | 12 | 5 | 7 | Оформление класса Выставка работ |
-
| «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» Игры со строительным материалом Д/игра «Собери животного» Игровое упражнение «Деревянные пазлы» Пальчиковый театр «Колобок» Д/игра «Веселые прищепки» Игровое упражнение «Волшебный песок» Д/игра «Животные» Игровое упражнение «Я катаю карандаш» | 12 | 4 | 8 | |
-
| «ТРАНСПОРТ» Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход» Игровое упражнение «Выставка машин» Д/игра «Светофорик» «Художники» Игры с массажным мячом Пальчиковый театр «Теремок» Шнуровка Игровое упражнение « Отделить горох от семечек» | 12 | 4 | 8 | |
-
| «МАМИН ПРАЗДНИК» Д /игра «Веселые прищепки» Игровое упражнение «Поможем маме» Д/игра «Разложим по коробочкам» Массаж кистей рук «Бусинки - горошки» Д/игра «Цветы для мамы» Игровое упражнение «Деревянные пазлы» Игры с конструктором Игровое упражнение «Сушим белье» Выкладывание цветов из мозаики по образцу | 12 | 3 | 9 | |
-
| «ВЕСНА» Игровое упражнение «Я катаю желудь» Д/игра «Солнце светит» Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап» Игровое упражнение «Волшебный песок» «Построй кораблик» Игры с мозаикой Пальчиковый театр «Репка» | 12 | 3 | 9 | |
-
| «НАСЕКОМЫЕ» Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка» Игровое упражнение «Гусеница ползет» Игры с массажным мячом Д/игра «Украсим крылья бабочки» Игровое упражнение «Узоры из спичек» Выставка рисунков, поделок из пластилина «Ловкие пальчики» | 12 | 4 | 8 | Выставка работ |
«ОСЕНЬ» - учить детей собирать разрезные картинки из 5 частей; рвать бумагу на мелкие кусочки; выполнять пальчиковые игры; изображать прямые горизонтальные линии, нанизывать бусы из рябины.
«ОВОЩИ» - учить детей выполнять пальчиковые игры; лепить овощи из пластилина; рисовать овощи пальцем на песке.
«ПРОФЕССИИ» - учить детей массажировать ладошки и пальцев рук; выкладывать дорожки из семян тыквы, домик из счетных палочек; собирать машину из геометрических фигур; сортировать белую и красную фасоль; нанизывать бусы из пуговиц.
«ЗИМА, НОВЫЙ ГОД» - учить детей скатать кусочки ваты в комочки; лепить из пластилина снежки, снеговика; вкладывать игрушки из картона в прорези елки – шаблона; склеиванию колец из бумаги; рисовать ладошками.
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» - учить собирать разрезные картинки из 7 частей, рисовать на песке пальцем; выкладывать животных из счетных палочек.
«ТРАНСПОРТ» - учить выполнять совместно с педагогом пальчиковые игры; нанизывать цветные бусы на проволочку; обводить изображения машин по трафарету и раскрасить их; показывать пальчиковый театр по сказкам.
«МАМИН ПРАЗДНИК» - учить собирать бусинки с коврика; разобрать бусины по цвету и разложить по коробкам; выкладывать цветы по контуру цветным рисом, из мозаики, собирать деревянные пазлы.
«ВЕСНА» - учить выполнять игровые упражнения- массаж ладоней, пальцев рук; прикреплять прищепки вокруг круга; смотать и размотать клубок нити; выкладывать из счетных палочек кораблик.
«НАСЕКОМЫЕ» - учить выполнять пальчиковые игры; выкладывать из пуговиц гусеницу; украсить пластилином шаблоны бабочки из картона.
1.4 Планируемые результаты
Развитие мелкой моторики рук у детей;
положительная динамика в развитии речи детей (расширение активного словаря, совершенствование грамматической структуры речи);
развитие внимания, мышления, памяти, воображения; проявления интереса у детей к пальчиковым играм;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц, число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая Групповая | 3 3 3 3 | Игровое/упр «Листопад». Д/ игра «Собери листочек». Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет». Д/игра «Дождик». Игры со строительным материалом. Д/игра «Бусы»,игры с массажным мячом. | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | Выставки работ. Оформление альбомов с работами выполненных руками детей. |
2. | Октябрь | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая Групповая | 3 3 3 2 | Игровое/ упр. «Собираем урожай». Пальчиковые игры: « У Лариски-две редиски», «Компот», «Урожай». Д/игра «Чудесный мешочек». Игровое/ упр. «Волшебный песок» Д/игра «Веселые прищепки». Рисование овощей пальчиками, используя гуашь. Игровое / упр. «Отделить фасоль от гороха». Игры с мозаикой. | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | |
3. | Ноябрь | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.00-17.00 | Групповая Групповая Групповая Групповая | 3 3 2 2 | Игровое / упр. «Я катаю орех» Д/игра «Дорожка в лес». Игры с конструктором. Пальчиковые игры: «За ягодами», «Что принес нам почтальон», « Повар». Игра- шнуровка. Д/игра «Мы- строители». Д/игра «Шофер» Игровое /упр. «Сварим суп» | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | |
4. | Декабрь | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая Групповая | 3 3 3 3 | Игры с массажным мячом. Игровое /упр. «Лепим снежки». Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы». Пальчиковая игра «Елочка». Д/игра «Украсим нашу елку» Игровое/упр. «Развесим гирлянду на елочку». Новогодняя цепочка Игры с мозаикой. Коллективная работа «Елки». Лепка из пластилина снеговика. | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | |
5. | Январь | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая Групповая | 3 3 3 2 | Игры со строительным материалом. Д/игра «Собери животного» Игровое / упр. «Деревянные пазлы». Пальчиковый театр «Колобок». Д/игра «Веселые прищепки». Игровое/упр. «Волшебный песок». Д/игра «Животные». Игровое/упр. «Я катаю карандаш». | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | |
6. | Февраль | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая комната Групповая Групповая Групповая | 3 3 3 3 | Пальчиковая игра: «Транспорт». Игровое/упр. «Выставка машин». Пальчиковая игра «Пешеходный переход».Д/игра «Светофорчик». Пальчиковая игра «Пароход». «Художники»-обвести по трафарету. Игры с массажным мячом. Пальчиковый театр «Теремок». Шнуровка. Игровое/упр. «Отделить горох от семечек тыквы». | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | |
7. | Март | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая Групповая | 3 3 3 3 | Д/игра «Веселые прищепки». Игровое/упр. «Поможем маме». Д/игра «Разложим по коробкам». Массаж кистей рук «Бусинки-горошки». Д/ игра «Цветы для мамы». Игровое/упр. «Деревянные пазлы». Игры с конструктором. Игровое /упр. «Сушим белье». Выкладывание цветов из мозаики. | Классная комната Классная комната Классная комната Классная комната | |
8. | Апрель | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая | 4 4 4 | Игровое /упр. «Я катаю желудь». Д/игра «Солнце светит». Игровое /упр. «Волшебный клубочек покажет дорогу весне». Пальчиковая игра «Лужица». Игровое /упр. «Волшебный песок». Пальчиковая игра «кап-кап». Конструирование «Построй кораблик». Игры с мозаикой. Пальчиковый театр «Теремок». | Классная комната Классная комната Классная комната | |
9. | Май | 16.20-17.00 16.20-17.00 16.20-17.00 | Групповая Групповая Групповая | 3 4 4 | Пальчиковая игра «Пчела». Игровое / упр. «Гусеница ползет». Пальчиковая игра «Бабочка». Игры с массажным мячом. Д/игра «Украсим крылья бабочки». Игровое / упр. «Узоры из спичек». Выставка рисунков, поделок из пластилина «ловкие пальчики». | Классная комната Классная комната Классная комната | |
2.2 Условия реализации программы
Определение темы, целей и задач, содержание кружковой работы, прогнозирование результата; изучение методической литература по теме:
- Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;
- О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;
- С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;
- А. Хворостовцев «Умные ручки»;
- С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
Оформление стенда «Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка», «Пальчиковые игры с детьми», «Развитие мелкой моторики».
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления.
Магнитная доска.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор.
Оборудование: настольные и настольно-печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель»; материал для рисования, ручного труда (простые карандаши); мелкие предметы: счетные палочки, игрушки; картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам; фигурные и геометрические трафареты, буквы и цифры магнитной азбуки; пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов); тематические иллюстрации.
2.3 Формы аттестации (контроля)
Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения на занятиях кружка. Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, проводится в течение учебного года.
Виды контроля
Входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей.
Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения.
Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов:
- Составление альбома лучших работ;
- Проведение выставок детских работ.
2.4. Оценочные материалы
№ п/п | ФИО | Мелкая моторика | Правильность выполнения | Аккуратность выполнения | Усидчивость | Творческое оформлении е работ |
| | | | | | |
| | | | | | |
3 балла – самостоятельно выполняет работу
2 балла – выполняет задание с помощью, под контролем взрослого
1 балл - выполняет только совместно с взрослым, требуется значительная помощь
0 баллов – не проявляет интереса к деятельности, задание не выполняет
3. Список литературы:
Н. В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»;
О.Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры»;
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;
А. Хворостовцев «Умные ручки»;
С. Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»;
Белая А.Е. Пальчиковые игры / А.Е. Белая. – М.: Астрель, 2001;
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб – учиться писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина. – Ярославль.: Академия Холдинг, 2002. – 200.
16