СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                     1.1.Пояснительная записка

         Далеко ушёл технический прогресс, но неравнодушных родителей всё также беспокоит вопрос: а умеет ли, а хочет ли трудиться их ребёнок? И с какого возраста, и, главное, как приучать детей к труду, чтобы в радость, а не в тягость было обучение, чтобы польза была от учения!

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет техническую направленность и предназначена для получения учащимися младшего школьного возраста  первоначальной технической компетенции через организацию практической деятельности в области начального технического моделирования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Принята на заседании Утверждаю:

методического совета директор МБУ ДО «ДДТ»

от «28 » 08. 2018г ________ Г.ЖАгайдарова.

Протокол № 3 приказ № 01\11-72 от 30.08.2018





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа технической направленности

«Начальное техническое моделирование»

(на основе Программы « Академия творчества» автор Воробьева Л.Ф 2013г.).






Срок реализации программы:2 года.


Возраст обучающихся: 4-10 лет.

Автор-составитель:




Сунагатуллина Татьяна Александровна

Педагог дополнительного образования.








с.Донское ,2018 год



1.1.Пояснительная записка

Далеко ушёл технический прогресс, но неравнодушных родителей всё также беспокоит вопрос: а умеет ли, а хочет ли трудиться их ребёнок? И с какого возраста, и, главное, как приучать детей к труду, чтобы в радость, а не в тягость было обучение, чтобы польза была от учения!

Дополнительная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» имеет техническую направленность и предназначена для получения учащимися младшего школьного возраста первоначальной технической компетенции через организацию практической деятельности в области начального технического моделирования.

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы являются:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660).

  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

  4. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).

Техническое моделирование представляет собой построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, то есть являет собой мыслительный и практический вид деятельности.

Актуальность предлагаемой программы состоит в том, что начальное техническое моделирование (НТМ) является наиболее удачной формой для развития познавательных процессов и воспитания детей в младшем школьном возрасте. Учащиеся познакомятся и научатся изготавливать модели машин, самолетов и другой техники. В отличие от типовых данная программа предлагает широкий спектр деятельности детей (лепка, аппликация, работа с природным материалом…), создание макетов и моделей, игры и соревнования с этими моделями.

В процессе занятий по программе у младших школьников активизируются познавательные способности и творческие силы, прослеживается большая самостоятельность учащихся в новизне их суждений и вопросов. Так как в процессе создания модели требуется участие всех духовных сил ребёнка — сил интеллекта, воображения, чувств, эстетических переживаний, то в основу программы положены основные структурные компоненты технического творчества: гибкость мышления, гибкость образов и способности к творческому воображению, самостоятельная творческая деятельность и активность, а также основные педагогические идеи.

Развивающий характер обучения программы определяется всей системой занятий. Дети вначале выполняют модели по образцу, шаблонам, что является основой для последующей работы. Постепенно они переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. Каждая последующая ступень обучения опирается на ранее полученные знания и умения, активизирует познавательные интересы учащихся с целью их дальнейшего совершенствования.

В ходе занятий техническим творчеством, программа помогает решать воспитательные задачи, а также большое внимание уделяется созданию условий для развития двигательной сферы, пространственных представлений и общего развития детей.

В программе отдается предпочтение не только обучающим формам и методам работы, но и стимулирующим стремление воспитанников к самостоятельности.

У младших школьников, в отличие от других возрастных групп, личностная ориентация определяется направленностью на внешний вид. У них преобладает наглядно-образное мышление, для них остается актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Младший школьный возраст – это сенситивный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развита мелкая моторика рук. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребёнок будет развивать мелкие и точные движения рук.


Адресат программы. Учебные группы являются разновозрастными и разноуровневыми, в них зачисляются дети от 4 до 10 лет. При зачислении обучающихся в группы педагог может оценить их первоначальный уровень общей технической грамотности, возрастные и психофизические особенности.

Срок реализации программы – 2 года. Программа рассчитана на 144 часа и предполагает одно занятия в неделю по 2 часа. По окончании обучения желающие могут продолжить занятия в других детских творческих объединениях , основным содержанием которых становится не только совершенствование полученных навыков, но и развитие своих способностей в выбранной области технического творчества, получение первоначальных профессиональных проб, участие в конкурсах и выставках.

Формы и режим занятий. Основными формами учебных занятий являются групповые практические занятия. В процессе обучения и воспитания широко используются тематические беседы, игры, викторины, экскурсии, участие в конкурсах и выставках, проектная деятельность. Каждое занятие состоит из обязательных структурных компонентов: теоретической и практической части, физкультурной паузы, гимнастики для пальчиков, повторении правил техники безопасности, новой темы или закрепления изученного материала, беседы и других форм воспитательной работы.

Основные методы обучения – словесный, наглядный, практико-ориентированный, игровой (для младшего возраста).

Педагогическая целесообразность программы обосновывается её соответствием социальному заказу общества и современным тенденциям развития российского образования, а также возможностью расширения политехнического кругозора младших школьников, созданием для них в процессе деятельности ситуации успеха.

Новизна образовательной программы «Начальное техническое моделирование» - в практической ориентированности изделий, в работе с разными по фактуре и структуре материалами и их сочетанием. Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием технического сознания. Занятия начальным техническим моделированием учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца, видеть изделие в перспективе, знать основы технической грамоты.

1.2 Цель и задачи программы

Цель:создание условий для творческого и личностного развития младших школьников, а также начальное формирование системы технических знаний и понятий.

Задачи:

Обучающие ( образовательные)

- научить приёмам и правилам пользования инструментами ручного труда, приёмам работы с бумагой, картоном и другими материалами, способам соединения деталей;

- научить изготавливать своими руками простейшие поделки, игрушки, машины.



Развивающие ( метапредметные)

- развивать познавательный интерес учащихся, пространственные представления и двигательную сферу учащихся, а также память, внимание, творческое мышление, воображение фантазию, сообразительность;

- формировать углубленные знания по истории развития техники, навыки умственных действий (сравнение, сопоставление, составление плана предстоящей работы);

- стимулировать поиск нестандартных решений, творческое мышление, технические способности.


Воспитательные ( личностные)

- воспитывать культуру труда, нравственные качества, умение детей слушать друг друга и вырабатывать общую позицию в коллективных формах деятельности;

- прививать навыки свободного общения друг с другом и педагогом;

- способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Важной частью данной программы является наглядность и конкретность, переход от простого к сложному. Занятия построены так, чтобы они меньше всего походили на школьные уроки, а были увлекательной игрой, где можно проявить смекалку, сделать всё своими руками и проявить дух соревнования.


Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности;

-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- включение воспитанников в активную творческую деятельность;

- сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности.

Дети уже довольно много знают об окружающем мире и их общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможность восприятия, энергия, результативность деятельности детей безгранична. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развиты. Занятия по созданию изделий из бумаги, конструктора и других материалов помогут обрести ребенку уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное.








1.3 Содержание программы

Учебный план 1 - го года

Тема

Количество часов

Формы аттестации



всего

теория

практика

1

Вводная беседа. Правила техники безопасности


2

1

1

Беседа


2

История и развитие технического моделирования.


2

1

1


Устный опрос


3

Конструирование из бумаги

6

2

4

Педагогическое наблюдение


4

.Модели в технике Оригами


6

1

5

Графическая работа

5

Модели на основе квадратов и прямоугольников.


8

2

6

Выставка

6

Объемная аппликация из бумаги


8

1

7

Практическое задание

7

Объемные модели в технике «Квиллинг


8

1

7

Выставка

8

Объемные игрушки из салфеток


10

1

9

Практическое задание

9

Изготовление моделей из бросового материала.


10

1

9

Практические задачи

10

Изготовление моделей в технике мозаики


10

1

9

Педагогическое наблюдение


11

Итоговое занятие, Выставка работ

2

1

1

Выставка


итого

72

13

59






Содержание программы 1 года

1. Вводное занятие(2ч)

План и порядок работы объединения. Показ готовых моделей, выполненных в предыдущие годы. Изготовление поделки по собственному замыслу. Познакомить с правилами по технике безопасности.

2. История и развитие технического моделирования(2ч)

Понятие о производстве бумаги, картона, их свойствах и применении. Понятие о древесине, металлах, пластмассе и других материалах, используeмых в техническом моделировании.. Организация рабочего места.

3. Конструирование из бумаги(6ч)

Цвета бумаги, сочетание цветов, соединения без клея, сборка отдельных деталей.

Практическая работа Складывание звездочек, кораблей, цветов, стаканчика, шапочки.

4. Модели в технике Оригами(6ч)

Понятие оригами. Знакомство с линиями видимого контура, линиями невидимого контура, линиями сгиба, центровой линией при изготовлении игрушек оригами демонстрация базовых форм оригами.

Практическая работа: изготовление игрушек- оригами из цветной бумаги: самолета, парусника и журавлика

5. Модели на основе квадратов и прямоугольников(8ч)

Изготовление простейших разверток геометрических тел и изготовление по ним макетов технических объектов с добавлением необходимых деталей (колес, осей, отделки).

Практическая работа Машины, домики,

6.Объемная аппликация из бумаги(8ч) Объемная аппликация из бумаги – уникальный вид детского творчества, благодаря которому можно склеить объемные модели Учить правильно складывать бумагу и аккуратно вырезывать детали

Практическая работа: "Изготовление новогодних открыток; Символ года, Дед Мороз, Новогодняя елочка, Веселый Снеговик.

7. Объемные модели в технике «Квиллинг»(8ч)

Понятие квиллинг. Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами.

Практическая работа: Создание моделей из квиллинга: котенка, корзинки ,бабочки, шкатулки,

8. Объемные игрушки из салфеток(10ч)

Практическая работа: нарезать круги из салфеток сложенных вчетверо и соединить посередине их между собой степлером. Изготовление моделей Зайчика ,цыпленка, вертолета, цыфры 8 ,цветка.

9. Изготовление моделей из бросового материала.(10ч)

Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения". Изготовление по собственному замыслу роботов, легковых машин, грузовых машин, космических кораблей, гоночных автомобилей,, тачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков проволоки, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.

Практическая работа: заготовить материал для последующей поделки. Изготовить детали для соответствующей поделки из бросового материала.

10. Изготовление моделей в технике мозаики (10ч)

Беседа о возникновении мозаики и ее видах. Показать способы мозаики из различных материалов.

Практическая работа: Обрывная мозаика, из пластилиновых шариков ,из бумажных шариков, из яичной скорлупы, из кусочков дисков и тд.

11. Итоговое занятие .Выставка.(2ч)Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году. Награждение лучших.

Учебный план 2-го года

Тема

Количество часов

Формы аттестации



всего

теория

практика

1

Вводная беседа .Правила по технике безопасности

2

1

1

Беседа


2

Материалы, инструменты, их применение.

2

1

1

Опрос.


3

Моделирование из бумаги

6

1

5

Педагогическое наблюдение


4

Изготовление модели способ плетения

6

1

5

Практическое задание

5

Моделирование из соленого теста

6

1

5

Беседа

6

Изготовление моделей из подручного материала.

6

1

5

Педагогическое наблюдение


7.



Простейшие авиамодели из картона:

Плоскостные

6

1

5


Выставка


8

Силуэтные

6

1

5

Практическое задание

9

Объемные.

10

2

8

Выставка

10.

Простейшие объемные автомодели.

10

2

8

Педагогическое наблюдение


11.

Макетирование

10

2

8

Практическое задание

12

Итоговое занятие. Выставка.

2

1

1

Выставка


итого

72

15

57




Содержание программы 2года


1.Вводная беседа .Правила по технике безопасности.(2ч)

План и порядок работы объединения. Показ готовых моделей, выполненных в предыдущие годы. Изготовление поделки по собственному замыслу. Познакомить с правилами по технике безопасности.

2. Материалы, инструменты, их применение.(2ч)

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея.

3. Моделирование из бумаги(6ч)

Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских  деталей.

Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.

Практическая работа: Сделать заготовки необходимые для деталей модели .Сборка деталей.

4.Изготовление модели способом плетения-(6ч)

Ознакомление с основными понятиями и базовыми формами плетения; обучение различным приемам работы с бумагой; создание композиции с изделиями, выполненными в технике плетения

Практическая работа: Изготовить корзинку и открытку для мамы..

  1. Моделирование из соленого теста(6ч)

Изучение истории возникновения соленого теста ;разработать новые составы теста для разного вида работ; Освоить приемы работы с соленым тестом.
Практическая работа

изготовление сувениров из соленого теста; Освоить приемы работы с соленым тестом.

6.Изготовление моделей из подручного материала.(6ч)

Изготовление по собственному замыслу легковые автомобили , грузовые машины, космические корабли, гоночные автомобили, тачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков проволоки, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д

Практическая работа; сделать заготовки деталей на определенную модель из подручного материала. Сборка деталей.


7. 8.9.Простейшие авиамодели из картона. (22ч)

Плоскостные. Силуэтные. Объемные.

Понятие о техническом рисунке (наглядное изображение без точного соблюдения размеров объекта), эскизе (построение от руки с приблизительным сохранением размеров). Перевод на бумагу эскизов при помощи копировальной бумаги.

Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести. Способы запуска модели. Устройство планеров (фюзеляж, крыло, хвостовое оперение).

Практическая работа Изготовление силуэтных моделей планеров и самолетов на рейке (дельта, утка). Изготовление объемных моделей самолётов "Искра", "Альбатрос", "Сокол", "МИГ-15". Соревнования на дальность полета.

10.Простейшие объемные автомодели.(10ч)

Понятие о простейшем чертеже - построение с линейкой с соблюдением размеров. Чтение простейшего чертежа.

Общее понятие о транспорте, его видах и значении. Современные достижения. Детали модели: рама, корпус, кабина, двигатель, руль, колеса. Практическая работа :Изготовление моделей автомобиля, фургона, , автобуса, троллейбуса.

11. Макетирование (10ч)

Построение развертки развернутое на плоскости бумаги или картона изображение макета строения, Изготовление путем поэтапного создания макета.

Практическая работа: Изготовление разных по форме домиков

12. Заключительное занятие.(2ч)

Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году. Награждение лучших.


1.4 Планируемые результаты


Предполагаемые результаты к концу I года обучения:

в области образовательных задач (предметные):

  • уметь пользоваться ручными инструментами;

  • уметь читать простейшие чертежи;

- знать элементарные свойства бумаги, картона, их использование, способы обработки;

- знать названия геометрических фигур и тел;

в области развивающих задач (метапредметные)

 - знать историю создания современной техники, виды техники;

- знать названия и назначение часто встречающихся технических объектов, названия ручных инструментов и различных материалов, их свойств;

- уметь готовит рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на модели;

- доводить начатую работу до конца

- уметь слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать своё мнение.

в области воспитательных задач (личностные)

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

- сознательно проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении трудоёмкой самостоятельной практической работы.

- обучающиеся должны знать первоначальные знания о современной технике и истории её создания.

К концу II года обучения

Образовательные (предметные)

  • умение самостоятельно чертить и читать чертежи;

  • знать элементарные свойства бумаги, картона, их использование, способы обработки;

  • знать названия геометрических фигур, тел и уметь их чертить;

  • уметь пользоваться ручными инструментами (карандаш, линейка, циркуль, угольник);

  • уметь изготавливать из геометрических тел технические объекты.

Развивающие (метапредметные)



  • - знать историю создания современной техники, виды техники;

  • - знать названия и назначение часто встречающихся технических объектов, названия ручных инструментов и различных материалов, их свойств;

  • - знать названия основных частей изготавливаемых моделей.

  • - уметь готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на модели;

  • - доводить начатую работу до конца.

  • - уметь слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать своё мнение.













Воспитательные (личностные)



  • - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

  • - сознательно проявлять целеустремлённость, усердие, организованность, творческое отношение при выполнении трудоёмкой самостоятельной практической работы.

2.1 Календарный учебный график.(Приложение)



2.2 Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Формы и методы работы

Преобладающими являются следующие методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление), метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), проектно-конструкторские методы (конструирование из бумаги, создание моделей), игры (на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-путешествие, ролевые игры (конструкторы, соревнования, викторины), наглядный (рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература), создание творческих работ для выставки, разработка сценариев праздников, игр.

На занятиях объединения НТМ создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий: комплексные, занятия-беседы, экскурсии, самостоятельная работа.

Виды занятий:

- работа с литературой, чертежами, схемами;

- практическая работа;

- встреча с интересными людьми;

- выставки, конкурсы, творческие проекты, соревнования, праздники, игры. При проведении занятия выполняются санитарно – гигиенические нормы.

На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: проведение открытых занятий, выставок, конкурсов, соревнований, викторин, игр, защита проектов.

Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.

2.3 Формы аттестации

Формы контроля:

Для определения результативности образовательного процесса применяются входящий, промежуточный (тематический) и итоговый контроль.

Входящий: определение первоначального уровня учащихся (на первом занятии в виде собеседования).

Промежуточный (тематический): осуществляется при помощи соревнований, конкурсов. Применяются «контрольные задания», составленные в форме, интересной для обучающихся. Они проводятся по окончании изучения каждой темы.

Итоговый: выставка детских работ, в которой принимают участие все кружковцы. Она позволяет не только оценить знания, умения учащихся, но и приучает детей справедливо и объективно оценивать свою работу, работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.

Материалы. Краски: акварель, ножницы, гуашь; клей: ПВА картон, различные сорта бумаги, пластилин.


2.4 Оценочные материалы

Педагогический мониторинг. Критерии эффективности программы.


параметры

критерии


Образовательные результаты











Эффективность воспитания



Социально-педагогические


Освоение детьми содержания образования.

1. Овладение знаниями по технике безопасности и выполнение их.

2. Овладение знаниями и умениями.

3. Глубина и широта знаний.

4. Практические и творческие достижения.

5. Развитие общих познавательных способностей.


1. Культура поведения ребенка.

2. Характер отношений в коллективе.


1. Забота о здоровье.

Пройдя курс обучения по этой программе, дети получат достаточный объем знаний, умений и навыков для дальнейшей работы в других кружках по интересам.

Программа «Начальное техническое моделирование» может быть использована в школах на факультативных занятиях по труду, во внеурочной деятельности. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей.



Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Работы оцениваются по следующим критериям:

  • - качество выполнения изучаемых на занятиях приемов, операций и работы в целом;

  • - степень самостоятельности;

  • - уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

    1. Методические материалы

Наглядные пособия:

  • стенды (Правила техники безопасности, и др.)

  • работы воспитанников;

  • демонстрационные образцы и работы;

  • иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Праздник весны).

2.6 Список литературы

Литература для педагогов:

1. Андрианова П.Н. «Техническое творчество учащихся». Москва «Просвещение», 1990г.

2.Аранович Л. «Удивительное рядом».Москва «Дет. литер»,1969г.

3. Горский В.А. «Техническое конструирование» Москва «ДОС ААФ», 1977г.

4.Горский В.А. «Техническое творчество школьников» Москва «Просвещение», 1981г.

5. Жадько Е. Г. « Поделки и аксессуары из соленого теста». Ростов н/Д «Феникс»,2008г.

6.Журавлева А.П., Болотина Л.А. «Начальное техническое моделирование».Москва «Просвещение»,1982г.

7.Журнал «Праздник в школе» .Минск «Красико-Принт»,2006-2007г.

8. Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Модель и машина». Москва «Просвещение», 1981г.

9.Крутий Я.В. «100 схем для печворка и аппликаций».Ростов н\Д «Феникс»,2005г.

10. Кудрявцева Т.В. №Развитие технического мышления учащихся». Москва «Просвещение», 1964г.

11.Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Технология 1,2,3,4 классы»2011г.

12.Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек сувениров».Москва «Просвещение»,1983г.

13. Лабунская Г.В. «Изобразительное творчество детей». Москва «Просвещение», 1965г.

14. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование». Москва « Просвещение», 1999г.

15.Парулина О.В. «Мир игрушек и поделок».Смоленск «Русич»,2002г.

16. Перевертель Г.И. «Техническое творчество в начальных классах». Москва «Просвещение», 1988г.

17.Приложение к журналу «Юный техник»1975-1985г.

18. Розанов И.Г. «О юных конструкторах». Москва «Просвещение», 1981г.

19. «Сделай сам» Москва «Знание»,1991-1995г.

20. Тарасов П.В. «Самоделки школьника». Москва «Просвещение», 1977г.


Литература для учащихся:

1. «Большая энциклопедия поделок».ЗАО.Росмен-пресс,2009г.

2.Докучаева Н. «Мастерим бумажный мир»ТОО «Диамант»,1997г.

3.Журнал «Коллекция идей»2008-2013г.

4.Журнал «Левша»1995-2005г.

5.Журнал «Мастерилка»2000-2005г.

6.Журнал «Ручная работа»2009-2010г.

7.Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов».Москва «Просвещение»,1985г.

8.Соколова С.В. «Оригами 240 проектов».ООО «Домино»2006г.

9.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки для 1,2,3,4 классов» .Из.дом «Федоров»,2003г.

Сайты:

1.http//hjbby-modiling.

2.http:vk.com/clab3448957

3.www.rocman.r


















Календарный учебный график.

Детского объединения «НТМ» МБУ ДО «ДДТ»1 год обуч.

Месяц

Число

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия,

краткое содержание

Форма контроля

Дата план.

1



2


09



09







1


1

Вводная беседа. Правила техники безопасности.(1ч)

Рассказ об истории и развития технического моделирования.(1ч)

Опрос.



Беседа.



3



4




5




09



09




10












Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа


1



1



1

Конструирование из бумаги.(3ч)

Складывание из бумаги модели звездочки. Показать способ складывания модели звездочки.

Складывание из бумаги модели кораблика. Показать способ складывания модели кораблика.

Складывание из бумаги модели шапочки и стаканчика. Показать способ складывания модели шапочки и стаканчика.

Самостоятельная работа .

Просмотр.


Контроль освоения темы.

Устный опрос












6



7


8


9



10



11



12


13


14


15


16



17


18


19











10



10


10


10



11



11



11


11


12


12


12



12


01


01











Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа









1


1



1


1



1




1



1



1


1


1


1



1


1


1


Модели в технике Оригами.(14ч)

Понятие оригами. Знакомство с линиями видимого контура, линиями невидимого контура, линиями сгиба, центровой линией при изготовлении модели оригами демонстрация базовых форм оригами.

Изготовление игрушки самолета техникой оригами.

Изготовление игрушки парусника техникой оригами.

Изготовление игрушки техникой оригами -журавлика

Изготовление модели прыгающего лягушонка техникой оригами.

Изготовление модели реактивного самолета техникой оригами.

Дымковские свистульки


Изготовление модели вертолета техникой оригами.

Изготовление модели автомобиля техникой оригами

Изготовление из бумаги новогодней елочки

Изготовление из бумаги зимнего домика.

Изготовление модели зайца техникой оригами.

Изготовление модели рыбки техникой оригами.

Изготовление модели парашюта техникой оригами.

Изготовление модели кленового листа техникой оригами











Самостоятельная работа .


Просмотр.






Контроль освоения темы.



Устный опрос



Самостоятельная работа .



Просмотр.



Контроль освоения темы.



Устный опрос










20


21



22


23



24


25


26



27





28



29



30



31





32






33




34



35



36













01


02



02


02



02


03


03



03





03



04



04



04





04






04




05



05



05
























Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.





Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.




Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.













1


1



1


1



1


1


1



1





1


1


1



1




1






1



1


1



1






Модели на основе квадратов и прямоугольников.(8ч)

Изготовление простейших разверток геометрических тел и изготовление по ним макетов технических объектов с добавлением необходимых деталей

Изготовление кубика с точками для игры.

Изготовление шара из пятиугольников



Изготовление подставки для карандашей из коробочек.


Изготовление игрушки из бумаги. Использовать схему.


Изготовление из бумаги цветка


Изготовление из бумаги корзинки для мамы.


Изготовление из бумаги новогодней елочки


Изготовление из бумаги зимнего домика.



Объемная аппликация из бумаги.(8ч)

Символ года-собака.


Изготовление Дед Мороза из бумажного конуса.


Изготовление модели Новогодней елочки из бумажного конуса и ватных дисков.

Изготовление модели Снеговика из бумажных салфеток.

Объемные модели в технике «Квиллинг»(8ч)

Понятие квиллинг. Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Изготовление модели котенка.

Работать по схеме.


Изготовление модели корзинки. Работать по схеме.


Изготовление модели шкатулки.

Работать по схеме.


Итоговое занятие. Выставка.

Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году. Награждение активных участников выставок.

















Самостоятельная работа .


Просмотр.


Контроль освоения темы.



Устный опрос




Самостоятельная работа .


Просмотр.


Контроль освоения темы.



Устный опрос




Самостоятельная работа .


Просмотр.


Контроль освоения темы.


Устный опрос.



Самостоятельная работа

.



Просмотр.




Контроль

освоения темы.




Устный опрос..





Выставка.









Итого:36 занятий.

36 часов








Календарный учебный график.

Детского объединения «НТМ» на базе Красногвардейской гимназии.

Месяц

Число

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия,

краткое содержание

Форма контроля

Дата план.

1



2


09



09


04



07


1



1

Вводная беседа. Правила техники безопасности.(1ч)

Рассказ об истории и развития технического моделирования.(1ч)

Опрос.



Беседа.




3



4



5





09



09




09




11



14




18



Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа



1



1



1

Конструирование из бумаги.(3ч)

Складывание из бумаги модели звездочки. Показать способ складывания модели звездочки.

Складывание из бумаги модели кораблика. Показать способ складывания модели кораблика.

Складывание из бумаги модели шапочки и стаканчика. Показать способ складывания модели шапочки и стаканчика.

Самостоятельная работа .

Просмотр.


Контроль освоения темы.

Устный опрос












6



7


8


9



10



11



12


13


14


15


16



17


18


19











09



09


09


10



10



10



10


10


10


10


10



10


11


11











21



25


28


02



05



09



12


16


19


23


26



30


02


06










Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа









1


1

1


1


1



1


1


1


1


1


1


1


1


1

Модели в технике Оригами.(14ч)

Понятие оригами. Знакомство с линиями видимого контура, линиями невидимого контура, линиями сгиба, центровой линией при изготовлении модели оригами демонстрация базовых форм оригами.

Изготовление игрушки самолета техникой оригами.

Изготовление игрушки парусника техникой оригами.

Изготовление игрушки техникой оригами -журавлика

Изготовление модели прыгающего лягушонка техникой оригами.

Изготовление модели реактивного самолета техникой оригами.

Изготовление модели кораблика техникой оригами.

Изготовление модели вертолета техникой оригами.

Изготовление модели автомобиля техникой оригами

Изготовление модели бабочки техникой оригами

Изготовление модели птицы техникой оригами.

Изготовление модели кленового листа техникой оригами.

Изготовление модели рыбки техникой оригами.

Изготовление модели парашюта техникой оригами.

Изготовление модели зайца техникой оригами











Самостоятельная работа .


Просмотр.






Контроль освоения темы.



Устный опрос



Самостоятельная работа .



Просмотр.



Контроль освоения темы.



Устный опрос










20


21



22


23



24


25


26



27





28



29



30



31





32





33




34



35



36







37



38



39


40


41





42



43


44

45

46



47




48



49



50



51



52




53



54





55



56



57



58



59




60



61



62




63



64



65



67



68


69



70



71


72






















09


13



16


20



23


27


30



04





07



11



14



18





21





25




28



11



15







18



22



25


29


01





05



08


12

15

19



22




26



01



05



12



15




19



22





26



29



2



5



9




12



16



19




23



26



30



3



7


10



14



17


21









Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.





Наглядно-практический

показ.





Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.




Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.







Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.


Самостоятельная работа






Наглядно-практический

показ.



Самостоятельная работа


Наглядно-практический

показ.



Самостоятельная работа



Наглядно-практический

показ.



Самостоятельная работа



Наглядно-практический

показ.



Самостоятельная работа



Наглядно-практический

показ.



Самостоятельная работа



Наглядно-практический

показ.


Самостоятельная работа




Наглядно-практический

показ.



Самостоятельная работа



Наглядно-практический

показ.


Самостоятельная работа



Наглядно-практический

показ.




Наглядно-практический

показ.


Самостоятельная работа













1


1



1



1



1


1



1



1




1


1


1



1



1





1



1


1



1







1


1


1


1


1




1


1


1


1

1


1




1



1


1



1


1




1



1



1



1



1

Модели на основе квадратов и прямоугольников.(8ч)

Изготовление простейших разверток геометрических тел и изготовление по ним макетов технических объектов с добавлением необходимых деталей

Изготовление кубика с точками для игры.

Изготовление шара из пятиугольников



Изготовление подставки для карандашей из коробочек.


Изготовление игрушки из бумаги. Использовать схему.


Изготовление из бумаги цветка


Изготовление из бумаги корзинки для мамы.


Изготовление из бумаги новогодней елочки


Изготовление из бумаги зимнего домика.



Объемная аппликация из бумаги.(8ч)

Символ года-собака.


Изготовление Дед Мороза из бумажного конуса.

Изготовление модели Новогодней елочки из бумажного конуса и ватных дисков.

Изготовление модели Снеговика из бумажных салфеток.

Объемные модели в технике «Квиллинг»(8ч)

Понятие квиллинг. Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и инструментами. Изготовление модели бабочки

Работать по схеме.


Изготовление модели ромашки

Работать по схеме.


Изготовление модели корзинки

Работать по схеме.


Изготовление модели шкатулки.

Работать по схеме.




Обьемные игрушки из бумажных салфеток.(10ч)


Изготовление модели цифры 8.

Работать по образцу.


Изготовление модели цыпленка.

Работать по образцу.

Изготовление модели вертолета .

Работать по образцу.

Изготовление модели

Работать по образцу.

Изготовление модели .

Работать по образцу.


Изготовление моделей из бросового материала. (10ч)

Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения"

Изготовление легкового автомобиля.

Изготовление грузового автомобиля.

Изготовление гоночного автомобиля.

Изготовление тачки для автомобиля.


Изготовление прицепа.


Изготовление моделей в технике мозаики (10ч) Беседа о возникновении мозаики и ее видах. Показать способы мозаики из различных материалов.

Обрывная мозаика. Кувшин


Обрывная мозаика. Снегири на ветке.


Обрывная мозаика. Собачка.



Обрывная мозаика. Рыбка.




Мозаика из пластилиновых шариков .Машина


Мозаика из пластилиновых шариков .Жираф



Мозаика из пластилиновых шариков. Матрешка.


Мозаика из пластилиновых шариков. Цветик-семицветик.



Мозаика из бумажных комочков.

Ромашки..


Мозаика из бумажных комочков.

Ветка рябины.


Мозаика из бумажных комочков.

Барашек.



Мозаика из бумажных комочков.

Петушок

Мозаика из яичной скорлупы.

Пасхальное яйцо..


Мозаика из яичной скорлупы.

Золотая рыбка.



Мозаика из яичной скорлупы.

Фрукты.


Мозаика из яичной скорлупы.

Панно-цветы.


Точечная мозаика. Божья коровка



Точечная мозаика. Кошка.


Точечная мозаика. Русалка.


Точечная мозаика. Ваза с цветами.


Торцевание. Цыпленок


Торцевание. Одуванчики.



Итоговое занятие. Выставка.

Подведение итогов за год. Перспективы работы в следующем году. Награждение активных участников выставок.









Самостоятельная работа .


Просмотр.


Контроль освоения темы.



Устный опрос




Самостоятельная работа .


Просмотр.


Контроль освоения темы.



Устный опрос




Самостоятельная работа .


Просмотр.


Контроль освоения темы.


Устный опрос.
















Самостоятельная работа

.

Просмотр.


Контроль

освоения темы.


Устный опрос.










Самостоятельная работа

.

Просмотр.


Контроль


Освоения темы.


Устный опрос.














Самостоятельная работа

.

Просмотр.


Контроль


Освоения темы.


Устный опрос.







Выставка.




Самостоятельная работа



.

Просмотр.




Контроль



Освоения темы.



Устный опрос.







Выставка











Самостоятельная работа

.

Просмотр.


Контроль


Освоения темы.


Устный опрос.







Выставка

Самостоятельная работа

.

Просмотр.


Контроль


Освоения темы.


Устный опрос.




Выставка






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!