Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
технической направленности по начальному техническому моделированию
Данная программа является разноуровневой: имеет три уровня сложности (стартовый, базовый). Программа направлена на развитие конструкторских способностей и устойчивого интереса к технике.
Срок реализации программы 3года.
Уровень сложности | Описание уровня, планируемых результатов освоения программы | Формы организации образовательной деятельности, наполняемость групп | Нормативный срок освоения программы (срок реализации каждого уровня) | Возраст обучающихся |
стартовый | На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с основными понятиями (точка, линия, отрезок, многоугольник, прямой угол и другие). Учатся определять длину с помощью линейки; вырезать из нелинованной бумаги различные фигуры, сравнить форму окружающих предметов с формой многоугольников, выполнить разметку плоской детали по шаблону. На стартовом уровне одним из критериев оценки является педагогическое наблюдение, выставки, открытые занятия. На стартовый уровень программы принимаются обучающиеся без предъявления каких – либо специальных требований к их знаниям, умениям, навыкам. Стартовый уровень включает ознакомительные темы, которые позволят обучающимся познакомиться с основами начального технического моделирования и принять решение, хотят ли продолжать обучение по программе. Данные темы обязательны для всех детей, поступающих в объединение начального технического моделирования. Аттестация проходит в форме педагогического наблюдения, выставок, открытых уроков. | Групповая от 15 до 20 человек. Группы формируются по уровню готовности обучающихся к освоению программы. | 1 год (36 учебных недели) | Дети в возрасте от 6 лет. |
базовый | Для обучения на базовом уровне программы обучающиеся должны знать основные понятия (точка, линия, отрезок и др), выполнять простейшую разметку. Базовый уровень посвящен в большей степени моделированию из бумаги и картона объемных изделий. На базовом уровне программы предусмотрены индивидуальные занятия. Аттестация проходит в форме педагогического наблюдения, выставок, открытых уроков. | Групповая от 15 до 20 человек. Группы формируются по уровню готовности обучающихся к освоению программы | 2 год (72 учебных недель) 3 год (72 учебных недель) | Дети в возрасте от 8 лет. |
Аннотация к программе
В настоящее время важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, повышение престижа научно-технических профессий. Программа «НТМ» способствует совершенствованию трудовых технологических навыков у обучающихся, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, трудолюбия и усидчивости. Занятия в объединении организованы в систему, которая гармонично развивает умственные и творческие способности обучающихся, необходимые им для успешного обучения в школе. Путь от простейших бумажных изделий, направленных на развитие мелкой моторики руки, до изготовления художественных работ для выставок декоративно-прикладного искусства ребенок проделывает с интересом и удовольствием: поделки, выполненные самими воспитанниками, несут в себе частицу души и поэтому никогда не устаревают. Педагогическая целесообразность программы «НТМ» состоит в том, чтобы на различном материале, доступном детям младшего школьного возраста, можно формировать навыки изобретательского мышления, способность к нестандартным решениям и создавать мотивацию к научно-техническому творчеству.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Стартовый уровень
Занятия начальным техническим моделированием являются одним из видов технического творчества. Они выполняют образовательные, воспитательные и культурологические функции. Основными формами занятий на стартовом уровне являются традиционные и практические занятия. Занятия организованы с использованием словесного, наглядного и практического методов (беседа, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу, упражнения). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей, используются следующие: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Деятельность обучающихся на занятиях организована с помощью фронтального, индивидуально-фронтального, группового, индивидуального методов.
Рабочая программа составлена для группы 1 года обучения, которая изучает основы начального технического моделирования на стартовом уровне. Главной целью дисциплины на стартовом уровне является формирование интереса к техническому творчеству и обучение начальным навыкам работы с бумагой, картоном.
Группа формируются без предъявления какие-либо специальные требования к их знаниям, умениям и навыкам. С целью успешного освоения дисциплины необходимо выполнять задания, регулярно посещать занятия. Во время работы у детей возникает открытие своих творческих возможностей. К концу года обучающимся необходимо уметь организовывать своё рабочее место, вырезать нарисованную или начерченную фигуру, рационально размещать трафарет на листе бумаги, использовать клей (или пластилин) для скрепления деталей объекта творчества уметь определять длину с помощью линейки; сравнивать форму окружающих предметов с формой многоугольников, выполнять разметку плоской детали по шаблону.
Знать основные понятия (точка, линия, отрезок и другие), названия геометрических фигур, основные свойства бумаги, названия инструментов для разметки и вырезания деталей (линейка, трафарет, ножницы);
В группе занимаются мальчики и девочки.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных занятий и выставки. По итогам каждого полугодия проводится диагностика уровня знаний и умений воспитанников. По окончанию стартового уровня обучающиеся могут продолжить обучение на базовом уровне.
Обучающимся, которые к окончанию учебного года не смогут успешно освоить дисциплину, рекомендуется повторное зачисление на стартовый уровень.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Базовый уровень
Занятия начальным техническим моделированием являются одним из видов технического творчества. Они позволяют решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Основными формами занятий на базовом уровне являются традиционные и практические занятия. Занятия организованы при помощи словесных, наглядных и практических методов. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей, таковы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Деятельность обучающихся на занятиях организована с использованием фронтального, коллективного, индивидуально-фронтального, группового, индивидуального методов и работы в парах. В качестве приёмов образовательного процесса на занятиях используются упражнения, диалог, беседа, показ иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу.
Рабочая программа составлена для группы 2 года обучения, которая изучает начального технического моделирования на базовом уровне. Главной целью дисциплины на базовом уровне является совершенствование навыков работы с бумагой, картоном, древесиной, полученных на стартовом уровне. Обучающиеся знакомятся с основами композиции. На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему, способы изображения и средства выразительности. В работе по образцам дети учатся понимать и осваивать особенности композиций, приёмы работы, пластические свойства материала.
Группа сформирована из детей закончивших стартовый уровень или имеющих определённый уровень развития навыков, как правило в возрасте 8-10 лет. С целью успешного освоения дисциплины необходимо выполнять задания, регулярно посещать занятия.
В группе занимаются мальчики и девочки.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных занятий и выставки. По итогам каждого полугодия проводится диагностика уровня знаний и умений воспитанников. По окончанию базового уровня обучающиеся могут продолжить обучение на продвинутом уровне.
Обучающимся, которые к окончанию учебного года не смогут успешно освоить дисциплину, рекомендуется повторное зачисление на базовый уровень.
Пояснительная записка.
Программа «Начальное техническое моделирование» имеет техническую направленность и разработана на основе требований «Закона об образовании в РФ» от 29.12 2012г. № 273-ФЗ., в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
В наши дни проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурным, творчески мыслящим – с одной стороны, и снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.
Сегодня требуется взаимно увязать теоретические знания и практическое их применение. Именно занятия творческим моделированием предоставляют детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, черчения, геометрии, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Для учащихся конструировать – это означает планировать и проектировать, преобразовывая свой замысел в действующую модель. Планирование младшие школьники могут осуществлять различными способами: они могут выразить свой план словами, с помощью рисунка, наброска, эскиза и т.д.
Техническое моделирование – это познавательный процесс, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники. Начальное техническое моделирование (НТМ) – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений.
Назначение программы – обучение детей в возрасте от 6 до 10 лет основам начального технического моделирования.
Новизна программы состоит в том, что в неё впервые включены блоки по бумажной пластике и оригами, содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения, но использует все навыки и умения, сформированные в процессе обучения в школе. Учащиеся овладевают всем материалом и технологией непосредственно в процессе изготовления изделий.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие познавательной и творческой активности младших школьников, позволяет сформировать гибкость мышления, навыки работы в коллективе.
Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, творческих проектов. Такой разнообразный вид деятельности дает широкое представление детям о неиссякаемых возможностях бумажного творчества.
В программе учитываются индивидуальные особенности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования¸ индивидуальные потребности отдельных категорий детей. Данная программа может быть адаптирована и использована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
дети с нарушением слуха (слабослышащие);
дети с нарушением речи;
дети с задержкой психического развития.
Целью программы является:
Создание условий для формирования начальных технических знаний, навыков, умений.
Задачи:
формировать знания и умения работы бумагой, картоном, древесиной и инструментами при изготовлении как простейших технических изделий так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;
осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка;
развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
Воспитательные:
формировать творческое мышление;
развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Планируемые результаты освоения программы:
Приобщение детей к техническому творчеству.
Развитие творческих возможностей детей.
Формирование у детей навыков работы с бумагой и картоном.
Расширение детского кругозора в области технического творчества.
Предметные результаты по уровням сложности программы:
К концу стартового уровня обучения воспитанник должен
Знать:
Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги.
Условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея.
Основные геометрические понятия: точка, линия, отрезок, многоугольник, прямой угол и другие.
Понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертеже.
Способы и приёмы обработки бумаги и картона, сборки макетов путём склеивания.
Названия и назначение ручных инструментов для обработки бумаги и картона и правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов.
Элементарные свойство бумаги, картона, их использование, применение.
Способы перевода выкроек и шаблонов на бумагу.
Способы соединения деталей из бумаги, картона.
Основные операции при работе с бумагой: сгибание, складывание, резание, склеивание.
Уметь:
Бережно и уважительно относиться к плодам своего и чужого труда.
Изготавливать простейшие изделия в технике «Оригами».
Выполнять простейшие операции при работе с бумагой: сгибание, складывание, резание, склеивание.
Работать с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги.
Переводить выкройки и шаблоны.
Измерять отрезок, находить длину сторон прямоугольника; вырезать из нелинованной бумаги различные многоугольники, сравнивать форму окружающих предметов с формой многоугольников, выполнять разметку плоской детали по шаблону.
К концу базового уровня обучения воспитанник должен
Знать:
Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги.
Условные обозначения, применяемые при работе с чертежами и шаблонами: линия отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея.
Понятия о контуре, силуэте, макете, шаблоне, чертёже.
Способы и приёмы обработки бумаги и картона, сборки макетов путём склеивания.
Названия и назначение ручных инструментов для обработки бумаги и картона и правила безопасного пользования ими и личной гигиены при обработке разных материалов.
Элементарные свойство бумаги, картона, их использование, применение.
Способы перевода выкроек и шаблонов на бумагу.
Способы соединения деталей из бумаги, картона.
Основные операции при работе с бумагой: сгибание, складывание, резание, склеивание.
Основные знания и умения по итогам 2 года обучения:
Знания: терминология: термины, употребляемые в связи со сравнением и измерением отрезков и расстояний между точками с помощью циркуля и линейки;
понятия о геометрических фигурах: о периметре многоугольника, доле фигуры, окружности, круге, центре круга, радиусе окружности.
Умения: деление фигуры на равные части; определение формы окружающих предметов и их частей; разметка симметричности на деталях; начертание циркулем и измерение им длину окружности.
Уметь:
Бережно и уважительно относиться к плодам своего и чужого труда.
Изготавливать простейшие изделия в технике «Оригами».
Выполнять простейшие операции при работе с бумагой: сгибание, складывание, резание, склеивание.
Работать с режущими и колющими инструментами: ножницами, шилом, ножом для картона и бумаги.
Переводить выкройки и шаблоны.
По чертежу представлять внешний вид прототипа.
Изготавливать транспортные устройства и другие модели из картона.
Применять эти навыки в быту, передавать свои знания сверстникам.
Предполагаемый результат реализации программы «НТМ»:
овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.
уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем;
уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики,
стараться эстетично оформить творческую работу;
уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.
Результаты освоения программы определяются способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Программа предназначена для детей от 6 лет. Нормативный срок освоения программы 3 лет. Программа реализуется на стартовом и базовом уровнях сложности.
На стартовый уровень программы зачисляются обучающиеся в соответствии с возрастом, на который рассчитана программа, без предъявления специальных требований. На стартовом уровне обучающиеся знакомятся с основными понятиями (точка, линия, отрезок, многоугольник, прямой угол и другие). Учатся определять длину с помощью линейки; вырезать из нелинованной бумаги различные фигуры, сравнить форму окружающих предметов с формой многоугольников, выполнить разметку плоской детали по шаблону.
Для обучения на базовом уровне программы обучающиеся должны владеть основными понятиями (точка, линия, отрезок и др), выполнять простейшую разметку. Базовый уровень посвящен в большей степени моделированию из бумаги и картона объемных изделий. На базовом уровне программы предусмотрены индивидуальные занятия, которые ребята посещают дополнительно.
Программа предназначена для детей от 6 лет.
Объем программы составляет 180 часов.
Нормативный срок освоения программы 3 года.
Программа реализуется на стартовом и базовом уровнях.
На стартовый уровень зачисляются дети в соответствии с возрастом, на который рассчитана программа, без предъявления специальных требований.
Основной формой занятий в объединении является практическая работа. Занятия сопровождаются беседами по теме. Организуются экскурсии в музей, на природу. Организуются встречи с интересными людьми.
Для успешной организации занятий применяются следующие основные методы:
наглядный – показ изделий, а также открыток, рисунков, слайдов, фото и видеоматериалов;
словесный – рассказ, беседы о бумаге, картоне, древесине;
практический – показ приемов и способов работы, упражнения, рекомендации по ходу
выполнения задания, анализ выполненных работ.
Подвести обучающегося к достаточно высокому уровню творческой активности позволяет использование различных методов обучения.
Во время занятий применяется объяснительно-иллюстративный метод. Он состоит в том, что педагог всеми возможными способами организует осознанное восприятие детьми учебного материала. Большое значение имеет не только показ, но и объяснение. Объяснения дети воспринимают как определенную последовательность при изображении. Часть занятия проводится с демонстрацией процесса изображения знакомых детям предметов. Занятия носят предметный характер.
Учебно-наглядные пособия: плакаты, иллюстративный материал, образцы народного декоративно - прикладного искусства, способствуют восприятию и усвоению изучаемого материала. По мере приобретения навыков работы с бумагой и картоном дети выполняют самостоятельные работы. Очень важный момент – оценка деятельности каждого ребенка. Поддержка и одобрение способствуют хорошему настроению, вызывают желание моделировать.
Вторым является репродуктивный метод. Он обеспечивает усвоение действий, формирует умения и навыки.
При частично-поисковом (эвристическом) методе педагог ставит проблему, создает проблемную ситуацию, а дети решают её самостоятельно или с помощью педагога.
При исследовательском методе педагог дает творческое задание, а ребенок его выполняет, вычленяя проблему, определяя заложенные в ней противоречия, формулируя задачу и пытаясь найти пути ее реализации. Применение этого метода предполагает самый высокий уровень развития личности.
Во время занятий используются такие формы организации деятельности детей как индивидуально - фронтальный, групповой, в парах. Наиболее часто используется индивидуальный метод.
Факторы риска
Реализация программы в точном соответствии ей не всегда возможна.
Причинами могут быть:
•Актированные дни
•Эпидемия гриппа
•Отмена занятий из-за аварийных ситуаций (гор электросети, водоканал и т.д.)
•Внеплановые мероприятия различного уровня (проводимые внутри учреждения, городские, областные, российские и пр.)
Автор программы оставляет за собой право корректировать ее без ущерба для общего объема знаний, умений, навыков программы:
1.Перестановка тем в соответствии с календарными праздниками
2.Изменение формы подачи материала
3.Дополнительные занятия
4.Привлечение старших воспитанников для помощи младшим в усвоении материала и т.д.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы
технической направленности по начальному техническому моделированию
уровень сложности | Нормативный срок реализации программы | Темы | количество академичес ких часов | Формы промежуточной (итоговой) аттестации |
всего | теория | практика |
Стартовый | 1 | Вводный блок | 1 | 1 | - | опрос |
Материал - бумага | 1 | 0,5 | 0,5 | педагогическое наблюдение |
Конструирование из бумаги и геометрических фигур | 3 | 1 | 2 | педагогическое наблюдение |
Аппликация | 8 | 2 | 6 | педагогическое наблюдение |
Оригами | 6 | 1 | 5 | педагогическое наблюдение |
Техническое моделирование | 5 | 1 | 4 | педагогическое наблюдение |
Проверочно-результативный блок | 5 | - | 5 | педагогическое наблюдение, опрос |
Праздники и подготовка к ним. Вставки. | 7 | - | 7 | выставка творческих работ |
Базовый | 1 | Вводный блок | 2 | 2 | - | опрос |
Материал - бумага | 2 | 1 | 1 | педагогическое наблюдение |
Конструирование из готовых форм | 8 | 2 | 6 | педагогическое наблюдение |
Аппликация | 10 | 3 | 7 | педагогическое наблюдение |
Моделирование из частей | 8 | 3 | 6 | педагогическое наблюдение |
Оригами | 12 | 2 | 10 | педагогическое наблюдение |
Техническое моделирование | 10 | 2 | 8 | педагогическое наблюдение |
Проверочно-результативный блок | 10 | - | 10 | педагогическое наблюдение, опрос |
Праздники и подготовка к ним. Вставки. | 8 | 2 | 6 | выставка творческих работ |
1 | Вводный блок | 2 | 2 | - | опрос |
Конструирование из готовых форм | 8 | 2 | 6 | педагогическое наблюдение |
Аппликация | 10 | 3 | 7 | педагогическое наблюдение |
Оригами | 14 | 2 | 12 | педагогическое наблюдение |
Техническое моделирование | 20 | 4 | 16 | педагогическое наблюдение |
Проверочно-результативный блок | 10 | - | 10 | педагогическое наблюдение |
Праздники и подготовка к ним. Вставки. | 8 | 2 | 6 | педагогическое наблюдение |
ИТОГО | 180 | | | |
Календарный учебный график
Уровень сложности | Сроки реализации, кол-во учебных недель в год | Кол-во ч/нед | Продолжительность одного занятия |
Стартовый | 36 недель (с 1 сентября по 31 мая) | 1 | 45 минут |
Базовый | 36 недель (с 1 сентября по 31 мая) | 2 | 45 минут |
36 недель (с 1 сентября по 31 мая) | 2 | 45 минут |
Учебно-тематический план по НТМ
Стартовый уровень (1 год)
Тема | Теория | Практика | Всего |
I. Вводный блок |
1. История развития технического моделирования. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | - | 1 |
| 1 | - | 1 |
II. Материал — бумага |
1. Как родилась бумага (экскурс в историю). Волшебные свойства бумаги (наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги). | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 0,5 | 0,5 | 1 |
III. Конструирование из бумаги геометрических фигур |
1. Вырезание геометрических фигур из бумаги без трафарета, по трафарету. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. Конструирование из бумаги геометрических фигур. | | 1 | 1 |
3. Моделирование на плоскости | 0,5 | 0,5 | 1 |
| 1 | 2 | 3 |
IV. Аппликация |
1. Аппликация из природного материала | 0,5 | 1 | 1,5 |
2. Работа в технике мозаики. | 0,5 | 1 | 1,5 |
3. Аппликация на пластилиновой основе | 0,5 | 1 | 1,5 |
4. Объемная аппликация | 0,5 | 1 | 1,5 |
5. Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация). | - | 2 | 2 |
| 2 | 6 | 8 |
V. Оригами |
1. Базовые формы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. Оригами простое из цветной бумаги. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. Оригами с элементами аппликации. | - | 1 | 1 |
4. Оригами «Лягушка». Соревнование на дальность прыжка. | - | 1 | 1 |
5. Изготовление изделий моделей транспорта. | - | 1 | 1 |
| 1 | 4 | 5 |
VI. Техническое моделирование |
1.. Работа по шаблонам. | 0,5 | 1 | 1,5 |
2. Обработка мягкого картона. Техника работы с ножницами, циркулем. Способы сгибов. Художественное оформление простых изделий. | 0,5 | 1 | 1,5 |
3. Техническое конструирование и моделирование | - | 2 | 2 |
| 1 | 4 | 5 |
VII. Проверочно-результативный блок |
1. Творческие самостоятельные работы. | - | 3 | 3 |
2. Викторины | - | 2 | 2 |
| | 5 | 5 |
VIII. Праздники и подготовка к ним. Выставки. |
1. Изготовление сувениров к празднику. | - | 5 | 5 |
2. Посещение выставок прикладного творчества. | - | 2 | 2 |
| | 7 | 7 |
Всего | 6,5 | 29,5 | 36 |
Базовый уровень (2 год)
Тема | Теория | Практика | Всего | |
I. Вводный блок | |
1. Начальное техническое моделирование: задачи и возможности. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 | |
| 2 | - | 2 | |
II. Материал — бумага | | 1 | 2 |
1Физические и механические свойствами бумаги и картона. | 1 | 1 | 2 | |
| 1 | 1 | 2 | |
III. Конструирование из готовых форм | |
1 Конструирование из готовых форм. | 1 | 3 | 4 | |
2. Конструирование из бросового материала. | 1 | 3 | 4 | |
| 2 | 6 | 8 | |
IV. Аппликация | |
1. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. | 1 | 1 | 2 | |
2. Объемная аппликация. | 1 | 3 | 4 | |
3. Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). | 1 | 3 | 4 | |
| 3 | 7 | 10 | |
V. Моделирование из частей | |
1. Неклеевые соединения | 1 | 3 | 4 | |
2. «Дергунчики» | 1 | 3 | 4 | |
| 3 | 6 | 8 | |
V1. Оригами | |
1. Оригами из цветной бумаги. | 1 | 5 | 6 | |
2. Оригами из составных частей. | 1 | 5 | 6 | |
3. Оригами «Птицы». Составление коллективного панно. | - | 2 | 2 | |
| 2 | 12 | 14 | |
VI1. Техническое моделирование | |
1. Изделия из спичек, зубочисток, брусочков. | 1 | 5 | 6 | |
2. Изготовление кукольной мебели из картона. | 1 | 3 | 4 | |
| 2 | 8 | 10 | |
VII1. Проверочно-результативный блок | |
1. Творческие самостоятельные работы. | - | 6 | 6 | |
2. Викторины | - | 4 | 4 | |
| - | 10 | 10 | |
ХI. Праздники и подготовка к ним. Выставки. | |
1. Изготовление сувениров к празднику. | - | 6 | 6 | |
2. Посещение выставок прикладного творчества. | 2 | - | 2 | |
| 2 | 6 | 8 | |
Всего | | | 72 | |
Базовый уровень (3 год)
Тема | Теория | Практика | Всего |
I. Вводный блок |
1. Начальное техническое моделирование: задачи и возможности. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 2 | - | 2 |
| 2 | - | 2 |
II. Конструирование из готовых форм |
1 Конструирование из готовых форм. | 1 | 3 | 4 |
2. Конструирование из бросового материала. | 1 | 3 | 4 |
| 2 | 6 | 8 |
III. Аппликация |
1. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. | 1 | 1 | 2 |
2. Объемная аппликация. | 1 | 3 | 4 |
3. Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). | 1 | 3 | 4 |
| 3 | 7 | 10 |
1V. Оригами |
1. Оригами из цветной бумаги. | 1 | 5 | 6 |
2. Оригами из составных частей. | 1 | 5 | 6 |
3. Изготовление изделий моделей транспорта. | - | 2 | 2 |
| 2 | 12 | 14 |
V. Техническое моделирование |
1. Изделия из спичек, зубочисток, брусочков. | 2 | 8 | 10 |
2. Изготовление зданий из картона. | 2 | 8 | 10 |
| 4 | 16 | 20 |
VI. Проверочно-результативный блок |
1. Творческие самостоятельные работы. | - | 6 | 6 |
2. Викторины | - | 4 | 4 |
| - | 10 | 10 |
VII. Праздники и подготовка к ним. Выставки. |
1. Изготовление сувениров к празднику. | - | 6 | 6 |
2. Посещение выставок прикладного творчества. | 2 | - | 2 |
| 2 | 6 | 8 |
Всего | | | 72 |
Методические материалы
Содержание учебного материала
Стартовый уровень (1 год обучения)
Теория: 6,5 ч.
Практика: 29,5 ч.
Порядок и содержание занятий по техническому конструированию. Демонстрация готовых поделок. Правила поведения учащихся в рабочем кабинете. Безопасность жизнедеятельности учащихся на занятии по начальному техническому моделированию (НТМ).
Общие элементарные сведения о бумаге, её видах и свойствах. Инструменты и приспособления для работы с бумагой. Показ приёмов работы и образцов инструментов.
Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание и др.) Правила сгибания, складывания, резания. Правила работы с клеем, кисточкой, правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами (ножницы, шило).
Ознакомление учащихся с разнообразием предметов и технических объектов, части которых имеют формы геометрических фигур. Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблону. Деление четырехугольника и круга на две равные части путем сгибания и резания.
Знакомство с шаблоном, способами и приемами работы с ним. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение плоских деталей между собой:
а) при помощи клея;
б) при помощи щелевидных соединений в "замок".
Вырезание заготовок по шаблонам из бумаги, сложенной вдвое.
Изготовление из бумаги (по шаблонам) моделей самолётов простейшей формы, макетов ракет различной формы с щелевидными соединениями частей, сувениров и игрушек.
Создание силуэтов птиц и животных из кружочков и треугольников с добавлением дополнительных элементов, необходимых для конкретного изделия.
Аппликация. Классификация аппликации: по видам; по изображению; по способу выполнения; по цветовому решению.
Сгибание - одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания, складывания. Изготовление поделок путём сгибания бумаги: парашют, лодочка, кораблик и т.д.
Классическое оригами – специальные слова и понятия: заготовка, диагональ, линия сгиба. Изготовление простых животных, птиц, цветов.
Соединение объёмных деталей (спичечный коробок) между собой путем склеивания. Окрашивание или оклеивание изделий цветной бумагой. Элементы предварительного планирования предстоящих действий.
Изготовление макетов технических объектов и игрушек из готовых объемных форм с добавлением необходимых деталей для конкретного изделия. Простейшие машины, тележки, корабли, кукольная мебель.
Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге. Приемы и способы выполнения некоторых сувениров и игрушек из разных материалов, способы соединения деталей из разных материалов. Способы и приёмы оформления готовых изделий
Знакомство с техникой и принципами работы наиболее распространённых машин, устройств и приспособлений (лифт, пылесос, мясорубка, транспортные машины и т.п.) Характерные особенности наиболее распространённых технических объектов и инструментов ручного труда. Знакомство с трудом взрослых (как машины, устройства, приспособления и инструменты облегчают труд человека).
Подведение итогов работы. Беседа "Чему мы научились за год". Итоговая аттестация учащихся. Итоговая выставка.
Базовый уровень (2 год обучения)
Теория: 17 ч.
Практика: 55 ч.
Задачи и содержание занятий по техническому конструированию в текущем году. Правила поведения учащихся в рабочей комнате. Безопасность жизнедеятельности учащихся на занятии по начальному техническому моделированию (НТМ).
Некоторые элементарные свойства о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и применении. Инструменты ручного труда. Правила пользования ими и правила безопасной работы. Организация рабочего места. Изготовление из тонкой бумаги трубочки с последующей окраской ее акварельными красками, а из плотной бумаги – лодочки или катамарана.
Беседы о техническом конструировании и макетировании как о технической деятельности. Просмотр фильмов, журналов с целью знакомства с технической деятельности человека.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условными изображениями линий видимого контура, линии сгиба с обозначением места для клея.
Определение места нахождения линии сгиба. Правила сгибания, складывания. Изготовление поделок путем сгибания, складывания. Оригами: международные условные знаки. Бумажный зоопарк.
Конструктор из бумаги: модуль – основная единица конструктора. Изготовление крепостной стены, крепостной башни, макеты домов. Деление квадрата, прямоугольника, круга на 2; 4; 8 равных частей путем сгибания и резания. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Соединение плоских деталей между собой путем склеивания, щелевидных соединений в «замок», при помощи заклепок из мягкой, тонкой проволоки, ниток. Вырезание заготовок для изделий по шаблонам и линейке из бумаги. Элементы предварительного планирования предстоящей работы. Конструирование из бумаги и тонкого картона макетов и моделей, игрушек и сувениров: ракеты, самолёта, мебели со щелевидными соединениями и проволочными заклепками.
Соединение объёмных деталей между собой путём склеивания. Изготовление колёс. Конструирование моделей и игрушек из готовых объёмных форм: из спичечных коробков; из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей; из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток (трубочка, коробочка). Изготовление из бумаги коробочки, корзиночек, фонариков. Изготовление мебели из спичечных коробков. Промежуточная аттестация в группах.
Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону и линейке на бумаге. Способы перевода выкройки изделий на кальку, бумагу при помощи копировальной бумаги. Приёмы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. Декоративное оформление. Изготовление подарков и сувениров ко дню красного календаря (закладки, плоские и объёмные аппликации, образцы птиц, зверей и сказочных героев из плоских деталей и коробков, ёлочные украшения, игрушечная мебель из прямоугольников, кругов и коробочек).
Беседа. Знакомство с техникой и трудом человека. Назначение рассматриваемых технических средств. Знакомство с инструментами ручного труда взрослых. Взаимоотношения людей на производстве. Знакомство с профессиями: инженер-конструктор, художник, дизайнер.
Итоговое занятие. Подведение итогов. Беседа (анализ детьми работ, сделанных за год) Итоговая выставка. Советы по планированию этапов изготовления изделий во время летних каникул.
Базовый уровень (3 год обучения)
Теория: 15 ч.
Практика: 57 ч.
Порядок и план работы кружка. Вводный инструктаж по правилам безопасности работы.
Производство бумаги и картона, сорта, свойства, применение. Понятие о древесине, металле, пластмассе и других материалах, используемых в промышленности. Инструменты и приспособления, применяемые в кружке, правила пользования ими. Организация рабочего места. Изготовление из плотной бумаги силуэтов машин, построек.
Закрепление, углубление и расширение знаний о чертёжных инструментах и принадлежностях. Их назначение и правила пользования. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Совершенствование умений деления окружности, чтение основных размеров. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам.
Изготовление моделей из бумаги с целью закрепления умений применять в работе линии чертежа. Изготовление шаблонов для простейших изделий.
Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Основные ручные инструменты. Понятие о разметке; способы разметки деталей, способы изготовления выкроек и разверток объектов простой формы. Понятие о шаблонах, способы и приемы работы с ними. Понятие малой объёмной формы. Ваза. Вариативность исполнения. Моделирование формы.
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Сопоставление формы окружающих предметов, зданий, частей машин с геометрическими фигурами. Изготовление по образцу, рисунку, чертежу, представлению и собственному замыслу моделей. Моделирование изделия. Промежуточная аттестация в группах.
Понятие о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объёмная основа предметов технических объектов. Элементарные понятия о развёртках, выкройках простых геометрических тел. Приёмы их вычерчивания, вырезания и склеивания. Изготовление из картона геометрических тел: призм, цилиндров, конусов с предварительным выполнением чертежей развёрток. Оригами. Объёмные многогранники.
Ознакомление с готовыми образцами различных поделок и сувениров из бумаги, картона с применением проволоки, фольги и природного материала. Приёмы и способы выполнения отдельных сувениров и игрушек из разных материалов. Способы декора, элементы художественного оформления изделий.
Предварительное планирование предстоящей работы. Правила безопасности работы. Моделирование изделий. Игры, викторины, соревнования.
Подведение итогов работы за год. Итоговые занятия. Подготовка к отчетной выставке детского технического творчества. Игры и соревнования с поделками.
4.2.Инструкции по технике безопасности для обучающихся
Правила работы с ножницами.
Ножницы при работе нужно держать так: сначала в кольцо продеть большой и средние пальцы, указательным пальцем придерживать их снизу, при этом концы ножниц направлять от себя. Узкое лезвие должно быть снизу.
Резать средней частью ножниц.
Передавать ножницы в закрытом виде, кольцами в его сторону.
Не держать ножницы концами вверх.
Не работать ими с ослабленными креплениями.
Не резать ножницами во время ходьбы.
Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
Правила работы с иглой.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
При работе нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы, а в специальные подушечки.
Нельзя перекусывать или рвать нитки, можно пораниться. Для этого используй ножницы.
Иголку нужно хранить в игольнице, а булавки в коробке с крышкой.
Сломанную иголку следует отдать руководителю. В конце работы иглы и булавки пересчитать.
Правила работы с шилом.
Предохранительное кольцо должно быть плотно укреплено на ручке.
Шило держать так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец лежал вдоль металлического стержня.
Работать только на подкладной доске.
Прокалывать надо осторожно, не применяя лишних усилий.
Правила работы с ножом.
Для работы используется нож только с закругленным концом.
При резании бумаги, картона ножом использовать фальцлинейку.
Нож надо держать без усилий, но крепко, чтобы во время работы рука не соскользнула на лезвие.
Правила работы с циркулем.
Циркуль готов к работе, когда иголка циркуля и карандаша находятся на одном уровне.
Взять нужный размер, туго завернуть винт.
При проведении окружности циркуль держи за головку, а ножку за карандаш.
Правила работы с линейкой и карандашом.
Линейку держи левой рукой, а карандаш правой.
Работай только хорошо отточенным карандашом.
Линию проводи слева направо.
При черчении карандашом, держи его наклонно.
Не нажимай на карандаш, линейку не двигай.
Правила работы с клеем
Под детали подкладывай доски, листы.
При оклеивании картона бумагой, клей наносят на обратную сторону бумаги, а не картона, т.к. бумага быстрее намокает и равномернее растягивается, т.е. клеем смазывают более тонкий материал или детали, которые наклеивают.
Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки. В поперечном направлении деформация происходит чаще, чем в продольном.
Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать. Клей наносить кисточкой.
Деталь нужно сначала примерить, а потом намазывать клеем.
Разглаживают приклеиваемую деталь от середины к краям, где появились пузырьки, нужно проколоть их булавкой, клей вытереть тряпочкой.
Готовые изделия перекладывают макулатурой.
Правила работы с пластилином.
Лепку выполняй на подкладной доске, не клади пластилин на стол и парту.
Перед работой разогрей пластилин в руках.
Не бросай остатки пластилина.
Храни пластилин в коробочке, отдельно от тетрадей и книг.
После работы вытри руки тряпочкой и вымой руки теплой водой с мылом.
4.3 . Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана
разделе представлен план традиционных мероприятий, организуемых для обучающихся и их родителей за рамками учебного плана для организации досуга, формирования ценностных ориентиров, профилактической работы, участия в конкурсной и соревновательной деятельности и т.д. Сроки проведения мероприятий и условия участия в них конкретизируются непосредственно в течение учебного года.
Педагог постоянно общается с родителями по поводу успеваемости детей, их поведения, консультирует по компетентным вопросам. Успехи детей в творчестве и в личностном плане обязательно доводятся до сведения родителей. Своими наблюдениями педагог делится на каждом этапе обучения. Стремится заручиться поддержкой родителей, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. В общении с родителями педагог стремится устан овить гибкие, доброжелательные отношения. Так же важно учитывать рекомендации самих родителей. Очень полезно привлечь родителей к творческо-образовательному процессу (например, в качестве фотографа, оператора видеосъемки занятий, помощника в изготовлении необходимых инструментов и др.)
Важным моментом в деятельности объединения являются совместные занятия детей и родителей. Это имеет большое воспитательное значение.
Помимо учебных занятий в объединении организуются совместные с родителями экскурсии, чаепития, встречи с интересными людьми. Положительные эмоции, рождаемые такими мероприятиями, благотворно сказываются на активности детей, на улучшение качества межличностных отношений, а также положительно влияют на раскрытие творческого потенциала воспитанников.
Мероприятия, организуемые для обучающихся и их родителей | Массовые мероприятия различного уровня, в которых обучающиеся могут принять участие | Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня |
День открытых Родительские собрания дверей Выставки Открытые занятия Мастер-классы | Лагерь для детей с дневным пребыванием Новогодняя елка в МАУ ДО «Голышмановский МЦ» | Областные и всероссийские выставки, конкурсы |
5.Оценочные материалы.
целью диагностики успешности освоения обучающимися образовательной программы, выявления их образовательного потенциала, определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки календарно-тематического планирования осуществляется текущий контроль успеваемости по программе.
Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций и устные рекомендации обучающемуся и/или его родителям по повышению успешности освоения программы. Текущий контроль проводится в форме опроса, выставки творческих работ и проектов, собеседования, педагогического наблюдения, анализа достижений.
целью определения уровня достижения планируемых предметных и личностных результатов в процессе освоения образовательной программы, проводится промежуточная аттестация. Формы промежуточной аттестации определены учебным планом.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится комплексно два раза в течение учебного года: в декабре - по итогам полугодия и в мае - по итогам года по итогам освоения уровня.
Сроки | Виды деятельности | Формы контроля и оценки результатов |
стартовый уровень |
1 полугодие | Изготовление игрушки путем складывания. Аккуратность при выполнении работы | Тестирование по специальным карточкам Графическое лото. Конкурс поделок |
2 полугодие | Рациональное размещение шаблонов на листе картона. Умение за одно занятие изготовить игрушку из картона из 2-3 деталей. | Изготовление поделок. Участие в выставках детского творчества. |
базовый уровень |
1 полугодие | Соединение плоских деталей между собой при помощи клея, щелевых соединений. Конструирование игрушек из готовых объемных форм. | Изготовление игрушек и моделей. |
2 полугодие | Конструирование моделей и игрушек из объемных деталей, изготовленных на основе простейших разверток. | Конкурс на лучшую игрушку. Участие в выставках. |
базовый уровень (3 год обучения) |
1 полугодие | Самостоятельное изготовление шаблонов, увеличение и уменьшение выкроек. Основные ручные инструменты. | Тестирование по специальным карточкам. |
2 полугодие | Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми формами. Предварительное планирование предстоящей работы. | Участие в выставках детского творчества. Вручение свидетельства об окончании курса. |
Критерии оценки:
оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
умение проводить самоанализ своей работы;
оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;
оценивается свободное владение техническими приёмами;
оценивается устойчивость теоретических знаний;
оценивается степень участия в коллективных формах работы.
Оценочные формы детских работ:
оценка педагога;
оценка товарищей по группе;
самооценка, отбор работы на выставку;
участие в конкурсах, выставках.
Стимулы:
похвала;
поддержка;
отбор работ на выставку;
награждение грамотой;
ценным призом.
Список литературы
для педагогов
Нормативно - правовая литература:
1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Конвенция ООН о правах ребёнка. М., ООО «ДОД» 2008.
3. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Методическое письмо Минобразования России № 28.-02-484/16 от 18.06.2003.
Специальная литература:
1. Афонькин С.А. Оригами. Бумажный зоопарк. – С-П, Литера, 2005.
2. Бородянец В.Н. «Создание комфортного психологического климата занятий в объединениях детского технического творчества. Дополнительное образование и воспитание №2,2008.с.28.
3. Гусакова А.М. Элементы технического моделирования. – М., Просвещение, 1983.
4. Дорогов Ю.Н. Секреты оригами для дошкольников. – Ярославль, 2004.
5. Журавлева А.П. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М., Просвещение, 1982.
6. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М., Патриот, 1990
7. Золотов А.В. Большая энциклопедия техники.- М.,ЗАО «РОСМЭН»,2006
8. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителей 1-4 кл. под ред. Неменского Б.Н. – М., Просвещение, 1995
9. Иванова Л.В. Цветы оригами. Донецк., Сталкер, 2007
10. Калмыков В.П. Игрушки-подарки. - М., Малыш, 1979.
11. Кацаф А. Самолёты. – СПб., А.В.К.- Тимошка, 2004
12. Колесова В.В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988
13. Кряжева,Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997
14. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. – М., Мозаика-Синтез, 2008.
15. Лукьянов Д.И. Творческое конструирование как введение в проектную деятельность.//Дополнительное образование и воспитание № 12,2007,стр 32.
16. Мастерилка. Авиатор.- М., Карапуз, №6, 1999
17. Медведева О.П. Творческое моделирование. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
18. Норманн Шмидт. Птицы из бумаги. – Минск, Попурри, 2004.
19. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М., Просвещение, 1983.
20. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. Книга для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М., Просвещение, 1985.
21. Петрова И.М. Объёмная аппликация.С-П. Детство – пресс., 2000
22. Петрова И.М. Волшебные полоски. С-П., Детство – пресс.,2005
23. Ракитина Е.М., Михайленко В.И. Первые уроки дизайна. Тула.,Родничок., 2006
24. Росиев Я.М. Методика трудового обучения. – М.. Просвещение, 1988.
25. Сакович И.С. Технология проектной деятельности в кружке..//Внешкольник, №6,2008г,стр.42.
26. Сержантова Т. 366 моделей оригами. – М., Айрис-Пресс, 2003.
27. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения – М., 1989
28. Чекони Д. Моя первая книга «Оригами». – М., ЭКСМО-Пресс, 2002.
29. http://allforchildren.ru/article/quilling.php
30. http://luntiki.ru/blog/kwilling/445.html
31. http://masterclassy.ru/kvilling/1264-kvilling-shemy-dlya-nachinayuschih.html
32. http://ejka.ru/blog/kvilling/616.html
33. http://stranamasterov.ru/technics
34. babushkinysovety.ru/08vishivka.html
Список литературы
для детей
1. Афонькин С.А. Оригами. Бумажный зоопарк. – С-П, Литера, 2005.
2. Большая электронная детская энциклопедия «Воздухоплавание и авиация»
3. Дорогов Ю.Н. Секреты оригами для дошкольников. – Ярославль, 2004.
4. Калмыков В.П. Игрушки-подарки. - М., Малыш, 1979.
5. Кудишин И.В. Мир самолётов: науч.-поп.изд.для детей –М.: ООО»Издательство «Росмэн-Пресс»,2005
6. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. – М., Мозаика-Синтез, 2008.
7. Мастерилка. Авиатор.- М., Карапуз, №6, 1999
8. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М., Просвещение, 1983.
9. Энциклопедия для детей.Духовный мир человека. М.,ООО «Мир энциклопедий», 2006
Список литературы
для родителей
1. Андрианов П.Н., Галопузова М.Н. «Развитие технического творчества младших
школьников» М., Просвещение,1987
2. Гульянц Э.к. «Учите детей мастерить» - М., Просвещение, 1984
3. Громова М.В. Родительский совет в дополнительном образовании детей -М.,ГОУ ЦРСДОД, 2003
4. Голованов В.П. «Свой мир мы строим сами» - М.,ООО «ДОД», 2007
5. Луков В.А. «Уроки Макаренко» - М., Ключ – С, 2006
6. Нил Р. «Самоделки из бумаги» - М., Дрофа, 1995
7. Рахматшаева В. «Грамматика общения» -М., Семья и школа,1995
8. Шемшурина А.И. «Этика и воспитание»: «От самооценки к совершенствованию» - М., ВЦХТ, 2002
9. Юркевич В.С. «Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность» М.Просвещение,1996.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»
Тюменская обл., р.п. Голышманово ул. Садовая, 102, тел./факс 8(345646)25033
эл.почта [email protected]
| «Утверждаю» Директор МАУ ДО «Голышмановский МЦ» Т.А. Селезнева ______________________ «____»_______________________ 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
Форма обучения: очная
Место реализации: р.п. Голышманово
Срок реализации программы: 3 года
Педагог: Степанова Надежда Сергеевна,
высшая квалификационная категория.
2019 год
4