МКУ «Управление образования» ИКМО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Принято на заседании педсовета ЦВР Протокол № 1 от 22 августа 2017г | Утверждаю Директор ЦВР ___________ Н.А.Багаутдинов Приказ № 37-ОД от 22 августа 2017г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально – педагогического направления
«Юные инспектора дорожного движения»
Возрастная категория обучающихся 8-10 лет
Срок реализации – 1 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Шайхуллина Альфия Анваровна
Шугурово 2017
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция Российской Федерации (статьи 9,36,42,58,71,72,114)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
- Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
- Приказ МО и Н РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Закон Республики Татарстан № 68-ЗРТ от 22 июля 2013 года «Об образовании»
- Постановление КБ РТ от 12 октября2011 №846 «О внесении изменений в отдельные постановления КБ РТ»
- Приказ МО и Н РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 года «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования»
- Устав МБУ ДО «Центр внешкольной работы» МО «ЛМР» РТ
- Положение о разработке дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДО «Центр внешкольной работы» МО «ЛМР» РТ
Направленность – социально – педагогическая , уровень – стартовый
Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Актуальность. Быстрый рост количества и скоростных возможностей автомобилей делают дорогу все более опасной. Самые важные правила обеспечения детей в современном мире, каждая улица, каждый перекрёсток которого - явная и несомненная опасность для здоровья и жизни каждого ребёнка. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны просто ужасает. Реальная ситуация на дорогах все требовательнее обязывает взрослых обратить внимание на обучение детей дорожной грамоте. Система профилактической работы ориентирована на определённую цель и комплекс задач по ее достижению - знание и чёткое соблюдение обучающимися правил дорожного движения. Такая работа не должна носить эпизодический характер, проводить ее следует целенаправленно и качественно. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо создание отрядов Юных инспекторов дорожного движения. Данная программа адаптированная, относится к социально-педагогической направленности, охватывает возрастную категорию 8-10 лет, предусматривает двухчасовые занятия два раза в неделю и рассчитана на 144 ч. Программа включает в себя: изучение Правил дорожного движения, правил безопасного поведения на улицах и дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения. Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, а так же участие в муниципальных соревнованиях и олимпиадах по ПДД, участие в смотре-конкурсе «Безопасное колесо».
Новизна программы в том, что:
- данная работа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
- адаптированы правила-обязанности пешеходов и пассажиров к пониманию и усвоению их детьми. Именно такой подход позволяет преподавать дисциплину ПДД в рамках дополнительного образования;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения;
- вербальная и визуальная информация дается в комплексе с практической отработкой (в играх-упражнениях) двигательных умений и навыков, необходимых для безопасного поведения на улицах и дорогах. Обучение и воспитание базируется на знании психологических и физиологических возрастных особенностей поведения данного возраста;
Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходимо знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в ПДД и творческий поиск педагога вместе с обучающимися выходов из сложных и опасных ситуаций.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (кроссворды, викторины и т.д.)
- практическая отработка в играх-упражнениях (групповых, индивидуальных), умений и навыков безопасного поведения на улицах, дороге и в транспорте.
Цель программы – формирование у обучающихся, как у участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
Обучающие
- Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожной безопасности;
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
Развивающие
-Развить у детей умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
-Повысить интерес школьников к велоспорту;
Воспитательные
- Сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;
- Воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
Отличительные особенности программы в том что, данная программа основана на следующих педагогических принципах:
- ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)
- природосообразности (учет возрастных особенностей);
- креативности (воспитание в творческой обстановке);
- доступности;
- наглядности
Реализация задач, поставленных перед отрядом ЮИД, может осуществляться через такие методы обучения как: рассказ, рассказ-объяснение, игра, беседы, конкурсы, викторины, спектакли, выпуск стенных газет, просмотр видеофильмов, выступление агитбригады, выполнение компьютерных тестов, создание компьютерных презентаций.
Возраст обучающихся 8-10 лет
Срок реализации программы – 1 год – 144ч
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 академических часа
При планировании учебного процесса предусматриваются следующие формы проведения занятий:
1. Фронтальная работа со всем составом.
2. Индивидуальная работа.
3. Работа в группах.
4. Работа в парах.
Учебные занятия имеют практическую направленность на обеспечение безопасности детей, формирование у них самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Учебно-воспитательный процесс должен быть непрерывным, систематическим, регулярным, построенным на учете уровня психического и физического развития детей.
К 10-ти годам происходит скачок в психическом и физическом развитии ребенка. Благодаря активизации лобных долей головного мозга появляется способность принимать самостоятельные решения на основе конкретной информации от органов чувств и абстрактной вербальной – от взрослых.
Внимание детей 8-10 лет вполне устойчивое и произвольное. Они могут контролировать свое поведение в зависимости от собственных установок и дорожной обстановки. Ускоряется реакция на ожидаемый сигнал, однако на непредвиденную ситуацию она значительно замедляется. Если сигнал опасности настигает ребенка внезапно, он на какое – то время теряется и реагирует с опозданием.
В этом возрасте изменяется и характер мышления. Они в состоянии уже мыслить обобщенными категориями, классифицировать отдельные предметы и явления. Умственная деятельность отделяется от восприятия и становится самостоятельным процессом.
Ключевую роль играет понимание и осознание определенных действий в процессе обучения: анализ, оценка, выделение главного, сравнение, сопоставление по определенным признакам, доказательство, поиск общего.
Таким образом, обучая детей данного возраста безопасному поведению, необходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала.
Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 8-10 лет занятия необходимо проводить на основе дидактических закономерностей: от простого к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.
Планируемые результаты
Сформированность у обучающихся знаний:
- правил поведения пешеходов на дороге;
- назначения дорожных знаков, их использование в дорожных ситуациях;
- истории детского объединения ЮИД;
- истории развития Правил дорожного движения;
- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- технических устройств велосипеда;
- способов оказания первой медицинской помощи;
- новых форм агитации и пропаганды ПДД;
умений:
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценивать дорожную ситуацию;
- управлять велосипедом;
-пользоваться общественным транспортом;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему
навык:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
- участия в конкурсах, соревнованиях.
Для безопасности нужно выработать у ребёнка четыре вида навыков.
1. Навык наблюдения. Ребёнок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Пустынную улицу с нерегулярным, неинтенсивным движением транспорта ребёнок должен научиться воспринимать как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.
2. Навык сопротивления волнению или спешке. Ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре.
3. Навык переключения на улицу. Надо научить ребёнка замечать эту границу между тротуаром и проезжей частью: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык переключения на самоконтроль. Ребёнок должен осознать, что на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться те несколько минут, которые требуются для перехода улицы.
Оценка эффективности реализации программы может осуществляться на основе мониторинга социальной успешности воспитанников: удовлетворенности обучающихся знаниями, полученных на занятиях в объединении, мотивов готовности к продолжению образования, проявления активной жизненной позиции. В результате освоения программы «Юные инспектора дорожного движения» у детей возникает стремление к реализации, умение применять свои знания, помогать людям в трудных дорожных ситуациях на дорогах, самостоятельность и организованность в опасных ситуациях.
Формы и виды контроля.
Контроль освоения программы осуществляется постоянно, посредством решения детьми задач, викторин, кроссвордов, решения задач как индивидуально, так и в форме конкурсов между командами.
Формами подведения итогов реализации программы считаются: выставки, праздники, театрализованные представления для малышей, соревнования, конкурсы.
Стабильно получаемые результаты | Используемые способы диагностики |
1. Общаясь друг с другом и с педагогом, обучающиеся овладевают специальной терминологией, познают текущую жизнь коллектива. | 1. Тестирование, работа с индивидуальными карточками по ПДД. |
2. Приобретение знаний по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам. | 2. Анкетирование по теоретическим знаниям и правилам техники безопасности и личной гигиены. |
3. Усвоение правил: дорожного движения и оказания доврачебной медицинской помощи. | 3. Проведение конкурсов, викторин по ПДД, медицине. |
4. Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства. | 4. Оценка посещаемости занятий в спортивном зале и спортивной площадке; участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо". |
Тематический план
№ п/п | Раздел программы и темы учебных занятий | Кол-во часов всего | Кол-во | Форма контроля |
Теории | Практики |
1 | Введение. История ЮИД Цели, задачи программы. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2 | Что я знаю о правилах дорожного движения | 2 | | 2 | Опрос |
3 | Изготовление дорожных знаков | 2 | | 2 | Практическая работа |
4 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ |
5 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Обсуждение |
6 | Основные понятия и термины ПДД Зимняя дорога | 2 | 1 | 1 | Беседа |
7 | Дорожная грамота | 2 | | 2 | Мини-тест |
8 | История ДПС | 2 | 2 | | Беседа |
9 | Дорожные задачки | 2 | | 2 | Ребус |
10 | Решение задач | 2 | | 2 | Зачетная работа |
11 | Дорога | 2 | 2 | | Опрос |
12 | История дороги | 2 | 1 | 1 | Опрос |
13 | Экскурсия «Наше село» | 2 | | 2 | Беседа |
14 | Составление кроссвордов и ребусов. | 2 | | 2 | Индивидуальная карточка |
15 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
16 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Экспресс – опрос |
17 | Дорожный этикет Правила поведения на остановке и общественном транспорте | 2 | 1 | 1 | Беседа |
18 | Водитель. Пешеход. Пассажир. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
19 | Левые и правые стороны движения | 2 | 1 | 1 | Тест |
20 | Изготовление дорожных знаков | 2 | | 2 | Практическая работа |
21 | Опасность на тротуаре | 2 | 1 | 1 | Мини-тест |
22 | Игра «Дорожный этикет» | 2 | | 2 | Соревнование |
23 | Решение задач | 2 | | 2 | Индивидуальная карточка |
24 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
25 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Обсуждение |
26 | Транспорт Из истории транспорта | 2 | 2 | | Беседа |
27 | Виды транспорта | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная карт очка |
28 | Городской транспорт | 2 | 1 | 1 | Ребус |
29 | Значение номерных знаков | 2 | 1 | 1 | Тест |
30 | Правила поведения в транспорте | 2 | 1 | 1 | Опрос |
31 | Решение задач | 2 | | 2 | Практическая работа |
32 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
33 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Обсуждение |
34 | Правила дорожного движения Правила поведения пешехода | 2 | 1 | 1 | Обсуждение |
35 | Пешеходный переход | 2 | 1 | 1 | Мини-тест |
36 | Дорога и ее элементы | 2 | 1 | 1 | Беседа |
37 | Разгон, торможение, занос. | 2 | 1 | 1 | Обсуждение |
38 | Составление кроссвордов и ребусов. | 2 | | 2 | Индивидуальная карт очка |
39 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
40 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Обсуждение |
41 | В гости к Светофору Светофорычу: История возникновения светофора | 2 | 1 | 1 | Беседа |
42 | Виды светофоров | 2 | 1 | 1 | Тест |
43 | Придумай сказку о светофоре Светофорыче. | 2 | | 2 | Практическая работа |
44 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
45 | Мой друг – велосипед История появления велосипеда | 2 | 1 | 1 | Беседа |
46 | Правила движения на велосипеде | 2 | 1 | 1 | Обсуждение |
47 | Изготовление дорожных знаков | 2 | | 2 | Практическая работа |
48 | Практическое занятие «Учимся движению на велосипеде» | 2 | | 2 | Практическая работа |
49 | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!» | 2 | | 2 | Практическая работа |
50 | «От велосипеда к мопеду и мотоциклу» | 2 | 1 | 1 | Обсуждение |
51 | Тест «Знание правил дорожного движения» | 2 | | 2 | Тест |
52 | Составление кроссвордов и ребусов. | 2 | | 2 | Практическая работа |
53 | Что такое ДТП Причины возникновения ДТП | 2 | 1 | 2 | Обсуждение |
54 | Я пешеход | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
55 | Создание буклета «Помни, пешеход!» | 2 | | 2 | Практическая работа |
56 | Занятие на улице по правилам дорожного движения | 2 | | 2 | Практическая работа |
57 | Составление кроссвордов и ребусов. | 2 | | 2 | Практическая работа |
58 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Обсуждение |
59 | Первая медицинская помощь Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах. | 2 | 2 | | Индивидуальная карточка |
60 | Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях. Переломы | 2 | | 2 | Практическая работа |
61 | Травматический шок. | 2 | 1 | 1 | Тест |
62 | Правила наложения стерильных повязок. | 2 | | 2 | Практическая работа |
63 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
64 | Строевая подготовка | 2 | | 2 | Практическая работа |
65 | Отработка навыков строевой подготовки в отряде и поодиночке. | 2 | | 2 | Практическая работа |
66 | Подготовка к соревнованиям, играм | 2 | | 2 | Практическая работа |
67 | В стране дорожных знаков (повторение) История возникновения дорожных знаков | 2 | | 2 | Тест |
68 | Группы дорожных знаков | 2 | | 2 | Обсуждение |
69 | Специальные дорожные знаки | 2 | | 2 | Анкетирование |
70 | Конкурс рисунков | 2 | | 2 | Выставка работ, награждение победителей |
71 | Просмотр фильма | 2 | | 2 | Обсуждение |
72 | КВН «Я знаток дорожных знаков | 2 | | 2 | Соревнование |
Всего | 144 | 31 | 113 | |
Содержание программы
1.Введение 10ч.
Теоретическая часть 1ч.
Знакомство с планом работы отряда ЮИД (юный инспектор движения) (цели и задачи отряда, обязанности членов отрядов ЮИД, план работы на учебный год, выборы командира, девиз, песня). Детский дорожно-транспортный травматизм. Причины дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешеходов и велосипедистов за нарушение правил дорожного движения.
Практическая часть 9ч.
Изготовление дорожных знаков, конкурс рисунков, просмотр фильмов
2.Основные понятия и термины ПДД 22ч
Теоретическая часть 6ч.
Основные понятия и термины, используемые в правилах: автомагистраль, велосипед, водитель, главная дорога, дорога, дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, пешеход, пешеходный переход, полоса движения, полоса движения, маршрутное транспортное средство, обгон, перекресток, проезжая часть, регулировщик, участник дорожного движения.
Практическая часть 16ч.
Экскурсия по родному селу.
Составление кроссвордов и ребусов. Конкурс рисунков. Просмотр фильмов.
3. Дорожный этикет 18ч.
Теоретическая часть 4ч.
Правила поведения на остановке и общественном транспорте. Как правильно переходить дорогу. Маленькие секреты пешеходам. Понятия водитель, пешеход, пассажир. Левые и правые стороны движения.
Практическая часть 14ч.
Решение задач и ребусов. Конкурс рисунков. Просмотр фильма.
4. Транспорт 16ч.
Теоретическая часть 6ч.
Из истории транспорта. Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный. Меры ответственности участников движения за нарушение ПДД. Скорость. Городской транспорт. Правила поведения на остановке. Оценка действий водителей, пешеходов, пассажиров.
Практическая часть 10ч.
Решение задач и ребусов. Конкурс рисунков. Просмотр фильма.
5.Правила дорожного движения 14ч.
Теоретическая часть 4ч.
Правила поведения пешехода. Переход проезжей части по «зебре» без светофора. Дорога, ее элементы, пешеходные переходы, мосты. Стань заметнее на дороге (светоотражатели).
Практическая часть 10ч.
Игра «Вежливый пешеход». Дорожные ловушки. Викторина. Кроссворд Упражнения «Глазомер», «Внимательный ли ты». Конкурс рисунков. Просмотр фильма.
6. В гости к Светофору Светофорычу 8ч.
Теоретическая часть 2ч.
Как появился светофор? Светофоры для регулирования. Пешеходный, транспортный, железнодорожный, велосипедный светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Практическая часть 6ч.
Игра «Светофор», игра «Водители и пешеходы». Конкурс рисунков, сочинение сказки.
7. Мой друг – велосипед 16ч.
Теоретическая часть 3ч.
Устройство велосипеда. Правила юного велосипедиста. Велосипедная дорожка. Безопасность на велосипеде. Повороты на «языке» водителей. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода. Аптечка велосипедиста. Оказание первой помощи пострадавшим.
Практическая часть 13ч.
Решение тестов, составление кроссвордов.
8. Что такое ДТП 12ч.
Теоретическая часть 2ч.
Причины возникновения ДТП. Правила поведения при возникновении ДТП.
Практическая часть 10ч.
Составление кроссвордов. Просмотр фильма.
9.Первая медицинская помощь 10ч.
Теоретическая часть 3ч.
Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах.
Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристики. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны, понятие об асептике и антисептике, повязке и перевязке, индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Резиновый и матерчатый жгут.
Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. Понятие об ожогах, виды и степени ожогов. Правила оказания первой помощи после термического или электрического ожога, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Оказание первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
Переломы
Общее понятие о травме. Понятие о переломах. Основные признаки. Открытые и закрытые переломы. Переломы костей конечностей, ребер, костей таза, позвоночника, черепа. Обнаружение переломов и основные правила оказания первой медицинской помощи. Виды транспортных шин.
Травматический шок.
Понятие о травматическом шоке, фазы его течения. Основные признаки и степени его тяжести. Профилактические мероприятия для предупреждения шока.
Правила наложения стерильных повязок.
Перевязочный материал и правила пользования им, типы повязок. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь.
Практическая часть 7ч.
Накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи.
Наложение повязок на палец, плечевой, локтевой, голеностопный суставы, голень, стопу.
10. Строевая подготовка 4ч.
Практическая часть 4ч.
Отработка навыков строевой подготовки в отряде и поодиночке.
11. Подготовка к соревнованиям и играм 2ч.
Практика 2ч.
Правила проезда транспорта Повторение дорожных знаков Безопасный путь Повторение медицинской теории
Занятие с привлечением медсестры, инспектора. Фигурное вождение велосипеда..
12.В стране дорожных знаков (повторение изученного) 12ч.
Практическая часть 12ч.
Литература:
Для педагога:
- Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах, 1997г.
- Атлас медицинских знаний
- Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 1997г.
- Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: 1997г
- Газета «Добрая дорога детства»
- Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.2004г.
- Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.
-Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Плакаты
Для обучающихся:
-CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
-Воронова Е. А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
-Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
-Козловская Е. А., Козловский С. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.
-Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В. А. Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н. В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
-Познавательные игры со школьниками./Авт.-сост. М. С. Коган. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.