СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лето -  наиболее благоприятный период для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие и окунуться в мир живой природы. А любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР»

Тюменская обл., р.п. Голышманово ул. Садовая, 102, тел./факс 8(345646)25033, веб-сайт www.cdtgol.ru, эл.почта [email protected]



«Утверждаю»

Директор МАУ ДО

«Голышмановский МЦ»

Т.А. Селезнева __________

«___»_____________






Дополнительная общеобразовательная программа

естественнонаучной направленности

«Юный исследователь»

Возраст обучающихся: 8-14 лет

Срок освоения: 10 дней



Автор – составитель

Степанова Надежда Сергеевна

Педагог-организатор




Принята на заседании педагогического совета

Протокол № ________ от «____» __________





р.п. Голышманово 2022 г.

Пояснительная записка

«В настоящее время воспитание будущих поколений самым тесным, если не сказать решающим, образом связано с модернизацией системы образования. Стратегический приоритет политики в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается всех участников образовательного процесса, в данном случае речь идёт о формирование экологической культуры школьников. Особое внимание все образовательные программы данного профиля должны уделить улучшению подготовки учащихся по экологии, защите окружающей среды». Из ежегодного послания президента Российской Федерации Федеральному собранию.

Лето – это пора каникул, время, когда детям необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Лето - наиболее благоприятный период для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического и «творческого» здоровья. Лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие и окунуться в мир живой природы. А любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира.

Человек неразрывно связан с природой. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Чтобы решать экологические проблемы Земли, сначала нужно изучить экологическую обстановку родного края и научиться бережно относиться к его природе. Поэтому немаловажно для растущего человека понятие «малая родина»: его родной дом и школа, родители и друзья, природа родного края. Любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, экскурсий, просмотров фильмов, рассказов об истории края, народных традициях, обычаях, легендах. Воспитывая любовь к Родине и природе, мы воспитываем патриотов, воздействуем на формирование жизненных идеалов, помогаем найти образы для подражания.

Данная программа ориентирует на развитие у детей знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

Актуальность программы «Юный исследователь» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.

Основная идея экологического лагеря - воспитание через деятельность. Дети и подростки включены в разнообразную деятельность экологического характера: познавательную, ценностно-ориентировочную, эстетическую. Каждый участник лагеря имеет право выбора того или иного вида деятельности, который соответствует его способностям, склонностям, интересам.

Цель программы: создание условий для включения детей и подростков в социально значимую, творческую деятельность, формируя у них чувство ответственного отношения к окружающей среде, к сохранению своего здоровья, готовых к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и охране природы.

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для отдыха и укрепления здоровья детей, для разностороннего развития личности и раскрытия творческого потенциала ребёнка, его самореализации и самовыражения.

  2. Формировать у школьников правильное экологическое сознание и культуры поведения в природной среде.

  3. Воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, бережное отношение к природе, ответственность за судьбу малой родины.

Ожидаемый результат

  1. Повысят уровень теоретических знаний по экологии:

– об основных экологических группах растений, грибов, лишайников, животных своего края;

– о мониторинге окружающей среды;

– о методах исследовательской деятельности.

2. Приобретут навыки экологических исследований.

3. Осуществление экскурсий, походов поможет детям и подросткам в обретении новых знаний о родном крае и убедит их в необходимости бережного отношения к природе.


Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа адресована детям 10 – 14 лет.

Сроки реализации программы

По нормативным срокам реализации образовательная программа «Юный исследователь» рассчитана на 10 часов обучения.

Режим занятий

В группах занимается от 10 до 15 детей 5 раз в неделю по 1 часу (10 часов)

Форма обучения – очная.

Формы организации деятельности

Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности обучающихся:

    • групповые;

    • индивидуальные;

    • фронтальные.

Тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

Из них


Теория

Практика

1

Природа нашей местности

6

1

5

2

Загрязнение окружающей среды

2

1

1

3

Экологическая тропа

2

1

1






Содержание программы Природа нашей местности (4часа)

Занятие 1. Вводное занятие. Значение экологических знаний в жизни людей.

Занятие 2. Игры на знакомство. Инструктажи.

Занятие 3. Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края.

Занятие 4. Экскурсия в бор и практическое занятие.

Занятие 5. Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра.

Занятие 6. Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы”.

Загрязнение окружающей среды (2 часа)

Занятие 1. Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

Занятие 2. Операция “Чистый двор”. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”.

Экологическая тропа (2 часа)

Занятие 1. Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.

Занятие 2. Экологическое краеведение. Однодневный поход в сосновый бор.

Учебно- тематический план

10 часов (5 раз в неделю по 1 часу)

Месяц

Число

Врем я

проведения занятия

Кол-во ак.ч.

Тема

Форма занятий

Форма контроля

Меропр

иятия за

рамками

учебного плана



Природа нашей местности




14:15 – 15:00

1

Вводное занятие. Значение экологических знаний в жизни людей Игры на знакомство. Инструктажи.

Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Игры.

Собеседование



14:15 – 15:00

1

Ознакомление с историко-культурными и природными особенностями своего края. Экскурсия и практическое занятие.

Экскурсия

Дискуссия




14:15 – 15:00

1

Основные группы растений, животных, грибов. Интерактивная игра.

Беседа, игровой практикум.

Тесты




14:15 – 15:00

1

Познавательно-игровая интерактивная программа “Знатоки природы”.

Игровой практикум



Загрязнение окружающей среды



14:15 – 15:00

1

Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

Беседа, дискуссия, опыты.

Собеседование




14:15 – 15:00

1

Операция “Чистый двор”. Конкурс рисунков “Природа кричит SOS!”.


Дискуссия


Экологическая тропа



14:15 – 15:00

1

Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности.

Поход, беседа.

Дискуссия




14:15 – 15:00

1

Экологическое краеведение. Однодневный поход в сосновый бор.

Поход.

Дискуссия


Итого

10

Материально-техническое обеспечение

  • классная комната с учебной лабораторией;

  • столы – 4 штуки;

  • стулья – 20 штук;

  • с/х орудия труда: лопатки, секатор, совочки,

  • микроскоп – минимум 3 штуки;

  • канцелярские товары;

  • ящики для хранения природного материала;

  • компьютер, проектор, экран;

  • дисковый и флеш-накопители.

  • коллекции насекомых

  • Комплект химических реактивов

  • Набор лабораторной посуды

Используемая литература

  1. Пономарёва, традиции в экологическом образовании [Текст]: учебно – методическое пособие / ёва – М.: Скрипторий», 2006. – 62 с.

  2. Соловьёв, Кемеровской области. Природа [Текст]: учебное пособие / ёв. - Кемерово: Кузбасс»; 2008. – 384 с.

  3. Соловьёв, Земля Кузнецкая! Основные направления в работе по краеведению участников движения «Отечество» [Текст] - Кемерово: Кемеровский полиграфический комбинат, 1997. – 252 с.

  4. Соловьёв, игры [Текст]: учебное пособие – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 408 с.

  5. Соловьёв, виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов [Текст] /

  6. География в школе. – 2008. - № 5. – с. 6.

  7. Теплов, практикум [Текст]: Для учащихся 5,6 классов /. –М.: Устойчивый мир, 2005.–32 с.

  8. [Электронный ресурс]. Официальный сайт http://www.kremlin.ru/transcripts/messages