СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивная физкультура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для детей 1-4 классы.Физкультурно-оздоровительной напрвленности.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа «Адаптивная физкультура»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-оздоровительная направленности

«Адаптивная физкультура»


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

Программа «Гармония» (адаптивная физкультура) - имеет физкультурно–спортивную направленность. Она направлена на приобщение подрастающего поколения к физкультуре, на укрепление их здоровья.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Новизна программы

Новизной данной программы является сочетание основных знаний и умений программы обучения физической культуре для детей основной группы здоровья с упражнениями лечебной физической культурой, а также со знаниями и умениями адаптивной физической культуры для детей специальной группы здоровья. Такое сочетание даёт возможность значительно расширить контингент обучающихся, тем самым развить гуманное отношение здоровых детей к детям с проблемами со здоровьем и способствовать адаптации детей с медицинской группой здоровья и их социализации.

Актуальность программы

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребёнка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушением обмена веществ и т. д. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.

Педагогическая целесообразность.

Физкультурные занятия являются составляющей частью здоровье-сберегающих технологий в школе. Они решают весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем, способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.   Программа адаптивной физической культуры и оздоровительного развития «Гармония», позволяет решать самые разные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи и нацелена на физкультурно–оздоровительное развитие детей младшего школьного возраста.

Отличительные особенности.

Отличительными особенностями данной программы является использование специального комплекса упражнений. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которой осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

1. Общеразвивающие упражнения (с предметом, без предмета, в движении, с мячом)

2. Дыхательная гимнастика.

3. Гимнастика для глаз

4. Лёгкая атлетика

5. Акробатика

6. Комплексы упражнений из ЛФК:

- специальные упражнения для формирования правильной осанки

- специальные упражнения для профилактики и лечения плоскостопия

- фитбол

7. Специальные упражнения с использованием спортивного инвентаря.

8. Подвижные игры для группы. С целью разнообразия в занятиях, а также закрепления специальных упражнений в программу входят подвижные игры, которые позволяют снимать у детей неуверенность и скованность в двигательных действиях.

В основу обучения положена система простейших физи­ческих упражнений, направленных на коррекцию нарушений физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой ка­тегории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. За­медленность психических процессов, конкретность мыш­ления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрез­вычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и самосовершенствование организма учащегося.

Адресат программы

Программа «Адаптивная физкультура » разработана с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста 6,5 - 11 лет.  Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. Кружок «Адаптивная физкультура» входит во внеурочную деятельность по направлению физкультурно-спортивное развитие личности. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Количество учащихся

в группе 1 года обучения –15 человек;

в группах 2-4 го года обучения –10-12 человек.

Объем и срок освоения программы

Объем и срок освоения программы – 288 часов, 4 года обучения.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации учебного процесса

Группы сформированы в объединения соответственно возрасту 6,5-11лет.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения: 72 часа в год.

2 год обучения: 72 часа в год.

3 год обучения: 72 часа в год.

4 год обучения: 72 часа в год.

Режим занятий

Занятия проводится с одновозрастными группами детей 2 раза в неделю продолжительностью 35-40 минут в виде урока ( теория+ практика), урока- игры, урока- беседы, спортивно-массового мероприятия.

Ведущей формой организации обучения является групповая, но с учетом индивидуальных особенностей детей. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.

Занятия проводятся на улице ,в актовом зале или в спортивном зале при плохой погоде


Цель программы

Обучающе-оздоровительная, то есть обучение детей оздоровительным и профилактическим комплексам упражнений, а так же воспитание интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой, воспитание интереса к здоровому образу жизни, а также социализация личности детей с ограниченными возможностями.



Задачи программы

Образовательные: - формирование двигательных навыков и умений;

- развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);

- привитие навыков гигиены;

- сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий физической культурой, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;

- знания о здоровом образе жизни.

Воспитательные:

- воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;

- формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;

- воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Развивающие:

- содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников

- подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам. 

- развитие моральных и волевых качеств учащихся. 

- содействие формированию социальной активности учащихся. 

- формирование здорового образа жизни и потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.

Оздоровительные:

- охрана жизни и укрепления здоровья;

- формирование навыков правильного и здорового питания;

- укрепление связочно-суставного аппарата;

- совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- совершенствование деятельности ЦНС.

Учебной план 1 год обучения

№ п\п

Название раздела ,темы

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

1

0

Контроль за выполнением действий.

2

Теоретические знания о ЗОЖ

7

6

1

Контроль за выполнением действий.

3

Строевые упражнения

4


1

3

Контроль за выполнением действий.

4

Общеразвивающие упр-я (ОРУ).

24

6

18

Контроль за выполнением действий.

5

Комплекс упражнений ЛФК. Партерная гимнастика

18

6

12

Контроль за выполнением действий.

6

Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря.

4

2

2

Контроль за выполнением действий.

7

Дыхательная гимнастика

6

2

4

Контроль за выполнением действий.

8

Гимнастика для глаз

5

2

3

Контроль за выполнением действий.

9

Спортивно-массовые мероприятия

2

0

2

Контроль за выполнением действий.

10

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Контроль за выполнением действий.


Итого:

72

26,5

45,5




К концу первого года обучающиеся

будут знать:

- основы знаний о ЗОЖ

- органы движения и их функциональные особенности

- основы личной гигиены

- основы знаний о предмете «физическая культура»

- технику выполнения основ общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры

- правила поведения при проведении урока физической культуры и технику безопасности.

будут уметь:

- строиться и перестраиваться в шеренгу и колонну

- выполнять простейшие шаги, бег, прыжки

- выполнять упражнения для формирования правильной осанки

- выполнять простейшие упражнения дыхательной и зрительной гимнастики

- пользоваться спортивным инвентарём

- работать в коллективе и индивидуально



Учебной план 2 год обучения

№ п\п

Название раздела ,темы

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

1

0

Контроль за выполнением действий.

2

Теоретические знания о ЗОЖ

7

6

1

Контроль за выполнением действий.

3

Строевые упражнения

4




1

3

Контроль за выполнением действий.

4

Общеразвивающие упр-я (ОРУ).

20

4

16

Контроль за выполнением действий.

5

Комплекс упражнений ЛФК. Партерная гимнастика

18

4

14

Контроль за выполнением действий.

6

Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря.

7

2

5

Контроль за выполнением действий.

7

Дыхательная гимнастика

6

2

4

Контроль за выполнением действий.

8

Гимнастика для глаз

5

2

3

Контроль за выполнением действий.

9

Спортивно-массовые мероприятия

3

0

3

Контроль за выполнением действий.

10

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Контроль за выполнением действий.


Итого:

72

22,5

49,5


К концу второго года обучающиеся

будут знать:

- основные понятия теоретического материала программы

- правила личной гигиены

- режим дня

- основы правильного питания

- технику выполнения общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры


будут уметь:

- строиться и перестраиваться в шеренгу и колонну

- двигаться в колонне по одному и держать равнение в затылок

- выполнять упражнения, сочетающие одновременную работу рук и ног

- восстанавливать дыхание после бега

- выполнять наклоны корпуса

- выполнять простейшие приседы

- выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики

- пользоваться спортивным инвентарём



Учебной план 3 год обучения

№ п\п

Название раздела ,темы

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

1

0

Контроль за выполнением действий.

2

Теоретические знания о ЗОЖ

8

6

2

Контроль за выполнением действий.

3

Строевые упражнения (СУ)

4

1

3

Контроль за выполнением действий.

4

Общеразвивающие упражнения

17

3

14

Контроль за выполнением действий.

5

Лёгкая атлетика

8

2

6

Контроль за выполнением действий.

6

Комплекс упражнений ЛФК . Партерная гимнастика

15

3

12

Контроль за выполнением действий.

7

Акробатика

3

1

2

Контроль за выполнением действий.

8

Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря

6

2

4

Контроль за выполнением действий.

9

Дыхательная гимнастика

3

1

2

Контроль за выполнением действий.

10

Гимнастика для глаз

3

1

2

Контроль за выполнением действий.

11

Спортивно-массовые мероприятия

3

0

3


12

Итоговое занятие

1

0,5

0,5



Итого:

72

21,5

50,5


К концу третьего года обучающиеся

будут знать:

- основные события Олимпийских игр

- правила ЗОЖ

- правила поведения во время каникул

- основные понятия теоретического материала программы

- технику выполнения общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры

- технику выполнения упражнений с мячом


будут уметь:

- соблюдать дистанцию при движении и перестроениях

- выполнять передачу мяча

- выполнять прыжок на скакалке

- выполнять вращение обруча

- пользоваться спортивным инвентарём

- работать в коллективе и индивидуально

Учебной план 4 год обучения

№ п\п

Название раздела ,темы

Кол-во часов

Формы аттестации контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности (ТБ)

1

1

0

Контроль за выполнением действий.

2

Теоретические знания о ЗОЖ

7

1

6

Контроль за выполнением действий.

3

Строевые упражнения (СУ)

6

2

4

Контроль за выполнением действий.

4

Общеразвивающие упражнения

16

3

13

Контроль за выполнением действий.

5

Лёгкая атлетика

9

2

7

Контроль за выполнением действий.

6

Комплекс упражнений ЛФК . Партерная гимнастика

12

2

10

Контроль за выполнением действий.

7

Акробатика

5

2

3

Контроль за выполнением действий.

8

Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря

6

2

4

Контроль за выполнением действий.

9

Дыхательная гимнастика

3

1

2

Контроль за выполнением действий.

10

Гимнастика для глаз

2

1

1

Контроль за выполнением действий.

11

Спортивно-массовые мероприятия

4

0

4


12

Итоговое занятие

1

0,5

0,5



Итого:

72

17,5

54,5


К концу четвёртого года обучающиеся

будут знать:

- историю возникновения Олимпийских игр

- понятие и технику определения плоскостопия

- понятие пульс

- технику выполнения общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры

будут уметь:

- размыкать и смыкать колонну и шеренгу, соблюдая дистанцию

- перестраиваться в колонну по два

- метать в цель

- выполнять упражнения с фитболом

- измерять пульс

- выполнять растяжки

- работать в коллективе и индивидуально

Содержание учебного плана 1 год обучения

Вводное занятие: правила поведения в спортзале, спортивная форма, правила поведения во время проведения уроков физической культуры, правила пожарной безопасности.

Раздел 1. «Теоретические знания о ЗОЖ»

Уроки-беседы с использованием ИКТ: «Физическая культура», «Органы движения», «Человек и движение». Как и зачем всё работает?», «Личная гигиена», «Распорядок дня», «Что такое ЗОЖ?»

Раздел 2.«Строевые упражнения»

Теория: техника выполнения простейших построений в шеренгу, колонну, правила выполнения команд.

Практика: построения в шеренгу, колонну по одному, выполнение команд «Ровняйсь!», и «Смирно!»

Раздел 3.«Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Теория: техника выполнения упражнений комплекса разминки по кругу, техника бега, техника выполнения упражнений комплекса утренней зарядки.

Практика: шаги по кругу, ходьба на носках и пятках, шаг с высоким подъёмом бедра, с «захлёстом» голени, бег по кругу, упр-я «Часики», «Пловец», «Замочек», «Самолёт-вертолёт», наклоны корпуса, приседы, растяжки, прыжки.

Раздел4. «Комплекс упражнений ЛФК»

Теория: понятие плоскостопия,техника выполнения упражнений лечебной физ-ры с использованием гимнастического коврика.

Практика: упр-я для профилактики плоскостопия, упр-я для укрепления мышечного тонуса, упр-я для формирования осанки, упр-я на гибкость.


Раздел5. «Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря»

Теория: спортивный инвентарь и его применение, правила использования .

Практика: упр-я на сенсорном коврике «Следы», упр-я на коврике «Геометрические фигуры», «дорожка», релаксация «сухой бассейн»

Раздел6. «Дыхательная гимнастика»

Теория: понятие органов дыхания и их функций. Техника выполнения дыхательной гимнастики.

Практика: правильный вдох-выдох, упр-я «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»

Раздел7. «Гимнастика для глаз»

Теория: органы зрения и их функции.

Техника выполнения комплекса упр-ий для глаз.

Практика: навык выполнения пальминга, упр-е «Письмо носом»

Раздел 8.«Подвижные игры»

Теория: правила участия в игре, техника безопасности при игре.

Практика: игры «Море волнуется раз…», «Вышли зайцы как-то раз…», «Съедобное-несъедобное», эстафеты.

Раздел9. «Спортивно-массовые мероприятия»

Теория: правила проведения эстафеты, правила безопасности при проведении эстафет.

Практика: эстафетное состязание «Весёлые старты», спортивная игра «Самый ловкий»

Содержание учебного плана 2 год обучения

Вводное занятие: правила поведения в спортзале, спортивная форма, правила поведения во время проведения уроков физической культуры, правила пожарной безопасности.

Раздел 1«Теоретические знания о ЗОЖ»

Уроки-беседы с использованием ИКТ: «Олимпийские и паралимпийские игры», «Режим дня», «Личная гигиена», «В здоровом теле - здоровый дух», «Правильное питание», «ЗОЖ», «Лето-заряд бодрости»

Раздел2 «Строевые упражнения»

Теория: техника выполнения построений в шеренгу, колонну. Правила равнения в затылок. Техника движения в колонне.

Практика: построения в шеренгу, колонну по одному, равнения, движение в колонне.

Раздел3 «Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Теория: техника выполнения упражнений комплекса разминки по кругу, техника бега, техника выполнения упражнений комплекса утренней зарядки.

Практика: чередования шагов, сочетания шагов с движениями рук, упр-я на внимание с мячом, подскоки, бег по кругу, упр-я для шейно-плечевого пояса, вращение обруча, наклоны корпуса, приседы, растяжки, прыжки.


Раздел4 «Комплекс упражнений ЛФК»

Теория: понятие плоскостопия, техника выполнения упражнений лечебной физ-ры с использованием гимнастического коврика, техника выполнений упр-й на фитболе.

Практика: упр-я для профилактики плоскостопия, упр-я для укрепления мышечного тонуса, упр-я для формирования осанки, упр-я на гибкость, упр-я на фитболе.

Раздел5 «Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря»

Теория: спортивный инвентарь и его применение, правила использования, техника набрасывания кольца на фишку.

Практика: упр-я на сенсорном коврике «Следы», упр-я на коврике «Геометрические фигуры», упр-я на меткость «Набрось кольцо», «дорожка», релаксация «сухой бассейн».

Раздел6 «Дыхательная гимнастика»

Теория: изменения в организме во время дыхания, правила дыхания во время нагрузки, техника восстановления дыхания. Техника выполнения дыхательной гимнастики.

Практика: правильный вдох-выдох, упр-я «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»

Раздел7 «Гимнастика для глаз»

Теория: обучение техники концентрации зрительной активности.

Техника выполнения комплекса упр-ий для глаз.

Практика: овладение техникой выполнения пальминга, упр-я «Письмо носом», «Сквозь пальцы»

Раздел 8«Подвижные игры»

Теория: правила участия в игре, техника безопасности при игре.

Практика: игры «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», эстафеты, «Набрось кольцо», «Кисточки, красочки»

Раздел 9«Спортивно-массовые мероприятия»

Теория: правила проведения эстафеты , правила безопасности при проведении эстафет.

Практика: эстафетное состязание «Весёлые старты», спортивный конкурс «Богатырские игры», спортивная игра «Самый ловкий»

Содержание учебного плана 3 год обучения

Вводное занятие: правила поведения в спортзале, спортивная форма, правила поведения во время проведения уроков физической культуры, правила пожарной безопасности.

Раздел1 «Теоретические знания о ЗОЖ»

Уроки-беседы с использованием ИКТ: «Олимпийские и паралимпийские игры», «Режим дня», «Личная гигиена», «В здоровом теле - здоровый дух», «Правильное питание. Нет фаст фуду!», «Правильная осанка»,«ЗОЖ», «Опасности летних забав»


Раздел2 «Строевые упражнения»

Теория: техника выполнения построений в шеренгу, колонну. Техника выполнения перестроений. Понятие дистанции, правила соблюдения дистанции.

Практика: построения в шеренгу, колонну по одному, равнения, движение в колонне, игра «Стоп» на соблюдение дистанции.

Раздел 3«Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Теория: техника выполнения упражнений комплекса разминки по кругу, техника бега, техника выполнения упражнений комплекса утренней зарядки.

Практика: чередования шагов, сочетания шагов с движениями рук, упр-я на внимание с мячом, подскоки, бег по кругу, упр-я для шейно-плечевого пояса, вращение обруча, наклоны корпуса, приседы, растяжки, прыжки, расслабление.

Раздел 4«Лёгкая атлетика»

Теория: понятие направлений движения в зале. Диагональ. Техника выполнения беговых, прыжковых упр-й. Техника подачи мяча. Техника передачи в парах, техника броска ( метание)

Практика: бег «вперёд колени», упр-е «ножницы», бег «с захлёстом» голени. Подача мяча, передача в парах, метание в цель

Раздел 5«Комплекс упражнений ЛФК»

Теория: понятие плоскостопия, техника выполнения упражнений лечебной физ-ры с использованием гимнастического коврика, техника выполнений упр-й на фитболе.

Практика: упр-я для профилактики плоскостопия, упр-я для укрепления мышечного тонуса, упр-я для формирования осанки, упр-я на гибкость, упр-я на фитболе.

Раздел6 «Акробатика»

Теория: правила безопасности при использовании скакалки. Техника прыжка через скакалку.

Практика: прыжки на скакалке на двух ногах.

Раздел 7«Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря»

Теория: спортивный инвентарь и его применение, правила использования, техника набрасывания кольца на фишку.

Практика: упр-я на сенсорном коврике «Следы», упр-я на коврике «Геометрические фигуры», упр-я на меткость «Набрось кольцо», «дорожка», релаксация «сухой бассейн».

Раздел8 «Дыхательная гимнастика»

Теория: правила дыхания во время нагрузки, техника восстановления дыхания. Техника выполнения дыхательной гимнастики.

Практика: правильный вдох-выдох, упр-я «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»

Раздел 9«Гимнастика для глаз»

Теория: обучение техники концентрации зрительной активности.

Техника выполнения комплекса упр-ий для глаз.

Практика: расслабление и активация зрения, упр-я «Волшебная точка, «Сквозь пальцы», «След мяча»

Раздел 10«Подвижные игры»

Теория: правила участия в игре, техника безопасности при игре.

Практика: игры «Съедобное-несъедобное», «Набрось кольцо», «Боулинг», «Кисточки, красочки», эстафеты.

Раздел11 «Спортивно-массовые мероприятия»

Теория: правила проведения эстафеты , правила безопасности при проведении эстафет.

Практика: эстафетное состязание «Весёлые старты», спортивный конкурс «Богатырские игры», спортивная игра «Самый