Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-оздоровительная направленности
«Адаптивная физкультура»
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Программа «Гармония» (адаптивная физкультура) - имеет физкультурно–спортивную направленность. Она направлена на приобщение подрастающего поколения к физкультуре, на укрепление их здоровья.
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Новизна программы
Новизной данной программы является сочетание основных знаний и умений программы обучения физической культуре для детей основной группы здоровья с упражнениями лечебной физической культурой, а также со знаниями и умениями адаптивной физической культуры для детей специальной группы здоровья. Такое сочетание даёт возможность значительно расширить контингент обучающихся, тем самым развить гуманное отношение здоровых детей к детям с проблемами со здоровьем и способствовать адаптации детей с медицинской группой здоровья и их социализации.
Актуальность программы
Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребёнка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статические напряжения. Кроме того, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушением обмена веществ и т. д. Движения, применяемые в любой форме, пока они соответствуют физиологическим возможностям растущего организма, всегда будут оздоровительным и лечебным факторами.
Педагогическая целесообразность.
Физкультурные занятия являются составляющей частью здоровье-сберегающих технологий в школе. Они решают весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем, способствует коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Программа адаптивной физической культуры и оздоровительного развития «Гармония», позволяет решать самые разные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи и нацелена на физкультурно–оздоровительное развитие детей младшего школьного возраста.
Отличительные особенности.
Отличительными особенностями данной программы является использование специального комплекса упражнений. Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которой осуществляется направленное воздействие на занимающегося.
1. Общеразвивающие упражнения (с предметом, без предмета, в движении, с мячом)
2. Дыхательная гимнастика.
3. Гимнастика для глаз
4. Лёгкая атлетика
5. Акробатика
6. Комплексы упражнений из ЛФК:
- специальные упражнения для формирования правильной осанки
- специальные упражнения для профилактики и лечения плоскостопия
- фитбол
7. Специальные упражнения с использованием спортивного инвентаря.
8. Подвижные игры для группы. С целью разнообразия в занятиях, а также закрепления специальных упражнений в программу входят подвижные игры, которые позволяют снимать у детей неуверенность и скованность в двигательных действиях.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию нарушений физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и самосовершенствование организма учащегося.
Адресат программы
Программа «Адаптивная физкультура » разработана с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста 6,5 - 11 лет. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. Кружок «Адаптивная физкультура» входит во внеурочную деятельность по направлению физкультурно-спортивное развитие личности. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).
Количество учащихся
в группе 1 года обучения –15 человек;
в группах 2-4 го года обучения –10-12 человек.
Объем и срок освоения программы
Объем и срок освоения программы – 288 часов, 4 года обучения.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Особенности организации учебного процесса
Группы сформированы в объединения соответственно возрасту 6,5-11лет.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
1 год обучения: 72 часа в год.
2 год обучения: 72 часа в год.
3 год обучения: 72 часа в год.
4 год обучения: 72 часа в год.
Режим занятий
Занятия проводится с одновозрастными группами детей 2 раза в неделю продолжительностью 35-40 минут в виде урока ( теория+ практика), урока- игры, урока- беседы, спортивно-массового мероприятия.
Ведущей формой организации обучения является групповая, но с учетом индивидуальных особенностей детей. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.
Занятия проводятся на улице ,в актовом зале или в спортивном зале при плохой погоде
Цель программы
Обучающе-оздоровительная, то есть обучение детей оздоровительным и профилактическим комплексам упражнений, а так же воспитание интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой, воспитание интереса к здоровому образу жизни, а также социализация личности детей с ограниченными возможностями.
Задачи программы
Образовательные: - формирование двигательных навыков и умений;
- развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
- привитие навыков гигиены;
- сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий физической культурой, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;
- знания о здоровом образе жизни.
Воспитательные:
- воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
- формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
- воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.
Развивающие:
- содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников
- подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.
- развитие моральных и волевых качеств учащихся.
- содействие формированию социальной активности учащихся.
- формирование здорового образа жизни и потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.
Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепления здоровья;
- формирование навыков правильного и здорового питания;
- укрепление связочно-суставного аппарата;
- совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- совершенствование деятельности ЦНС.
Учебной план 1 год обучения
№ п\п | Название раздела ,темы | Кол-во часов | Формы аттестации контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности (ТБ) | 1 | 1 | 0 | Контроль за выполнением действий. |
2 | Теоретические знания о ЗОЖ | 7 | 6 | 1 | Контроль за выполнением действий. |
3 | Строевые упражнения | 4 | 1 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
4 | Общеразвивающие упр-я (ОРУ). | 24 | 6 | 18 | Контроль за выполнением действий. |
5 | Комплекс упражнений ЛФК. Партерная гимнастика | 18 | 6 | 12 | Контроль за выполнением действий. |
6 | Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря. | 4 | 2 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
7 | Дыхательная гимнастика | 6 | 2 | 4 | Контроль за выполнением действий. |
8 | Гимнастика для глаз | 5 | 2 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
9 | Спортивно-массовые мероприятия | 2 | 0 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
10 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Контроль за выполнением действий. |
| Итого: | 72 | 26,5 | 45,5 | |
К концу первого года обучающиеся
будут знать:
- основы знаний о ЗОЖ
- органы движения и их функциональные особенности
- основы личной гигиены
- основы знаний о предмете «физическая культура»
- технику выполнения основ общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры
- правила поведения при проведении урока физической культуры и технику безопасности.
будут уметь:
- строиться и перестраиваться в шеренгу и колонну
- выполнять простейшие шаги, бег, прыжки
- выполнять упражнения для формирования правильной осанки
- выполнять простейшие упражнения дыхательной и зрительной гимнастики
- пользоваться спортивным инвентарём
- работать в коллективе и индивидуально
Учебной план 2 год обучения
№ п\п | Название раздела ,темы | Кол-во часов | Формы аттестации контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности (ТБ) | 1 | 1 | 0 | Контроль за выполнением действий. |
2 | Теоретические знания о ЗОЖ | 7 | 6 | 1 | Контроль за выполнением действий. |
3 | Строевые упражнения | 4 | 1 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
4 | Общеразвивающие упр-я (ОРУ). | 20 | 4 | 16 | Контроль за выполнением действий. |
5 | Комплекс упражнений ЛФК. Партерная гимнастика | 18 | 4 | 14 | Контроль за выполнением действий. |
6 | Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря. | 7 | 2 | 5 | Контроль за выполнением действий. |
7 | Дыхательная гимнастика | 6 | 2 | 4 | Контроль за выполнением действий. |
8 | Гимнастика для глаз | 5 | 2 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
9 | Спортивно-массовые мероприятия | 3 | 0 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
10 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Контроль за выполнением действий. |
| Итого: | 72 | 22,5 | 49,5 | |
К концу второго года обучающиеся
будут знать:
- основные понятия теоретического материала программы
- правила личной гигиены
- режим дня
- основы правильного питания
- технику выполнения общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры
будут уметь:
- строиться и перестраиваться в шеренгу и колонну
- двигаться в колонне по одному и держать равнение в затылок
- выполнять упражнения, сочетающие одновременную работу рук и ног
- восстанавливать дыхание после бега
- выполнять наклоны корпуса
- выполнять простейшие приседы
- выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики
- пользоваться спортивным инвентарём
Учебной план 3 год обучения
№ п\п | Название раздела ,темы | Кол-во часов | Формы аттестации контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (ТБ) | 1 | 1 | 0 | Контроль за выполнением действий. |
2 | Теоретические знания о ЗОЖ | 8 | 6 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
3 | Строевые упражнения (СУ) | 4 | 1 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
4 | Общеразвивающие упражнения | 17 | 3 | 14 | Контроль за выполнением действий. |
5 | Лёгкая атлетика | 8 | 2 | 6 | Контроль за выполнением действий. |
6 | Комплекс упражнений ЛФК . Партерная гимнастика | 15 | 3 | 12 | Контроль за выполнением действий. |
7 | Акробатика | 3 | 1 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
8 | Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря | 6 | 2 | 4 | Контроль за выполнением действий. |
9 | Дыхательная гимнастика | 3 | 1 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
10 | Гимнастика для глаз | 3 | 1 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
11 | Спортивно-массовые мероприятия | 3 | 0 | 3 | |
12 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
| Итого: | 72 | 21,5 | 50,5 | |
К концу третьего года обучающиеся
будут знать:
- основные события Олимпийских игр
- правила ЗОЖ
- правила поведения во время каникул
- основные понятия теоретического материала программы
- технику выполнения общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры
- технику выполнения упражнений с мячом
будут уметь:
- соблюдать дистанцию при движении и перестроениях
- выполнять передачу мяча
- выполнять прыжок на скакалке
- выполнять вращение обруча
- пользоваться спортивным инвентарём
- работать в коллективе и индивидуально
Учебной план 4 год обучения
№ п\п | Название раздела ,темы | Кол-во часов | Формы аттестации контроля |
всего | теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (ТБ) | 1 | 1 | 0 | Контроль за выполнением действий. |
2 | Теоретические знания о ЗОЖ | 7 | 1 | 6 | Контроль за выполнением действий. |
3 | Строевые упражнения (СУ) | 6 | 2 | 4 | Контроль за выполнением действий. |
4 | Общеразвивающие упражнения | 16 | 3 | 13 | Контроль за выполнением действий. |
5 | Лёгкая атлетика | 9 | 2 | 7 | Контроль за выполнением действий. |
6 | Комплекс упражнений ЛФК . Партерная гимнастика | 12 | 2 | 10 | Контроль за выполнением действий. |
7 | Акробатика | 5 | 2 | 3 | Контроль за выполнением действий. |
8 | Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря | 6 | 2 | 4 | Контроль за выполнением действий. |
9 | Дыхательная гимнастика | 3 | 1 | 2 | Контроль за выполнением действий. |
10 | Гимнастика для глаз | 2 | 1 | 1 | Контроль за выполнением действий. |
11 | Спортивно-массовые мероприятия | 4 | 0 | 4 | |
12 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | |
| Итого: | 72 | 17,5 | 54,5 | |
К концу четвёртого года обучающиеся
будут знать:
- историю возникновения Олимпийских игр
- понятие и технику определения плоскостопия
- понятие пульс
- технику выполнения общеразвивающих и лечебных упражнений физической культуры
будут уметь:
- размыкать и смыкать колонну и шеренгу, соблюдая дистанцию
- перестраиваться в колонну по два
- метать в цель
- выполнять упражнения с фитболом
- измерять пульс
- выполнять растяжки
- работать в коллективе и индивидуально
Содержание учебного плана 1 год обучения
Вводное занятие: правила поведения в спортзале, спортивная форма, правила поведения во время проведения уроков физической культуры, правила пожарной безопасности.
Раздел 1. «Теоретические знания о ЗОЖ»
Уроки-беседы с использованием ИКТ: «Физическая культура», «Органы движения», «Человек и движение». Как и зачем всё работает?», «Личная гигиена», «Распорядок дня», «Что такое ЗОЖ?»
Раздел 2.«Строевые упражнения»
Теория: техника выполнения простейших построений в шеренгу, колонну, правила выполнения команд.
Практика: построения в шеренгу, колонну по одному, выполнение команд «Ровняйсь!», и «Смирно!»
Раздел 3.«Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Теория: техника выполнения упражнений комплекса разминки по кругу, техника бега, техника выполнения упражнений комплекса утренней зарядки.
Практика: шаги по кругу, ходьба на носках и пятках, шаг с высоким подъёмом бедра, с «захлёстом» голени, бег по кругу, упр-я «Часики», «Пловец», «Замочек», «Самолёт-вертолёт», наклоны корпуса, приседы, растяжки, прыжки.
Раздел4. «Комплекс упражнений ЛФК»
Теория: понятие плоскостопия,техника выполнения упражнений лечебной физ-ры с использованием гимнастического коврика.
Практика: упр-я для профилактики плоскостопия, упр-я для укрепления мышечного тонуса, упр-я для формирования осанки, упр-я на гибкость.
Раздел5. «Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря»
Теория: спортивный инвентарь и его применение, правила использования .
Практика: упр-я на сенсорном коврике «Следы», упр-я на коврике «Геометрические фигуры», «дорожка», релаксация «сухой бассейн»
Раздел6. «Дыхательная гимнастика»
Теория: понятие органов дыхания и их функций. Техника выполнения дыхательной гимнастики.
Практика: правильный вдох-выдох, упр-я «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»
Раздел7. «Гимнастика для глаз»
Теория: органы зрения и их функции.
Техника выполнения комплекса упр-ий для глаз.
Практика: навык выполнения пальминга, упр-е «Письмо носом»
Раздел 8.«Подвижные игры»
Теория: правила участия в игре, техника безопасности при игре.
Практика: игры «Море волнуется раз…», «Вышли зайцы как-то раз…», «Съедобное-несъедобное», эстафеты.
Раздел9. «Спортивно-массовые мероприятия»
Теория: правила проведения эстафеты, правила безопасности при проведении эстафет.
Практика: эстафетное состязание «Весёлые старты», спортивная игра «Самый ловкий»
Содержание учебного плана 2 год обучения
Вводное занятие: правила поведения в спортзале, спортивная форма, правила поведения во время проведения уроков физической культуры, правила пожарной безопасности.
Раздел 1«Теоретические знания о ЗОЖ»
Уроки-беседы с использованием ИКТ: «Олимпийские и паралимпийские игры», «Режим дня», «Личная гигиена», «В здоровом теле - здоровый дух», «Правильное питание», «ЗОЖ», «Лето-заряд бодрости»
Раздел2 «Строевые упражнения»
Теория: техника выполнения построений в шеренгу, колонну. Правила равнения в затылок. Техника движения в колонне.
Практика: построения в шеренгу, колонну по одному, равнения, движение в колонне.
Раздел3 «Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Теория: техника выполнения упражнений комплекса разминки по кругу, техника бега, техника выполнения упражнений комплекса утренней зарядки.
Практика: чередования шагов, сочетания шагов с движениями рук, упр-я на внимание с мячом, подскоки, бег по кругу, упр-я для шейно-плечевого пояса, вращение обруча, наклоны корпуса, приседы, растяжки, прыжки.
Раздел4 «Комплекс упражнений ЛФК»
Теория: понятие плоскостопия, техника выполнения упражнений лечебной физ-ры с использованием гимнастического коврика, техника выполнений упр-й на фитболе.
Практика: упр-я для профилактики плоскостопия, упр-я для укрепления мышечного тонуса, упр-я для формирования осанки, упр-я на гибкость, упр-я на фитболе.
Раздел5 «Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря»
Теория: спортивный инвентарь и его применение, правила использования, техника набрасывания кольца на фишку.
Практика: упр-я на сенсорном коврике «Следы», упр-я на коврике «Геометрические фигуры», упр-я на меткость «Набрось кольцо», «дорожка», релаксация «сухой бассейн».
Раздел6 «Дыхательная гимнастика»
Теория: изменения в организме во время дыхания, правила дыхания во время нагрузки, техника восстановления дыхания. Техника выполнения дыхательной гимнастики.
Практика: правильный вдох-выдох, упр-я «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»
Раздел7 «Гимнастика для глаз»
Теория: обучение техники концентрации зрительной активности.
Техника выполнения комплекса упр-ий для глаз.
Практика: овладение техникой выполнения пальминга, упр-я «Письмо носом», «Сквозь пальцы»
Раздел 8«Подвижные игры»
Теория: правила участия в игре, техника безопасности при игре.
Практика: игры «Море волнуется раз…», «Съедобное-несъедобное», эстафеты, «Набрось кольцо», «Кисточки, красочки»
Раздел 9«Спортивно-массовые мероприятия»
Теория: правила проведения эстафеты , правила безопасности при проведении эстафет.
Практика: эстафетное состязание «Весёлые старты», спортивный конкурс «Богатырские игры», спортивная игра «Самый ловкий»
Содержание учебного плана 3 год обучения
Вводное занятие: правила поведения в спортзале, спортивная форма, правила поведения во время проведения уроков физической культуры, правила пожарной безопасности.
Раздел1 «Теоретические знания о ЗОЖ»
Уроки-беседы с использованием ИКТ: «Олимпийские и паралимпийские игры», «Режим дня», «Личная гигиена», «В здоровом теле - здоровый дух», «Правильное питание. Нет фаст фуду!», «Правильная осанка»,«ЗОЖ», «Опасности летних забав»
Раздел2 «Строевые упражнения»
Теория: техника выполнения построений в шеренгу, колонну. Техника выполнения перестроений. Понятие дистанции, правила соблюдения дистанции.
Практика: построения в шеренгу, колонну по одному, равнения, движение в колонне, игра «Стоп» на соблюдение дистанции.
Раздел 3«Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Теория: техника выполнения упражнений комплекса разминки по кругу, техника бега, техника выполнения упражнений комплекса утренней зарядки.
Практика: чередования шагов, сочетания шагов с движениями рук, упр-я на внимание с мячом, подскоки, бег по кругу, упр-я для шейно-плечевого пояса, вращение обруча, наклоны корпуса, приседы, растяжки, прыжки, расслабление.
Раздел 4«Лёгкая атлетика»
Теория: понятие направлений движения в зале. Диагональ. Техника выполнения беговых, прыжковых упр-й. Техника подачи мяча. Техника передачи в парах, техника броска ( метание)
Практика: бег «вперёд колени», упр-е «ножницы», бег «с захлёстом» голени. Подача мяча, передача в парах, метание в цель
Раздел 5«Комплекс упражнений ЛФК»
Теория: понятие плоскостопия, техника выполнения упражнений лечебной физ-ры с использованием гимнастического коврика, техника выполнений упр-й на фитболе.
Практика: упр-я для профилактики плоскостопия, упр-я для укрепления мышечного тонуса, упр-я для формирования осанки, упр-я на гибкость, упр-я на фитболе.
Раздел6 «Акробатика»
Теория: правила безопасности при использовании скакалки. Техника прыжка через скакалку.
Практика: прыжки на скакалке на двух ногах.
Раздел 7«Занятия с использованием спортивно-оздоровительного инвентаря»
Теория: спортивный инвентарь и его применение, правила использования, техника набрасывания кольца на фишку.
Практика: упр-я на сенсорном коврике «Следы», упр-я на коврике «Геометрические фигуры», упр-я на меткость «Набрось кольцо», «дорожка», релаксация «сухой бассейн».
Раздел8 «Дыхательная гимнастика»
Теория: правила дыхания во время нагрузки, техника восстановления дыхания. Техника выполнения дыхательной гимнастики.
Практика: правильный вдох-выдох, упр-я «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Обними плечи»
Раздел 9«Гимнастика для глаз»
Теория: обучение техники концентрации зрительной активности.
Техника выполнения комплекса упр-ий для глаз.
Практика: расслабление и активация зрения, упр-я «Волшебная точка, «Сквозь пальцы», «След мяча»
Раздел 10«Подвижные игры»
Теория: правила участия в игре, техника безопасности при игре.
Практика: игры «Съедобное-несъедобное», «Набрось кольцо», «Боулинг», «Кисточки, красочки», эстафеты.
Раздел11 «Спортивно-массовые мероприятия»
Теория: правила проведения эстафеты , правила безопасности при проведении эстафет.
Практика: эстафетное состязание «Весёлые старты», спортивный конкурс «Богатырские игры», спортивная игра «Самый