ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУЗБАССКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ТИПА»
ИМЕНИ НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ СССР Э.Г.ФЕЛЬДЕ
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «__» __________ 2022г. Протокол № __ | Утверждаю Директор ГБОУ КСУВУ ОТ им.Э.Г.Фельде __________ А.В. Шупиков «__» __________ 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Возраст учащихся: 10 – 12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Волкова Анна Александровна
социальный педагог
Кемерово 2022
Содержание
Введение………………………………………………………………. | 3 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………… | 4 |
1.1 Пояснительная записка…………………………………………... | 4 |
1.2 Цель и задачи программы………………………………………... | 7 |
1.3 Содержание программы………………………………………….. | 7 |
1.3.1 Учебно – тематический план…………………………………... | 7 |
1.3.2 Содержание учебно – тематического плана………………….. | 9 |
1.4 Планируемые результаты………………………………………… | 11 |
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий….. | 12 |
2.1 Календарно – тематический план……………………………….. | 12 |
2.2 Условия реализации программы………………………………… | 13 |
2.3 Формы аттестации (контроля)…………………………………… | 15 |
2.4 Оценочные материалы…………………………………………… | 16 |
2.5 Методические материалы………………………………………... | 18 |
Список используемой литературы…………………………………... | 20 |
Приложение 1…………………………………………………………. | 21 |
Приложение 2…………………………………………………………. | 22 |
Приложение 3…………………………………………………………. | 23 |
Приложение 4…………………………………………………………. | 24 |
Приложение 5…………………………………………………………. | 25 |
Приложение 6…………………………………………………………. | 26 |
Приложение 7…………………………………………………………. | 27 |
Приложение 8…………………………………………………………. | 28 |
Приложение 9…………………………………………………………. | 29 |
Приложение 10……………………………………………………….. | 30 |
Приложение 11………………………………………………………... | 31 |
Приложение 12……………………………………………..…………. | 32 |
Введение
Самое ценное, что есть у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится просто необходимо.
Здоровье учащихся имеет значение для достижения оптимально здорового общества: дети – родители поколения будущего.
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психологического и духовного, очень актуальны сегодня.
Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Задачей является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.
Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяется повышенным запросом социума (детей и их родителей) на занятия по овладению знаниями в области сохранения и укрепления здоровья, профориентационным выбором обучающихся, их интересом к стремительно развивающимся и перспективным отраслям науки.
Отличительные особенности программы
Данная программа даёт возможность каждому обучающемуся получить навыки в области укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. В связи с этим, программа способствует развитию научного кругозора, углублению естественно – научных знаний, поддержанию познавательного интереса, овладению практическими навыками. Материалы данной программы знакомят школьников с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей, т.е. дополнят знания базового курса, полученные ранее на уроках биологии и экологии, а также познакомят с новыми знаниями, не входящими в базовую программу.
Адресат программы
В государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Кузбасское специальное учебно – воспитательное учреждение открытого типа» имени народного учителя СССР Э.Г.Фельде, функционирует программа оздоровительной направленности «Здоровый образ жизни», в которой занимаются учащиеся 5 классов. Особенность программы оздоровительной направленности «Здоровый образ жизни» в том, что программа разработана с учетом особенностей психофизиологического развития обучающихся данного возраста: стремление к общению со сверстниками, развитие рефлексии, плодотворное развитие познавательных процессов, формирование абстрактного и теоретического мышления, становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти, развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Возраст детей, участвующих в реализации данной оздоровительной программы – 10 – 12 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения – 32 часа.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Предполагаются групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма обучения
Очная, включающая в себя теоретические и практические занятия. Практической подготовке отводится большее количество времени в отличие от теоретической по причине особенной специфики работы учреждения.
В связи с этим, важное место занимает непосредственная работа с
детьми: ситуативные игры, дискуссии, работа в тренинговых группах,
которая позволяет решить комплекс задач: формирование здорового
жизненного стиля; создание условий для восприятия информации и
творческой работы; развитие личностных ресурсов, развитие стратегии и
навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего нарушению
общественных норм жизни.
Особенности организации образовательного процесса
Воспитательная работа с учащимися направлена на формирование
здорового образа жизни, методика проведения мониторинга уровня
сформированности у учащихся навыков здорового образа жизни.
Первое направление программы «Здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.
Это направление решает следующие задачи:
• закреплять знания о здоровом образе жизни;
• развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду;
• формировать активность и инициативность детей;
• воспитывать интерес к здоровому образу жизни;
• сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.
• вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья
• воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Второе направление «Воспитание культуры здоровья»
Воспитание культуры здоровья – создание педагогических условий,
обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта
оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами,
склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение
здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения
здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
• сформировать умение содержать свое тело в чистоте;
• расширять знания о средствах гигиены;
• воспитывать умение управлять своими физическими возможностями,
чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета;
• воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре
интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и
контролировать их);
• в умении вести здоровый образ жизни и относиться к
здоровью как к ценности процесса воспитания.
Третье направление "Профилактика вредных привычек".
Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, по
отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от
соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые
возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает
профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение,
употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи:
• создать условия для формирования и развития социально-
адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям,
негативным факторам жизни;
• научить детей оценивать последствия своих действий;
• показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм
человека;
• пропаганда здорового жизненного стиля;
• предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков,
формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
• формирование сознательного отношения к своему физическому
здоровью;
• профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
• учить детей оценивать последствия своих действий.
Возможные формы проведения занятий:
• традиционное занятие;
• комбинированное занятие;
• практическое занятие;
• тренинг;
• игра (деловая, ролевая).
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• коллективный – организация проблемно – поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
• индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
• коллективно – групповой – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение.
Цель и задачи программы
Цель программы «Здоровый образ жизни»: обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся путем создания безопасных и комфортных условий в школе-интернате; воспитание привычки к здоровому образу жизни, развитие интереса к различным формам целесообразного времяпровождения.
Задачи программы:
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для
обучения и воспитания детей в учреждении;
• коррекция и компетенция нарушений физического развития и
психомоторики;
• формирование у детей понимания и потребности в здоровом образе
жизни, сознательного отношения к сохранению и развитию своего здоровья;
• формирование у детей навыков здорового образа жизни;
• формирование навыка адекватного выражения чувств, снижение
уровня деструктивной агрессии, умения управлять своими эмоциями;
• развитие навыков саморегуляции, повышение стрессоустойчивости;
• формирование знания о том, как рационально проводить свободное
время, используя личностные ресурсы;
• профилактика вредных привычек несовершеннолетних детей.
Содержание программы
1.3.1 Учебно – тематический план
Таблица 1. Учебно – методический план работы
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Введение. Предмет и задачи курса. Гигиена. Санитария | 1 | 1 | 0 | Анкетирование, опрос |
2 | Факторы, определяющие здоровье населения. Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
3 | Причины инфекционных заболеваний. Практическая работа №2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
Продолжение таблицы 1.
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
4 | Инфекционные заболевания дыхательной системы. Практическая работа №3 «Влияние холода на чистоту дыхательных движений» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
5 | Вирусы, пути их проникновения в организм, заболевания вызываемые вирусом. Практическая работа №4 «Профилактика ВИЧ. Решение ситуационных задач» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
6 | Бактериальные кишечные инфекции. Практическая работа №5 «Профилактика острых кишечных инфекций» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
7 | Вирусные инфекции пищеварительной системы. Практическая работа №6 «Профилактика вирусных инфекций пищеварительной системы» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
8 | Инфекции, передающиеся половым путем. Практическая работа №7 «Профилактика заболеваний передающихся половым путем» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
12 | Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие здоровье. Практическая работа №11 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
13 | Классификация хронических заболеваний. Причины. Меры профилактики | 2 | 2 | 0 | Фронтальный опрос.анализ работы |
14 | Гигиена зрения, полости рта. Гигиена мужчины и женщины | 2 | 2 | 0 | Тест |
Продолжение таблицы 1.
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
15 | Последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья. Практическая работа №12 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека» | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос |
16 | Природно-очаговые заболевания | 2 | 2 | 0 | Фронтальный опрос |
17 | Итоговое занятие. Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средства для сохранения здоровья | 1 | 0,5 | 0,5 | Зачет |
Итого: | 32 | 19,5 | 12,5 | |
1.3.2 Содержание учебно-тематического плана
1. Введение. Предмет и задачи курса. Гигиена. Санитария.
Теория. Направления по оказанию медицинской помощи населению. Этапы
оказания медицинской помощи. Современное финансирование медицинских
учреждений, оплата больничных листов, инвалидность, донорство, льготы на
лекарство.
2. Факторы, определяющие здоровье населения. Теория. Демографическое состояние здоровья населения России. Причины
влияющие на здоровье человека и факторы его определяющие. Занятие с
элементами психологического тренинга «Я и моё здоровье». Практика: Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья».
3. Причины инфекционных заболеваний. Теория. История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями. Причины инфекционных заболеваний. Инфекционный процесс. Периоды инфекционного заболевания: инкубационный период, острый период, выздоровление. Иммунитет, иммунная реакция, иммунная память. Практика: Практическая работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
4. Инфекционные заболевания дыхательной системы. Теория. Инфекционные заболевания дыхательной системы: туберкулез, ОРВИ, грипп. Статистика. Причины появления заболевания, меры профилактики. Практика: Практическая работа № 3 «Влияние холода на частоту дыхательных движений».
5. Вирусы, пути их проникновения в организм, заболевания вызываемые вирусом. Теория. Вирусы, пути их проникновения в организм, заболевания вызываемые вирусом (грипп, оспа, СПИД, корь, герпес, полиомиелит). Профилактика заболевания. Разработка вакцины. Практика: Практическая работа № 4 «Профилактика ВИЧ. Решение ситуационных задач».
6. Бактериальные кишечные инфекции. Теория. Инфекционные заболевания пищеварительной системы. Бактериальные кишечные инфекции: холера, дизентерия, сальмонеллез, ботулизм. Практика: Практическая работа № 5 «Профилактика острых кишечных инфекций».
7. Вирусные инфекции пищеварительной системы. Теория. Вирусные инфекции пищеварительной системы: гепатит А. Пищевые
токсические инфекции. Глистные инвазии: аскаридоз, описторхоз. Практика: Практическая работа № 6 «Профилактика вирусных инфекций
пищеварительной системы».
8. Инфекции передающиеся половым путём. Теория. Инфекции, передающиеся половым путем. Инкубационный период. Симптомы инфекций, передающиеся половым путем. Методы контрацепции.
Гигиена мужчин и женщин. Занятие с элементами психологического тренинга «Духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях».
Практика: Практическая работа № 7 «Профилактика заболеваний
передающихся половым путём».
9. Влияние курения на организм человека. Теория. Влияние курения на организм человека: анемия, нарушение зрения,
заболевания сердечно - сосудистой системы, аллергия, ухудшение памяти,
нарушение работы пищеварительной, половой системы, влияние на будущее
потомство, психическая и физическая зависимость от никотина. Женское
курение. Практика: Практическая работа № 8 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Табакокурение».
10. Влияние алкоголя на организм человека.
Теория. Алкоголь. Влияние алкоголя на физическое и психическое здоровье
человека. Причины употребления алкоголя. Возможность лечения людей,
страдающих алкогольной зависимостью. Алкоголь и материнство.
Практика: Практическая работа № 9 «Анализ и оценка влияния факторов
риска на здоровье. Алкоголизм».
11. Влияние наркотиков на организм человека.
Теория. Наркотики. Классификация. Влияние наркотиков на организм
человека. Зависимость, последствия. Токсикомания. Подростковая токсикомания. Причины. Последствия. Практика: Практическая работа № 10 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Наркомания».
12. Здоровый образ жизни. Теория. Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие здоровье. Практика: Практическая работа № 11 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».
13. Классификация хронических заболеваний. Причины. Меры
профилактики. Теория. Классификация хронических заболеваний по группам. Анемии, лейкозы. Гастрит, язва, доуденит. Нефрит, цистит. Причины. Меры профилактики.
14. Гигиена зрения, полости рта. Гигиена мужчины и женщины.
Теория. Гигиена зрения, полости рта. Гигиена мужчины и женщины.
Репродуктивное здоровье. Аборты. Опасность абортов для здоровья женщин.
Планирование семьи. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов.
15. Последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья.
Теория. Последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья. Аллергия, аллергены, бронхиальная астма. Практика: Практическая работа № 12 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека».
16. Природно-очаговые заболевания Теория. Болезни, возбудители которых способны длительное время сохраняться в
природе в определенных климатических условиях, в пределах ограниченного
географического ландшафта, образуя природный резервуар инфекции.
17. Итоговое занятие. Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средства для сохранения здоровья.
Планируемые результаты
Содержание программы и используемые методы содействуют освоению и закреплению воспитанниками прочных знаний и навыков, развитию позитивного отношения к здоровьесбережению.
Ожидаемые результаты:
• организация систематического контроля состояния здоровья учащихся на основе организации профилактических осмотров;
• повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения;
• повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус детей и подростков;
• апробация элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
• разработка рекомендаций для родителей, администрации школы, учителей – предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
• включение в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
• создание комнаты психологической разгрузки для учащихся;
• организация системы кружковых и факультативных занятий по формированию здорового образа жизни.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарно – тематический план
Таблица 2. Календарно – тематический план первого года обучения
№ п\п | Название раздела, темы | Всего |
Раздел 1. Система здравоохранения – 3 часа |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Введение. Предмет и задачи курса. Гигиена. Санитария. | 1 |
2 | Первичный инструктаж ТБ. Факторы, определяющие здоровье населения. Практическая работа №1 «Оценка состояния здоровья» | 2 |
Раздел 2. Инфекционные заболевания – 12 часов |
3 | Причины инфекционных заболеваний. Практическая работа №2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета» | 2 |
4 | Инфекционные заболевания дыхательной системы. Практическая работа №3 «Влияние холода на чистоту дыхательных движений» | 2 |
5 | Вирусы, пути их проникновения в организм, заболевания вызываемые вирусом. Практическая работа №4 «Профилактика ВИЧ. Решение ситуационных задач» | 2 |
6 | Бактериальные кишечные инфекции. Практическая работа №5 «Профилактика острых кишечных инфекций» | 2 |
7 | Вирусные инфекции пищеварительной системы. Практическая работа №6 «Профилактика вирусных инфекций пищеварительной системы» | 2 |
8 | Инфекции, передающиеся половым путем. Практическая работа №7 «Профилактика заболеваний передающихся половым путем» | 2 |
Раздел 3. Заболевания, связанные с вредными привычками – 8 часов |
9 | Влияние курения на организм человека. Практическая работа №8 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Табакокурение» | 2 |
10 | Влияние алкоголя на организм человека. Практическая работа №9 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Алкоголизм» | 2 |
11 | Влияние наркотиков на организм человека. Практическая работа №10 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Наркомания» | 2 |
12 | Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие здоровье. Практическая работа №11 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой» | 2 |
Раздел 4. Распространенные хронические заболевания – 2 часа |
13 | Классификация хронических заболеваний. Причины. Меры профилактики | 2 |
Раздел 5. Гигиена – 2 часа |
14 | Гигиена зрения, полости рта. Гигиена мужчины и женщины | 2 |
Раздел 6. Человек и биосфера – 4 часа |
15 | Последствия хозяйственной деятельности человека для здоровья. Практическая работа №12 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека» | 2 |
Продолжение таблицы 2.
№ п\п | Название раздела, темы | Всего |
Раздел 6. Человек и биосфера – 4 часа |
16 | Природно-очаговые заболевания | 2 |
Итоговое занятие – 1 час |
17 | Итоговое занятие. Гигиенические навыки и здоровый образ жизни – средства для сохранения здоровья | 1 |
Всего: | 32 |
2.2 Условия реализации программы
Процесс достижения поставленных целей и задач программы осуществляется в сотрудничестве обучающихся и учителя. Формы организации образовательной деятельности занятия по программе состоят из двух частей: теоретической и практической. Занятия проводятся в группах с применением следующих форм организации обучения:
• по количеству обучающихся: групповая, в малых подгруппах;
• по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий.
Количественный состав группы – не более 15 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации учебной деятельности. В процессе обучения используются следующие формы и методы организации образовательного процесса:
• методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);
• словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
• метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
• наглядный метод (иллюстрации, показ плакатов, таблиц, зарисовок на доске);
• метод демонстраций (демонстрация практических умений, компьютер);
• практические методы (упражнения, практические работы).
Использование педагогом активных методов обучения предполагает:
• глубоко продуманные учебные цели;
• анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной
информации.
Формы контроля:
• практические занятия;
• тестирование.
Используются следующие методы обучения: словесный, наглядно –
практический, игровой, репродуктивный, поощрения, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Используются следующие формы проведения занятий:
1. Занятие – беседа. В форме беседы проводится и опрос, и объяснение нового материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы занятия состоит в том, что обучающиеся принимают в нем активное участие – отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы, объясняют явления. Все это корректирует педагог, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.
2. Занятие – лекция. Занятия, на которых излагается значительная часть
теоретического материала изучаемой темы.
В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала
распространены: вводные; установочные; текущие; обзорные лекции. По характеру положения и деятельности учащихся лекция может быть: информационной; объяснительной; лекцией-беседой. Лекционная форма проведения занятий целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным, рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала, подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении, выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, применении изученного материала при решении практических задач.
3. Занятие - практикум (практическое занятие). Занятия-практикумы,
помимо решения своей специальной задачи - усиления практической
направленности обучения, не только тесным образом связаны с изученным
материалом, но и способствуют прочному, неформальному его усвоению.
Основной формой их проведения являются практические работы, на которых
обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении
усвоенных теоретических знаний и умений. Основным способом организации деятельности учащихся на практикуме является групповая форма работы. При этом каждая группа из 2-3 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую работу.
4. Комбинированное занятие. Комбинированное занятие характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности
комбинированных занятий. При реализации программы применяются педагогические технологии личностно-ориентированного обучения: Технология личностно-ориентированного обучения сочетает обучение
(нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная
деятельность ребенка). В технологии личностно-ориентированного обучения
центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности,
следовательно, методическую основу этой технологии составляют
дифференциация и индивидуализация обучения.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Технология коллективной творческой деятельности, в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой
организация занятий предполагает создание под руководством педагога
проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их
разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и
навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие».
Технология программированного обучения, которая предполагает
усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих
устройств (компьютера). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно
небольшими порциями.
2.3 Формы аттестации, контроля
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования по итогам прохождения разделов программы;
• педагогическое наблюдение;
• результаты промежуточного тестирования на предмет усвоения материала;
• решение задач поискового характера;
• активность обучающихся на занятиях.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Текущий контроль проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки: беседа по пройденному материалу, самостоятельная работа, выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда задания в основном сформированы, систематизированы: анализ проделанной работы, участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год: итоговая аттестация обучающихся в форме тестирования, персональный показ (исполнение изученного театрального произведения на итоговом занятии), участие в итоговом отчетном концерте.
2.4 Оценочные материалы
Текущий контроль
Проверка знаний по теме "Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества".
Вопрос 1. Кто должен заботиться об индивидуальном здоровье человека?
А) Общество
Б) Родители
В) Он сам
Вопрос 2. Что составляет систему здорового образа жизни?
А) Культура труда и отдыха
Б) Сочетание физической и умственной нагрузки
В) Рациональное питание
Г) Безопасное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях
Д) Все перечисленное
Вопрос 3. Что обеспечивает здоровый образ жизни?
А) Физическое благополучие
Б) Духовное благополучие
В) Социальное благополучие
Г) Все перечисленное
Вопрос 4. Снижает ли здоровый образ жизни вероятность различных заболеваний?
А) В отдельных случаях
Б) Да
В) Нет
Вопрос 5. Является ли здоровый образ жизни индивидуальной системой поведения?
А) Только в некоторых случаях
Б) Да
В) Нет
Вопрос 6. Является ли хорошее взаимоотношение с людьми фактором, положительно влияющим на здоровье человека?
А) В ряде случаев
Б) Нет
В) Да
Вопрос 7. Как называется система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов самореализации?
А) Личный выбор
Б) Судьба
В) Образ жизни
Вопрос 8. Как влияет неблагополучная экологическая обстановка в месте проживания на здоровье?
А) Положительно
Б) Отрицательно
В) Никак
Вопрос 9. Что необходимо для того, чтобы создаваемая система здорового образа жизни имела привлекательность?
А) Видеть цель усилий
Б) Четко следовать правилам
В) Система привлекательна сама по себе
Вопрос 10. Помогает ли оптимизм придерживаться здорового образа жизни?
А) Да
Б) Только некоторым
В) Нет
Итоговая аттестация «Гигиенические навыки и здоровый образ жизни –
средства для сохранения здоровья»
1. Что вызывает образование раковых опухолей у курильщиков?
А) Радиоактивные вещества
Б) Никотин
В) Эфирные масла
Г) Цианистый водород
2. Во сколько раз угарный газ (окись углерода), образующийся при горении табака, растворяется в крови курильщика быстрее, чем кислород?
А) В 300 раз
Б) В 100 раз
В) В 200 раз
Г) В 400 раз
3. Пассивный курильщик – это человек
А) Выкуривающий до двух сигарет в день
Б) Находящийся в одном помещении с курильщиком
В) Выкуривающий одну сигарету натощак
Г) Нюхающий табак
4. Что такое здоровый образ жизни?
А) Перечень мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
здоровья
Б) Лечебно – физкультурный оздоровительный комплекс
В) Индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и
укрепление здоровья
Г) Регулярные занятия физической культурой
5. Алкоголь, попавший в организм человека:
А) Растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая
разрушительное действие на все ткани и органы
Б) Быстро выводится вместе с мочой
В) Не выводится из организма до самой смерти
Г) Оказывает благоприятное воздействие на внутренние органы человека
6. Употребление какого количества алкоголя может привести к
алкогольному отравлению:
А) 350 г
Б) 250 г
В) 400 г
Г) 500 г и более
7. Алкоголизм – это
А) Заболевание на почве пьянства
Б) Кратковременное состояние алкогольного опьянения
В) Умеренное потребление спиртных напитков
Г) Временное недомогание
8. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами,
вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического
состояния, – это:
А) Заболевания сердца
Б) Табакокурение и алкоголизм
В) Пищевое отравление
Г) Наркомания и токсикомания
9. Что такое режим дня?
А) Порядок выполнения повседневных дел
Б) Установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, питание, отдых и сон
В) Перечень повседневных дел, распределённых по времени выполнения
Г) Строгое соблюдение определённых правил
10. Что такое рациональное питание?
А) Питание, распределённое по времени принятия пищи
Б) Питание с учётом потребности организма
В) Питание определённым набором продуктов
Г) Питание с определённым соотношением питательных веществ
2.5 Методические материалы
Учебно-методический комплекс программы состоит из 3 компонентов:
• учебные и методические пособия для педагога и учащихся;
• система средств обучения;
• система средств контроля результативности обучения.
Первый компонент включает в себя составленные педагогом списки литературы и интернет – источников, необходимых для работы педагога и обучающегося, а также сами учебные пособия.
Второй компонент – система средств обучения.
Организационно-педагогические средства:
• дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, поурочные планы, конспекты открытых занятий, проведенных педагогом в рамках реализации программы и выступлений на конкурсе.
• методические рекомендации для педагогов по проведению занятий;
• методические рекомендации для родителей по вопросам подготовки к концертам.
Дидактические материалы:
• альбомы репродукций картин;
• памятки;
• научная и специальная литература;
• видеозаписи;
• аудиозаписи;
• мультимедийные материалы;
• компьютерные программные средства и др.
Основой третьего компонента – системы средств контроля результативности обучения по программе служат:
• диагностические и контрольные материалы;
• нормативные материалы по осуществлению групповых и массовых форм работы с учащимися (положения).
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения споров. - Казань, 1992.
2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Уч. для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2002. - 591 с.
3. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса (Учебн. лит. Для слушателей последипломного образования). – М.: Медицина, 2003. – 296 с.
4. Гигиена руки использование перчаток в ЛПУ. Под ред. академика РАЕН Л.П. Зуевой. – СПБ. 2006.
5. Горонская Е.В., О.С. Баранова Выбираю жизнь. Программа Д.О.М.: учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. – 2 изд., – Петрозаводск, 2002.
6. Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. М., Дрофа, 2002 г.
7. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988 г.
8. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
9. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2003 г.
10.Романова О.Л. Тимакина Е.Н. “Как уберечь детей от наркотиков”, Ижевск, изд.дом “Удмуртский университет”, 2002 г.
11.Уткина Н.И. Конфликт в школьном возрасте. Пути преодоления и
предупреждения. - М., 1986.
12.Юсупова А.Н., Альбицкий В.Ю., Шарапова Е.И. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. М.: Медицина,2001 г.
Интернет-сайты:
1. Задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medlec.org/lek-187900.html.
2. Проблемно-ситуационные задачи по неотложной помощи с эталонами ответов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/bc085b5c_situatsionnye_zadachi_po_pm p.pdf.
3. Материалы энциклопедии Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki.
Приложение 1
Практическое занятие № 1 «Оценка состояния здоровья»
Цель работы: научиться объективно, оценивать состояние своего здоровья.
Ход работы:
1. Подсчитать пульс (количество ударов в минуту) в состоянии покоя.
2. Выполнить 20 приседаний за 30 секунд.
3. Подсчитать пульс после физической нагрузки.
4. Проанализировать изменения частоты сердцебиений и сравнить их с данными таблицы.
Средние значения величины пульса до и после нагрузки
Характеристика | Спортсмены | Здоровые нетренированные люди | Лица с нарушениями сердечно-сосудистой системы |
В состоянии покая | 58 | 72 | 80 |
В состоянии после нагрузки | 88 | 107 | 122 |
Прирост частоты сердцебиений | 30 | 35 | 42 |
5. Сделайте вывод об оценке своей физической подготовленности.
Приложение 2
Практическое занятие № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»
Цель работы: воспитывать культуру здоровья.
Ход работы:
1.Состояние противоинфекционного иммунитета можно оценить по частоте и тяжести перенесенных в течение года простудных заболеваний (ОРЗ). Если вы в течение года ни разу не болели, то можете оценить сопротивляемость своего организма инфекциям в 100 баллов.
2.При утвердительном ответе на следующие вопросы вычитайте из 100 баллов числа, указанные в правом столбике таблицы.
Вопросы | Вычесть из 100 баллов |
Сколько раз в течение года вы болели простудными или вирусными заболеваниями? А) 1 раз Б) 2-3 раза В) 4-5 раз Г) более 5 раз | 10 25 40 60 |
Долго ли продолжается ОРЗ? А) Да Б)Нет | 10 0 |
Переходили ОРЗ в бронхит или пневмонию? А) Да Б)Нет | 15 0 |
Бывает ли у вас аллергия? А) Да Б)Нет | 15 0 |
3. Подведите итоги, сложив полученные после вычитания цифры.
4. Сделайте вывод о причинах, которые ослабляют противоинфекционный иммунитет.
Приложение 3
Практическое занятие № 3 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»
Цель работы: изучить изменение частоты дыхательных движений под действием внешних условий.
Ход работы:
1.Подсчитайте в течение 1 минуты частоту дыхательных движений.
2. Опустите руку в воду (температура воды 4-5 оС).
3. Повторно подсчитайте изменившуюся частоту дыхательных движений. Как изменилось дыхание?
Задания | Наши результаты |
Частота дыхательных движений в спокойном состоянии | ЧДД1 = |
Частота дыхательных движений после опускания руки в холодную воду | ЧДД2 = |
Изменение дыхания после эксперимента. Замедлилось или ускорилось? | |
4. Объясните рефлекс. В чем заключается его биологический смысл?
Приложение 4
Практическое занятие № 4 «Профилактика ВИЧ. Решение ситуационных задач»
Цель работы: формирование профессиональных умений выявлять факторы риска инфицирования и симптомы, характерные для ВИЧ-инфекции, определять тактику обследования пациентов с подозрением на ВИЧ-инфекцию.
Ситуационная задача № 1.
Инструкция: Если вы считаете, что ситуация опасна «+» . Если не опасна - то «-».
№ п\п | Ситуация | Риск |
1 | Питье из общего стакана | |
2 | Пользование общественным туалетом | |
3 | Посещение бассейна, бани с человеком, живущим с ВИЧ | |
4 | Сексуальные контакты в наркотическом, алкогольном опьянении | |
5 | Объятие человека, живущего с ВИЧ | |
6 | Укусы насекомых | |
7 | Касание одеждой | |
8 | Использование нестерильных инструментов для татуировок | |
9 | Уход за больным СПИДом | |
10 | Использование общих шприцов для введения наркотиков | |
11 | Рукопожатие | |
12 | Использование общей посуды для смешивания наркотиков | |
13 | Использование общей бритвы | |
14 | Поцелуй | |
15 | Сдача крови | |
16 | Получение чужой крови при переливании | |
17 | Обучение в одном классе (группе) | |
18 | Использование общей посуды для еды | |
19 | Сексуальные контакты без средств контрацепции | |
Ситуационная задача № 2.
При заборе крови из вены у пациента с ВИЧ-инфекцией капля крови попала на кожу рук медсестры. Медсестра вымыла руки под проточной водой, высушила одноразовым полотенцем и пригласила следующего пациента. Оцените действия медсестры.
Приложение 5
Практическое занятие № 5 «Профилактика острых кишечных инфекций»
Цель работы: формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи. Почему острые кишечные инфекции называют болезнями «грязных рук»?...
Пищевые инфекционные заболевания подразделяются на: …………………….
Используя учебный материал, заполните таблицу:
Название инфекционных заболеваний | Возбудитель | Пути заражения | Меры предупреждения |
Дизентерия | | | |
Холера | | | |
Сальмонеллез | | | |
Ботулизм | | | |
Брюшной тиф | | | |
Ситуационная задача № 1.
Ребенок 4 мес., находится на искусственном вскармливании. Заболел остро – с появления стула до 5 раз в сутки, снижения аппетита, срыгивания. При поступлении на 4 день болезни: состояние тяжелое, t – 39 °С, рвота 10 раз в сутки. Кожные покровы бледные, ячеистый рисунок. Слизистые оболочки сухие. ЧДД – 50 уд/мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС –140 уд/мин. Живот резко вздут. Стул 15 раз в сутки, водянистый, жидкий, желтовато-оранжевого цвета с примесью слизи и зелени. Определите заболевание.
Ситуационная задача № 2.
Мальчик 12 лет, заболел остро – с появления резких болей в эпигастральной области, тошноты, многократной рвоты. При поступлении t – 38 °С, вялость, 3- кратная рвота. Кожные покровы бледные, сухие, тургор снижен, язык густо обложен белым налетом. ЧДД – 30 уд/мин. Тоны сердца приглушены, ЧСС – 90 уд/мин. Живот слегка вздут, при пальпации болезненный. Стул за сутки 12 раз, жидкий, обильный, зловонный, по типу «болотной тины». Мочеиспускание не нарушено. За 6 часов до заболевания в столовой ел пирожки с мясом.
Определите заболевание.
Приложение 6
Практическое занятие № 6 «Профилактика вирусных инфекций пищеварительной системы»
Цель работы: формировать понятия о причинах, признаках, профилактике заболеваний органов пищеварения и оказании первой помощи.
Желудочно-кишечные заболевания
Причины (источник инфекции) | Наиболее опасные заболевания | Признаки заболевания (симптомы) | Переносчики возбудителей | Профилактика |
| | | | |
Глистные заболевания (гельминтозы)
Причины (источник инфекции) | Наиболее часто встречаемые паразиты человека | Признаки заболевания (симптомы) | Переносчики возбудителей | Профилактика |
| | | | |
Пищевые отравления
Причины (источник инфекции) | Наиболее часто встречаемые отравления | Признаки заболевания (симптомы) | Первая помощь | Профилактика |
| | | | |
Приложение 7
Практическое занятие № 7 «Профилактика заболеваний передающихся половым путём»
Цель работы: рассмотреть инфекции передающиеся половым путем, их возможные последствия и меры их профилактики.
Ход работы:
Заполнить таблицу инфекции передающиеся половым путем, меры профилактики.
Заболевания | Причины (источник инфекции) | Признаки заболевания (симптомы) | Переносчики возбудителей | Профилактика |
Сифилис | | | | |
Гонорея | | | | |
Трихомониаз | | | | |
Микоплазмоз | | | | |
Уреаплазмоз | | | | |
Вирус папилломы человека (ВПЧ) | | | | |
ВИЧ | | | | |
Гепатиты В и С | | | | |
Приложение 8
Практическое занятие № 8 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Табакокурение»
Цель работы: знакомство с факторами риска, оказывающими влияние на здоровье человека, выяснение результатов их влияния на организм.
Ход работы:
1. Заполнить таблицу «Вредное влияние курения табака на организм человека».
Система органов | Влияние курения табака |
Кровеносная | |
Дыхательная | |
Пищеварительная | |
Нервная | |
2. Объясните, влияет ли табачный дым на некурящих людей.
Приложение 9
Практическое занятие № 9 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Алкоголизм»
Цель работы: знакомство с факторами риска, оказывающими влияние на здоровье человека, выяснение результатов их влияния на организм.
Ход работы:
1. Заполнить таблицу «Вредное влияние употребления спиртных напитков на организм человека».
Система органов | Влияние употребления спиртных напитков |
Кровеносная | |
Дыхательная | |
Пищеварительная | |
Нервная | |
2. Перечислите заболевания вызванные злоупотреблением алкоголя.
Приложение 10
Практическое занятие № 10 «Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье. Наркомания»
Цель работы: знакомство с факторами риска, оказывающими влияние на здоровье человека, выяснение результатов их влияния на организм.
Ход работы:
1.Заполнить таблицу «Вредное влияние употребления наркотических веществ на организм человека».
Система органов | Влияние употребления наркотических веществ |
Кровеносная | |
Дыхательная | |
Пищеварительная | |
Нервная | |
2. С какими статьями связана уголовная ответственность в области наркомании.
Приложение 11
Практическое занятие № 11 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой»
Цель работы: оценить уровень подготовленности к занятиям спортом.
Ход работы:
1.Обследуемый учащийся поднимается на ступеньку, а затем спускается с нее. Темп восхождения на ступеньку постоянный и равняется 30 циклам в 1 минуту. Высота ступеньки 40 см для девушек и 45 см для юношей.
2.Каждый цикл состоит из 4 шагов: первый – левая нога встает на ступеньку, второй – правая нога поднимается на ступеньку, третий – левая нога спускается со ступеньки, четвертый – правая нога спускается со ступеньки.
3. Время восхождения 4 минуты. Если обследуемый из-за усталости начинает отставать о заданного ритма, то через 15-20 с тестирование прекращают и фиксируют фактическое время в секундах. Обследование прекращают и при появлении признаков чрезмерного утомления: бледности лица, спотыкании и т.п.
4. После завершения работы учащийся садится на стул и через 1 мин в течение 30 с подсчитывается пульс.
5.Вычисляют индекс теста (ИТ) по формуле:
ИТ= Т*100/F*5,5, где Т – время восхождения на ступеньку в секундах; F – пульс за 30 сек.
6.Физическая подготовленность оценивается по значениям полученного ИТ.
ИТ | Оценка |
Менее 55 | Слабая |
55 – 64 | Ниже среднего |
65 – 79 | Средняя |
80 – 89 | Хорошая |
90 и более | Отличная |
Приложение 12
Практическое занятие № 12 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье человека»
Цель: оценить экологическую обстановку своего места проживания; дать санитарно-гигиеническую характеристику своего жилища.
Ход работы:
Экологическая характеристика места жительства.
Ответить на вопросы:
1. Адрес проживания.
2. Тип застройки микрорайона (просторный, скученный).
3. Степень благоустройства.
4. Тип здания (деревянное, кирпичное, панельное, этажность, количество подъездов, наличие лифта).
5. Наличие автомобильных дорог, характер и загруженность автотранспортом, отдаленность светофоров.
6. Наличие промышленных предприятий.
7. Преобладающий вид загрязнения атмосферы: химические вещества, шум, пыль.
8. Наличие предприятий бытового обслуживания, образования,
здравоохранения, торговли вблизи места жительства.
9. Наличие вблизи места жительства водоемов, парков, скверов.
10. Основные экологические проблемы вашего района, возможные пути их решения.
Задание 2. Сделать вывод по цели работы.