СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Школа будущего первоклассника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Школа будущего первоклассника»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Гостиловская основная общеобразовательная школа

Жуковского района Брянской области







Дополнительная общеразвивающая

образовательная программа

«Школа будущего первоклассника»





Составитель программы: 

Александрова Надежда Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории













2020 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника

2

Основание для разработки программы

социальный заказ общества

3

Основные разработчики программы

Александрова Надежда Ивановна

 

Вид программы

общеразвивающая

 

Уровень

дополнительная образовательная программа

4

Основная цель программы

создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовка дошкольников к новой социальной роли, успешная  адаптация к обучению в школе

5

Задачи программы

-          продолжать всестороннее воспитание и развитие детей;

-          укреплять физическое и психическое  здоровье детей;

-          развивать познавательные  интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

-          формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;

-          совершенствовать все стороны речи: учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;

-          готовить детей к обучению грамоте;

-          развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;

-          воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим,  умение и желание самостоятельно  объединяться для совместной игры и труда.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов, педагогом-психологом

7

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

-          формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

-          расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

-          обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

-          логическую и символическую пропедевтику.

8

Сроки реализации программы

5 месяцев

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

-          обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

-          развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

-          формирование его готовности к систематическому обучению
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование значимости программы

Дополнительная общеразвивающая  образовательная программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную образовательную программу для детей 6 лет. Программа направлена на обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и педагогами - психологами.

Таким образом, «Школа будущего первоклассника» является одной из форм работы с детьми в рамках преемственности на этапе «детский сад - начальная школа». Её появление и функционирование - результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, сохраняющимися высокими потребностями родителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны – необходимостью обеспечения школы контингентом учащихся, которые смогут успешно обучаться.

Школа будущего первоклассника позволяет помочь будущим первоклассникам адаптироваться к школьной среде, совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для восприятия школьной программы, развитию коммуникативных навыков, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ начальной школы.

Программа «Школа будущего первоклассника» обеспечивает равные стартовые возможности детям из разных социальных групп и слоев населения. Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать, действовать вместе, выполнять требования педагога.

Цели и задачи программы

Целью программы «Школы будущих первоклассников» является: создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовка дошкольников к новой социальной роли, успешная  адаптация к обучению в школе.

Задачи:

-          продолжать всестороннее воспитание и развитие детей;

-          укреплять физическое и психическое  здоровье детей;

-          развивать познавательные  интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность;

-          формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе;

-          совершенствовать все стороны речи: учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа;

-          готовить детей к обучению грамоте;

-          развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;

-          воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим,  умение и желание самостоятельно  объединяться для совместной игры и труда.

Важными условиями эффективной работы с детьми являются:

-          обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием;

-          создание условий для развития у детей разнообразных способностей;

-          обеспечение всесторонней подготовки детей к школе без лишнего давления и перегрузки;

-          обеспечение  сотрудничества школы и родителей (законных представителей).

Основные принципы работы педагогов:

-          учет индивидуальных особенностей и способностей детей;

-          интегрированный подход к построению педагогического процесса;

-          разнообразие форм и методов  развития детей, разумное сочетание классических и инновационных направлений работы, учет специфики содержания работы

-          систематичность и последовательность занятий.

Участники реализации программы

-          администрация ОУ

-          педагоги ОУ

-          дети

-          родители

Организация работы «Школы будущего первоклассника»

Приём детей в «Школу будущего первоклассника» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Формируются группы, наполняемостью до 10 человек.

Содержание образовательного процесса определяется учебными календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогами школы и утверждаемыми директором школы. Нормативный срок освоения программ  «Школы будущих первоклассников» —5 месяцев (с ноября по апрель).

Занятия  проводятся в помещении дошкольной группы. «Школа будущих первоклассников» работает в следующем режиме: 1 учебное занятие в неделю. Продолжительность академического часа занятий  может составлять от 20 до 30 минут.

Детям  предлагаются следующие учебные занятия:

Ø  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Ø  Введение в математику

Ø  Психологическая подготовка к школе

Ø  Развитие фонетической стороны речи

Ø  Изобразительная деятельность

Ø  Школа Здоровья

Главное назначение программы состоит в том,  чтобы научить детей свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения; раскрыть их творческие способности;  приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний; воспитывать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной  атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важнейшей частью  программы  является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности  к обучению в школе.  На это направлены занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, а также их консультации родителей будущих первоклассников.

В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Обучение в  школе развития заканчивается комплексной психолого-педагогической диагностикой  ребенка, определяющей его готовность к школьному обучению.

Данная программа поможет   учителю активизировать мыслительную деятельность будущих учеников, обогатить их словарный запас, ознакомить с элементами школьной жизни, оказать помощь родителям в воспитании полноценной личности.   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Школа будущих первоклассников» состоит из 6 модулей:

Ø  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Ø  Введение в математику

Ø  Психологическая подготовка к школе

Ø  Развитие фонетической стороны речи

Ø  Изобразительная деятельность

Ø  Школа Здоровья

1 модуль «Введение в математику»

Основные задачи модуля

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

¨             формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

¨             увеличение объёма внимания и памяти.

¨             формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

¨             развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

¨             развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

¨             выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

¨             формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением  и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Формы, методы и приёмы работы

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Возрастные особенности детей 6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому в занятия включается большое количество игр.

Большое внимание  уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов лишний предмет, работая с геометрическим лото.

Необходимым условием организаций с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния.

Содержание модуля

Общие понятия.

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности групп предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение совокупностей предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух совокупностей предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на … - меньше на …).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое; вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Натуральное число как результат счёта и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе.

Решение простых задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления.

Примеры отношений: на-над-под, слева-справа-посередине, спереди-сзади, сверху-снизу, выше-ниже, шире-уже и т.д.

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе, месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Занятия по программе предполагают продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Учебно-тематическое планирование

Тема.

1

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. Интерактивная игра «Сосчитай-ка»

2

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Игра «Яблочки и кружочки». Рисование узора

3

Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядной

основе).

4

Пространственные отношения: на, над, под, справа, слева. Игра «Лапки за заборчиком»

5

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии

вычитании (на наглядной основе). Игра «Разложи карандаши»

6

Пространственные отношения: между, посередине. Интерактивная игра «Удивительные фигуры»

7

Число 1 и цифра 1. Сказочные задачки от Змея Горыныча.

8

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

9

Число 2 и цифра 2. Игра «Сосчитай цветочки»

10

Пространственные отношения: внутри, снаружи, впереди, сзади.

11

Число 3 и цифра 3. Игра «Коровки с точками»

12

Сравнение групп предметов по количеству. Обозначение отношений

больше – меньше. Интерактивная игра «Сколько и в какой руке»

13

Число 4 и цифра 4. Временные отношения: раньше, позже.

14

Представление о числовом отрезке . Число 5 и цифра 5.

15

Число 6 цифра 6.  Игра «Мышата в камышах»

16

Число 7 и цифра 7.  Игра «Торт для Малыша»

17

Число 8 и цифра 8. Интерактивная игра «Поймай и сосчитай»

18

Число 9 и цифра 9. Интерактивная игра «Обед для зверушек».

19

Число 0 и цифра 0. Интерактивная игра «Математическое лото»

20

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной

основе.

Предметными результатами изучения модуля  является формирование следующих умений:

-     Умение выделять и выражать признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

-     Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

-     Умение находить части целого и целое по известным частям.

-     Умение сравнивать группы предметов по количеству.

-     Умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

-     Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

-     Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

-     Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться  на листе клетчатой бумаги.

2 модуль «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Готовность к школьному обучению определяется не умением ребёнка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению:

1. Линия формирования произвольного поведения.

2. Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности.

3. Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей.

4. Линия мотивационной готовности.

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Основные задачи модуля:

-          формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

-          развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

-          формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

-          развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

-          развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

-          развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками;

-          развитие умений говорения, слушания и чтения;

-          развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

-          обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

-          развитие умения оперировать единицами языка6 звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

-          расширение представлений об окружающем мире.

Содержание модуля

Основным содержанием занятий является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям.

1.    Звуки:

-        понятие ,,звук”, органы артикуляции, способы произношения звука, его условное обозначение;

-        акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-        выделение в слове гласных звуков, согласных  звуков, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;

-        выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-        звуковой анализ слогов и слов.

2.Слоги:

-        понятие ,,слог”, слоговой анализ слов;

-        подбор слов на заданное количество слогов;

-        выделение в словах первого и последнего слогов;

-        подбор слов на заданный слог.

3.  Слова:

-        выявление различий в звуковом составе двух слов;

-        составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-        изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков и слогов;

-        восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-        последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

На всех занятиях проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:

-        выявление сходства и различия между двумя и более предметами;

-        выявление одинаковых предметов из группы предметов;

-        выделение лишнего предмета;

-        объединение различных предметов в группы;

-        выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Формы, методы и приёмы работы

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Материал даётся детям в сопоставлении и сравнении и побуждает детей рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Учебно-тематическое планирование

Тема.

1.

Звуки и буквы.

2.

Слова, слоги, звуки.

3.

Гласные звуки. Звуки [а], [о].

4.

Гласные звуки [э], [у].

5.

Гласные звуки [и], [ы].

6.

Гласные звуки и их дифференциация.

7.

Согласные звуки. Твёрдые и мягкие звуки.

8.

Согласные звуки. Твёрдые и мягкие звуки.

9.

Звонкие и глухие согласные звуки.

10.

Свистящие согласные звуки 

11.

Шипящие согласные звуки

12.

Ударение

13.

Ударные слоги.

14.

Представление о слове. Слово и предмет

15.

Тематические группы слов

16.

Слоговая структура слова. Способы слогоделения.

17.

Слогоделение. Составление слов и слогов.

18.

Звуковая структура слова. Анализ звуквового состава слова по схеме

19.

Отработка действия выделения всех звуков в слове

20.

Упражнения в построении моделей слов

Предметными результатами изучения модуля  является формирование следующих умений:

-     выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

-     делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

-     различать звуки и буквы;

-     узнавать и различать буквы русского алфавита;

-     правильно держать ручку и карандаш;

-     аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру;

-     конструировать словосочетания и предложения;

3 модуль «Изобразительная деятельность»

Неоценимое значение для всестороннего развития имеет изобразительная деятельность.  Она способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, внимания и усидчивости, эмоциональной отзывчивости.

Изобразительная деятельность  является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Задачи модуля:

-          развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение;

-          развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение;

-          развивать у детей творческую активность и инициативу;

-          формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

-          воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

-          формировать умение работать в коллективе;

-          формировать навыки контроля и самоконтроля.

На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети обсуждают свою работу. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

Для занятий по изобразительному искусству подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.

Содержание модуля

1. Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты).

2. Изображение предметного мира: передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, жесте, мимике, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения. Осваивание свойств цветов (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма).

3. Сюжетное изображение: создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами.

4. Изображение сказочных образов: передача сказочных образов при помощи рисунка, цвета и композиции.

5. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.

Методическое обеспечение

Нетрадиционные техники:

-          тычок жесткой щетинистой кистью;

-          пальчиковая техника;

-          акварель по влажной бумаге;

-          свеча и акварель;

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.  Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

Учебно-тематическое планирование

Тема.

Содержание

1.

Цветик – Семицветик.

Знакомство с семью цветами радуги.

2.

Веточка рябины.

Сочетание ритма линий и пятен. Работа кистью, пальчиковая техника.

3.

Мухомор - красивый гриб.

Работа кистью. Сочетание крупных и мелких деталей. Смешение красок.

4.

Натюрморт.

Изображение фруктов.

Развитие навыков композиции. Передача формы и цвета.

5.

Подводный мир.

Работа по влажной бумаге.

6.

Сказочные цветы.

Ритм пятен и линий.

7.

Сказочная птица.

Работа по образцу. Знакомство с оттенками теплой гаммы.

8.

Морозные узоры на зимнем окне.

Холодная гамма. Работа по влажной бумаге.

9.

Снеговик.

Решение светлых объектов в технике акварели через фон.

10.

Заснеженный лес.

Передача состояния природы художественными средствами.

11.

Орнамент на декоративной тарелочке.

Знакомство с узором. Выработка навыков выполнения декоративной работы.

12.

Рисуем котенка.

Работа с формой и цветом.

13.

Зимнее дерево.

Рисуем ветви и ствол дерева кистью. Ритм линий.

14.

Рисуем львенка.

Работа с формой и цветом. Использование сухой кисти для передачи фактуры.

15.

Весенние ручейки.

Ритм линий. Передача весеннего настроения.

16.

Рисуем птиц.

Учимся рисовать птиц. Работа с формой и цветом.

17.

Веточка цветущей яблони.

Сочетание линий и пятен. Передача весеннего настроения через цвет.

18.

Веточка сирени.

Пальчиковая техника. Работа по образцу.

19.

Весеннее деревце.

Наблюдаем за изменениями в природе. Работа линией и пятном.

20.

Весенний пейзаж.

Передача состояния природы.

Предметными результатами изучения модуля  является формирование следующих умений:

-          проявляет интерес к прекрасному в окружающем мире;

-          воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, портрет, пейзаж);

-          передаёт образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками;

-          замечает их отличия, обращает внимание на колорит;

-          в рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию;

-          в декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении;

-          умеет работать в коллективе.

4 модуль «Развитие фонетической стороны речи»

С каждым годом увеличивается количество учащихся, испытывающих значительные трудности в овладении письменной речью. Данные обстоятельства показывают о необходимости логопедической помощи, в развитии необходимых предпосылок  для обучения грамоте, лучше  предупредить, и устранить ошибки, чем исправлять их. Для этого   и  создана эта программа.

Задачи и принципы построения модуля

         Модуль направлен на:

-          развитие фонематической стороны речи, которая поможет ребенку успешно  овладеть  грамотным письмом и чтением;

-          развитие языковых процессов анализа и синтеза;

-          развитие четкого  звукопроизношения;

-          овладение точным слуховым восприятием звуков;

-          овладение правильной артикуляцией;

-          развитие фонематического восприятия.

Принципы построения модуля

  1. Принцип учета возрастных особенностей:

    • Подбор речевого материала, отвечающих возможностям, и доступности ребенка;

    • Использование игровых приемов;

    • Использование наглядности

  2. Принцип от  простого к сложному:

    • Учитывая ближайшую зону развития.

  3. Принцип повтора. Этот принцип очень важен для детей дошкольного возраста.

Содержание модуля

       Условно в модуле можно выделить пять блоков:

I.  Развитие восприятия и дифференциации звуков речи.

II. Развитие артикуляторной моторики.

III. Развитие интонационной выразительности речи.

IV. Формирования правильного речевого дыхания.

V. Развития тонкой моторики.

  Первый блок  включает в себе 6 разделов:

1. Узнавание и различение неречевых и речевых звуков.

Работа по  данному разделу,  предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые  звучания через специально подобранную систему упражнений. Например:   «Угадай, что звучит?», «Какая игрушка звучит?»,    «Определи,  какой звук  звучит?»,  «На каком инструменте играет Буратино?»  «Какие звуки мы слышим в природе?», «Звуки школьного коридора», «Где стучит дятел?» «Угадай, что делает Петрушка за ширмой?» и др.    В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

2.      Различение правильного произношения звука.

Работа по данному направлению предусматривает развития навыка слухового контроля за качеством собственной речи, что способствует развитию фонематического слуха. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразе.

Примерные упражнения: «Недовольный Саша», «Как правильно сказать?», «Будь внимательным», детям имитируют искаженное и нормальное произношение.

3.      Различение близких по звуковому составу слов.

-          В работе по данному направлению используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимися только одним звуком.

-          Примерные игры и упражнения «Придумай слово», «Чем отличаются слова», «Лишнее слово», «Замени один звук другим», «Доскажи слово», «Расставь по местам» и др.

4.      Дифференциация слогов

-          На этом этапе формируя умение дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серии слогов с различными гласными и согласными звуками.

5.      Дифференциация звуков.

-          Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с  постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в  слогах, словах.

-          Примерные игры и упражнения. «Угадай, кто (что) это был(о)», «Какой звук лишний?», «Различай и повторяй», «Озорные звуки», используются слова паронимы.

6.      Формирование фонематического анализа и синтеза.

·           Ассоциация звуков с символами, предметами, буквами,

·           Выделение звука из ряда звуков

·           Определение наличия звука в слове

·           Определение места звука в слове

·           Определение количества звуков в слове

·           Определение соседних звуков

·           Определенная последовательность речевого материала:

а) ряд гласных звуков  (ау, уа, иуа, ауэи, и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах,и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. л.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, вла, пла )

г) слова без стечения согласных:

·           Односложные (дом, сок, уж, лес)

·           Двусложные (рука, мама, каша, лужа).

д) слова со стечением согласных:

·           Двусложных слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка);

·           Односложные слова со стечением согласных в начале  слова (стул, свет, кран);

·           Односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст,)

·           Двусложные слова со  стечением согласных в конце и в начале слова (трава, книга, клумба, крышка);

·         Трехсложные слова (береза, крапива)

Второй блок  включает в себе  два раздела:

·           На данном этапе устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительный и слуховой анализаторы, облегчает воспроизведение требуемого движения или артикуляции. Даются упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ. (Произнести заданный звук, определить положение при артикуляции данного звука.)

·           Развитие статики артикуляторных движений. Используются упражнения, способствующие воспитанию точности, дифференцированости, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений.

Третий блок  включает в себе развитие восприятия различных видов интонации:

·         Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

·         Развитие восприятия интонации повествовательного типа,

·         Развитие восприятия вопросительного типа.

·         Развитие восприятия восклицательного типа.

Четвертый блок содержит работу по формированию правильного речевого дыхания.

·         Осуществляется:

  • Воспитание правильного диафрагмально – реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством руки ребенка (короткий, легкий вдох и плавный длительный выдох через рот). Используются элементы методики  Александра Сметанкина.

  • Воспитание  свободного плавного удлиненного выдоха.

  • Воспитание умения рационального использовать воздух.

  • Воспитание умения правильно направлять воздух.

  • Воспитание умения на одном выдохе правильно произносить звуки, слова, предложения.

         Отработка пауз.

Пятый блок предусматривает выполнения упражнений направленных на формирование двигательного взаимодействия ручной моторики и орального праксина.

·          Согласно словесной инструкции ребенок выполняет различные движения. (сжимание и разжимание кисти рук, поочередно то правой то левой и одновременно обеими руками). Игра «Ладонь, ребро, кулак». Упражнения: «Блины», «Здравствуй пальчик», «Бинокль», «Молоточки», «Рояль» и др.

·         Работа с мозаикой, крупой, пуговицами, карандашами.

·         Артикуляционная гимнастика

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

1

Звук, слово предложение.

2

Слова предметы, слова признаки, слова действия.

3

Звуки  речевые и не речевые.

4

Дифференциация не речевых звуков (бытовые, природные).

5

Дифференциация не речевых звуков (музыкальные инструменты).

6

Дифференциация речевых звуков (гласных,  согласных).

7

Дифференциация гласных звуков. Выделение гласных звуков в словах.

8

Согласные звуки. Выделение согласных звуков в словах.

9

Дифференциация согласных звуков (твердых, мягких)

10

Дифференциация  звуков  Г, К (звонкий, глухой).( твердый мягкий).

11

Дифференциация звуков  Д, Т (звонкий, глухой). ( твердый мягкий).

12

Дифференциация звуков В, Ф ( звонкий, глухой). ( твердый мягкий).

13

Дифференциация звуков С, З ( звонкий, глухой).. ( твердый мягкий).

14

Дифференциация звуков Ш,Ж (звонкий, глухой). ( твердый мягкий).

15

Дифференциация звуков Б,П ( глухой, звонкий). ( твердый мягкий).

16

Дифференциация звуков Р,Л. ( твердый мягкий).

17

Составление предложений  из 3-4 слов (сюжетная картинка).

18

Составление предложений  из 3-4 слов (сюжетная картинка).

19

Составление   рассказа по серии картинок с развивающим сюжетом.

20

Составление   рассказа по серии картинок с развивающим сюжетом.

Предметными результатами изучения модуля  является формирование следующих умений:

-          обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко-буквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению и письму;

-          создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно- зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, звуком, буквой;

-          развивает внимание, мышление, память, речь;

-          закрепляет запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слов, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;

-          формирует умение принять учебную задачу и разрешить ее самостоятельно;

-          формирует навык самоконтроля и самооценки.

5 модуль «Психологическая подготовка к школе»

Данной модуль, составлен на основе работ таких авторов, как Ильина М.Н., Волкова И.П., Цыпина Н.А. 

Задачи модуля:

  1. Снятие психологического стресса перед школой;

  2. Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;

  3. Развитие речи, расширение словарного запаса.

  4. Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;

  5. Развитие коммуникативных качеств, умение общаться в коллективе.

Модуль представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.

Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер деятельности.

В занятиях используется разнообразный наглядный и диагностический материал. Занятия проходят в различных формах: групповая работа, тренинговые, диагностические, игровые занятия, в ходе которых у дошкольника возникает эмоциональный настрой на учебу, формируется положительная учебная мотивация, развивается интерес к познанию, формируется потребность учиться, вырабатываются необходимые учебные навыки. Ребенок знакомится и осваивает правила поведения в школе, учится взаимодействовать с ровесниками и старшими.

Содержание модуля:

В данном модуле можно выделить 2 блока:

Блок I. Психодиагностика актуального уровня развития.

Методика «МЭДИС» - экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников.

Блок II. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка: проведение коррекционно-развивающих занятий на формирование общеинтеллектаульных умений, снятие характерных для адаптационного периода реакций, формирование учебных мотивов, адекватной самооценки.

Учебно-тематическое планирование

1-2

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

Методика «МЭДИС»

3.

Знакомство и сплочение детского коллектива; развитие наблюдательности, пространственной ориентации, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.

1.      Приветствие: «Знакомство»;

2.      «Что перепутал художник»;

3.      Релаксация: «Волшебный сон»;

4.      Прощание: «Улыбнись другу».

4.

Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, образных представлений, творческого воображения, коммуникативных способностей.

1.      Приветствие: «Поздоровайся радостно»;

2.      «Найди такой же»;

3.      «Дорисуй картинку»;

4.      Релаксация: «Волшебный сон»;

5.      Прощание: «Пожелания».

5.

Развитие творческого воображения, зрительного восприятия, мелкой моторики пальцев.

1.      Приветствие: «Доброе утро»;

2.      «Соедини точки»;

3.      Пальчиковая гимнастика;

4.      Релаксация: «Волшебный сон»;

5.      Прощание: «Пожелания».

6.

Развитие мелкой моторики пальцев, дифференцированного восприятия, создание радостного настроения, доброжелательного отношения друг к другу.

1.      Приветствие: «комплименты»;

2.      «Выложи фигуру»;

3.      «Составим все вместе»;

4.      Релаксация: «Солнечный зайчик»;

5.      Прощание: «Добрые пожелания».

7.

Развитие наблюдательности, воображения, коммуникативных способностей.

1.      Приветствие: «Улыбнитесь друг другу»;

2.      «Соедини точки и раскрась»;

3.      «Что перепутал художник»;

4.      Релаксация: «Спаси птенца»;

5.      Прощание: «Рукопожатие по кругу».

8.

Развитие коммуникативных способностей, координации движений кисти рук, творческого воображения.

1.      Приветствие: «Улыбнитесь друг другу»;

2.      Пальчиковая гимнастика;

3.      «Назови как можно больше…»;

4.      «Сравни картинки»;

5.      Релаксация: «Спаси птенца»;

6.      Прощание: «Добрые пожелания».

 

9.

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, сообразительности, произвольного запоминания, устойчивости внимания.

1.      Приветствие: «Имя и цветок»;

2.      «Будь внимательным»;

3.      «Четвертый лишний»;

4.      «На что это похоже»;

5.      Релаксация: «Спаси птенца»;

6.      Прощание: «Рукопожатие по кругу»

 

10.

Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, устойчивости внимания, произвольного запоминания.

1.      Приветствие: «Имя и цветок»;

2.      «Не ошибись»;

3.      «Разрезанные картинки»;

4.      Релаксация: «Спаси птенца»;

5.      Прощание: «Придумай подарок».

11.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, произвольного запоминания посредством приема группировки, мыслительных операций (обобщение, классификация).

1.      Приветствие: «Имя и цветок»;

2.      «Найди двух братцев»;

3.      «Почемучки»;

4.      «Игра-шутка»;

5.      Релаксация: «Спаси птенца»;

6.      Прощание: «Придумай подарок».

12.

Развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций (обобщение, группировка, классификация), памяти, речи.

1.      Приветствие : «Имя и цветок»;

2.      «Не ошибись»;

3.      «Конкретизация понятий»;

4.      «Группировка»;

5.      Релаксация: «Спаси птенца»;

6.      Прощание: «Комплименты».

13.

Знакомство с понятием «времена года», развитие словарного запаса, речи.

1.      Приветствие: «Улыбнись друг другу»;

2.      Беседа: «Времена года»;

3.      «Карусель»;

4.      Релаксация: «Бабочка»;

5.      Прощание: «Цветок настроения».

14.

Развитие любознательности, логического мышления, речи, произвольной памяти и внимания.

1.      Приветствие: «Цветок настроения»;

2.      «Что лишнее и почему»?

3.      «Сгруппируй и запомни»;

4.      «Сложи картинку»;

5.      Релаксация: «Бабочка»;

6.      Прощание: «Хорошее пожелание друг другу ».

15.

Развитие логического мышления, произвольной памяти и внимания, воли, умения действовать согласно правилу.

1.      Приветствие: «Цветок настроения»;

2.      Пальчиковая гимнастика;

3.      «Четвертый лишний»;

4.      «Непрерывный рассказ»;

5.      Релаксация: «Солнце»;

6.      Прощание: «Придумай подарок».

 

16.

Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюдательности.

1.      Приветствие: «Приятные слова-ответ настроения»;

2.      «Зеркало»;

3.      «Чем отличаются клоуны»;

4.      «Найди по описанию»;

5.      Релаксация: «Корабль»;

6.      Прощание: «Цветок настроения».

17

Развитие произвольной памяти, внимания, логического мышления, речи.

1.      Приветствие: «Добрые слова»;

2.      «Последовательность событий»;

3.      «Зеркало»;

4.      «Из какого материала»?

5.      Релаксация: «Корабль»;

6.      Прощание: «Улыбнитесь друг другу».

18.

Повторение правил поведения на уроке и перемене, создание эмоционального настроя на школу.

1.      Приветствие: «Поздоровайся радостно»;

2.      Беседа на тему.

3.      Релаксация: «Корабль»;

Прощание: «Улыбнитесь друг другу».

19-20

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

Методика «МЭДИС»

Предметными результатами изучения модуля  является формирование следующих умений:

-          коммуникативных способностей, умения взаимодействовать в коллективе;

-          внимания, зрительной, слухоречевой памяти;

-          активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;

-          словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать устно у доски;

-          развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу.

6 модуль «Школа здоровья»

Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и др.)

Задачи модуля

            Основная идея «Школы здоровья» -  всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности ребёнка предшкольного возраста.

            Задачи:

-          формировать умения ощущать красоту и радость движения;

-          формировать у ребят жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

-          обучать доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;

-          развивать коммуникативные качества, умение общаться в коллективе;

-          воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

-          формирование  положительной мотивации к двигательной деятельности;

-          содействие созданию игровых групп, позволяющих детям с различной двигательной активностью, разного темперамента, уровня умственных способностей проявлять интерес к усвоению научных знаний;

-          учёт готовности к разным формам сотрудничества;

-          эмоционально-стимулирующее общение педагога с детьми и детей друг с другом;

-          занимательность процесса обучения;

-          расширение возможностей самостоятельного выбора в решении двигательных заданий.

Воспитание основ «Школы здоровья» невозможно без использования средств подвижной игровой деятельности.

Содержание модуля

Занятия по модулю «Школа здоровья» проводятся под общей темой «Физкульт-Ура! Начинается с утра!» и предполагают помимо знакомства с основами здорового образа жизни на примере рассмотрения «философии цветка» также формирование представлений о необходимости занятий физкультурой с первых минут после пробуждения. В этом поможет введение персонажа Физкультоша, который в качестве почётного гостя может участвовать в каждом занятии.

Все занятия разделены на 4 блока.

В первом блоке ребята знакомятся с Физкультошей, который научит их элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабления, покажет пальчиковые малоподвижные игры.

Основы здорового образа жизни (философия цветка).

Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног.Игровые упражнения: «Будь внимательным», «Затейники», «Сделай фигуру», «Узнай по голосу», «Вершки и корешки»

Ходьба(с сохранением правильной осанки, с мячом, с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках, средним и широким шагом, по разметкам, переступая через препятствия, по линии, в колонне по одному, по два, ходьба под музыку).. Упражнения на релаксацию.

Пальчиковые и малоподвижные игры.

Во втором блоке занятий ребята вместе с Физкультошей учатся играть, а также придумывать комплексы утренней гимнастики.

Строевые упражнения (выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Направо», «Налево», «На месте шагом марш», «Шагом марш», «Класс, стой» и т.п.; основная стойка, построения в колонну по одному, в шеренгу, круг; расхождение по заранее установленным местам, размыкание на ширину поднятых в стороны рук; повороты переступанием, прыжком). Игровые упражнения: «Быстро встать в колонну!», «Два и три», «Построй круг!».Подвижные игры: «К своим флажкам!», «Мышеловка», «Покажи ленту», «Успей выбежать».

Бег (в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением направления по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках, с подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег; бег под музыку). Физические упражнения с предметами(упражнения для рук, туловища, ног с палкой, мячом, скакалкой («делай как я»), комплекс упражнений утренней гимнастики, выполнение упражнений под музыку). Игровые упражнения: «Передал - - садись», «Брось - - поймай!», «Мяч в корзину», «Займи свободный кружок!», «Успей поймать!». Подвижные игры: «Мяч в воздухе», «Передача мяча в колонне», «Кого назвали — тот ловит», «Передача мяча по кругу».

Танцевальные упражнения(приставные шаги, шаги галопа в сторону ( под музыку)).

Подвижные игры для развития общей выносливости («Гуж», «Кто дальше», «Шаг в шаг», «Морской бой», «Поезд в туннеле», «Салка с мячом»).

В третьем блоке занятий дети знакомятся с закаливанием.

Физические упражнения без предметов (упражнения для рук, туловища, ног, упражнения для осанки, в основной стойке, в упоре присев, сидя на полу; комплекс упражнений утренней гимнастики, выполнение упражнений под музыку).

Дыхание.

Равновесие(стойка на носках; стойка на одной ноге, вторая нога согнута (на полу, гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, по прямой линии). Игровые упражнения: «Разойдись - - не упади!», «Канатоходец», «Кто дальше не уронит?», «Шагай через кочки», «Через холодный ручей», «Донеси мешочек», «Ловкий шофёр», «Переправа». Подвижные игры: «Паук и мухи», «Не оставайся на полу!», «Стой!», «Совушка», «Кто раньше дойдёт до середины?», «Ловишка на одной ноге».

Подвижные игры для развития статического и динамического равновесия («Совушка», «Сигнал», «Спуск шеренгами», «С горки через ворота», «Сороконожка» и «Космонавты»); для развития точности движений рук, координации движений в пространстве («Хитрая лиса», «Ловкие ребята», «Все к своим флажкам).

В четвёртом блоке занятий подводятся итоги знакомства с Физкультошей, который организовывает соревнования по видам движений на «Призы Физкультоши»

Лазание, перелезание(по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание на горизонтальной скамейке в положении лежа на животе; перелезание через горку матов, лазание по гимнастической стенке произвольным способом). Игровые упражнения: «С мячом под дугой», «Переползи не урони!», «Кто быстрее к флажку?», «Котята и щенята».

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Ловля обезьян»

Прыжки(имитация прыжков птиц, животных; в длину с места толчком двух ног, прыжки «по кочкам», через «удочку», через резинку; прыжок через вертикальное препятствие (резинка, планка на высоте 20—25 см); прыжки в длину с малого (5—6 шагов) разбега с преодолением горизонтального препятствия согнув ноги (две резинки на расстоянии 70—90 см); через скакалку ноги вместе; прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в глубину; прыжки через длинную скакалку; «кто выше прыгнет» -- выпрыгивание с доставанием рукой подвешенного предмета). Игровые упражнения: «Добеги и прыгни», «Спрыгни и повернись!», «Скочки на кочку», «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте», «Пингвины с мячом», «Не наступи». Подвижные игры: «Удочка», «Лягушка и цапля», «Волк во рву», «Не попадись», «Воробьи и кошка», «Не намочи ног».

Подвижные игрыдля развития быстроты движений («Через кочки и пенечки», «Умей догнать», «Мяч соседу», «Конники-спортсмены»); для развития общей выносливости.

Упражнения зрительной гимнастики.

Спортивная азбука.Спортивный праздник «Призы Физкультоши»

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

I

Знакомство с Физкультошей!

1.

Игровые упражнения «На прогулку», «Давайте познакомимся»

2.

Игровые упражения «Будь внимательным», «Совушка»

3.

Подвижные игры «День и ночь», «У медведя во бору»

4.

Разновидности ходьбы и бега. Игра «Сделай фигуру»

5.

Ходьба с препятствиями. Игры «Вершки и корешки», «Затейники»

6.

Пальчиковая гимнастика. Игра «Узнай по голосу»

II.

Играем с Физкультошей

7.

Строевые команды. Игровые упражнения «Быстро встать в колонну»

8.

Построения в колонну, шеренгу, круг. Игровые упражнения «Два и три», «Построй круг»

9.

Размыкание, повороты переступанием, прыжком. Подвижная игра «К своим флажкам»

10.

Разновидности бега. Комплекс гимнастики. «Игра мышеловка»

11.

Бег в чередовании с ходьбой, парами, тройками. Подвижная игра «Успей выбежать»

12.

Комплекс гимнастики под музыку. Подвижные игры «Кто дальше», «Морской бой»

III.

Закаляемся с Физкультошей

13.

Комплекс утренней гимнастики. Танцевальные упражнения.

14.

Ходьба по гимнастической скамейке. Игровые упражнения «Разойдись – не упади», «Канатоходец»

15.

Упражнения на дыхание. Игры «Донеси мешочек», «Переправа»

16.

Упражнения на координацию движений. Подвижные игры «Хитрая лиса», «Ловкие ребята», «К своим флажкам»

IV.

Соревнуемся с Физкультошей

17.

Лазание по гимнастической скамейке. Игровые упражнения «С мячом под дугой», «Переползи не урони»

18.

Лазание по гимнастической стенке, через горку матов. Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ловля обезьян»

19.

Разновидности прыжков. Подвижные игры «С кочки на кочку», «Волк во рву»

20.

Имитация прыжков птиц, животных. Подвижные игры «Лягушки в болоте», «Удочка»

Предметными результатами изучения модуля  является формирование следующих умений:

·         ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

·         выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

 

·         прыгать; мягко приземляться, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

·         знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе;

·         самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью педагога игры на заданные сюжеты.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ПРЕДПОСЫЛКИ) ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате занятий по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Школа будущего первоклассника» у ребят сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) является формирование следующих умений:

-          определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

-          в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

-          при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

-          понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

-          выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

-          понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-          высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам

-          объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

-          учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

-          учиться работать по предложенному учителем плану;

-          учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

-          учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

-          учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-          учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

-          учиться оценивать результаты своей работы

Познавательные УУД:

-          учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

-          учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-          учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

-          сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

-          классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

-          учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;

-          учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

-          называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

-          слушать и понимать речь других;

-          учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

-          учиться оформлять свои мысли в устной форме;

-          строить понятные для партнера высказывания;

-          уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

-          совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

-          сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

-          учиться выполнять различные роли при совместной работе.