СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир lego»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа «Мир lego»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрена на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 09 сентября 2021 года

Согласована на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №4

от 09 сентября 2021 года

Утверждена

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

№45-о

09 сентября 2021 года


Рассмотрена на заседании

педагогического совета

МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

протокол №_

от __сентября 2021 г.

Согласована на заседании

совета учреждения

МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

протокол №_

от __ сентября 2021 г.

Утверждена

приказом директора

МБДОУ Детский сад № 14 «Улыбка»

протокол №__

от __ сентября 2021 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МИР LEGO»




Вид программы

модифицированная

Направленность

техническая

Объединение

лего

Форма обучения

очная

Срок реализации

36 часов

Возраст обучающихся

4–6 лет




Андреева Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ






г. Салехард, 2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная общеразвивающая программа «Мир Lego» технической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно – коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДО ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация программы «Мир Lego» позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.


Программа предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги «Мир Лего», является модифицированной.


В основе модифицированной программы следующие источники:

1. «LEGO–конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству» И.А. Русских.

2. Авторская программа «Лего–конструирование в детском саду» Е.В. Фешиной.


Направленность дополнительной образовательной программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) – расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники;


Цель программы: развитие конструкторских способностей детей.


Задачи:

  • учить называть детали лего–конструктора «Дупло» (кирпичик большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);

  • простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму,

  • величину, цвет деталей);

  • выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин);

  • сравнивать предметы по длине и ширине;

  • обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета

  • длинная (широкая));

  • конструировать по образцу и условиям;

  • различать по цвету и форме;

  • развивать зрительно–моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

  • познакомить с новыми деталями лего–конструктора «Дупло» (основа машины, полукруг, овал);

  • учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

  • оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

  • развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;

  • формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.


Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают

элементарное представление в научно–технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. LEGO – конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.


Актуальность программы:

  • востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

  • LEGO – позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры

  • LEGO–технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.


Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.


Принципы построения программы:

Доступность–предусматривает осуществление конструктивно–игровой

деятельности с LEGO с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Наглядность – обучение и воспитание предполагает, как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов,

Последовательность – заключается в постепенном повышении требований в процессе конструктивной деятельности.

Систематичность – обучения и воспитания – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы: реализация программы осуществляется с использованием методических пособий, специально разработанных фирмой «LEGO» для преподавания технического конструирования на основе своих конструкторов. Настоящая дополнительная образовательная услуга предполагает использование образовательных конструкторов «LEGO–DUPLO», как инструмента для обучения дошкольников (4 – 5 лет) конструированию.


Организационные условия реализации программы

Возраст обучающихся: 4-6 лет.

Наполняемость группы –15 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу (36 часов в год).

Продолжительность учебного часа - 20 минут.

Форма обучения: очная

Уровень освоения программы: базовый

Язык обучения: русский

Место проведения занятий – МБДОУ № 14 «Улыбка».

Обучение по программе осуществляется за счёт средств муниципалитета.


Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.

Условия набора в объединение:

Набор свободный, при наличии заявления от родителей.

Программа включает 1 образовательный модуль.

Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:

Конструирование по образцукогда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по условиям образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслупредполагает, что ребенок сам, без каких

– либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Дополнительные:

Конструирование по модели в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети должны воспроизвести модель из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, детям дают задачу, но не дают способа её решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством для активизации их мышления. Конструирование по модели разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по темедетям предлагается общая тематика конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.


Ожидаемые результаты и способы их проверки: ожидаемыми результатами к концу учебного года является то, что дети должны знать:

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструктора «LEGO–DYPLO»;

  • виды соединений в конструкторе;

  • основные приемы конструирования;

дети должны уметь:

  • использовать готовые инструкции – схемы и поэтапно собирать модель

  • различать и называть детали конструктора,

  • выполнять постройку:

  • по образцу, по замыслу;

  • находить конструктивные решения,

  • использовать готовые постройки в игре,

  • удерживать деталь щепотью, скреплять и разъединять детали конструктора;

  • сосредоточиться;

  • принимать участие в коллективной постройке, доводить задуманное до конца.


Результативность выполнения данной программы определяется с помощью устного опроса и наблюдения за ребенком. Все результаты заносятся в мониторинговую карту по «Мир Lego» и оцениваются по трёхбалльному уровню– «низкий», «средний», «высокий» (см. приложение).


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Выставка моделей LEGO–DUPLO

  • Открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей.

  • Дистанционные конкурсы и олимпиады



КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

месяц

тема

цели

октябрь

1 неделя:

Творческое конструирование (по замыслу)

Башенки

2 неделя:

Ворота для большой и маленькой машины Гараж для большой и маленькой машины

3 неделя:

Творческое конструирование по замыслу

Строим дом, в котором мы живем

4 неделя:

Детский сад

Коллективная работа «Город, в котором мы живем»


Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы соединения деталей.

Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.

ноябрь

1 неделя:

Мебель для комнаты

Мебель для кухни

2 неделя:

Мебель для спальни

Мебель для прихожей

3 неделя:

Мебель для ванной

Конструирование по замыслу

4 неделя:

Детская площадка

Конструирование по замыслу

Закреплять умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

декабрь

1 неделя:

Горка для ребят

Качели

2 неделя:

Теннисный стол

Турник для занятий физкультурой

3 неделя:

Сани Деда Мороза

Снежинка

4 неделя:

Новогодние игрушки

Подарок другу

Видеть образ и соотносить его с деталями конструктора. Научить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности

январь

1неделя:

Робот

Корабли

2 неделя:

Поезд

Разные профессии

3 неделя:

Самолет

Кафе

4 неделя:

Лабиринт

Конструирование по замыслу

Познакомить с игрушкой робот.

Учить строить из ЛЕГО–конструктора.

Дать обобщенное представление о кораблях.

Учить способам конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда.

Развивать фантазию, воображение.

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель).

Рассказать о профессии летчика.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.

Познакомить с плоскостным конструированием.

Закреплять полученные навыки.

февраль

1 неделя:

Дом фермера

Дом лесника

2 неделя:

Дом моей мечты (творческое конструирование)

Конструирование по замыслу

3 неделя:

Дом Деда Мороза

«Избушка Бабы Яги»

4 неделя:

«Замок принцессы»

« Замок ведьмы»

Закрепить приемы построек сверху вниз. умение выделять, называть и классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов.

март

1 неделя:

Светофор

Узкие, широкие дороги

2 неделя:

Автобус

Легковой автомобиль

3 неделя:

Стоянка для машин

Автозаправочная станция

4 неделя:

Скорая помощь

Придорожное кафе


Закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику руки.

апрель

1 неделя:

Самолет

Ракета

2 неделя:

Летательный аппарат

Мы в космосе (творческое конструирование)

3 неделя:

Дети

Мельница

4 неделя:

Русская печь

Конструирование по замыслу.

Учить детей идентифицировать детали LEGO, по образцу соединять их в конструктивную модель самолета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Воспитывать интерес к конструированию 3D–конструкций и участию в совместном проекте «Космос».

Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГО–конструктора «Дупло».

Учить строить мельницу.

Развивать воображение, фантазию.

Рассказать о русской печке.

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора.

Закреплять полученные навыки.

май

1 неделя:

Животные в зоопарке

Вольер для обезьян

2 неделя:

Аквариум для рыб

Слон

3 неделя:

Петух

Собака

4 неделя:

Кошка

Будка для собаки

Закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения.

Продолжать развивать наглядно –действенное и наглядно –образное мышление, воображение, внимание, память.



В результате освоения программы ребенок может:

знать

  • строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки)

  • конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина)

уметь

  • выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части

  • устанавливать ассоциативные связи

  • анализировать образец постройки

  • самостоятельно изменять постройки

  • соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции

иметь представление

  • о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада.

  • о простейших архитектурных формах



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.


Форма занятий: занятия построены в форме разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвинуться вперед в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.


Приемы и методы организации учебно–воспитательного процесса


Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно–рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.Совместная деятельность педагога и ребенка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности

(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словестный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных

вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично–поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога


В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора LEGO–DUPLO, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика, физкультминутка с учетом темы совместной деятельности.


Техническое оснащение занятий и дидактический материал.

Компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала.

Шкаф 1 шт. с контейнерами LEGO–DUPLO, стол 6 шт., стул 12 шт., набор фигурок для обыгрывания построек Duplo – 5 шт., наборы LEGO–DUPLO: детская площадка, профессии, жилой дом, мебель в доме, космос, зоопарк, ферма, пожарная часть, базовый набор 6шт., большая основа для строительства 6 шт. Иллюстрации: башенка, пирамидка, лес и деревья(дуб, ель, сосна, осина, ива), дом, город, мебель, печка, утка с утятами, рыбки, мостик, грузовой автомобиль, прицеп, мельница, пожарная машина, корабль, детская площадка, горка, люди различных профессий, космонавт, ракета, луноход, зоопарк, лев, крокодил. Аудиозаписи: звуки леса, звуки моря, песня крокодила Гены из м/ф «Крокодил Гена и Чебурашка». Стихи: И. Токмакова О деревьях. Игрушки: медведь, лиса, заяц, кукла. Макет: зоопарк. Инструкции и схемы по сборке.


Форма подведения итогов по каждой теме: контроль усвоения материала осуществляется по результатам создания детьми моделей, анализирования и обыгрывания готовой постройки.



Картотека дидактических игр:


«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закрепить цвет, форму деталей (квадрат, прямоугольник). Оборудование: кирпичики красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см). в коробке лежат кирпичики lego – конструктора, педагог достает кирпичик и просит назвать его цвет и форму и найти ему такой же.

«Собери кирпичики Lego»

Оборудование: кирпичики 4х цветов.

Дети играют по четверо. Педагог раскидывает на ковре кирпичики Lego ставит коробочки, распределяет в какую коробочку какого цвета нужно положить. Дети выбирают цвет, который будут собирать по команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет.

«Найди постройку»

Цель: развивать внимание, наблюдательность; учить соотносить изображение на карточке с постройками.

Оборудование: карточки, постройки, коробочка.

Дети поочереди достают карточку из коробки или мешочка, внимательно смотрят на нее, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

«Кто быстрее»

Цель: развивать внимание, быстроту координацию движений.

Оборудование: 4 коробочки, детали Lego – конструктора (2х2, 2х4 см), по 2 на каждого игрока.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков и своя деталь. Например, кирпичики 2х2 см красного цвета, 2х4 – синего. Игроки переносят по одному кирпичики о с одного стола на другой. Чья команда быстрее, тот и победил.

«Чья команда быстрее построит?»

Цели:

·учить строить в команде, помогать друг другу;

·развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук;

Оборудование: набор–лего конструктора «Дупло», образец.

Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

«Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Оборудование: наборы деталей конструктора, мешочек.

Ход: педагог держит мешочек с деталями лего–конструктора. Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

«Разложи детали по местам»

Цель: закреплять названия деталей лего–конструктора.

Оборудование: коробочки, детали лего–конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).

Ход: детям даются коробочки и конструктор. На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

«Светофор»

Цель:

·закреплять значения сигналов светофора;

·развивать внимание, память;

Оборудование: кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.

1–й вариант:

Педагог– «светофор», остальные дети– «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый–приготавливаются, зеленый–едут.

2–й вариант:

Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

3–й вариант:

На красный свет дети приседают, на желтый–поднимают руки вверх, на зеленый–прыгают на месте.

«Найди такую же деталь, как на карточке»

Цель: закреплять названия деталей лего–конструктора «Дупло».

Оборудование: карточки, детали лего–конструктора «Дупло», плата.

Ход: дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего–конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр–развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

«Назови и построй»

Цели:

·закреплять названия деталей лего–конструктора «Дакта»;

·учить работать в коллективе;

Оборудование: набор лего–конструктора «Дакта».

Ход: Педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора. Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей название и рассказать о ней.

«Лего–подарки»

Цель: развивать интерес к игре и внимание.

Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая–крестик (пропускаем ход)), лего–подарки.

Ход: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

«Не бери последний кубик»

Цель: развивать внимание, мышление.

Оборудование: плата с башней.

Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

«Запомни расположение»

Цель: развивать внимание, память.

Оборудование: набор лего–конструктора «Дакта», платы у всех игроков.

Ход: педагог строит какую–нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Построй, не открывая глаз»

Цели:

·учить строить с закрытыми глазами;

·развивать мелкую моторику рук, выдержку;

Оборудование: плата, наборы конструктора.

Ход: перед детьми лежат плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что–нибудь построить. У кого интересней получится постройка, того поощряют.

«Рыба, зверь, птица»

Цель: развивать память, внимание.

Оборудование: кирпичик лего.

Ход: педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: «рыба». Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: «птица» или «зверь». Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Конструирование из строительного материала в старшей и подготовительной группе воспитатели стараются реже давать образец постройки или поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки. Дети чаще придумывают свой вариант постройки, поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения.

Задание «Что изменилось?»

Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую–либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

Задание «Меняясь местами»

Играют двое детей. Ребят сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

Задание «Роботы»

На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей. Детям предлагают ответить на вопросы:

·Сколько роботов изображено?

·Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей.

·Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других.

·Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?

Задание «Схема по постройке товарища»

Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.

Задание «Схема по условию»

Предлагать детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся справа» и т.п.). Побуждайте детей самостоятельно придумывать и рисовать схемы построек.

Задание «Построй и создай схему»

Предложить детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Задание «Сделай план и построй»

Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.

Игра "Строительные детали"

Воспитатель разыгрывает с детьми сценку: раздает детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу стихотворения:

Как–то Кубик в лес пошел,

Там Кирпичика нашел.

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали,

А навстречу –скок–поскок

–Подбежал к друзьям Брусок.

И спросил Брусок детали:

"Вы Цилиндра не видали?".

Повернулся Куб бочком:

"Я с Цилиндром не знаком",

А Кирпичик удивился:

"Нам навстречу он катился?

Ну, теперь пора идти,

Надо Призму нам найти.

Видел я ее –без дела

Она с Конусом сидела

У друзей пластин в гостях

С фотографией в руках".

Игра «Расставь детали по контуру»

Каждый ребенок расставляет детали на листе, создавая форму самолета, обводит фломастером контур получившейся модели, снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его самолет, в свою очередь берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Игра «Дострой конструкцию»

Ребенок начинает собирать модель из строительного материала, затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т.д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Игра «Построй здание»

Предложить детям придумать и нарисовать на листах бумаги в клетку любое здание, например, для планеты Марс, которое можно построить из строительного материала. Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.).

Проанализировать с детьми готовые схемы и предложить сконструировать по ним постройки. По окончании строительства проанализировать постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений, гармоничности.

Игра «Найди одинаковые конструкции»

Педагог собирает из строительного материала 5–7 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам), дает детям задание: «Найдите одинаковые конструкции».

Игра «Что получилось?»

Каждый ребенок сооружает любую модель из строительного материала. Затем дети угадывают, у кого что получилось.

Игра «Сконструируй летательный аппарат»

Дети рисуют схематические изображения различных летательных аппаратов, конструируют летательный аппарат из строительного материала (анализ построек, демонстрация в действии).

Игра «Закончи конструкцию»

Предложить детям разбиться на пары. Каждый ребенок собирает из строительного материала какую–либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию.

Игра «Что изменилось у робота?»

Педагог предлагает детям рассмотреть сконструированного им робота в течение 1–й минуты. Затем дети закрывают глаза, а педагог вносит в конструкцию некоторые изменения. Дети должны сказать, что изменилось.



Список литературы для педагогов


1. «От рождения до школы» Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозайка синтез, 2014.

2. Письмо «Министерство образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 №06–1844». «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе».

3. СанПиН 2.4.1. 1249–03 к «Требованиям к организации режима дня и учебных занятий».

4.Русских И.А. «LEGO–конструирование в ДОУ – шаг к техническому творчеству»

5. Фешиной Е.В. «Лего–конструирование в детском саду». – Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2012г.


Интернет –ресурсы:


1.http://ulybkasad.ucoz.ru/programma/programma_lego_ulybka.pdf



Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей


1. А.Бедфорд – Большая книга LEGO, 2020.


























Приложение.


Мониторинговая карта по лего–конструированию в средней/старшей группе в_____ уч. г.


Руководитель кружка__________________________/________________/


Фамилия

Имя ребенка

Называет цвет

деталей

Называет детали

Скрепляет детали

конструктора

«Дупло»

Строит

элементарные

постройки по

творческому

замыслу

Строит по образцу

Точность скрепления и скорость выполнения

Итого

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.


















































































































Н.г.– начало года

К.г.– конец года

Высокий–

Средний–

Низкий–