20
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 03 июня 2021 года | Согласована на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №4 от 03 июня 2021 года | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Вид программы | модифицированная |
Направленность | социально–педагогическая |
Объединение | «юный волонтер» |
Форма обучения | очная |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 14–17 лет |
Бойков Василий Константинович,
педагог дополнительного образования
г. Салехард, 2021 г.
Введение
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы организации волонтерской деятельности» социально-педагогической направленности разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный «Об образовании в Российской Федерации» закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Устав МАУ ДО ДЮЦ от 16.06.2015 г.
Программа является модифицированной, разработана на основе программ: Дополнительная образовательная программа «Волонтеры»[Электронный ресурс] /авт. – сост. Березина А.Н./, 2018. – Режим доступа: http://nsportal.ru, Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» [Электронный ресурс]/ авт. – сост. Костылева Т. П./– Электрон. дан. – с. Шатрово, 2016. – Режим доступа: http://lib.convdocs.org
Программа дополнительного образования «Основы волонтерской деятельности» имеет социально–педагогическую направленность.
Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально–значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно–значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально–значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.
Программа «Основы организации волонтерской деятельности» предполагает включение детей в социально–значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Актуальность программы. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно–воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально–экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы. Волонтеры (от англ. volunteer – доброволец) – это люди, делающие что–либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким–либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный – равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и в то же время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.
Новизна программы. Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно–нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально–психологического состояния молодежи, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно–полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
Предметные:
обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
обучение основам работы с различными видами информации;
знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
обучение методике социального проектирования;
расширение навыков работы с информацией;
специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).
Метапредметные:
формирование первичных организаторских умений и навыков;
развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде.
развитие уверенности в себе;
дальнейшее формирование организаторских умений и навыков, развитие лидерских качеств;
расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий
развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.
Личностные:
воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране; воспитание активной гражданской позиции;
воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
создавать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
развивать активную деятельность;
формировать общественную активность, реализацию в социуме.
Отличительная особенность программы заключается в развитие молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции.
Организационные условия реализации программы
Возраст обучающихся: 14-17 лет.
Наполняемость группы –15 человек.
Общее количество часов: 108.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 учебных часа.
Продолжительность учебного часа - 40 минут.
Форма обучения: очная.
Уровень освоения программы: базовый.
Язык обучения: русский.
Место проведения занятий – МАУ ДО ДЮЦ.
Технологии обучения: игровые технологии, системно-деятельностный подход¸ личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии.
Условия набора в объединение:
Набор свободный, при наличии заявления от родителей.
Программа включает 1 образовательный модуль.
Планируемые знания, умения, навыки по всей программе за период обучения
К концу обучения учащиеся должны знать:
основные добровольческие организации России;
понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
правила составления информационного буклета;
методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;
правила выхода из конфликтной ситуации;
влияние психоактивных веществ на организм человека;
способы отказа от употребления психоактивных веществ.
Учащиеся должны уметь:
владеть навыками планирования и самоанализа;
уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;
устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.
Формы и режимы занятий
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.
Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Оптимальная наполняемость группы – не мене 15 человек.
Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер–класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция.
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно–познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
1.Познавательное занятие. | Передача информации | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание, информационная акция, лекция. |
2. Практическое занятие по отработке определенного умения | Обучение. Вырабатывать умение применять теорию на практике | Встреча, «трудовой десант», тренинг, конференция, мастер– класс, трудовая акция, уличная акция. |
3 .Самостоятельная деятельность | Поиск решения проблемы самостоятельно | Встреча, «трудовой десант», тренинг, конференция, мастер– класс, трудовая акция. |
4.Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом | Свободные дискуссии, мастер–класс, творческая мастерская, конференция, |
5. Игровая форма | Создание ситуаций занимательности | Игра |
6. Конкурсы | Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности. | Игра |
7. Занятие – соревнование | Закрепление умений, знаний, навыков | Игра |
8. Занятие – деловая (ролевая) игра | Усиление мотивации учения. Формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность | Игра |
9. Экскурсии | Массовая информация и наглядная информация | Экскурсия, встреча. |
10. Занятие лекция | Формирование мотивации, установка на активное восприятие | Беседа, рассказ, доклад, прослушивание, информационная акция., лекция. |
11.Модульное занятие | Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция. | Самостоятельная деятельность |
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – один из важнейших принципов работы.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговое занятие, беседа, контрольное задание, наблюдение, презентация.
Учебно–тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Теория | Практика | Общее кол–во часов |
Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения |
1 | Социальная работа и социальное служение. История добровольчества. Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 |
2 | Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи | 2 | 1 | 1 |
3 | Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества | 2 | | 2 |
4 | Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | 2 | | 2 |
Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера |
5 | Игры–адаптации. Игры с эстрады | 4 | 1 | 3 |
6 | Игровая программа | 4 | | 4 |
7 | Организация игровых переменок, детских праздников | 4 | 1 | 3 |
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ |
8 | Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | 4 | 1 | 3 |
9 | Влияние курения на организм человека | 3 | 1 | 2 |
10 | Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом ЦРБ | 3 | 1 | 2 |
11 | Алкоголь и закон. Встреча с инспектором КДН | 3 | | 3 |
12 | Умение отказываться. Встреча со школьным психологом | 3 | | 3 |
13 | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей | 4 | | 4 |
14 | Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 4 | 1 | 3 |
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеро |
15 | Информационный буклет. Принципы создания. | 4 | 1 | 3 |
16 | Листовка | 4 | 1 | 3 |
Раздел 5. Основы проведения социальных дел |
17 | Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций День народного единства – 4 День матери – 6 Письмо солдату – 6 акция «Ветеран живет рядом» – 8 акции по пропаганде ЗОЖ – 5 благотворительные акции – 4 | 16 | 4 | 12 |
18 | Организация социальных дел гражданско– патриотической направленности | 8 | 2 | 4 |
Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров |
19 | Особенности работы с младшими школьниками | 6 | 1 | 5 |
20 | Психологические особенности людей пожилого возраста | 4 | 1 | 3 |
21 | Тренинг личностного роста | 4 | 1 | 3 |
22 | Тренинг коммуникативных навыков | 4 | | 4 |
23 | Тренинг толерантности | 4 | | 4 |
Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров |
24 | Помощь ветеранам и пожилым людям | 8 | 2 | 6 |
25 | Помощь детям–сиротам | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 108 | 21 | 87 |
Содержание программы
Глава 1.Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения.
Занятие. Первичный инструктаж по ТБ. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.
Занятие. Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.
Занятие. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого–педагогическое, социально–бытовое, социокультурное, трудовое, социально–правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.
Занятие. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.
Занятие. Игры – адаптации. Понятие игры–адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр–адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры–кричалки.
Занятие. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры.
Занятие. Коллективное творческое дело. Методика КТД И.П. Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников.
Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ.
Занятие. Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.
Занятие. Влияние курения на организм человека. Вид занятия – теоретическое.
Занятие. Влияние алкоголя на организм человека. Встреча с наркологом СОКБ.
Занятие. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие. Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.
Занятие. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча со школьным психологом.
Занятие. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей.
Занятие. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение классных часов по профилактике.
Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров
Занятие. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Занятие. Листовка.
Раздел 5. Основы проведения социальных дел
Занятие. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций:
Занятие. Организация социальных дел гражданско–патриотической направленности.
Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров
Занятие. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
Занятие. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся».
Занятие. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
Занятие. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Вид занятия – практическое.
Занятие. Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Вид занятия – практическое.
Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров.
Занятие. Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Организация встреч и проведение праздников в Доме ветеранов. Вид занятия – практическое.
Занятие. Помощь детям–сиротам. Основные проблемы детей– сирот. Принципы взаимодействия с ними. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер–классов.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно–воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно%
необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
воспитывающего характера труда;
научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);
систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
сознательности и активности;
наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных, практических задач;
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно–иллюстративный;
репродуктивный;
проблемный;
частично–поисковый или эвристический;
исследовательский.
Педагогические приёмы:
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа–информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем выполнения соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение: Материально–технические:
ноутбук;
видеопроектор;
демонстрационный экран.
Дидактические:
кодекс и памятка волонтера.
социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья;
фильмы «Бабуся», «Форпост», «Дневник Насти»;
презентации «Добровольческие организации России», «Толерантность»
учебное видео–пособие о ВИЧ;
личная книжка волонтера.
Электронные ресурсы
Всеобщая декларация волонтеров Париж, 14 сентября 1990 года (Декларация была принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Волонтеров). - URL: http://www.wildfield.ru/club/c04b102.htm
На сайте Российской волонтерской ассоциации World4U — о Международном волонтерском движении, список международных волонтерских объединений - URL: http://www.world4u.ru/volonter.html
Интернет-библиотека Questia с большим разделом материалов по волонтерству - URL: http://www.questia.com/Index.jsp?CRID=voluntarism&OFFID=se1
На сайте Архангельской региональной молодежной общественной организации «Дом 28» можно ознакомиться с текстами очень полезных и интересных книг: Кристиане Бидерман «Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании»; Юнайтед Уэй Интернэшнл «Добровольцы: Как их найти. Как их удержать». - URL: http://friends.pomorsu.ru/~dom28/clib.shtm
ПРОЕКТ Федерального закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве». - URL: http://www.sbornet.ru/9/9_2/gd.htm
Сайт «Добровольцы России» - URL: http://www.volunteer.ru/
Виртуальный ресурсный центр для волонтеров «Сайт народного волонтера» - URL: http://www.besplatno1.narod.ru/
Текст и перевод Всеобщей Декларации Добровольчества, теория и практика волонтерства, юридическая, психологическая и ресурсная поддержка, тренинги, конкурсы, новости, социально-экономический календарь и пр. Основные понятия волонтерства из пособия «Добровольцы — ценный источник», М. Олчман, П. Джордан, Университет Джона Хопкинса, 1997 г. - URL: http://besplatno1.narod.ru/FAQ.htm
Трудности и особенности создания волонтерского движения в России. Статья по данной теме на сайте Центра содействия реформе уголовного правосудия. - URL: www.prison.org/lib/howhelp/doc001.htm
Сайт «А ты — записался добровольцем?», созданный в Узбекистане. Помещена Декларация добровольчества, основные понятия, клуб волонтеров, биржа труда волонтеров и многое другое. Интересна также Программа подготовки специалистов управления добровольческими ресурсами - URL: http://volunteers.freenet.uz
Сайт «Лига волонтеров», Кыргызстан. Проекты, история волонтерского движения в регионе - URL: http://volunteer.kyrnet.kg
Декларация о поддержке волонтерского движения (принята на Международной конференции «Роль волонтерского движения в социальном развитии», организованной по инициативе Центра волонтерских инициатив при поддержке Программы «Восток - Восток» Фонда «Сорос Кыргызстан». Бишкек, 26 февраля 2001 г.), новости, Общественно-информационный бюллетень сети волонтерских центров Кыргызской республики- URL: http://volunteer.kyrnet.kg/DecIYV.shtml
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2013.
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. – Тверь, 2016..
Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико–ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно–методическое пособие. – СПб. – Тверь, 2014.
Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2016.
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2014.
Беспалова г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие. – М., 2015.
Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества. – Киров, 2012.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2015.
Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников. – 2018. – № 3.
Волохов А.В., Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. – М., 2011.
Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников. – 2008. – № 3
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно–ценностное общение. – М., 2011.
Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5–9 классов. – Ростов н/ Д ., 2017.
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.– М., 2014.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. – М, 2008
Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников. – 2008. – № 7
Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально–психологических тренингов.– М.,2016.
Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 – № 7.
Для обучающихся:
Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании.
Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.– М., 2004.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. – М, 2016.
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. – М., 2013.
Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2016.