СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа " Юные экологи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная развивающая программа по экологии 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа " Юные экологи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Большая Чечуйка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»




Педагогический совет

протокол № ____ от ____2021г.



Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»____________

приказ от _______ г. №_______






Дополнительная общеразвивающая программа


«Юные экологи»






Направленность: экологическая

Срок реализации программы: часов

Возраст детей: 7- 10 лет









С.Б.Чечуйка, 2021






Структура ДООП


1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы


1.1.

Пояснительная записка……………….....................................

3 стр.

1.2.

Цельизадачипрограммы…….………….……………….......

4стр.

1.3.

Планируемыерезультаты………………..……………….......

4стр.

1.4.

Содержаниепрограммы………………….……………….......

5стр.

1.5.

Формы аттестации и их периодичность..……………….......

6стр.

2.

Комплексорганизационно-педагогическихусловий


2.1.

Методическоеобеспечение……………….……………….......

7стр.

2.2.

Условияреализации……………………………………….......

7стр.

2.3.

Календарныйучебныйграфик………….……………….......

7стр.

2.4.

Оценочныематериалы…………………...……………….......

7стр.

2.5.

Списоклитературы……………………….……………….......

8стр.

Раздел1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


    1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юные любители природы » экологической направленности разработана в соответствии:

-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г.№273 «Обобразовании в Российской Федерации»;

-«Порядка организации осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам» (утв.приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196,сизменениями от30.09.2020 года);

-«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (утв.письмом Министерства образованияи науки РФот18.11.15№ 09-3242);

-Устава МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»;

-«Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ с.Б.Чечуйка»;

  • «Правил персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области» (утв. приказом Министерства образования Саратовской области от21.05.2019г.№1077, с изменениями от 14.02.2020 года, от12.08.2020 года );

  • "Санитарных правил 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 ).


.

Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое воспитание обучающихся становится одной из важнейших задач общества и образования, поэтому, предлагаемый материал о животном и растительном мире, экологических проблемах Саратовской области восполняет пробелы в изучении природы родного края в школе, что способствует регионализации образования, позволяет расширить кругозор, развить наблюдательность и любознательность, привить любовь к родному краю.

Программа развивает личностные качества: готовность к самостоятельной деятельности по защите природы, ответственность за свои поступки.

Программа педагогически целесообразна. Обучение по данной программе: ориентировано не только на теоретические знания и интеллектуальное развитие ребенка, но и практические способы мышления. Каждый ребенок принимает участие в постановке конкретных целей, принятии решений, практической реализации этих целей, формирует систему собственных универсальных учебных действий. Это способствует созданию атмосферы творческого созидания, активизирует познавательную мотивацию, способствует решению образовательных задач, формированию стремления ребят к самовыражению.

В реализации программы важно, какую позицию занимает педагог. Помогает эмоционально доброжелательная творческая атмосфера в объединении, создаваемая под руководством педагога, приверженца гуманистического принципа – «Не навреди!».

Новизна программы состоит в том, что в ней существенно расширена практическая часть программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к окружающему миру, к постановкам экспериментов и решению простейших экологических задач.

Срок реализации программы: 1 месяц(9 ч.).

Режим занятий: 3 часа в неделю

Форма обучения: очная

Принцип набора учащихся в объединение: свободный, наличие сертификата дополнительного образования.

Состав групп: переменный.

Форма организации деятельности: групповая.

Количество детей в группе: 8


Цель программы:


Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • научить видеть и понимать красоту живой природы;

  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;

  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

  • познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Воспитательные задачи:

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Развивающие задачи:

  • развивать потребности общения с природой;

  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.



Отличительные особенности программы:


Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:


Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.


Обучение основывается на принципах экологического образования:


  • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;

  • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

  • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;

  • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;

  • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:


Возраст детей и их психологические особенности:


Младшая возрастная группа (7-9 лет):

В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.


Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка – индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.


Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременномальчики и девочки.


Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.


Прогнозируемые результаты и способы их проверки:


Обучающиеся должны знать:

  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

  • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;

  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;

  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

  • технологию изготовления поделок из природного материала.

  • правила ТБ в кружке.


Обучающиеся должны уметь:

  • общаться с природой;

  • видеть и понимать красоту живой природы;

  • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

  • проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;

  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

  • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

  • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;

  • оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;


Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  • любовь к людям и природе;

  • ответственное отношение к окружающей среде;

  • доброжелательность к живым существам;

  • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:


Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

  • текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;

  • рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;

  • итоговый - проводится после завершения всей учебной программы.


Результативность:

Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.

Учебные результаты:

Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:

  1. Усвоение теоретической части программы;

  2. Наработка практических навыков и умений;

  3. Эколого-просветительская деятельность;

  4. Исследовательская работа.

Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  • приобретение практических навыков поведения в природе;

  • активная жизненная позиция детей;

  • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

  • разумное отношение к своему здоровью;

  • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

  • способность кадекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;

  • направленность личности в профессиональном выборе;

  • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

  • выбор личных, жизненных приоритетов.

Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теор-ких

Прак-ких

I.

Введение в образовательную программу

1

1

-

1.1.

Вводное занятие

1

1

-

II.

Планета Земля во Вселенной

2



2.1

Солнце – источник тепла и света.

1

1


2.2

Мир живых организмов на планете

1

1


III.

Зоологический мир

3

1

-

3.1.

Птицы

1

1


3.2.

Удивительные животные

1

1


3.3.

Обитатели различных водоемов

1

1


IV.

Цветочный калейдоскоп

3

2

1

4.1.

Природа родного края

1

0.5

0,5

4.2.

Мир цветов

1

0,5

0,5

4.3.

Комнатные растения

1

0,5

0,5


Итого часов:

9






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



  1. Введение в образовательную программу

Знакомство с понятием экология, что это?. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

II.Планета Земля во Вселенной

«Живая» планета

Вода, земля, воздух - богатства нашей «зеленой» планеты. «Золотые цепи» природы.

Игры и практические занятия

Игра «Солнце. Земля. Вода. «Рисование на тему «Наша «зеленая» планета».

Солнце –источник тепла и света.

От энергии Солнца к энергии жизнедеятельности.

Игры и практические занятия

Мастерская: аппликация «Мое Солнышко»(материал и техника по выбору). Опыт ощущений «Теплое дерево» (сравнение ощущений различных предметов живой и неживой природы).

Мир живых организмов на планете

Признаки живого. Уникальность жизни. Разнообразие живых существ на Земле.

Игры и практические занятия

Игра «Живое - неживое». Мастерская: коллективная работа над проектом «Мир живых существ» (с использованием природного материала, бумаги, пластилина).

III.Зоологический мир

Птицы

Птицы нашего леса. Декоративные птицы, правила ухода.

Игры и практические занятия

Экскурсия в парк: наблюдение за птицами. Мастерская: аппликация «Снегирь».

Акция «Накормите птиц зимой».

Удивительные животные

Животные нашей планеты. Домашние животные и уход за ними.

Игры и практические занятия

Практическая работа «Чей это след?» Игра « Поле чудес «Угадай животное». Просмотр видеофильма о животных. Мастерская: аппликация методом торцевания из гофрированной бумаги.

Обитатели различных водоемов

Особенности водной среды обитания. Обитатели океанов, морей, рек.

Игры и практические занятия

Мастерская: объемная аппликация «Рыбки в пруду». Мастерская: коллективная работа «Подводный мир» (в технике оригами).


IV.Цветочный калейдоскоп

Природа родного края.

Растения Среднего Урала.

Игры и практические занятия

Просмотр видеофильма о природе родного края. Экскурсия на природу, наблюдения. Викторина «Берегите природу!»

Мир цветов.

Флора Уральского региона.

Игры и практические занятия

Исследовательская работа «Цветы нашей местности» (работа с Красной книгой). Мастерская: Объемная аппликация из бумаги «Мой любимый цветок». Коллективная работа «Цветочное панно».

Комнатные растения.

Мир комнатных растений.

Игры и практические занятия

Способы размножения комнатных растений, уход.

Подведение итогов. Беседа «Чему мы научились».


Методическое обеспечение программы:


Основные способы и формы работы с детьми:


Программой используются индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.

Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к чтению и реферированию научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.

Формы работы: объяснение, планирование, консультации, организация совместных наблюдений, опыт описаний, исследование и работа с научной литературой.

Микрогрупповаяформа работы используется в работе с малыми группами из 3 – 4 человек и направлена на воспитание у воспитанников таких социально значимых качеств: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и самореализации.

Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование, совместные проекты.

Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.

Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы.

Массовая форма работы направлена на формирование целостного мировоззрения ребенка с гармонично развитыми сферами индивидуальности, позволяющая ему не только жить в гармонии с природой и социальной средой, но и активно участвовать в сохранении окружающего мира.

Формы работы: массовая познавательная и практическая, исследовательская и пропагандистская деятельность.

В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 30 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.



Основные методы организации и реализации учебно-воспитательного процесса:


Методы воздействия на становления экологической воспитанности обучающихся:


  • метод убеждения (формирование у воспитанников устойчивых убеждений, когда воздействие осуществляется на интеллектуальную сферу);

  • метод упражнений (формирование важных качеств личности как поведение в условиях природы и ответственность по отношению к ней в практической деятельности);

  • метод стимулирования (оказывает влияние на мотивационную сферу личности путем использования поощрения, наказания, соревнования).


Методический:

  • ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями;

  • наличиерабочейучебнойпрограммы.


Дидактический:

  • наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды);

  • наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);

  • литературапометодикепреподавания.




Материально-техническоеобеспечение:

  • Кабинет для занятий кружка

  • Глобус, географическаяк артаЗемли.

  • Шкаф для хранения природного материала.

  • Садовый инвентарь

  • Бросовый материал и бытовые отходы: обрезки ткани, газеты, бумага и др.

  • Предметы ручного труда: картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, вата и др.

  • Природный материал: камни, ракушки, шишки и т.п.;

  • Гербарныепапки;

  • Фотоаппарат; фотокамера;

  • Горшкицветочные;

  • Канцелярскиепринадлежности;

  • Предметы художественного творчества: краски, кисти, карандаши, бумага.

  • Комнатные растения

  • Аудио и видео- фильмы о природе.

  • КраснаякнигаСвердловскойобласти

  • Оборудование и материалы для проведения экологических акций: метлы, ведра, пакеты для мусора, рукавицы.


Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:


  1. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И.Невдахина.- Вып. З.-М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с.

  2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста: авторская программа Л.Л. Кшнясева.,/Екатеринбург 2001 год.

  3. И. Белавина, Н.Найденская. «Планета наш дом»/ Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников./Издательство «Лайда» Москва 1995 год.

  4. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическоепособие. – М.:АРКТИ, 2005.-288с.

  5. Алиева Л.В. «Школа жизни- окружающий мир». Программно- методическое обеспечение туристко- краеведческой деятельности в дополнительном образовании детей-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.-60с.

  6. Теплов Д.Л. Экологическое воспитание в дополнительном образовании.-М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.-64с.

  7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.-М.:5 зазнания, 2005.-208с.

  8. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие/Сост. Л.Д.Черемисина. –М.: АРКТИ, 2006.-88с.

  9. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План- программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009.-304с.

  10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168с.: цв. вкл.

  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. -112с.

Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе:

1.Гурков А.Н. Школьный театр. Классные шоу-программы!!!/ Серия «Здравствуй, школа!».-Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 320с.

2.Соколова С. Оригами: Игрушки из бумаги.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; СПб.: « Валери СПД», 2001. -400с.,ил.

3.Прекрасное – своими руками / Сост. С.С. Газарян ; Рисунки Б. Белова ; Цв. Фото Н. Зимина. – М.: Дет. Лит., 1989. – 157 с. , ил. – ( Библиотека для родителей ).

4.Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академияразвития», 1997. – 192 с.,ил. (Серия: «Вместеучимсямастерить»)







4