СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Мир профессий"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 5-11 лет. Освоение содержания программы происходит с применением особого инструмента - профориентационной сказки. Профисказки расширяют кругозор, отвечают на детские вопросы «как это устроено?» и «как это делается?» и самое главное – дают фундаментальную основу для системных и комплексных представлений о том, как устроен наш мир, как устроен мир труда и профессий. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Мир профессий"»

19


Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»


РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

протокол 10.01.2022 № 01

УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ ДО ЦДТ

от 02.03.2022 № 061


Дополнительная общеразвивающая программа

«Мир профессий»


Уровень освоения – ознакомительный

Направленность – социально-гуманитарная

Возраст учащихся: 5-11 лет

Срок реализации – 1 год


Автор программы:

Лушникова Е.В., педагог

дополнительного образования,

МАОУ ДО ЦДТ

































г. Усть-Илимск – 2022

Пояснительная записка


Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Мир профессий» обоснована тем, что профориентация – процесс длительный и своевременный, непрерывный и системный; должен опираться на личностное самоопределение. Поэтому профориентация начинается с учащимися с дошкольного уровня общего образования.

В каком возрасте начинается знакомство ребенка с профессиями? Примерно в 3,5 года, когда родитель или воспитатель показывает на окружающих людей и называет их профессию. Вот ребенок видит кран – это строитель, он строит дом. Зашли в магазин – это продавец, он продает нам продукты, игрушки. Это врач – он лечит болезни. Это водитель – он везет людей и грузы. Такой способ рассказа формирует мозаичное представление о мире профессий. Те профессии, которые попали в область внимания взрослого – остались у ребенка. Большая часть профессий и видов деятельности в него не попала, а значит и не появилась в картине мира ребенка. Особенно характерны «региональные» перегибы – на севере дети знают несколько видов нефтегазовых операторов, но не получают представлений об агрономе и металлурге. В южных регионах могут не знать о шахтерах. Если в семье не встречаются профессии инженера, бухгалтера, химика – для ребенка эти слова остаются неизвестными понятиями.

В дошкольном возрасте профориентация решает актуальные задачи: учащийся получает первичные представления о разнообразии и функционале профессий, у него закладываются основы трудолюбия – привычки и любви к труду как к процессу; в младшем школьном возрасте учащийся получает системное представление об устройстве трудовой деятельности (целостное представление о мире) через отраслевой подход. Таким образом, происходит познавательное, социально-коммуникативное развитие и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Содержание программы направлено на приоритетные направления социально-экономического развития региона.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что освоение содержания программы «Мир профессий» происходит с применением особого инструмента - профориентационной сказки. Профисказки расширяют кругозор, отвечают на детские вопросы «как это устроено?» и «как это делается?» и самое главное – дают фундаментальную основу для системных и комплексных представлений о том, как устроен наш мир, как устроен мир труда и профессий. Профисказки заменяют мозаичное знакомство с профессиями. Еще одна оборотная сторона знакомства учащихся с профессиями – это описание функционала, выдернутого из производственного контекста. Вот водитель, он везет груз. Куда, кому, зачем – «всё это остается за кадром». Невозможно рассказать о десяти тысячах профессий, но можно дать понятные представления о существующих отраслях.

Профисказка включает в себя методическую и игровую части. Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли. Основные типы вопросов, которые используются во время дискуссии о профисказке: вопросы на актуализацию интереса к сказке и к занятию в целом; вопросы на диагностику уровня знаний, представлений; проблемные вопросы. Профисказка включает учащихся в сюжетно-ролевую игру, которая как природосообразная деятельность имеет значимость для их развития. В игре на основе карты отраслей и видов трудовой деятельности учащиеся моделируют реальные отношения взрослых в их трудовой и общественной жизни, берут на себя их общественно-трудовые роли и проникают в смысл человеческого труда. Профисказка дополняется дискуссией, стихами и мультфильмами о профессиях и труде, т.е. происходит гармоничное сочетание вербальной и невербальной информации.

Новизна программы «Мир профессий» включает в себя две особенности. Во-первых, систематизированный программный материал по отраслям производства выдается в игровой развивающей среде. Данный подход формирует у учащихся целостную и взаимосвязанную картину мира отраслей и профессий. Учащиеся сами открывают, как одна отрасль неразрывно связана с другими: «металлургия не может существовать без горнодобывающей промышленности, а без металлургии не будет машиностроения. И всем им нужна энергетика и транспорт. А там, где работают люди, требуется … - это самостоятельный вывод, к которому приходят ребята. За каждой отраслью у учащегося будут представления о реальных профессиях с пониманием смысла их деятельности. Во-вторых, учащихся знакомят с профессиями градообразующих предприятий: АО «Группа Илим» и ПАО «Иркутскэнерго». У большинства учащихся родители (законные представители) работают на этих предприятиях. Педагог посредством семейных проектно-исследовательских и творческих заданий включает учащихся и родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Программа «Мир профессий» составлена на основе «Положения о дополнительной общеразвивающей программе МАОУ ДО ЦДТ», приказ МАОУ ДО ЦДТ от 25.12.2018 № 497 (в последующих редакциях) и методической литературы - комплекта игровой развивающей среды «Навигатум: в мире профессий» ведущего разработчика А.Ю. Смирнова, 2016 г.

Цель: знакомство учащихся дошкольного и младшего школьного возрастов с миром профессий через отраслевой подход в игровой развивающей среде.

Задачи:

1. Формировать ценностное отношение Человеку. Творчеству: познавательный интерес к окружающему миру и профессиям, нормы и ценности в трудовых отношениях, позитивные установки к различным видам труда и творчества, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

2. Расширять кругозор учащихся. Осваивать учащимся понятия, связанные с профессиональной деятельностью взрослых по отраслям.

3. Развивать у учащихся абстрактно-логическое и образное мышление, мыслительные операции, воображение.

Планируемый результат

Учащиеся будут знать: распространенные профессии по отраслям; процесс изготовления известной вещи и оказания услуги;

Учащиеся будут иметь представления о взаимосвязи отраслей и профессий.

Учащийся будут уметь: выбирать себе игру или задание, устанавливать положительные отношения с участниками по совместной деятельности;

Учащиеся имеют опыт проигрывания изученных профессий.

При освоении программы «Мир профессий» осуществляется промежуточная аттестация и аттестация по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы:

п/п

Критерии

Форма

аттестации

Год

обучения

Периодичность проведения

Механизм

отслеживания

Содержание оценки

1

Предметные знания, умения

Промежуточная

1

Третья декада декабря

Тест

(Приложение 1)

Высокий уровень (ВУ) – 8-10 правильных ответов.

Средний уровень (СУ) – 4-7 правильных ответов.

Низкий уровень (НУ) – до 3 правильных ответов

Итоговая

1

Последнее

занятие

2

Творческие способности

Итоговая

1

Последнее

занятие

Документ

об участии

Участие в мероприятиях различного уровня:

ВУ - участие в мероприятиях международного, федерального, регионального, муниципального уровней.

СУ - участие в мероприятиях регионального, муниципального уровней.

НУ - участие в мероприятиях уровня объединения


Принципы образования: сознательности и доступности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; активности и прочности; учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Направленность – социально-гуманитарная.

Образовательная область – интеграция: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Образовательный уровень - начальный.

Уровень усвоения – ознакомительный.

Ориентация содержания - социально-практическая, профориентационная.

Характер освоения – развивающий, профориентационный.

Возраст учащихся – 5-11 лет.

Срок освоения – краткосрочная, 1 г.

Объем программы – 36 ч.

Форма обучения - очная, очно-заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Режим занятий – один раз в неделю 1ч. (5-7 лет – 30 мин, 7-11 лет – 45 мин).

Количество учащихся в объединении – 15-20.

Принципы комплектования объединения: приём в объединение всех желающих детей без специального отбора с регистрацией в АИС «Навигатор дополнительного образования».

По окончании обучения учащиеся получают свидетельство о дополнительном образовании в МАОУ ДО ЦДТ.
























Содержание программы


Тема 1. Вводное занятие

Практика: игры на знакомство учащихся друг с другом, с педагогом. Знакомство с программой: персонажи и легенда страны Взросляндии. Правила охраны труда.


Раздел 1. Откуда берется каша

Тема 2. Крупа для каши

Чтение сказки «Откуда берется каша» с обсуждением. Культурные (зерновые) растения. Профессии «агроном», водитель, тракторист, комбайнер». Различия между семенами, зерном, крупой. Отличия зёрен разных культур. Дидактическая игра «Зёрна разные – каши разные».

Тема 3. Посевная и уборка урожая

Чтение сказки «Откуда берется каша» с обсуждением. Понятие «технология». Технология сельскохозяйственных работ: посевной и уборки урожая. Техника требуется для посадки семян и уборки урожая. Технология приготовления каши. Дидактические игры «Собери трактор», «Последовательность операций». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 2. Как работает транспорт

Тема 4. Транспорт

Чтение сказки «Как работает транспорт» с обсуждением. Виды транспорта: наземный, железнодорожный, водный, воздушный, космический, гужевой. Какой транспорт входит в каждый вид. Дидактические игры «Виды транспорта», «Каков груз – такова и машина», «Лесозаготовительная техника». Просмотр мультфильма «Производственный процесс в АО «Группа Илим».

Тема 5. Профессии с транспортом

Чтение сказки «Как работает транспорт» с обсуждением. Профессии тех людей, которые управляют транспортом, лесозаготовительной техникой. Дидактическая игра «Карта с транспортом». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 3. Как делают электричество

Тема 6. Электростанция

Чтение сказки «Как делают электричество». Электроприборы. Устройство электростанции. Виды электростанций. Выработка электроэнергии для собственных нужд в АО «Группа Илим». Профессии людей, которые работают на электростанциях. Отгадывание загадок.

Тема 7. ЛЭП

Чтение сказки «Как делают электричество» с обсуждением. Понятие «ЛЭП». Правила поведения около ЛЭП. Подстанция. Дидактическая игра «Карта с электростанциями». Игра с картой-пазлом «Электростанции мира». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».

Раздел 4. Как построить дом

Тема 8. Строительство дома

Чтение сказки «Как построить дом» с обсуждением. Разновидности домов и жителей. Инструменты и материалы для постройки дома. Части дома. Дидактические игры «Какой инструмент лишний», «Построй дом для синички, бабушки и дедушки». Отгадывание загадок.

Тема 9. Профессии на стройке

Чтение сказки «Как построить дом» с обсуждением. Строительная техника. Профессии людей, которые принимают участие в строительстве. Дидактические игры «Технология постройки дома», «Кто за кем работает». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 5. Кто такие инженеры

Тема 10. Инженер

Чтение сказки «Кто такие инженеры» с обсуждением. Какие бывают инженеры: проектировщик, конструктор, изобретатель, испытатель. Профессия «инженер» в АО «Группа Илим». Отгадывание загадок.

Тема 11. Изобретатель

Чтение сказки «Кто такие инженеры» с обсуждением. Инженер-изобретатель, инженер-испытатель. Чем они занимаются и чем отличаются. Понятие «эксперимент». Дидактическая игра «Где работает испытатель». Рисование «Моя идея – мое изобретение». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».

Тема 12. Итоговое занятие

Практика: игра с картой-пазлом «Взросляндия», просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий». Аттестация по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы.




































Учебно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Кол-во

часов

В том числе

Аттестация

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

-

1


Раздел 1. Откуда берется каша

2

Крупа для каши

2

1

1


3

Посевная и уборка урожая

2

1

1


Раздел 2. Как работает транспорт

4

Транспорт

4

2

2


5

Профессии транспорта

4

1

3


Раздел 3. Как делают электричество

6

Электростанции

4

2

2

Промежуточная

7

ЛЭП

2

1

1


Раздел 4. Как построить дом

8

Строительство дома

4

1

3


9

Профессии на стройке

4

2

2


Раздел 5. Кто такие инженеры

10

Инженеры

4

2

2


11

Изобретатель

4

2

2


12

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая

Всего часов

36

15

21



Календарный учебный график

п/п

Название раздела

Количество часов по месяцам

Аттестация

Сен

Окт

Нояб

Дек

Янв

Фев

Март

Апр

Май

1

Вводное занятие

1










2

Раздел 1

2

2









3

Раздел 2


3

4

1







4

Раздел 3




3

3





1

5

Раздел 4






4

3

1



6

Раздел 5







2

4

2


7

Итоговое занятие









1

1

Всего

3

5

4

4

3

4

5

5

3

2















Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы


Материально-технические условия: учебный кабинет, игровая развивающая среда, интерактивная доска, проектор.

Информационно-методические условия:

- электронные образовательные ресурсы:

https://mirprofessiy.ru

http://detsadmickeymouse.ru/publ/kem_stat_malyshi_v_mire_professij/173

https://navigatum.ru

https://promany.ru/detyam-o-professiyakh;

- информационно-коммуникационные технологии: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.

Сетевые ресурсы: программа «Мир профессий» реализуется с использованием сетевой формы в соответствии с договором о сетевой форме реализации программы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Методические условия:

- рекомендуемые типы занятий: типы занятий по Конаржевскому Ю.А.;

- рекомендуемые образовательные технологии: игровая (сюжетно-ролевые игры на основе карты отраслей и видов трудовой деятельности), информационно-коммуникационные, рефлексия;

- методические материалы: игровая развивающая среда «Навигатум: в мире профессий»: книга профисказок и альбом-иллюстрации к книге, комплекты карточек-иллюстраций с изображением различных объектов по отраслям, карта-пазл «Взросляндия», интернет, видеоматериалы, методические рекомендации к профсказкам, учебно-методическая литература. (Приложение 2)

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.




























Список рекомендуемой литературы


Для педагога

  1. Каратай В.М. Все работы хороши. Городские профессии. Обучение дошкольников рассказыванию по картинке (5-7 л) ФГОС. - М.: Детство-Пресс, 2017. – 24 с.

  2. По Жак-Оливье. Все, что нужно знать о работе. – М.: Клевер Медиа Групп, 2018. – 48 с.

  3. Сальникова Т.Н. Детям о профессиях. Выпуск 1. 6-7 лет. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 24 с.

  4. Смирнов Ю.А. Методические рекомендации по работе с игровой развивающей средой «Навигатум: в мире профессий»: Москва, 2017. – 32 с.


Для учащихся

  1. Гольдман Бруно, Гийе Мари Же. Все, что нужно знать о будущем. – М.: Клевер Медиа Групп, 2018. – 48 с.

  2. Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение дошкольников расск. по картинке с 5 до 7 лет. Вып. 1. - М.: Детство-Пресс, 2018. – 16 с.

  3. Приключения Бабахина и его друзей в стране Взросляндия/ Смирнов А., Новак В., Кравченко А. – М.: «Onebook.ru», 2017. – 144 с.


Для родителей (законных представителей)

  1. Баранова Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2017. – № 7.

  2. ОК, что дальше?! Как превратить мечту в профессию. – М.: МИФ, 2018. – 72 c.

  3. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М.: Сфера, 2018. – 80 с.
























План воспитательной работы


п/п

Название мероприятия

Время и место проведения

Ответственный

«Ключевые дела учреждения»

1

Участие в праздниках

В течение года

Педагог

Модуль «Экскурсии. Выезды. Походы»

1

Экскурсии в учреждения культуры и спорта

В течение года

Педагог

Модуль «Профориентация»

1

Участие в профориентационных мероприятиях

В течение года

Педагог

Модуль «Работа с родителями»

1

Индивидуальные консультации родителей по работе в АИС «Навигатор Иркутской области». Участие в родительских собраниях. Вовлечение родителей в мероприятия МАОУ ДО ЦДТ

В течение года

Педагог

Модули, заполняемые по выбору

Модуль «Организация предметно-развивающей среды»

1

Оформление и наполнение кабинета учебно-материальными пособиями по ДОП

В течение года

Педагог































Приложение 1


Методические рекомендации по проведению аттестации учащихся


Тест для учащихся


Цель: выявить осведомленность учащихся о профессиях.

Задание 1. Дидактическая игра «Найди пару»

Материал: карточки.

Содержание:

- Наземный транспорт – водитель.

- Морской транспорт – капитан.

- Железнодорожный – машинист.

- Воздушный – пилот.

- Космический – космонавт.

- Гужевой – кучер.


Задание 2. Загадки

Кто самый главный в поле? (агроном)


Вот так башня! Растут стены,

Будет дом многопанельный.

И кирпич кладет и плиты

Удивительный … (строитель).


Из глубин земной коры

Достает ее дары,

Поиск их порою долог –

Пусть поможет нам … (геолог).


В небо синее смотрю,

К птицам ближе я хочу,

Самолет идет на взлет,

Кто везет меня? (пилот).


Кран взбесился и опять

Стал водой всех поливать.

Где знаток всех водных техник?

Выручай скорей, … (сантехник).


Мчит машина на все сто,

Отвалилось колесо –

Не поможет тут паяльник,

Нужен вам … (автомеханик).


На бумаге строит дом:

Здесь окно, здесь дверь, балкон,

Здесь спортивный будет сектор –

Все разметил … (архитектор).


Как же вкусно пахнет супом,

Мясом, зеленью и луком.

«Будет сытый ужин скоро» -

Приглашает добрый …(повар).


Кто весь черный под землей

В грунт вгрызается гурьбой?

Уголь добывать хитер

Энергичный наш … (шахтер).


Приложение 2


Методические материалы


Рекомендации для педагога по профориентации младших школьников

(по материалам Г.В. Резапкиной «Диагностика, вплетённая в браслет»

методический журнал для педагогов-психологов

«Школьный педагог-психолог», 2015, № 11)


Профориентационная работа, которая начинается с учащимися начальной школы и продолжается в основной школе, приносит плоды не только в виде правильного выбора профессии. Главным результатом взаимодействия педагога с учащимися будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека.

В младшем школьном возрасте корректнее говорить не о профессиональном, а о личностном самоопределении как основе выбора профессии в подростковом возрасте.

Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий начинается примерно в 3 года и продолжается до 10–12 лет. В этом возрасте закладывается профессиональное самосознание: ребенок проигрывает» действия профессионалов, которые его окружают, подражает им в спонтанных ролевых играх «в больницу», «в школу», «в магазин».

Начинать профориентационную работу в начальной школе можно и нужно, но для этого нужны адекватные возрастным задачам программы и методики. Важна эмоциональная насыщенность занятий, которая достигается благодаря использованию разных видов игр и активизирующих методик, фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни, наглядных пособий. Необходим педагогический такт и знание психологических особенностей младших школьников. Впрочем, это относится не только к психолого-педагогическому сопровождению самоопределения.

Психолого-педагогическая диагностика — наиболее рискованная часть работы по профессиональному самоопределению младших школьников. Проводить ее надо деликатно, в игровой форме, встраивая в занятия, направленные на знакомство с миром профессий, воспитание универсальных профессиональных качеств и трудовых навыков.

Для диагностики профессиональных интересов младших школьников можно использовать адаптированный вариант «Дифференциально-диагностического опросника» Е.А. Климова. В школах республики Беларусь используется рисуночная форма этой методики: дети сравнивают и выбирают не утверждения, а иллюстрации к действиям.

Опросник профессиональных интересов младших школьников разработан на основе той же типологии Климова, но форма вопросов иная. Встраивая эти методики в профориентационную работу, мы уточняем и расширяем представления детей о мире профессий и своих профессиональных интересах.

Обработка результатов, то есть подсчет баллов и ознакомление с результатами, — процесс для детей довольно скучный и трудоемкий. Наша задача — сделать его увлекательным. Для этого понадобится катушка толстой эластомерной нити (ее еще называют леска-резинка), которая используется для плетения браслетов, и бусины пяти цветов — по числу предметов труда. Наборы бусин можно купить в магазине для рукоделия. В маминых шкатулках наверняка найдутся старые разорванные бусы, которые

отлично подойдут для этой работы. Главное, чтобы цвета были примерно одного оттенка.

После того как ребята выполнили методику, они в соответствии со своими результатами получают бусины разных цветов, символизирующие пять предметов труда, и нанизывают их на леску-резинку.

Зримый и осязаемый итог диагностики — неповторимый, сделанный своими руками браслет, в котором «закодирован» полученный результат. Вместо бусин можно использовать новую технику рукоделия, которой сейчас увлечены многие дети, — плетение браслетов из резинок. Подробное описание технологии плетения можно найти на многочисленных сайтах, посвященных рукоделию. Один набор разноцветных резиночек заменит десятки, если не сотни бланков и опросников, заодно развивая у младших школьников тонкую моторику, чувство цвета и терпение. А самое главное — сделает профдиагностику живой и увлекательной.


Игра с элементами диагностики «Кому что нравится»


В основе игры - адаптированная к младшему школьному возрасту методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник». Игра пробуждает интерес к труду, помогает уточнить смысл разных видов профессиональной деятельности и дает начальное представление о классификации профессий.

Методика представляет собой набор из двадцати рисунков, на которых изображены люди, занятые каким-то делом. Рисунки сгруппированы по четырем предметам труда: Человек, Искусство, Техника, Природа. Знак как предмет труда для первого знакомства с диагностикой может быть сложен, поэтому он не представлен. Рисунки из разных групп предъявляются или проецируются на экран попарно с такими подписями:

ЧЕЛОВЕК

Мне нравится учить детей (Ч)

Я с готовностью ухаживаю за больными (Ч)

Мне нравится организовывать детские игры (Ч)

Мне нравится играть «в магазин» (Ч)

Мне нравится играть с младшими детьми (Ч)


ИСКУССТВО

Мне нравится участвовать в спектаклях и концертах (И)

Мне нравится участвовать в выставках рисунков (И)

Мне нравится играть в кукольном театре (И)

Мне нравится рассказывать о произведениях искусства (И)

Мне нравится заниматься музыкой (И)


ТЕХНИКА

Мне нравится строить макеты зданий (Т)

Мне нравится играть в машиниста, водителя, летчика (Т)

Мне нравится собирать конструктор и лего (Т)

Мне нравится мастерить игрушки (Т)

Мне нравится ремонтировать технику (Т)


ПРИРОДА

Мне нравится лечить животных (П)

Мне нравится наблюдать за домашними животными (П)

Мне нравится ухаживать за растениями (П)

Мне нравится ухаживать за животными (П)

Мне нравится выращивать деревья и цветы (П)

В приложении приводится фрагмент стимульного материала к методике «Что кому нравится?»1.

Кстати, рисунки к методике могут делать сами учащиеся.

Каждому ученику дают набор из двадцати бусин или резиночек четырех цветов, предварительно уточнив значение каждого цвета. Детям интереснее самим определить цвет каждого предмета труда.

В качестве разминки можно провести упражнение «Какого цвета эта профессия?». Чаще всего Техника ассоциируется с коричневым цветов, Природа — с зеленым, Человек — с красным, но принципиального значения это не имеет.

Использовать методику можно в групповой и индивидуальной работе, давая детям, выбравшим картинку, бусину или резиночку, обозначающую соответствующий предмет труда.

Результат: пять бусин или резиночек одного цвета могут говорить о выраженности у школьника профессиональных интересов.


Опросник профессиональных интересов младших школьников


Этот опросник продолжает диагностику, начатую в игре «Что кому нравится?». Целесообразно давать детям эту методику не раньше, чем через полгода после первой. Методика помогает уточнить профессиональные интересы и развивает представления о классификации профессий — вводится новый предмет труда «Знак».

Перед началом работы напомните детям об игре «Что кому нравится?» и задайте вопросы: «Что означают разные цвета на ваших браслетах? У кого больше красных бусин? Какие профессии этой группы вы знаете?» и др.

Можно наращивать браслет, сделанный на предыдущем занятии, или делать новый.

Для работы каждому учащемуся необходимо тридцать бусин или резиночек пяти цветов. Вопросы можно зачитать вслух или вывести на экран. Каждый учащийся в своем бланке ставит плюс («да») или минус («нет») в клетке с номером вопроса.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Природа

Техника

Человек

Знак

Искусство


  1. Ты любишь фильмы о животных?

  2. Станешь ли ты разбирать игрушку, чтобы узнать, как она устроена?

  3. Ты любишь играть в школу?

  4. Тебе нравится решать задачи?

  5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

  6. Тебе нравится выращивать цветы?

  7. Тебе нравится собирать конструктор?

  8. Тебе нравится играть в больницу?

  9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь ли ты научиться)?

  10. Ты любишь сочинять разные истории?

  11. Тебе нравятся рассказы о животных?

  12. Попробуешь ли ты отремонтировать неисправный прибор?

  13. Тебе нравится играть с малышами?

  14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

  15. Ты нарисовал(а) картину, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты переделывать ее до тех пор, пока не получится так, как надо?

  16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

  17. Ты часто рассматриваешь журналы с машинами. Тебе это нравится?

  18. На улице плачет малыш. Ты постараешься его утешить?

  19. Ты любишь читать?

  20. Ты можешь изменить грустную историю, чтобы она хорошо закончилась?

  21. Ты любишь собирать красивые камешки?

  22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

  23. Твоя мама изменила прическу или надела новое платье. Заметишь ли ты это и скажешь ей, какая она красивая?

  24. Можешь ли ты долго решать задачи, если вокруг играет громкая музыка?

  25. Тебе нравится рисовать красками?

  26. Ты любишь книги и фильмы о природе?

  27. Если ты найдешь старый телевизор или компьютер, посмотришь, что внутри?

  28. Замечаешь ли ты, что твои близкие чем-то расстроены?

  29. Тебе нравится разгадывать ребусы, головоломки, шифры?

  30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

  31. Затем подсчитывается число плюсов в каждой колонке и записывается в нижних клетках рядом со словами «Природа», «Техника», «Человек», «Знак», «Искусство».

  32. За каждый плюс в браслет добавляется бусина или резиночка соответствующего цвета. Лишние бусинки возвращаются учителю для дальнейшей работы.


Результат: как и в предыдущей методике, преобладание цвета может означать выраженность профессиональных интересов.


Профориентационные занятия в начальной школе «Все работы хороши!»


Серия занятий имеет цель: сохранение и укрепление психологического здоровья младших школьников».

Задачи: развивать рефлексивную самооценку, смыслообразование; снижать тревожность, улучшать психоэмоциональное состояние.

Тема профессиональной ориентации непосредственным образом связана со смыслом учения. Учиться не ради самой учебы или хороших отметок, а для того, чтобы в будущем получить хорошую профессию.

Содержание занятий опирается на известную классификацию профессий Климова.


Первое занятие является началом большой исследовательской работы для ребят «Профессии моих родителей».

1. Совместное обсуждение выбора будущей профессии и начале выстраивания индивидуальной траектории дальнейшего саморазвития.

2. Проведение активизирующей анкеты с целью: выяснить профессиональные интересы и осознать предстоящий выбор. Дома ребята должны были подумать, какая профессия лично их привлекает.


Активизирующая анкета для учащихся

1. С какой профессией ты хотел бы связать свою дальнейшую жизнь?

2. Какие личностные качества для этого у тебя есть?

3. Над какими качествами личности тебе еще нужно поработать?

4. Какие учебные знания могут помочь тебе подготовиться к будущей профессии?

5. Достаточны ли твои сегодняшние усилия в учебе для того, чтобы подготовиться к будущей профессии?

6. Что тебе нужно предпринять для подготовки к твоей будущей профессии?


Второе занятие

1. Показ презентации о различных видах профессий.

2. Обсуждение профессий некоторых сказочных героев, а также профессий, которые окружают учащихся.

3. Знакомство с классификацией профессий Е. Климова.

4. Деление учащихся на 5 групп в соответствии с данной классификацией и собственными предпочтениями: человек–человек, человек–природа, человек–техника, человек–знаковая система, человек–искусство.

5. В каждой группе учащиеся коллективно составляют список личностных качеств, необходимых человеку в данной профессиональной сфере. Публичная презентация получившихся списков качеств.

Домашнее задание: составить такой же список качеств личности конкретно для себя, ориентируясь на выбранное направление будущей профессиональной деятельности.


Третье занятие

1. Изучение профессий родителей. Учащиеся разбиваются на группы и составляют анкету для родителей, в которой были бы сформулированы вопросы о профессиях родителей и о том, как они их выбирали. Публичное представление вопросов анкеты, предназначенной для родителей.

2. Обобщение предложенных вопросов и составление в окончательном варианте анкеты, с которой ребята обращаются к родителям.


Анкета для родителей

Расскажи мне о своей профессии:

1. Как называется твоя профессия?

2. Кем сначала ты хотел(а) стать?

3. Почему ты выбрал(а) именно эту профессию?

4. Как ты выбирал(а) свою профессию (что было интересно, кто тебе посоветовал ее)?

5. Нравится ли тебе сейчас эта профессия?

6. Любишь ли ты свою профессию? За что?

6. Что ты делаешь на своей работе?

7. Что нужно знать для этой профессии?

8. Как ты добился (лась) успеха на этой работе?

9. Что для этого надо?

10. Как думаешь, твоя работа мне подойдет?

11. Какая профессия мне подойдет?


Домашнее задание: подготовить в творческой форме результаты анкетирования родителей.


Четвёртое занятие

1. Представление учащимися итогов анкетирования в своей семье.

2. Обсуждение результатов анкетирования. Обобщение мнений.

3. Вопрос к учащимся: «Подумать и определить, какую профессию они хотели бы получить в будущем.


Пятое занятие

1. Знакомство с основными критериями, на которые человек чаще всего ориентируется при профессиональном самоопределении: ХОЧУ, МОГУ, НАДО.

2. Анализ учащимися проанализировать своих профессий по этим критериям.

Следует отметить, что анализ по критерию «НАДО» проводится не в традиционном смысле — как выяснение социальной востребованности данной профессии, а в личностно развивающем аспекте, как определение направлений для дальнейшего саморазвития и совершенствования тех способностей, которые востребованы данной профессией.

3. Публичное представление нескольких учащихся с их самоанализом.


Домашнее задание: подготовить творческие презентации собственного выбора профессии на основе самоанализа.


Шестое занятие

1. Представление презентаций и размышлений по выбору профессии.

2. Проведение повторно активизирующего анкетирования по выбору профессии и осмысление собственных личностных ресурсов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!