СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Город мастеров"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Город мастеров" написана для учащихся 5-11 лет. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что освоение содержания происходит с применением особого инструмента - профориентационной сказки. Профисказки расширяют кругозор, отвечают на детские вопросы «как это устроено?» и «как это делается?» и самое главное – дают фундаментальную основу для системных и комплексных представлений о том, как устроен наш мир, как устроен мир труда и профессий. 

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Город мастеров"»

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»



УТВЕРЖДЕНА

приказом МАОУ ДО ЦДТ

от 30.04.2019 № 172


Дополнительная общеразвивающая программа

«Город мастеров»



Возраст учащихся: 5-11 лет

Срок реализации – 1 год



Авторы программы:

Баженова Д.В., методист;

Копылова Е.В., заместитель директора по научно-методической работе;

Лушникова Е.В., методист,

МАОУ ДО ЦДТ







































г. Усть-Илимск – 2019

Пояснительная записка


Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Город мастеров» обоснована тем, что профориентация – процесс длительный и своевременный, непрерывный и системный; должен опираться на личностное самоопределение. Поэтому, профориентация начинается с учащимися с дошкольного уровня общего образования.

В каком возрасте начинается знакомство ребенка с профессиями? Примерно в 3,5 года, когда родитель или воспитатель показывает на окружающих людей и называет их профессию. Вот ребенок видит кран – это строитель, он строит дом. Зашли в магазин – это продавец, он продает нам продукты, игрушки. Это врач – он лечит болезни. Это водитель – он везет людей и грузы. Такой способ рассказа формирует мозаичное представление о мире профессий. Те профессии, которые попали в область внимания взрослого – остались у ребенка. Большая часть профессий и видов деятельности в него не попала, а значит и не появилась в картине мира ребенка. Особенно характерны «региональные» перегибы – на севере дети знают несколько видов нефтегазовых операторов, но не получают представлений об агрономе и металлурге. В южных регионах могут не знать о шахтерах. Если в семье не встречаются профессии инженера, бухгалтера, химика – для ребенка эти слова остаются неизвестными понятиями.

В дошкольном возрасте профориентация решает актуальные задачи: учащийся получает первичные представления о разнообразии и функционале профессий, у него закладываются основы трудолюбия – привычки и любви к труду как к процессу; в младшем школьном возрасте учащийся получает системное представление об устройстве трудовой деятельности (целостное представление о мире) через отраслевой подход. Таким образом, происходит познавательное, социально-коммуникативное развитие и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что освоение содержания программы «Город мастеров» происходит с применением особого инструмента - профориентационной сказки. Профисказки расширяют кругозор, отвечают на детские вопросы «как это устроено?» и «как это делается?» и самое главное – дают фундаментальную основу для системных и комплексных представлений о том, как устроен наш мир, как устроен мир труда и профессий. Профисказки заменяют мозаичное знакомство с профессиями. Еще одна оборотная сторона знакомства учащихся с профессиями – это описание функционала, выдернутого из производственного контекста. Вот водитель, он везет груз. Куда, кому, зачем – «всё это остается за кадром». Невозможно рассказать о десяти тысячах профессий, но можно дать понятные представления о существующих отраслях.

Профисказка включает в себя методическую и игровую части. Каждая профисказка – это история об одной конкретной отрасли. Основные типы вопросов, которые используются во время дискуссии о профисказке: вопросы на актуализацию интереса к сказке и к занятию в целом; вопросы на диагностику уровня знаний, представлений; проблемные вопросы. Профисказка включает учащихся в сюжетно-ролевую игру, которая как природосообразная деятельность имеет значимость для их развития. В игре на основе карты отраслей и видов трудовой деятельности учащиеся моделируют реальные отношения взрослых в их трудовой и общественной жизни, берут на себя их общественно-трудовые роли и проникают в смысл человеческого труда. Профисказка дополняется дискуссией, стихами и мультфильмами о профессиях и труде, т.е. происходит гармоничное сочетание вербальной и невербальной информации.

Новизна программы «Город мастеров» включает в себя две особенности. Во-первых, систематизированный программный материал по отраслям производства выдается в игровой развивающей среде. Данный подход формирует у учащихся целостную и взаимосвязанную картину мира отраслей и профессий. Учащиеся сами открывают, как одна отрасль неразрывно связана с другими: «металлургия не может существовать без горнодобывающей промышленности, а без металлургии не будет машиностроения. И всем им нужна энергетика и транспорт. А там, где работают люди, требуется … - это самостоятельный вывод, к которому приходят ребята. За каждой отраслью у учащегося будут представления о реальных профессиях с пониманием смысла их деятельности. Во-вторых, учащихся знакомят с профессиями градообразующих предприятий: АО «Группа Илим» и ПАО «Иркутскэнерго». У большинства учащихся родители (законные представители) работают на этих предприятиях. Педагог посредством семейных проектно-исследовательских и творческих заданий включает учащихся и родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Программа «Город мастеров» составлена на основе «Положения о дополнительной общеразвивающей программе МАОУ ДО ЦДТ» (приказ МАОУ ДО ЦДТ от 25.12.2018 № 497) и методической литературы - комплекта игровой развивающей среды «Навигатум: в мире профессий», ведущего разработчика А.Ю. Смирнова, 2016 г.

Цель: знакомство учащихся дошкольного и младшего школьного возрастов с миром профессий через отраслевой подход в игровой развивающей среде.

Задачи:

1. Формировать ценностное отношение Человеку. Творчеству: познавательный интерес к окружающему миру и профессиям, нормы и ценности в трудовых отношениях, позитивные установки к различным видам труда и творчества, готовность к совместной деятельности со сверстниками.

2. Расширять кругозор учащихся. Осваивать учащимся понятия, связанные с профессиональной деятельностью взрослых по отраслям.

3. Развивать у учащихся абстрактно-логическое и образное мышление, мыслительные операции, воображение.

Ожидаемый результат

Учащиеся будут знать: распространенные профессии по отраслям; процесс изготовления известной вещи и оказания услуги;

Учащиеся будут иметь представления о взаимосвязи отраслей и профессий.

Учащийся будут уметь: выбирать себе игру или задание, устанавливать положительные отношения с участниками по совместной деятельности;

Учащиеся имеют опыт проигрывания изученных профессий.

При реализации программы «Город мастеров» осуществляется входная аттестация и аттестация учащихся по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы:

п/п

Критерии

Форма

аттестации

Год обучения

Периодич-

ность проведе-

ния

Механизм

отслеживания

Содержание оценки

1

Предметные знания, умения

Входная

1

Первое занятие

Тест

(Приложение 1)

Высокий уровень (ВУ) – 8-10 правильных ответов.

Средний уровень (СУ) – 4-7 правильных ответов.

Низкий уровень (НУ) – до 3 правильных ответов

Итоговая

1

Последнее

занятие

2

Творческие способности

Итоговая

1

Последнее

занятие

Документ

об участии

Участие в мероприятиях различного уровня:

ВУ - участие в мероприятиях международного, федерального, регионального, муниципального уровней.

СУ - участие в мероприятиях регионального, муниципального уровней.

НУ - участие в мероприятиях уровня объединения

Принципы образования: научность, доступность, системность и преемственность, связи теории с практикой, индивидуальность.

Направленность – социально-педагогическая.

Образовательная область - обществознание.

Образовательный уровень - начальный.

Уровень усвоения – общекультурный (ознакомительный).

Ориентация содержания - социально-практическая, профориентационная.

Характер освоения – развивающий, профориентационный.

Возраст учащихся – 5-11 лет.

Длительность обучения – краткосрочная, 1 г, 17 ч.

Количество занятий в неделю – 1.

Длительность одного занятия – 1 ч: 5-7 лет –30 мин, 7-11 лет – 45 мин.

Количество учащихся в объединении - 18.

Рекомендуемый тип занятий: типы занятий по Конаржевскому Ю.А.

Рекомендуемые образовательные технологии: игровая (сюжетно-ролевые игры на основе карты отраслей и видов трудовой деятельности), информационно-коммуникационные, интерактивные, рефлексия.

Учебно-материальное обеспечение:

а) материально-техническое - учебный кабинет, комплект учебной мебели, бумага, ручки, карандаши, маркеры, медиа-аппаратура;

б) учебно-методическое – игровая развивающая среда «Навигатум: в мире профессий»: книга профисказок и альбом-иллюстрации к книге, комплекты карточек-иллюстраций с изображением различных объектов по отраслям, карта-пазл «Взросляндия», интернет, видеоматериалы, методические рекомендации к профисказкам, учебно-методическая литература. (Приложение 2)

Особые требования для освоения программы: заявление родителей (законных представителей) и обеспечение ими ребенка необходимыми учебными материалами и инструментами.

По окончании обучения учащиеся получают свидетельство о дополнительном образовании в МАОУ ДО ЦДТ.


























Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Практика: игры на знакомство учащихся друг с другом, с педагогом. Знакомство с программой: персонажи и легенда страны Взросляндии. Правила охраны труда. Входная аттестация.


Раздел 1. Откуда берется каша

Тема 2. Крупа для каши

Чтение сказки «Откуда берется каша» с обсуждением. Культурные (зерновые) растения. Профессии «агроном», водитель, тракторист, комбайнер». Различия между семенами, зерном, крупой. Отличия зёрен разных культур. Дидактическая игра «Зёрна разные – каши разные».

Тема 3. Посевная и уборка урожая

Чтение сказки «Откуда берется каша» с обсуждением. Понятие «технология». Технология сельскохозяйственных работ: посевной и уборки урожая. Техника требуется для посадки семян и уборки урожая. Технология приготовления каши. Дидактические игры «Собери трактор», «Последовательность операций». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 2. Как работает транспорт

Тема 4. Транспорт

Чтение сказки «Как работает транспорт» с обсуждением. Виды транспорта: наземный, железнодорожный, водный, воздушный, космический, гужевой. Какой транспорт входит в каждый вид. Дидактические игры «Виды транспорта», «Каков груз – такова и машина», «Лесозаготовительная техника». Просмотр мультфильма «Производственный процесс в АО «Группа Илим».

Тема 5. Профессии с транспортом

Чтение сказки «Как работает транспорт» с обсуждением. Профессии тех людей, которые управляют транспортом, лесозаготовительной техникой. Дидактическая игра «Карта с транспортом». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 3. Как делают электричество

Тема 6. Электростанция

Чтение сказки «Как делают электричество». Электроприборы. Устройство электростанции. Виды электростанций. Выработка электроэнергии для собственных нужд в АО «Группа Илим». Профессии людей, которые работают на электростанциях. Отгадывание загадок.

Тема 7. ЛЭП

Чтение сказки «Как делают электричество» с обсуждением. Понятие «ЛЭП». Правила поведения около ЛЭП. Подстанция. Дидактическая игра «Карта с электростанциями». Игра с картой-пазлом «Электростанции мира». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 4. Как построить дом

Тема 8. Строительство дома

Чтение сказки «Как построить дом» с обсуждением. Разновидности домов и жителей. Инструменты и материалы для постройки дома. Части дома. Дидактические игры «Какой инструмент лишний», «Построй дом для синички, бабушки и дедушки». Отгадывание загадок.

Тема 9. Профессии на стройке

Чтение сказки «Как построить дом» с обсуждением. Строительная техника. Профессии людей, которые принимают участие в строительстве. Дидактические игры «Технология постройки дома», «Кто за кем работает». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».


Раздел 5. Кто такие инженеры

Тема 10. Инженер

Чтение сказки «Кто такие инженеры» с обсуждением. Какие бывают инженеры: проектировщик, конструктор, изобретатель, испытатель. Профессия «инженер» в АО «Группа Илим». Отгадывание загадок.

Тема 11. Изобретатель

Чтение сказки «Кто такие инженеры» с обсуждением. Инженер-изобретатель, инженер-испытатель. Чем они занимаются и чем отличаются. Понятие «эксперимент». Дидактическая игра «Где работает испытатель». Рисование «Моя идея – мое изобретение». Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий».

Тема 12. Итоговое занятие

Практика: игра с картой-пазлом «Взросляндия», просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессий». Аттестация по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы.













































Учебно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

-

1


Раздел 1. Откуда берется каша




2

Крупа для каши

1

1

-

3

Посевная и уборка урожая

1

1

-


Раздел 2. Как работает транспорт




4

Транспорт

2

2

-

5

Профессии транспорта

1

1

-


Раздел 3. Как делают электричество




6

Электростанции

2

2

-

7

ЛЭП

1

1

-


Раздел 4. Как построить дом




8

Строительство дома

1

1

-

9

Профессии на стройке

2

2

-


Раздел 5. Кто такие инженеры




10

Инженеры

2

2

-

11

Изобретатель

2

2

-

12

Итоговое занятие

1

-

1

Всего

17

15

2































Список рекомендуемой литературы


  1. Гольдман Бруно, Гийе Мари Же. Все, что нужно знать о будущем. – М.: Клевер Медиа Групп, 2018. – 48 с.

  2. Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями». - М.: Детство-Пресс, 2014. – 48 с.

  3. Каратай В.М. Все работы хороши. Городские профессии. Обучение дошкольников рассказыванию по картинке (5-7 л) ФГОС. - М.: Детство-Пресс, 2017. – 24 с.

  4. Нищева Н.В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Обучение дошкольников расск. по картинке с 5 до 7 лет. Вып. 1. - М.: Детство-Пресс, 2018. – 16 с.

  5. ОК, что дальше?! Как превратить мечту в профессию. – М.: МИФ, 2018. – 72 c.

  6. По Жак-Оливье. Все, что нужно знать о работе. – М.: Клевер Медиа Групп, 2018. – 48 с.

  7. Приключения Бабахина и его друзей в стране Взросляндия/ Смирнов А., Новак В., Кравченко А. – М.: «Onebook.ru», 2016. – 144 с.

  8. Сальникова Т. Детям о профессиях. Выпуск 1. 6-7 лет. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 24 с.

  9. Смирнов Ю.А. Методические рекомендации по работе с игровой развивающей средой «Навигатум: в мире профессий»: Москва, 2017. – 32 с.

  10. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М.: Сфера, 2018. – 80 с.































Приложение 1

Методические рекомендации по проведению аттестации учащихся


Тест для учащихся


Цель: выявить осведомленность учащихся о профессиях.


Задание 1. Дидактическая игра «Найди пару»

Материал: карточки.

Содержание:

- Наземный транспорт – водитель.

- Морской транспорт – капитан.

- Железнодорожный – машинист.

- Воздушный – пилот.

- Космический – космонавт.

- Гужевой – кучер.


Задание 2. Загадки

1. Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овес или пшеница (агроном).


2. Вот так башня! Растут стены,

Будет дом многопанельный.

И кирпич кладет и плиты

Удивительный … (строитель).


3. Из глубин земной коры

Достает ее дары,

Поиск их порою долог –

Пусть поможет нам … (геолог).


4. В небо синее смотрю,

К птицам ближе я хочу,

Самолет идет на взлет,

Кто везет меня? (пилот).


5. Кран взбесился и опять

Стал водой всех поливать.

Где знаток всех водных техник?

Выручай скорей, … (сантехник).


6. Мчит машина на все сто,

Отвалилось колесо –

Не поможет тут паяльник,

Нужен вам … (автомеханик).


7. На бумаге строит дом:

Здесь окно, здесь дверь, балкон,

Здесь спортивный будет сектор –

Все разметил … (архитектор).


8. Как же вкусно пахнет супом,

Мясом, зеленью и луком.

«Будет сытый ужин скоро» -

Приглашает добрый …(повар).


9. Кто весь черный под землей

В грунт вгрызается гурьбой?

Уголь добывать хитер

Энергичный наш … (шахтер).


10. Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр).















































Приложение 2

Методические материалы


На занятиях по программе «Город мастеров» педагог использует следующие методические материалы:

- книгу профисказок;

- карточки с изображениями различных объектов по отраслям;

- карту-пазл «Взросляндия»;

- анимационные видеоматериалы (мультфильмы);

- сюжетно-ролевые, дидактические игры.


Книга профисказок


Профисказки призваны заменить мозаичное знакомство с профессиями, когда дети узнают набор профессий случайно, хаотично. В мозаичном подходе учащиеся узнают, что «водитель везет груз», «металлург плавит металл». Непонятно, что за груз, откуда он взял, куда везет; откуда взялся металл, зачем его плавить, для кого… - это все остается за рамками мозаичного подхода. Такие представления о профессиях сухие, бессодержательные. Теряется и интерес детей к таким профессиям.

Читая профисказки, у учащихся формируется представление о мире профессий и целостное представление об устройстве мира труда.

Цель достигается тем, что знакомство начинается не с профессий, а с описания отраслей.

Используя возрастную потребность детей в познании мира, знакомства с отраслями «упакованы» в формат историй – профисказок. Каждая история (профисказка) – это рассказ об одной из отраслей. Для удобства детского восприятия все сказки объединены едиными персонажами и территорией. Все сказки построены с позиции – дать конкретный ответ на вопрос:

- «Откуда берется каша?» – это история про сельское хозяйство;

- «Как работает транспорт?» - подробное описание всех видов транспорта;

- «Как делают электричество?» - энергетика и все способы получения электроэнергии;

- «Кто построил дом?» - тема строительства;

- «Кто такие инженеры?» - какие бывают инженеры, чем они занимаются и чем отличаются.

Профисказка дает определенный, точный и простой ответ на каждый из этих вопросов, но при этом она оставляет поле для дальнейшего изучения.

Чтение профисказок решает цели:

- формирование любопытства, интереса, жажды познания;

- наполнение профессий смыслом.


В профисказках описываются профессии внутри их технологического (производственного) процесса. В качестве примера можно привести профисказку про сельское хозяйство:

- Агроном решает: что, где и когда сеять;

- после чего тракторист вспахивает поле.

- Затем комбайнер собирает урожай с этого поля;

- а водитель везет собранное зерно на фабрику,

- где мельник делает из зерна муку (или из зерен - крупу),

- потом водитель (на принципиально другой машине) везет расфасованную муку в магазин;

- в котором продавец продает эту муку (или крупу),

- повару, из которой повар сделает хлеб, торт, лапшу (или кашу).

Для учащихся в таком рассказе профессии наполняются смыслом: понятен весь процесс, понятна роль каждой профессии. Если выхватить профессию из ее производственного контекста, то этот смысл утрачивается.


Вспомогательные карточки


Параллельно с чтением профисказок педагог на занятиях использует карточки-иллюстрации. На карточках изображаются предметы, которые упоминаются в самой сказке и предметы, которые так или иначе используются в этой отрасли. Например, по теме сельского хозяйства среди карточек с изображением различных зерен, колосьев и каш встречаются также домашние животные и сельскохозяйственные инструменты.

Трактор с плугом – вспашет поле

Трактор с сеялкой – засеет семена

На поле появятся первые ростки

Вот и урожай

Комбайн соберет с поля колосья

Грузовая машина заберет с поля зерно

Молотилка зерно обмолотит

Зерновоз отвезет зерно на завод


Карточки нужны для того, чтобы показать, как выглядит какой-либо объект (многие дети не представляют себе, как выглядит плуг, поэтому карточка становится необходимым инструментом в работе).

Карточки используются в качестве настольных игр. При прочтении и после прочтения профисказок из карточек создают последовательность действий. Карточки могут использоваться для составления различных пазлов.

Зерно готово к сбору

Собранное зерно

Готова вкусная каша



Из карточек можно сложить, а потом рассказать свою историю, которая может существенно отличаться от истории профисказки.

С помощью карточек расширяется словарный запас.

На занятиях педагог использует прием «ТРИЗ-педагогики» - учащиеся внимательно рассматривают карточку (например, с техническими устройствами, конструкциями или инструментами), затем предлагают свои гипотезы:

- Как устроен данный предмет?

- Чем отличаются (например, два похожих трактора)?

- Почему именно такое устройство?

- Как оно используется?

В качестве тренировки на внимательность, учащимся на занятиях предлагается найти изображения ряда карточек на карте-пазле «Взросляндия». Так же используются такие игры, как «Найди лишнее», «Разгадай ребус» (слово зашифровано из первых букв предметов, изображенных на карточке), «Найди пропущенное» (из карточек выстроена некая производственная последовательность, но один из этапов пропущен).


Карта-пазл «Взросляндия»


Карта-пазл «Взросляндия» - это визуализация мира отраслей и различных видов трудовой деятельности. Карта распределена по зонам: аграрная зона, горно-заводская, лесные массивы, зоны нефте/газодобычи.

Карта-пазл используется в качестве напольной площадки, позволяет вместить группу учащихся (порядка 15-20 детей), на карте можно сидеть, стоять, играть, прыгать.

С помощью Взросляндии закладываются и воспитываются такие навыки, как:

- умение отличать, что такое хорошо и что такое плохо;

- умение принимать решения и нести за них ответственность;

- умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самообразованию;

- трудолюбие;

- терпение;

- способность к сопереживанию;

- умение помогать и просить помощи;

- самостоятельность;

- критично воспринимать цели и ценности, навязываемые окружением.

Учащимся даются задания на поиск определенных предметов или персонажей.

На карте есть город, пригородная зона, фермерское хозяйство. Карта содержит большое количество различных объектов и деталей, поэтому проведение тематических занятий и «разглядывание» карты содержательно, интересно и неожиданно.

С учащимися начальных классов проводятся игры, в которой сами учащиеся объясняют устройство мира: как климатические зоны, географическое расположение объектов (море, горы, пустыня, лес и т.д.) влияют на промышленность и виды деятельности (у моря – порт и рыболовство; в горах – добыча руды и ценных камней; в пустыне – солнечная энергетика; в лесу – лесозаготовка и т.д.). Основной вывод, к которому сами приходят учащиеся – это единость, цельность и взаимосвязь всех отраслей: убери любую и мир остановится.

Тематические и событийные сюжеты, в обсуждении которых может помочь карта:

- «23 февраля», «9 мая» - армия, военная техника, охрана границ;

- Дни профессий – День строителя, железнодорожника, газовика и т.д.;

- Искусство, культура, развлечения;

- Спорт и темы ЗОЖ;

- Люди с ограниченными возможностями здоровья – темы толерантности, правил поведения, доброты и помощи;

- Правила дорожного движения;

- Правила безопасности на железнодорожных путях, промышленных объектах;

- Климатические и географические зоны и их разнообразие;

- Экология и промышленность.


Анимационные видеоматериалы


Мультфильмы на занятиях используются для решения следующих задач:

- переключить внимание, осуществить смену деятельности учащихся;

- тематическая иллюстрация к отрасли или профисказке;

- проведение развивающего занятия.


Занятия с использованием мультфильмов строятся по следующему сценарию:

- учащиеся смотрят мультфильм;

- после просмотра мультфильма закрепляют знания с помощью загадок:


В небо синее смотрю,

К птицам ближе я хочу,

Самолет идет на взлет,

Кто везет меня? … (Пилот)


Сквозь деревни и леса

Мчится поезд, как стрела.

Кто в кабине? Присмотрись!

Это зоркий … (Машинист)


Убегает вдаль дорога,

Как же ехать еще долго,

За рулем наш дядя Витя,

Он привыкший! Он … (Водитель)


Заболел, поранил руку

И обрел себя на муки?

Погоди, дружок, не плачь –

Вмиг поможет тебе … (Врач)


Хулиганы и бандиты

В нашем мире паразиты!

Но от нечисти житейской

Нас избавит (Полицейский)


Что такое? Дом горит!

А к нему машина мчит.

По огню струей ударной

Бьет уверенно … (Пожарный)


Чтоб зимой топилась печь,

Должен уголь в нее лечь,

Должен быть хороший жар.

За лопату, … (Кочегар)


Добывают нефть везде –

Вышки есть по всей земле,

Даже в море-океане

Достает ее … (Нефтяник)


Из глубин земной коры

Достаем ее дары,

Поиск их порою долог –

Пусть поможет нам … (Геолог)


Сталь в котлах стоит, кипит,

Новый рельс уже отлит,

Для металлов лучший друг

Здесь колдует … (Металлург)


За станком кипит работа,

Точит, пилит, сверлит что-то –

Уложиться раньше срока

Хочет энергичный … (Токарь)


Звезды ждут в холодной тьме,

Космос требует к себе!

Дан ракете нужный старт,

До свиданья, … (Космонавт)


Завтра дождь или гроза?

Скоро кончится жара?

Сколько холод будет? Долго?

Даст ответ … (Метеоролог)


На бумаге строит дом:

Здесь окно, здесь дверь, балкон,

Здесь спортивный будет сектор –

Все разметил … (Архитектор)


Вот так башня! Растут стены,

Будет дом многопанельный.

И кирпич кладет и плиты

Удивительный … (Строитель)


На седьмой этаж диван?

Нелегко придется вам!

И диван, и стол, и стульчик

Занесет вам крепкий … (Грузчик)


Мчит машина на все сто,

Отвалилось колесо –

Не поможет тут паяльник,

Нужен вам … (Автомеханик)


- педагог включает мультфильм без звука, учащиеся смотрят и сами называют профессии. Идет обсуждение: Как мы узнаем профессии? Что в изображении нам подсказывает, что это – пожарный, а вот это – врач? Так мы подходим к теме атрибутов профессий: одежде, объектов и предметов труда. Во что одет (и почему) представитель данной профессии? Какие предметы он использует? Как? На ком (на чем)? С кем ему приходится работать?

Есть ряд профессий, «угадать» названия которых непросто: дизайнер (архитектор), метеоролог, геолог и др. Но учащиеся справляются с этим, получив навык «разглядывания» профессий: что вокруг, что человек делает и так далее. Порой они не могут назвать правильное название профессии, но удивительно точно описывают ее функционал и цель (результат) деятельности.

Сюжетно-ролевые, дидактические игры


Сюжетно-ролевые игры возникают на основе профисказок, игр со вспомогательными карточками и картой «Взросляндия». Как правило, это самостоятельные и индивидуальные игры (без вмешательства педагога), связанные с отождествлением учащегося с какой-либо профессией и воспроизводящим эти действия.


Картотека игр по ознакомлению детей с профессиями


«Кем я хочу стать? Как буду работать?»

Цель: формирование умения делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал: картинки, изображающие людей разных профессий.

Ход игры: 

1. Беседы по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».

2. Обсуждение темы: «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».

3. Вывод, к которому учащихся подводит педагог: главное – любить и хорошо знать свое дело.


«Поймай – скажи»

Цель: закрепление знаний о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Ход игры: учащиеся становятся в круг, ведущий, бросая мяч учащимся, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.


«Кому что надо?».

Цель: систематизация знаний о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Педагог вызывает двоих учащихся. На одного надевает шапочку повара, на другого - шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего учащегося. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты». 

В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.


«Определи по предмету профессию»

Учащиеся по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету учащиеся должны назвать профессию, в которой предмет используется.


«Что лишнее?»

Педагог раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Учащийся должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.


Игра «Едет, плавает, летает»

Цель: расширение активного словаря, формирование мыслительной операции «классификация» по разным основаниям.

Ход игры:

Пример: классификация транспортных средств по способу, месту  передвижения, по назначению.

Педагог. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой,  водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды  транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд,  самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая - воздух; тёмно-синяя - вода; коричневая - земля.

Для того чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

Например: «Автобусом управляет… водитель».

Грузовик - … шофёр, поезд - … машинист, вертолёт, самолёт - …пилот, корабль - … капитан, мотоцикл -… мотоциклист, велосипед -…велосипедист, ракета - … космонавт.


Игра «Доскажи словечко »

Цель: закрепление знаний учащихся о разных профессиях.

Ход игры:

Мы в профессии играем

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет... (пилотом)


У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит, вырастет... (художник)


У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет... (певица)


У певицы есть соседи -

Близнецы Денис и Федя

Воду варят вечерами,

Значит будут... (поварами)


Повара с Валерой в ссоре,

Он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты,

Значит будет... (депутатом)


Депутат с Мариной дружит.

Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина

Стать мечтает... (балериной)


Балерина дружит с Дашей.

Даша кормит с ложки кашей

Куклу - капризулю Катю -

Подрастает... (воспитатель)


Воспитатель ходит в школу

Вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом,

Значит, будет... (циркачом)


Ян - циркач знаком с Иваном,

Недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном

И мечтает стать... (шпионом)


У шпиона есть братишка.

Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный,

Значит, вырастет... (ученым)


Наш ученый с другом Васей

Плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван

Вася, храбрый... (капитан)


Капитана Ксюша с Жанной

Заразили кашей манной.

А потом лечили щами.

Стать хотят они... (врачами)


У врачей есть три подружки -

Наряжаются в подушки.

Галя, Машенька и Вера

По призванью... (модельеры)


Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет... (поэт)


У поэта брат - Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Степа - юный... (дрессировщик)


Дрессировщик с другом Димой

Целый день искали мину.

Дима банку под забором,

Закопал, чтоб стать... (сапером)


У сапера старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Лева - будущий... (спасатель)


Наш спасатель ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать... (ветеринаром)


У ветеринара Томы

Мышки все ушли из дома.

Их найдет, всех опросив,

Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване

Отыскал заколку Ани.

Аня учит роль Алисы,

Чтобы стать большой... (актрисой)


Для актрис - аплодисменты

И цветы, и комплименты.

Крикнул Анечке: «Мотор!»

Слава - кино-... (режиссер)


Режиссер театр забросил,

Пол он с Данькой пылесосил.

Окружающий мир дорог

Даньке. Будет он... (эколог)


У эколога сосед

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет... (столяром)


Был столяр на дне рожденья

У Володи в воскресенье.

Папа Вовке автомат

Подарил, чтоб рос... (солдат)


Все солдаты ходят строем.

Ордена раздал героям

И обратно в бой послал

Рома - храбрый... (генерал)


Генерал в отставку подал,

Ведь его погоны продал

Толя, маленький хитрец -

Подрастает... (продавец)


Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать...

Ну а ты кем хочешь стать?


Профессиональные проекты


«Все профессии нужны, все профессии важны»


Проект № 1 «Такие разные профессии»

Цель: расширение представления учащихся о профессиях.

Юный друг, ты уже знаешь, что нас окружают различные профессии. Пекарь – печет сладкие булочки к завтраку. Швея – шьет для нас удобную и теплую одежду. Доктор – лечит нас от простуды. Строитель – строит дома. Все профессии сразу и не перечислишь. А какие профессии знаешь ты? Вспомни и запиши их в таблице. Попробуй нарисовать профессии на листе бумаги.

Порядок выполнения:

  1. Назови любые пять профессий и запиши их в таблицу.

  2. Напротив каждой, пропиши сопутствующие атрибуты профессии.

  3. На листе бумаги цветными карандашами нарисуй сюжет, отражающий написанную тобой профессию.

  4. Дополни рисунок атрибутами профессии (строитель – инструменты, повар – посуда и т.д.)

  5. Сделай рисунки всех перечисленных тобой профессий.

  6. Привлекай к работе родителей, бабушек и дедушек.


Такие разные профессии


Профессия

Атрибуты профессии

1



2



3



4



5




Проект № 2 «Кем быть?»

Цель: развитие творческого воображения, умения аргументировать свою точку зрения.

Как много разных и интересных профессий нас окружает. Все, что вокруг нас и необходимо нам для жизни - создано руками человека. Ты уже решил, кем станешь в будущем, какая профессия тебя привлекает, чем бы ты хотел заниматься? Попробуй составить рассказ о профессии, которой ты хотел бы заниматься в будущем или опиши интересные для тебя профессии. Почему ты считаешь их интересными, чем они тебя привлекают?

Порядок выполнения:

  1. Определись с основным содержанием текста.

  2. Придумай интересное вступление, что будет в описании основной части, какими выводами ты завершишь описание.

  3. Напиши текст на черновике, проверь его.

  4. Перепиши текст на чистый лист бумаги, не забыв сделать заголовок «Кем быть?».

  5. Привлекай к работе родителей, бабушек и дедушек.


Проект № 3 «Профессии моих родителей»

Цель: формирование позитивного представления у учащихся о профессиях, которыми занимаются их родственники.

Ты уже знаешь много разных профессий. А знаешь ли ты, какая профессия у твоих близких. Чем они занимаются? Чем важна их профессия, сложна и опасна?

Оформи книгу «Профессии моих родителей». Наполни книгу описанием каждой профессии, фотографиями, иллюстрациями, рисунками.


Порядок выполнения:

  1. Выясни у родителей (по желанию у бабушек и дедушек) какие у них профессии, чем они занимаются.

  2. Сделай описание каждой профессии на отдельных листах: чем важна данная профессия, какие знания необходимы, какие особенности труда у данной профессии.

  3. Дополни описание иллюстрациями и рисунками.

  4. Попроси родителей сделать фотографии на их рабочих местах.

  5. Оформи всю собравшуюся информация в книгу. Не забудь, что каждая книга сопровождается титульным листом, сведениями об авторах, содержанием.

  6. Привлекай к работе родителей, бабушек и дедушек.


Проект № 4 «Профессиональный календарь моей семьи»

Цель: расширение представления учащихся о профессиональных праздниках.

Юный друг, знаешь ли ты, что практически у каждого есть свой собственный профессиональный праздник?

Узнай, кем работают члены твоей семьи и в какой день календаря их нужно поздравлять. А может, ты уже знаешь, кем хочешь стать в будущем? Найди и свой праздник!

Порядок выполнения:

  1. Составь список членов твоей семьи.

  2. Узнай у каждого члена твоей семьи его профессию.

  3. В профессиональном календаре определи дату (день и месяц) каждого профессионального праздника.

  4. Занеси всю собранную информацию в таблицу.

  5. Привлекай к работе родителей, бабушек и дедушек.


Профессиональный календарь моей семьи


Член семьи

Профессия

День

Месяц






Проект № 5 «Технологическая цепочка»

Цель: формирование представления у учащихся о построении технологической цепочки в производстве.

Мой друг, а ты когда-нибудь задумывался, почему у нас на столе всегда свежий хлеб? Кто за этим следит? Какие силы и ресурсы необходимо задействовать, чтобы каждый день мы могли бы покупать свежий и горячий хлеб.

Порядок выполнения:

  1. Заполни пустые ячейки таблицы «Технологическая цепочка «От зерна – до хлеба».

этапа

Профессия

Вид деятельности

Результат

1

Агроном

Отбирает зерно

Качественное зерно

2


Пашет землю


3

Комбайнер



4

Мукомол


Мука

5


Печет хлеб


6

Продавец




  1. Аналогично заполни вторую таблицу «Технологическая цепочка «От хлопка – до платья».


этапа

Профессия

Вид деятельности

Результат

1





  1. Аналогично заполни таблицу, самостоятельно подобрав технологическую цепочку для своей будущей профессии.


этапа

Профессия

Вид деятельности

Результат

1




  1. Привлекай к работе родителей, бабушек и дедушек.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!