СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа " Сольное пение"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа " Сольное пение"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ДУХОВЩИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено

на заседании МС

протокол №

от «___» ________2022г

Принято

на педсовете

протокол №___

от «___» ________2022г.


Утверждаю

Директор

МБУ ДО

Озерненская ДШИ

_________ Е.В.Андреева

Приказ № ___ от «___» ___2022г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДОМИСОЛЬКА»


(срок реализации программы 3 года)


(для обучающихся 7-14 лет)


Автор составитель:

Морозова Марина Николаевна

преподаватель
















2022 год



СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ДОМИСОЛЬКА»


1. Пояснительная записка…………..……………………………………….……..3

1.1. Цель и задачи программы…………………….……………………....……..4

1.2. Личностные, метапредметные, предметные результаты…………..…..…..5

1.3. Принципы программы………………………………………….……..……...7

1.4. Функции программы…………………………………………..………..........8

1.5. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы....8

2. Описание места предметов в учебном плане…………………………...…..…9

2.1. Учебный план ……………………………………………………..………..…9

3. Содержание изучаемой программы «Домисолька»…………………………...9

3.1. Обязательный предмет дополнительной общеразвивающей программы «Домисолька»……………………………………………………………………………..9

4. Проектируемый результат требования к уровню подготовки обучающихся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы……………………………………………………………………………….13

4.1. Критерии оценки результатов учебной деятельности обучающихся по учебному предмету общеразвивающей программы «Сольное пение»………………14

5. Использование здоровьесберегающих технологий………………………..…15

6. Ресурсное обеспечение дополнительной общеразвивающей программы.....15

7. Методы и средства организации образовательного процесса……………..16

8. Организация учебно-методического обеспечения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации……………………..………...17

9. Материально-техническое обеспечение………………………………………17

10. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности………………………………………………………………………..……17

11. Требования к условиям реализации дополнительной развивающей программы «Сольное пение»……………....………………………………………........18

12. Литература……….……………..………………………………………….….19

13. Электронные ресурсы………………………………..………………..…...…20









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Срок реализации программы 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Домисолька» разработана на основе:

  • Конституции Российской Федерации 12.12.1993г.

  • Федерального закона от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ»:

  • п.1 ч.2 ст.83

  • ч.5 ст.12

  • ч.21 ст.83

  • Конвенции о правах ребенка от 13 июня 1990г. № 1559–1

  • Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 19.11.2013 №191-01-39/06-ГИ

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  • Устава МБУ ДО Озерненской ДШИ.

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в Детской школе искусств по данному направлению и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Домисолька».

Доступность программы для детей, проявляющих выдающиеся способности: содержание программы даёт возможность использовать индивидуальный подход к детям, проявляющим способности к данному виду деятельности. Для таких детей создаются условия для участия в концертах и конкурсах различного уровня.

Доступность программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: реализация программы предусматривает использование доступных материалов, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал обучающихся и освоить практические азы вокального пения. Также имеется резерв нотной литературы для детей, в трудной жизненной ситуации.





    1. Основными целями дополнительной общеразвивающей программы являются:

  • воспитание и развитие у обучающихся общекультурных компетенций (толерантность, нравственность, духовность, эрудированность, культурность, доброжелательность, интеллектуальность), позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

  • формирование у обучающихся художественных взглядов, моральных и нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать многообразные культурные ценности;

  • воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

  • формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков (в соответствии с программой), позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы;

  • выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою индивидуальную домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков сотрудничества с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.


Реализация данных целей предполагает решение следующих задач:

  • содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;

  • создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;

  • формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;

  • формирование знаний основ музыкальной грамоты;

  • формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).

  • развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;

  • стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

  • развивать осмысленное выразительное исполнение вокальных произведений;

  • создать условия для творческой самореализации обучающихся.

  • воспитывать культуру слушателя;

  • содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;

  • способствовать воспитанию исполнительского творчества;

  • воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;

  • способствовать воспитанию любви к родному краю, уважению к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

  • сформировать стремление (потребность) использовать репертуар, знания и умения, приобретенные учащимися на уроках в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге;

  • создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность.

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Домисолька»

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Сольное пение»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

1.3. Программа опирается на принципы:

  • принцип увлеченности, согласно которому в основе занятий лежит эмоциональное восприятие вокальной музыки;

  • принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей вокальных произведений и освоения музыкального языка;

  • принцип деятельностного освоения вокального искусства;

  • принцип незаменимости той или иной вокальной и хоровой музыки для данного возраста.

1.4. Функцией программы является:

  • раскрытие целей и задач;

  • требования к обучению;

  • проектируемые результаты обучения;

  • сделать обучение целенаправленным, ориентированным на эти требования и планируемые результаты обучения;

  • дать целостное представление о возможном содержании обучения в рамках базового курса;

  • показать взаимосвязи между целевыми аспектами, содержанием, проектируемыми результатами обучения, служить учителю руководством к действию при планировании учебного процесса.

Программа выполняет развивающую, информационную, планирующую, регулятивную, контролирующую функции.

1.5. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

Программа делает упор на инновационные образовательные технологии, в том числе и коммуникационно-информационные, раскрывает превосходство над традиционной методикой преподавания. Уроки строятся с опорой на инновационный системно-деятельностный подход на основе универсальных учебных действий.

Основные признаки инновационного урока:

  • Главная цель урока – развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания.

  • Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

  • Воплощение идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

  • Использование системно-деятельностного подхода.

  • Организация урока динамична и вариативна.

  • Использование на уроке современных педагогических технологий.

Инновационные образовательные технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Технология образовательного проектирования – программирование планированного результата;

  • Игровая технология;

  • Проблемно-поисковая технология;

  • Здоровьесберегающая технология;

  • Технология эффективных уроков.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Срок дополнительной общеразвивающей программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 7 лет до 14 лет, составляет 3 года.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 105 часов.

1. Учебные предметы исполнительской подготовки:

1.1.Сольное пение – 105 ч.


2.1.Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства «ДОМИСОЛЬКА»

пп/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация

(годы обучения, классы)


I

II

III

IV


11.

Учебные предметы исполнительской подготовки:

1

1

1

1


12.

Сольное пение

1

1

1

1

I, II, III, IV


Всего:

1

1

1

1




  1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА

3.1. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ДОМИСОЛЬКА»

1. Учебный предмет исполнительской подготовки:

1.1. Сольное пение

Главными целями пения являются: развитие и формирование личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали, а так же активизации развития познавательных процессов - воображения, памяти, образного мышления.

Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. В процессе пения интенсивно совершенствуются физиологические процессы растущего организма – дыхания, звукообразование, артикуляция. Через активное пение у детей развиваются музыкальные способности - слух, чувство ритма, память, певческие навыки и умения. Процесс вокального сольного исполнения даст возможность обучающимся реализовать накопленные музыкальные представления, выразить свои чувства, эмоции в практической деятельности, приобщиться к исполнительскому творчеству. Занятия способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены обучающиеся принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата обучающегося и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Изучая вокальную музыку, дети постепенно познают мир звуков, особенности музыкального языка, средств музыкальной выразительности, образное содержание произведений.

Важным фактором вокального роста учащихся является систематичность занятий, высокопрофессиональный подход преподавателя к вокальной работе с детьми.

Целями предмета являются:

развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства.

Задачами предмета являются:

  • постановка голоса, формировать вокальные навыки, знакомить с вокальным репертуаром;

  • развивать вокальный слух как важного фактора пения в единой певческой манере;

  • воспитывать организованность, внимание, естественность в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения;

  • развивать музыкальные способности детей и потребность обучающихся в сольном и ансамблевом пении, а так же развивать навык эмоционального, выразительно исполнения.

Цели и задачи программы реализуются на уроках сольного пения (1 академический час в неделю с 1 по 3 классы).

Контроль и учет успеваемости обучающихся является одной из форм учебного процесса. Текущий контроль, целью которого является поддержание домашних занятий, темпа продвижения ученика, осуществляется регулярно преподавателем на уроках. Оценки по пятибалльной системе выставляются в журнал и в дневник.

Промежуточная аттестация определяет степень освоения обучающимся учебных задач на данном этапе. Формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки в конце учебных четвертей, концертные выступления.

Количество часов на освоение программы предмета:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 210 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки 105 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося 105 часов.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Объем учебного предмета и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

105

в том числе:


практические занятия

94

контрольные уроки, концерты, контрольные прослушивания

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

105


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

раздела

Название темы

Количество

часов

1.

Вводное занятие. Певческая установка Певческое дыхание. Строение голосового аппарата.

21

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

21

3.

Работа над дикцией и артикуляцией. Выполнение вокальных упражнений на дикцию и артикуляцию.

22

4.

Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Ансамбль и строй.

6

5.

Работа с фонограммой. Сценическая культура.

23

Контрольные уроки:

12

Всего:

105


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

  1. Вводное занятие. Певческая установка Певческое дыхание. Строение голосового аппарата.(21 ч.):

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Активный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, пение выдержанного звука в конце произведения.

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (21 ч.):

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией. Выполнение вокальных упражнений на дикцию и артикуляцию. (22 ч.):

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных.

  1. Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Ансамбль и строй (6 ч.):

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

  1. Работа с фонограммой. Сценическая культура. (23 ч.):

Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.




ТРЕБОВАНИЯ

к результатам изучения предмета «Сольное пение»

к концу обучения обучающиеся приобретают следующие компетенции:

  • в определении характерных особенностях сольного пения, вокально-жанровых и стилистических направлениях сольного исполнительства;

  • в основной музыкальной терминологии;

  • в исполнении музыкальных произведений как сольно, так и в составе вокального ансамбля;

  • в самостоятельном разучивании вокальной партии;

  • в создании художественного образа при исполнении музыкального произведения;

  • в практическом исполнении авторских, народных, хоровых и вокальных ансамблевых произведений, отечественной и зарубежной музыки.


4. ПРОЕКТИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования;

  • позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметные результаты:

  • устойчивый интерес к вокальной музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров и стилей;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

  • участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

По окончании программы обучающиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • навыков публичных выступлений;

  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;


4.1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ДОМИСОЛЬКА»

Предмет

Отметка, балл

Показатели оценки

Сольное пение

5 (Отлично)

Яркое, артистичное исполнение произведений, соответствие авторскому стилю. Исполнение программы на опертом дыхании с безупречной артикуляцией, выровненном звучании голоса по всему диапазону. Осмысленное выполнение исполнительских задач, поставленных педагогом. Проявление творческой индивидуальности. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях.

4(хорошо)

Недостаточно осмысленное исполнение произведений, недостаточное владение вокально-технических навыков, наличие одной ошибки в средствах музыкальной выразительности.

3 (удовлетворительно)

Значительные ошибки в интонировании мелодии, слабое знание словесного текста, вялость артикуляционного аппарата, невыразительное исполнение, тусклый звук. Допускается использование оценки «3» при слабых музыкальных данных, а также в связи с проявлением некоторых особенностей психического и физического развития, выявленных в процессе дальнейшего обучения.

2,1 (неудовлетворительно)

Полное незнание вокальной партии и словесного текста.


5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Здоровьесбережение ребенка в учебном заведении процесс многокомпонентный. Его обеспечением занимаются все работники школы, включая не только администрацию и педагогический персонал, но и технический персонал тоже. Но наибольшая нагрузка и ответственность ложится на педагога.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение учащимся возможности сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении.

Для сохранения здоровья обучающимся педагогу необходимо:

  • учитывать особенности высшей нервной деятельности школьника, от которой зависит поведение, восприятие, степень и быстрота утомляемости;

  • создавать оптимальный режим занятий;

  • учитывать физические недостатки (зрение, заикание, осанка);

  • учитывать социальное благополучие или неблагополучие ребенка;

  • следить за эмоциональным состоянием ребенка;

  • проводить пропаганду ценности здорового образа жизни во внеурочной деятельности.


6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Материально-технические условия образовательной организации должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства, разработанной образовательной организацией. Материально-техническая база образовательной организации должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация должна соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

При этом в образовательной организации необходимо наличие:

  • залов (концертных, просмотровых) со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы;

  • библиотеки;

  • помещений для работы со специализированными материалами (фонотеки, видеотеки, фильмотеки, просмотровых видеозалов);

  • учебных аудиторий для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.


7. Методы и средства организации в реализации

образовательного процесса

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • выявления и развития детей в области музыкального искусства;

  • организации творческой деятельности  обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров и др.);

  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

  • построения содержания программы «Домисолька» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

  • эффективного управления ОУ.


8. Организация учебно-методического обеспечения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации

В качестве средств текущего контроля успеваемости образовательного учреждения используются академические концерты, прослушивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки проходят в виде академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце каждой четверти учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По окончанию четвертей учебного года обучающимся выставляются оценки по учебному предмету.


9. Материально-техническое обеспечение

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:

  • музыкальные инструменты (фортепиано), музыкальный центр, микрофоны, методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Аудиозаписи:

  • фонотека песен различной тематики – флэшка;

  • профессиональные фонограммы;

  • демонстрационные студийные записи песен.

Видеоматериалы:

видеоматериалы «мастер-классов»



10. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности

Организация творческой деятельности обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Сольное пение» направлена на выявление и развитие детей в области музыкального искусства. Организация программы творческой деятельности осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности обучающихся включает в себя:

  • участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского, областного, регионального, всероссийского и международного);

  • участие в творческих коллективах школы.

Организация методической деятельности обучающихся направлена на формирование навыков работы с научно-методической литературой, библиотечными архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса. Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие обучающихся в семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным материалом).

Культурно-просветительская деятельность обучающихся осуществляется через участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через посещения обучающимися учреждений культуры (филармонии, выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства и другими социальными партнерами.


11. Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Домисолька»

Требования к условиям реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Домисолька» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Домисолька» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности школа создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

  • выявления и развития детей в области музыкального искусства;

  • организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармонии, выставочных залов, театров, музеев и др.);

  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

  • построения содержания программы «Сольное пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

  • эффективного управления образовательного учреждения.

Программа «Домисолька» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий 35 недель, в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель. Продолжительность летних каникул – не менее 13 недель.

Качество реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства должно обеспечиваться за счет:

  • доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы художественной направленности;

  • наличия комфортной развивающей образовательной среды;

  • наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.


12. ЛИТЕРАТУРА

  1. Гаврилин В.А. Песни для детей. / В.А. Гаврилин – СПб: Композитор, 2009

  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. / Н. Добровольская.- М., 1987.

  3. Жученко Д.О. Дождик и художник. Песни для детского хора с сопровождением ./Д.О. Жученко- СПб:Композитор,2003

  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999

  5. Славкин М. Поет детский хор «Преображение»./ М. Славкин - М.:Владос, 2001

  6. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. / В. Соколов - М.,1983

  7. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. / Г. Стулова - М., 2002


13. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

http://www.notarhiv.ru/vokal

http://notes.tarakanov.net/katalog/kompozitori/

http://www.russianplanet.ru/music/romances/

http://www.muz-urok.ru/muz-igra.htm

https://chudesenka.ru/load/

https://deti-online.com/pesni/

https://allforchildren.ru/songs/

https://ru.drivemusic.me/kids_songs/

https://x-minus.me/theme/1

https://ru.sefon.pro/collections/children/

https://nukadeti.ru/pesni

https://notka.net/detskie-pesni/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!