СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа "Основы делового общения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения,  грамотно работать  с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Культурой делового разговора должен обладать каждый работающий, будь то врач, ученый, педагог или государственный деятель. Эта культура универсальна и потому обязательна для всех, кто связан отношениями дела.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа "Основы делового общения"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Рассмотрено:

на заседании ШМО УГЦ

Протокол № 1

от «31» августа 2023г.

подпись________

Сорокина О.С.



Утверждаю:

Директор МБОУ «Сотниковская СОШ»

____________ Е.В.Полотовская

Приказ №067

от «31» августа 2023г






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»




Направленность: социально-гуманитарная

Уровень: базовый


Возраст: 13,5-18 лет


Срок реализации 1 год (102 часа)




Автор программы:

Педагог дополнительного образования

Сибилева Ольга Михайловна













с .Сотниково.

2023г.








Общая характеристика курса

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования одной из целей является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала и общение участников образования и общение между участниками образования.

Именно потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Культурой делового разговора должен обладать каждый работающий, будь то врач, ученый, педагог или государственный деятель. Эта культура универсальна и потому обязательна для всех, кто связан отношениями дела. Она не только разумная основа делового общения, но и надежный шанс на его успех.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов стилистики, так и с конкретными условиями ёё реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличие необходимой литературы и др.).

Материал курса «Основы делового общения» условно может быть разделен на 2 части. Первая часть – это теоретическая основа для сознательного освоения последующего материала. Вторая часть является практической, поскольку раскрывает конкретную методику ведения деловой беседы, коммерческих переговоров, служебного телефонного разговора и правила оформления некоторых деловых бумаг. Все формы делового разговора рассматриваются не по отдельности, как это до сих пор делалось, а в их единстве и взаимосвязи на общей теоретической базе.

Программа ДО «Основы делового общения» составлена на основе нормативных документов:

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом № 16 президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от24.12.2018;

Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1276- р;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27.07.2022 г. № 629г. Москва «Об утверждении Порядка деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных общеобразовательных программ»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г № 882/391;

Приказа Минобрнауки РФ № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении порядка применения организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Порядка зачета организацией, осуществляющих образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 г. № 845/369;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Устава МБОУ «Сотниковская СОШ».

Направленность программы

Социально-гуманитарная

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что люди привыкли общаться в непринужденной обстановке, а на занятиях по данной программе обучающиеся смогут развить способность понимать другого человека или группу людей, формулировать сложные мысли и отработают умение донести их до окружающих, которые играют важную роль в деловом взаимодействии людей. Школьники получат понятие делового общения, которое охватывает разные виды человеческой деятельности: это и беседа, и убеждение, публичная речь, переговоры и многое другое. Чтобы стать профессионалом в каждом из них, станет понятно, для чего мы общаемся, и развиваем специальные умения, которые помогут им достичь мастерства. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, то есть речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода времени, когда бы он находился вне этого процесса жизнедеятельности, вне взаимодействия с другими объектами общества. Сегодня насчитывается огромное количество классификаций видов общения по разным критериям. Выделяют межличностное и массовое, или групповое, общение, личностно-ориентированное и предметно ориентированное общение; отдельным видом называют деловое общение. Деловое общение в наши дни проникает во все сферы жизни общества и конкретного человека. Чаще всего под деловым общением понимается сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и 4 ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.


Актуальность программы

Программа дополнительного образования «Основы делового общения» имеет социально-гуманитарную направленность и определяет содержание основ делового общения. Это позволяет обобщенно сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебное совещание, служебный телефонный разговор и прием посетителей с позицией их речевой, логической, психологической и невербальной культуры. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с основными видами оформления деловых бумаг, с особенностями официально – делового стиля, а также с лексико - грамматической и стилистической спецификой деловой речи, как в устной так и в письменной формах.

Отличительной особенностью программы «Основ делового общения» является рассмотрение природы делового общения и ребятам будут предложены практические рекомендации, как выражать свои мысли грамотно и убедительно, чтобы люди воспринимали их именно так, как вы хотите; как уметь слышать людей; как в целом эффективно строить свое взаимодействие с окружающими.

Педагогическая целесообразность

Программа направлена на повышение интереса обучающихся к деловому общению, развитию навыков и умений деловых переговоров и предназначена обеспечить усвоение практических рекомендаций, в этом заключается практическая ценность программы ДО, как выражать свои мысли грамотно и убедительно, чтобы люди воспринимали ребят именно так, как хочется им; как уметь слышать людей; как в целом эффективно строить свое взаимодействие с окружающими.


Адресат программы:

программа рассчитана на обучение детей 13,5 - 18 лет. Занятия проводятся в группе без специального отбора и подготовки.

Форма обучения и режим занятий. Программа «Основы делового общения» предполагает индивидуальную и групповую формы обучения, теоретические и практические занятия.

Состав учебной группы – постоянный.

Условия набора детей – принимаются учащиеся без специальной подготовки и не имеющие ограничений по здоровью.

Количество обучающихся: не менее 20 человек.

Программа реализуется по стартовому уровню.

Срок реализации программы – 1 год

Цель программы: создать условия для усвоения знаний об основах делового общения и сформировать профессионально – ориентированные умения в рамках деловой коммуникации, а также помочь учащимся овладеть первоначальными навыками ведения делового разговора, повысить культуру своей деловой речи. Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими провести любую из основных форм делового разговора. Кроме этого практическая часть курса включает в себя ряд практических советов по установлению и улучшению человеческих отношений, по представлению товаров, по динамичному заключению сделок , по установлению деловых контактов, оформлению ряда деловых бумаг. Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: составлению деловых текстов.

Задачи курса:

Обучающие:

- Изучить деловой разговор в сфере предпринимательской деятельности с позиций его речевой, логической, психологической и невербальной культуры.

- На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта научить основным его формам (деловой беседе, коммерческим переговорам, ведению деловых совещаний, служебных телефонных разговоров, приему посетителей и сослуживцев и общению с ними, заполнению документов)

Развивающие:

- Развивать продуктивное сотрудничество обучающихся в коллективе, в группах, в парах, с незнакомыми людьми, в деловой сфере.

- Развитие коммуникативных умений.

Воспитательные:

- Воспитывать соблюдение этических норм при общении.

- Соблюдение личной безопасности при общении.

- Достижение личных целей при общении (престиж, карьера, стремление к власти)


Обучение по данному курсу рассчитано на 102 часа:

8, 9, 10, 11 класс — 102 ч.


Формы организации учебного процесса:

Курс строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний.

Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических заданий по составлению деловых текстов.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки.


Основные принципы отбора и структурирования материала

Обучение по данному курсу основывается на принципах сознательности, активности, наглядности, систематичности, последовательности, прочности, научности, доступности и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам включенным в программу, с целью познания и изучения соответственно и строится процесс обучения.

Методы обучения: Касаясь технологии об основах делового общения, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса , можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия практические работы учащихся ), о расширении и разнообразии заданий творческого характера , связанных с профессиями. Приоритетными методами являются работа с книгой, образцами деловых бумаг, тестами, анкетами, толковыми словарями.

Формы обучения: организации работы учащихся в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование и тестирование; изучение не только трудов отечественных лингвистов, но и зарубежных специалистов, использование сравнительного анализа. Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки – семинары, уроки- конференции, игры и тесты.

Предполагаемые результаты: В результате изучения курса «Основы делового общения» учащиеся должны:

- понимать назначение официально – делового стиля речи, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;

- знать средства языка официально – делового стиля и уметь ими пользоваться;

- уметь составлять и рецензировать тексты официально – делового стиля; служебную переписку, заявление, резюме, расписку, доверенности, справки, письменные отчеты о работе и др.

- ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «основы делового общения»;

- познакомиться с основными формами делового общения, овладеть нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.



Инструментарий для оценивания результатов.

Оценка знаний проводится в целях установления глубины полученных юридических навыков путем реферирования с последующим тестированием, контрольным составлением и заполнением некоторых деловых бумаг, проведение зачетных работ, составлением отчетов в рабочих группах.

Требования к уровню подготовки обучающихся


  • иметь представление об эмоциях и чувствах как составной части общения людей и неотъемлемой части делового общения;

  • формировать стремление развивать навыки публичной речи;

  • знать «язык» невербального общения, выраженного через зрительный контакт;

  • иметь общее понятие коммуникации, осуществляемой в письменном виде;

  • уметь составлять план письменного сообщения и излагать информацию методом «обычной пирамиды» и «опрокинутой пирамиды»;

  • знать правила составления отчётов, деловых писем, докладов, конспектов как разновидностей письменной коммуникации;

  • знать общепринятые нормы и правила ведения телефонных разговоров;

  • уметь вести встречи и переговоры;

  • знать основные причины конфликтов и возможные варианты выхода из конфликтной ситуации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план


п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1.

Введение.

3

2.

Основные психологические характеристики культуры общения

12

3.

Культура речи

12

4.

Невербальное общение

21

5.

Письменные документы

24

6.

Общение по телефону

12

7.

Деловые встречи

15

8

Конфликты в деловом общении

5

6.

Повторение и обобщение

4

7.

Всего

102


Календарно-тематическое планирование по программе

«Основы делового общения


п/п

Наименование раздела и тем

Количество учебных часов


Формы аттестации, контроля

Общее кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие.

3

3



Диагностическое тестирование. Инструктаж

Модуль 1: Основные психологические характеристики культуры общения 12ч.

2.

Эмоции и чувства

3

1

2


3.

Практическое занятие по теме «Эмоции и чувства».

3


3


4.

Основы коммуникации

3

1

2


5.

Практическое занятие по теме «Основы коммуникации».

3


3

Тест

Модуль 2: Культура речи 12 ч.

6.

Культура речи и языка в деловом общении

3

2

1


7.

Практическое занятие по теме «Культура речи и языка в деловом общении».

3


3


8.

Голос и дикция

3

1

2


9.

Практическое занятие по теме «Голос и дикция».

3


3

Тест

Модуль 3: Невербальное общение 21ч.

10.

Понятие и значение невербального общения.

2

2



11.

Практическое занятие по теме «Понятие и значение невербального общения».

3


3


12.

Движения тела.

3

1

2


13.

Практическое занятие по теме «Движения тела».

3


3


14.

Зрительный контакт

2

1

1


15.

Практическое занятие по теме «Зрительный контакт».

2


2


16.

Манера поведения

3

2

1


17.

Практическое занятие по теме «Манера поведения».

3


3

Собеседование

Модуль 4: Письменные документы 24 ч.

18.

Письменная коммуникация.

2

1

1


19.

Отчёт.

2

1

1


20.

Практическое занятие по теме «Отчёт».

3

1

2


21.

Доклад.

1

1



22.

Практическое занятие по теме «Доклад».

3


3


23.

Конспект.

1

1



24.

Практическое занятие по теме «Конспект».

1


1


25.

Анкета.

1

1



26.

Практическое занятие по теме «Анкета».

3


3


27.

Автобиография и резюме.

1

1



28.

Практическое занятие по теме «Автобиография и резюме».

2


2


29.

Деловая (официальная) переписка.

1

1



30.

Практическое занятие по теме «Деловая (официальная) переписка».

1


1


31.

Запрос.

1

1



32.

Практическое занятие по теме «Запрос».

1


1

Контрольная работа

Модуль 5: Общение по телефону 12ч.

33

Правила телефонного разговора

3

1

2


34

Неудобные ситуации

3

1

2


35

Типичные ситуации

3

1

2


36

Практическое занятие по теме: «Общение по телефону»

3

1

2

Зачет

Модуль 6: Деловые встречи 15 ч.

37

Деловые встречи

3

1

2


38

Методы ведения переговоров

3

1

2


39

Практическое занятие по теме: «Деловые беседы и переговоры»

3

1

2


40

Визитные карточки

3

1

1


41

Проведение переговоров

3

1

2

Зачет

Модуль 7: Конфликты в деловом общении 5 ч.

42

Конфликты в деловом общении

2

1

1


43

Практическое занятие по теме «Типы конфликтов»

3

1

2

Зачет

Повторение и обобщение 4 ч.

33.

Повторение изученного по курсу «Основы делового общения»

2

1

2


34.

Итоговое занятие (практическое) ко всему курсу

1


1

Защита проекта (На базе Точка Роста)

35.

Итоговое занятие (практическое) ко всему курсу

1


1

Защита проекта (на базе Точка Роста)


Содержание тем учебного плана программы «Основы делового общения»


Введение. Значение общения. Образовательные задачи, решаемые в процессе делового общения.


Модуль 1: Основные психологические характеристики культуры общения.

Теория: Эмоции. Чувства.

Практика: Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл.


Модуль 2: Культура речи.

Теория: Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота.

Практика: Звучный, гибкий, красивый голос. Речевое дыхание. Дикция.


Модуль 3: Невербальное общение.

Теория: Понятие и значение невербального общения. Жесты, мимика, интонация — важнейшая часть делового общения.

Практика: Движения тела — замена слов физическими движениями. Положения тела. Зрительный контакт. Как человек смотрит. В какую сторону или на какого собеседника. Выражение лица как знак невербального общения. Мимика. Манеры поведения человека как составная часть невербального общения. Значение улыбки. Взгляд.


Модуль 4: Письменные документы.

Теория: Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и умения общаться с людьми. Два основных метода передачи информации. Отчет как средство коммуникации. Основное назначение отчета — передавать информацию. Разнообразие докладов. Доклад как изложение и обоснование результатов работы. Этапы подготовки докладов и разделы. Конспект — короткое изложение какой-либо информации. Составление, редактирование конспектов. Анкета как источник информации. Структура и форма анкеты.

Практика: Составление анкеты. Деловая переписка как составная часть делового общения. Виды официальной переписки. Общие правила оформления официальной корреспонденции. Требования к составлению официальной корреспонденции и некоторые общепринятые правила. Знакомство с нотой, памятной запиской, меморандумом. Письма деловые и дружеские. Структура делового письма: организация-отправитель, ссылки, дата, адрес. Вступительное обращение. Тема письма. Основной текст письма. Заключительная формула вежливости. Подпись. Указание на приложение. Указание на рассылку копий.

Модуль 5: Общение по телефону

Теория: Умение правильно и корректно говорить по телефону так же важно, как деловая переписка и переговоры. При общении по телефону ваш собеседник не видит, как вы одеты, выражения вашего лица в процессе беседы, но он может оценить, говорят ли с ним любезно, тактично, с желанием помочь или нет.

Практика: Российская практика делового общения показывает, что при разговоре по телефону наиболее отчетливо проявляются скверные манеры служащих. В связи с этим данная тема посвящена знакомству учащихся с нормами и правилами общения по телефону, формированию у них отношения к телефонному разговору как составной части делового общения.

Модуль 6: Деловые встречи

Теория: Деловые встречи можно разделить на беседы и переговоры.

Практика: Беседы предполагают только обмен точками зрения, мнениями, позициями по обсуждаемому вопросу. В наиболее простой и доступной форме изложить учащимся основные правила к числу которых относится подготовка встречи.

Модуль 7: Конфликты в деловом общении

Теория: Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которыми могут быть конкретные лица или группы людей. Виды конфликтов.

Практика: Разрешение конфликтов.


3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные универсальные учебные действия:

-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;


Коммуникативные универсальные учебные действия:

-осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты:

-знакомство с технологиями деловых коммуникаций, широким набором коммуникативных приемов и техникой установления контакта с собеседником, создания атмосферы доверительного общения;

-организация обратной связи с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности; методами познания личности партнера по общению; приобретение навыков проведения деловых бесед и переговоров с высоким уровнем психологической культуры;

-приобретение навыков профилактики и нейтрализации межличностных и межгрупповых конфликтов;


Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-умение оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),

-умение распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК



п/п


Год обучения


Дата

начала занятий


Дата окончания занятий


Количество учебных

недель в год


Количество учебных

дней в год


Количество

учебных

часов в год


Режим

занятий


Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации

Разновозрастная группа

2023-2024

04.09.

2023

29.05.

2024

34

102

102

Очный

Апрель-май



5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в кабинете, оснащенном дидактическими средствами, методическими разработками. В актовом зале на сцене проводятся практические занятия.

Информационное обеспечение

Электронные образовательные ресурсы по основам делового общения «Эмоции», «Конфликт», «Письменные документы» «Невербальное общение», раздаточный дидактический материал,

При реализации программы каждый обучающийся обеспечен доступом к базам данных и библиотечным фондам, в том числе к электронным изданиям, Интернет-ресурсам. 

Кадровое обеспечение

     Программа реализуется профильными педагогами дополнительного образования, обладающими соответствующей квалификацией, необходимым профессиональным опытом в предметной области.

6.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы аттестации

Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции используются следующие формы контроля: текущий, тематический, итоговый, диагностика воспитанности обучающихся.

Текущий контроль - оперативная и динамическая проверка результатов обучения, сопутствующая процессу формирования знаний, выработки и

закрепления умений и навыков учащихся (диагностика).

Тематический контроль - проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, зачеты).

Итоговый контроль - оценка результатов обучения за полугодие – зачет, за год – защита проекта.

Диагностика воспитанности позволяет увидеть динамику изменений в личностной сфере воспитанников. По результатам диагностики определяются оптимальные условия для развития каждого подростка с учетом его возрастных особенностей.

Методы педагогического мониторинга: наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос.

Формы педагогического мониторинга: контроля знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков воспитанников); собеседования; соревнования; слёты.

Формы подведения итогов реализации программы

В течение учебного года учащиеся выступают на внеклассных мероприятиях, участвуют в соревнованиях, фестивалях, принимают участие в конкурсах, викторинах.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. В конце полугодия, учебного года учащиеся сдают зачеты, проходят тематическое тестирование. Результаты заносятся в журнал с тематическим учетом.


7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


7.1 Перечень учебно-методического обеспечения

7.2 Формы организации деятельности

Групповые;

Индивидуально-групповые;

Индивидуальные.

Нетрадиционные формы работы: театрализация, инсценировка, игра, медиа-представление, домысливание, озвучивание, «генераторы-критики» и др.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология обучения в сотрудничестве, групповые технологии, исследовательского (проблемного) обучения


Формы проведения занятий:

Сочетание обзорных бесед и лекций;

Занятия-презентации, круглые столы;

Контрольно-зачетные занятия.

Методы работы рассчитаны как на индивидуальный подход, так и на групповой:

Частично-поисковый метод (реализация через решение творческих задач);

Алгоритмический метод (обучение по схемам ориентировочной деятельности);

Наглядный метод (использование в процессе обучение ТСО, наглядной литературы);

Творческий метод (решение задач практической и теоретической направленности, учебных ситуаций, участие в интеллектуальных и творческих играх и т.д.).


Программа базируется на следующих принципах:

Принцип гуманитаризации (формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных традиций);

Принцип гуманизации (обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, личностного и индивидуального подхода);

Принцип демократизации (реализация педагогики сотрудничества, самоорганизации и самоопределение в выборе вариантов обучения);

Принцип осознания (осознание своего места и психического состояния)

Принцип экологического подхода к воспитанию (целостное видение мира, видение себя и своей человеческой функции во взаимоотношении с обществом, государством);

Принцип добровольности (добровольное зачисление в объединение);

Принцип взаимоуважения.

Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, рабочие листы, задания, упражнения и др.


8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.: методическое пособие/ С.Ф.Сизикова, - М.: Дрофа, 2006

2. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи/ И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, - М.: Междунар. отношения, 1993

3. Кохтев, Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл./ Н.Н.Кохтев, - М.: Просвещение, 2006

Аллан П. Язык жестов. — М., 1996.

Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. — М., 1998.

Наин А.Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.

Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.

Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1995.



















Приложение 1


Мониторинг результатов образовательной деятельности

Примерная тематика проектов:

  1. Риторический инструментарий деловой речи.

  2. Речевой этикет в деловом общении.

  3. Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике.

  4. Специфические особенности общения как особого вида взаимодействия людей.

  5. Вербальные и невербальные средства делового общения.

  6. Роль невербальных средств в общении людей.

  7. Официально деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.

  8. Русский язык. Деловые бумаги.





Приложение 2

Протокол защиты проекта










ФИ учащегося

Критерии оценивания проектной работы по двум уровням сформированности навыков проектной деятельности:

Б-базовый, П -повышенный


1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем.

Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий

2. Сформированность предметных знаний и способов действий,проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/ темой, использовать имеющиеся знания и способы действий

3.Сформированность регулятивных действий,проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью.

4. Сформированность коммуникативных действий,проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!