СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Народная художественная культура"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительня общеразвивающая программа художественной направленности "Народная художественная культура"

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Народная художественная культура"»



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Народная художественная культура» разработана в соответствии:

Федеральным законом от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Федеральным законом № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 № 996-р);

  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  • Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 131 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;

  • Приказом КГАОУ ДО РМЦ № 383 П от 26.09.2019 г. об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае,

  • Программой воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Хабаровского края, на 2021 - 2025 годы от 29.12.2020 г. № 1282;

  • Муниципальной программой "Развитие воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края" от 14.09.2021 №873-па;

  • Уставом МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

  • Программой «Воспитание» МБОУДОДЦДТ п Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

  • Положением о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОДЦДТ п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Дополнительная общеразвивающая программа «Народная художественная культура» художественной направленности. Базовый уровень способствует развитию творческой личности, приобщает учащихся к духовным ценностям, помогает им познать сердцем родной народ, стать наследниками национальных культурных традиций.

Изучая народное творчество, учащиеся открывают для себя богатство духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.

На занятиях учащиеся учатся ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, развиваются творчески, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными художественными промыслами, декоративно – прикладным творчеством.

.

Актуальность данной программы в том, что она помогает обществу вернуть утраченную историческую память, восстановить складывающуюся веками систему духовных ценностей, существенно повлиять на формирование личности ребёнка и его социальную адаптацию.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием элементов народной культуры в воспитании подрастающего поколения, прочувствование народных традиций, изучение и воссоздание утраченных корней русской культуры.

Реализация программы «Народная художественная культура» позволяет рассматривать воспитание через призму мотивации творческой деятельности и самореализации, через поисково-исследовательскую работу.

Культурологические подходы расширяют воспитательное поле индивидуума, дают возможность избежать декларирования нравственно-этических постулатов и предложить ребёнку самому, путём проб и ошибок, прийти к общечеловеческим ценностям.

Ориентация на национальную и мировую культуру позволяет насыщать программу региональным содержанием, не перестраивая тематические блоки.

Отличительные особенности

Программа модифицированная, разработана на основе программы «Народная художественная культура». Ведущей педагогической идеей программы стала концепция Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского, которые, отказавшись от приоритета узкоспециальных задач, связанных с формированием знаний, умений и навыков в области художественного творчества, ставит цели целостно-личностного развития ребёнка средствами искусства.

Адресат программы

Программа предназначена для работы с учащимися 6 – 15 лет.

По срокам реализации программа рассчитана на 3 года. Количество учащихся в группе согласно Устава МБОУДОДЦДТ п. Маго: 8-12 человек для первого года обучения; 7-10 человек для второго года обучения; 6-8 человек для третьего года обучения.

Место проведения занятий – ЦДТ, кабинет в центре детского творчества.

Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы.

Объем и сроки усвоения программы, режим занятий:

период

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во недель

Кол-во часов в год

1 год обучения

3 часа

2

6 ч

36

216 ч

2 год обучения

3 часа

2

6 ч

36

216 ч

3 год обучения

3 часа

2

6 ч

36

216 ч

Итого:





648 ч

ОБУЧЕНИЕ

Цель: развитие интереса к народной художественной культуре, ее традициям и наследию через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы:

-привить интерес к народной культуре и искусству;

-развивать творческие способности, воображение, потребность общаться с искусством;

-развивать способность работать в коллективе, рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- воспитывать любовь к Родине, любознательность, уважение к работе народных мастеров;

- воспитывать культуру общения, эмоционально – нравственную отзывчивость, доброжелательность.



Формы организации занятий

Преподавание курса предусматривает использование разнообразных форм проведения занятий: (фронтальные, индивидуальные, групповые), а так­же активных форм обучения: дискуссий, ролевых игр, исследовательских ра­бот, самонаблюдений, просмотра и обсуждения кино - и мультфильмов, защиты творческих работ. На занятиях первостепенное значение отводится формиро­ванию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.


Учебный план 1-ого года обучения

п./п.


Разделы программы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Язык таинственных узоров

70

25

45

Наблюдение, первичная диагностика творческая работа, самостоятельная работа, зачет

2.

Цветная палитра

20

8

12

Опрос, творческая работа, самостоятельная работа, зачет

3.

Чудесный короб

54

20

34

Опрос, творческая работа, наблюдение, зачет

4.

Воспитание

72

21

51

Наблюдение


Всего часов:

216

74

142



Учебный план 2-ого года обучения

п./п.

Разделы программы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Язык таинственных узоров

70

25

45

Наблюдение, тестирование, творческая работа, самостоятельная работа, зачет

2.

Цветная палитра

20

8

12

Опрос, творческая работа, самостоятельная работа, зачет

3.

Чудесный короб

54

20

34

Опрос, творческая работа, выставка, зачет

4.

Воспитание

72

21

51

Наблюдение


Всего часов:

216

74

142



Учебный план 3-ого года обучения

п./п.


Разделы программы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Язык таинственных узоров

70

25

45

наблюдение, тестирование творческая работа, самостоятельная работа,

2.

Цветная палитра

20

8

12

опрос, творческая работа, самостоятельная работа, зачет

3.

Чудесный короб

54

20

34

Игры, конкурсы, викторины, выставка, зачёт

4.

Воспитание

72

21

51

Наблюдение


Всего часов

216

74

142


Содержание программы



Содержание программы 1 – го года обучения

1. Язык таинственных узоров.

Теория: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Демонстрация изделий народных мастеров и изделий, изготовленных ребятами в предыдущие годы. Значение расписных изделий народных мастеров в быту крестьянина и значение изделий мастеров народных промыслов в современном интерьере. Краткие сведения из истории росписи в России: Городецкая, Хохломская, Полхов-Майданская роспись. Показ слайдов, репродукций, видеозаписи. Ознакомление с основами композиции. Изучение элементов растительного и животного мира природы, для дальнейшего сравнения с элементами композиционного орнаментов.

Практические занятия: зарисовка элементов орнамента. Упражнение в кистевой росписи. Выполнение композиционных схем. Композиционные формы – квадрат, круг, прямоугольник.

2.Цветная палитра

Теория: ритм, линия симметрии. Учимся рисовать кистью. Техника работы акварелью, гуашью. Основы цветоведения. Цвета радуги и способы получения оттенков цвета. Линии и формы. Контрасты черного и белого. Цветовой круг. Специфика цветовой гаммы в росписи.

Практика: секреты цветового круга. Работа кистью акварельными гуашевыми красками. Знакомство с цветовыми сочетаниями красок в орнаменте.

3.Чудесный короб

Теория: знакомство с жанрами устного народного творчества. Календарные и христианские праздники и обряды. Сказочные и мифологические образы.

Практика: народные приметы, песни, сказки, народные игры.



Содержание программы 2 – го года обучения.

1.Язык таинственных узоров

Теория: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве, видах орнамента, и работа над созданием узоров. Представление о природе и мироздании предметов быта, костюма, сказочные и мифологические образы русского народного искусства. История возникновения и развития русской народной матрёшки, дымковской игрушки, хохломского промысла, городецких мотивов, полхов-майданской росписи.

Практические занятия: упражнения в росписи элементов хохломской, городецкой, полхов-майданской мотивов. Цветовые сочетания в орнаментах. Эмоциональная выразительность композиции. Упражнения в технике кистевой росписи под фон: черный, красный, смешанный, зеленый.

2.Цветная палитра

Теория: цвета, присущие хохломской, городецкой, полхов-майданской росписи. Красота цвета. О цвете и колорите. Цветовые эффекты.

Практика: знакомство с цветовыми сочетаниями красок в орнаментах.

3.Чудесный короб

Теория: жанры устного народного творчества русского народного искусства. Календарные праздники и обычаи народов земли как нравственно-эстетическая ценность, как способ выражения связи между человеком и природой, между людьми.

Практика: музыкально-песенное творчество народов земли. Пословицы, поговорки, загадки, заклички и др.



Содержание программы 3 – го года обучения

1.Язык таинственных узоров

Теория: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Народное искусство как средство отражения окружающего мира. Декоративное искусство в современном мире, современное выставочное искусство. Азбука языка в образе народного костюма. История промысла русской матрешки. Традиционные виды матрешек. История возникновения жостовских подносов, гжельской керамики, изучение лучших работ художников.

Практические занятия: упражнения в технике кистевой росписи. Обработка заготовки изделия под роспись. Закрашивание фона (если это предусмотрено эскизом). Создание эскизов в натуральную величину будущего изделия на основе собранного материала по теме. Построение композиции.

2.Цветная палитра

Теория: Цвета присущие росписи: семеновской, загорской, полхов-майданской, роспись нетрадиционной матрёшки; гжели, жостовской росписи. Тоновый и цветовой контраст. Восприятие цвета и воздействие цвета на человека.

Практика: закрепление цветовых сочетаний красок в орнаментах хохломы, городецкой, полхов-майданской росписи. Знакомство с цветовыми сочетаниями гжели, жостово.

3. Чудесный короб

Теория: календарные праздники. Мудрость народов мира в малых жанрах фольклора (пословицы, поговорки, загадки и др.) Мифы, легенды, сказки, песни народов мира, их жанровая разновидность. Национальное своеобразие, связь с историей, древними обрядами, природой этих стран. Понятие о дальневосточной культуре. Этнографические фольклорные традиции. Культура и искусство коренных народов Приамурья. Особенности народной художественной культуры стран Азиатско-тихоокеанского региона (Корея, Япония).

Практическое занятие: русские народные игры, конкурсы, викторины, пословицы, поговорки и др. Подготовка и проведение выставки.

Календарный учебный график представлен в Приложении 1


Планируемые результаты

Предметные:

В конце первого года обучения:

- знания основных видов народного художественного творчества;

-умения изображать с натуры предметы (объекты) окружающего мира;

- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

- знания основных этапов развития декоративно – прикладного и изобразительного искусства;

В конце второго года обучения: 

- знание основных методов и способов росписи изделий декоративно – прикладного искусства;

- умение раскрыть образное и живописно – пластическое решение в художественно – творческих работах;

- знание закономерностей построения художественной формы и особенностей её восприятия и воплощения;

- знание истории создания лучших образцов народного художественного творчества;

В конце третьего года обучения:

- знание видов декоративно – прикладного искусства, историю возникновения и развития народных промыслов;

- знание вариантов композиционного размещения орнаментов других декоративных элементов;

- знание главных отличительных элементов орнамента в росписи изделий;

- сочетание росписи предмета с его формой;

- владение кистевым приёмом росписи и последовательной работы над ней.

Метапредметные:

Учащиеся будут уметь:

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- самостоятельно составлять декоративные композиции;

- применять на практике виды декоративно-прикладного искусства;

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность;


ВОСПИТАНИЕ

Цель: Формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи:

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • Воспитывать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни, сознательного отношения к семейным ценностям;

  • Способствовать формированию условий для активного отдыха детей, через стимулирование творчества и инициативы;

  • Способствовать развитию творческой и социальной активности.


Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания:

  • гражданское воспитание - формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

  • патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

  • эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  • экологическое воспитание - формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

  • ценности научного познания (познавательное воспитание)- воспитание стремления к познанию себя и других людей природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.


Планируемые результаты:

У учащихся:

- будет развито чувство патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

-будут развиты нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

-будут сформированы потребности в здоровом образе жизни, сознательное отношение к семейным ценностям;

-будут сформированы условия для активного отдыха детей, через стимулирование творчества и инициативы;

-будет развита творческая и социальная активность.

Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 2



Комплекс организационно-педагогических условий


Для того чтобы продуктивно реализовать программу необходимы следующие условия:

-Учебный кабинет, столы, стулья;

Для обучения росписи из дерева, стекла, керамики основными материалами служат:

- деревянные заготовки или фанера под роспись - 12;

- стеклянные изделия под роспись -12;

- керамические изделия под роспись - 12.

Для занятий понадобится:

- фанеры толщиной в 80 мм, (для изготовления изделий под роспись) - 12;

- акварельные краски и гуашь, акриловые краски персонально для каждого воспитанника;

- мебельный лак, акриловый лак;

- водоэмульсионная цветная краска, для грунтовки поверхности изделий из фанеры и дерева;

- кисти беличьи, колонковые или из пони, из искусственного упругого мягкого волокна с 1-12 номера, широкая, плоская кисть -12.

- наждачная бумага различной нумерации;

- листы ватмана, цветная копировальная бумага, калька, альбомы для рисования, картон, цветная бумага;

- канцелярские принадлежности

. Дидактический материал

- Наглядные образцы изделий по народно – художественным промыслам России.

- Шаблоны форм изделий для обводки в личных альбомах с последующей росписью.

- Образцы элементов композиций.

- Иллюстрированные альбомы; эскизы с разными видами росписи народно – художественных промыслов.

- Открытки с изделиями, видами бабочек, рыб, птиц, лошадей, насекомых, лекарственными травами, альбомы с фотографиями по хохломской росписи.

- Альбом по стилизации элементов народно – художественных промыслов.

- Компьютерные диски с записью фрагментов природы родного края и элементами живой природы (цветы, листья, бутоны, ягоды, бабочки, птицы, рыбы).

- Виды росписи по хохломским мотивам:

- элементы кустов травки;

- технологическая последовательность росписи.

- Викторина: карточки с вопросами и ответами по народно – художественным промыслам НХК.

- Изделия, изготовленные ребятами предыдущих годов.

Программный материал изучается по принципу от простого к сложному. От изучения основных элементов росписи, упражнений на повтор, до заданий на импровизацию и роспись объемных изделий.

Работа по изучению видов росписи сопровождается показом подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства.


Информационное обеспечение

  • Фото-, видеокамера;

  • Мультимедиапроектор;

  • Экран;

  • Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео);

  • Архив видео и фотоматериалов

  • Компьютер;

  • Музыкальный центр;

  • УМК к программе

  • Методические разработки занятий


Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования Щепелева Лариса Андреевна;

Образование – высшее;

Квалификационная категория – высшая;


Форма аттестации


Результаты отслеживания осуществляются путем проведения входного, промежуточного и итогового этапов диагностики.

Входная диагностика проводится в начале учебного года. Её цель- определение уровня подготовки детей к началу обучения, то есть начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия с целью оценки успешности, продвижения, подведение промежуточных итогов обучения. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Итоговый этап- подведение итогов к концу учебного года. На этом этапе анализируются результаты обучения, и оценивается успешность усвоения учащимися учебной программы.

Педагогический контроль знаний, умений учащихся осуществляется по четырем уровням:

1 уровень – подготовительный

2 уровень – начальный

3 уровень – освоения

4 уровень – совершенствования





Оценочные материалы


Формами предоставления результатов усвоения программы являются тесты по разделам программы, конкурсно-развлекательные и творческие мероприятия, наблюдение педагога за работой учащегося, выставки работ по результатам усвоения темы, выставки детского творчества муниципального, регионального и федерального значения.

В процессе обучения у учащихся по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

  • через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

«Мониторинг развития качеств личности» отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Народная художественная культура». (Приложение 3)

Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой. (Приложение 4)

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.


Методическое обеспечение программы


Для реализации данной программы используются наглядные, словесные, игровые и практические методы обучения. Проведение мастер-классов, открытых занятий, воспитательных мероприятий.

Методическое обеспечение программы включает в себя: методическую литературу и методические разработки для обеспечения образовательного и воспитательного процесса (календарно-тематическое планирование, планы-конспекты занятий, годовой план воспитательной работы, сценарии воспитательных мероприятий и бесед, положения конкурсов, дидактический материал, компьютер, видеоматериал и т.д.)

Форма проведения занятий:

Теоретические - лекции, беседы, викторины, анкетирование, опросы, просмотр репродукций, фотографий, открыток, альбомов, образцов изделий народно – художественных промыслов России, видеозаписей по народно – художественным промыслам, прослушивание аудиокассет с фонограммами фольклорных коллективов и тематическими записями звуков природы, информаций на электронных носителях с тематическим материалом.

Теория знакомит детей с народно-художественными промыслами России, с их истоками мастерства, традициями, технологией изготовления и росписью изделий, с особенностями образного языка, которому свойственны обобщенность и плоскостность изображения, художественная условность, орнаментальность. Особенности художественных средств (формы, объемы, линии, цвет, ритм, фактура). Так же теория знакомит с фольклорными жанрами, обрядами, поговорками, сказками, сказаниями и легендами, с укладом жизни разных регионов страны.

Практические - позволяют приобретать навыки в ремесленном промысле: росписи изделий, в изготовлении наглядных пособий, образцов, методических карточек, таблиц, плакатов, схем, открыток, сувениров, альбомов с композициями.

Практика позволяет попробовать собственные силы в создании изделий народно-прикладных ремесел с элементами композиций по мотивам Хохломской, Городецкой, Гжельской росписи и росписи матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской, в составлении традиционных и нетрадиционных мотивов народных промыслов.

Программа предусматривает экскурсии:

- на природу (с целью изучения растительного и животного мира, которые тесно связаны с прикладным творчеством);

- в музеи, на выставки, конкурсы, праздники, концерты и другие массовые мероприятия с общеобразовательной и общеразвивающей целью.

Также программа предусматривает привлечение родителей к сознательному поиску путей формирования личности ребенка через искусство и национальную культуру, к творчеству детей в объединении «Народная художественная культура». Одной из форм программы является приглашение родителей на культурно-массовые мероприятия объединения, на индивидуальные беседы, собрания.

Технологическую основу программы составляют следующие технологии:

по подходу к ребенку

1.гуманно-личностные;

2.технологии сотрудничества;

3.личностно-ориентированные;

4.природосообразные (природа и взаимодействие с ней).

по видам занятий

1.групповые;

по методам

1.объяснительно-иллюстрированный метод (методически - дидактический);

2.репродуктивный (педагог демонстрирует – воспитанник воспроизводит);

3.поисковый;

4.диагностический;

5.игровой;

6.информационный.

7.эмпирический (проб и ошибок);

8.эвристический (развитие творческих способностей);

метод творчества

1.образного видения;

2.смыслового видения;

3.эмпатическо - эмоциональный;

4.символического видения;

5.придумывания;

6.сравнения;

7.ассоциативно-рефлекторная методика

метод воспитания

1.изменения отношений;

2.изменения деятельности в общении;

3.изменения компонентов воспитательной системы (коррекция родительского воспитания).

При проведении занятий важно учитывать возрастные и творческие особенности детей. С этой целью используются следующие технологии:

- технология игрового обучения:

- технология дифференцированного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии.





































Список литературы для педагогов


    1. Гаврилова, В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: учебное пособие / В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. - Волгоград: Учитель, 2010. – 105 с.

    2. Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебное пособие/ Н. А. Горяева, О.В. Островская. - Москва: Просвещение,2005. – 177 с.

    3. Дроздова, С. Б. Изобразительное искусство: поурочные планы / С. Б. Дроздова, - Волгоград: Учитель, 2008. - 78 с.

    4. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. - Ростов - на Дону: Учитель, 2007. – 134с.

    5. Климова Е..П. Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: учебное пособие / Е. П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2005. - 163 с.

    6. Костерин, Н. П. Учебное рисование: учебное пособие для учащихся педучилищ по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Н. П. Костерин. - 2010. 184 с.

    7. Попова Г. П. Классные часы. 2 класс: учебное пособие / Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008. - 63 с.

    8. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. -2 –е издание- Москва: Айрис- пресс, 2004. - 53 с.

    9. Сборник образовательных программ дополнительного образования детей. - Хабаровск (2 ч.), 2004. - 260 с.

    10. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: учебное пособие / М.С. Соколова. - Москва: Гуманитарное издательство центр Владос, 2005. - 144 с.


Список литературы для детей:

      1. Багрова JI. A. Я познаю мир – растения / Л. А. Багрова. – Москва: Астрель, 2004. - 206 с.

      2. Багинская А. А. Деревья, плоды, листья / А. А. Багинская. – Москва: Адонис, 2007. - 167 с.

      3. Баранова И.И. Деревья и листья; Ягоды, фрукты / И. И. Баранова. - Москва: ООО Хатбер - пресс,2008. – 95 с.

      4. Баранова, И.И. Насекомые; Птицы / И. И. Баранова. – Москва: ОООХатбер - пресс,2006. – 85 с.

      5. Васильева М.А. Городецкая роспись - искусство детям / М. А. Васильева. – Москва: Мозаика - Синтез,2009. - 114 с.

      6. Ващенко О. Н. Учимся писать акварелью / О.Н. Ващенко. - Ростов н/Д: Лео, 2004. – 78 с.

      7. Дорожин, Ю.Г. Сказочная Гжель - искусство детям / Ю. Г. Дорожин. – Москва: Мозаика - Синтез, 2008. - 176 с.

      8. Куцакова, JI. B. Мама я умею рисовать Л. В. Куцакова. – Москва: Мои мир, 2007. - 154 с.

      9. Орлова Л.В. Хохломская роспись. - Искусство детям / Л. В. Орлова. - Москва: Мозайка – Синтез, 2008. – 128 с.

      10. Шалаева Г. П. Цвет. Форма. Размер / Г. П. Шалаева. - Москва: ООО Альт, 2008. – 136 с. Шалаева, Г. П. Учимся рисовать растения / Г. П. Шалаева. - Москва: ACT СЛОВО, 2009. – 94 с.




Интернет ресурсы:

https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-gzhelskaya-rospis-3425159.html

https://ppt4web.ru/

https://hendmeid.guru/risovanie/master-klass-po-gzhelskoy-rospisi

https://yandex.ru/images/search?text=Последовательное%20выполнение%20росписи%20городецкого%20фазана%20презентация&stype=image&lr=76&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=Изображение%20сказочного%20терема%20в%20гжельской%20композиции&stype=image&lr=76&source=wiz

https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gzhel/osobennosti-gzhelskoj-rospisi-i-master-klass-po-risovaniyu-uzorov.html

https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gorodetskaya/gorodetskaya-rospis-pravila-kompozitsii-i-izobrazheniya-elementov.html

https://infourok.ru/prezentaciya-k-zanyatiyu-po-narodnomu-tvorchestvu-kon-v-gorodeckoy-rospisi-1750375.html

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11337309226834086564&text=Синяя%20птица-главный%20мотив%20гжельского%20народного%20промысла%20Синяя%20птица%20в%20гжельской%20росписи%20последовательная%20роспись&text=мотив%20&path=wizard&parent-reqid=1589197211180546-181464013288822234500299-production-app-host-sas-web-yp-140&redircnt=1589197274.1

https://easyen.ru/load/mkhk_izo/3_klass/igra_viktorina_gzhel/184-1-0-4536














Приложение 1

Календарный учебный график 1-ого года обучения

Занятия



Дата



Тема занятия

Количество часов



Форма занятия


Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

1


Вводное занятие

2

1

1

Текст викторины, инструктажи по т/б, пожарной безопасности.

Входная (первичная),

аттестация, тестирование

2


В стране народной художественной культуры

2

1

1

Урок-путешествие


Опрос

3


Волшебник-простой карандаш

2

1

1

«Быль-сказка о карандашах». Упражнения с возможностями карандаша

Анализ

4


Сказка о трех художниках.

2

1

1

Рассказ педагога. Упражнения с красками.

Самостоятельная работа

5


Перо Жар птицы.

2

1

1

Урок закрепления.

Таблица цветов

Зачёт

6


Путешествие в осеннее царство

2

1

1

Прогулка в сквер.

Познавательно-развлекательная программа

Педагогическое наблюдение


7


Осенняя ветка дерева

2

1

1

Рисование с натуры.

Самостоятельная работа

8


Волшебные краски осеннего дерева

2

1

1

Беседа – путешествие

Опрос

9


Рисование фруктов и овощей

2

1

1

Ознакомительная беседа

Опрос

10


Натюрморт из разнородных предметов

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра

Педагогическое наблюдение

11


Красота вокруг нас. Пестрый мир бабочек.

2

1

1

Викторина


Опрос

12


Декоративно - прикладное искусство и его значение в жизни людей

«Волшебные листья и ягоды».

2

1

1

Беседа с игровыми элементами

Опрос

13


Волшебный узор - красота орнаментов из растительных форм.

2

1

1

Моделирование

Тестирование

14


Закладка в книгу - орнамент из геометрических форм.

2

1

1

Беседа с игровыми элементами.

Моделирование

Опрос

15


Обои и шторы в твоем доме – узор на прямоугольнике

2

1

1

Моделирование

Тестирование

16


Мамин платок - узор на квадрате

2

1

1

Беседа с игровыми элементами.

Моделирование

Опрос

17


Блюдце с узорами - узор на круге

2

1

1

Моделирование

Тестирование

18


Украшение жизни и интерьера. Как украшают посуду.


2

1

1

Беседа с игровыми элементами.

Моделирование

Опрос

19


Украсим посуду цветочной росписью

2

1

1

Практикум

Выставка работ

20


Веселый узор Полхов-Майдана

2

1

1

Беседа

Опрос

21


Цветочные узоры. Роспись сахарницы.

2

1

1

Беседа. Практикум

Опрос

22


Майданская роза.

Роспись вазы.

2

1

1

Беседа. Практикум

Опрос

23


Грибы-копилки и птицы-свистульки

2

1

1

Презентация

Творческая работа

24


Гирлянда - роспись деревянных лошадок.

2

1

1

Беседа с игровыми элементами

Опрос

25


Убранство русской избы и ее внутренний мир.

Роспись прялки.

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра

Творческая работа

26


Секрет красоты народной вышивки. Роспись рушника.

2

1

1

Беседа

Опрос

27


Красота русской зимней природы. Рисование «Зимняя сказка»

2

1

1

Стихотворно-музыкальное занятие

Творческая работа

28


Украшение и реальность. Рисование «Снежинки»

2

1

1

Занятие-фантазия

Творческая работа

29


Линия в орнаменте

Новогодние шары

2

1

1

Занятие-фантазия. Практикум.

Зачет

30


Наша новогодняя елка.

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра

Творческая работа

31


Новый год стучится у ворот.

2

1

1

Занятие-сказка

Итоговая выставка

32


История возникновения и развития русской матрешки

2

1

1

Заочная экскурсия

Опрос

33


Рождественские посиделки

2

1

1

Беседа с игровыми элементами

Опрос

34


Особенности одежды матрешки

2

1

1

Моделирование

Тестирование

35


Платок и композиционное размещение узора.

2

1

1

Практикум

Зачет

36


Роспись матрешки - кармашка

2

1

1

Коллективно Творческое Дело

Творческая работа

37


Композиционное размещение росписи на матрешке.

2

1

1

Практикум

Зачет

38


Работа над эскизами по росписи матрешки

2

1

1

Беседа. Практикум

Опрос

39


Матрена - хлебосольная хозяйка

2

1

1

Рисование

Творческая работа

40


Русская матрешка


2

1

1

Рисование

Итоговое занятие

41


В гостях у сказки.

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

2

1

1

Занятие-сказка

Творческая работа

42


Иллюстрирование русской народной сказки «Три медведя»

2

1

1

Занятие-сказка

Выставка

43


Русские богатыри - отражение в национальной культуре исторической памяти народа.

2

1

1

Занятие-сказка

Выставка

44


Образ русского воина - богатыря в различных видах изобразительного и народного искусства

2

1

1

Игра-имитация

Опрос

45


Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении.

2

1

1

Презентация

Творческая работа

46


Материнская любовь и нежность в творчестве художников

2

1

1

Презентация

Творческая работа

47


Моя мама лучшая на свете.

2

1

1

Беседа.

Опрос

48


Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

2

1

1

Презентация

Творческая работа

49


Глиняные игрушки в России.

История гончарного мастерства

2

1

1

Презентация. Беседа

Опрос

50


Дымковские узоры

2

1

1

Беседа, рисование

Опрос

51


Волшебные лошадки

2

1

1

Игра-имитация

Педагогическое наблюдение

52


Возникновение образа сказочной птицы и его символическое значение

2

1

1

Занятие-фантазия

Творческая работа

53


Женский образ в дымковской игрушке

2

1

1

Беседа. Игра-путешествие

Опрос

54


Роспись барыни- щеголихи

2

1

1

Игра-имитация

Педагогическое наблюдение

55


Цирковое представление

2

1

1

Занятие-фантазия

Педагогическое наблюдение

56


Веселое шествие дымковских игрушек

2

1

1

Практикум.

Выставка

57


Праздник в Царстве Дымково.

2

1

1

Заочная

 экскурсия

Итоговое занятие. Анализ приобретённых умений

58


Космическое путешествие

2

1

1

Занятие-фантазия

Педагогическое наблюдение

59


Весна идет! Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

2

1

1

Стихотворно-музыкальное занятие

Педагогическое наблюдение

60


Рисование распустившейся ветки.

2

1

1

Конкурс рисунков

Творческая работа

61


Букет весенних цветов

2

1

1

Стихотворно-музыкальное занятие

Педагогическое наблюдение

62


Сказочный цветок

2

1

1

Занятие-сказка

Выставка

63


Летят перелетные птицы

2

1

1

Викторина

Опрос

64


Сказочная птица

2

1

1

Занятие-фантазия

Творческая работа

65


Славный праздник день Победы

2

1

1

праздник

Педагогическое наблюдение

66


Салют на Красной площади

2

1

1

Игра-имитация

Творческая работа

67


Новый район города

2

1

1

Занятие-фантазия

Творческая работа

68


Машины на нашей улице

2

1

1

Занятие-игра

Конкурс

69


Моя любимая игрушка

2

1

1

Выставка игрушек

Выставка

70


Обитатели подводного мира

2

1

1

Презентация

Творческая работа

71


Здравствуй, лето! – рисование по воображению

2

1

1

Занятие-фантазия

Творческая работа

72


Искусствоведческая викторина

2

1

1

студия

Зачет



Календарный учебный график 2-ого года обучения

занятия



Дата



Тема занятия

Количество часов



Форма занятия


Форма

контроля

всего

теория

практика

1


Вводное занятие

2

1

1

Вызвать желание посещать кружок. Создавать благоприятную

обстановку

Входная (первичная),аттестация, тестирование

2


Декоративно - прикладное искусство во и его значение в жизни людей.

2

1

1

Знакомство с видами народного искусства и ремесла. Дать понятие об узоре

Опрос

3


Изобразительные виды декора. Народный

календарь- сентябрь

2

1

1

Знакомство с изобразительным видом декора. Различать сюжетное и символическое изображение

Опрос

4


Орнамент и его виды. Замкнутый орнамент

2

1

1

Знакомство с видами орнамента, формировать представление о замкнутом орнаменте

Опрос

5


Ленточный орнамент

2

1

1

Дать представление о ленточном орнаменте

Опрос

6


Сетчатый орнамент

2

1

1

Дать представление о сетчатом орнаменте

Опрос

7


Красота орнамента из растительных форм.

2

1

1

Умение передавать в рисунке изображения растительных элементов

Педагогическое наблюдение

8


Красота орнамента из геометрических фигур

2

1

1

Дать понятие, что геометрический орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов.

Опрос

9


Построение узора на квадрате. Мамин платок

2

1

1

Знакомство с принципами росписи платков.

Опрос

10


Построение узора на круге

Декоративное блюдо

2

1

1

Учить составлять на круге симметричные узоры из листьев, цветов и ягод, и линий разного характера.

Педагогическое наблюдение

11


Построение узора на различных формах

2

1

1

Закреплять знания о характерных особенностях росписи. Умение создавать узор на заданной форме

Творческая работа

12


Что умеет карандаш

2

1

1

Учить передавать правильность рисунка в поэтапном рисовании, придерживаясь схематичного изображения

Педагогическое наблюдение

13


Рисование натюрморта

Месяцеслов-октябрь

2

1

1

Расширять знания детей о натюрморте, формировать графические умения в передаче пространственного расположения группы предметов

Творческая работа

14


Красота Российских далей

2

1

1

Познакомить с жанром живописи- пейзажем, его разновидностями

Опрос

15


Животные на картинах и рисунках

2

1

1

Знакомство с анималистическим жанром, совершенствование умения рисовать животных

Опрос

16


Портреты детей в изобразительном искусстве

2

1

1

Познакомить с жанром изобразительного искусства -портрет, отражать пропорции и мимику лица.

Опрос

17


Народные образы в народном искусстве. Линии в орнаменте

2

1

1

Знакомство с основными типами линий в орнаменте. Что символизируют народные образы (символы)

Опрос

18


Убранство русской избы и ее внутренний мир. Роспись прялки

2

1

1

Познакомить с интерьером русской избы, ее убранством

Опрос

19


Секрет красоты народной вышивки. Роспись рушника

2

1

1

Показать в чем секрет красоты народной вышивки

Опрос

20


Полхов-Майданская роспись. Ягоды и бутоны в росписи кувшина

2

1

1

Познакомить с историей развития и изделиями Полхов- Майдана.

Опрос

21


Майданская роза- роспись вазы

2

1

1

Учить последовательно изображать майданскую розу

Творческая работа

22


Цветочный узор Панно с букетом роз

2

1

1

Закрепление навыков изображения растительных элементов

Творческая работа

23


Пейзажные картинки в Полхов-Майдане

2

1

1

Освоить принцип построения декоративного пейзажа

Самостоятельная работа

24


Русская матрешка

2

1

1

История возникновения и развития русской матрешки

Опрос

25


Особенности одежды матрешки

2

1

1

Знакомство с образом русской матрешки

Опрос

26


Композиционное размещение росписи

2

1

1

Закрепление вариантов композиционного размещения узора по всему объему матрешки

Самостоятельная работа

27


Работа над эскизом росписи матрешки

2

1

1

Закрепить варианты композиционного размещения узора по всему объему матрешки

Педагогическое наблюдение

28


Русская матрешка

2

1

1

Закрепить умения в последовательной и технологической росписи матрешки.

Педагогическое наблюдение

29


Ах, ты, русская матрешка

2

1

1

Воспитывать любовь к народным традициям.

Опрос

30


Красота русской зимней природы

2

1

1

Воспитывать любовь к природе, передавая колорит зимы.

Опрос

31


Морозные узоры. Украшение и реальность в природе

Месяцеслов- декабрь- студень

2

1

1

Учить создавать декоративный рисунок. Проявлять творчество

Творческая работа

32


Новый год стучится у ворот

2

1

1

Дать понятия, как встречают Новый год в других странах, познакомить с традициями праздника

Опрос

33


Глиняные игрушки в России

2

1

1

Познакомить с видами глиняной игрушки (каргопольская, вятская, филимоновская, дымковская)

Опрос

34


Особенности росписи Дымки

2

1

1

Знакомство с элементами дымковской росписи

Педагогическое наблюдение

35


Женский образ в Дымковской игрушке

2

1

1

Знакомить с видами женских образов и символическим значением

Педагогическое наблюдение

36


Животный мир в Дымковской росписи

2

1

1

Обобщать знания о Дымке. Развивать творческие способности

Самостоятельная работа

37


Образ сказочной птицы в Дымковской росписи

Месяцеслов- январь

2

1

1

Закрепить характерные особенности росписи дымковской игрушки

Самостоятельная работа

38


Веселое шествие дымковских игрушек

2

1

1

Проявлять творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента

Творческая работа

39


Ярмарка в Дымково

2

1

1

Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Опрос

40


История хохломского промысла

2

1

1

Знакомить с историей создания Хохломских изделий

Опрос

41


Как рождаются волшебные узоры Хохломы

2

1

1

Упражнять в рисовании элементов хохломской росписи

Педагогическое наблюдение

42


Роспись ложки элементом «Рябинка»

2

1

1

Знакомить с элементом «Рябинка».

Развивать чувство цвета, ритма.

Педагогическое наблюдение

43


Уточка- солонка с элементами «Клубничка»

2

1

1

Знакомить с элементом «Клубничка»

Воспитывать творческие навыки.

Опрос

44


Травный орнамент- роспись чаши

2

1

1

Научить рисовать травный орнамент

Воспитывать эстетический вкус.

Педагогическое наблюдение

45


Ваза для цветов - узором «Ягоды и листочки»

2

1

1

Закреплять раннее изученные элементы росписи

Зачет

46


Золотое мерцание посуды

Народный календарь февраль-перезимок

2

1

1

Закреплять навык построения узора по форме предмета. Видеть красоту окружающих вещей.

Педагогическое наблюдение

47


Самостоятельное составление узора по хохломской азбуке

2

1

1

Воспитывать стремление овладеть навыками, приемами росписи.

Самостоятельная работа

48


Хохлома- золотые узоры

2

1

1

Упражнять в стилизации выполнения узора

Педагогическое наблюдение

49


Хохломской букет

2

1

1

Развивать творческие способности.

Прививать любовь к народным промыслам.

Творческая работа

50


Золотые травы России

2

1

1

Самостоятельно украшать лепестки и цветки разнообразными узорами Хохломы.

Самостоятельная работа

51


Праздник волшебного рисунка

2

1

1

Воспитывать взаимную поддержку друг к другу, эмоциональную разрядку

Выставка

52


История развития городецкой росписи

2

1

1

Познакомить с историей возникновения городецкой росписи и изделиями народных мастеров

Опрос

53


Розан и ромашка

Роспись вазы

Месяцеслов-март

2

1

1

Знакомство с элементами росписи-розан и ромашка

Опрос

54


Расписное панно-листья и кустики

2

1

1

Знакомство с элементами росписи-листики и кустики

Педагогическое наблюдение

55


Роспись поставца - Купавка и бутон

2

1

1

Знакомство с традиционным элементом росписи- купавка и бутон

Опрос

56


Городецкая роза. Роспись декоративного блюда.

2

1

1

Знакомство с декоративным изображением розы в городецкой росписи

Опрос

57


Построение простых композиций

2

1

1

Учить строить гирлянду по оси симметрии, правильно подбирая цветовую гамму

Педагогическое наблюдение

58


Птицы волшебного сада в славянской мифологии

2

1

1

Дать понятие об образе птиц в славянской мифологии и их символическом значении

Опрос

59


Образ птицы в Городецкой росписи

2

1

1

Знакомство с последовательным выполнением росписи городецкого фазана

Опрос

60


Лесная сказка зимой

2

1

1

Учить выделять элементы цветочного узора в изделиях Городца.

Опрос

61


Величавость и грациозность в росписи вороного коня

2

1

1

Знакомство с последовательным выполнением росписи вороного коня

Опрос

62


Композиционное построение городецкой росписи

Месяцеслов- апрель

2

1

1

Закрепление схематического построения гирлянды по оси симметрии.

Самостоятельная работа

63


Городецкие мотивы- итоговое занятие

2

1

1

Закрепить знания детей о городецкой росписи

Самостоятельная работа

64


Моя любимая сказка.

2

1

1

Познакомить с видами и классификацией сказок

Опрос

65


Иллюстрирование сказки «Маша и медведь»

2

1

1

Развивать любовь к русским народным сказкам, творческую фантазию.

Творческая работа

66


Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

2

1

1

Формировать умения выполнять иллюстрацию к сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты.

Творческая работа

67


Весенний день.

2

1

1

Раскрыть красоту весенней природы

Самостоятельная работа

68


Наши пернатые друзья

2

1

1

Учить передавать наброски птиц в движении.

Педагогическое наблюдение

69


Рисование с натуры комнатного растения

2

1

1

Учить передавать относительную величину и пропорциональное соотношение в изображении

Педагогическое наблюдение

70


Рисование первых весенних цветов

2

1

1

Воспитывать любовь к окружающей природе

Творческая работа

71


Обитатели подводного царства

Месяцеслов- май.

2

1

1

Познакомить с обитателями подводного мира

Опрос

72


Искусствоведческая викторина

2

1

1

Создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей.

Зачет

Календарный учебный график 3-го года обучения

занятия



Дата



Тема занятия

Количество часов



Форма занятия


Форма

контроля

всего

теория

практика

1


Вводное занятие

2

1

1

Урок – викторина по т/б, пожарной безопасности

Входная (первичная), аттестация, тестирование

2


Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

2

1

1

Презентация

Педагогическое наблюдение

3


Азбука языка в образе народного костюма

2

1

1

Презентация

Педагогическое наблюдение

4


Символика русского народного костюма

2

1

1

Урок-путешествие в прошлое

Опрос

5


Гармония с природой. Растительный орнамент

2

1

1

Репродукции Б. Поморцев

«В Прионежье»

Творческая работа

6


Конструкция и декор предметов народного быта. Орнамент на квадрате

2

1

1

Презентация. Образцы орнамента

Педагогическое наблюдение

7


Одежда говорит о человеке. Праздничный наряд женской одежды

2

1

1

Иллюстрации русских народных костюмов. Образцы

Творческая работа

8


История промысла русской матрешки. Традиционные виды матрешек. Цветы, ягоды бутоны майданской росписи. Народный календарь – осенины

2

1

1

Презентация. Образцы росписи.

Педагогическое

наблюдение

9


Композиционное размещение. Майданская роза. Работа в цвете

2

1

1

Образцы работ

Самостоятельная работа

10


Последовательное размещение росписи матрешки. Цветочный узор в украшении костюма

2

1

1

Силуэты матрешки из картона

Творческая работа

11


Матрена – хлебосольная хозяйка.

2

1

1

Силуэты матрешки

Опрос

12


Птички – невелички в майданской росписи. Роспись свистульки

2

1

1

Образцы для творческого задания ,изделия мастеров

Педагогическое наблюдение

13


Пейзажные картинки. Роспись поставца

2

1

1

Иллюстрации, картинки презентация

Опрос

14


Итоговое занятие по пройденной теме.

2

1

1

Конспект мероприятия

Зачет

15


Древние образы в современных народных игрушках. Особенности росписи дымковских игрушек. Ритм и мотив в орнаменте

2

1

1

Иллюстрации народных игрушек, таблицы с элементами росписи

Опрос

16


Основная тематика сюжетов. Многоцветье Дымки. Орнаментальная роспись

2

1

1

Таблицы с элементами росписи. Дидактический материал. Презентация

Опрос

17


Импровизация на тему «Дымковские глиняные игрушки»

2

1

1

Выставка дымковской игрушки. Презентация

Выставка

18


Составление композиций из различных орнаментов Дымки

2

1

1

Образцы элементов дымковской росписи. Чтение стихов

Педагогическое наблюдение

19


Образ сказочной птицы и его символическое значение

2

1

1

Презентация. Иллюстрации, открытки, с изображением птиц

Педагогическое наблюдение

20


Женский образ в дымковской игрушке. Роспись барыни – разноцветные юбки

2

1

1

Иллюстрации и фотографии русских национальных костюмов

Творческая работа

21


Роспись игрушки с учетом композиционного единства

2

1

1

Образцы работ

Самостоятельная работа

22


Итоговое занятие «Веселое шествие дымковских игрушек»

2

1

1

Стихи о дымковских игрушках

Педагогическое наблюдение

23


Золотая хохлома – своеобразие художественного языка. Травный орнамент

2

1

1

Образец травного орнамента. Презентация

Опрос

24


Азбука хохломской росписи. Листок и ягоды – роспись чаши.

2

1

1

Загадки и стихи о хохломе

Педагогическое наблюдение

25


Плывет утица

2

1

1

Показ иллюстраций, слайда

Педагогическое наблюдение

26


Золотое мерцание посуды ощущение тепла и света. Роспись вазы для цветов

2

1

1

Образцы росписи народных умельцев

Самостоятельная работа

27


Традиционный орнамент хохломы

2

1

1

Репродукции с изображениями хохломской росписи

Опрос

28


Декоративное панно с хохломской росписи

2

1

1

Изделия и репродукции произведений мастеров хохломы. Картинки с изображением узоров хохломы

Самостоятельная работа

29


Декоративное панно с хохломской росписью

2

1

1

Таблицы с элементами хохломского узора, круглое панно. Шаблоны листьев и завитков

Опрос

30


Коллективная работа «Хохломской букет»

2

1

1

Презентация

Педагогическое наблюдение

31


Итоговое занятие «Золотые травы России»

2

1

1

Выставка работ

Зачет

32


Культура народов Приамурья. Многонациональность Хабаровского края

2

1

1

Иллюстрации, сюжетные картинки

Опрос

33


Этнографическая коллекция по материалам краеведческого музея «Чудеса живут рядом»

2

1

1

Материал: предметы быта

Опрос

34


Искусство наших восточных соседей – Япония, Корея

2

1

1

Физическая карта России, символы государства. Презентация «Соседи России»

Опрос

35


Городецкие мотивы. История создания и особенности росписи «Городца»

2

1

1

Выставка работ городецких мастеров

Педагогическое наблюдение

36


Основные элементы росписи. Розан и ромашка, листья и кустики

2

1

1

Образцы работ

Творческая работа

37


Роспись вазы розаном и ромашкой. Гармония цвета

2

1

1

Таблицы с элементами росписи

Педагогическое наблюдение

38


Купавка и бутон. Роспись поставца

2

1

1

Таблицы, образцы работ

Опрос

39


Городецкая роза – построение гирлянды по оси симметрии

2

1

1

Схемы композиционного размещения

Опрос

40


Образ птицы в Городецкой росписи. Последовательность росписи городецкого фазана

2

1

1

Схемы последовательного выполнения росписи фазана

Опрос

41


Образ птицы в славянской мифологии и его символическое значение

2

1

1

Иллюстрации различных видов городецких птиц

Творческая работа

42


Построение простых композиций городецкой росписи по схемам

2

1

1

Образцы работ, таблицы

Самостоятельная работа

43


Создание композиций в цвете «Лесная сказка зимой»

2

1

1

Иллюстрации художников

Творческая работа

44


Величавость и грациозность в изображении вороного коня

2

1

1

Образец последовательного выполнения росписи вороного коня

Педагогическое наблюдение

45



Последовательность росписи вороного коня

2

1

1

Образец выполнения

Творческая работа

46


Построение композиций по городецкой росписи

2

1

1

Пословицы и приметы

Опрос

47


Городецкие мотивы – итоговое занятие

2

1

1

Выставка работ детей

Выставка

48


История возникновения жостовских подносов. Азбука кистевых мазков

2

1

1

Презентация

Опрос

49


Этапы росписи жостовских подносов (замалевок, тенежка, бликовка, привязка)

2

1

1

Образцы жостовских подносов

Творческая работа

50


Принцип послойной обработки изображения в жостовской росписи

2

1

1

Презентация

Опрос

51


Своеобразие росписи - достижение плавного набора краски на кисть – пятилистник – цветок яблони

2

1

1

Таблицы, образцы работ, показ слайдов

Опрос

52


Композиция узоров, форм, цветов, листьев. Цветок «Лилия и листочек»

2

1

1

Слайдовая презентация. Иллюстрированный материал

Опрос

53


Цветы садовые и полевые в цветовой гамме

2

1

1

Таблицы, беседа, стихи, загадки

Опрос

54


Красота букетов из Жостова

«Алые маки»

2

1

1

Презентация «Жостовские букеты». Беседа. Репродукции Жостовских мастеров

Опрос

55


Композиция по жостовским мотивам. Этап росписи подноса – уборка (украшение борта подносов)

2

1

1

Наглядный материал

Педагогическое наблюдение

56


Многообразие форм подносов и варианты композиционного размещения узора на подносах

2

1

1

Наглядный материал

Педагогическое наблюдение

57


Жостовские букеты на подносе. Итоговое занятие

2

1

1

Презентация. Народная музыка

Зачет

58


Декоративное искусство в современном мире

2

1

1

Презентация. Иллюстрированный материал

Опрос

59


История развития и особенности Гжельской керамики. Изучение лучших работ художников

2

1

1

Репродукции работ художников, презентация

Опрос

60


Элементы гжельского орнамента. Геометрический орнамент

2

1

1

Таблицы, презентация. Словесный наглядный, практический методы

Опрос

61


Разновидность растительного орнамента в гжельской росписи. Традиционный элемент росписи - «Капелька»

2

1

1

Беседа, образцы. Наглядный словесный, практический методы

Опрос

62


Окаймляющий орнамент – бордюры

2

1

1

Презентация. Образцы бордюров

Опрос

63


Роспись с использованием светотеневого мазка

2

1

1

Беседа. Таблицы. Образец выполнения.

Самостоятельная работа

64


Изображение сказочного терема в гжельской композиции

2

1

1

Иллюстрации с изображением сказочных теремов

Творческая работа

65


Мазковая техника гжельской росписи. Традиционное изображение цветка

2

1

1

Презентация. Иллюстрированный материал занятия

Опрос

66


Декоративная посуда в росписи гжели со светотеневым мазком. Чайные чашки в росписи гжели

2

1

1

Образцы работ наглядность. Роспись посуды.

Творческая работа

67


Традиционные гжельские композиции цветов. Роспись посуды по гжельским мотивам

2

1

1

Образцы работ. Роспись посуды.

Творческая работа

68


Синие узоры на белоснежном поле – праздничное блюдо

2

1

1

Репродукции и образцы декоративного прикладного творчества

Творческая Работа

69


Синяя птица – главный мотив гжельского народного промысла. Изготовление из бумаги. Роспись лебедя

2

1

1

Образцы работ.

Самостоятельная работа

70


«Чудесная сказочная Гжель». Итоговое занятие

2

1

1

Слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов

Зачет

71


С чего начинается родина? Рисование природы в разных состояниях

2

1

1

Репродукции картин «Рожь», «Грабарь, Саврасов. Стихотворение «С чего начинается Родина?»

Творческая работа

72


Экзамен художника Тюбика. Искусствоведческая викторина

2

1

1

Таблицы, репродукции художников, изделия художественных народных промыслов

Зачет





























Приложение 2

Календарный план воспитательной работы


Срок проведения

Направление

воспитательной деятельности

Название мероприятия, события

Форма проведения мероприятия, события

Количество часов

Сентябрь

Гражданское

воспитание

«Мы граждане России»

тематический час

1

Духовное и

Нравственное

воспитание

«Спешите делать добро»

Викторина-презентация

1

Эстетическое воспитание

«Здравствуй осень»

Выставка рисунков

1

Физическое воспитание

«Мы за ЗОЖ»

Игровая программа

1

Трудовое воспитание

«Без труда ничего не дается»

Круглый стол

1

Экологическое воспитание

«Природа и мы»

Викторина

1

Познавательное воспитание

«Интеллектуальный лабиринт»

Интерактивная игра

1

Октябрь

Гражданское воспитание

«Правила антитеррористической безопасности»

Круглый стол

1

Духовное и Нравственное воспитание

«Мой папа – самый лучший»

Конкурс рисунков

1

Эстетическое воспитание

«Осенний марафон»


конкурсно-развлекательная программа

3

Физическое воспитание

«Идем в поход»

выход на природу

3

Экологическое воспитание

«Сохраним планету»

Конкурс рисунков

1

Ноябрь

Гражданское воспитание

«Знай, умей, соблюдай!»

Викторина по ПДД

1

Патриотическое воспитание

«Россия - это мы!»

игровая программа, посвященная Дню народного единства

1

Духовное и нравственное воспитание

«Пусть всегда будет мама»

Концерт, посвященный Дню матери

3

Физическое воспитание

«В стране здоровья»

Диспут

1

Экологическое воспитание

«Природа родного края»

Фотоконкурс

1

Познавательное воспитание

«Знатоки»

Интерактивная игра

1

Декабрь

Гражданское воспитание

«Антитеррор»

Информационный час

1

Патриотическое воспитание

«Живая память»

Патриотический час, посвященный Дню Неизвестного Солдата

1

Духовное и Нравственное воспитание

«Мои обязанности в семье»

Час общения

1

Эстетическое воспитание

«С Новым годом!»

Конкурсно-развлекательная программа

3

Экологическое воспитание

«Покормим птиц зимой»

Экологическая акция

1

Познавательное воспитание

«Поле чудес»

познавательная игра

1

Январь

Трудовое воспитание

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Викторина

1

Патриотическое воспитание

«Блокадной памяти страницы»

урок мужества, посвященный ко дню прорыва блокады Ленинграда

1

Духовное и Нравственное воспитание

«Рождественские посиделки»

игровая программа

3

Эстетическое воспитание

«Зимы прекрасные мгновенья»

Выставка рисунков

1

Физическое воспитание

«Зимние травмы, как избежать их»

Информационный час

1

Познавательное воспитание

«Город мастеров»

Познавательная викторина

1

Февраль

Гражданское воспитание

«Юный защитник Отечества»

конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества

3

Патриотическое воспитание

«Сталинград-бессмертный воин, город патриот»


Акция памяти, посвященная дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

1

Физическое воспитание

«Веселые старты»

Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества

3

Познавательное воспитание

«На кого я хочу быть похожим»

Круглый стол

1

Март

Гражданское

воспитание

«Знаешь ли ты свои права»

Викторина

1

Духовное и Нравственное воспитание

«Встречаем Масленицу!»

Игровая программа

3

Эстетическое воспитание

«Наши девочки прекрасны»

Конкурсно-развлекательная программа, посвященная 8 марта

3

Трудовое воспитание

«Все профессии хороши, выбирай на вкус»

Викторина-презентация

1

Экологическое воспитание

«Тайна живой природы»

Экологическая игра

1

Апрель

Патриотическое воспитание

«Тайна Вселенной»

Конкурсно-игровая программа

1

Эстетическое воспитание

"Этот загадочный космос"

Конкурс рисунков

1

Физическое воспитание

«Хочу быть здоровым»

Викторина

1

Гражданское воспитание

«Россия против террора»

Круглый стол

1

Экологическое воспитание

«Твои друзья – звери, птицы, рыбы»

Интерактивная игра

1

Май

Гражданское воспитание

«Моя малая Родина»

Слайд-презентация

1

Патриотическое воспитание

«Георгиевская ленточка» «Окна Победы»

всероссийская акция

1


Духовное и Нравственное воспитание

«Светлый праздник Пасхи»

Игровая программа

3


Трудовое воспитание

«Праздник Весны и Труда»

субботник

1

Экологическое воспитание

«Чистый багульник»

«Экологическая акция

3





72























Приложение 3



Мониторинг результатов обучения

по дополнительной образовательной программе «Народная художественная культура»

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

ччисло баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил теоретическое содержание программы;

  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

  • объем усвоенных знаний составляет более ½;

  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;

  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

  • сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

2

3

Наблюдение, собеседование

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;

  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

  • объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;

  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

  • работает с оборудованием с помощью педагога;

  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0

1


2



3



3

Наблюдение, контрольное задание

Основные компетентности

Учебно-интеллектуальные


Подбирать и анализировать специальную литературу




Самостоятельность в подборе и работе с литературой





  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;

  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.


0

1


2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации


Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше




Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше


Коммуникативные

Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей





Адекватность восприятия информации, идущей от педагога






  • объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию;

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других.


0

1


2


3


Выступать перед аудиторией


Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации


  • перед аудиторией не выступает;

  • испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

  • самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

  • испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

  • самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1



2

3

Организационные


Организовывать свое рабочее (учебное) место




Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой


  • рабочее место организовывать не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой


0

1


2

3

Наблюдение




















Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время



Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

  • планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1



2


3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

  • аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;

  • овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

  • объем усвоенных навыков составляет более ½;

  • освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.

0

1


2

3





Приложение 4

Мониторинг развития качеств личности учащихся

по дополнительной образовательной программе «Народная художественная культура»

Качества

личности

Признаки проявления качеств личности

ярко проявляются

3 балла

проявляются

2 балла

слабо проявляются

1 балл

не проявляются

0 баллов

1. Активность,

организаторские способности

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, целеустремлен, трудолюбив и прилежен, добивается выдающихся результатов, инициативен, организует деятельность других.

Активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив, добивается хороших результатов.

Мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить задание. Результативность невысокая.

Пропускает занятия, мешает другим.

2. Коммуникативные навыки, коллективизм

Легко вступает и поддерживает контакты, разрешает конфликты, дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию успешно выступает перед аудиторией.

Вступает и поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми, по инициативе руководителя или группы выступает перед аудиторией.

Поддерживает контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не выступает.

Замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе с трудом, является инициатором конфликтов.

3. Ответственность, самостоятельность,

дисциплинированность

Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других. Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.

Выполняет поручения охотно, ответственно. Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует этого от других.

Неохотно выполняет поручения.

Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.

Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности преподавателя или товарищей.

Уклоняется от поручений, безответственен. Часто недисциплинирован, нарушает правила поведения, слабо реагирует на воспитательные воздействия.

4. Нравственность,

гуманность

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, пресекает грубость, недобрые отношения к людям,

Доброжелателен, правдив, верен своему слову, вежлив, заботится об окружающих, но не требует этих качеств от других.

Помогает другим по поручению преподавателя, не всегда выполняет обещания, в присутствии старших чаще скромен, со сверстниками бывает груб.

Недоброжелателен, груб, пренебрежителен, высокомерен с товарищами и старшими, часто обманывает, неискренен.

5. Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

Имеет высокий творческий потенциал.

Самостоятельно выполняет исследовательские, проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может создать проектировочную команду и организовать ее деятельность. Находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий.

Выполняет исследовательские, проектировочные работы, может разработать свой проект с помощью преподавателя. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


Может работать в исследовательско-проектировочной группе при постоянной поддержке и контроле. Способен принимать творческие решения, но в основном использует традиционные способы.


В проектно-исследовательскую деятельность не вступает. Уровень выполнения заданий репродуктивный.




1