Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Пензенской области
«Кузнецкий колледж электронных технологий»
(ГАПОУ ПО ККЭТ)
| УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАПОУ ПО «Кузнецкий колледж электронных технологий» ___________________/Т.А. Хархун / М.П. «____» _____________ 2023 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Юный исследователь»
для обучающихся 1-4 курсов колледжа
на 2023-2024 учебный год
2023 г.
Организация - разработчик: ГАПОУ ПО «Кузнецкий колледж электронных технологий»
Разработчик(и): Котков Алексей Васильевич – преподаватель ГАПОУ ПО ККЭТ
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» рассмотрена на заседании Педагогического совета ГАПОУ ПО ККЭТ Протокол №____ от _____________ 20 г.
Содержание
Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы | 4 |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы | 6 |
Планируемые результаты | 9 |
Комплекс организационно-педагогических условий | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения программы | 14 |
1. Общая характеристика дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь».
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы – естественно-научный.
Актуальность программы: дополнение и углубление предметного материала, развитие математических способностей студентов, решение задач повышенной сложности, подготовка студентов к участию в математических конкурсах.
Адресат программы: обучающиеся 1-4 курсов колледжа.
Объем и срок освоения программы – 36 часов; 2023-2024 учебный год.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с планом работы программы.
Состав группы – постоянный.
Режим занятий – 36 часов.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью - 45 минут.
1.2 Цели и задачи программы
Цель данной программы:
На основе коррекции базовых математических знаний студентов совершенствовать математическую культуру и математические способности, расширять и углублять знаний, полученные при изучении курса математики.
Задачи:
Обучающие:
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений решения задач повышенной сложности.
Формирование умений применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Формирование умений решения прикладных задач.
Обобщение и систематизация методов решения математических задач. Изучение дополнительных методов решения уравнений, неравенств.
Создание условий для формирования и развития у студентов навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к ЕГЭ.
Формирование необходимых практических навыков работы в специализированных программах;
Развивающие:
Формирование устойчивого интереса к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления по определённым темам.
Развитие коммуникативных и обще-учебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Воспитательные:
Воспитание у обучающихся чувства взаимопомощи, умение выслушать друг друга.
Формирование целеустремленности и потребности в самоопределении.
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2 Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь».
2. 1 Рабочий учебный план дополнительной общеразвивающей программы.
Наименование разделов Программы | Общая трудоемкость | Объём времени отведённый на освоение курса (курсов) | Практика |
Всего аудиторных часов | Аудиторные занятия час. | Самостоятельная работа студента | Производственная практика |
Лекции | Лабораторные работы, часов | Практические занятия, часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Числовые выражения. Основы тригонометрии. Уравнения и неравенства. Производная. Интеграл. Геометрия. | 36 | 36 | | | 36 | | |
Итого: | 36 | 36 | | | 36 | | |
2.2 Тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе |
Теоретические | практические |
1 | Числовые выражения. | 4 | 2 | 2 |
1.1 | Преобразование числовых выражений. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Преобразование выражений содержащих степени, корни и логарифмы. | 2 | 1 | 1 |
2 | Основы тригонометрии. | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Тригонометрические уравнения, неравенства и методы их решения. | 2 | 1 | 1 |
3 | Уравнения и неравенства. | 8 | 4 | 4 |
3.1 | Иррациональные уравнения, неравенства и методы их решения. | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Показательные уравнения, неравенства и методы их решения. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Логарифмические уравнения, неравенства и методы их решения. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Решение уравнений с помощью прикладных программ. | 2 | 1 | 1 |
4 | Производная. | 8 | 4 | 4 |
4.1 | Методы вычисления производных. | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Решение физических задач с применением производной. | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Решение прикладных задач на наибольшее и наименьшее значение. | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Исследование функций и построение графиков. | 2 | 1 | 1 |
5 | Интеграл. | 8 | 4 | 4 |
5.1 | Применение интеграла к решению различных задач. | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Вычисление площади криволинейной трапеции. | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Вычисление объема тела вращения с помощью определенного интеграла. | 2 | 1 | 1 |
5.4 | Знакомство с биографией великих математиков, внесших вклад в развитие мат. анализа. | 2 | 1 | 1 |
6 | Геометрия. | 4 | 2 | 2 |
6.1 | Решение геометрических задач по теме «Объем многогранников» | 2 | 1 | 1 |
6.2 | Решение геометрических задач по теме «Объем тел вращения» | 2 | 1 | 1 |
Итого | 36 | 18 | 18 |
2.3Содержание обучения
Наименование разделов программы | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Числовые выражения. | 4 | |
Тема 1.1 Преобразование числовых выражений. | Содержание учебного материала | 2 | |
Выполнение упражнений на преобразование числовых выражений | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 1.2 Преобразование выражений содержащих степени, корни и логарифмы | Содержание учебного материала | 2 | |
Выполнение упражнений на преобразование выражений содержащих степени, корни и логарифмы | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Раздел 2 Основы тригонометрии. | 4 | |
Тема 2.1 Преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств. | Содержание учебного материала | 2 | |
Выполнение упражнений на преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Тема 2.2 Тригонометрические уравнения, неравенства и методы их решения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Выполнение упражнений на решение тригонометрических уравнений, неравенств. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Раздел 3 Уравнения и неравенства. | 8 | |
Тема 3.1 Иррациональные уравнения, неравенства и методы их решения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение иррациональных уравнений и неравенств. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 3.2 Показательные уравнения, неравенства и методы их решения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение показательных уравнений и неравенств. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Тема 3.3 Логарифмические уравнения, неравенства и методы их решения. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение логарифмических уравнений и неравенств | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Тема 3.4 Решение уравнений с помощью прикладных программ. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение уравнений с помощью прикладных программ. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Раздел 4 Производная. | 8 | |
Тема 4.1 Методы вычисления производных. | Содержание учебного материала | 2 | |
Вычисление производных. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 4.2 Решение физических задач с применением производной. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение физических задач с применением производной. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 4.3 Решение прикладных задач на наибольшее и наименьшее значение. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение прикладных задач на наибольшее и наименьшее значение. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Тема 4.4 Исследование функций и построение графиков. | Содержание учебного материала | 2 | |
Исследование функций и построение графиков | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 3 |
Раздел 5 Интеграл. | 8 | |
Тема 5.1 Применение интеграла к решению различных задач. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение задач с применением интеграла. | | 2 |
Решение задач. | | |
Тема 5.2 Вычисление площади криволинейной трапеции. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение задач на вычисление площади криволинейной трапеции. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 5.3 Вычисление объема тела вращения с помощью определенного интеграла. | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение задач на вычисление объема тела вращения с помощью определенного интеграла. | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 5.4 Знакомство с биографией великих математиков, внесших вклад в развитие мат. анализа. | Содержание учебного материала | 2 | |
Подготовка докладов на тему «Биография великих математиков, внесших вклад в развитие мат. анализа.» | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 1 |
Раздел 6 Геометрия. | 4 | |
Тема 6.1 Решение геометрических задач по теме «Объем многогранников» | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение геометрических задач по теме «Объем многогранников» | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Тема 6.2 Решение геометрических задач по теме «Объем тел вращения | Содержание учебного материала | 2 | |
Решение геометрических задач по теме «Объем тел вращения | 1 | 2 |
Решение задач. | 1 | 2 |
Итого по программе | 36 | |
3. Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающиеся имеют возможность применять приобретенные знания для решения практических задач, повторить и систематизировать ранее изученный материал по математике, освоить основные методы решения задач, овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи, овладеть и пользоваться на практике прикладными программами, повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности, познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.
уметь:
преобразовывать выражения;
решать уравнения и неравенства разными методами;
применять производную и интеграл для решения прикладных задач;
пользоваться прикладными программами.
знать:
- основные понятия, методы решения уравнений и неравенств;
- методы и приемы решения задач повышенной сложности;
- приемы решения производственных задач с помощью математических методов.
4 Комплекс организационно-педагогических условий
4.1 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| сентябрь | 13.09 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Преобразование числовых выражений. | Аудитория 307 | тест |
| сентябрь | 27.09 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| октябрь | 11.10 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств. | Аудитория 307 | тест |
| октябрь | 25.10 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| ноябрь | 15.11 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Иррациональные уравнения, неравенства и методы их решения. | Аудитория 307 | тест |
| ноябрь | 29.11 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| декабрь | 13.12 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение уравнений с помощью прикладных программ. | Аудитория 307 | тест |
| декабрь | 27.12 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| январь | 17.01 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Методы вычисления производных. | Аудитория 307 | тест |
| январь | 31.01 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| февраль | 14.02 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Исследование функций и построение графиков. | Аудитория 307 | тест |
| февраль | 28.02 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| март | 13.03 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Применение интеграла к решению различных задач. | Аудитория 307 | тест |
| март | 27.03 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| апрель | 10.04 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Знакомство с биографией великих математиков, внесших вклад в развитие мат. анализа. | Аудитория 307 | тест |
| апрель | 24.04 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение задач. | Аудитория 307 | тест |
| май | 15.05 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение геометрических задач по теме «Объем многогранников» | Аудитория 307 | тест |
| май | 29.05 | 1330-1510 | Практическая работа | 2 | Решение геометрических задач | Аудитория 307 | тест |
4.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Математики, математических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета математики:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-наглядных пособий, дидактический материал.
Наименование оборудования, программного обеспечения
Ноутбук – 1 шт.
Принтер лазерный – 1 шт.
Проектор – 1 шт.
Экран настенный – 1 шт.
4.3 Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
http://uztest.ru/abstracts/?idabstract=463907 Основные методы решения уравнений.
http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/01/12/nestandartnye-metody-resheniya-uravneniy-i Нестандартные методы решения уравнений и неравенств.
http://parametry.narod.ru/reshenie.html Решение уравнений и неравенств с параметрами.
С. А. Субханкулова «Задачи с параметрами», Москва, «ИЛЕКСА», 2017 г.
Потапов М.К. «Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения.», М., «Дрофа». 2018 г.
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дополнительной общеразвивающей программе:
5. Контроль и оценка результатов освоения программы 5.1 Форма аттестации
Итоговая аттестация по дополнительной общеразвивающей программе проводится в форме итоговой работа.
5.2 Оценочные материалы.
Итоговая работа.
Найдите значение выражения
а)
б)
2. Упростите выражение
3. Решите уравнение
.
4. Решите систему неравенств
5. Найдите площадь плоской фигуры, ограниченной графиком функции
и касательнойк графику проведенными в точке (2;2) и осью ОУ.
6. В правильной четырёхугольной пирамиде высота 3 м, боковое ребро 5 м. Найти объём.